Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве или мысли

Как будет

Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве или мысли

Подробное решение Параграфы § 13 по истории для учащихся 6 класса, авторов Е. В. Агибалов, Г. М. Донской 2012

Вопрос 1. Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле?

Ответ. С развитием сельского хозяйства урожаи стали больше, их можно было продавать и покупать то, что сделали ремесленники. К тому же орудия труда крестьян стали сложнее, там чаще использовалось железо, потому крестьяне стали нуждаться в изделиях ремесленников. Всё это помогало ремеслу развиваться.

Вопрос 2. Расскажите о возникновении средневековых городов по плану: а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий; б) где они поселялись; в) почему они выбирали именно эти места; г) как выглядели построенные ими города.

Ответ. Многие средневековые города возникли на месте античных. После падения Западной Римской империи там стало гораздо меньше жителей, но жизнь не прекратилась совсем. Со временем урожаи стали больше, меньшее количество людей в обществе должны были непосредственно обрабатывать землю. С другой стороны, крестьянам нужны были более сложные орудия труда. В деревнях появилось больше ремесленников, начала оживать торговля. Ремесленники и торговцы стали селиться вместе, потому что так проще работать, объединяя усилия. Они стали переселяться в старые римские города. Со временем появились и новые города на пересечении торговых путей, потому что там проще было продавать то, что сделано в городе. Города строились стихийно, без первоначального плана. Главной заботой горожан в те неспокойные времена была защита, потому города обносили крепкими и высокими стенами. Чем больше человек защищает каждый участок стены, тем проще обороняться, потому больше людей стремилось селиться на меньшей площади, чтобы крепостные стены получались короче. Потому в городах были узкие кривые и тёмные улочки, дома строили 2 и даже 3-этажные (в то время как в деревнях они всегда были одноэтажными), причём второй и третий этажи нередко нависали над улицами, превращая их почти в тоннели. Канализации в городе не было, потому нечистоты стекали по канавам прямо вдоль улиц. Улицы никак не освещались. Но зато на этих улицах шла бойкая жизнь, днём там всегда было многолюдно.

Вопрос 3. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров?

Ответ. Потому что почувствовали свою силу. Зависимость от сеньоров означала дополнительные повинности, каждому приходилось платить дополнительные деньги. От такой дополнительной обузы человек всегда стремиться избавиться, если чувствует, что у него есть на это силы. У городов силы были.

Вопрос 4. Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»?

Ответ. Потому что человек, который прожил в свободном городе один год и один день становился свободным от феодальной зависимости.

Вопрос 5. Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?

Ответ. С одной стороны ремесленники хотели избежать вражды между соседями – ремесленниками одной профессии внутри одного города (такая вражда была бы губительна для города). С другой – вместе легче было выдерживать конкуренцию ремесленников той же профессии из других городов. Чтобы не было конкуренции внутри цеха, цеховые уставы определяли как и сколько делать товаров. Никто не мог выделиться лучшим качеством и никто не мог сделать больше и заработать больше соседа. Но делать нужно было и не хуже, чем полагалось, иначе у цеха перестали бы покупать. Всё это и определяли уставы цехов.

Вопрос 6. Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру и старшине ремесленного цеха. Мог ли один человек в течение своей жизни побывать во всех этих ролях?

Ответ. Ученик был мальчиком, который смотрел на взрослых в мастерской и таким образом учился. Также он выполнял мелкие поручения, чтобы не быть бесполезным. Ученика кормили, но ничего ему не платили. Более того, хозяин мастерской получал деньги за обучение ученика (обычно от его родителей). Подмастерье уже помогал мастеру и получал небольшие деньги за это. Подмастерье становился мастером, когда цех признавал, что он к этому готов. Мастер содержал свою мастерскую, работал только на себя, ему помогали ученики и подмастерья.

Вопрос 7. Составьте логическую цепочку: расположите последовательно причины и последствия открытий и изменений в хозяйстве и обществе, которые в итоге привели к росту городов в Европе в XI—XII веках.

Ответ. Развитие сельского хозяйства произошло во многом благодаря изменениям орудий труда. Это изменения и развитие сельского хозяйства привело к тому, что ремеслом стало заниматься больше людей. Ремесленники стали переселяться в города, рост городов вызвал развитие торговли, которое вызвало новый рост городов. Окрепшие города получили свободу от феодалов, что вызвало новый рост ремесла, который вызвал новый рост торговли.

Источник

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 13

ГЛАВА V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ

Что нового внес город в хозяйство, культуру и политическую жизнь Средневековья?

Города принесли большие изменения в жизнь Средневековья. Они стали не только центрами развития ремесел, но и центрами борьбы с властью феодалов, символами свободы. Города способствовали развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие и на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались феодальные вотчины и отдельные крестьянские хозяйства. Во многом это обусловило переход от системы натурального хозяйствования к товарно-денежным отношениям.

Читайте также:  Как будет с русского на английский суп

В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нем начала формироваться собственная политическая культура и традиции выборности и конкуренции. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти. Рост городов привел к складыванию совершенно нового сословия феодального общества – бюргерства. Также в городской среде сложились новая система этических ценностей, психологии и культуры.

ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО.

Вопросы в тексте параграфа

Какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов? Где возникали эти города, чем в них занимались жители?

В первую очередь стоит отметить древнегреческую цивилизацию и унаследовавшую ее достояние древнеримскую цивилизацию. Древние греки, а потом и римляне охватили своим влиянием все побережье Средиземного моря. Вблизи моря возникали многочисленные города и торговые поселения. В них жители занимались сельским хозяйством, ремесленничеством, рыболовством, торговлей. Часто колонисты становились независимыми от метрополии.

Что такое натуральное хозяйство?

Натуральное хозяйство – это экономическая система, в которой все основные продукты и вещи изготавливаются не для продажи, а для собственного потребления.

Какое влияние оказали эти технические приспособления на жизнь людей?

Появление плавильной печи позволило существенно сократить трудоемкость и улучшить качество обработки металла. Атмосферный наддув позволял углю прогорать быстрее и с гораздо более высокой температурой. Изделия кузнецов стали качественнее и более технологичными.

Появление ткацкого станка позволило повысить технологичность изготовления тканей. Естественно, это позволило увеличить производительность и объемы выпуска тканей. Больше ткани, больше одежды, больше качества жизни.

Все эти технические приспособления также повлияли на появление излишков, которые можно было продать. Это в свою очередь стало одной из причин развития торговли и перехода от системы натурального хозяйства к товарно-денежному обороту.

Расскажите о работе ремесленников: мастерские каких специальностей изображены на рисунках? Какими орудиями труда пользуются ремесленники? Изображены ли на рисунках подмастерья и ученики?

На левом рисунке изображена скорее всего ювелирная мастерская. Мы видим, как мастер общается с клиентами. Женщина держит в руках что-то наподобие браслета или ожерелья, которое, вероятно, требует ремонта. На столе стоят сосуды с различными драгоценными материалами и жидкостями, а также маленькие весы для взвешивания. Подмастерье с помощью наковальни и маленького молотка делает какую-то заготовку.

На среднем рисунке показана мастерская бронника. Мастер и подмастерье изготавливают элементы латной брони. Они пользуются наковальнями и молотками, зубилами, ножами, пробойниками для металла. На заднем плане показана печь с наддувом воздуха для плавки и закалки металла.

На правом рисунке изображена обувная мастерская. Сам мастер и его ученик изготавливают обувь, а жена мастера общается с клиентом. Обувные мастера пользуются иголкой с ниткой, а также специальной деревянной формой для изготовления обуви.

Обобщение информации параграфа

1. Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле?

Они имеют прямую зависимость. Нам известно, что в раннее Средневековье технологии сельского хозяйства и сельскохозяйственные орудия труда были примитивными. Поэтому производительность и качество труда были низкими. Невысоким был и урожай. С развитием технологий металлообработки стали появляться более прочные и совершенные орудия труда, изготовленные с использованием металла. Это отразилось на качестве обработки земли, а следовательно, и урожайности. Крестьяне не обладали знаниями металлообработки и не могли изготавливать более совершенные орудия труда. Этим занимались ремесленники, люди, посвятившие свою жизнь развитию определенных навыков и умений. Таким образом, успехи в сельском хозяйстве получили зависимость от развития ремесла. В свою очередь, ремесленники не могли самостоятельно обеспечивать себя сельскохозяйственной продукцией, поскольку развивали свои умения в направлении ремесленничества. Они обменивали свои изделия и умения на сельскохозяйственную продукцию. Теперь мы видим обоюдную зависимость успехов в сельском хозяйстве и ремесле.

2. Расскажите о возникновении средневековых городов по плану: а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий; б) где они поселялись; в) почему они выбирали именно эти места; г) как выглядели построенные ими города.

В эпоху раннего Средневековья античные города пришли в упадок, они уже не играли роли прежних торгово-промышленных центров и сохранились преимущественно на территориях Южной Европы. На севере Европы городов не было вообще. Население концентрировалось в сельской местности, а их экономика носила аграрный, более того, натуральный характер. Торговые межтерриториальные связи ограничивались лишь естественной специализацией регионов: шел обмен металлами, полезными ископаемыми, солью, винами и т.д.

Однако в XI веке стали появляться новые города и оживать старые. Причиной этому стало развитие сельского хозяйства. В этот период в феодальных вотчинах начинают развиваться технологии производства более совершенных орудий труда, появляются технологии двуполья и трехполья, увеличивается производительность сельского хозяйства и животноводства. Естественно, у крестьян и феодалов появляются излишки сельскохозяйственной продукции, которая может быть обменяна на ремесленные изделия, и создаются предпосылки отделения ремесла от сельского хозяйства. Ремесленники совершенствуют свои навыки кузнецов, гончаров, плотников, ткачей и т.д., в результате чего они все меньше занимаются сельским хозяйством и работают на заказ, поначалу обменивая свою продукцию, а затем пытаясь реализовать ее в более широких масштабах. Такие возможности продажи продукции предоставлялись на ярмарках, сложившихся в результате межрегиональной торговли, а также на рынках в местах скопления людей – у стен укрепленных бургов, королевских и епископских резиденций, монастырей, переправ и мостов. Именно туда начинают переселяться ремесленники. Уходу из феодальных вотчин ремесленников также способствовал рост феодальной эксплуатации.

Читайте также:  Как быть позитивной веселой и жизнерадостной

Так стали появляться первые города, как торгово-ремесленные центры. Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении на их землях городских поселений, поскольку они давали феодалам значительную прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян в города, гарантируя им свободу. Позднее сами власти города и ремесленных цехов стали давать такую гарантию беглым. Городское население стало состоять из ремесленников, торговцев и людей, занятых в сфере обслуживания.

Непременными элементами, благодаря которым населенный пункт мог считаться городом, был укрепленные стены, цитадель, кафедральный собор, рыночная площадь. В XIII веке появились здания органов самоуправления – ратуши, символы городской свободы. Планировка городов была хаотичной без какой-либо единой концепции. Города разрастались кругами от центра – крепости или рыночной площади. Улицы были узкими, дома в 2-3 этажа стояли кучно и зачастую имели собственные сады и огороды. Во дворах содержался скот, который собирал в общее стадо и пас городской пастух. За пределами города располагались луга и поля, горожане имели земельные наделы.

3. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров?

Сначала города были составной частью феодальной экономики. Возникая на земле феодала, город зависел от сеньора и был обязан делать платежи в казну феодала, поставки продуктов и ремесленных изделий в качестве оброка, а также выполнять барщину, подобно крестьянской общине. Естественно, города стремились освободиться от этой зависимости, добиться свободы и торгово-экономических привилегий. Многие горожане начали борьбу против сеньоров, иногда она принимала острую форму вооруженных столкновений. Союзницей городов зачастую становилась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных феодалов: короли давали городам хартии, свидетельствующие об их вольности, налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д. Результатом этого движения стало почти повсеместное освобождение городов от власти феодалов.

4. Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»?

Это даже не поговорка, а принцип, по которому жили города. Если ремесленник убежал от своего феодала и прожил год и один день в городе, он получал свободу. Это право сначала гарантировали феодалы, на чьих землях находился город, а затем городские власти самоуправления и профессиональные цехи.

5. Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?

В большинстве западноевропейских городов ремесленники и торговцы были объединены в профессиональные корпорации – цехи и гильдии. Их появление было продиктовано экономическими причинами и недостаточной емкостью рынка. Поэтому требовалось ограничить количество производимой продукции, чтобы избежать перепроизводства, снижения цен и разорения мастеров. Цех также противостоял конкуренции со стороны сельских ремесленников и иностранцев. В своем стремлении обеспечить всем мастерам равные условия существования, он выступал аналогом крестьянской общины. Цеховые уставы регулировали все стадии производства и реализации продукции, регламентировали время работы, количество учеников, подмастерьев, станков, состав сырья и количество готовых изделий. Цехи и гильдии были своего рода элементом саморегуляции экономической системы.

6. Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру и старшине ремесленного цеха. Мог ли один человек в течение своей жизни побывать во всех этих ролях?

Овладение мастерством ремесленника требовало долгого ученичества. Обычно в учениках ходили 7-10 лет, работая и живя у мастера, не получая платы и выполняя домашнюю работу. Закончив курс обучения, ученик становился подмастерьем. Теперь он помогал мастеру и получал за это заработную плату. Чтобы стать мастером, подмастерью нужно было накопить денег на материалы и изготовить «шедевр» — искусное изделие, представляющееся на суд мастеров цеха. Если он выдерживал экзамен, то мог стать полноправным членом цеха. В дальнейшем, за свои услуги мастер мог быть выбран старшиной цеха. Однако в XIV-XV веках происходит очередной виток имущественного и социального расслоения внутри цеха, которое вылилось в «замыкание цехов». Стремясь оградить себя от конкуренции, мастера ограничивают доступ подмастерьев в цех, превращая их в «вечных подмастерьев», по сути дела в наемных работников. Мастерские начинают становиться исключительно семейными предприятиями, и простой подмастерье не мог и мечтать стать мастером, если не входил в члены семьи.

7. Составьте логическую цепочку: расположите последовательно причины и последствия открытий и изменений в хозяйстве и обществе, которые в итоге привели к росту городов в Европе в XI-XII веках.

1. Подготовьте развернутый ответ на следующие вопросы, постаравшись назвать несколько причин: почему, отделившись друг от друга, ремесло и сельское хозяйство стали развиваться быстрее, чем раньше? Почему деревенские мастера вынуждены были уходить из родных селений и искать новые места для работы и жизни?

Если человек должен заниматься земледелием и параллельно с этим, например, ковать подковы или делать мечи, то ни в том, ни в другом он не преуспеет, поскольку не сможет уделить должное время совершенствованию своего мастерства. Поэтому мастер кузнец должен ковать, а не сеять и пахать. Только тогда он будет развиваться как профессионал, его изделия будут более качественными и совершенными. Именно так и получилось в истории Средневековья. Когда ремесленничество отделилось от сельского хозяйства, стали появляться более качественные орудия труда и другие ремесленные товары. Это в свою очередь отразилось и на развитии сельского хозяйства, и на деревенский быт.

Читайте также:  Как будет на французском деньги

Деревенские мастера уходили из родных селений из-за растущего феодального гнета, но вовсе не обязательно были вынуждены делать это. Многие из них продолжали работать на селе, составляя конкуренцию городским ремесленникам. Однако в этом случае их возможности были более ограничены, чем у любого цехового городского мастера.

2. Какую роль в развитии города играли королевская власть, монастыри и епископа, знатные феодалы?

Поскольку города появлялись на землях феодалов, именно от их воли зависело, быть или не быть городу. Поначалу светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении на их землях городских поселений, поскольку они давали феодалам значительную прибыль. Сеньоры поощряли бегство зависимых крестьян в города, гарантируя им свободу. Позднее города стали тяготиться властью сеньоров и стремились от нее избавиться. Союзницей городов в этой борьбе зачастую становилась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных феодалов: короли давали городам хартии, свидетельствующие об их вольности, налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д. Результатом этого движения стало почти повсеместное освобождение городов от власти феодалов.

3. Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров на несколько столетий раньше, чем крестьянам?

Города с их цеховыми общинами и торговыми гильдиями стали представлять собой большую силу. Королевская власть в борьбе со своеволием феодалов искала себе союзников и находила их в лице богатых, влиятельных и организованных цеховых сообществ. Короли даровали городам определенные свободы и льготы в обмен на поддержку. Крестьяне же не имели такого шанса как горожане – вздохнуть воздуха свободы, подняться на следующую ступень развития, стать богатыми и влиятельными. Феодалы, если они стремились удержать свою власть, сделали большую ошибку, позволив людям жить в городах.

4. Уточните с помощью словаря, как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни по сравнению с его средневековым смыслом. Предположите, почему это произошло.

В средневековье шедевром называли лучший образец изделия, изготовленного подмастерьем на собственные средства. Подмастерье передавал шедевр на суд мастеров цеха, и если он проходил экзамен, то мог открыть собственную мастерскую и стать мастером.

Сегодня шедевром называют уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-то другого. Шедеврами чаще всего называют произведения искусства и архитектуры.

По большому счету сильного изменения смысла слова «шедевр» не произошло, лишь немного сменились акценты. Сегодня любой специалист может рассчитывать на то, что его произведение назовут шедевром, если оно окажется очень качественным, оригинальным и красивым.

5. Оба утверждения: «Цехи способствовали развитию ремесла» и «Цехи задерживали рост промышленного производства в городах» — правильны. Но ведь одно противоречит другому! Как разрешить это противоречие?

Противоречия в данном случае нет. Цехи действительно способствовали развитию ремесла, поскольку поддерживали соблюдение технологий и качество, ограничивая объемы производства. Мастерам не нужно было гнаться за увеличением производительности, ведь торговые связи были еще не настолько развиты и спрос мог быть ниже, чем предложение. В этих условиях мастера оттачивали свое мастерство и вырабатывали профессиональные традиции. При этом, как мы уже сказали, цехи ограничивали рост объемов производства, стремясь не допустить перепроизводства и падения цен.

6. Соберите информацию о технологии изготовления определенного ремесленного изделия в Средние века. Расскажите о последовательности действий мастера и его помощников, в результате которого создавался «шедевр».

Для примера возьмем технологию изготовления мечей. Для начала требовалось получить железо из руды. Первоначально руду добывали из болот, но уже в начале средних веков железную руду стали добывать из закрытых месторождений. Полученную руду выплавляли в железо на огне вперемешку с древесным углем, для поддержания горения применяли воздушный наддув. После того как уголь прогорал, из печи доставали слитки металла, называемые крицами. Это был сплав шлака, стали и чугуна. Крицу разбивали на более мелкие части, отделяли сталь от всего остального и проковывали ее, удаляя пустоты и частицы шлака. После этого заготовки продавали мастерам оружейникам.

Сам клинок создавался в несколько этапов:

Разная твердость металла достигалась за счет различной степени насыщения его углеродом. Чем больше в железе углерода, тем тверже металл, но в то же время при значительном количестве углерода материал становился излишне хрупким.

Для того, чтобы клинок получился качественным, для его изготовления применялись полосы металла с различной жесткостью (степенью насыщения углеродом). Сердцевина клинка должна была быть мягкой, на эту сердцевину наваривали полоски более жесткого металла, а для кромки лезвия применяли очень твердый сплав. Кузнечная сварка пакетов металла различной твердости применялась для того, чтобы клинок меча обладал достаточной упругостью (мягкая сердцевина), прочностью (средние по твердости боковые пакеты) и твердостью (область лезвия). Термохимическая обработка обычно заключалась в поверхностной цементации, раскалённая заготовка опускалась в сосуд с мелко истолченным углём и прогревалась в нем. В это время происходило насыщение поверхностных слоёв стали углеродом, от чего возрастала твёрдость поверхности клинка. После многократной проковки и заточки процесс насыщения поверхностного слоя меча углеродом повторялся.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий