Как быть хорошим учителем истории

Некоторые советы начинающим учителям истории (из опыта преподавания истории Древнего мира)

Каждый раз, начиная работать с пятиклассниками и видя огонёк интереса в их глазах, я задумываюсь над тем, что мне сделать, чтобы этот огонёк в глазах моих непосед горел как можно дольше… Ведь не секрет, что работать с малышами гораздо сложнее, чем со старшеклассниками хотя бы потому, что постоянно приходится отвечать на их нескончаемые вопросы. А иногда и сдерживать буйную фантазию. А почему, собственно говоря, сдерживать фантазию? Почему бы не повернуть её и бурный темперамент своих воспитанников в “мирное русло”? Ведь ни для кого из педагогов не является секретом, что в возрасте 9-10 лет у детей ещё преобладает наглядно-образное мышление. Именно к этим ученикам, как к никому другому, подходит поговорка: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Именно в этом возрасте дети с удовольствием играют, и через игру быстрее и легче усваивают новые знания.

Поэтому, готовясь к каждому уроку, я стараюсь продумать его проведение так, чтобы у детей к концу урока появлялось желание заглянуть дома в учебник и с нетерпением ждать следующей встречи с её величеством Историей.

В последнее время появилось множество разработок игровых уроков. И это замечательно! Например, очень интересным, на мой взгляд, является пособие для учителя М.Л. Несмеловой и А.Ю. Несмелова “Конспекты уроков для учителя истории. История Древнего мира” 2003 года издания. Здесь на каждую тему предлагается два варианта проведения урока. Много игровых уроков, уроков-путешествий, уроков-викторин и т.д. Однако надо помнить, что каждый урок необходимо выстраивать с учётом особенностей данного класса, да и возможностей самого учителя.

Я хотела бы поделиться с молодыми коллегами тем, как я выстраиваю работу с учениками, начиная изучения курса истории.

В пятом классе определённую трудность вызывает работа с понятиями. Начиная курс, я предлагаю ребятам самим попробовать ответить на вопрос: “Что такое история?” Мы говорим о том, что у каждого человека есть собственная история, которая называется “жизнь”. Затем мы выясняем, что из историй отдельных людей складывается история семей, родов, городов, государств и т.д. Таким образом, в процессе рассуждений мы вместе с детьми подходим в выводу о том, что же такое “история” как научное понятие. В процессе нашей беседы я стараюсь говорить как можно меньше, наводя детей на необходимые выводы, поэтому у них складывается мнение, что они это уже знают, и работа с понятием у них не вызывает трудности. Таким же образом мы работаем над понятиями “род”, “родовая община”, “соседская общине”, “племя”, “государство” и т.д.

Работая с хронологией, я использую карточки, на которых дети сами пишут наиболее важные даты для запоминания. На каждом уроке мы проводим “хронологический диктант”. Я прошу детей на называемое мною событие поднять карточку с нужной датой. Поскольку это проходит в игровой форме, то ребята не расценивают мои вопросы как опрос и не боятся. Когда количество дат становится значительным, то мы проводим маленькие “хронологические бои”. Для этого класс делится на группы и им предлагается задавать вопросы друг другу. Та группа, которая задаст наибольшее количество вопросов –дат, получает бонусы, которые в конце урока превращаются в оценки. (Как правило это только хорошие оценки.)

Надо отметить, что к подобным урокам дети готовятся заранее. Этот принцип деления класса на группы (“пятёрки”) впоследствии очень помогает, т.к. я использую его для групповой работы и для подготовки и проведения семинаров в старших класса. С другой стороны, деление класса на группы позволяет объединять сильных учеников с более слабыми, тем самым заставляя и их готовиться к урокам. Более того, каждый ученик при такой работе обязательно должен работать, поскольку от работы каждого зависит результат всей группы.

История Древнего мира является очень интересным курсом. Его изучение сопровождается выполнением различного вида творческих заданий. Например, при изучении первобытного общества, пятиклассникам предлагается составить кроссворд о жизни и занятиях первобытных людей, изготовить поделку, написать рассказ от первого лица и т.д. Начиная изучение истории Древней Греции и Древнего Рима, я предлагаю своим ученикам опережающее задание. Они должны изобразить любой миф (по своему выбору) в виде комиксов и сдать в определённый срок. Для тех, кто совсем не умеет рисовать, предлагается составить коллаж или с кем-то объединиться. Причём эти задания не являются обязательными. С моей точки зрения, ребят не следует заставлять, необходимо поощрять, высказывая уверенность в том, что у них обязательно всё получится и их работы ещё долго будут украшать кабинет. В классе, где я являюсь классным руководителем, я сохраняю все творческие работы своих выпускников в их личных “Папках достижений”, которые являются для них моим подарком по окончании школы, так называемым “приветом из детства”.

Ещё одно направление в работе с пятиклассниками, которому я уделяю много внимания, – работа с тетрадями. Все записи, которые дети делают в тетради, я обязательно делаю на доске, обращая внимание на грамотность. К этому я пришла не сразу. С начала не обращала внимание на записи в тетради. Но столкнулась с тем, что дети делают огромное количество ошибок, не понимая, почему на уроках истории надо писать грамотно. Практически всё первое полугодие я работаю на доске вместе с ними, пока не увижу, что дети выполняют все требования по ведению тетради. На собственном опыте я убедилась, что при таком подходе к данному вопросу снимаются многие проблемы, всплывающие в старшей школе.

Проработав в школе 25 лет, я ясно поняла, что самым трудным для учителя является именно первый год работы по предмету, поскольку именно тогда закладываются наши успехи и разочарования в будущем. А ещё мне хочется предостеречь моих начинающих коллег – будьте очень осторожными с порицаниями и жесткой оценкой ребёнка на уроке. Помните, что он только учится! А то, чему и как он научится, зависит только от нас, учителей! Выставляя ребёнку двойку, мы фактически, выставляем её себе. Это значит, мы не сумели найти к нему подход, заинтересовать своим предметом. И спрашивать мы должны в первую очередь с себя, а не с ребёнка!

Желаю вам творческих успехов, терпения и уважения ваших учеников!

Источник

Как преподавать историю в школе, чтобы было интересно всем

590

Кажется, что сейчас заинтересовать ребёнка историей проще простого. Столько красивых книг, новых платформ, фильмов! Но, к сожалению, для детей история часто становится одним из самых скучных предметов в школьной программе. Как это изменить, рассказывает наш блогер Тимур Надыршин.

Если вы учились в школе, и вам преподавали историю, то согласитесь, что значительная часть материала была вами благополучна забыта. Как сейчас преподаются историю? За основу взят хронологический принцип. Это значит, что в 6 классе мы говорим об истории древней Руси до XVI века. В 7 классе — о России с Петра Великого до Екатерины II и т. д. В течение одного года обучения школьникам рассказывают о том, как было устроено общество в этот период, о развитии хозяйства, о политической истории и т. д. Однако, если честно, этот подход страдает определенными ограничениями. К старшим классам основной материал предыдущих лет будет благополучно забыт.

В ходе своих исследований исторической памяти я опросил как-то школьников о том, что они помнят о Петре Великом. На вопрос «Какие вы можете назвать результаты правления царя?» школьники говорят о том, что он «привёз картошку», создал армию и флот, построил Петербург. В подавляющем большинстве случаев ученики не способны детализировать состав перечисленных реформ. Экономические, культурные, сословные, административные реформы практически полностью выпадают из памяти. Я уже не говорю о других правителях. И это проблема хронологического подхода передачи исторического материала.

Но ведь могут существовать и другие формы преподнесения истории. В большинстве случаев история — это жизнь великих людей, правителей. Сюда можно отнести и историю войн. Но если мы посмотрим на жизнь общества, то для большинства людей на протяжении последнего тысячелетия основу жизни составлял труд на земле. То есть можно рассказать, как развивалось земледелие от древности до современности. В учебниках история эта темы ограничена одним-двумя параграфами. А между тем невозможно понять развитие общественных отношений без понимания того, что представляла земля для нашей страны. Отсюда вытекает значимость преподавания экономики. От понимания этого мы поймем, почему у нас так долго сохранялось крепостное право и много других аспектов, например особенности культуры, ментальности и т. д.

96

Как молодой учитель истории объясняет свой предмет через песни и опросы в соцсетях

Возможно, ещё раньше, чем «историю земледелия» нужно показать, как мыслил человек от древности до современного периода. Духовный мир общества, к сожалению, затёрт политической, военной и даже хозяйственной историей. А между тем, культура даже важнее перечисленного. Например, в средних веках было совсем другое понимание того, что есть время, пространство, любовь, семья, природа. Другие отношения были у человека с окружающими, детьми, своим телом. Было другое понимание того, как надо есть, спать, общаться, трудиться и даже ходить в туалет. В итоге школьникам пытаются исключительно прагматическими мерилами, линзами сегодняшнего времени объяснить жизнь людей прошлого. Насколько действительно влиял правитель, сидящий на троне за тысячи верст на повседневную жизнь крестьянской семьи?

Я не говорю о том, что нужно отказаться от хронологического принципа. Но, возможно, хронологически историю можно, например, рассмотреть обзорно в 5-9 классах, а оставшееся время посвятить изучению вышеперечисленных тем. Ниже я перечислю некоторые аспекты, которые могут быть рассмотрены:

1. История ментальности

2. История быта и хозяйства

3. История социальной структуры общества

4. История воспитания и образования

5. История государственного управления

Согласитесь, что понимание повседневной жизни человека намного важнее, чем политические события, происходящие, как правило, в столице. Всё-таки жизнь значительной части общества привязана к более насущным делам и история в школе на данный момент рассматривает эти вопросы пока в меньшей степени. Хотя пересмотр историко-культурного стандарта несколько изменили, но оставили во главе политический принцип. Эти проблемы рассматривает такая наука, как историческая антропология, однако на сегодняшний день её влияние на преподавание истории в большинстве стран малозначительно.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Как стать хорошим учителем истории? Какие важные моменты нужно учитывать при выборе этой профессии?

CHto doljen znat uchitel istoriiВыбирая профессию учителя истории, нужно быть готовым к тому, что одного только интереса к предмету для построения успешной карьеры будет недостаточно. Придется уделить много времени изучению педагогики и детской психологии, научиться организовывать свою работу, выстроить отношения с коллегами. А главное и зачастую самое сложное – это найти подход к детям. Как же стать хорошим учителем, который умеет заинтересовать учеников историей и быть для них настоящим авторитетом?

Что должен знать учитель истории, чтобы качественно выполнять свои должностные обязанности?

Безусловно, педагог должен обладать исчерпывающими знаниями в области предмета, который преподает. Но помимо истории ему нужно знать детскую психологию, педагогику, теорию и методику воспитания и обучения, владеть педагогическими методами, технологиями, приемами. Не обойтись современному учителю без компетенций в области ИКТ.

Также учителю нужно уметь:

Где пройти обучение, чтобы стать школьным учителем истории?

Чаще всего на преподавателя истории обучаются в педагогических вузах, колледжах, техникумах. Как правило, требуется от 2 до 5 лет для получения необходимых навыков. Для поступления нужно сдавать экзамены по 3 предметам (обычно по русскому языку, обществознанию и истории).

Но если у вас уже есть образование по другому профилю, вам совсем не обязательно тратить несколько лет на получение диплома. Профстандарт «Педагог» позволяет работать в школе после профессиональной переподготовки на базе любого образования не ниже среднего профессионального. У нас можно пройти такие курсы дистанционно*.

Наши эксперты-практики разработали программы для учителей, рассчитанные на Слушателей с разным уровнем исходной подготовки:

Это курс для тех, у кого есть историческое образование, но нет знаний в области педагогики, возрастной психологии, методики преподавания предмета школьникам. Саму историю Слушатели не изучают:

Квалификация: Учитель истории

Эта программа подходит тем, кому нужно получить знания и по истории, и по специфике ее преподавания в школе. Слушатели знакомятся сначала с общей педагогикой и психологией образования, затем с основным разделами школьного курса истории, а в конце – с методиками и технологиями обучения детей предмету по требованиям ФГОС.

А может ли учитель истории преподавать обществознание? Да, если имеет подготовку по данному профилю. Если ее нет, нужно пройти курсы профпереподготовки, которые знакомят со спецификой преподавания обществознания и с самим предметом. Вы можете выбрать большую программу, которая дает возможность преподавать сразу два предмета:

Квалификация: Учитель истории и обществознания

Окончив обучение, вы получите диплом о профпереподготовке, который станет подтверждением ваших профессиональных компетенций.

Где работают и сколько зарабатывают учителя истории?

Учитель истории может найти работу в общеобразовательной государственной или частной школе:

Кроме того, можно пройти переподготовку по педагогике профессионального образования и пойти преподавать в колледж или техникум, в высшее учебное заведение. Многим работать со студентами легче, чем со школьниками – они более дисциплинированные и мотивированные, у них уже есть база знаний по предмету. Также можно устроиться в учреждения дополнительного образования детей и взрослых.

Учителя истории часто становятся репетиторами. Спрос на них растет – все больше детей хотят готовиться к олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ в индивидуальном порядке под руководством стороннего специалиста. Репетиторы берут за час занятий от 400-500 до нескольких тысяч рублей в зависимости от опыта и наличия рекомендаций.

К чему нужно быть готовым, выбирая работу в школе?

5 советов для тех, кто хочет стать хорошим учителем истории

Для работы учителем истории недостаточно любить предмет. Чтобы стать по-настоящему хорошим педагогом, важно получить качественное базовое образование и постоянно развиваться, знакомиться с новыми методиками и технологиями, инструментами образования. И для этого отлично подходят дистанционные* курсы, которые позволяют учиться без отрыва от работы.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Подберем программу для Вас!

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Источник

Как быть хорошим учителем

Соавтор(ы): Timothy Linetsky. Тимоти Линецки — диджей, продюсер и преподаватель, сочиняющий музыку уже более 15 лет. Делает обучающие видео для YouTube, посвященные созданию электронной музыки, и имеет более 90 000 подписчиков.

Количество источников, использованных в этой статье: 16. Вы найдете их список внизу страницы.

Количество просмотров этой статьи: 24 448.

Преподавание — это одна из важнейших профессий в современном обществе. Как учитель, вы будете формировать сознание других и побуждать их думать самостоятельно. Чтобы стать хорошим учителем, важно быть организованным. Задолго до каждого учебного дня составляйте планы уроков, придумывайте цели и практические задания, а также разрабатывайте систему оценивания. Заинтересуйте учеников в обучении, создавая позитивную и комфортную, но в то же время требующую усердия обстановку в классе. Помните, что всегда можно обратиться за содействием к другим учителям.

v4 460px Be a Good Teacher Step 1 Version 6

crop 100 100 100px Timoty Linetsky

Музыкальный продюсер и преподаватель

crop 100 100 100px Timoty Linetsky

Преподаете онлайн? Установите для себя высокие стандарты, чтобы задавать тон ученикам. Тимми Линецки, преподаватель музыки, который дает много уроков по интернету, говорит: «Быть вовлеченным в работу с учеником действительно важно. Не смотрите в потолок и не проверяйте электронную почту лишь потому, что у вас есть такая возможность».

v4 460px Be a Good Teacher Step 2 Version 6

v4 460px Be a Good Teacher Step 3 Version 6

v4 460px Be a Good Teacher Step 4 Version 6

Что вам больше всего нравится в преподавании?

crop 100 100 100px Timoty Linetsky

Музыкальный продюсер и преподаватель

crop 100 100 100px Timoty Linetsky

Отвечает Тимми Линецки, преподаватель музыки, дающий много уроков по интернету: «Просто видеть выражение их лиц, когда что-то «щелкает». И когда я это вижу, я вспоминаю, как оно впервые «щелкнуло» для меня, и как я был воодушевлен. Они внезапно могут выразить то, что хотят выразить. Это чувство меня очень вдохновляет, преподаю ли я онлайн или в реале. Это мне нравится больше всего».

Источник

Учитель истории: преимущества и недостатки профессии

uchitel istorii preimushchestva i nedostatki professii

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Есть профессии, потребность в которых идет на спад со временем, а есть и такие, чья актуальность не угасает. Педагоги, учителя, преподаватели – это специалисты, которые востребованы всегда. Это квалификация развивается и модифицируется под современные тенденции, расширяется и становится все популярнее.

В данной статье рассмотрим профессию учителя истории. Охарактеризуем основные обязанности и особенности работы. Затронем положительные и отрицательные стороны этой профессии.

Особенности

Учитель истории должен ориентироваться в большом объеме знаний, которые со временем обновляются, так как история не стоит на месте. Поток информации очень обширен – от быта северных народов до истории военных походов Российской Империи.

История как предмет довольно увлекательна. Подача материала может быть разнообразной – в виде лекций, фильмов, дебатов, а также археологических походов.

Учитель истории прежде всего должен знать множество исторических дат и событий, ориентироваться во временных отрезках правления династий, разбираться в территориальных изменениях каждой страны (объединение, деление).

uchitel istorii preimushchestva i nedostatki professii 1

Для повышения квалификации педагог должен посещать дополнительные семинары, курсы, читать историческую литературу.

Такой педагог должен обладать определенными качествами. Это:

uchitel istorii preimushchestva i nedostatki professii

Знания и навыки

Как и в любой другой специальности, учитель истории должен обладать определенными навыками и иметь необходимые знания в данной сфере деятельности. Необходимо правильно ставить перед собой цели и добиваться их.

Рассмотрим основные задачи, которые должен выполнять учитель. Прежде всего это формирование учебной программы согласно общеобразовательным стандартам.

Учитель должен опираться на уже полученные знания учеников. Это необходимо для того, чтобы правильно и функционально использовать время на уроках. Многие педагоги знают, что данного времени зачастую хватает, так как объем информации слишком большой. Во многом всю информацию приходится сокращать.

Навык правильной подачи информации необходим учителю, потому что – предмет весьма тяжелый для восприятия, многие дети считают его скучным. И это логично, если заставлять детей писать конспекты и просто учить даты. Хороший преподаватель, благодаря современным технологиям, будет преподносить информацию в стиле интерактива.

Преподаватель истории как никто другой должен поощрять рвение учеников к предмету. Как известно, потерять это рвение очень легко. Смена подачи материала, тяжелые тексты и слишком большой объем дат отталкивают детей от изучения предмета.

В таком случае учитель должен показать, что оценка будет зависеть не только от правильно указанных дат, но и от понимания пройденного материала в целом. Это психологически облегчит состояние ребенка.

Умение правильно перерабатывать получаемые знания очень важно для педагога. Мало просто найти хорошую информацию, схему или таблицу к уроку. Нужно максимально переработать данную информацию в более понятный язык и объяснить все для учеников своими словами. Это показывает не только ваши знания как учителя, но и то, насколько преподаваемый предмет вам интересен. Эти факторы влияют на вовлеченность учеников в процесс обучения.

Еще одним важным навыком можно считать правильное формирование внеурочного времени. Сюда же можно отнести и дополнительные занятия. Преподаватель продолжает работать даже после уроков, дома. Подготовка к следующему дню и проверка тетрадей также затрагивает определенные навыки. Ведь построение работы над ошибками важно ничуть не меньше, чем подача самого материала.

uchitel istorii preimushchestva i nedostatki professii 2

Отдельно стоит рассмотреть профессию учителя истории искусств. История искусств – это отдельное направление, которое изучает будущий преподаватель. В этот предмет входит целый комплекс общественных наук, а центральным звеном является художественная культура.

Основным фундаментом данной специальности является общая история. Затем формируется базис из классической и постмодернистской истории. Делаются большие акценты на стилях в искусстве (романтизм, классицизм, сентиментализм, реализм и другие). Изучаются всевозможные временные отрезки, которые связаны с искусством (к примеру, искусство Древней Греции; быт восточных народов).

Преподавателей истории искусств учат различать произведения деятелей искусства, разбираться во множестве художественных направлений и школ, ориентироваться в историко-художественных течениях. Студенты, выбравшие данное направление обучения, будут участвовать в экспедициях, организовывать выставки, работать с различными коллекциями художественных произведений. А также они смогут проводить исследовательскую работу в музеях, архивах, заниматься подготовкой к публикации научных материалов (библиографий, путеводителей, сборников, обзоров), заниматься оценочной деятельностью предметов искусства.

Получив образование по этому направлению, можно работать не только преподавателем в образовательных учреждениях. Можно стать антикваром, архивариусом, библиотекарем, сотрудником музея.

uchitel istorii preimushchestva i nedostatki professii 3

Обучение

Чтобы выучиться на учителя истории, не нужно долго искать вуз. Почти в каждом большом городе есть университеты и колледжи, которые предлагают получить образование педагога.

Направление учитель истории слишком узкое, поэтому в некоторых вузах дается расширенная специализация. К примеру, история и право. Получаемая профессия позволит вам работать не только учителем в школе, но и преподавать право в колледжах или вузах. Следующие направления – это история России и зарубежных стран, история и общественные науки, история краеведения, история искусств, археология, отечественная история.

Перечисленные специализации могут быть как основными, так и полученными в ходе повышения квалификации и дополнительных семинаров, или как второе высшее образование.

Можно получить первое высшее как учитель русского языка, а затем, не тратя лишнее время, можно подать документы на второе высшее как учитель истории.

Основное требование к этой профессии заключается в том, что у вас обязательно должно быть педагогическое образование. Для работодателя важна очная форма обучения. Но диплом можно получить, обучаясь на заочной форме.

Для поступления в вуз необходимо сдать экзамены по следующим предметам: русский язык, математика, история России. В некоторых случаях может потребоваться и обществознание.

uchitel istorii preimushchestva i nedostatki professii 4

Где может работать?

Многих студентов всегда волнует вопрос трудоустройства. Это вечная проблема, потому что работодателям всегда нужен опыт работы. Но с этой специальностью такого не произойдет, ведь педагог востребован всегда. Каждой школе необходимы учителя. Поэтому остается выбор за малым: в какой школе вы хотите работать – в общеобразовательной государственной или частной.

У каждой из этих школ есть свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо выбрать то, что вам подойдет лучше.

В общеобразовательной школе, скорее всего, будет несколько классов. В классе примерно до 35 человек. Объем работы будет большим. Из плюсов стоит отметить официальное трудоустройство, социальный пакет, отпуск, карьерный рост.

В частных школах классы небольшие. Каждому ребенку необходимо уделять много внимания. Одним из минусов можно посчитать специфику частной школы. К примеру, там может возникнуть необходимость вести уроки на английском языке. Поэтому помимо знаний в области истории, будут необходимы обширные знания в английском языке или любом другом, на котором специализируется школа.

uchitel istorii preimushchestva i nedostatki professii 5

Помимо этого, можно пойти преподавать в колледж. Здесь процесс обучения проходит так же, как и в школе. Положительной стороной можно считать то, что всю получаемую информацию студенты уже изучали.

Можно пойти работать репетитором или в учреждения, специализирующиеся на дополнительном образовании и повышении квалификации.

Напоследок стоит остановиться на плюсах и минусах профессии. К положительным сторонам специальности можно отнести:

Из минусов можно отметить следующие пункты:

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector