Динамика (музыка)
Дина́мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания.
Содержание
Обозначения
Громкость (относительная)
Два базовых обозначения громкости в музыке:
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff.
Обозначение Наименование Уровень громкости, фон Громкость, сон fff Форте-фортиссимо — самое громкое 100 88 ff Фортиссимо — очень громкое 90 38 f Форте — громкое 80 17,1 p Пиано — тихое 50 2,2 pp Пианиссимо — очень тихое 40 0,98 ppp Пиано-пианиссимо — самое тихое 30 0,36
Постепенные изменения
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креще́ндо (итал. crescendo ), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo ), или декреше́ндо ( decrescendo ) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся ( ) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:
«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус. по́ко — немного), poco a poco (рус. поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (рус. су́бито — внезапно) и т. п.
Резкие изменения
Сфорца́ндо (итал. sforzando ) или сфорца́то ( sforzato ) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando ) и обозначается rinf., rf или rfz.
Обозначение fp ( forte piano ) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp ( sforzando piano ) указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Акцент
Музыкальные термины, связанные с динамикой
История
Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.
Примечания
См. также
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Смотреть что такое «Динамика (музыка)» в других словарях:
МУЗЫКА (вид искусства) — МУЗЫКА (от греч. musike, букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад (см. ЛАД),… … Энциклопедический словарь
МУЗЫКА — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Современная энциклопедия
МУЗЫКА — (от греч. musike букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп,… … Большой Энциклопедический словарь
Музыка — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Музыка — (гр. musike – буквально: искусство муз) вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах произведение или совокупность произведений этого искусства, активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно … Энциклопедия культурологии
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
МУЗЫКА — уч. предмет в общеобразоват. школе, способствующий развитию муз. эстетич. культуры школьников. Занятия М. со школьниками ставят своей целью пробудить интерес к этому виду иск ва, потребность в общении с подлинно худож. произведениями; научить… … Российская педагогическая энциклопедия
музыка — и; ж. [от греч. mousikē (tekhn=e) (искусство), принадлежащее музам] 1. Искусство, воплощающееся в звуковых художественных образах. Инструментальная, вокальная, симфоническая м. Теория музыки. Учиться музыке. // Произведение или совокупность… … Энциклопедический словарь
Нюансы в музыке: динамика (Урок 12)
На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки.
Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы — громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».
Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:
Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».
Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.
Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?
Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?
Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:
Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.
Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:
Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире ( ). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).
Рассмотрим на примере:
А здесь сужающаяся “вилка” ( > ) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).
Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «Крещендо» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «Диминуэндо» (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) — постепенное ослабление.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:
Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:
Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент. В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.
В нотах он обозначается:
Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.
Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике:
Вредно ли слушать музыку в наушниках: исследования ученых
Громкая статистика
По заявлению ВОЗ, более миллиарда молодых людей рискуют испортить и даже потерять слух из-за любви к громкой музыке [1]. Врачи упоминают не только использование наушников, но и посещение концертов. Исследование проводилось среди людей 12–35 лет, которые часто слушают музыку на плеерах и смартфонах, а это почти 50% молодежи развитых стран. ВОЗ считает небезопасным уровень шума более 85 дБ, которому человек подвергается на протяжении нескольких часов. Ученые указали, что приемлемое время прослушивания громкой музыки в диапазоне 100 дБ ограничено 15 минутами.
Отложить наушники?
Вопреки распространенному стереотипу, вред наносит не близость источника шума, а его интенсивность. То есть слушать музыку в наушниках в пределах рекомендованных норм безопаснее, чем включать ее на полную громкость в колонках. Для сравнения — шум на уровне 80 дБ сравним со звуком включенного миксера или проезжающего мимо грузового поезда [2]. 100 дБ — это работающий рядом с вами отбойный молоток или заходящий на посадку самолет в радиусе 1-2 км.
Как понять, что есть риски для здоровья
Вряд ли у каждого дома есть прибор для измерения уровня шума, поэтому можно ориентироваться на аналоги. Организм тоже дает понять, что воздействие оказалось слишком интенсивным. Если классическая музыка в плейлисте сменяется тяжелым металлом, а звук вы не убавляете, то слуховая сенсорная система дает сбой. Вы можете почувствовать звон в ушах и временное снижение слуха [3]. Это особенно заметно при выходе на улицу после громких концертов, но может случиться и в тот момент, когда вы снимаете наушники.
Скрытая потеря слуха
«Но я всю жизнь слушаю громкую музыку в наушниках и не испытываю проблем со слухом», — скажет любитель наушников. Не факт, что это так. Ученые ввели термин «скрытая потеря слуха». Это повреждение волокна слуховых нервов, которое участвует в процессах аудиовосприятия в шумных местах. Скрытая потеря слуха не мешает общаться, распознавать звуки в разговоре и не всегда заметна в спокойной обстановке, что затрудняет проведение тестов.
В 2015 году исследователи организовали эксперимент с участием двух групп респондентов — студентов музыкальных вузов и учащихся по направлению коммуникации [4]. Первые часто слушали громкую музыку в последние годы, вторые — нет. Обеим группам предложили пройти обычный тест на слух в тихом помещении, с которым студенты справились хорошо. Но в дальнейшем выяснилось, что любители музыки не могут распознать звуки в комнате, где шумно или присутствует эхо. Результаты исследований подкрепили электродной диагностикой. В результате врачи убедились, что частое прослушивание громкой музыки негативно влияет на слух.
Есть ли вред для здоровья от наушников
Ученые не берутся утверждать, что повсеместное распространение наушников повлияло на статистическое ухудшение слуха молодых людей. Исследование Калифорнийского университета с участием более 7 тыс. человек проводилось в течение 22 лет, с 1988 по 2010 год [5]. Оно не подтвердило заметного ухудшения слуха респондентов, несмотря на рост популярности портативных плееров и смартфонов в этот период времени.
В другом эксперименте участвовали люди в возрасте 20–69 лет [6]. Ученые сделали четыре выборки: в 1999 и 2004 году, а затем в 2011 и 2012 году. В эксперименте принимали участие 3831 человек, у которых врачи обнаружили среднестатистическое снижение слуха на 2%. Ученые считают, что это результат возрастных дегенеративных изменений, а не последствия от использования наушников. Со временем слух неизбежно ухудшается, особенно к 70 годам.
Как долго можно слушать музыку
Исследования показали, что на здоровье влияет не только уровень шума, но и длительность его воздействия [7]. Опрос и диагностика слуха у 280 подростков в возрасте 17 лет подкреплялись аудиологическими измерениями. Ученые фиксировали децибелы музыки, которые были привычными для молодых людей. В итоге было отмечено, что длительное воздействие громких звуков на протяжении нескольких лет напрямую связано со снижением порога слышимости. Врачи считают, что это замкнутый круг: постепенное ухудшение слуха провоцирует любителя музыки включать ее еще громче.
Как выбрать наушники и не оглохнуть
Мало кто признает, что предпочитает очень громкие звуки, раздражающие слух. На самом деле многие не замечают, что уровень децибелов перешел порог допустимого. Люди увеличивают громкость, стараясь заглушить посторонние звуки — шум метро, гул толпы и малоприятный плейлист водителя такси. В таких случаях стоит подбирать наушники с шумоподавлением. Увеличение громкости особенно опасно при использовании маленьких наушников-вкладышей. У них маленький динамик, поэтому приходится включать звук на максимум. Вред беспроводных наушников также не исключает частичную или полную потерю слуха. При этом ученые утверждают, что постоянное использование Bluetooth-гарнитуры может стать причиной болезней мозга [8]. Если вас беспокоит звон в ушах, головная боль и снижение слуха, обратитесь к терапевту. Врач назначит дальнейшие обследования и даст рекомендации. В большинстве случаев достаточно уменьшить время прослушивания музыки или купить другие наушники, отказываться от любимых треков на пробежке не придется.
Как сделать трек громче
Чтобы сделать #звук #максимально #громким и без потери качества, необходимо начать со сведения трека. Сведение это процесс настройки уровней ваших инструментов и эффектов, так чтобы все элементы можно было услышать и они звучали “хорошо” вместе. При сведении в основном используются #громкость, #панорамирование, #эквализация и возможно #компрессия. Если вы не можете получить хорошо звучащий трек на данном этапе, то может быть, вы используете не правильные звуки или их слишком много. Сведение отличается от “мастеринга“, где ваша цель заключается в изготовлении громкого и хорошо звучащего #микса. “Громкость” будет определена контекстом жанра. При #мастеринге на мастер шине (мастер канал) в основном используется эквалайзер, многополосный компрессор и или #лимитер. Плохая идея, чтобы сводить и мастерить одновременно. В первую очередь сконцентрируйтесь на изготовлении хорошего микса. И только затем производите его мастеринг. Если это рассмотреть на примере плотницкого дела, сначала сделайте удобный и хорошо сконструированный стул (сведение), и затем отполируйте его (мастеринг).
Если вы сравнили свою музыку с коммерческими треками, и думал, что ваш звук тихий или плоский, то этот раздел приведёт вас к той же “громкости” и “качеству”. Для этого вам надо тщательно настроить уровни мастер канала и обычных каналов, убедиться, что пиковый измеритель мастер канала просто касается 0 дБ, и все настолько громко, как оно может быть без клиппирования. Но по сравнению с коммерческими миксами, ваш до сих пор звучит слишком тихо и не хватает глубины. Проблема в том, что отношения между «пиками» и громкостью не одинаково. Наше восприятие громкости основано на “усреднении” входа в течение периода от 0,5 до 1 секунды. К сожалению, наши глаза не усредняют уровни пикового измерителя таким же образом как усредняют уровни звука наши уши. В ответ на эту проблему, был разработан ряд альтернативных режимов измерений см. Wave Candy, но это не поможет получить вам громкие треки, это только лучше представит то, что вы слышите. Чтобы сделать треки как громкими так и хорошими одновременно, опытные продюсеры полагаются на все или некоторые из ниже следующих инструментов и техник.
Для увеличения громкости наиболее эффективное место для начала это лимитирование на мастере, установите Fruity Limiter в последний слот эффектов на мастер канале микшера (он уже может быть там) и с настройками по умолчанию, поднимите ручку GAIN. Поэкспериментируйте подняв лимитирование на мастере «слишком много» и «слишком мало», и почувствуйте, что лимитер делает со звуком. Для получения более тонкого эффекта, используйте умеренное сжатие на отдельных каналах ударных и баса, затем небольшое лимитирование на мастер канале микшера. Немного здесь и там, не всё сразу в одном плагине, или на том же канале микшера. Создание громких треков, которые также и звучат великолепно это искусство, которое вы узнаете только с практикой.
Поучительные слова. В последние годы между продюссерами наблюдается “гонка вооружений”, чтобы делать свои треки громче, чем другие ребята. Эта концепция получила название “война громкостей”. Существует информативное видео на YouTube (война громкостей), чтобы подвести итоги. Хотя люди прыгают вверх и вниз в войне за громкость, это не обязательно так уж плохо. Некоторые стили музыки (например, клубная электроника/Dance-музыка) были придуманы во время этой войны и «громкость» стала частью их звучания. С другой стороны, акустические записи и записи живых инструментов могут быть определённо разрушены чрезмерным сжатием, когда сплющивается естественная динамика (изменения громкости).
Портится ли слух, если слушать громкую музыку
The Challenger попросил врача-оториноларинголога клиники «Рассвет» Алену Маас рассказать, как громкая музыка влияет на слух, сколько времени в день можно проводить в наушниках и при каком уровне звука можно оглохнуть.
Фото: unsplash.com
— Слух действительно портится, если слушать громкую музыку. Но важно учитывать, какую громкость вы определяете для себя приемлемой. Большое значение имеет, слушаете ли вы музыку через наушники или через колонки. Первые острее влияют на слух, особенно если это маленькие наушники-вкладыши — они вызывают более выраженное воздействие звуковой волны на барабанную перепонку.
Об этом говорит, к примеру, большое исследование Европейского научного комитета по факторам риска для здоровья. В течение пяти лет ученые наблюдали уровень слуха у молодых людей без сопутствующей патологии после прослушивания громкой музыки (более 85 дБ) не менее одного часа в день. Исследователи отметили снижение слуха среди 5—10% пользователей плееров. Можно сделать вывод: если долго слушать музыку на высокой громкости, слух может снизиться.
Удивительно, что различные виды музыки воздействуют на слух по-разному. Наибольший вред наносят рок и рэп — любая интенсивная и даже агрессивная музыка. Наименьший — классика и латиноамериканские мотивы. Конечно, не стоит настаивать на зависимости между сенсоневральной тугоухостью (ухудшение слуха. — Прим. ред.) и музыкальным жанром, поскольку в литературе представлены немногочисленные исследования, посвященные этому вопросу.
Сколько часов в день можно слушать музыку
Допустимая норма — не более восьми часов в день при громкости 85 дБ. Этот стандарт установили специалисты Национального института по охране труда (NIOSH) и Ассоциации охраны труда и здоровья (OSHA) США. Но для наушников-вкладышей это значение ниже — 79 дБ. Большинство устройств для прослушивания музыки могут создавать звуковое давление в 120 дБ и даже выше.
Понятно, что человек вряд ли сможет сам определить, на каком уровне у него выставлена громкость. Поэтому лучше обращать внимание на появление специальных красных линий при изменении громкости на гаджетах. Все устройства предупреждают пользователей, что уровень звука слишком высокий. Или же выставляйте громкость не больше 70% от максимальной.
Нельзя забывать и об уровне громкости при прослушивании аудиокниг или лекций. Он должен быть тоже в пределах нормы.
Как внешний шум влияет на слух
Одна из самых больших проблем — прослушивание громкой музыки в метро. Внешний шум усугубляет повреждение волосковых клеток внутреннего уха, что увеличивает вероятность снижения слуха. То же самое относится и к концертам или музыкальным фестивалям.
Что делать при заложенности носа и отите
Почему врачи советуют людям с заложенностью носа промыть нос и воспользоваться сосудосуживающими каплями при полете? Чтобы снизить вероятность баротравмы среднего уха. Звуковая волна же не влияет на уровень атмосферного давления в барабанной полости. Поэтому при заложенности носа можно спокойно слушать музыку. А вот при наружном отите — нет. Кожа воспалена, и любое соприкосновение с ней посторонних предметов только усугубит положение. В таком случае можно слушать музыку через динамики.
Как понять, что человек теряет слух
Люди не сразу отмечают потерю слуха. Обычно они начинают плохо понимать речь, всё чаще переспрашивают, хотя кажется, что голос человека услышали.
Если же снижение слуха происходит на высоких частотах, могут превалировать симптомы ушного шума. Обычно при аудиологическом обследовании пациентов с такими симптомами можно отметить высокочастотную тугоухость.
К сожалению, восстановление слуха возможно только в ранний период, когда происходит резкое снижение слуха. Единственная форма терапии с доказанной эффективностью в таком случае — системные глюкокортикостероиды. Никакие витамины и прочие средства здесь не помогут. Но всё же эффективность такой терапии тоже может оказаться не совсем ожидаемой. Слуховой нерв и волосковые клетки повреждаются легко и практически не восстанавливаются. Поэтому лучше обращаться к врачу уже на следующий день после того, как вы заметили изменения в восприятии звуков.