Как в 1918 году была установлена однопартийная диктатура большевиков кратко

Формирование однопартийной диктатуры

Для укрепления своей власти и уничтожения оппозиции большевикам понадобилось ровно восемь месяцев. Уже в середине лета 1918 года, советская власть была закреплена в Конституции как единственная в государстве.

Под лозунгами мировой пролетарской революции и социального равенства, коммунисты уверенно устанавливали свой диктат, который во многих отношениях был жестче прежнего монархического режима.

Основной задачей большевиков было отнюдь не экономическое и социальное преобразование общества, а укрепление центральной власти и ее доминирование во всех сферах жизни государства.

Методы формирования однопартийной диктатуры

Первым шагом к установлению большевистской диктатуры стало начало ликвидации из политической арены идейных противников коммунистов эсеров и монархистов. Представители оппозиционных сил были объявлены саботажниками и контрреволюционерами.

Для борьбы с врагами большевиков были создан специальный орган Всероссийская чрезвычайная комиссия, которую возглавлял Ф. Дзержинский. Для создания иллюзии правового государства, большевики учредили суды, главной функцией которых было вынесение решений о наказании врагов революции.

Следует заметить, что при наличии революционных судов, органы досудебного следствия отсутствовали. О начале формирования однопартийной диктатуры свидетельствует и то, что большевики разогнали Учредительное собрание, так как не получили большинства в нем и значительно уступали эсерам.

Учредительное собрание стало последним государственным органом, сформированным демократическим путем. Члены собрания, принадлежавшие к партиям эсеров и монархистов, были арестованы и расстреляны еще до конца 1917 года.

Таким образом, большевики положили начало тенденции физического уничтожения своих противников. Уже в январе 1918 года после подавление многочисленных протестов, русской общественности стало понятно, что большевики стремятся исключительно к единоличному правлению и установлению диктатуры. Гражданское противостояние оказалось неизбежным.

Конституция 1918 года

Несмотря на то, что многие противники, которые могли бы воспрепятствовать большевистскому диктату, были полностью уничтожены, правительство все же пыталось придать своей власти легитимный оттенок. В июле 1918 года была принята новая Конституция, в положениях которой закреплялась победа пролетариата над буржуазией.

Основной Закон устанавливал диктатуру крестьян и рабочих. Российская Федерация была объявлена государством с равным социалистическим обществом, в котором нет места для межклассовой борьбы.

Конституция 1918 года стала воплощением всех идей большевиков об идеальном социалистическом государстве. Однако де-факто, этот нормативный акт носил откровенно дискриминационный характер и противоречил всем существующим нормам демократии.

Окончательным закреплением большевистской диктатуры стала ратификация Брестского мира и принятие его кабальных, по отношению к России, условий.

Острая критика этого договора со стороны эсеров стала удобным для большевиков поводом начать открытые боевые действия против оппозиции, применяя силы Красной армии и окончательно закрепить свой авторитет.

Источник

Как в 1918 году была установлена однопартийная диктатура большевиков кратко

Подробное решение параграф § 7 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Каковы основные причины и итоги Гражданской войны в России?

Основными причинами Гражданской войны стало установление диктатуры большевиков и стремление других политических сил устранить большевиков вооруженным путем. Главным итогом Гражданской войны стали поражения антибольшевистских сил и установление советской власти на всей территории России, также социальный кризис и экономическая разруха.

Какими чувствами, по вашему мнению, руководствовался А.А. Брусилов, публикуя в газете «Правда» это письмо?

Брусилов желал прекращения братоубийственной войны. Также он руководствовался необходимостью служения Родине.

1. Дайте определение Гражданской войны.

Гражданская война — это вооружённый конфликт между гражданами одного государства, который сопровождается разделением страны на две и более внутренне организованные части, открыто борющиеся друг с другом с целью претворения в жизнь своей программы будущего устройства страны.

2. Выделите этапы Гражданской войны в России.

Весна-лето 1918 г., политическая борьба стала перерастать в открытое военное противостояние

Осень 1918 г. – весна 1919 г. – период эскалации войны. Период противоборства регулярных красных и белых армий. Период белого и красного террора.

Вторая половина 1919 г. – осень 1920 г. – период военного поражения белых армий

3. В чём состояли основные различия позиций левых эсеров и большевиков?

Основные различия в позициях левых эсеров и большевиков заключались в отношении к Брестскому миру, к удалению правых эсеров и меньшевиков из ВЦИК, к чрезвычайной политике большевиков в деревне.

4. Как в 1918 г. была установлена однопартийная диктатура большевиков?

диктатура большевиков была установлена после разногласий между большевиками и эсерами. Потерпев поражение, левые эсеры пошли на прямую провокацию. 6 июля 1918 г. члены партии Я.Г. Блюмкин и Н.А. Андреев убили немецкого посла в России графа В. Мирбаха, а затем укрылись в отряде ВЧК, которым командовал левый эсер Д.И. Попов. Председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский поспешил в отряд, чтобы арестовать террористов, но был взят в плен. В ответ была арестована левоэсеровская фракция съезда Советов во главе с лидером партии М.А. Спиридоновой. Большевики расценили эти события как начало мятежа против советской власти. По решению V съезда Советов левые эсеры были изгнаны из Советов всех уровней

5. Каков был социальный состав антибольшевистских сил?

Социальный состав антибольшевистских сил был неоднородным. Его ядро составляло русское офицерство (более 125 тыс. офицеров служили в белых армиях). Ярыми антибольшевиками были многие бывшие чиновники, представители привилегированных классов, политически активная либеральная и демократическая интеллигенция. Политика «расказачивания», проводившаяся большевиками, привела в антибольшевистский стан и значительное число казаков, а также часть рабочих и крестьян, недовольных введением продразвёрстки и резким снижением уровня жизни

Опираясь на карту, расскажите о важнейших военных действиях в ходе Гражданской войны в 1918, 1919, 1920, 1921-1922 гг.

Важнейшими событиями в 1918 г. стали: немецкое наступление весной 1918 г., в ходе которого немцы оккупировали Прибалтику, Белоруссию, Украины, часть Кавказа. Мятеж Чехословацкого корпуса и ликвидация советской власти от Поволжья до Дальнего Востока. Восстание казачества на Дону и Кубани. Наступление Колчака на Поволжье, Деникина на Москву и Юденича на Петроград.

Важнейшими событиями в 1919 г. стали: разгром Колчака на Восточном фронте. Продвижения Красной армии от Поволжья до Сибири. Наступление Деникина на Москву и контрнаступление Красной Армии с занятием Донской области и Кубани, а также Восточной Украины. Отражение наступлений Юденича из Прибалтики на Петроград.

Важнейшими событиями 1920 г. стали: Советско-польская война, разгром войск Врангеля в Крыму.

Важнейшими событиями 1921-1922 г. стали: завершение войны с Польшей. Завершение войны на Дальнем Востоке.

1. В чём суть политики террора?

Суть политики террора заключалась в деморализации противника, устрашении людей, привлечении на свою сторону колеблющихся.

2. Определите по документам, какие его методы использовали противоборствующие стороны.

Методы: взятие и расстрел заложников, сожжение деревень, казнь каждого 10 или поголовный расстрел.

1. Используя дополнительные источники информации, составьте сборник различных высказываний о Гражданской войне в России. Представьте себе, что вы присутствуете при споре учёных. Какую позицию поддержали бы вы и почему?

«Новый режим удержался… В худшие периоды жестокой и хаотичной гражданской войны 1918—1920 годов Советская Россия уменьшилась до клочка территории в Северной и Центральной России где-то между Уралом и теперешними прибалтийскими государствами с незащищенным перстом Петрограда, указующим на Финский залив. Единственными важными преимуществами, которые имел новый режим, из ничего создавший победоносную Красную армию, являлись неавторитетность и разобщенность «белых», восстановивших против себя российское крестьянство, и вполне обоснованные подозрения западных держав по поводу отправки своих мятежных солдат и матросов на войну с революционными большевиками» Эрик Хобсбаум, «Эпоха крайностей»

2. Почему, несмотря на временные успехи и значительную помощь из-за рубежа, Белое движение потерпело поражение, а красные сумели одержать победу?

Белое движение не смогло объединить антибольшевистские силы, настроив социалистические партии против себя. Само белое движение осталось разобщенными и изолированным друг от друга, без единого центра координации, которые не смогли выработать какой-либо четкой политический и экономической программы. Большинством населения они воспринимались как сторонники прежних порядков царского режима и помещичьего произвола. Также отталкивало моральное разложение белого движения, особенно после неудач в 1918-1919 гг.

3. Сформулируйте и запишите в тетради причины победы красных в Гражданской войне.

Красные сумели одержать победу благодаря тому, что контролировали наиболее экономически важные регионы, и кроме того имели четкую и понятную для населения программу, смогли пойти на компромисс с крестьянством, имели единый центр координации всеми политическими, экономическими и военными процессами.

4. Подготовьте доклады об известных участниках Гражданской войны.

Каменев родился в Киеве в дворянской семье, сын инженер-механика киевского завода «Арсенал», полковника артиллерии. Мечтал в детстве стать хирургом, но избрал военную стезю. Окончил Владимирский Киевский кадетский корпус (1898), элитное Александровское военное училище (1900, закончил третьим в своем выпуске) и Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду (1907). На военную службу Каменев поступил в 1900 г., отправившись в родной Киев, в 165-й пехотный Луцкий полк, служил в армейской пехоте и только по окончании академии после отбытия строевого ценза пошел по службе Генерального штаба.

До Первой мировой войны занимал должности помощника старшего адъютанта штаба Иркутского военного округа, старшего адъютанта штаба 2-й кавалерийской дивизии и помощника старшего адъютанта штаба Виленского военного округа. Помимо этого, Каменев преподавал тактику и топографию в военном училище. В предвоенный период Каменев участвовал в многочисленных маневрах и полевых поездках, что существенно расширяло его кругозор и подготовку как офицера-генштабиста и командира. В ходе этих поездок Каменев посетил крепости Ковно и Гродно. Изучал Каменев и неудачный опыт участия русской армии в войне с Японией.

На посту полкового командира Каменев проявил себя как твердый начальник, обладающий мужеством, распорядительностью и хладнокровием, любящий военное дело, знающий быт офицера и солдата и заботящийся о них. Забота о солдатах, видимо, сыграла роль в том, что в 1917 г. он был избран командиром полка.

Затем Каменев занимал пост начальника штаба XV армейского корпуса (на этой должности он встретил события октября 1917 г.), начальника штаба 3-й армии. В этот период Каменеву приходилось, в основном, заниматься вопросами демобилизации войск. Штаб армии находился в Полоцке, однако в связи с наступлением немцев был эвакуирован в Нижний Новгород, где и завершилась служба Каменева в старой армии.

Обладая опытом работы с комитетами, Каменев довольно рано примкнул к красным в качестве военного специалиста, добровольно поступив на службу в Красную армию. По всей видимости, он считал необходимым продолжение борьбы с внешним врагом, но первоначально не стремился к вовлечению в Гражданскую войну. (Партийный псевдоним «Каменев» также носил видный большевик, член Политбюро, председатель Моссовета).

В августе 1918 г. Каменев был назначен помощником военного руководителя Западной завесы В.Н. Егорьева и военруком Смоленского района с подчинением ему Невельского, Витебского и Рославльского районов. Задачей Каменева в это время являлись прием уездов Витебской губернии от оставлявших их немцев, а также формирование дивизий для РККА. В сжатые сроки под его руководством были сформированы и отправлены на Восточный фронт Витебская дивизия и Рославльский отряд.

В кампанию 1919 г. Каменев сыграл важную роль в победе над армиями адмирала А.В. Колчака на Восточном фронте. Однако в самый разгар операций в результате конфликта с главкомом И.И. Вацетисом был неожиданно снят с должности и вынужденно бездействовал несколько недель, хотя и пытался влиять на события на фронте. Вместо него фронт возглавил А.А. Самойло, присланный с севера России. Но из-за конфликта с РВС фронта и подчиненными Самойло на этом посту долго не продержался, а должность командующего вновь занял Каменев, заручившийся поддержкой В.И. Ленина.

Каменеву выпало руководить борьбой с войсками генерала А.И. Деникина, наступавшими тогда на Москву. Еще на Восточном фронте им был составлен план борьбы с Деникиным, предусматривавший действия по недопущению его соединения с армиями Колчака. К моменту назначения Каменева главкомом такой план уже устарел, так как Колчак был разгромлен, и соединение его с белыми армиями Юга России уже представлялось маловероятным. Тем не менее, Каменев проявил большое упорство в отстаивании своего плана, предусматривавшего наступление через Донскую область, где красных ждало наиболее ожесточенное сопротивление антибольшевистски настроенного казачества. План Каменева поддерживал большевистский лидер Ленин, слабо разбиравшийся в стратегических вопросах. В результате красные провалили августовское наступление Южного фронта, а белые вышли на дальние подступы к Москве (дошли до Орла и Мценска, что несло угрозу главному советскому арсеналу – Туле), поставив под угрозу существование Советской России.

Каменев удостоился неоднозначной оценки современников и потомков. Недоброжелатели отзывались о нем как о «человеке с большими усами и маленькими способностями». Важную характеристику Каменева дал председатель РВСР Л.Д. Троцкий. По его мнению, Каменев «отличался оптимизмом, быстротой стратегического воображения. Но кругозор его был еще сравнительно узок, социальные факторы Южного фронта: рабочие, украинские крестьяне, казаки, не были ему ясны. Он подошел к Южному фронту под углом зрения командующего Восточным фронтом. Ближе всего было сосредоточить дивизии, снятые с Востока, на Волге и ударить на Кубань, исходную базу Деникина. Именно из этого плана он и исходил, когда обещал вовремя доставить дивизии, не приостанавливая наступления. Однако мое знакомство с Южным фронтом подсказывало мне, что план в корне ошибочен… Но моя борьба против плана казалась продолжением конфликта между Военным Советом (РВСР. – А.Г.) и Восточным фронтом. Смилга и Гусев при содействии Сталина изображали дело так, будто я против плана, потому что вообще не доверяю новому главнокомандующему. У Ленина было, видимо, то же самое опасение. Но оно было ошибочно в корне. Я не переоценивал Вацетиса, дружески встретил Каменева и стремился всячески облегчить его работу … Трудно сказать, кто из двух полковников (Вацетиса и Каменева. – А.Г.) был даровитее. Оба обладали несомненными стратегическими качествами, оба имели опыт великой войны, оба отличались оптимистическим складом характера, без чего командовать невозможно. Вацетис был упрямее, своенравнее и поддавался несомненно влиянию враждебных революции элементов. Каменев был несравненно покладистее и легко поддавался влиянию работавших с ним коммунистов… С.С. Каменев был, несомненно, способным военачальником, с воображением и способностью к риску. Ему не хватало глубины и твердости. Ленин потом сильно разочаровался в нем и не раз очень резко характеризовал его донесения: «Ответ глупый и местами неграмотный».

В целом же Каменев пользовался расположением Ленина. Именно при Каменеве Красная армия одолела всех своих врагов и вышла победительницей из Гражданской войны. Он был активным сторонником наступательной стратегии как единственно возможного способа ведения боевых действий в Гражданской войне. Крупный военный администратор, он в силу тяжести условий Гражданской войны был вынужден крайне осторожно вести себя в отношении партийного руководства, заискивать перед партийной верхушкой.

Летом 1922 г. Каменев получил орден Красной Звезды 1-й степени Бухарской Народной Советской республики за организацию борьбы с Энвер-пашой, а в сентябре 1922 г. украсил грудь военным орденом Красного Знамени Хорезмской автономной советской республики «за помощь хорезмскому трудовому народу в его борьбе за свое освобождение и за заслуги в борьбе с врагами трудящихся всего мира».

Каменев вступил в партию только в 1930 г. и в целом судьба его в советское время сложилась удачно, не в пример десяткам его сослуживцев. Каменев умер в результате сердечного приступа до начала Большого террора и не прошел через клевету, унижения и предательство товарищей. Урна с прахом Каменева была захоронена в Кремлевской стене. Тем не менее, посмертно Каменев был причислен к «врагам народа», а его имя и труды на несколько десятилетий оказались преданы забвению. Впоследствии имя Каменева было реабилитировано.

По ранению Чапаев был отправлен в тыловой Саратов, гарнизон которого подвергся революционному разложению в 1917 г. В солдатских беспорядках принял участие и Чапаев, примкнувший первоначально, по свидетельству его боевого товарища И.С. Кутякова, к анархистам и оказавшийся в итоге председателем ротного комитета и членом полкового комитета. Наконец, 28 сентября 1917 г. Чапаев вступил в большевистскую партию. Уже в октябре 1917 г. он стал военным руководителем Николаевского красногвардейского отряда.

Чапаев оказался одним из военных профессионалов, на которых опирались большевики Николаевского уезда Самарской губернии в борьбе с выступлениями крестьян и казаков. Он занял пост уездного военного комиссара. В начале 1918 г. Чапаев сформировал и возглавил 1-й и 2-й Николаевские полки, вошедшие в состав Красной армии Саратовского Совета. В июне оба полка были сведены в Николаевскую бригаду, которую возглавил Чапаев.

В боях с казаками и интервентами-чехами Чапаев показал себя твердым руководителем и отличным тактиком, умело оценивавшим обстановку и предлагавшим оптимальное решение, а также лично храбрым командиром, пользовавшимся авторитетом и любовью бойцов. В этот период Чапаев неоднократно лично водил войска в атаку. С осени 1918 г. Чапаев командовал Николаевской дивизией, которая из-за малочисленности иногда называлась отрядом Чапаева.

По оценке временно командующего 4-й советской армией бывшего Генштаба генерал-майора А.А. Балтийского, у Чапаева «отсутствие общего военного образования сказывается в технике управления войсками и отсутствии широты охватить военное дело. Полный инициативы, но пользуется ею неуравновешенно, вследствие отсутствия военного образования. Однако ясно обозначаются у т. Чапаева все данные, на почве которых, при соответствующем военном образовании, несомненно явится и техника, и обоснованный военный размах. Стремление получить военное образование, дабы выйти из состояния «военной темноты», а затем вновь стать в ряды боевого фронта. Можно быть уверенным, что природные дарования т. Чапаева в сочетании с военным образованием дадут яркие итоги».

В ноябре 1918 г. Чапаев для повышения образования был командирован в только что созданную академию Генерального штаба РККА в Москву.

О его академических успехах многое скажет такой пассаж: «Я про Ганнибала раньше не читал, но вижу, что он был опытным полководцем. Но я во многом не согласен с его действиями. Он совершал много ненужных перестроений на виду у противника и тем раскрывал ему свой план, медлил в своих действиях и не проявил настойчивости для окончательного разгрома неприятеля. У меня произошел случай, похожий на обстановку во время битвы при Каннах. Это было в августе, на реке Н. Мы пропустили до двух полков белых с артиллерией через мост на наш берег, дали им возможность вытянуться вдоль дороги, а затем открыли ураганный артиллерийский огонь по мосту и со всех сторон бросились в атаку. Ошеломленный противник не успел опомниться, как был окружен и почти полностью уничтожен. Остатки его бросились к разрушенному мосту и вынуждены были ринуться в реку, где в большинстве потонули. В наши руки попали 6 орудий, 40 пулеметов и 600 пленных. Этих успехов мы достигли, благодаря стремительности и неожиданности нашей атаки».

Военная наука оказалась народному вожаку не по плечу, проучившись несколько недель, Чапаев самовольно бросил академию и вернулся на фронт, заниматься тем, что он знал и умел.

В конце марта 1919 г. Чапаев по приказу командующего Южной группой Восточного фронта РСФСР М.В. Фрунзе был назначен начальником 25-й стрелковой дивизии. Дивизия действовала против главных сил белых, участвовала в отражении весеннего наступления армий адмирала А.В. Колчака, участвовала в Бугурусланской, Белебейской и Уфимской операциях, предрешивших провал колчаковского наступления. В этих операциях дивизия Чапаева действовала на сообщения противника, осуществляла обходы. Маневренная тактика стала визитной карточкой Чапаева и его дивизии. Даже белые выделяли Чапаева и отмечали его организаторские способности.

Чапаев выделился как самостоятельный командир из унтер-офицеров старой армии. Эта среда дала Красной армии много талантливых военачальников, в том числе таких, как С.М. Буденный и Г.К. Жуков. Чапаев любил своих бойцов, и они платили ему тем же. Его дивизия считалась одной из лучших на Восточном фронте. Во многом он был именно народным вожаком, воевавшим партизанскими методами, но при этом обладавшим настоящим полководческим чутьем, огромной энергией и инициативой, заражавшей окружающих. Командиром, стремившимся постоянно учиться на практике, непосредственно в ходе боев, человеком бесхитростным и хитрым одновременно. Чапаев прекрасно знал район боевых действий, расположенный на удаленном от центра правом фланге Восточного фронта. Кстати, тот факт, что Чапаев на протяжении всей своей деятельности воевал примерно в одном и том же районе, является весомым аргументом в пользу партизанского характера его деятельности.

Дивизия Чапаева в дальнейшем участвовала в разгроме Уральской Отдельной армии, приведшем к уничтожению этой армии уральских казаков и гибели в ходе отступления по пустынным районам Восточного Прикаспия тысяч офицеров и рядовых. Эти события вполне характеризуют жестокую братоубийственную суть Гражданской войны, в которой не могло быть героев.

Василию Ивановичу Чапаеву не везло с объективной биографией. После публикации в 1923 г. книги Д.А. Фурманова и, в особенности, после выхода на экраны в 1934 г. знаменитого фильма С.Д. и Г.Н. Васильевых «Чапаев», представлявший собой фигуру далеко не первого плана, был раз и навсегда зачислен в когорту избранных героев Гражданской войны. К этой группе относили безопасных в политическом отношении (в основном, уже умерших) красных военачальников (М.В. Фрунзе, Н.А. Щорса, Г.И. Котовского и других). Деятельность таких мифологизированных героев освещалась только в позитивном свете. Однако в случае с Чапаевым не только официальные мифы, но и художественный вымысел прочно заслонили реальную историческую фигуру. Подобная ситуация была подкреплена тем, что многие бывшие чапаевцы продолжительное время занимали высокие посты в советской военно-административной иерархии. Из рядов дивизии вышло не менее полутора десятков одних только генералов (например, А.В. Беляков, М.Ф. Букштынович, С.Ф. Данильченко, И.И. Карпезо, В.А. Киндюхин, М.С. Князев, С.А. Ковпак, В.Н. Курдюмов, А.А. Лучинский, Н.М. Мищенко, И.В. Панфилов, С.И. Петренко-Петриковский, И.Е. Петров, Н.М. Хлебников). Чапаевцы, наряду с конармейцами, образовывали своеобразное ветеранское землячество в рядах Красной армии, поддерживали связь и помогали друг другу.

5. Организуйте дебаты по теме «Гражданская война в России: была ли она неизбежной».

Первый тезис: Гражданская война в России была неизбежной, т.к. большевики, захватив власть не пошли бы на компромисс и продолжили бы свой политический и экономический курс, что не оставило бы антибольшевистские силы в бездействии.

Второй тезис: Гражданскую войну в России можно было бы избежать, если бы в 1917 г. все политические силы смогли бы договорится.

6. Используя дополнительную литературу и Интернет, найдите материалы о планах стран Антанты по отношению к России во время Гражданской войны. Реальной ли в тот период была угроза потери нашей страной независимости? Как на этот вопрос отвечают разные современные историки и публицисты?

Известный историк Р. Пайпс писал, что «Великобритания проявляла осторожность, подчёркивая категорическую невозможность оккупации и завоевания России. Сдержанно вели себя и Соединённые Штаты. Интервенция была скорее средством напугать большевиков и заставить их вести переговоры на условиях Антанты, чем инструментом изменения политического строя, который к тому же не заявил о себе ничем особенным, кроме безоговорочного желания удержать власть даже ценой огромных территориальных потерь и унижения».

Материал для самостоятельной работы

Каковы были особенности установления советской власти на окраинах бывшей Российской империи? Какие новые государства там возникли?

29 октября 1917 г. в Киеве была свергнута власть Временного правительства. Центральная рада отказалась признать большевистский Совнарком законным правительством России. На созванном в Киеве Всеукраинском съезде Советов большинство оказалось у сторонников Рады. Большевики покинули съезд. 7 ноября 1917 г. Центральная рада провозгласила образование Украинской народной республики.

Покинувшие съезд большевики в декабре 1917 г. в Харькове созвали 1-й Всеукраинский съезд Советов, который провозгласил Украину советской республикой. Съезд принял решение об установлении федеративных отношений с Советской Россией, избрал ЦИК Советов и сформировал украинское советское правительство. По просьбе этого правительства для борьбы с Центральной радой на Украину прибыли войска РСФСР. В январе 1918 г. в ряде городов Украины вспыхнули вооружённые выступления рабочих, в ходе которых устанавливалась советская власть. 26 января (8 февраля) 1918 г. Киев был взят Красной Армией. 27 января Центральная рада обратилась за помощью к Германии. Украина была оккупирована австро-немецкими войсками. В апреле 1918 г. оккупанты разогнали Центральную раду. Была провозглашена Украинская держава во главе с гетманом генералом П.П. Скоропадским.

Сравнительно быстро советская власть победила в Белоруссии, Эстонии и неоккупированной части Латвии. Однако начавшиеся революционные преобразования были прерваны немецким наступлением. В феврале 1918 г. немецкими войсками был захвачен Минск. С разрешения германского командования здесь было создано буржуазно-националистическое правительство, объявившее о создании Белорусской народной республики и об отделении Белоруссии от России.

На прифронтовой территории Латвии, контролируемой российскими войсками, были сильны позиции большевиков. Революционные части стали активной силой в установлении советской власти на неоккупированной территории Латвии. По решению партии в Петроград была направлена рота латышских стрелков для охраны большевистского руководства. В феврале 1918 г. германскими войсками была захвачена вся территория Латвии; стали восстанавливаться старые порядки. Даже после поражения Германии с согласия Антанты её войска остались в Латвии. 18 ноября 1918 г. здесь было создано временное правительство, объявившее Латвию независимой республикой.

В феврале 1918 г. немецкие войска вторглись в Эстонию. В ноябре 1918 г. здесь стало действовать Временное правительство, подписавшее 19 ноября договор с Германией о передаче ему всей полноты власти. В декабре 1917 г. «Литовский совет» — литовское правительство — выступил с декларацией «о вечных союзных связях Литовского государства с Германией». В феврале 1918 г. «Литовский совет» с согласия германских оккупационных властей принял акт о независимости Литвы.

Несколько иначе развивались события в Закавказье. В ноябре 1917 г. здесь был создан меньшевистский Закавказский комиссариат, организованы национальные воинские части. Деятельность Советов и большевистской партии была запрещена. В феврале 1918 г. возник новый орган власти — сейм, объявивший Закавказье «независимой федеративной демократической республикой». Однако в мае 1918 г. это объединение распалось, после чего возникли три республики — Грузинская, Азербайджанская и Армянская, возглавлявшиеся правительствами умеренных социалистов.

Новые государства: независимые (не новые) Польша, Финляндия, Белоруссия, Украина, Литва, Латвия, три республики — Грузинская, Азербайджанская и Армянская.

Выясните происхождение этого слова.

Почему большинство населения Украины не поддерживало национальные правительства?

Потому что национальные правительства поддерживались либо силами кайзеровской Германии, либо Антантой. Кроме того ни одно из национальных правительств не смогло предложить четкой политический и экономической программы. Национальные вопросы были для них первостепенными, в то время как крестьяне ждали проведения аграрной реформы

1. Какое влияние оказали германские оккупационные власти на создание на территории бывшей Российской империи национальных государств?

Германские оккупационные власти стали основной поддержкой создававшихся на окраинах Российской империи национальных государств.

2. Как развивались события в Закавказье?

Установление советской власти в Закавказье в результате действия местных коммунистических организаций, а также при помощи Красной армии

3. Объясните термин «федерация». Как складывалась советская федерация? Каковы были принципы её устройства?

Федерация форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации. Государственная самостоятельность стала признаваться только за народами, организовавшими свои национальные Советы, а не за каждым областным Советом, как это было в 1918 г. В составе Российской Федерации были созданы Башкирская, Татарская, Киргизская (Казахская), Горская, Дагестанская национальные автономные республики, а также Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская автономные области, Карельская трудовая коммуна и Коммуна немцев Поволжья

4. Как проходило установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике?

Установление советской власти в Закавказье в результате действия местных коммунистических организаций, а также при помощи Красной армии после изгнания немецких оккупационных войск и разгрома польских интервентов.

5. Какие советские социалистические республики были образованы на территории Закавказья? Какие политические силы встали во главе республик?

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, Армянская Советская Социалистическая Республика, Грузинская Советская Социалистическая Республика. Во главе республик встали местные коммунисты.

6. Какие цели преследовало басмаческое движение? Как советская власть боролась с басмачеством?

Борьба с советской властью под лозунгами священной войны. Целью движения было отделение Туркестана от Советской России и создание Исламского государства Туркестан

2. Покажите на карте вновь образованные на территории Российской империи национальные государства, национальные автономные республики и области.

Государства: Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша.

Нац. республики: Белорусская ССР, Украинская ССР, Закавказская СФСР, Туркменская ССР, Узбекская ССР.

Башкирская, Татарская, Киргизская (Казахская), Горская, Дагестанская национальные автономные республики, а также Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская автономные области, Карельская трудовая коммуна и Коммуна немцев Поволжья

Какие планы по отношению к национальным окраинам бывшей Российской империи выдвигали правящие круги США?

Планы по созданию национальных государств на основе принципа самоопределения народов

1. Сравните процесс установления советской власти на разных окраинах России. Выделите основные отличия национально-государственных образований.

На окраинах России Советской власти противостояли реальные силы, имевшие поддержку среди многонационального населения и казачества.

2. Выпишите в тетрадь названия народов, которые вам встретились в тексте. Подумайте, какое значение для этих народов имел опыт национальной независимости.

Финны, эстонцы, латыши, литовцы, поляки, украинцы, армяне, азербайджанцы, грузины, туркмены, узбеки. Эти народы в ходе революции и гражданской войны получили опыт национальной независимости, что стало причиной возникновения и развития национального самосознания.

3. Используя дополнительные материалы, выясните, какие привилегии получали территории, приобретавшие в рамках советской федерации статус автономных.

Автономные национальные республики получили прав иметь свой государственный язык кроме русского, а также право самоуправления.

4. Используя дополнительные материалы, выясните, каким образом процессы самоопределения отразились на национальном самосознании народов бывшей Российской империи. Напишите эссе на примере одного из народов.

Процессы самоопределения и национального самосознания у народов Российской империи до Первой мировой войны развивалось не равномерно. Если поляки не просто осознавали себя нацией с многовековым опытом самостоятельной государственности, то, к примеру, у населения Средней Азии эти процессы находились лишь на стадии становления. Гражданская война и развал единой системы имперского управления способствовали активизации развития национального самоопределения. Не случайно уже в ходе революционного 1917 г. самые политически развитые народы: финны, белоруссы, украинцы создают свои национальные государственные образования, которым удается либо мирным способом получить независимость (например Финляндия и страны Прибалтики), либо отстаивать его вооруженным путем (Украинские националисты). Одновременно идет процесс активного вовлечения национальных элит в политическую борьбу, в ходе которой они проникались идеями самоопределения. Белые и Красные по разному реагировали на эти процессы. С одной стороны они (чаще именно белые), прикрываясь лозунгом о «единой и неделимой России» подавляли проявления национального самосознания, в то время как большевики использовали этот фактор для привлечения на свою сторону представителей национальной интеллигенции. В целом именно большевики не просто выдвигали лозунг о самоопределении народов, но также во многом способствовали его реализации, правда с определенными поправками и ограничениями, что проявилось при создании советской федерации, где разным этносам были предоставлены разные степени самостоятельности. Но, тем не менее, именно национальная политика большевиков в ходе Гражданкой войны активизировала поиск национальный самоидентичности у народов бывшей Российской империи. Это позволило получить им опыт государственного строительства, что в дальнейшем способствовало формированию национальных суверенных государств.

5. С помощью дополнительной литературы, Интернета выясните, каков современный статус территорий, о которых идёт речь в материалах учебника.

Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан являются независимыми суверенными государствами.

Якутия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия, Марий-Эл, Башкортостан, Татарстан, Бурятия имеют статус республик в составе Российской Федерации.

6. Подготовьте электронную презентацию «Становление Советской Федерации в 1918—1920 гг.». Используйте краеведческий материал (в группе).

Последствия революции 1917 г.

Участие национальных окраин в революции 1917 г.

Гражданская война на территории Белоруссии

Создание Белорусской ССР

Гражданская война на территории Украины

Создание Украинской ССР

Гражданская война на территории Закавказья

Создание Закавказской СФСР

Гражданская война на территории Туркменистана. Война с басмачами

Создание республик на территории Туркменистана

Федеративное устройство Советского государства по конституции

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector