Как во городе было во казани роль песни в произведении

Песня Варлаама «Как во городе было во Казани».

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Как во городе было, во Казани:
Грозный-царь пировал там, веселился.
Он татарей бил нещадно,
Чтоб им было неповадно
Вдоль по Руси гулять

Царь походом подходил да под Казань-городок.
Он подкопы подкопал да под Казанку, под реку.
Как татаре то по городу похаживают,
На царя Ивана то поглядывают,
Зли, татарове!

Грозный-царь от закручинился,
Он повесил головушку на правое плечо.
Уж как стал царь пушкарей созывать,
Пушкарей всё, зажигальщиков.
Зажигальщиков.

Накатилася свечка воску ярова.
Подходил молодой пушкарь от к бочечке.
А и с порохом-то бочка закружилася,
Ой, по подкопам покатилася,
Да и хлопнула!

Завопили, загалдели зли татарове,
Благим матом заливалися.
Полегло татаровей тьма-тьмущая,
Полегло их сорок тысячей,
Да три тысячи!

Так-то во городе было, во Казани. Эх!

– Каким вы представляете себе Варлаама поющего такую песню?

— Как характер исполнения и характер музыкального языка выдают характер и даже внешний вид этого человека? (буйная, громкая музыка…)

Следующий музыкальный образ будет звучать без слов. Это произведение «Гном» из фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» — музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с необыкновенной художественной силой. Написан он под впечатлением картины В. Гартмана — близкого друга композитора.

image004

М.Мусоргский «Гном» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=112894854174175044&text=%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%BC+%D0%BC%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&path=wizard&parent-reqid=1586696777462984-838898310833065608500166-production-app-host-sas-web-yp-143&redircnt=1586696783.1

А если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку, какими бы красками изобразили этого гнома?

Правильно, движется он действительно угловато, скачками. Забавный гномик превращён композитором в глубоко страдающего человека. Слышно было, как он стонет, жалуясь на судьбу. Он вытащен из своей родной сказочной стихии и отдан на забаву людям. Гном пытается протестовать, бороться, но раздаётся отчаянный вопль.

А. Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение » Времена года». Казалось бы, Италия так далеко от нас, и климат там другой, и природа несколько иная, но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаём в ней нашу северную природу.

1.Музыкальный материал послушать:

М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов».

Источник

Мусоргский

Жизнь и творчество русского композитора

Мусоргский — писатель-драматург. Черты литературного стиля

Это величавое начало повествования сразу представилось неуместным в рисовавшейся Мусоргскому ярко динамичной песне Варлаама. Вместо эпического вступления он сочиняет свои четыре стиха, очень тонко сохраняющих лексику и ритмические особенности народной поэзии. Начав первой строкой пушкинской песни («Как во городе было во Казани»), композитор в последующих живо и лаконично рисует ситуацию, предшествовавшую решительному наступлению на Казань. Он не преминул вставить здесь характеристическую деталь, любезную душе Варлаама, о том, что «грозный царь пировал да веселился». Вот эти вводные стихи Мусоргского:

Как во городе было во Казани,
Грозный царь пировал да веселился.
Он татарей бил нещадно,
Чтоб им было неповадно
Вдоль по Руси гулять.

Далее Мусоргский придерживался в основном народного текста, внося лишь свои отдельные штрихи, корректирующие частные моменты рассказа. Так, ему, очевидно, представилась неверной психологически строка: «Что грозна царя Ивана Васильевича поддразнивали»,— и он заменяет ее другой: «На царя Ивана-то поглядывают злы татарове».

Помимо вступления. Мусоргский значительно развивает еще один эпизод — решающий момент битвы с татарами. Здесь события изображаются им с известной последовательностью, причем яркую образность композитор оттеняет иронической интонацией. И в этой части выдержана песенная сжатость и степенность повествования:

Подходил молодой пушкарь-то к бочечке,
А и с порохом-то бочка закружилась,
Ой, но подкопам покатилась
Да и хлопнула!
Загалдили, завопили злы татарове,
Благим матом заливалися.

Динамично изображая события осады татарской столицы, Мусоргский вместе с тем придает песне закругленность, законченность: она завершается в редакции композитора стихом, аналогичным начальному:

Так-то, во городе было во Казани!

Некоторые народные тексты либретто «Бориса Годунова», высокие по своим поэтическим качествам, родились у Мусоргского в результате переосмысления роли отдельных персонажей в этой социальной драме. Юродивый у Пушкина — обличитель преступного царя. В опере его фигура чрезвычайно вырастает в своем значении. Он — совесть народная, печальник о народных судьбах, прозревающий грядущие испытания родины. Не случайно его пророческой песней Мусоргский заканчивает всю оперу. Короткая и простая, она представляет собой лирическую народную заплачку большой силы:

Лейтесь, лейтесь,
Слезы горькие!
Плачь, плачь, душа
Православная.
Скоро враг придет
И настанет тьма,
Темень темная,
Непроглядная.
Горе, горе Руси,
Плачь, плачь, русский люд,
Голодный люд!

Источник

Анализ музыкального произведения в контексте культуры эпохи («Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского).

В рамках данной статьи на основе восприятия, анализа и сопоставления художественного материала, раскрывается процесс постижения учащимися музыкального языка М.П. Мусоргского и характерных черт русской национальной школы XIX века.

Просмотр содержимого документа
«Анализ музыкального произведения в контексте культуры эпохи («Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского).»

Анализ музыкального произведения в контексте культуры эпохи («Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»

М.П. Мусоргского. 5 класс)

Целью общего музыкального образования и воспитания является развитие музыкальной культуры школьников как неотъем­лемой части духовной культуры. Данная цель наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Сегодня духовная культура рассматривается как результат исторического развития общества, как особая реальность, которую школьники могут открыть, познать, изучить и выявить ее законы. Этот процесс познания необходим для повышения самосознания подрастающей личности в обществе, для более глубокого понимания: что есть человек, как оценивается личность в современном мире, чем отличаются одни культуры от других культур, каковы особые смыслы искусства.

Содержание программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской базируется на нравственно-эстети­ческом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постиже­нии школьниками основных пластов музыкального искусства в их взаимодействии с произведениями других видов искус­ства. [2, 3]

Ценности музыкальной культуры при их включении в образовательный процесс, выполняют не только функцию просвещения, но активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности.

В рамках данной статьи на основе восприятия, анализа и сопоставления художественного материала, раскрывается процесс постижения учащимися музыкального языка М.П. Мусоргского и характерных черт русской национальной школы XIX века.

«Есть музыка, которая к нам идет,

и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней»

Сегодня мы обратимся к музыке великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1739-1881). Его можно назвать непризнанным гением русской классики XIX века. Его музыка, выразившая общественные настроения эпохи, не нашла отклика в сердцах современников. Попробуем разобраться в этом вопросе: какую музыку писал композитор, к каким образам обращался чаще всего, почему творчество Мусоргского не было признано при жизни?

Напомню некоторые факты его жизненного и творческого пути. До 10-летнего возраста Модест получал домашнее образование, затем была Школа гвардейских подпрапорщиков, Преображенский полк. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером. Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Началось время учёбы и разносторонних творческих исканий. Много радости юноша находил в творческом общении с композиторами “Могучей кучки”.[4,30]

Наше знакомство с музыкой Мусоргского, напомню, началось со второго класса. Это были пьесы из фортепианного цикла «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»; «Рассвет на Москве-реке». На уроках в третьем классе мы знакомились с частями из вокального цикла «Детская», написанного на его собственные слова: «С няней», «С куклой» (Напеваю интонации этих песен). [1,135]

Давайте вспомним, чем отличаются мелодии Мусоргского от мелодий Чайковского из «Детского альбома»? (Мелодии, похожие на разговор, речитатив). Составляющие своего вокального стиля: речитативность, декламационность и песенность он унаследовал от М.Глинки и А.Даргомыжского.

Обладая ярко выраженным литературным даром, он тяготел к сочинениям синтетического плана. Самые сильные стороны его дарования воплотились в вокальных жанрах – опере, песне.

К концу 1869 года М.П. Мусоргский создает шедевр оперной музыки – оперу “Борис Годунов” по произведению А.С.Пушкина. Трагедия А.С.Пушкина оказалась «высочайше запрещенной». Мусоргский обратился к этому сюжету через 40 лет. Он оказался очень внимательным читателем, по его собственному выражению, он любил читать многое между строк. Он точно уловил основной драматический стержень, который лег в основу оперы: столкновение народа и царской власти. Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – малолетнего царевича Дмитрия.[4,31]

Свою оперу Мусоргский посвятил товарищам по кружку «Могучая кучка». Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами.[5,202]

Обратим наше внимание к интереснейшему персонажу оперы – бродячему монаху Варлааму. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он заходит в корчму, чтобы сытно откушать.

Вслушайтесь в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер.

Песня Варлаама (в записи Ф.И.Шаляпина). Слушание.

Как выглядит Варлаам и какой у него характер? (физически крупный, бородатый, внешне непривлекательный, несдержанный, грозный, властный, недовольный).

Каким образом Мусоргский нам показывает внешний облик и передает характер героя? (Удалая, плясовая, разухабистая песня; грозные, разбойничьи интонации в голосе).

Действительно, громкая музыка, скачкообразная и размашистая мелодия, упругий и четкий ритм, жесткое звучание медных духовых инструментов, низкий басовый голос, грубая манера исполнения, неблагозвучная и напряженная гармония, интонации крестьянского народного говора помогли нам увидеть образ и понять характер героя.[6,89]

Беседа по сравнению выразительных средств «Песни Варлаама» с картиной И.Репина «Протодъякон».

Похож ли «Протодъякон» И.Репина на Варлаама, что общего между ними? (Похож: огромная фигура; сильная рука, сжимающая посох; брови сдвинуты; грозное лицо; характер надменный и властный).

На первый взгляд, Варлаам, больше отрицательный герой, чем положительный. Однако, образ Варлаама не так однозначен. Разобраться в этом нам поможет текст песни (читаю).

О чем Варлаам нам рассказал в своей песне? (О том, как Иван Грозный прогнал татар из Казани).

Каково его отношение к Ивану Грозному, а к Борису Годунову?

Человек, какого характера мог во всеуслышание хвалить Ивана Грозного при жизни и правлении Бориса Годунова? (Это сильная, властная, непокорная личность, которая не боится никого, «рубит правду-матку с плеча»).

Именно таких, первоначально безграмотных крестьян и монахов, управляемых боярами, а затем, богатырской и неуправляемой силе, которая была способна изменить ход истории, хотел показать в своем творчестве композитор.[5,203]

Кому «Песня Варлаама» была интересна? Чем?

Итак, сегодня мы знакомились с музыкальной культурой второй половины XIX века на примере творчества М.П. Мусоргского. Музыкальная культура этого периода достигла наивысшего расцвета благодаря тому, что центральной темой творчества русских композиторов стал народ, не только угнетённый и страдающий, но и народ творец истории.

К каким образам М.П.Мусоргский обращался в своем творчестве? (природы, детей, сказочных героев, простых людей, народа).

Да, действительно, Мусоргский сотворил в звуках особый, непохожий на традиционный художественный мир, новаторскую суть которого не сумели понять и принять даже друзья – «кучкисты». То, что было прозрением в будущее, воспринималось как проявление музыкальной малограмотности самоучки, не желающего считаться с академическими нормами красоты. Музыка в его творчестве уже не является средством для выражения красоты, он приблизил музыку к реальной жизни. Отмечу, что при жизни композитора большая часть его сочинений оставалась неизвестной широкой публике.

В течение ХХ века музыку русского гения трактуют совершенно иначе. В ней видят предсказание развития новых средств музыкальной выразительности.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе / Под ред. Л.А.Рапацкой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, – 2003.-320с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

Источник

Исследовательская работа «Народные песни в произведениях русской литературы»

picture 238246 1365416650

Авторы работы обратились к интересной теме. Проследив за использованием народных песен в произведениях А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, они пришли к весьма любопытным выводам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1392 имени Д.В. Рябинкина.

Тема : Народные песни в произведениях русской литературы.

Выполнили : Фролова Алина и Чекункова Мария 10 «Б» класс.

Руководитель : Сергеевых Светлана Анатолиевна

Цель : Проследить, как часто и с какой целью использовали Пушкин и поэты 2 половины 19 века народные песни в своих произведениях.

1. Выяснить, в каких произведениях звучали народные песни.

2. Проанализировать связь фольклорных источников с авторскими текстами.

3. Определить роль песни в тексте художественного произведения.

Гипотеза : Народная песня связана с идейным содержанием произведения, является средством раскрытия авторской позиции по отношению к происходящему, придает произведению особую выразительность.

1. Анализ произведений А.С.Пушкина и Н.А. Некрасова, в которых звучали народные песни.

2. Сопоставление содержания народных песен с содержанием авторских произведений.

3. Обобщения, сделанные в ходе проведенной работы.

От предшествовавших Пушкину современных авторов его отличало то, что поэт шел не от установившейся литературной традиции, а от подлинно народных песен, которые он широко вводил в свои произведения. Уже лицейская баллада Пушкина «Казак» имела истинно народный источник. Особенно много представлений о народной песенности он приобрел в Михайловском, недаром в своих письмах поэт не раз упоминал, что слышал от няни не только сказки, но и песни. Об этом свидетельствует, например, его письмо к П. А. Вяземскому от 25 января 1825 года, в котором Пушкин писал: «. покамест я один-одинешенек; живу недорослем, валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни».

В этом же году в стихотворении «Зимний вечер» он цитирует начало двух народных песен, конечно, услышанных им от няни:

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Обе эти песни относились к самому старинному традиционному стилю народных песен и были опубликованы в сборнике Прача и Львова во втором издании 1806 года.

Такими же подлинно народными, традиционными являются песни «Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка», которые мы находим в таких произведениях Пушкина, как «Борис Годунов», «Дубровский» и «Капитанская дочка».

Какова роль песни «Не шуми, мати зеленая дубравушка » в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Бегите, русские певицы,

Спешите, красные, домой:

Чеченец ходит за рекой.

Песня предшествует эпизоду, в котором Пушкин описывает побег русского. Создается впечатление, что пленника автор как будто предупреждает о грозящей опасности. Черкесы пока щадят русского, но они непредсказуемы в своих поступках. «Сердцам, рожденным для войны», скучны забавы мирной жизни. Черкесы нет- нет да и поскачут по берегам Кубани «сбирать насильственные дани». А то и рабов своих порубят « в безумной резвости пиров».

«О друг мой!- русский возопил,

Я твой навек, я твой до гроба.

Ужасный край оставим оба, беги со мной…»

Пленник не любит девушку так, как она этого заслуживает. Вот и не связывает черкешенка по рукам и ногам любимого, отпускает его и даже говорит:

А звучавшая выше песня все же напророчила беду: девушка погибла, не вынеся разлуки с любимым.

Сюжет, на котором строится «Бахчисарайский фонтан», еще более романтический, нежели сюжет «Кавказского пленника» или «Братьев разбойников».

Спаси меня; в моей судьбе
Одна надежда мне осталась…
Я долго счастьем наслаждалась,
Была беспечней день от дня…
И тень блаженства миновалась;
Я гибну. Выслушай меня.

В данном произведении звучит песня девушек из гарема, в которой они прославляют любимую жену Гирея. Восхищаясь красотой Заремы, певуньи завидуют ей, любимой жене хана. Для них любовь мужа и есть счастье.

Увы! печальна и бледна,
Похвал не слушает она.
Как пальма, смятая грозою,
Поникла юной головою;
Ничто, ничто не мило ей:
Зарему разлюбил Гирей.

Стареют жены. Между ними
Давно грузинки нет; она
Гарема стражами немыми
В пучину вод опущена.
В ту ночь, как умерла княжна,
Свершилось и ее страданье.
Какая б ни была вина,
Ужасно было наказанье!

Используя народные песни в своих произведениях, великий поэт придает особую выразительность собственным творениям. Безусловно, песни украшают авторский текст. Но, как мы понимаем, в большей степени народные песни способствуют раскрытию идейного содержания пушкинских произведений.

Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня:

Оставь нас, гордый человек.

Ты не рождён для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел – оставь же нас,

Прости. Да будет мир с тобою.

Традиции Пушкина в использовании произведений народного творчества продолжает Н.А. Некрасов, имя которого

навсегда закрепилась в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени.

Очень многое Некрасов взял из народного творчества в поэму «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки.

Неотъемлемой частью поэмы является песня, которая сопровождает крестьянина всю жизнь. С самого рождения младенца мать поет ему колыбельные песни. Во взрослой жизни песня помогает в труде, утешает в несчастье, сопровождает все праздники и гулянья, провожает в последний путь. В ней выражает человек свои мысли, чувства. В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь.

В повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен, которые подчеркивают типичность судьбы героини. Бесспорно, Матрена Тимофеевна – яркая личность, недаром ее прозвали «счастливицей». Но доля крестьянки всегда и везде одинакова, поэтому-то у Корчагиной на каждый случай жизни находится своя песня.

Есть в этой части и отдельная глава «Песни», которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемая Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова.

В «Пире на весь мир» мужики справляют «поминки» по «крепям». Здесь звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном. Так, «горькое время» порождает « горькие песни». Название песни «Веселая» звучит явно иронически.

Проделав данную работу, мы пришли к следующим выводам:

Источник

Роль русской песни в литературном произведении (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

picture 643865 1496434536

Скачать:

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Южный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 1929”

Исследовательская работа по литературе

Роль русской песни в литературном произведении

(по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Загородняя Мария, ученица 8 «А» класса.

учитель русского языка и литературы.

Актуальность работы: В наше время учащиеся все меньше интересуются литературой. Причин для этого множество: и общее настроение в обществе, и огромное количество гаджетов, предоставляющих другие способы проведения досуга, и отсутствие интереса к чтение, особенно классической литературы. Именно она требует глубокого и вдумчивого прочтения, осмысления произведения. Кроме того, написанные в 19 веке художественные произведения были более понятны современникам авторов, т.к. имеющиеся в них приметы времени были им хорошо знакомы и не требовали дополнительного истолкования. Нам, школьникам 21 века, приходится гораздо труднее, мы просто не всегда можем оценить замысел автора, понять подтекст произведения, опираясь на исторические события. Вот я и решила на практике исследовать, каким же может стать художественное произведение для читателя, если он попытается разобраться в особенностях литературного произведения.

Цель исследования: исследовать роль русской народной песни в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Гипотеза: песни в лирических произведениях не только передают переживания лирического героя, выполняют прогнозирующую функцию и являются средством авторской характеристики и его отношения к персонажу, но и помогают воплотить авторский замысел, играют роль аллюзий, помогающих читателю постичь подтекст произведения, рисуют внесценическое пространство.

— показать на произведении из школьной программы роль песни в художественном произведении

— проанализировать песни, определить сходство их с содержанием глав

— продемонстрировать необходимость внимательного отношения к авторскому замыслу

— изучение литературы по предмету исследования

«Капитанская дочка» была задумана и писалась как исторический роман. Именно это и стало главным в содержании романа. В романе 14 глав. Эпиграфом к 6 из них являются русские народные песни.

Кроме того, в произведение включены еще две песни в главах 4 и 6. Эпиграфом к главе 5 служат сразу две песни. Подобные исследования проводились еще в 19 веке, правда, в основном изучались источники, которыми пользовался А.С. Пушкин. Я решила проанализировать, почему А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфа именно эти русские песни, выбрав их из огромного количества подобных, и как они влияют на раскрытие авторского замысла.

Пушкин очень любил эпиграфы и придавал большое значение их выбору. Он использовал эпиграфы не только в произведениях, но и в повседневной жизни, даже когда писал письма своей жене. Основная часть песен представлена несколькими строками. Безусловно, современники писателя знали, о каких песнях идет речь, однако нам, людям 21 века, не известны эти произведения. Я предположила, что подробное изучение песен поможет понять авторский замысел исторического романа.

Песня или песнь — наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам.

Народная песня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры.

Песня русского народа появилась из фольклора славянских племен Киевской Руси. Изначально русская народная песня могла звучать на значимых обрядах, свадьбах. Были также известны песни, отражающие конкретные исторические события. Не обходилось также и без лирических песен. Чуть позже появляется такой популярный жанр, как солдатская песня. В ней народ изливает все свое горе, пытается определить масштабы трагедии, связанной с огромным количеством загубленных человеческих душ.

Самым любимым и нестареющим жанром фольклора стали народные песни (солдатские, семейные, любовные, обрядовые). Народные лирические песни воплотили в себе тот поэтический потенциал, который впоследствии сформировал лирику как род литературы.

Лирические песни — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих

Символика лирических песен

Основным принципом внутренней организации народных лирических песен является поэтический параллелизм. В таких песнях всегда наблюдается такая закономерная последовательность: вначале дается природная, символическая картина, а затем следует картина-образ из человеческой жизни.

Наиболее древними символами русской обрядовой лирики являются такие образы, как месяц – символ отца, солнце – матери, звезды – детей, а также месяца – молодца( мужа) и девушки – зорюшки( жены).

Довольно часто в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Символом молодца в них обычно является соловей, сокол, селезень и голубь, а девушки – белая лебедушка, серая утушка, пава и сизая голубка. Символом печальной девушки или горькой женской доли, как правило, выступает серая кукушка.

В качестве лирических героев ещё чаще используются предметы растительного мира: девушка – белая береза, калина, малина и сладкая вишня. Молодец – дуб, хмель и виноград.

Символы чаще всего употребляются попарно: селезень, утушка, дуб и осина.

Если речь идет о растениях немаловажной деталью остается их состояние: цветение означает радость и веселье, а увядание – печаль и разлуку.

Роль песни в литературном произведении

Эпиграф – короткий текст, точная или измененная цитата, помещаемая автором перед текстом сочинения и его части.

Для чего нужен эпиграф?

Сопоставительный анализ песен, использованных автором, и текста произведения.

Это отрывок из песни о молодом солдате, отправившемся на службу в далекие края. (См. приложение). Эпиграф намекает на скорый отъезд Петра Гринева в другой город, чтобы служить родине. Мало того, в песне подчеркивается нежелание молодого солдата идти на службу. Можно сказать, что эпиграф символизирует ожидания Петра Гринева от грядущих перемен. И, на первый взгляд, все так и есть. Отец его, верный долгу отставной офицер, убежден, что служить Отечеству обязан каждый дворянин. Однако во 2 и 3 вариантах есть еще причины отправиться на военную службу: бодрость молодецкая, прыткость (смотреть приложение). Петруша Гринев отнюдь был не против послужить Отечеству, только местом службы ему виделся Санкт-Петербург. Что касается «хмелинушки кабацкой», то это было обычным делом напоить человека в кабаке и забрить в солдаты. По свидетельству Палицына, злоупотребления господ в годы голода были вопиющими. У одних людей господа брали «написание служивое силою и муками», других приглашали испить винца и после трех- четырех чарок обращали в рекруты.

В первом варианте песни есть и прямое сходство с сюжетом главы: спать герою приходится тоже на голых досках. «Я расположился ночевать и лег на лавку. Хозяин расположился на полу»

Таким образом, прочитав текст песен целиком, я узнала некоторые исторические факты, касающиеся воинской службы.

Глава III «Крепость»

Эпиграф – солдатская песня (См. приложение).. Здесь мы снова видим намеки на те события, которые должны случится, и ожидания героя. Фортеция – небольшое укрепление, крепость. Гринев же представляет себе грозные бастионы, башни и вал. Однако перед ним деревушка, окруженная бревенчатым забором, а у ворот старая чугунная пушка. Ничего общего с тем, о чем думает Петруша. По одной из версий эту песню написал сам Пушкин, используя символику русской народной песни. Пир – кровавая битва, много развернутых метафор. Можно проследить связь песни с русской пословицей «лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою» Солдатская песня Пушкина не очень похожа на классическую солдатскую песню, в которой обычно передается горечь утраты, трудности войны. В песне же говорится о неприступности Белогорской крепости, использована антитеза – сами едим хлеб и воду, а накормим пирогами.

В этой главы встречаются две песни (См. приложение). Одна, которую сочинил сам повествователь. Характер оригинальной песни – обращение, песня носит более печальный характер, в ней девушка не испытывает ответных чувств, поэтому Пушкин переделывает ее, убирая вторую, третью, часть четвертой строфы. Песня, написанная героем, – посвящение конкретному человеку, Маше Мироновой. Песня передает чувства Гринева, трепетную любовь, надежду на взаимность, чистоту мыслей.

Можно сказать, что две песни данной главы – антитеза. Они противопоставлены и по ритму, лексике, а главное по отношению к героине. Эти две песни дают характеристику героев, помогают понять их внутренний мир, нравственные ценности.

Первый эпиграф – часть песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен». Здесь опять сама песня находится в противоречии с содержанием главы. Именно Петруша Гринёв настаивает на браке с Машей Мироновой, несмотря на то, что у нее нет приданого, а родители Гринёва категорически против этого союза. Маша поступает в соответствии с традициями. Она прекрасно понимает, что нельзя заставлять Петрушу выбирать между родителями и ею. Жизни без благословения у молодых не будет. Эпиграф намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринёва против их брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гринёву. Повествование во всех трёх песнях идёт от лица девушки, которая прощается с милым другом. Вторая песня более печальная. Там одиночество девушки особенно заметно: со всеми, кроме девушки, милый друг прощается. Только отъехав далеко, чтобы никто не увидел, юноша возвращается. В тексте главы есть прямая ссылка на слова песни: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр Андреич». Третья песня особенно проникнута нежностью к молодцу, который трижды называется «младым ясным соколом» и один раз просто : ясным соколом». И утешает молодец красну девицу так, как будто покидает ее не по собственной воле. Песня – яркий пример применения символики. Очевидно, что концовка в те годы в песнях была очень популярна.

Глава VI «Пугачевщина»

Ещё эпиграф намекает нам на то, что роман есть семейная хроника, своеобразное обращение «старого старика» Петра Андреевича к своим потомкам. Повествование о «делах давно минувших дней». Теперь, когда мы читаем роман, эти события выглядят таким же далеким прошлым, как и взятие Казани Иваном Грозным, и имеют такое же значение для истории.

Второй эпиграф представляет собой отрывок из песни о казни стрелецкого атамана: «Голова ль ты моя, головушка, Голова моя послуживая» (См. приложение). и намекает на капитана Миронова, который служил в Белогорской крепости много лет и был повешен на виселице Пугачевым. Единственным отличием песни из чулковского сборника являются две строки, убранные А.С. Пушкиным, потому что у простого капитана-пехотинца никакого добра коня быть не может.

Тот самый старый башкирец, который вчера ещё (в предыдущей главе) потряс Гринева своим изуродованным пытками обликом, сегодня «очутился верхом» на перекладине виселицы. «Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух». Следом за комендантом повесили поручика Ивана Игнатьича за то, что тот тоже, как и капитан Миронов, не только отказался присягать Пугачеву, но и назвал его вором и самозванцем.

Глава VIII «Незваный гость»

В главе VIII Гринев слышит, как Пугачев запевает «заунывную бурлацкую песню», которую он называет своей «любимой», — «Не шуми, мати зеленая дубровушка»

Такую песню поют тогда, когда девушку выдают замуж посаженый отец и посаженая мать. Можно сказать, что Пугачев сам становится посаженым отцом Марии Ивановны. Песня еще больше усиливает трагичность событий.

А.С.Пушкин серьезно подходил к выбору эпиграфов, песен для своих произведений. Сейчас над ролью песен, встречающихся в произведениях, мало кто задумывается. Раньше эти песни обычные люди знали наизусть и понимали их смысл, истоки. Эпиграфы пропитаны аллюзиями, которые и создают параллель между песней и сюжетом. Песни в произведениях А.С.Пушкина не только рассказывают об исторических событиях, обычаях и обрядах русского народа, не только передают внутренний мир и переживания лирического героя, но и служат прогнозирующим фактором, намекая на дальнейший поворот в сюжете, общую идею произведения, показывают отношение автора к герою. Эпиграф является способом создания внесценического пространства, на котором разворачивается сюжет, это ключ к разгадке авторского замысла.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector