Органы государственной власти
Народное собрание (апелла) | решающей роли в государстве не играло. В отличие от Афин на собраниях рядовые спартиаты не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали одобрение или неодобрение предложенным решениям. К ведению народного собрания относилось: · избрание должностных лиц, · принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии. · Собрание участвовало в разработке законодательства, · решало вопросы войны и мира, · союза с другими государствами. Однако народное собрание не могло обсуждать такие важные вопросы, как финансовые и судебные. Ограниченный круг решаемых им вопросов давал возможность спартанской олигархии влиять на его работу, направлять его деятельность в нужном направлении. Участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. |
От родоплеменной организации сохранился совет старейшин (герусия), состоящий из 28 виднейших представителей спартиатов. Компетенция его была довольно широка: он предварительно обсуждал дела, которые должны рассматриваться в народном собрании, руководил военными, финансовыми и судебными делами. Со временем его значение упало.
Во главе государства стояли два царя (архагета), которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство государством принадлежало выборным должностным лицам (эфорам). Эфоров было пять. Они составляли единую коллегию. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их компетенции находились внешние сношения, внутреннее управление страной, гражданская юрисдикция (рис. 2.3).
Особенности развития государственности в Спарте, режим военной демократии обусловили застой политической и экономической жизни общества. В середине IIв. до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, попала под влияние Рима.
На эти вопросы письменно ответить в тетради.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Назовите основные периоды истории государственности древней Греции. Определите особенности каждого из них.
2. В чем заключаются отличия классического периода развития древней Греции от архаического и гомеровского?
3. Как возник и как управлялся древнегреческий полис?
4. Как соотносились друг с другом государство и община в Греции на Востоке? Сравните их. Объясните, в чем заключалось главное отличие восточной общины от древнегреческой.
5. Что такое автаркия? Как этот принцип сказывался на отношениях полисов друг с другом?
6. Объясните, чем демократия отличается от олигархии.
7. Охарактеризуйте основные социальные группы афинского общества.
8. Как в Афинах называлась должность главы государства и каковы его полномочия?
9. Какие функции были у ареопага?
10. Каковы содержание и судьба реформ Солона в Афинах?
11. Раскройте содержание реформ Клисфена.
12. Каковы функции у народного собрания, совета пятисот и высшего судебного органа в классический период развития Афин?
13. В чем своеобразие права и правосудия в Афинах?
14. Как назывался и как действовал высший судебный орган в Афинах?
15. Каковы особенности судопроизводства в Афинах?
16. Назовите характерные черты общественного и государственного строя Спарты?
17. Спартиаты называли свое государство общиной равных. Считаете ли вы такое определение правильным?
18. Сравните законы Ликурга и Солона. Какую роль они сыграли в дальнейшей жизни Афин и Спарты?
19. Какой из двух путей развития полиса (путь Афин и путь Спарты) являлся, на ваш взгляд, перспективным? Почему?
20. Объясните, в чем причины кризиса двух полисов: Афин и Спарты?
Солон и премудрости афинской демократии
Равенство не рождает войну.
а) с чего начинался город-государство Афины?
Одновременно, это был последний период первобытнообщинного строя, когда земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство, а ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер и появляются купцы. Повсеместно используются рабы из числа захваченных в плен. И, наконец, образуется семья с господством мужчины, чем окончательно подрывается древняя родовая организация. Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий.
Уже с начала VI века до н.э. существовали АРИСТОКРАТЫ(знать) и ДЕМОС(народ). Причём под «демосом» в Древней Греции подразумевались свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии. В результате борьбы между ними, победила демократия рабовладельческого толка, основателем которой и стал Солон, о чем будет сказано в следующих параграфах.
В классический период (V век до н. э.) Афины достигли вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы.
У подножия Акрополя расположилась древняя рыночная площадь Агора (базар). Сюда греки приходили не только для того, чтобы купить или продать товар, но и посоветоваться, узнать последние новости, обсудить законы. Иногда они окружали камень, на который забирался очередной глашатай, и слушали его речи. Где-то здесь, по преданию, нашёл среди глиняных горшков своенравную красавицу Ксантиппу великий философ Сократ и, женившись на ней, удивлял афинян своим необыкновенным терпением.
б) Солон и афинская рабовладельческая демократия
Демос находился в постоянной вражде с аристократией, шаг за шагом вырывая у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия. Демократическая форма правления существовала в афинском полисе приблизительно с 500 по 321 г. до н. э.
Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля СОЛОНА. Афинский мудрец происходил из знатного обедневшего рода. Оставшись без средств существования после смерти отца, он занялся торговлей и отправился в плавание, чтобы посмотреть мир и приобрести состояние. Разбогатев, Солон вернулся на родину и застал в Афинах ожесточённое противостояние враждующих группировок. К тому же афиняне вели с переменным успехом войну с Мегарами за остров Саламин. Солон возглавил афинское войско и добился успеха, став самым знаменитым человеком в Аттике.
Богатые его уважали, так как он происходил из знатного рода и был человеком состоятельным. Бедные считали его своим вождём: он бескорыстно защищал их права. Видеть Солона единоличным правителем соглашались и те и другие. Было известно, что он не является «сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетен нуждою». Малоимущие знали его, как человека справедливого, и надеялись, что он проведёт нужные реформы с отменой долгов и возвращением земель. Богачи же ему доверяли, как человеку мудрому и осторожному.
Лидеры враждующих партий предложили Солону стать тираном, но он категорически отказался, пояснив, что тирания – это такое место, на которое не так трудно забраться, как трудно его оставить, а для государства она может стать злом. Позже афинский мудрец так написал о своём решении в стихах: «Когда землю пощадил я родную и тирана власть суровую не взял, то своё, тем самым, имя не покрыл позором я. И мне нечего стыдиться: так скорее всех людей я склоню к себе. »
Солону поручили примирить враждующих граждан, став между ними посредником, но это было не просто: бедняки требовали передела земель, а богачи не желали расставаться со своими привилегиями. Мудрецу предоставили широкие полномочия с правом сохранять или отменять старые законы и создавать новые. Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотой середины».
Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.
в) деяния и Конституция Солона
В НАРОДНОМ СОБРАНИИ могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (всё население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника. Таким образом, в Народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов.
СОВЕТ ЧЕТЫРЁХСОТ избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Выборы в совет четырехсот были в руках тех, кто распоряжался в старых племенах, то есть в руках родовой знати.
Судебные дела рассматривались в «суде присяжных» — ГЕЛИЭЕ, которая состояла из 6 000 человек, выбиравшихся по жребию. Эти 6 000 человек были разделены на 10 дикастериев, примерно по 500 человек в каждом (100 из них считались запасными). При рассмотрении дела оно рассматривалось определенным декастерием, причем из-за многочисленности судей подкуп был практически исключен. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Это было явной уступкой демосу, которому она была очень выгодна.
Исполняли решения Народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал различные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.
г) рассуждения и изречения Солона
Облик политика-деспота был глубоко антипатичен Солону, ибо по сути своей он был тираноборцем. Он не уставал повторять: «Кто для многих страшен, тот должен многих бояться». Солон был истинно милосердным человеком и не хотел жестких законов. Некоторые его афоризмы по этому поводу донеслись до нас через столетия. Так, на вопрос, почему Солон, как правитель, не установил закон против отцеубийц, он ответил: «Чтобы он не понадобился».
Таким образом, В 594—593 до н. е. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган — Совет четырехсот, осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид.
Солон проводил свои реформы осторожно, используя взаимные уступки и считая, что: «Если в государстве перевернуть всё вверх дном, то потом не хватит сил всё поставить на место». Сохранился древний документ, прославляющий мудрость Солона, открывшего публичный дом, управляемый рабынями, «дав возможность избавиться от похоти без угрозы для общества».
И всё же реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Когда Солона спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, он ответил: «Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».
4. Выборные должностные лица
4. Выборные должностные лица
Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в V в. до н. э. и Второго Афинского морского союза в IV в. до н. э.). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.
Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.
Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в V–IV вв. до н. э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятели Афинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха — командиры конницы, 10 филархов — командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.
В органы управления входили и многочисленные финансовые коллегии, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и активной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности. Так, хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц. Нужно сказать, что учреждение нескольких финансовых коллегий, контролирующих друг друга, было и эффективным способом борьбы с казнокрадством и другими финансовыми злоупотреблениями должностных лиц. Такая система если не исключала целиком, то сводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.
В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э. число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15—в Пирее.) Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками (хотя там могли быть рабы и других народностей). Избирались и другие коллегии должностных лиц. По словам Аристотеля, ежегодно в коллегии избиралось в Афинах до 700 различных должностных лиц.
Цифрами на картинке обозначены: 1. Храм Зевса, 2. Пирейские ворота, 3. Священные ворота, 4. Ахарнские ворота, 5. Северо-восточные ворота, 6. Ворота Диохара, 7. Ворота Диомея, 8. Мелитские ворота, 9. Морские ворота, 10. Южные ворота, 11. Олимпий, 12. Гробница Гармодия и Аристогитона, 13. Гробница Перикла
В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось (исключение было сделано для военных). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась. В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан — бедняков. За отправление магистратур назначалась плата в размере дневного заработка ремесленника или несколько выше (от 3 до 5 оболов), что обеспечивало реальные условия для участия в управлении граждан низшего имущественного разряда. Так как повторное переизбрание исключалось, а коллегии были многочисленными, то практически каждый гражданин мог быть избран на одну или несколько должностей и тем самым принять прямое участие в государственном управлении своего полиса.
Читайте также
Глава XV ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ
Глава XV ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МОНАСТЫРЯ Все ли мы рассказали о клюнийских монахах? На первый взгляд, да. И тем не менее это не так. Мы пока что представили себе только образ жизни простых монахов. Остается понаблюдать за жизнью тех, кто имел различные титулы и составлял «кадры»
Городские выборные правители
Городские выборные правители «Князь правил в Новгороде при содействии назначаемых им или великим князем киевским помощников – посадника и тысяцкого, – пишет Ключевский. – Когда князь покидал город добровольно или поневоле, и назначенный им посадник обыкновенно
Первые (выборные) халифы
Первые (выборные) халифы Мухаммед сделал главное, в чем нуждались в начале VII в. арабы: он объединил их, дал им сплачивавшее их в единое целое учение и указал тот путь, по которому следовало направить нерастраченный после упадка торговли запас сил и энергии. Путь этот был
Низшие должностные коллегии
Низшие должностные коллегии Рядом с ординарными и экстраординарными магистратурами существовали различные комиссии, как постоянные, так и временные. Из первых нужно упомянуть 5 комиссий, состоявших в общей сложности из 26 лиц: уголовные или ночные триумвиры — комиссия
III. Должностные лица
III. Должностные лица Кроме князя, два лица были главными административными распорядителями в Новгороде: посадник и тысячский; их имена стоят впереди в грамотах; они представляли в себе собирательную и исполнительную силу Великого Новгорода. Слово посадник известно было
2. Гражданское управление города Рима. — Сената уже не существует. — Консулы. — Должностные лица города. — Знать. — Судебное устройство. — Префект города. — Папский двор. — Семь министров двора и другие придворные лица
2. Гражданское управление города Рима. — Сената уже не существует. — Консулы. — Должностные лица города. — Знать. — Судебное устройство. — Префект города. — Папский двор. — Семь министров двора и другие придворные лица Наши сведения об общем положении римского народа в
Глава 9 НЕЗНАКОМЫЕ ЛИЦА — КРАСНЫЕ ЛИЦА
Глава 9 НЕЗНАКОМЫЕ ЛИЦА — КРАСНЫЕ ЛИЦА Явно что-то произошло. Теперь недисциплинированность, почти бунт, чувствовалась повсюду. Раннее утреннее построение должно было приниматься нами двоими, ЛО. В то утро, казалось, многих свалила болезнь, и они не могли встать с постели
Низшие должностные коллегии
Низшие должностные коллегии Рядом с ординарными и экстраординарными магистратурами существовали различные комиссии, как постоянные, так и временные. Из первых нужно упомянуть 5 комиссий, состоявших в общей сложности из 26 лиц: уголовные или ночные триумвиры — комиссия
Должностные лица и чиновники
Должностные лица и чиновники Говоря о духе, пронизывающем венецианские государственные институты, Браунштейн и Делор справедливо замечают: «Венецианская система представляет собой круг, центр которого незаметно перемещается, но окружность остается постоянной».Однако
Должностные лица
Должностные лица Еще одним принципом афинской демократии была жесткая подчиненность должностных лиц полиса органам народовластия. Все должностные лица (магистраты) не обладали собственной, хотя бы на основе законов, властью: их полномочия всецело определялись
Рационализация избирательных процедур: выборные практики и губернская власть
Рационализация избирательных процедур: выборные практики и губернская власть Замечания губернатора по порядку баллотирования кандидатов свидетельствуют, что губернская власть в Москве по мере своих возможностей пыталась заставить дворян проводить выборы по
Глава 9 Незнакомые лица – красные лица
Глава 9 Незнакомые лица – красные лица Явно что-то произошло. Теперь недисциплинированность, почти бунт, чувствовалась повсюду. Раннее утреннее построение должно было приниматься нами двоими, ЛО. В то утро, казалось, многих свалила болезнь, и они не могли встать с постели
Государственный строй Афинской республики в 5-4 вв. до н. э.
В период наивысшего расцвета Афин форма государства представляла собой следующее:
В Афинской республике начала складываться система разделения власти на:
Основными органами Афинского государства являлись:
Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.
Компетенция народного собрания была обширной:
— оно принимало законы,
— издавало постановления по частным вопросам (псефизмы),
— избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности,
— решало вопросы войны и мира,
— обсуждало продовольственное положение страны
— Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства.
Состав. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.
Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным:
— оно проверяло деятельность должностных лиц,
— обсуждало продовольственное положение и др.
Главное собрание шестого месяца, кроме того:
— решало вопрос об остракизме,
— обвинениях должностных лиц.
На трех других собраниях месяца рассматривались:
Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.
Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.
Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
В СОВЕТ ПЯТИСОТ (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет.
К компетенции Совета относились вопросы управления:
— осуществление дипломатических сношений с другими государствами,
— надзор за арсеналами, доками, флотом,
— контроль за должностными лицами.
Должностные лица имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения.
Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.
Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (ПРИТАНИЙ), состоящих из 50 представителейодной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания).
По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
ГЕЛИЭЯ была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет.
В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.
Компетенция гелиэи:
а) судом первой инстанции по делам:
— о государственных преступлениях
— и о злоупотреблениях должностных лиц
б)и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами.
2)Она также осуществляла некоторые контрольные функции
3) и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:
а) вынесение законопроекта на обсуждение в народном собрании в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;
б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;
в) принятие законопроекта народным собранием;
г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей:
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно:
— или открытым голосованием в народном собрании,
— или по жребию.
— их право на занятие должности,
— и необходимые личные качества.
Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.
Главными должностными лицами в Афинах были:
Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан.
Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия:
1) Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота,
2) организовывать сбор чрезвычайных военных налогов,
3) руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков).
4) К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений:
— они принимали капитуляцию противника,
5) Полномочия в области правосудия:
— они вели следствие по делам о воинских преступлениях
— председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях.
6) Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер.
Иногда из стратегов выделялся АВТОКРАТОР
— а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.
1) Первым архонтом считался АРХОНТ-ЭПОНИМ, за которым с расцветом афинский демократии сохранились лишь судебные функции по семейным долам и делам о наследстве.
2) Вторым архонтом был АРХОНТ-БАЗИЛЕВС. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях.
3)Далее шел АРХОНТ ПОЛЕМАРХ, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами).
Остальные 3 АРХОНТА-ФЕСМОФЕТА руководили отправлением правосудия в афинских судах.
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700)
— управляли государственным имуществом,
— ведали государственной казной,
— наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан,
— за торговлей на рынке,
— воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку
Свои должностные лица были в филах и демах.
В 4 в. до н.э. Афины попадают под власть Македонии, а во 2 в. до н.э. становятся одной из провинций Рима, тем самым республика прекращает свое существование.