Как стать православным христианином. Краткая памятка
Бог есть любовь и источник всех добродетелей. Целью духовной жизни христианина является устремление к Богу, старание уподобиться Ему, желание общаться с Ним, ответная любовь к Нему. Т.е. задача состоит в переориентации смысла жизни с утилитарных, земных вещей на вечного Бога.
Начальным условием духовной жизни является исполнение нравственного закона в минимальной степени «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ), максимальной же его степенью является «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.19:18–20 ). Т.е. перед тем как взбираться на высоты духовной жизни, желательно навести порядок в нравственной сфере. Начните с изучения и исполнения 10 ветхозаветных заповедей.
Духовным рождением является Таинство Крещения. Если Вы ещё некрещены, то лучше сделать это после прохождения катехизических курсов (изучения основ веры). Найдите храм, где есть такие курсы и они наиболее продолжительны. Если Вы уже крещены, но Ваши родители и крестные по какой-то причине пренебрегли своими обещаниями по воспитанию вас в вере, то постарайтесь самостоятельно найти такие курсы.
Приобретите в храме нательный крестик, как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры и средство благодатной защиты. Имейте в виду, что самый простой крестик на верёвочке ничем не отличается от массивного золотого на толстой цепи, кроме цены и внешнего вида.
Духовник. Не спешите искать духовного гения, святого старца; как только вы станете святым, Бог его непременно вам даст. Пока достаточно того священника, которого вы выберите, к которому почувствуете доверие. Не пытайтесь с любым вопросом бежать к священнослужителям, делайте это только тогда, когда вы не смогли найти ответ в книгах или на известных православных сайтах, или когда вам требуется личный духовный совет.
а) Молитва – это не просто ритуал; т.к. Бог – личность, то молитва – это общение с Отцом Небесным, который желает Вашего исправления и безмерно любит Вас. В идеале личная молитва должна стать непрестанной; в любом случае молитва должна быть регулярной (утреннее и вечернее правило, перед и после всякого дела и приёма пищи). Общественная молитва в храме по минимуму должна состоять из ежевоскресного участия в Литургии.
Для сознательного участия в богослужении приобретите толковыймолитвослов и книгу с объяснением основных богослужений или книгу о Церкви для новоначальных, куда это уже включено.
б) Милосердие выражается как в материальной милостыне, помощи трудом, так милостыне духовной – молитве за ближних и помощи им в духовном возрождении.
в) Священное Писание (Библия) должна стать вашей настольной книгой, его следует читать ежедневно. Для лучшего его понимания следует начать её чтение с Нового Завета, после подробного его изучения можно переходить к Ветхому Завету. Используйте толкования для изъяснения всех нюансов текста.
г) Внимательно и серьёзно подготовьтесь к Таинству Покаяния (Исповеди), которое должно явиться рубежом, отделяющим вас от прежней, греховной жизни. От каких-то грехов удастся отказаться сразу же, другие потребуют борьбы. По словам св. Серафима Саровского, святой человек отличается от прочих только одним – решимостью. Высшей формой Богообщения является соединение со Христом – Таинство Святого Причащения, – оно должно стать насущной регулярной потребностью.
Ослабление любой из этих четырех составляющих ведёт к искривлению духовного пути; например нонсенсом является причащающийся человек, не читающий Евангелие или немилосердный молитвенник.
Задача христианина в аскетическом плане – избавиться от страстей, которые сковывают его в движении к Богу, т.к. Бог чужд какого-либо зла, и стяжать (приобрести) добродетели. Усвойте 2 важнейших аскетических принципа: регулярность и постепенность возрастания. Старайтесь избегать рывков, лучше умеренно поститься весь первый пост, чем через неделю прекратить его, не выдержав строгой монастырской нормы. Ставьте себе чёткие и исполняемые цели. Это касается всех составляющих духовной жизни.
Помните, что борьба со страстями является лишь средством, её цель – приобретение добродетелей.
Критерием правильности духовного пути является умножение любви к Богу и ближнему, причём эта любовь не просто эмоциональная, а деятельная и жертвенная. По словам преподобного Амвросия Оптинского «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Можно сказать, что единственное, что мы сможем вынести из этого мира в вечность – только любовь, которую мы смогли стяжать.
Помните: падения неизбежны, но нельзя впадать в уныние и зацикливаться на своём несовершенстве. Каждое падение должно стать стимулом для большей решимости следовать за Христом. Ведь «если Бог за нас, то кто против нас» ( Рим. 8:31 )!
Совсем кратко цель жизни христианина можно сформулировать как стремление к обожению (святости), богопознанию на основании христоцентричности.
Учитесь, процесс духовного возрастания, Богопознания бесконечен и простирается за пределы нашей земной жизни. Церковью накоплен огромный бесценный опыт практики духовной жизни, который доступен нашему изучению. Он научит духовному рассуждению и поможет избежать многих падений и ошибок.
О супердуховных, унижении выбора неверующих, «верующих» и истинно верующих.
Был поздний вечер. Я сидел уставший, и никак не мог выйти из соцсети. Вдруг мне написали. Всегда рад пообщаться с новыми людьми, потому дружелюбно ответил. Это оказался верующий парень, мы разговорились.
Я ничего не подозревая написал ответ.
И что по вашему значит ВЕРИТЬ? ведь и бесы веруют
Простите, я не настроен на богословские дискуссии. Слова это одно. Но главное жить искренне с Богом. Не вижу смысла в богословских дискуссиях.
– Он начал показывать, что есть «искренне верующие, но заблуждающиеся».
– Я не хочу играть в словесные игры. Верующий имеет свидетельство в себе самом. А вы себя выставляете всезнающим и я должен что-то доказывать, отвечать.
Потом настоятельно прошу не писать
Он продолжал писать и настоятельно пытался что-то доказать. Это не выглядело как диалог двух людей, уважающих друг друга.
Это было похоже на то, что он знает как правильно, нашел во мне изъян и решил срочно исправить.
Я забанил человека. Возможно, кому-то покажется жестким такой подход. Возможно и так, но знаете, я считаю, что именно так он поймет что делает что-то неправильно.
У меня есть еще одна история. Моя хорошая знакомая помогала продавать квартиру одним людям, верующим. Таким верующим, у которых грудь колесом от того, что они с Богом и они «правильные». Моя знакомая уважает всех, но не относит себя к христианам. Просто присматривается.
Так вот, по условиям договора, если моя знакомая риелтор находит им квартиру – они должны оплатить ей часть. Это титанический труд – найти хорошую квартиру, организовать все детали перед сделкой и провести сделку.
И вот, проходит время, и знакомая находит для них отличный вариант квартиры. Они смотрят, им нравится. А через время пропадают. Эти «верующие» не появлялись на связи некоторое время, а затем она узнает, что на самом деле они нашли контакт хозяина и купили квартиру.
Господи, что они сделали? Ведь это позор, пятно на церковь в глазах моей знакомой. Она плакала, когда рассказывала мне это. И что я мог сказать, относя себя тоже к христианам?
Только одно: «Не все истинные верующие. Важные не слова, но дела», впрочем она уже и сама это узнала.
Эти две истории – только вершинка айсберга. Я уверен, что и вы сталкивались с десятками подобных историй.
И знаете… У меня нет слов, когда я сталкиваюсь с подобным. На одной чаше весов подвиг Христа, жертва Христа и все то, что Он сделал, чтобы мы могли жить как дети Божьи, победители, не давая места дьяволу и злу.
А на другой чаше весов иногда попадаются такие «верующие», которые нивелируют то, что сделал Христос в глазах отдельных людей.
Для начала поделюсь тем, во что я искренне верю
Как вас будут называть?
Деян.11:26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
Обратите внимание. В этом месте Писания говорится, что верующие стали называться. Не они стали кричать «мы христиане», но их стали называть. Вполне вероятно, и они также стали называть себя так, но суть не в этом.
Они отличались. И потому нужно было как-то их обозначить. Их стали называть по-другому.
Христианами, то есть принадлежащими Христу. Другими.
А если мы сами кричим, что мы христиане, но гордость и самомнение, отсутствие любви и злость у нас превышает тот уровень, что есть в мире – какой смысл в этих выкриках? Это только позор для Бога.
Я недавно писал об этом уже. Целостность, стабильность – это особая черта истинного христианина. Подробнее читайте тут.
Христианин – это маяк для неверующего в трудное время. А не потушенный фонарь.
Истинно верующий человек – какой он?
Меня расстраивают люди, которые громко кричат, что он христиане, но их поступки только позорят имя Божье.
По нескольким причинам:
Знаете, в последнее время я пришел к тому, что важнее всего в жизни христианина – это любовь. Я даже написал статью об этом, которая, верю принесет пользу Телу Христову. (Подробнее статью вы можете прочесть по ссылке)
Я искренне считаю, что наличие христиан, которые унижают, задевают других своей гордостью и самомнением приносит огромный вред Церкви. Потому что они не только пользы не приносят, но более того, они делают так, что искренне ищущие люди отворачиваются от церкви.
Матф.18:6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
Это слова Христа. Он прямо говорит о том, что быть соблазном для слабых, для малых – это огромное преступление.
Унижение неверующих. Гордость перед неверующими.
Это моя нелюбимая тема, но я хочу поговорить о ней.
Я немало встречал раз, когда в мелочах проявляется неуважение к неверующим.
Начиная от фраз «халдеи», заканчивая конкретными наездами на людей за то, что те не хотят принимать Христа и жить с Ним.
Послушайте, мне кажется, это совсем неверно.
Сам Всемогущий Бог дал каждому человеку свободу выбора. И Бог не вмешивается в выбор человека. А мы начинаем его не уважать, поносить за то, что он выбрал то, что нам кажется неправильным?
Говорят, однажды спросили Ганди, почему он, изучая все религии мира не выбрал Христа. «Из-за Его последователей, христиан», был ответ. Не знаю, насколько это правда.
Но действительно, своим отношением к неверующим мы очень часто закрываем… нет, не закрываем, мешаем пути к Богу. Ведь у Него все равно есть пути как найти людей и спасти. Но уже вопреки тому злу, которое сами верующие и сделали.
Слово Ободрения. Что говорят о нас наши дела, а главное – другие?
Думайте всегда не о том, как вы будете выглядеть в глазах других.
Думайте, как поступать правильно по Слову. Как не сообразовываться с этим миром. Молитесь, просите у Бога мудрости.
И тогда вы будете отличаться в лучшую сторону. И дела ваши будут говорить за вас.
Апостол Павел говорил так
Фил.1:27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую.
Автор текста: Владимир Багненко
Коротко об авторе: Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Христианин, любит жену. Убежден в важности доброго и полезного контента в интернете.
Как взрослые люди становятся верующими? – истории Бутусова, Германики, Вяземского и других
Как и почему приходят к вере взрослые люди? «Фома» собрал несколько рассказов наших известных современников об их собственном пути.
Вячеслав Бутусов, рок-музыкант, композитор, писатель
Один из «патриархов» русского рока, Вячеслав Бутусов принял Крещение в 30 лет, перед венчанием — по настоянию супруги. Но настоящее воцерковление музыканта началось позже. «Тогда я пребывал в совершенно неоправданном праздном состоянии, — рассказал Бутусов в интервью «Фоме». — Какая-то сплошная пьянка, безответственность… А потом страшно стало. Было ощущение надвигающейся беды, ужаса. Появилось отвращение к жизни, и… На мне такой грех — я три раза на себя руки накладывал. В голове — бардак, ее просто распирало. И совесть меня мучила. Я спать перестал. Появились невероятные проблемы со здоровьем».
А потом он увидел, какие изменения происходят с Константином Кинчевым, лидером группы «Алиса», который тогда уже пришел к Богу, и понял, что жить без веры невозможно.
Сперва казалось, что соблюдать правила, находить время для молитвы крайне сложно. Потом, как многие неофиты, Бутусов впал в крайность: «Я стал настолько строг в этом отношении, что решил — мне всё мешает, надо уйти куда-нибудь в пещеру, стать монахом… Мне потом кто-то из знакомых батюшек сказал: “Ну, это ты легко решил отделаться”». А затем стал замечать, как преображается мир вокруг, переворачивается с головы на ноги. «Мне пришлось отказаться от многих дурных привычек, прежде чем меня начали посещать озарения, делающие человека счастливым. Я узнал о своей слабости и немощности. Узнал о том, почему не нужно вести вредный образ жизни, а стремиться к правильному… Узнал, как и почему нужно быть жизнерадостным и жизнеспособным».
Валерия Германика, кинорежиссер
От эпатажного бунтаря-гота до прихожанки православного храма — такое преображение Валерии Германики многих удивило. Сама же она говорит, что никогда не считала, что Бога нет и всегда хотела жить вечно, просто не сразу нашла путь. В авторской программе главного редактора «Фомы» Владимира Легойды «Парсуна» Валерия рассказала, что была крещена еще в детстве, но лет в 16 сняла с себя крестик, увлеклась тяжелой музыкой, Мэрилином Мэнсоном, «жила субкультурой, тусовалась с ребятами, с такими же, как я. Ну на кладбище мы ходили, сидели там, пили портвейн. И это тот момент, когда ты… как в диалоге с Богом, но в каком-то таком странном. Когда ты обижен на Бога за то, что у тебя все плохо. »
По словам Валерии, вера для нее — это возможность быть счастливой и жить в гармонии. «Когда ты просто живешь с Богом, ты не должен быть хорошим, сразу переодеться, стереть с себя татуировки, содрать всю кожу. Бог этого не хочет. Это такой стереотип. Бог не хочет того, чтобы я была не я. Он меня создал такой. Я осталась таким же панком в душе. Я насильно его не изживаю, а просто меняюсь».
Юрий Вяземский, кандидат исторических наук, педагог, писатель, философ, телеведущий
Юрий Вяземский к Богу пришел уже взрослым: «Движение к вере у меня началось через литературу и искусство. Был впечатлен, когда впервые посмотрел рок-оперу “Иисус Христос — суперзвезда” в записи, которую отец привез из Америки. О многом задумался после прочтения романа “Мастер и Маргарита”».
Верующим Юрий Вяземский, как говорит, стал «по радости» — не было какой-то беды, болезни, но случались свойственные юношеству опасные ситуации. «Для меня вся моя жизнь — абсолютное чудо, потому что я в принципе уже раз сто должен был умереть или что-то должно было со мной произойти, но меня беспрестанно спасал Бог. Я, собственно, и верить начал всерьез в один момент, когда вдруг передо мной явилась череда страшных событий, которые могли бы меня изъять из этого мира, и я понял, что мне на протяжении всей жизни Кто-то помогал… А спасибо-то я Ему еще ни разу не сказал», — поделился Юрий Павлович в интервью «Фоме».
Юрий Вяземский пишет романы на евангельские темы, много говорит о религии со своими студентами в МГИМО, независимо от их мировоззрения и вероисповедания. Он убежден, что «одна из целей религиозного познания — осмыслить связь времен… Для человека яркого и взыскующего мысль о том, что его больше никогда не будет, в принципе ненормальна, болезненна и противоестественна. Для чего ты всю жизнь тогда трудился, ставил цели, прикладывал усилия? И точно также человеку очень не хочется, чтобы умирал его близкий… Человек внутренне хочет жизнь своего близкого продлить… Религиозное познание мира — в той или иной форме — заложено в каждого человека».
Алексей Рыбников, композитор
Алексей Рыбников, создатель знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось», родился в 1945 году. Его сразу же крестили — семья была глубоко верующей. Мама и бабушка регулярно ходили в храм и брали с собой маленького Алексея. Мальчик исповедовался, причащался, но «в миру» ему, конечно, приходилось свою воцерковленность не афишировать — советский школьник не мог быть верующим!
Став студентом, Рыбников постепенно отдалился от Церкви. Во время работы над «Юноной и Авось» и вовсе увлекся оккультной литературой, изучением других религий. Через несколько лет таких «поисков» почувствовал всю негативную мощь мистического мира: «Была реальная угроза погибнуть. Потом все эти книги я сжег, — рассказал композитор в интервью «Фоме», — не просто подарил или выкинул, а именно сжег». Алексей Львович уверен — в каждом из нас с рождения заложено стремление к Богу, порой оно «приобретает жуткие формы, такие, как увлечение магией, но это все от того, что человека тянет сделать шаг за пределы своего физического бытия, ему жутко интересно: а что там? И эта тяга либо спасает, либо губит, в зависимости от пути ее реализации».
Алексей Рыбников вернулся в Церковь, стал изучать православную духовную музыку, а вскоре — сочинять собственную. Тема веры заняла главное место в его творчестве.
«Я верю в Бога. Я крещеный, православный, и для меня это — фундамент моей жизни».
Владимир Хотиненко, кинорежиссер, сценарист, педагог
Свой путь к вере Владимир Хотиненко считает и сложным, и легким одновременно. Обращение к Богу для него произошло совершенно внезапно, на фоне внешне стабильной и благополучной жизни. Не было никакого горя, болезни, никто не агитировал пойти «за компанию». Шел 1980 год, Владимир учился на высших режиссерских курсах, вел, как сам рассказал главному редактору «Фомы» Владимиру Легойде в его программе «Парсуна», достаточно разгульную жизнь. «И вдруг у меня в голове звучит почти голос, что если я не крещусь, то я пропаду». На курсах была женщина, уже воцерковленная (а позже принявшая монашество), к которой и обратился за помощью Хотиненко. Вскоре он принял крещение в церкви иконы Божией Матери «Знамение» на Рижской.
Вера повлияла не только на жизнь, но и на творчество режиссера — эта тема лежит в основе фильмов «Мусульманин», «Поп», «Паломничество в Вечный город». Он много читает духовной литературы, убежден что вера дает человеку идеалы, вектор существования: «Не может человек жить бессмысленно — только пить, есть, размножаться. Мы всё равно рано или поздно зададим себе вопрос: а в чем смысл жизни? Давайте попробуем хотя бы денек не сказать или не подумать ничего дурного друг о друге. Тело тренировать сейчас все горазды — в спортзал бегом, брюшко согнать. Пресс, мышцы, макияж. А что внутри-то?! Как душу тренировать? Только так! Только верой и поиском истинного смысла жизни».
Юрий Лончаков, космонавт, доктор технических наук
Когда Юрий Валентинович уже был командиром отряда космонавтов, он приехал по приглашению в Троице-Сергиеву лавру и познакомился с игуменом Иовом, теперь настоятелем храма Преображения Господня в Звездном городке. В ближайшую космическую экспедицию Лончаков взял Библию, подаренную священником, и там, на орбите, впервые прочитал её целиком. «. Возникало очень много вопросов, я их записывал и, когда было время, звонил на Землю батюшке». Так, шаг за шагом, космонавт приходил к вере.
«Многим профессия космонавта кажется романтичной, но романтика заканчивается уже на этапе подготовки… Каждый день с 9 до 18 у нас занятия. Конечно, тяжело и физически, и морально. Но человек, который доходит до полета, исполняет свою мечту, испытывает непередаваемые чувства, ощущение полного счастья. Ты понимаешь, что сам, без помощи Божией, не смог бы этого достичь. Вера в Господа, наша православная, правильная вера дает огромные силы, вдохновение на эту нелегкую, опасную работу», — рассказал Юрий Лончаков в интервью «Фоме».
Фредерика де Грааф, рефлексотерапевт и психолог Первого московского хосписа
Почти 20 лет голландка Фредерика де Грааф живет в России, работает рефлексотерапевтом и психологом в Первом московском хосписе. И почти 45 лет она — православная христианка.
А началось всё в 1975 году, когда в Гронингенский университет, где на факультете славистики училась 25-летняя де Грааф, приехал митрополит Сурожский Антоний. Шел Великий пост, и владыка проводил лекции на духовные темы. Среди слушателей оказалась и Фредерика, тогда еще далекая от православия. Но после этих бесед жизнь её изменилась.
В 1976 году Фредерика получила стажировку в МГУ и отправилась в Москву совершенствовать знание русского языка. В конце этой годовой практики она приняла крещение с именем Мария. Вернувшись в Голландию, раздала все свои вещи и с двумя чемоданами переехала в Англию, чтобы быть в приходе владыки Антония. «Я не знала, куда еду и чем буду заниматься, но все устроилось. Я получила медицинское образование. » — рассказала Фредерика де Грааф в интервью «Фоме». Более 10 лет она проработала в онкологических больницах и хосписах Лондона. Потом, по благословению митрополита Антония, переехала в Россию, где получила второе высшее образование в области психологии. И уже много лет работает в хосписе — с теми, кто умирает.
«Мне кажется, наша сосредоточенность на себе мешает видеть образ Божий в каждом человеке. И мешает любить. Но когда человек стоит перед переходом в вечность, борясь или не борясь за свою жизнь, — сострадание к нему сильнее, чем мысли о себе. И поэтому иногда этот образ Божий в нем мне открывается. Не всегда, но часто. Не благодаря мне, а благодаря ему. Этот человек учит меня любить. Еще неизвестно, кто кому больше помогает».
Как обрести веру?
Из Священного Писания:
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ).
И взыщите Меня и найдёте, если взыщите Меня всем сердцем вашим ( Иер.29:13 ).
Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст её тебе ( Сир.1:26 ).
Преподобный Силуан Афонский:
Гордость не дает душе вступить на путь веры.
Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И когда Господь просветит тебя, тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил её, и любит её, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: «Как много нас любит Господь». (Из книги “Старец Силуан Афонский”).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
Источник неверия есть гордость; неверующий внутренне говорит: другие говорят так, а я не соглашаюсь с тем, что они говорят; я хочу верить и говорить иначе. Значит, неверие уничижает слова других и свои мысли сердечные, свои слова поставляет выше мыслей и слов других. – Потому, чтобы иметь искреннюю, сердечную веру, непременно нужно смириться сердцем. Господь Спаситель, по человечеству Своему, был кроток и смирен сердцем и нам показал пример величайшего смирения.
Ходя, сидя, лежа, собеседуя, занимаясь – во всякое время молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще как следует, с жаром, с постоянством, не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: се, начах (вот, я начал). Когда на пути к Богу и Его Небесному Царству будешь встречать препятствия, поставляемые диаволом: сомнения и неверие сердца, также сердечную злобу (иногда к лицам, стоящим безусловного почтения и любви), равно и другие страсти, – не возмущайся ими, но знай, что они – дым и смрад врага, который пройдет от единого мания Господа Иисуса Христа. (Из дневников).
Священник Константин Пархоменко:
Когда человек говорит, что в нём нет веры, и он хочет поверить, очень помогает такой приём. Я говорю: походите 2–3 месяца в храм. Еженедельно.
Причащаться не надо, исповедоваться тоже не надо. Просто приходите, стойте и пытайтесь молиться вместе со всеми. И говорите Богу: «Я, честно говоря, не знаю, есть ли Ты, Господи, но прошу, откройся, дай мне Тебя почувствовать…»
Дальше: Ежедневно утром и вечером молиться хотя бы 5–10 минут. Читать молитвы, которые я покажу. (Это что-то из Утренних, Вечерних, Ежедневных молитв, фрагменты Акафистов.) Обязательно прибавлять молитву своими словами.
Далее: Каждый день читать по 2 главы Нового Завета. Лучше утром и в течение дня размышлять над прочитанным (хотя бы по дороге на работу).
Еще: Стараться жить эти 2 месяца по-христиански: творить добрые дела, не обманывать никого, качественно выполнять свою работу, строить отношения в семье и т.д.
И вот опыт показывает, что чаще всего этого оказывается достаточно, чтобы человек почувствовал Бога. Невидимого, но заботливого, благословляющего его, поддерживающего.
Господь видит труды человека и, соответственно, открывается. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7).
(Читать ответ полностью)
Игумен Никон (Воробьёв):
Для неверующих или сомневающихся кажется самым главным только уверовать или убедиться, что Бог есть. Они еще не знают того, что можно веровать, быть убежденным в бытии Божием, а жить в противлении Богу, как бесы, которые веруют в Бога, трепещут пред Ним, а не покоряются, не смиряются, а со злобной ненавистью делают все противное воле Божией. Бедные, слепые люди. Они не видят, не знают, не чувствуют духовного мира, продают за чечевичную похлебку мирской жизни свое первородство, высочайшую честь и достоинство быть чадами Божиими.
Я всегда и поныне убежден, что ищущему Бога и желающему жить по воле Его (т.е. по совести, заповедям) – обязательно будет дано уверовать или даже больше: опытно убедиться в бытии Божием и духовного мира. Так говорит и Иисус Христос: ищите Царствия Божия, и это все (необходимое для материальной жизни) приложится вам ( Лк. 12:31 ). Много примеров, да и моя личная жизнь – доказательство этому. К сожалению, нельзя убедить другого без его собственного желания и труда. (Из книги: “О началах жизни”).
Архимандрит Рафаил (Карелин):
Какая разница между человеком верующим и неверующим? Предположим, верующий и неверующий имеют одни и те же внешние знания, одну и ту же информацию, один и тот же уровень образования. Но чем верующий человек отличается от неверующего? Отличие в том, что верующий ощущает Бога, имеет свидетельство о бытии Божием в собственном сердце, и это внутреннее свидетельство неотделимо от молитвы. Некоторые спрашивают: «Что нам делать, чтобы поверить в Бога?» Ответ прост: жить по заповедям Божиим и пребывать в молитве. Молитва дает душе человека реальное доказательство Божественного бытия. У нас есть самоочевидные доказательства существования внешнего мира: мы воспринимаем его через трансформированные образы наших органов чувств; мы воспринимаем его непосредственно как данность, реальность. И верующий человек так же непосредственно, как реальность, ощущает мир духовный, включенность себя в этот мир, свою внутреннюю связь – союз с Божеством – и постоянную зависимость от Божества. Именно этим верующий отличается от неверующего, хотя бы тот был по своим убеждениям идеалистом. Поэтому идеалист – тот, кто рассудочно допускает существование Бога, считает, что это наиболее вероятная теория – и всё. А верующий чувствует и ощущает Бога.
(Из книги: “Христианство и модернизм”).
Епископ Арсений (Жадановский):
Вера, как и любовь, не дается сразу и легко; её нужно искать, её добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем нашим внутренним существом и делается для нас жизненным нервом, целию нашего бытия.
(Из книги “Духовный дневник”).
Кирилл Борисов, катехизатор:
Бога можно познавать как внешний объект, а можно обратиться к Нему, как к любящему Отцу Небесному, вступить в общение с Ним посредством созданной Им Церкви. Аналогично можно рассматривать человека с внешней стороны, а можно познакомиться с ним.
Существуют религиоведы, которые изучают проявления религиозности у других людей, существую учёные, которые изучают сотворённый Богом мир и существуют верующие, которые стремятся исполнить волю Бога и пребывают в общении с Ним.