Как быть заведующей аптеки

Заведующая аптеки

Грамотный опытный руководитель необходим для эффективной работы любого предприятия. В аптеке руководство осуществляет заведующая, которая контролирует организацию работы аптеки, анализирует товарный ассортимент, занимается документооборотом и выполняет массу других обязанностей. Качество работы всего персонала, а также успешность организации в целом напрямую зависят от степени профессионализма заведующей аптеки.

Обязанности заведующей аптеки

Перечень должностных обязанностей заведующей аптеки весьма широк:

— Работа с поставщиками – заключение договоров, закупка товаров аптечного ассортимента

— Организация системы продаж

— Разработка ценовой политики

— Контроль сроков годности

— Организация и обеспечение фармпорядка

— Контроль качества лекарственных средств

— Управление персоналом аптеки

— Сопровождение проверок контролирующими организациями

— Контроль трудовой дисциплины

— Контроль санитарного режима

— Ведение учета и отчетности

— Взаимодействие с медицинскими организациями

— Контроль исполнения работниками приказов и распоряжений

— Разработка штатного расписания

— Организация финансово-хозяйственной деятельности аптеки

— Повышение квалификации работников и т.д.

Кто может стать заведующей аптеки?

Руководителем (заведующей) аптеки может быть лицо с высшим профессиональным образованием по специальности «Фармация» и наличием сертификата специалиста по специальности «Управление и экономика фармации», при этом стаж работы на руководящих должностях должне составлять не менее 5 лет.

К заведующим аптеки также предъявляются следующие требования:

Чем еще занимается заведующая аптеки?

Руководитель (заведующая) аптеки обладает следующими полномочиями:

— Разработка приказов и распоряжений для персонала аптеки

— Подбор кадров, назначение на должности в соответствии с профессиональной квалификацией, увольнение работников

— Назначение премий или штрафов

— Решение вопросов финансового и материального обеспечения

— Получение и использование информационных материалов

— Представление аптечной организации в различных инстанциях

Заведующая аптекой несет ответственность за осуществление должностных обязанностей, своевременное выполнение приказов и соблюдение нормативных актов. Руководитель обеспечивает соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности, использование ресурсов, качество обслуживание покупателей. Именно поэтому при подборе заведующей следует обратить внимание не только на наличие соответствующего образования и опыта работы, но и на практические умения и профессиональные навыки.

Источник

Согласитесь, многие провизоры мечтают стать заведующим аптекой. Но не все желающие знают, что входит в обязанности руководителя аптекой, какое необходимо иметь образование и какая область ответственности лежит перед заведующим. Данная статья поможет тем, кто совсем недавно приступил к работе в руководящей должности и тем, кто только задумывается о повышении.

Какое образование должен иметь заведующий аптекой?

К должности «заведующий аптекой» в Трудовом Кодексе РФ не указаны специальные профессиональные требования к кандидату. Условия приема специалиста на данную должность зависят от уровня образования.

Также кандидату в заведующие необходимо иметь сертификат УЭФ, который дает возможность занимать такие должности как директор (заведующий, начальник) аптечной организации, заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации, заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами, заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами, заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Среднее профессиональное образование

В аптеках, которые находятся в удаленных районах, руководящую должность может занимать фармацевт, имеющий среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация». К стажу работы в таких случаях строгих требований нет.

Область ответственности и основные функции заведующего аптекой

Деятельность заведующего аптекой регулирует ряд документов:

Заведующий аптекой – ее представитель в государственных, муниципальных и административных организациях. Он обязан организовывать эффективную работу и следить за надлежащим соблюдением всех правил внутри аптеки.

Еще одна функция заведующего аптекой – контролировать наличие лекарственных препаратов, условия хранения, адекватность ассортимента, правил отпуска (в том числе льготного).

Весь персонал, работающий в аптеке, подчиняются заведующему. В его полномочия входит: выписывать штрафы, увольнять и принимать сотрудников, утверждать графики работы и отпусков, расстановку работников и повышение их уровня, объявлять об изменениях в приказах, нормативно-правовых актах, инструкциях и других документах, регулирующих работу аптеки.

Какими качествами должна обладать заведующая аптекой?

Зачастую профессиональный уровень напрямую связан с опытом работы: ведь как бы хорошо первостольник ни владел теорией, основные навыки приобретаются именно в процессе работы. Чтобы руководить аптекой на должном уровне, необходимо иметь опыт работы не менее 2–3 лет.

Выбирая кандидатов на роль новой заведующей, руководитель сети оценивает их способность принимать решения, их организованность и ответственность. Именно такие первостольники могут получить шанс заместить заведующую на время ее отпуска или отъезда, приобретая при этом опыт работы на руководящей должности.

Будьте готовы к тому, что руководство обратит особое внимание на быстроту ума кандидатов, их знания и способность к обучению. А потому регулярно повышайте свой профессиональный уровень: читайте специализированную литературу и периодику, посещайте отраслевые семинары и тренинги, а затем применяйте полученные знания на практике. Учиться новому сегодня можно даже на рабочем месте – для этого существуют онлайн-тренинги и онлайн-семинары: чтобы посмотреть видеолекцию, вам потребуется 45 минут времени в день (которое можно выкроить в обеденный перерыв или между наплывами посетителей) и гаджет с выходом в Интернет.

Будущая заведующая должна разумно проявлять инициативу: умение первостольника внести рационализаторское предложение приветствуется и поощряется. При этом нужно уметь не только предлагать, но и обосновывать жизнеспособность своего предложения, а, столкнувшись с критикой, – учесть замечания и продолжить работу в выбранном направлении. Не оставайтесь в стороне при решении организационных вопросов в аптеке, не бойтесь брать на себя дополнительные обязанности и браться за новые дела и проекты – это станет дополнительным плюсом в вашей характеристике.

Заведующая аптекой – связующее звено между руководством сети и коллективом, и потому для нее очень важны умения правильно разрешать конфликтные ситуации и находить общий язык с людьми. Этот навык можно прекрасно «прокачать», общаясь с разными категориями клиентов: к каждому человеку нужен свой подход, и это справедливо как в отношении клиентов, так и в отношении руководства или коллег. Если в коллективе вы тот самый человек, которого зовут, когда надо успокоить разбушевавшегося посетителя, – будьте уверены, работа заведующей вам по плечу.

Источник

Кто может стать руководителем аптеки?

Специфика аптечного бизнеса такова, что директор или заведующая не могут не пройти школу первостольника — от руководителя требуется 100%-ное понимание специфики бизнеса. Он просто обязан знать рабочий процесс изнутри. Директором аптеки может стать специалист с высшим фармацевтическим образованием и стажем работы по специальности не менее трех лет. Однако вопросы, связанные с руководством аптечным предприятием, возникают довольно часто. Разъяснить некоторые практические ситуации поможет директор юридической компании «Юнико-94» канд. юрид. наук Марат МИЛУШИН.

Вопрос: Может ли учредитель ООО занимать должность директора в своей аптеке, если у него высшее медицинское образование, а не фармацевтическое? При этом в штате есть должность заведующей с профильным образованием.

Ответ: В соответствии с пп.«в» п.4 и пп.«и» п.5 утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» от 15.04.2013 одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптечной организации является наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, сертификата специалиста.

По нашему мнению, если деятельность учредителя ООО в должности директора аптеки не будет связана непосредственно с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, то указанное выше требование на него не распространяется. При этом он вправе назначить себе заместителя, соответствующего указанным требованиям.

Заметим, что в соответствии с п.8.2 утвержденного приказом Минздрава РФ № 80 от 04.03.2003 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007) руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее трех лет, а согласно утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010 «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») к «директору (заведующему) фармацевтической организации предъявляются следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации», стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет.

Однако следует отметить, что указанное выше «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности», которое является более поздним нормативным правовым актом и, кроме того, обладает более высоким юридическим статусом, поскольку утверждено не министерством, а Правительством РФ, смягчает установленные Квалификационным справочником и Отраслевым стандартом требования к квалификации руководителя аптечной организации.

Вопрос: У специалиста имеется оконченное средне-специальное фармацевтическое образование. Опыт работы в должности фармацевта — шесть лет. Может ли такой человек занять должность заведующего аптечным пунктом, который открывается при клинике и является ее структурным подразделением?

Ответ: Утвержденное Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 15.04.2013), утвержденный приказом Минздрава РФ № 80 от 04.03.2003 Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях.

Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007), а также утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ № 541н от 23.07.2010 «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») устанавливает квалификационные требования к руководителю аптечной организации.

Заведующий аптечным пунктом (структурным подразделением медицинской организации) не является руководителем аптечной организации, следовательно, на такую должность может быть принят специалист и без высшего фармацевтического образования.

Вопрос: Может ли человек, имеющий сертификат по специальности «Управление и экономика фармации» занимать любые руководящие должности в аптеке?

Ответ: Согласно утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ № 415н от 07.07.2009 «Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (в ред. от 26.12.2011) должности «заведующий-провизор» и «заместитель заведующего-провизора» может занимать специалист, получивший высшее профессиональное образование по специальности «060108 Фармация» и послевузовское или дополнительное профессиональное образование по специальности «Управление и экономика фармации», т.е. имеющий сертификат специалиста по указанной специальности.

В соответствии с пп.«и» п.5 утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 15.04.2013) одним из лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения является наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, сертификата специалиста.

Как буквально следует из указанной выше правовой нормы, деятельность руководителя аптечной организации (заведующего аптекой) может быть непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением. По нашему мнению, из этого следует однозначный вывод о том, что заведующий аптекой вправе осуществлять все перечисленные выше операции, в т.ч. отпуск лекарственных препаратов, в рамках своих должностных обязанностей.

Следовательно, из совокупности приведенных выше правовых норм можно сделать вывод о том, что для осуществления всех возможных операций в аптеке, заведующему аптекой достаточно иметь сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации».

Следовательно, и любой другой провизор, имеющий сертификат по указанной специальности, вправе осуществлять любую деятельность, которая «непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением», т.е. занимать любую должность в аптечной организации.

Заметим, что чиновники контроль­но-надзорных органов зачастую считают, что сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации» дает право провизору занимать исключительно руководящие должности в аптечной организации. При этом они полагают, что заведующий аптекой не вправе подменить фармацевта-первостольника даже на время обеденного перерыва.

Вопрос: Может ли человек быть назначен на должность заведующего аптекой, имея стаж работы два года в качестве провизора, и 1,5 года в качестве провизора-интерна?

Ответ: В соответствии с пп.«в» п.4 и пп.«и» п.5 утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» от 15.04.2013 одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптечной организации является наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, сертификата специалиста.

Поскольку общий стаж работы по специальности у указанного в тексте вопроса специалиста составляет 3,5 года, он может быть назначен заведующим аптекой при наличии сертификата специалиста.

Источник

Как быть заведующей аптеки

В предыдущих публикациях мы рассмотрели основные положения компетентностного подхода к управлению персоналом в организациях, обобщили зарубежный опыт изучения компетенций, представили результаты собственных исследований, которые позволили описать модель компетенций одной из ключевых должностей в фармации — провизора аптеки.

efsava 1710r5

Важно отметить, что в наших исследованиях приняли непосредственное участие свыше четырехсот специалистов фармации восьми областей Украины (АР Крым, Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Николаевской, Полтавской, Харьковской и Черниговской), и полученные результаты в значительной степени являются обобщением аккумулированного опыта их практической деятельности.

ИППП представляет собой специфическую форму проведения интервью с исполнителем определенной работы,во время которого интервьюер задает вопросы, побуждающие работника вспомнить критические случаи профессиональной деятельности, которые описывают ощущения, мысли и действия, вызываемые реальными рабочими ситуациями. Другими словами, ИППП — это детальное описание поведения работника во время как наиболее успешных, так и наименее успешных случаев собственной профессиональной деятельности.

Полученные характеристики критических случаев являются основой гипотетических компетенций заведующего аптекой.

Обобщая результаты проведенных ИППП, можно отметить следующее:

efsava 1710r3

В. М. ТОЛОЧКО,
д-р фарм. наук,
проф., Институт
повышения квалификации
специалистов фармации

efsava 1710r4

Л. В. ГАЛИЙ канд.
фарм. наук, доц.,
Институт повышения
квалификации специалистов
фармации НФаУ

Систематизация результатов анализа ИППП позволила нам определить и описать компетенции заведующего аптекой. При этом некоторые из этих компетенций («фармацевтическая экспертиза», «аналитическое мышление» и «командная работа и сотрудничество») были выявлены при анализе всех без исключения интервью. Это дало возможность отнести их к пороговым компетенциям, т. е. необходимым для выполнения этой работы, но не влияющим на ее эффективность.

Дифференцирующие компетенции (т. е. непосредственно влияющие на уровень эффективности) в дальнейшем были проранжированы экспертами по своей значимости в работе заведующего аптекой. Именно эти компетенции, а также индикаторы поведения, описывающие различные уровни развития дифференцирующих компетенций, представлены в таблице. Отметим, что нами описаны пять уровней проявления каждой из компетенций (от неудовлетворительного, оцениваемого в (-1) балл, до выдающегося — (+3) балла).

Примерами поведения, демонстрирующими наличие компетенции «способность оказывать влияние», является использование заведующим аптекой знаний и умений по управлению групповыми процессами. Также это может быть работа по созданию «политических коалиций» и закулисная подготовка поддержания организационных изменений и собственных инициатив.

Так, успешные заведующие аптеками во время интервью вспоминали следующие случаи профессиональной деятельности:

…К сожалению, не всегда быва-­ ет так, что поставила задачу пе-­ ред подчиненными, а они сразу же стали ее выполнять. Часто случа-­ ется: время идет, а работа так и не сделана. В таком случае обращаюсь к подчиненным еще раз, однако с та-­ кой интонацией, будто бы говорю им об этом в первый раз… ((+1) способность оказывать влияние).

…На практике приходится ис-­ пользовать разные способы управле-­ ния подчиненными, иногда даже не столько управления, сколько воспи-­ тания. Так, необходимо было огра-­ ничить личные разговоры сотрудни-­ ков по мобильному телефону во вре-­ мя работы в торговом зале. Это ка-­ салось, прежде всего, наших молодых фармацевтов… На мои замечания они обижались, аргументировали тем, что отвечают на очень важные звонки. Внутренним приказом по ап-­ теке я обязала персонал сдавать мо-­ бильные телефоны в начале смены и отдавала их в конце… Через два дня вопрос был решен… ((+1) способность оказывать влияние).

…Однажды, для того, чтобы убе-­ дить руководство больницы в надле-­ жащем качестве стерильных раство-­ ров, которые изготавливала наша ап-­ тека, я согласилась лечь в реанимаци-­ онное отделение рядом с пациентом для проведения парентеральной инъ-­ екции лекарственным препаратом, качество которого вызвало сомнение … ((+3) способность оказывать влияние), (+2) командное лидерство).

Компетенция «построение взаимоотношений » проявляется как стремление заведующего аптекойк осуществлению внутренних или внешних коммуникаций в целях выполнения задач организации. Наличие этой компетенции демонстрирует осознанная работа над построением взаимоотношений с партнерами фармацевтической организации, обмен личной информацией, налажи вание сети профессиональных связей.

Таблица ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЗАВЕДУЮЩЕГО АПТЕКОЙ И ШКАЛА ИХ ОЦЕНКИ
Компетенции Индикаторы поведения, соответствующие определенному уровню развития компетенций, в баллах
Неудовлетворительный
уровень
(-1)
Ниже ожидаемого
0
Ожидаемый
уровень (+1)
Выше ожидаемого
(+2)
Выдающийся (+3)
savap 1710t1

Стремится
удовлетворить
собственный
интерес, не
учитывая интересы
и реальные
потребности
коллектива

Не проявляет
попыток повлиять
на подчиненных
с целью более
эффективного
выполнения миссии
фармацевтической
организации

Оказывает влияние
на подчиненных
с целью более
эффективного
выполнения миссии
фармацевтической
организации.
Использует
прямые методы
влияния (убеждает,
уговаривает)
и директивные
методы

Использует
знания и умения
по управлению
групповыми
процессами.
Для осуществления
влияния на
подчиненных
пользуется
поддержкой третьей
стороны (семьи,
друзей)

Моделирует
поведение,
ожидаемое
подчиненными.
Создает коалиции
для закулисной
поддержки
организационных
изменений
и инициатив

savap 1710t2

Конфликтует
партнерами
фармацевтической
организации.
Нарушает или
уничтожает
внутренние
и внешние
коммуникационные
связи

Воздерживается от
рабочих контактов
и социального
взаимодействия

Поддерживает
рабочие контакты.
Осознанно
осуществляет
попытки
к установлению
взаимопонимания
с партнерами
фармацевтической
организации,
иногда инициирует
неформальные
отношения

Инициирует
контакты
с подчиненными
и партнерами,
пытается наладить
с ними более
теплые и дружеские
отношения

Постоянно
поддерживает
установленные
контакты, для
их укрепления
привлекает
семейный круг.
Использует личные
отношения для
выполнения миссии
фармацевтической
организации

savap 1710t3

Избегает
выполнения
собственных
функциональных
обязанностей.
Упускает реальные
возможности
улучшить
результаты работы
фармацевтической
организации

Формально
выполняет
должностные
обязанности.
Требует
постоянного
надзора со стороны
вышестоящего
руководства

Выполняя
обязанности,
работает
самостоятельно.
Проявляет
настойчивость
при столкновении
с трудностями.
Действует быстро
и решительно при
возникновении
критических
ситуаций

Работает
в дополнительное
время или
применяет меры
по устранению
потенциальных
проблем и созданию
возможностей для
фармацевтической
организации.
Действует сверх
полномочий, лично
рискует

Предвидит
и осуществляет
мероприятия
по подготовке
благоприятных
возможностей или
по устранению
проблем
фармацевтической
организации на срок
более одного года.
Поощряет
подчиненных
к приложению
дополнительных
усилий

savap 1710t4

Отказывается от
выполнения роли
лидера или не
может ее выполнять

Организует
и проводит
совещания.
Распределяет
задания
и контролирует
срок их выполнения

Справедливо
и ответственно
использует власть.
Своевременно
и полно
информи-
рует коллектив об
организационных
решениях

Обеспечивает
потребности
коллектива.
Защищает его
репутацию во
внешнем окружении

Обладает харизмой,
вызывает энтузиазм
следовать миссии
и общей политике
фармацевтической
организации

savap 1710t5

Обнаруживает
по отношению
к подчиненным
негативные
ожидания,
оскорбляет их

Не проявляет
усилий для
развития
подчиненных.
Выполняет только
собственные
обязанности

Проявляет
позитивные
ожидания по
отношению
к подчиненным.
Советует,
инструктирует
или осуществляет
другую поддержку

Поддерживает
подчиненных
в случае появления
трудностей.
Самостоятельно
определяет
потребности
в обучении
сотрудников

Организовывает
обучение
сотрудников.
Разрабатывает
тренинговые
программы.
Убедившись
в надлежащем
выполнении
обязанностей
подчиненными,
передает им
полномочия
и ответственность

Компетенции Индикаторы поведения, соответствующие определенному уровню развития компетенций, в баллах
Неудовлетворительный
уровень
(-1)
Ниже ожидаемого
0
Ожидаемый
уровень (+1)
Выше ожидаемого
(+2)
Выдающийся (+3)
savap 1710t6

Не способен
к системному
мышлению.
Не может
рассматривать
ситуацию или
проблему путем
анализа
и сопоставления ее
отдельных частей

Не использует
абстрактные
концепции.
Рассуждает сугубо
конкретно

Использует
личный опыт
для определения
проблемы.
Способен выявлять
и прогнозировать
тенденции развития
проблем или
ситуаций

Использует
и модифицирует
различные научные
концепции
(например, SWOT-
анализ, схемы
входа-выхода,
правило Парето).
Выявляет неявные
для других
проблемы

Объясняет
сложные проблемы.
Выдвигает
и проверяет
гипотезы или
концепции
относительно
решения таких
проблем

savap 1710t7

Демонстрирует
отсутствие
интереса
к выполнению
должностных
обязанностей
или
излишне интересуется
непроизводственными
делами

Работает
настойчиво, но
не достигает
необходимых
стандартов

Достигает
установленных
стандартов.
Стремится
повысить
как личную
эффективность, так
и эффективность
подчиненных

Ставит перед собой
и коллективом
сложные цели
и задания.
Принимает
организационные
решения с учетом
получения
потенциальной
прибыли и анализа
расходов

Прилагает
дополнительные
усилия, ресурсы
и время для
повышения
эффективности
выполнения
работы. Использует
для этого
принципиально
новые подходы

savap 1710t8

Теряет контроль
над поведением.
Проявляет
негативные эмоции
по отношению
к пациентам или
коллегам

Избегает
ситуаций, которые
провоцируют
негативные эмоции

Противостоит
искушению
проявить
импульсное
поведение,
контролирует
эмоции во время
конфликтной
ситуации

Спокойно реагирует
на стрессовые
ситуации.
Использует
техники управления
поведением во
время конфликта

Конструктивно
реагирует
и управляет
стрессовой
ситуацией. Помогает
подчиненным выйти
из стресса

О проявлении этой компетенции свидетельствует следующий пример:

… В моей работе очень важно най-­ ти взаимопонимание с главным вра-­ чом и начмедом больницы. За мою практику работы четыре раза ме-­ нялись главврачи. При этом каждый из них, естественно, имел собствен-­ ный стиль управления и общения с подчиненными, к которому я долж-­ на была приспосабливаться. Мы очень тесно сотрудничаем, так, в прошлом году открыли больнич-­ ную кассу… иногда, я даже «зани-­ маю» лекарственные препараты в других аптеках для того, чтобы своевременно удовлетворить личные просьбы и потребности руководства в конкретных лекарствах… ((+2) построение взаимоотношений).

Инициатива — это стремление заведующего аптекой делать больше, чем ожидается, для улучшения деятельности фармацевтической организации. Также это может быть поиск новых возможностей, позволяющих организации избежать будущих трудностей. Примерами поведения, характеризующего наличие компетенции «инициатива» у заведующего аптекой, является предвидение, подготовка к реализации какой-либо возможности или решению проблемы, еще не выявленных другими; настойчивость при возникновении препятствий; выполнение большего количества заданий и обязанностей, чем предусмотрено должностной инструкцией. Психологи, характеризуя такое поведение личности, используют термин «проактивность».

Наличие компетенции «инициатива» демонстрируют следующие примеры, полученные нами во время интервьюирования заведующих аптеками:

…Однажды мне пришлось зани-­ маться реализацией серии товара с ограниченным сроком годности. Так вот, мне удалось продать стеклян-­ ную тару от лекарственного препа-­ рата дороже, чем стоимость самого лекарства … ((+2) инициатива).

…Проверяя работу ФАПов, я всег-­ да обращаю внимание на соответствие требованиям и условиям хра-­ нения всех лекарственных средств, которые там находятся. Нужно уточнить, что ФАПы имеют дого-­ воры одновременно с несколькими ап-­ теками (например, больничной ап-­ текой, ЦРА,)… и, конечно же, лекарственные препараты нашей аптеки, оплата которых осуществляется за бюджетные средства, хранятся от-­ дельно от товара другого поставщи-­ ка. Сначала персонал очень нервно реагировал на мои замечания, каса-­ ющиеся хранения товара, не принадлежащего нашей аптеке, но со вре-­ менем порядка стало действительно больше… ((+2) инициатива).

Высокий рейтинг в эффективности работы заведующего аптекой, по мнению экспертов, принадлежит компетенциям «командное лидерство», «развитие подчиненных» и «концептуальное мышление».

Компетенция «командное лидерство » предусматривает умение заведующего аптекой вести за собой подчиненных. При этом формы влияния на подчиненных могут включать как выполнение формальных лидерских ролей (организацию и проведение совещаний), так и воодушевление, побуждение собственным примером к эффективной работе. Примерами поведения, характеризующими наличие компетенции «командное лидерство» у заведующего аптекой, являются справедливое отношение к любому из подчиненных, обеспечение коллектива необходимыми ресурсами, гарантия удовлетворения индивидуальных потребностей и ожиданий сотрудников при условии их содействия выполнению организационной миссии и политики.

…Если честно, то очень трудно одинаково относиться ко всем своим подчиненным, с одними мы работаем более пяти лет, с другими — только полгода… Наша аптека открывает-­ ся в 8 часов и по правилам внутрен-­ него распорядка вся смена провизо-­ ров должна приходить в 7-45, при этом одна из новых сотрудниц постоянно опаздывала… Мне пришлось всю смену на протяжении трех ра-­ бочих дней собирать в 7-30, с тех пор, прецедент не повторялся… ((+1) командное лидерство, (+1) способность оказывать влияние).

…Я всегда подбираю коллектив под себя, сама выполняю любую ра-­ боту, несмотря на должность: мо-­ гу вымыть ассистентскую, подваль-­ ное помещение, срезать деревья во дворе… Поэтому и в коллектив беру таких же, не равнодушных… Работа в частной структуре имеет свои осо-­ бенности, однажды, защищая инте-­ ресы подчиненных, я не смогла най-­ ти взаимопонимание со стороны вла-­ дельца аптеки… весь коллектив при-­ нял решение уйти вместе со мной… ((+3) командное лидерство).

…С нашим заведующим аптекой можно решать какие-либо вопро-­ сы, он в курсе семейных дел каждо-­ го из своих подчиненных, всегда под-­ держивает нас… А коллектив, в свою очередь, искренне откликается на все его просьбы и задания… ((+2) командное лидерство).

«Развитие подчиненных» — компетенция, характеризующая осознанное намерение заведующего аптекой обучать или способствовать обучению и развитию подчиненных. Эта компетенция проявляется через проявление позитивных ожиданий по отношению к подчиненным, осуществление тренингов, делегирование заданий и ответственности сотрудникам с целью развития их способностей. Психологи для описания такого типа поведения сегодня используют термин «коучинг».

…Я ощущаю личную причастность к судьбе своих подчиненных, всегда настаиваю на их дальнейшем обуче-­ нии. Санитарку аптеки убедила поступить в фармацевтический кол-­ ледж, а медицинскую сестру, которая работала у нас фасовщиком, в фар-­ мацевтический университет. Самая большая опасность для коллектива: иметь в своем составе неуча, который вообще не желает чему-либо учиться … ((+2) развитие подчиненных).

…Все сотрудники, мои подчинен-­ ные, которые начинают работу в аптеке, на протяжении месяца проходят обучение. Они доскональ-­ но изучают ассортимент препара-­ тов (отдельно по каждой фармако-­ терапевтической группе) и сдают мне экзамен. Со временем я вырабо-­ тала свою систему, значительно по-­ вышающую эффективность такого обучения, и теперь такую стажи-­ ровку проходят у меня все новички, устраивающиеся на работу в другие аптеки нашей фирмы… ((+3) развитие подчиненных).

В основе компетенции «концептуальное мышление» лежит мотив познания. Эта компетенция является интеллектуальным аналогом «инициативы» компетенции «инициатива», поскольку заведующий аптекой в ходе выполнения работы приходит к самостоятельному пониманию и осознанию определенной ситуации или проблемы путем ее системного рассмотрения. Примерами поведения заведующего аптекой, обладающего компетенцией «концептуальное мышление», является использование прошлого опыта для выявления проблемы, понимание тенденций, применение и модификация научных концепций и методов для ее решения.

…Перспективным направлени-­ ем в работе украинских аптек со временем станет сотрудничес-­ тво со страховыми компаниями. Учитывая это, мы уже сегодня на-­ рабатываем опыт такого сотруд-­ ничества. Честно говоря, такая де-­ ятельность в сегодняшних условиях носит, скорее всего, имиджевый ха-­ рактер, поскольку отвлекает обо-­ ротные средства, ведь страховые компании иногда задерживают пла-­ тежи на срок долее двух месяцев… ((+2) концептуальное мышление).

Дифференцирующими компетенциями заведующего аптекой, которые получили умеренную оценку в эффективности его работы, являются компетенции «ориентация на достижение» и «самоконтроль».

Примерами поведения, демонстрирующими компетенцию «ориентация на достижение», являются выполнение работы с целью достижения установленного стандарта, осуществление руководителем анализа релевантных доходов и расходов. При этом, оценивая компетенцию «ориентация на достижение», важно учитывать как интенсивность действий заведующего аптекой, направленных на результат, так и инновационность этих действий.

efsava 1710r6
efsava 1710r7

… Я не сразу согласилась занять должность заведующей аптекой, поскольку тогда имела сред-­ нее фармацевти-­ ческое образование. Но как только я за-­ кончила в аптеке ремонт, руководство нашло друго-­ го претендента с высшим образо-­ ванием, а мне предложили написать заявление. Тогда я подала докумен-­ ты в институт и поехала на при-­ ем в Министерство здравоохране-­ ния… Было очень трудно: комиссии приезжали за комиссиями, но я от-­ стояла аптеку, получила диплом, а вместе с ним уважение и поздрав-­ ления от руководства… ((+1) ориентация на достижения, (+2) способность оказывать влияние).

…В работе мне нравится опреде-­ ленным образом рисковать и испы-­ тывать себя. Так, на протяжении го-­ да я работала заведующей аптеч-­ ным пунктом, который имел наилуч-­ шие показатели работы в нашей ор-­ ганизации, но я приняла предложение и уже пять лет возглавляю вновь со-­ зданную аптеку, которая находится в «непроходном месте» ((+2) ориентация на достижения).

Компетенция «самоконтроль» характеризует эффективность заведующего аптекой как личности.Другими словами, она отражает уровень зрелости его личности по отношению к окружающим и работе. Признаками поведения, свидетельствующими о наличии и развитии компетенции «самоконтроль» у заведующего аптекой, является сдерживание собственного импульсного поведения, сохранение спокойствия во время стресса, поиск конструктивного выхода из стрессовых ситуаций.

…Два года назад наша фирма от-­ крывала новую аптеку, поэтому воз-­ никла необходимость на некото-­ рое время перевести туда часть персонала. Безусловно, те, кто ос-­ тался, вынуждены были работать сверхурочно. Одна из моих подчи-­ ненных после нескольких дней ра-­ боты сверх графика пришла в ка-­ бинет и устроила истерику, по-­ скольку ей обязательно нужен был вы-­ ходной. Я вообще ничего не стала ей отвечать, отправила на рабочее место, а при-­ гласила к себе только через несколь-­ ко часов, предложив вариант выхо-­ да из этой ситуации. Мы до сегод-­ няшнего времени работаем вместе… (+3) самоконтроль).

По результатам наших исследований, пороговыми компетенциями заведующего аптекой признаны: «фармацевтическая экспертиза» «аналитическое мышление» и «командная работа и сотрудничество». Учитывая, что пороговые компетенции являются обязательными для лиц, занимающих определенную должность, в частности должность заведующего аптекой, для их оценивания достаточно двух уровней: ожидаемый и ниже ожидаемого.

Так, ожидаемый уровень развития компетенции «фармацевтическая экспертиза» для заведующего аптекой проявляется стремлением поддерживать актуальность профессиональных знаний и умений, самостоятельно их расширять, а также исполнять роль эксперта по вопросам фармации для пациентов.

…Есть отдельная категория па-­ циентов, которые хотят получать консультацию по выбору или при-­ ему лекарственных средств только у заведующего аптекой… Я понимаю такое желание, поэтому всегда об-­ щаюсь и отпускаю лекарства таким пациентам лично… ((+1) фармацевтическая экспертиза).

Соответственно, отсутствие интереса к расширению и использованию профессиональных знаний у заведующего аптекой свидетельствует о развитии компетенции «фармацевтическая экспертиза» на уровне ниже ожидаемого.

efsava 1710r8

Ожидаемый уровень развития компетенции «командная работа и сотрудничество» для заведующего аптекой проявляется как его искреннее желание сотрудничать с коллегами и выполнять свою часть командной работы.

…Если есть необходимость в за-­ мещении кого-то из своих подчинен-­ ных (фармацевта, осуществляюще-­ го приготовление стерильных рас-­ творов, или уполномоченного ли-­ ца по качеству), я начинаю рабочий день в 6 часов и к приходу других ра-­ ботников успеваю закончить боль-­ шую часть работы… ((+1) командная работа и сотрудничество).

Безусловно, специалист фармации, который не стремится сотрудничать с коллегами, препятствует командной работе, т. е. демонстрирует компетенцию «командная работа и сотрудничество» на уровне ниже ожидаемого, также не может занимать руководящую фармацевтическую должность.

Что касается компетенции «аналитическое мышление», то ожидаемый уровень ее развития характеризуется способностью заведующего аптекой проводить анализ конкретных ситуаций или проблем, а также определять последовательность их решения.

…Я всегда очень тщательно рабо-­ таю с документами, поскольку мы бюджетная организация, которую постоянно проверяют контрольноревизионное управление, Служба бе-­ зопасности Украины и другие контро-­ лирующие органы. Однажды, привык-­ нув к тому, что договоры поставки ле-­ карственных средств имеют типовую форму, я не обратила внимание и под-­ писала договор, предусматривающий наличие отдельной спецификации на каждую партию товара… Когда это выяснилось во время проверки, при-­ шлось немедленно связаться с постав-­ щиком и к вечеру того же дня я предо-­ ставила спецификации представите-­ лям контролирующих органов … ((+1) аналитическое мышление).

В том случае, если работник не обладает способностями к логическому мышлению, затрудняется в определении причинно-следственных связей, безусловно, он не может занимать должность заведующего аптекой, как впрочем, и должность провизора аптеки.

Таким образом, модель компетенций заведующего аптекой, состоящую из восьми дифференцирующих и трех пороговых компетенций, можно рассматривать как стандарт профессиональной деятельности специалистов фармации, занимающих эту должность.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector