Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.
Что такое «патриотизм»?
В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:
Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:
Зачем нужен патриотизм?
Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.
Виды патриотизма
Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:
Воспитание патриотизма
Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.
Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.
Церковь и патриотизм
С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:
Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:
«Мы живем в великой стране»: из чего складывается современный патриотизм, и как говорить о нем с детьми
В разных определениях слова «патриотизм» фигурирует слово «любовь» — к отечеству, к своему народу (это Ожегов), к Родине (это Википедия). Любовь, кстати, не романтическая, а «социальное чувство», которое предполагает готовность жертвовать своими интересами ради той самой Родины (традиционно принято считать, что на поле боя с врагом, но хочется верить, что не только).
Но это все теория, а в реальной жизни представление о патриотизме сводится скорее к набору стереотипных атрибутов: портрет президента на рабочем месте, георгиевская ленточка на зеркале заднего вида, флаг России на балконе, ежегодное посещение военных парадов и душераздирающие стихи на детсадовском утреннике про готовность умереть за Родину. Многим кажется, что этого достаточно для того, чтобы считаться «достаточно хорошим» гражданином своей страны (это и еще готовность агрессивно отстаивать ее интересы в любой спорной ситуации, преимущественно — в интернете).
Но ведь это не так. Если патриотизм — это любовь, то и выражаться он должен как любовь — деятельная, участливая, искренняя, — а не как бюрократическая формальность, правда? Мне кажется, если мы хотим вырастить из наших детей патриотов — настоящих и любящих, то одной георгиевской ленточкой (и даже целой военной формой) тут не отделаешься. Современный патриотизм — это куда более сложное понятие, в котором есть место самым разным проявлениям любви — как социального чувства, конечно же.
Патриотизм — это осведомленность
Очень сложно деятельно любить то, о чем ничего толком не знаешь или знаешь, но с какой-то одной, парадной стороны. В моем школьном детстве все знания о стране, в которой я живу, сводились к тому, что «Россия — это великая страна, богатая природными ресурсами» — и еще много других ничего особо не значащих фраз из одобренных Минпросветом учебников.
Не стоит надеяться на то, что школа с ее обязательным патриотическим воспитанием даст вашим детям всю информацию, которая ему будет нужна для формирования своих собственных отношений со страной. Там патриотизм скорее для галочки — сколько учеников пришло поздравить ветеранов и сколько получили отличные оценки за сочинение «Почему я люблю Россию».
Если вы хотите, чтобы патриотизм (и все, что за ним следует) был осознанным решением, сперва надо обзавестись информацией. Из самых разных источников. Из независимых СМИ, от живых людей, от экспертов, из книг. Смотреть, читать, сомневаться, анализировать обсуждать. Перестаньте делать политику «взрослой» темой — дети вполне способны понять простые концепции честности и справедливости, если вы им немного в этом поможете.
Патриотизм — это забота
Складывается впечатление, что о стране заботится сложно — она огромная и бескрайняя (и богатая природными ресурсами!), а мы — крошечные жучки на ее плодородных землях, а заботиться скорее должна она, а не мы. Но нет, есть кое-что, что жучки в состоянии сделать — например, сделать место своего обитания чище (в том числе — для будущих поколений). Представляете, сортировать мусор и отказываться от пластиковой трубочки в напитке — это тоже патриотизм.
Учитывая масштабы экологической катастрофы, актуальность которой пока вновь затмили более неотложные вопросы, забота об окружающей среде — это важное проявление патриотизма, заботы и любви. К сожалению, сейчас уже недостаточно научить ребенка выбрасывать за собой мусор в урну — это хорошо, но этого недостаточно.
Разделяйте мусор, если в вашем городе нет такой возможности — выбирайте другие способы заботиться об экологии. Формируйте у детей экологичные привычки на личном примере — да, для вас это может быть большой переменой, но для них это довольно быстро станет нормой жизни.
Забота складывается из повседневных мелочей, из ежедневных выборов и осознания того, как они затрагивают других. Если подумать, то вакцинация — это тоже в своем роде патриотизм, ведь прививая собственных детей, вы помогаете формировать коллективный иммунитет, который защищает других жителей вашей страны. Соблюдение правил дорожного движения — это тоже патриотизм, потому что вы не ставите под угрозу жизнь своих сограждан.
Патриотизм — это вложения
Пандемия коронавируса породила хороший тренд — #SupportLocal или «Поддержи местных». Он заключается в том, чтобы вкладывать свои деньги в продукты, произведенные в вашей стране. Это не значит, что стоит принципиально отказываться от всего импортного — не факт, что у вас это получится сделать без потерь, да и удовольствие от такого может быть сомнительным.
Однако находить и поддерживать малые бизнесы, созданные россиянами — это, на мой взгляд, отличное проявление патриотизма. Покупая одежду, игрушки, книги и еду от местного производителя, вы не поддерживаете крупные корпорации или целые государства — вы поддерживаете маленькую группку смелых людей (наших сограждан!), которые решили делать что-то хорошее, полезное и красивое для таких же сограждан — и это любовь. Потребительская, капиталистическая, финансовая любовь.
Патриотизм — это честность
Если сравнивать отношения со страной с человеческими отношениями, то вторые считаются дисфункциональными, когда один из партнеров кошмарит и абьюзит другого, а тот делает вид, что ничего не происходит. Однако в отношениях со страной почему-то считается абсолютно нормальным закрывать глаза на существующие проблемы и вести дискуссию в стиле «А вот где-то еще хуже!».
К сожалению, такой подход не работает. В нашей стране определенно есть проблемы, которые не уйдут сами собой и не заживут «до свадьбы». Чтобы их решить, для начала было бы неплохо их признать и начать о них говорить. В том числе, внутри своей семьи — открыто и честно, называя вещи своими именами.
Патриотизм — это действия
Бездеятельная любовь долго не живет — ей некуда расти, нечем питаться, не к чему стремиться. Лучшее, что вы можете сделать для своих детей в разрезе патриотизма — это научить их выражать свое небезразличие. Как всегда, лучше это сделать собственным примером.
Действия могут быть разными: можно ходить на выборы, участвовать в референдумах, создавать и подписывать петиции, выходить на митинги и одиночные пикеты, заниматься общественной деятельностью, поддерживать активистов, баллотироваться в местные органы власти. Сейчас в нашей стране сложно и иногда страшно выражать свою позицию, но очень хочется надеяться, что наши дети вырастут в мире, где это изменится.
Кажется, время ругаться с телевизором и думать, что активные действия — это для каких-то других категорий граждан (тех, кого по этому телевизору показывают), но не для вас, проходит. Теперь, чтобы считать себя патриотом, надо что-то делать, чтобы эта страна была такой, в которой будет приятно и здорово жить.
Патриотизм — это ответственность
Коллективная и лично ваша. Понимаю, в родительской жизни и без того море ответственности, но тут, к сожалению, по-другому никак. Помните, как в старом грустном меме: «Страшно не то, что мы взрослые, а то, что взрослые — это мы»? Хотим мы этого или нет, но взрослые теперь мы, и на нас лежит ответственность за то, в какой стране будут жить наши дети. И будут ли они патриотами этой страны — в большом, глубинном, а не номенклатурном смысле этого слова — тоже во многом от нас зависит.
И пока мы не возьмем эту ответственность на себя — с голосованиями, с личной инициативой, с заботой об окружающей среде и людях внутри нее, с уважением и честностью, мало что способно измениться к лучшему.
Патриотизм — это выбор
Как и любые отношения, отношения со страной напрямую зависят от участников этих отношений. Люди могут не быть патриотами, не любить свою страну, искать способы из нее уехать — это тоже их выбор, который имеет право на существование. Потому что когда отношения не работают, а любовь прошла (или не начиналась), то худшее, что можно сделать — продолжать делать вид, что все хорошо, и молча терпеть.
Мне бы очень хотелось, чтобы черствое советское слово «патриотизм», которое почему-то всегда обязательно про войну, марши, флаги и «традиционные ценности», превратилось в слово бесстрашия, личной инициативы, уважения и любви. Но пока это не так. Наши дети вырастут и сами решат, хотят ли они быть патриотами своей страны или нет, и ни мы, ни учительница обществознания не смогут их в этом переубедить.
Единственное, что мы можем сделать сейчас — не пускать все на самотек, не оставлять вопрос патриотизма на откуп государству — у него свои цели, которые могут расходиться с нашими ценностями. Расскажите детям о нашей стране — такой, какой вы ее видите. Дайте им способы узнать о ней больше. Дайте им инструменты проявления своей гражданской позиции. И пусть такой странный праздник как День России станет для вас поводом начать этот разговор.
Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.
Что такое патриотизм?
Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.
Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.
В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.
Виды патриотизма
Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:
Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.
Примеры патриотизма в современном мире
Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.
Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.
Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.
Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.
Воспитание патриотизма в современном мире
Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.
Особенности патриотического воспитания в России
Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:
Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.
Негативная сторона патриотизма
Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.
Другая серьезная проблема патриотизма заключается в том, что он «подпитывает» ксенофобию у граждан. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине. Но человек так устроен, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». История знает много случаев, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и другие страшные преступления против человечности. Таким образом, патриотизм является положительным явлением, но только в разумных пределах.
Заключение
Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.
Как важно быть патриотом
Исторически так сложилось, что России почти всегда угрожала опасность, и она нуждалась в сильных и мужественных людях, которые смогли бы её защищать. История России – это история великого воинского подвига. Ни одно государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Многочисленные племена кочевников, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства. У них всех на пути встала Русь, Россия, наша великая страна. С многочисленными народами населяющими и тогда и сейчас нашу страну. И этим нельзя не гордиться. Я тоже горжусь, что родился и живу в России. Но разве это дает право кому-нибудь унижать человеческое достоинство других людей, их бить и даже убивать только потому, что они ДРУГИЕ? Другой веры, расы, национальности, происхождения, цвета кожи, места рождения? Думаю, что нет. И настоящий патриот не может этого не понимать.
Выбрав данную тему, я стремился понять и осмыслить тему патриотизма, показать примеры патриотизма ребятам моего класса.
1.2 Гипотеза: Можно ли вызвать чувство патриотизма у ребят через пример наших предков и современников, патриотов Родины?
1.3 Цель: вызвать у ребят класса желание быть патриотом своей Родины.
1. Найти информацию о проявлении патриотизма людьми, моими предками и современниками, земляками.
2. Провести анкетирование –сравнение ответов до и после моего выступления на классном часу.
3. Вызвать чувство патриотизма за свою Родину, уважение к нашим предкам и современникам–героям.
1.5 Объект исследования: я сам и мои одноклассники
Методы исследования: сбор и анализ данных, анкетирование, подбор литературы, наблюдение за заинтересованностью класса к теме проекта.
Срок реализации проекта: октябрь 2020 года (1 месяц).
2.1. Понятие патриотизма и нацизма.
Что же такое «патриотизм»? И какого человека можно назвать патриотом?
В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». В энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…»
Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем каждый человек, как и сотни его соотечественников, тысячами нитей связан с природой. С той природой, которой присуще только ей растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, с его историческим прошлым и родовыми корнями.
Таким образом, можно понять, что степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также каждодневные поступки, все это определяет степень патриотизма каждого человека. Чем больше каждодневных поступков человек совершает для блага данной земли и ее обитателей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и страна), тем больший патриот, данный человек, тем выше и более истинный его патриотизм.
Что же такое «нацизм»?
К сожалению, есть люди, которые искажают понятие патриотизм. Они говорят о любви к Родине, своему народу, называют себя патриотами. Но на самом деле таковыми не являются. Они считают свою нацию, свой народ исключительными, а все остальные народы низшими. Это нацисты.
2.2. Пути формирования патриотизма
Мировосприятие каждого человека неразрывно связанно с родительским домом, семьей, районом- малой родины. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков являлось традиционное духовное мировоззрение, основывающееся на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Вечными истинами провозглашались: заветы добра и душевной чистоты, порядочности и служения отечеству, сохранение вековых традиций.
Формирование сознательности патриотизма это:
— формирование духовного единства семьи через составление своей родословной.
— воспитывать чувства гордости за своих родителей, за свой род.
— формирование чувства долга перед Отечеством, благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу родину от фашизма.
— воспитание любви к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам.
Воспитание подрастающего поколения – глубоко личное и ответственное государственное дело. Семья вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски; существенны семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости и так далее.
2.3. Мои предки и современники, земляки, как пример патриотизма.
Патриотизм – это состояние души, любовь к своей родине, языку, обычаям и землякам.
Мои предки участники ВОВ, являются для меня примером патриотизма. Мои прапрадедушки и прапрабабушка, внесли свой вклад в победу над фашистской Германией. Я всегда буду помнить о их труде и подвиге. (Приложение 1)
Он восхищает своим характером и скромностью, уважением к родителям, отношением к семье, почтением к старшим и тем, как ценит данное слово. А в октагоне он всегда был добр и уважителен к своим поверженным противникам.
Ещё одним из примеров является Магомед Нурбагандов. Он был сотрудником управления Росгвардии Дагестана.
Лейтенант в месте с родными отдыхал в лесу неподалёку от своего села Сергокола. Их захватили в плен пятеро вооружённых боевиков. У Нурбагандова нашли удостоверение ( полицейского) и стали требовать предать присягу и призвать других сотрудников уйти из правоохранительных органов. В ответ лейтенант воскликнул: « РАБОТАЙТЕ, БРАТЬЯ!» и был убит.
Дагестан – моя малая Родина! В переводе «страна гор». Это край где я родился. Удивительно богат мой край великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями, и великолепным по красоте Каспийским морем. Дагестан многонациональная республика, со сложившимися веками традициями и обычаями. Несмотря на различие языков, самое дорогое и великое богатство – это дружба между народами.
Всё дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут они в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу и независимость Родины.
Патриотизм – это, прежде всего, преемственность поколений. Получая исторические значения о лучших традициях российского народа, о героической борьбе, подвигах, талантах, происходит воспитание подрастающего поколения, как нравственных и ответственных сынов и дочерей Отечества, уважающих свою страну и хранящих память о ветеранах.
В Дагестане городе Махачкала я, в июне 2019 года, вступил во Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».
По традиции я дал клятву юнармейца. (Приложение 2)
В Дагестане в первые прошёл военно-морской парад в честь дня Военно- Морского Флота.
В ходе парада экипажи кораблей «Махачкала», «Астрахань», «Волгодонск» и катеров АК-209, АК-223, АК-201 провели морского бой с кораблями условного противника, отработав тактику блокирования корабля и отстрела плавающих мин, после чего экипаж рабочего буксира РБ-397 оказал помощь в тушении экипажу корабля. Экипажи десантных катеров отработали задачу штурма береговой линии «противника» с высадкой морского десанта, который на плавающих бронетранспортерах штурмом овладел господствующей высотой берега. Гражданский патриотизм, духовно- нравственная основа военного духа, силы и мощи армии и флота современной России.
Я себя считаю патриотом, так как люблю Россию и свой любимый уголок Родины- Дагестан.
Классный час, посвященный ГОДУ ПАТРИОТИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА(Якутия)
Цель: заинтересовать одноклассников темой патриотизма, рассказать им о понятии ПАТРИОТИЗМ, ПАТРИОТ, НАЦИЗМ, а также познакомить одноклассников с историей моих предков –защитников Родины и современных героях- патриотах.
Классный час прошёл в zoom конференции, выпал как раз на празднование Дня народного единства. Мы с ребятами заранее договорились одеться празднично. Выучить речь-поздравление на родном языке. Нарисовать рисунок.
В этот день я волновался, ведь мне придётся рассказывать о моих прапрадедушках и прапрабабушке- участниках ВОВ. В назначенное время мы с ребятами вышли в конференцию, в этом мне помогла наша учительница Татьяна Ивановна.
Поприветствовав друг друга мы начали сразу с теста, так как важным моментом в проекте было сравнение ответов ребят до и после моего выступления.
После учителя начал я своё выступление. Заранее я подготовил презентацию с краткой, но интересной информацией о моих предках: прадеде Исмаилове Кадире Алиевиче, прапрадеде Семёнове Василии Яковлевиче и прапрабабушке Семёновой Раисе Васильевне.
В итоге мы с ребятами поняли, что ПАТРИОТИЗМ объединяет людей, живущих в разное время. Люди становятся добрее, ведь они любят Родину, своих близких, природу. А это значит, что многие ребята из класса теперь могут ответить на вопрос: «Что значит быть патриотом?». Понимают, что наши предки –Наш пример Патриотизма. Мы должны о нём помнить! Не забывать! А наблюдая за поступками и достижениями современных Патриотов Родины, можно учиться.
3.3.Анкетирование учащихся 4 «В» класса.
Цель анкетирования одноклассников:
через анкетирование мне было важно сравнить ответы ребят до и после моего выступления на классном часу. Понаблюдать за настроением и поведением одноклассников. Заденет ли их моё чувство патриотизма? Смогу ли я повлиять на них, воодушевить их?
В анкету вошли следующие вопросы:
Что ребята понимают под словами и понятиями: «Родина», «патриотизм», «нацизм», могут ли привести примеры проявления патриотизма людей, согласятся ли с понятием «ПАТРИОТОМ НЕЛЬЗЯ РОДИТЬСЯ! ПАТРИОТОМ НАДО СТАТЬ!»
В анкетировании приняли участие 18 одноклассников (себя я не считал). Данные опроса представлены в виде диаграммы.
Из диаграммы видно, что, отвечая на 1 вопрос: «Что вы понимаете под словом Родина?» 12 человек ответили верно, а 6 выбрали ответ недостаточно точный (место, где я живу).
Но после классного часа результаты изменились, 3 одноклассника изменили свой ответ на верный.
Второй вопрос был таким: «Что вы понимаете под словом «патриотизм?»
Из 18 опрошенных не все с первого раза смогли точно ответить.6 человек не знали или сомневались, но в итоге 16 дали верный ответ. (2 воздержались)
А также я отметил, что ребята в итоге поняли, что патриотизм — это любовь и к Родине, и к родителям, и природе. Невозможно выбрать что-то одно. Этот результат порадовал меня.
Третий вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом?»
8 человек заставил подумать, они ответили нет или не знаю. В конце классного часа 16 ребят ответили «Да»- я патриот, а 2 –решили подумать. Конечно, это не лёгкий вопрос для ребёнка. Но мы построили модель человека- патриота, поэтому позже ребятам было не трудно ответить.
В четвёртом вопросе нужно было дать понятие слову –«Нацизм», конечно сразу трудно вспомнить его определение, кто-то и не знал вообще. Но всё же слово НАЦИЗМ для 6 ребят было понятным, а остальные с уверенностью после рассказа о его значении ответили верно! Итог 16 ребят –верный ответ.
Пятый вопрос для меня был очень значимым, нужно было ответить: «Есть ли у тебя пример человека- патриота своей Родины?»
В шестом заключительном вопросе, где надо было подумать о высказывании «ПАТРИОТОМ НЕЛЬЗЯ РОДИТЬСЯ! ПАТРИОТОМ НАДО СТАТЬ!» Все с уверенностью, не раздумывая ответили «Да».
По моему мнению ребята действительно понимают, что при рождении чувства патриотизма нет, его нужно воспитать в себе.
Таким образом можно сказать, что в результате проведённого классного часа многие из ребят поняли очень важные понятия, такие как: ПАТРИОТИЗМ, НАЦИЗМ. Научились их различать.
Очень здорово, на мой взгляд, что всё же пусть с моей помощью и учителя ребята вспомнили о наших замечательных предках- настоящих патриотах своей Родины. И одноклассники смогли написать свой пример патриотизма.
Мой вопрос о современных патриотах заставил задуматься одноклассников. Это хорошо. А высказывание всем нам даёт надежду, что мы можем стать настоящими патриотами живя в любви и согласии с окружающими, ценя и почитая традиции, заботясь о родителях, не иметь вредных привычек.
4. ВСК «Виктория» в СОШ №19 имени Л.А. Попугаевой.
Эту информацию я знаю уже год, потому как интересовался вместе с родителями. Есть ли в нашей школе подобное объединение?
Наш классный руководитель рассказала нам и классу. Что в школе есть военно- спортивный клуб «Виктория» под руководством учителя физкультуры – Каньшина Валентина Евгеньевича. В данный клуб можно вступить с 5 класса. Я этому очень обрадовался, ведь я будущий пятиклассник. Теперь осталось подождать, и я, и ребята сможем заниматься в этом патриотическом объединение.
Тема моего исследовательского проекта «Что значит быть патриотом?»
Я выдвинул гипотезу- можно ли вызвать чувство патриотизма у ребят через пример наших предков и современников, патриотов Родины?
Целью моего проекта было вызвать у ребят класса желание быть патриотом своей Родины
В процессе подготовки к мероприятию я собрал нужную информацию о героях- патриотах. Одновременно я хотел показать и мои дела, как патриота- юнармейца.
Во время моего выступления на классном мероприятии я рассказывал ребятам о моих предках: прадеде Исмаилове Кадире Алиевиче, прапрадеде Семёнове Василии Яковлевиче и прапрабабушке Семёновой Раисе Васильевне.
А так же рассказал немного о себе. О том как я в Дагестане городе Махачкала в июне 2019 года, вступил во Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» и по традиции я дал клятву юнармейца.
До начала и в конце классного часа я провел небольшой тест, состоящий из 6 вопросов с целью: понаблюдать за настроением и поведением одноклассников. Заденет ли их моё чувство патриотизма? Смогу ли я повлиять на них, воодушевить их? И как оказалось, я смог, ребята поменяли своё мнение на правильное, более точное о патриотизме. Я смог задеть их чувства, некоторые даже заплакали, когда вспомнили и о своих близких защитниках Родины.
Увидев у друзей интерес к данной теме, я предложил быть участником патриотического объединения «Виктория». Там мы с ребятами сможем проявлять качества патриота.
Закончив проект, я могу сказать, что всё задуманное получилось. Я смог вызвать у большинства ребят желание быть патриотом, а кому- то дал повод задуматься об этом важном чувстве.
Патриотизм нужно воспитывать с малых лет, воспитывать дух единения, верности, честности, дисциплины. Так не будем ждать, а уже сейчас будем патриотами!
Список используемой литературы:
Воспитание юных патриотов. [Текст]/ Д.А. Алгазин- Москва: 1979-132с.
5. Письма о добром и прекрасном. [Текст]/ Д.С. Лихачев- Москва, 1989- 387с.