Как были связаны рост грамотности и политическая демократизация каким образом они могли влиять друг

Как будет

Как образование граждан влияет на политику в стране?

Вопреки распространенному мнению, наука неотделима от политики. Более того, ни о науке ни о политике нельзя говорить как о чем-то, существующем в вакууме по отдельности, ведь решение о том, кто именно будет заниматься наукой или политикой исторически принимает общество. В университетских стенах этой особой сферой деятельности занимаются политологи. Их в том числе интересует деятельность политических институтов и взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Недавно исследователи из Центра образования и трудовых ресурсов Джорджтаунского университета зафиксировали тревожный рост авторитаризма в мире. Под авторитаризмом ученые понимают форму государственной власти, основанной на безусловном авторитете правящего субъекта. Иными словами, авторитарное устройство государства можно охарактеризовать отсутствием подлинной демократи как в отношении свободного допуска до выборов, так и в вопросах управления государством. Интересно, что согласно результатам последних научных исследований, чем выше в обществе уровень образования, тем меньше шансов, что к власти придет авторитарный лидер.

Оказалось, что лучшая защита от авторитаризма – более образованные граждане.

Политическая карта мира

Сегодня на мировой политической арене по разным подсчетам присутствуют 193, 195, 237, 245, 248, или 253 стран мира, в зависимости от определения. Членами крупнейшей в мире межправительственной организации ООН при этом являются 193 государства, хотя на планете насчитывается 195 признанных суверенных государств. Среди них две страны, не являющиеся членами ООН – это Палестина и Ватикан (так называемые государства-наблюдатели).

Помимо суверенных наций, существуют автономные самоуправляющиеся политические единицы, которые являются частью суверенного государства, но не частью материка. Также исследователи выделяют несамоуправляющиеся территории, которые либо таковыми не признаются, либо признаются частично.

Большая политическая карта мира выглядит так.

Например, Тайвань – островное государство у юго-восточного побережья Китая, с многопартийной демократией и населением в 23,6 миллиона человек, имеет неопределенный политический статус, так как власти и Тайваня и Китая претендуют на эту территорию. К числу частично признанных государств или государственных образований относятся Абхазия, Косово, Острова Кука, Северный Кипр, Сахарская Арабская Демократическая Республика (Западная Сахара), Сомалиленд и Приднестровье.

Политическое устройство государств

Два столетия назад большинство стран были автократиями или колониями. Сегодня, напротив, большинство стран являются демократиями, что довольно занятно, так как демократия – это недавнее достижение человечества.

Интересно и то, что согласно данным многочисленных научных исследований, экономический успех государства как правило сопровождается политической свободой. Более того, история показывает, что страны, демократия в которых установилась раньше других, первыми достигли устойчивого экономического роста.

По данным организации Freedom House, 2020 год стал 15-м годом подряд снижения глобальной свободы.

И все же в конце 2019 года в свет вышла работа политолога Кристофера Клаасена, результаты которой гласят, что «демократия теряет популярность даже в тех странах, где еще недавно казалась особенно устойчивой». И действительно – несмотря на то, что в мире становится все больше и больше демократий, удовлетворение граждан политическим устройством снижается.

Еще больше увлекательных статей об устройстве общества и будущем человечества читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен. Там регулярно выходят статьи, которых нет на сайте.

Так, на Западе в последние годы растет запрос на популизм, а в таких странах как Чили, Боливия и Гонконг устанавливается гибридный режим – смешанный тип политического режима, который установился в ходе незавершенного демократического перехода. К странам, жители которых довольны демократией относятся Швеция (69%), Филиппины (69%) и Индонезия (65%). А вот меньше всего то, как работает демократия, нравится гражданам Греции (84%), Мексики (85%) и Бразилии (83%).

Как пишет Клаасен в работе, опубликованной в журнале American Political Science Review, с усилением демократических институтов одобрение демократии, как правило, падает. И наоборот: стоит им прийти в упадок, как демократические устремления общества растут. К такому выводу ученый пришел изучив данные из 135 стран мира.

Образование и мировая политика

Согласно давней теории в политической науке, образование является ключевым фактором возникновения и устойчивости демократии, поскольку оно способствует политическому участию на индивидуальном уровне и воспитывает коллективное чувство гражданского долга. Если следовать этой теории, в последующие годы мы сможем наблюдать положительную корреляцию образования с мерами демократизации государств. По данным ourworldindata.com, те страны, которые имели более высокий средний уровень образования в 1970 году, также являются теми странами, в которых сегодня с большей вероятностью установятся демократии.

Желтым на карте выделены авторитарные страны.

Как отмечает в своей статье для Big Think Джейми Мерисотис – президент и генеральный директор Фонда Lumina Foundation, люди с более высоким уровнем образования гораздо менее склонны быть авторитарными в своих предпочтениях в воспитании детей, чем другие.

«Переход к воспитанию детей, которые сами являются более терпимыми, независимыми и любознательными, может быть самым глубоким влиянием образования на общество,» – пишет Мерисотис.

Но почему образование разрушает авторитарные установки? Высшее образование в своих лучших проявлениях стремится содействовать самостоятельному мышлению и критическому рассмотрению устоявшегося порядка вещей, не говоря уже о пытливости и любознательности. Все это резко контрастирует со слепым приятием информации и мнений авторитетов.

Высшее образование также знакомит людей с различными идеями и культурами, показывая, что различия не так плохи или опасны, как люди привыкли считать. Образование помогает людям лучше понять абстрактные принципы демократии и равенства, а также то, как справляться со сложностями и различиями в обществе. Образование также помогает улучшить навыки межличностного общения, необходимые для гражданского участия в условиях демократии.

Конечно, формальное обучение само по себе не может изменить уравнение, но в отсутствие хорошо информированных граждан, способных критически оценивать идеи и перспективы тех, кто занимает свои посты, последствия могут быть пугающими.

Источник

Гдз по обществознанию 9 класс Боголюбов ФГОС Параграф 6

Авторы: Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И, Жильцова Е.И.
Год: 2020
Описание: ГДЗ (готовые домашние задания) для учебника по обществознанию 8 класс авторов Боголюбов Матвеев Жильцова от gdzznaniya. Здесь вы найдёте готовые ответы на вопросы и задания, проверочные работы и праграфы. Этот решебник в первую очередь пригодится родителям для проверки домашних работ своих детей-школьников. Однако им бесплатно и онлайн могут пользоваться и сами подростки, если у них возникнут трудности с ответами на какие-либо вопросы и задания.

Параграф 6. Учимся участвовать в жизни гражданского общества.

Проверим себя

1. Как гражданин может участвовать в управлении делами государства?

Участвовать в управлении государством гражданин имеет возможность, участвуя в выборах и референдумах. Он вправе выдвигать свою кандидатуру для избрания в органы законодательной власти (парламент) и органы местного самоуправления и таким путем стать депутатом, чтобы в этом качестве формировать законы государства. В то же время, гражданин вправе голосовать на выборах за других граждан, выдвинувших свои кандидатуры на выборные должности, тем самым формируя эти органы, пополняя их представителями своих интересов.

2. Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы?

Выборы и референдумы — элементы непосредственной (прямой) демократии, благодаря которым становится возможным участие народа в политике. С помощью этих видов народовластия граждане участвуют в жизни государства и решают важные политические вопросы.

На референдумах избиратели выбирают тот или иной вариант ответа на поставленный вопрос государственной или общественной жизни. Выборы — процедура избрания политических лидеров.

3. Как можно воздействовать на власть, используя различные политические права и свободы?

В демократических государствах граждане могут воздействовать на власть, используя формы прямой демократии. Это может быть выход на митинг или шествие. Пикетирование также является частью прямой демократии. Существует возможность обращаться в государственные органы. Самыми главными методами воздействия на власть считаются выборы и референдумы. На них люди выражают свою волю, голосуя за определенного кандидата, партию или законопроект.

4. Чем определяются ограничения политических свобод?

Думаю, что ограничение политических свобод ограничивается несколькими факторами. Например, первое ограничение, это то, когда человек не может быть избран по той или иной причине, которую придумывают искусственно. Второе ограничение, которое часто существует, это то, что против действующей власти запрещают выступать и критиковать, а людей, которые это пытаются делать, сразу начинают преследовать. Так, в России разгоняют митинги, ужесточают законодательство в политической сфере, запрещают выдвижение независимых кандидатов (например, Навального), ограничивают плюрализм (не регистрируя независимые партии, вроде «России Будущего») и т.д.

5. При каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни?

Человек может сознательно участвовать в политической жизни, когда он достиг определенного возраста, как минимум, дееспособности, а значит имеет весь перечень политических прав.

Но только этого недостаточно. Даже при достижении возраста, в авторитарном и тем более тоталитарном государстве у человека не получится участвовать в политической жизни его страны. Это значит, что к выше перечисленным условиям стоит добавить всеобщее и равное избирательное право, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека на территории этой страны, независимость гражданского общества, его развитость, равный доступ у всех граждан к государственной службе, свободу собраний, митингов и демонстраций, а также наличие свободы слова и свободы печати в этом государстве.

1. В дискуссии высказаны две точки зрения: 1) политикой может заниматься каждый человек; 2) политикой может заниматься лишь тот человек, который обладает качествами политического деятеля. А какова твоя точка зрения? Аргументируй свой ответ.

Для достижения успехов на политическом поприще необходим человек с качествами политического деятеля. Только гражданин с твердым характером, ответственностью перед своим народом, стрессоустойчивостью и имеющий гибкое мышление способен успешно себя реализовать в политической деятельности.

К примеру, человек творческий, излишне эмоциональный не сможет стойко выдержать нападки со стороны, трезво оценивать политическую ситуацию. Поэтому мне близка 2 точка зрения.

2. Иногда человек заявляет: «Я вне политики. Я политикой не интересуюсь». Выскажи своё отношение к такой позиции.

Каждый гражданин того или иного государства должен интересоваться политической ситуацией своего государства. Многие люди не способны понять то, что любое политическое решение тем или иным образом влияет на его жизнь. И когда человек заявляет, что он вне политики, он все равно остается в ней, только не принимает активного в ней участия.

При этом, стоит помнить, что если большинство граждан отстранится от политических проблем, то освободившееся место займет небольшая кучка политической и финансовой элиты, которая сможет продвигать свои собственные корыстные интересы. В какой-то момент пассивное большинство поймет, что про него просто забыли, что может привести к всплеску агрессии и неконтролируемой активности, которая способна перерасти в восстание или революцию.

Конституция каждого из нас наделяет целым комплексом прав и обязанностей, так зачем пренебрегать ими, зачем перекладывать заботу о собственных интересах на плечи других людей. Политика, внутренняя и внешняя, является частью нашей жизни, от нее зависит наш уровень жизни, наши возможности, а, в конечном итоге, наше благосостояние. Нужно научиться понимать, что создание сильного и уважаемого государства — дело рук не только политиков, но и в первую очередь каждого из нас.

3. В ряде стран и в нашей стране органы власти регламентируют время и место проведения митингов, например, не разрешают митинги на центральных магистралях в рабочие дни недели и т. п. Выскажи своё мнение, не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний.

Если администрацией применяются какие-либо ограничения в отношении времени, места или порядка проведения собрания, должны быть предложены разумные альтернативы. Если администрация города их предоставила, а протестующие вышли на несогласованное место – это плохо.

Однако, если администрацией место проведения митинга было перенесено с центра на окраины города с промышленную зону – это нарушение прав людей на свободы мирных собраний. В таком случае люди должны проигнорировать незаконное требование властей и выйти на место, в которое они намеревались собираться, даже если это будет магистраль, или парковая зона.

Читайте также:  Как будет пусеты на английском

4. На митинг, разрешённый органами власти, для охраны порядка были направлены наряды полиции. Во время митинга его возбуждённые участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по-твоему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или полиция? Свой ответ аргументируй.

В условиях демократии и правового государства материальная ответственность за нарушения лежит на организаторах митинга. Однако, в России мы имеет авторитарное государство, где часто мирные собрания разгоняют силовым методом и весь материальный урон наносят сами правоохранительные органы. В данном случае – возмещать ущерб должны правоохранительные органы, так как они не только нарушили право людей на мирные собрания, но ещё и причинили ущерб городскому и личному имуществу.

5. Можешь ли ты согласиться со следующим утверждением: «В свободе печати как в зеркале отражается состояние и уровень развития нашей демократии»? Аргументируй свой ответ.

Демократия подразумевает свободу слова, следовательно, печать должна быть свободная. Если правительство какими-либо средствами влияет на качество и точность новостей, то такую страну сложно назвать демократической. Значит только на словах в стране царит демократия, а по факту никто не имеет право выражать свои мысли. Все они будут контролироваться и те, кто идет против правительства будут нести наказание. Если правительству нечего скрывать от своего народа, то контролироваться печать не будет.

6. Объясни, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признаётся условием нормального развития человека и общества.

Свобода слова, собраний и ассоциаций признаётся условием нормального развития человека и общества, потому что опыт человеческой цивилизации показывает, что только при таких условиях можно обеспечить равноправие в обществе и недопущение концентрации власти у отдельных групп, а концентрация власти приводит к несоблюдению интересов большинства.

Также данные свободы соответствуют представлениям гуманизма, развитие которого благотворно влияет на общество и отдельных людей.

Источник

Как были связаны рост Грамотности и политическая демократизация? каким образом они могли влиять друг на друга?​

нельзя не согласиться с этим.трагедия гражданской войны состоит в том,что военные действия происходят между гражданами одной страны,которые по сути должны быть сплочёнными перед лицом других государств.время гражданской войны-это не только время падения и разрухи в целом,но и борьба за влась,огромное кровопролитие,столкновение классов.также и духовное оскудевание страны-происхидит раскол единой страны на лагеря,отсутсвует сплочённость,нет единства страны.а страна,снедаемая гражданской войной-лёгкая добыча для стран,заинтересованных в делах воюющей страны.то есть разрозненной стране угрожает потеря суверенитета,а значит появляется угроза государству и его народу

Ответ:

Опрацювавши цей параграф, ви зможете: пояснювати, якими були умови розвитку культури на українських землях у XVI ст.; характеризувати розвиток української мови в цей період; розповідати про розвиток шкільництва; визначати основні досягнення у книговиданні й літописанні; пояснювати поняття і терміни «сім вільних наук», «слов’яно-греко-латинська школа», «колегія», «академія», «Острозька Біблія».

1. Як у другій половині XIV — XV ст. розвивалася на українських землях освіта? 2. Як розпочалося українське книговидання? 3. Як у цей період на українських землях продовжувалася традиція літописання?

1. Умови розвитку української культури в XVI ст.

Період XVI ст. характеризується подальшим розвитком української культури. Проте умови, у яких він відбувався, були досить складними.

Головною передумовою розвитку культури будь-якого народу є наявність власної держави. На жаль, відсутність державності в українців у цей період спричинила залежність розвитку культури від політики урядів країн, у складі яких перебували українські землі.

Унаслідок Люблінської унії 1569 р. в межах однієї держави опинилася більша частина українських земель. Це, з одного боку, сприяло їх культурному зближенню, а з іншого — спричинило процеси полонізації та окатоличення українців. Важливе місце в культурному розвитку цього періоду належало церкві. Укладення Берестейської унії 1596 р. призвело до поглиблення кризи православної церкви та втрати нею свого привілейованого становища в суспільстві, що негативно позначилося на розвитку української культури.

У XVI ст. українська культура зазнавала впливу культурно-ідеологічних течій, що панували в цей час у Європі. Із заходу на схід українськими землями поширювалися віяння, пов’язані з Відродженням, Реформацією та Контрреформацією. Українські культурні діячі, сприймаючи нові європейські ідеї цієї доби, шукали в них шляхи розв’язання тогочасних проблем своєї Батьківщини.

2. Розвиток української мови.

У XVI ст. писемну мову українців і білорусів називали руською. У Великому князівстві Литовському вона була офіційною мовою, якою були написані Литовські статути, здійснювалося діловодство в судах і установах тощо.

У текстах багатьох тогочасних документів дослідники визначають вплив усної народної мови. Вважається, що в XVI ст. в руській мові під впливом усного народного мовлення з’являються риси української літературної мови.

Источник

Как связаны рост грамотности и политическая демократизация?​

Вообще, с критериями понятия «империя» довольно большая путаница. Взять, к примеру, ту же Римскую империю. Одни историки считают первым императором Юлия Цезаря, другие – его преемника Октавиана Августа, третьи резонно указывают, что при них гордый Рим формально оставался республикой и император именовался не императором, а принцепсом, то есть «первым среди равных». Такое положение существовало более трехсот лет, пока в 284 году нашей эры «принципат» (так называлась эта форма правления, сочетавшая монархические и республиканские черты) не сменился «доминатом». Именно тогда внук раба и сын вольноотпущенника Диоклетиан, придя к власти, окончательно отринул республиканские условности и велел называть себя «dominus et deus», что значит «господин и бог».

Так в чем же отличие республики от империи, если период Римской истории, начиная с Августа, считается «ранней империей», а с Диоклетиана – «поздней империей»? Вопрос риторический, ведь в гуманитарных дисциплинах, какими являются и история, и политология, значение многих терминов размыто. Поэтому однозначный ответ на поставленный вопрос получить сложно. Многие считают империей современные США, которые проводят активную неоэкспансионистскую политику. Хотя формально они империей не являются, поскольку правление там не монархическое и не диктаторское.

Противоположный пример – Центральноафриканская империя. Современная молодежь о такой и не слыхала, однако она существовала… почти целых три года! С 1976 по 1979-й бывшую Центральноафриканскую республику возглавил печально известный Жан-Бедель Бокасса, провозгласивший себя императором. Задокументированный факт: на создание императорской короны ушло 5 миллионов долларов США, а вкупе с церемонией коронации затраты на изменение государственного статуса составили четверть экспортных доходов страны за год! Естественно, такая «империя» в одной из беднейших частей Африки вызывала смешанные чувства – от приступов смеха до жалости к жителям этой несчастной страны, тем более что Бокасса практиковал каннибализм (впрочем, на суде он сумел оправдаться, заявив, что части тел своих политических соперников он хранил в холодильнике «на удачу»).

Источник

Истоки формирования политической грамотности

Политические знания и культура нужны сегодня любому челове­ку, независимо от его возраста, посколь­ку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с дру­гими людьми и государством. Без обладания такими знаниями лич­ность рискует стать разменной монетой в политической игре, пре­вратиться в игрушку в руках более активных в политическом отношении сил. Современная молодёжь в России имеет низкие знания современной политики и как следствие совершенно не разбирается в ней. Плохие знания и критично узкое понимание реалий современной политики можно оценить даже по тем темам, обсуждениям и умозаключениям, которые ведутся на форумах, в блогах и социальных сетях интернет пространства, да и реальной жизни тоже.

Легкомысленное отношение молодёжи к политике негативно сказывается на жизни общества и развитии экономики страны, потому что молодые люди не чувствует свою причастность к развитию общества и улучшения жизни в стране, как следствие молодежь не проявляет инициативы в жизни общества, практически отсутствует гражданская и социальная ответственность. Большинство молодёжи даже не осознает свою политическую неграмотность, не видит сущности современной политики, не понимает, как политическая грамотность на самом деле влияет на жизнь граждан в своем городе, регионе и стране в целом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Качканар

«Истоки формирования политической грамотности»

Качканарский городской округ, 2016 г.

В 2013 году в нашем городе проходили выборы Главы Качканарского округа, на базе нашей школы были организованны избирательные участки № 1969 избирательного округа № 4 и № 1972 избирательного округа № 5. Я принимала участие в концерте для избирателей. Мне стало интересно, как проходят выборы, с какого возраста я смогу отдать свой голос за того или иного кандидата, и как люди делают свой выбор. Я узнала, что могу принимать участие в выборах с 18-ти лет. И пока этот возраст не наступил, я решила разобраться, что же такое политика и политическая грамотность людей.

Я сформировала цель:

Исходя из цели определила задачи:

II Истоки формирования политической грамотности

1. Понятие политики и политической культуры

«Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. Это слово греческого происхождения, и означало оно искусство управления государством, государственные дела. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы подчиненное определенной цели.

Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена [7].

Рассмотрим, как трактуется политика в толковом словаре.

Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Кроме того, различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами [13].

Исходя из определения, получается, что познание политики людей сводится к уровню её политической грамотности.

Таким образом, повысив политическую грамотность населения, можно привлечь его к общественной и политической деятельности, а также развить чувство гражданственности, патриотизма и компетентного отношения к деятельности органов власти.

Термин «политическая культура» впервые употребил немецкий ученый И. Гердер в 18 веке: «Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества».

Политическая культура не только объясняет поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения: например, от политической культуры населения страны зависит, каким путем будет решаться тот или иной конфликт. Для населения конкретной страны она определяет, насколько эффективно (или напротив, неэффективно) функционирует ее политическая система: или способствует стабильности политической системы, или постепенно разрушает ее.

2. История зарождения политических систем

Политическая система – комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему – совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе [14]

Политическая система общества в истории мировой политики формировалась в процессе взаимодействия государства и гражданского общества.

Первые государства появились в долинах плодородных рек Нила, Тигра и Евфрата. Самой древней формой демократического государства считается город – полис. Греческое слово «полис» обозначает общество, государство, военное поселение.

В 594 г. до н. э. в Афинах знать и демос сообща избрали архонтом Солона – мудреца, поэта и оратора. Солон установил новые законы. Он разделил всех афинских граждан на несколько сословий: богачей, середняков и бедняков – и поделил между ними власть. Для решения государственных дел стали созывать народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии, что в переводе с греческого означает «власть народа».

3. Зарождение парламентаризма в Англии

Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить).

Читайте также:  Как будет на английском приходите все

Парламентаризм – система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента.

3.1. Возникновение парламента в Англии. Причины его возникновения.

Однако окончательно парламент обрел государственную прописку лишь при Эдуарде I, когда королевская власть бесповоротно осознала его необходимость.

В 1295 году произошла значимая перемена. Кроме палаты лордов, в парламент были призваны по два рыцаря от каждого округа и по два представителя от каждого города. Теперь король обладал полной поддержкой для того, чтобы собирать субсидии со всего населения. Эти субсидии представляли собой налоги. Парламент в таком виде стал образцом для последующих парламентов, и историки назвали собрание «Моделью парламента»

3.2. Функции парламента

Современный парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Она включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением.

Первая главная функция парламента — законотворческая, в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Очень часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения.

Вторая функция парламента — представительская. Это означает, что избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей. Правда в реальной жизни мнение граждан не оказывает существенного влияния на деятельность законодателей. Происходит это по разным причинам. Одна из них — равнодушное отношение граждан к политической жизни, уклонение от участия в ней, в частности в голосовании на выборах.

С представительской тесно связана третья функция — функция обратной связи, без которой органы государственной власти не могут обеспечить социальную поддержку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями – это письма, брифинги, «круглые столы».

Четвертая, не менее важная функция парламента — формирование бюджета, которую образно называют «правом кошелька». Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюджетных средств. В истории США можно найти ряд примеров, когда Конгресс, используя «право кошелька», формировал определенные направления политики. Так, в 1972 г. он отказал президенту в выделении средств на содержание сухопутных войск во Вьетнаме и в итоге вынудил Белый дом вывести их оттуда.

3.3. Возникновение парламентаризма в России.

В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты – земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.

Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.

Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.

Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: «Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы», «Закона об учреждении Государственной Думы» и «Положения о выборах в Государственную Думу».

Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении», Манифест от 20 февраля 1906 г. «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы», Указ от 20 февраля 1906 г. «Учреждение Государственной Думы» (новая редакция) и др.

Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».

Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

3.4. Возникновение государственной думы в начале XX века

Государственная дума в 1906-1917 гг. высшее, наряду с Государственным советом, законодательное (нижняя палата первого российского парламента), учреждение Российской империи.

11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу», которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

20 февраля 1906 г. вышло «Учреждение Государственной думы», в котором определялось ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждение акционерных обществ.

Одновременно с «Учреждением» было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой.

В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.

23 апреля 1906 г. были изданы «Основные государственные законы». Они гласили: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Николай II очень неохотно снял термин «неограниченная». Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой» и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить силу без одобрения императора. Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Весной 1906 г. Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой.

В своем адресе царю депутаты первой Думы потребовали: отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключенным, отмены смертной казни. Большинство в Думе получили кадеты и трудовики. Черносотенцы на выборах провалились. В Думе царизм поддерживала лишь кучка октябристов.

Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую прирезку земли, но неизбежное при этом разрушение культурных (помещичьих) хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 г. правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требовала отставки правительства.

Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала 72 дня.

Выборы во вторую Думу дали еще больший перевес левым партиям, чем это было в первой Думе. В феврале 1907 г. Дума начала работу, наметились попытки ее сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность).

Премьер-министр П.А.Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со ст.87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых ewe», август 1906г. (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 г., но на его основании было казнено около 700 человек), Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 г., Указ от 9 ноября 1906 г. о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, ненаказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были приведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жесткую оппозицию.

Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной организацией РСДРП», которая готовила вооруженное восстание в войсках (3 июня 1907 г.). Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной думой».

Возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 31 до 50%), сократилось от крестьянской (с 42 до 22%). Городская курия была разделена на две: в первую входили «цензовые элементы», т.е. владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в 7 из 27 городов. Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по одному депутату Государственной думы от каждой курии (землевладельческой, городской, крестьянской). Кроме того, в шести наиболее промышленных губерниях хотя бы по одному депутаты Думы следовало избирать от рабочих.

Теперь менее 1% населения страны избирало 2/3 выборщиков. Один голос помещика приравнивался к 543 голосам рабочих. Представительство крестьян сокращалось вдвое.

Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе «Союзу 17 октября», консервативным политическим элементам. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.

Указ 9 ноября 1906 г., предоставлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность, вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом.

В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались «больничные кассы», взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

Читайте также:  Если и есть на свете такая штука как абсолютное счастье то это ощущение

Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911 г. По настоянию Столыпина проект был проведен в порядке ст.87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.

В июне 1912 г. Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях». Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910г. Закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения», открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела.

В сентябре 1911 г. Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения). Осенью 1912 г. истек срок полномочий третьей «столыпинской» Думы. Осенью 1912 г. проходили выборы в Государственную думу четвертого созыва. Председателем Думы был избран М.В.Родзянко.

4. Основной закон государства – конституция

Конституция — это основной закон государства, устанавливающий принципы устройства государственной власти, основы правового статуса личности и имеющий высшую юридическую силу.

Закон — это общеобязательный нормативный правовой акт.

В нашей стране первая Конституция была утверждена V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Вторая советская Конституция была принята 31 января 1925 г. на II Съезде Советов СССР. Она основывалась на Договоре об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. Третья советская Конституция, получившая название Конституции победившего социализма, или сталинской Конституции, была принята 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР. Четвертая советская Конституция («Конституция развитого социализма») появляется только 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР.

Первая Конституция Российской Федерации, одобренная всенародным референдумом, появилась 12 декабря 1993 г.

Слово «конституция» происходит от латинского «constitution» что означает «внутреннее устройство, строение».

Значение конституции состоит в том, что она официально ограничивает власть в государстве. Ни один орган власти не вправе выйти за пределы своей компетенции, установленной в конституции. Государственная власть, принимая конституцию, сознательно соглашается на такое ограничение.

Важным свойством конституции является ее верховенство, она является базой всего действующего законодательства. Конституция рассчитана на длительный срок действия и имеет особый порядок принятия и внесения в нее изменений.

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Политическая функция заключается в том, что конституция определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие.

Правовая функция реализуется в том, что конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права.

Гуманистическая функция состоит в том, что в конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула — вступительная часть Конституции РФ, провозглашающая становление в России конституционализма. 84 слова преамбулы устанавливают исходные начала, определяют те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция РФ. В преамбуле Конституции РФ выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др.

Первый раздел Конституции РФ не имеет названия. Он состоит из 9 глав:

1 глава. «Основы конституционного строя».

2 глава. «Права и свободы человека и гражданина».

3 глава. «Федеративное устройство».

4 глава. «Президент РФ».

5 глава. «Федеральное Собрание».

6 глава. «Правительство РФ».

7 глава. «Судебная власть».

8 глава. «Местное самоуправление».

9 глава. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Второй раздел называется «Заключение и переходные положения» и состоит всего из 9 пунктов. В нем закреплены: порядок вступления конституции в действие; соотношение конституции и ранее принятых нормативных правовых актов; процесс реформирования органов государственной власти и реформирования законодательства. Основными задачами Конституции РФ являются:

1. Преобразование России в демократическое правовое государство.

2. Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами.

5. Разделение ветвей власти в России

В Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей (каждая ветвь государственной власти выполняет свои задачи).

Президент России, в соответствии с Конституцией:

Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы.

5.1. Законодательная власть

Законы принимает специальный представительный орган — парламент (в нем работают люди, избранные народом и представляющие интересы народа, поэтому он и получил такое название). Парламент нашей страны — Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Законы, принятые в нашей стране, а также международные договоры (касающиеся отношений между народами, государствами, связей между ними), которые заключает государство с другими странами, обязательно публикуются.

В Государственной думе работают депутаты, которые представляют и защищают интересы граждан страны. Депутатом Государственной думы можно стать с 21 года.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Государственную Думу входят 450 депутатов, избираемых на основе смешанной избирательной системы. Каждая из палат обладает своими полномочиями, которые в основном соответствуют прерогативам зарубежных парламентов.

К полномочиям Совета Федерации относится:

Полномочия Государственной Думы:

5.2. Исполнительная власть

Принятые законы надо исполнять, поэтому и возникла потребность создать систему исполнительной власти. Ее возглавляет Правительство Российской Федерации. В него входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры.

Полномочия Правительства Российской Федерации:

5.3. Судебная власть

В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Судебная власть в целом едина и неделима, однако условно правосудие можно подразделить на конституционное, общее и арбитражное.

В соответствии с этим существует и три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации:

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью,

Выборы в РФ обеспечивают участие народа, граждан в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и замещении некоторых должностей в государстве.

Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные.

На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента (Федерального Собрания) — Государственной думы.

На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов.

Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации на конкурсной контрактной основе. Выборы представителей судебной власти (мировых судей на уровне местного самоуправления) в России предусмотрены законом, но в настоящее время не практикуются.

7. Роль политики в жизни общества

Познакомившись с понятийным аппаратом и выяснив истоки формирования политической культуры граждан, я поняла, что политическая сторона жизни государства имеет важное значение для его развития. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его возраста,

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:

8. Повышение активности граждан

Наряду с необходимостью повышения уровня политической грамотности населения перед представителями государственной власти стоит ещё одна ключевая проблема – повышение активности граждан. Существует определённая зависимость между политической осведомлённостью и политической активностью человека. Именно поэтому в нашем обществе остро стоит необходимость повышения активности российского населения. Как свидетельствует статистика, почти во всех проходивших в России за последние годы выборах (парламентских, президентских, местных) принимали участие 43 % опрошенных, а 18 % из низ вообще не ходили ни на одни выборы [10]. Такой катастрофически малый уровень активности населения может, безусловно, угрожать стабильности государственной политической системы, провоцируя различного рода перекосы в деятельности политической сферы.

Ключевым моментом повышения электоральной активности является работа с молодёжью по поводу повышения её политической грамотности. Вовлечение школьников (будущих избирателей) в политическую жизнь общества может происходить различными средствами и иметь самые разнообразные формы. Во-первых, это и усиленная теоретическая подготовка в образовательных учреждениях, осуществляемая посредством новых образовательных технологий, использующих современные активные методы обучения, приобретения практических навыков и умений. Во-вторых, создание и поддержка функционирования молодёжного парламентаризма. Одной из приоритетных целей молодёжного правительства является повышение активности молодежи на выборах депутатов [12]. 12 февраля 2010 года в Центральном избирательном комитете России был проведён круглый стол «Электоральная активность молодёжи в аспекте деятельности молодежных парламентов России», результатом которого стал важный вывод: повышение уровня политической компетентности молодого поколения способствует росту степени их активности в будущем, что является «неотъемлемым элементом формирования гражданского общества» [9]. В-третьих, это организация в учебных заведениях самоуправления с собственными выборами, парламентом и другими атрибутами гражданского общества. Участие в этих мероприятиях позволит молодым людям, как приобрести теоретические знания о политике, государстве и происходящих в этой сфере процессах, так и отработать необходимые практические навыки.

В связи с высокой актуальностью поставленной проблемы, я провела социологическое анкетирование, направленное на выявление политической грамотности молодых качканарцев. Объектом проведённого соцанкетирования стали молодые люди в возрасте 15 – 17 лет, а предметом – их политическая грамотность. Было опрошено 50 молодых людей, среди которых 27,78 % составляли подростки 15 лет, 43,89 % – 16 лет и 28,33 % – 17 лет. 85,00 % опрошенных учатся в средних учебных заведениях, 10,56 % – учащиеся средних профессиональных учебных заведений, 0,56 % – студенты вузов, 5,00 % респондентов указали, что работают.

Хочу заметить, что в образовательных программах присутствуют предметы, нацеленные на изучение политической системы общества. Это и новейшая история, и обществознание, а в некоторых школах, и основы политологии и правоведения. Но, несмотря на это, подростки достаточно неуверенно ориентируются в политике – всего 12,78 % опрошенных отметили, что это им легко удаётся (см. рис. 1).

Молодые люди, указавшие в анкете то, что они легко ориентируются в политической жизни России, показывают достаточно посредственные знания политических процессов, происходящих в нашем государстве. Так, например, более 35 % респондентов (см. рис. 2) уверены, что на всероссийских выборах население выбирает Премьер-министра РФ, служащих аппарата Президента РФ и даже представителей судебной власти.

Кроме того, около половины респондентов, ответивших, что легко ориентируются в политической жизни России, дают неправильные ответы относительно распределения государственной власти на три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную (см. рис. 3).

Молодые люди охотно отвечают на вопрос об имени Президента РФ (93,30 %) и Премьер-министра РФ(90,51 %), «спотыкаясь» на вопросах об имени главы области (63,13 %) или мэра города (74,86 %).

Интересен тот факт, что 25,00 % респондентов заявили, что им не интересна данная сфера жизнедеятельности общества. Это очень серьезный факт: четверть молодых людей вообще не интересуется политическими процессами, происходящими в их стране. Если не попытаться заинтересовать представителей этой группы к сфере политики, то это уже будет практически сформированный слой пассивного населения.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий