Как были сняты звездные войны

Как будет

Как снимали фильм «Звездные войны»

Фантастическа сага Джорджа Лукаса «Звездные войны» о борьбе светлых сил с темными без сомнения является одной из самых знаковых и эпохальных в кинематографе. Одновременно простая и сложная, таинственная и незамысловатая, увлекательная история о галактических войнах обрела миллионы поклонников по всему миру и до сих пор будоражит умы киноманов. Узнаваемость героев этой саги просто зашкаливает, а после выхода первого фильма в 1977 г. все мальчики мечтали стать джедаями, а девочки принцессами.

Сегодня в узнаем, как создавалась сага и с какими трудностями пришлось столкнуться при съемках.

Трудно однозначно сказать, что так увлекает людей в творении Джорджа Лукаса. Не в последнюю очередь к экранам привлекали поразительные для того времени визуальные эффекты. А еще была масштабность и некий космический романтизм, заставлявший после очередного киносеанса бросить хотя бы мимолетный взгляд на глубокое звездное небо. Вдруг действительно где-то там, в далекой галактике, давным-давно бушевали джедайско-имперские страсти, затронувшие немыслимые глубины космоса и тысячи инопланетных рас?

Давайте приоткроем мистическую завесу над классической трилогией «Звездных войн» и посмотрим, как буквально на коленке, шаг за шагом, из картона и рисунков можно создать легендарную сагу.

Как любой шедевр, «Звездные войны» начались с идеи. Великий сказочник новой эпохи кинематографа Джордж Лукас задумал эпопею, когда ему еще не было и 30 лет. В середине 1970-х был готов предварительный сценарий, который, правда, не раз почти полностью переписывался. Как вам, например, одна из идей Лукаса сделать Люка Скайуокера 60-летним генералом, а Хана Соло — инопланетянином с зеленой чешуей и жабрами?

Написанная история включала в себя сюжет всех известных сегодня шести эпизодов. Существует версия, будто Джордж Лукас решил снимать серии с середины потому, что на первые три эпизода в то время якобы не хватало мастерства специалистов по визуальным эффектам. Это не так, режиссер вполне мог реализовать свою задумку начиная с самых первых эпизодов. Он изначально решил взяться за экранизацию четвертого эпизода. Во-первых, это было сделано для того, чтобы заинтриговать зрителей. Во-вторых, Джордж Лукас вообще не знал, получится ли у него снять больше одной серии «Звездных войн», поэтому взялся за самый «драйвовый» момент сценария, к тому же именно в этой части появлялась «Звезда смерти», что повлияло на выбор режиссера.

И все равно в успех «Звездных войн» верили лишь единицы. Сам Лукас и то порой сомневался, что из его затеи получится что-нибудь путное. Позднее актеры вспоминали о съемках как о самом нелепом эпизоде в их жизни. Высокий парень в костюме обезьяны, карлики, простые пафосные диалоги… Фильм воспринимали как детскую сказку или трэш, но никак не приключенческую фантастику, претендующую на культовый статус.

«Сцена в баре напоминала бред обкуренного: какие-то лягушки, свиньи, сверчок — кошмар!» — с улыбкой рассказывали исполнители главных ролей. Видимо, такой же точки зрения придерживались голливудские боссы, которые почему-то одним из главных вопросов картины считали, должен ли вуки носить трусы. В какой-то момент «Звездные войны» вообще хотели прикрыть, потом решили выбросить из фильма все спецэффекты и превратить в телесериал. Только настойчивость и упрямство Джорджа Лукаса спасли ленту.

Львиная доля съемок проходила в пустыне Туниса. В этой же стране нашли подходящее наименование для планеты, на которой происходят действия в первой трети фильма. Название города Татауин незаметно трансформировалось в Татуин. Здесь же, в Северной Африке, нашлись подходящие декорации: дом опекунов Люка Скайуокера не был построен специально для фильма, это обычная хижина в одной из деревень Туниса. Подходящие же интерьеры нашли в местной гостинице.

А вот город Мос-Эйсли, из космопорта которого Люк наконец отправился в космическое путешествие на «Тысячелетнем соколе», пришлось строить с нуля. Тонны декораций пришлось переправлять из Голливуда на самолетах. Около двух месяцев ушло на то, чтобы из поступившего материала возвести поселение, идеально вписывающееся в пустынный антураж.
Вся съемочная группа сидела на голодном пайке – даже сам режиссер и главные актеры летали только эконом-классом и питались в общей столовой. Позднее все вспоминали, каким энтузиазмом заразил команду молодой режиссер – ни у кого не было сомнений в успехе, так напористо Джордж шел к заветной цели.

Космический корабль Хана Соло был создан в натуральную величину в одном из самых больших кинопавильонов в Англии. Длина махины достигала 50 метров, а вес составлял несколько десятков тонн. Гигантский макет «Тысячелетнего сокола» иногда мелькает в кадре, но больше всего съемочной группе пригодились его «внутренности», ведь главные герои немало времени проводят в корабле. Правда, кабину все же пришлось делать отдельно.

Джордж Лукас хотел буквально поставить зрителя на место героев. «Тысячелетний сокол» мчится со скоростью света, корабль обстреливают, его мотает из стороны в сторону. Все это должно сопровождаться тряской внутри. 40-тонный макет сложно заставить вибрировать, поэтому было решено построить небольшую кабину и поместить ее на пружинную платформу. В прописанных по сценарию сценах ее трясли вручную.

Еще один гигантский макет пришлось делать, чтобы воссоздать описанный в сценарии краулер, на котором джавы разъезжали по Татуину в поисках роботов. Для некоторых эпизодов был построен огромный металлический «ящик» с гусеницами от карьерного экскаватора. Для съемки же общих сцен использовали компактную модель краулера.

Метровая модель краулера джав

Как и в большинстве фантастических лент докомпьютерной эпохи, в «Звездных войнах» было много «игрушек». Все космические корабли, которые мы видим в фильме (от «Тысячелетнего сокола» до истребителей), были сделаны в виде миниатюрных пластиковых или даже картонных макетов.

«Звезда смерти» и вовсе была нарисована, а для съемки финальной масштабной сцены атаки съемочная группа построила макет размером 15×15 метров. На нем тщательно воспроизвели каждую из сотен башенок и орудий, которыми ощетинилась «Звезда смерти». Тоннель, по которому летали игрушечные истребители повстанцев, стал доминантой макета.

Кто знает, получили бы «Звездные войны» культовый статус, будь в фильме одни лишь космические перестрелки, без всего того «зоопарка», который все-таки поселился в картине. Сотни кукол и масок, огромное количество грима и, конечно же, парк из десятков роботов. Все это органично вписалось в новую вселенную и даже сейчас смотрится неплохо.

Сегодня трудно себе представить «Звездные войны» без роботов C-3PO и R2-D2. Из могли назвать А2 и С3, но потом Джордж Лукас решил дать дроидам более полные имена. По словам режиссера, их имена — просто приятный на слух набор букв и чисел, который ничего не обозначает и никак не расшифровывается. Делать настоящие механизмы было слишком накладно, поэтому Джордж Лукас согласился, чтобы астромеханического дроида и робота-секретаря сыграли актеры. В пластиковые «доспехи» C-3PO поместился Энтони Дэниелс.

По его словам, пластины были настолько хрупкие, что сломались уже в первый день, повредив актеру ногу. При создании C-3PO художник вдохновлялся образом робота из старого фильма-антиутопии Фрица Ланга «Метрополис» (1927). Всего было создано полдесятка вариантов дизайна (даже с ушами и антеннами).

Энтони Дэниелс был абсолютно слеп в своем костюме

Внутри R2-D2 сидел карлик Кенни Бейкер, сыгравший юркого робота на колесиках во всех шести фильмах франшизы. Актер вспоминает, что не мог самостоятельно выбраться из металлических недр R2-D2 и порой ему приходилось проводить внутри по несколько часов, так как о нем просто забывали. Всего же в фильме в том или ином виде присутствует более 30 роботов, большинство из которых управлялись дистанционно.

На площадке у Кенни Бейкера и Энтони Дэниелса были напряженные отношения.

Но тяжелее всего пришлось Чубакке, вернее Питеру Мейхью, который сыграл вуки. До прихода в кино мужчина работал санитаром в больнице, но благодаря росту в 221 сантиметр пробился на большой экран. Каждый день во время съемок «Звездных войн» ему приходилось облачаться в шерстяной костюм, надевать «голову» и обувать «ступни» уроженца Кашиийка. В Тунисе актера преследовала невыносимая жара, а в павильонах порой мешали слишком низкие для него проемы.

Читайте также:  Как будет по французски домашняя работа по французски

Джордж Лукас уже после съемок рассказывал, что во многом образ Чубакки он позаимствовал у своей собаки Индианы. Что касается имени, то говорят, что это производное от русского слова «собака» — уж очень оно понравилось молодому режиссеру. А слово «Jedi» происходит от японского «Jidai Geki», что в переводе означает «историческая драма»: так в Японии назывались телесериалы о временах самурайских воинов. Лукас как-то упомянул в интервью, что смотрел «Jidai Geki», когда бывал в Японии, и ему понравилось это словечко.

Во время съемок вуки не издавал ни слова, ни рыка, лишь открывал рот, как того требовал сценарий. Позже звукооператорам пришлось экспериментировать с сотнями самых разных звуков, чтобы найти подходящие для речи Чубакки. Например, когда вы слышите рассерженного и возмущенного вуки — это в основном звуки, которые издает медведь, а довольному Чуви досталось тигриное «мурлыканье». Знаменитое сиплое дыхание Дарта Вейдера удалось получить благодаря маске для аквалангистов, R2-D2 «разговаривает» смесью из самых разных бибиканий синтезатора и даже младенческого бормотания, а звук истребителей пришлось комбинировать из рева слона и звука мчащегося по мокрому шоссе автомобиля.

И все-таки в первую очередь «Звездные войны» запомнились потрясающими спецэффектами. По словам Джорджа Лукаса, когда он увидел первые варианты монтажа своей ленты, у него опустились руки. Фильм получился настолько слабым и убогим, что даже режиссер не мог поверить в светлое будущее картины. Однако впечатление кардинально изменилось, когда к «Звездным войнам» добавили спецэффекты.

За все красивости пришлось отдуваться студии Industrial Light & Magic (ILM), которую Лукас создал специально для своей космической эпопеи. Всего в фильм попало почти четыре сотни спецэффектов — невероятный для того времени показатель. На создание полетов кораблей, выстрелов из бластеров, светящихся мечей ушла треть бюджета ленты и бОльшая часть затраченных на производство картины человеко-часов.

Если не считать «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, в которой эффекты были лишь бледным дополнением к художественному замыслу, «Новая надежда» стала первым фильмом с таким уровнем зрелищности. Сравнимый со «Звездными войнами» фильм Спилберга «Близкие контакты третьего вида» вышел с ними одновременно, и уже не воспринимался столь революционно.

А вот и знаменитый тоннель — одна из главных «фишек» фильма

Результаты превзошли все ожидания. Актеры, размахивающие деревянными мечами, покрытыми светоотражающим материалом, не могли поверить, что на экране эти постоянно ломающиеся палки превратятся в лазерные клинки. Все вспышки и свечение команда ILM рисовала вручную.

Поскольку построение некоторых декораций грозило вылиться в копеечку, Джордж Лукас решил, что можно заменить их рисунками. В отдельных сценах роль декораций на заднем плане выполняют самые что ни на есть качественные изображения.

В самом начале «Новой надежды», когда по экрану ползут титры, их сменят медленно и величаво проплывающие корабли. Если снимать этот эпизод традиционными для 1970-х годов методами, корабли пришлось бы перемещать перед камерой на синем фоне, а потом накладывать необходимый бэкграунд. При этом картинка получалась слегка «дерганой», объекты хаотически смещались и «дрожали».

Джордж Лукас придумал перевернуть все с ног на голову и двигать не макеты космических судов, а камеру, которая их снимает. Установка при этом передвигалась по рельсам и гарантировала абсолютную плавность картинки. Система запоминала каждое положение камеры, что позволяло легко совмещать изображение с любым фоном без намека на недостоверность.

Самым продвинутым эпизодом, демонстрирующим достоинство нового приема, стала финальная сцена атаки «Звезды смерти». Чтобы придать достоверности боевым подразделениям, режиссер заставил съемочную группу посмотреть документальную кинохронику с воздушными боями во время Второй мировой войны. Эпизод снимали в нескольких павильонах. В одном камеры вертелись вокруг «игрушечных» кораблей, во втором миниатюрная оптика облетала макет «Звезды смерти», заодно фиксируя взрывы пиропатронов.

Макет участка «Звезды смерти»

Потом кадры совместили и получилась одна из знаковых в истории кино сцен. Это были огромные макеты (до десяти метров в длину), содержавшие тысячи мелких деталей. Потребовалась масса труда, чтобы сделать их, а впоследствии еще и восстанавливать после того, как в них многократно врезались движущиеся камеры в процессе съемок, на их поверхности срабатывали сотни пиропатронов, изображающих взрывы

Так снимали знаменитую сцену с титрами

Джордж Лукас контролировал весь процесс съемок своего детища, выпрашивал у продюсеров деньги, просил не закрывать проект и в итоге попал в больницу с нервным истощением. Ценой титанических усилий всего за пару месяцев он положил начало культовой вселенной, влияние которой до сих пор ничуть не уменьшилось. Заодно автор «Звездных войн» заработал средства на съемки продолжения саги.
Источник

Источник

Как снимали первые «Звездные войны» — фильм, в который никто не верил

4 мая фанаты всего мира празднуют День «Звездных войн». Эту дату выбрали не просто так, с бухты-барахты, а путем сложных подсчетов и перестановок букв в каламбурах: известную фразу «May the Force be with you» ( «Да пребудет с тобой Сила») переделали в «May the 4th be with you» ( «Да пребудет с тобой 4 мая»). И готов праздник.

В честь этого замечательного дня мы решили вспомнить, как Джорд Лукас делал первый фильм про «Звездные войны»:

На церемонии «Оскар» кадр: LucasFilm Голливуд, Калифорния. Август 1977-го года. Эпохальное событие в истории кинематографа. В знаменитом на весь мир Китайском кинотеатре столпотворение — тысячи людей стремятся прорваться поближе ко входу, чтобы хоть одним глазком взглянуть на двух роботов — бочкообразный R2D2 и золотистый C3PО приветствуют на ковровой дорожке своих восторженных поклонников. Исторический момент: ступни роботов запечатлевают в цементе перед входом, чтобы навеки оставить память об их появлении здесь.

Все это похоже на какое-то помешательство. Неожиданно фантастический фильм становится чем-то значительно большим, чем просто развлечение — это уже настоящий социологический феномен. Появление первой серии «Звездных войн» было похоже на зарождение нового религиозного течения.

«Давным-давно, в далекой галактике…» Романтическая и масштабная история о борьбе Добра и Зла, о любви, ненависти, предательстве и героизме, захватила умы миллионов. Теперь уже трудно сказать, что же именно было столь впечатляющим — ведь одними только новаторскими спецэффектами такую немыслимую популярность не объяснишь при всем желании… Удивительно, но тогда, в конце семидесятых, когда еще люди слыхом не слыхивали о феномене «Звездных войн», в успех картины молодого режиссера Джорджа Лукаса мало кто верил.

Джорджу на момент съемок было всего 32 года. В его творческом багаже уже имелись два полнометражных фильма — «Галактика THX-1138» ( 1971) — тоже фантастика, но совсем другого рода, и «Американские граффити» ( 1973) — молодежная комедия про подростков из калифорнийского городка. Второй фильм был несомненно коммерчески успешным, но то, что произошло с третьим, стало полной неожиданностью для всех. Эффект был подобен разорвавшейся бомбе. Сейчас, больше тридцати лет спустя, очень трудно было представить себе, какой психоз поднялся по всему миру из-за этого фильма — люди занимали очередь в кассу кинотеатра еще с вечера и сидели у окошка всю ночь, чтобы попасть на лучшие места.

На съемках кадр: LucasFilm «В чем был секрет успеха? Я думаю, в том, что это светлый и добрый фильм, с героями и злодеями, а самое главное — он по-настоящему интересный, он смог развлечь зрителя лучше, чем что-либо до него. Я старался воссоздать тот дух приключенческой романтики, который был в старых кино про пиратов, но я перенес этот дух в просторы космоса, и в результате получился невиданный прежде сплав фантастики и приключений».

Читайте также:  Как будет на китайском имя антон

Приключенческие фильмы в огромном количестве выходили в телеэфир в шестидесятые, и Лукас пересмотрел их множество. Старые вестерны, весь целиком сериал про Флэша Гордона и картины про 19-й век с фехтованием — все это слилось в «Звездных войнах».

Люк Скайуокер, главный герой «Звездных войн» — это прямой «потомок» Флэша Гордона, популярнейшего героя комиксов, впервые увидевших свет в далеком 34-м. Его придумал художник Алекс Реймонд. Флэш был отважным молодым человеком, который благодаря невероятному стечению обстоятельств попадает на другие планеты и переживает удивительные приключения, борясь со злом.

Он был олицетворением идеального героя приключенческих комиксов. Люк тоже стал воплощением духа приключений для любого подростка, мечтающего о путешествиях. Для Лукаса Люк был чем-то вроде «альтер-эго», второго «я», режиссер спроецировал на этот образ свои собственные представления об идеальном герое фантастического фильма.

А главным злодеем, по задумке Лукаса, должен был выступать Дарт Вейдер, астматически дышащий сквозь зловещую черную маску. Звук дыхания получили с помощью дыхательного аппарата для аквалангистов — это был финальный штрих к портрету, простой, как все гениальное, и он стал своеобразной «визитной карточкой» злодея.

Лукас потратил больше месяца на кастинг, в процессе которого поменял некоторые свои приоритеты — так, отказался от азиатского имиджа Леи ( как задумал вначале), и сделал инопланетным чудовищем не самого Хана Соло ( у режиссера долгое время была идея сделать его зеленокожим гигантом с жабрами), а его друга Чубакку.

В итоге тот стал выглядеть, как гигантская прямоходящая обезьяна. Кстати, по сценарию ему двести лет!

«Вообще-то я срисовал Чубакку со своей собаки по имени Индиана. Она выглядит точь-в-точь как вуки, только чуть поменьше».

Сценарий колоссальной саги был создан Джорджем в середине 70-х, и это было похоже на дело всей жизни. 200-страничный фолиант включал в себя все целиком события вселенной «Звездных войн», включая трилогию нового времени и еще массу вещей, сотни детально проработанных персонажей — с именами, биографиями, тщательно прописанными характерами…

Дарт Вейдер без маски кадр: LucasFilm Лукас вдохновлялся при написании сценария приключенческим фильмом Куросавы под названием «Три негодяя в скрытой крепости» ( 1958). Из японского пришел и знаменитый термин «джедай» — это перефразирование «дзидай-гэки» — названия исторических рассказов про самураев. В замысел вошла масса компонентов — включая исторические события реальности, вроде противостояния Наполеона и Сената и превращения реформатора в тирана, многочисленные мифы и легенды — конструкция стала столь громоздкой, что никто, помимо самого автора, не мог разобраться в ней до экранизации. Лукас с самого начала рассчитывал создать две трилогии, причем изложить события «с конца» — экранизировать сразу вторую половину сценария, а первую оставить «на потом» для интриги.

Позднее Лукас признавался, что сам не верил в то, что сможет воплотить колоссальный проект в жизнь — настолько масштабным было его творение. Так что он сперва собирался снять только один фильм, и по результатам проката оценить, стоит ли снимать второй и третий. Так что все могло закончиться на «четвертом эпизоде».

Собрав предварительный материал — сценарий и эскизы с изображениями главных персонажей, Лукас приступил к продвижению своего проекта, а именно — начал переговоры о запуске производства. Для этого нужно было заключить договор с киностудией и найти необходимое финансирование. Полгода Лукас обивал пороги глав компаний, и очень долгое время терпел неудачи — и «Парамаунт» и «Warner Brothers», после некоторых раздумий, отказались работать с Джорджем, ссылаясь на «непопулярность темы». Еще бы — волшебная романтическая сказка про космических принцесс и таинственных рыцарей под музыку симфонического оркестра — да кому это будет интересно в эпоху диско? К тому же, фантастический антураж наверняка потребует кучу денег, да и известных актеров в фильме не предвидится… Типичный провальный проект.

Ничего удивительного — в семидесятые годы фантастика была синонимом жанра ужасов, и в таких фильмах в основном муссировалась тема инопланетных монстров, а вовсе не дух приключений. Тщетно Лукас пытался убедить боссов киностудий в том, что его фильм совершенно оригинален — несколько раз подряд ему звонили, и сообщали, что проект отвергнут начальством. Ирония судьбы — один из успешнейших фильмов всех времен считался потенциально убыточным.

Харрисон Форд и Керри Фишер кадр: LucasFilm Но в конце концов Лукасу улыбнулась удача — кинокомпания «XX Century Fox» согласилась-таки дать проекту зеленый свет — и то лишь после того, как отчаявшийся режиссер подписал договор с пунктом об отказе от выплаченного вперед гонорара. Более того, кинокомпания поставила условием предварительный выпуск книги о событиях четвертого эпизода. Возможно, чтобы «прощупать почву», определить зрительские симпатии. К тому моменту Джордж был готов на все, лишь бы воплотить задуманное в жизнь. Блестящий писатель, он создал этот роман в соавторстве с Аланом Фостером, и книга имела успех, да такой, что позднее Лукас даже получил за нее престижную премию «Хьюго». И вот, выбив восемь миллионов долларов финансирования ( в процессе работы потребуется еще больше пяти миллионов), летом 1976-го года Лукас приступил к работе над фильмом.

Декораторы работали 2 месяца, возводя в пустыне город Мос Айсли, в котором Люк и Оби-Ван познакомились с космическим контрабандистом Ханом Соло. Вся съемочная группа сидела на голодном пайке — даже сам режиссер и главные актеры летали только эконом-классом и питались в общей столовой. Позднее все вспоминали, каким энтузиазмом заразил команду молодой режиссер — ни у кого не было сомнений в успехе, так напористо Джордж шел к заветной цели.

В числе прочих декораций в Африку прибыли роботы — 25 различных моделей ( всего в картине их 33), изготовленных под руководством знаменитого мастера Карло Рамбальди. Управляемые по радио, на колесном и гусеничном ходу, а то и вовсе с карликом внутри, эти роботы создали необходимый антураж. Съемки в пустыне были тем еще испытанием — вездесущий песок постоянно заклинивал механизмы, так что большую часть времени роботов ремонтировали.

Энтони Дэниелс и его костюм кадр: LucasFilm Отлично сработали транспортные средства. Песчаный краулер пустынных мусорщиков-джав, подобравших роботов в пустыне, был создан в виде маленькой метровой модели, которая использовалась для съемок в движении, а в сцене выгрузки использовалась дорогущая огромная декорация с гусеницами от карьерного экскаватора.

Для одной из сцен ( краулер после нападения имперских солдат) декорацию «разрушили», распилив гусеницы автогеном, добавив дыр в обшивке и дыма от дымовых шашек.

Парящий спидер, на котором Люк передвигался по поверхности Татуина, на съемках общих планов двигался по поверхности земли на колесах, которые потом убирали с помощью комбинированных съемок.

В нескольких сценах он был закреплен на чем-то вроде огромной карусели — на одном конце висел спидер, а на другом — члены съемочной группы, которые приводили ее в движение.

Проведя в Тунисе в общей сложности три месяца, съемочная группа отсняла весь материал почти без происшествий. Но все же не обошлось без неприятностей: в разгар съемок разыгралась песчаная буря, которая буквально разметала часть Мос Айсли по пустыне, на неделю задержав процесс работы над фильмом. По словам местных жителей, такие бури здесь не редкость.

Когда съемочная группа вернулась в Англию, на студии «Elstree» уже были готовы декорации для съемок последующих сцен, и самой впечатляющей был, без сомнения, корабль «Тысячелетний сокол» Хана Соло длиной почти пятьдесят метров. Он был так велик, что его строили и снимали в самой большой студии компании, представлявшей собой обширный ангар за городом. Декорация весила сорок тонн.

Читайте также:  Как будет рая по татарски

Отдельно, и в совсем другой студии, сделали кабину «Сокола», установленную на подпружиненной платформе. В определенные моменты съемок ассистенты трясли кабину руками, создавая иллюзию вибрации.

Макет корабля «Сокол Тысячелетия» кадр: LucasFilm Для экономии съемки велись одновременно в трех павильонах, причем Лукас передвигался между ними на велосипеде. Работая по 12 часов в сутки без выходных, команда сумела завершить работу по съемкам материала с актерами в декорациях всего за восемь недель. Основное время заняла работа над спецэффектами, которых в фильме было колоссальное количество.

В картине использовано в общей сложности 365 спецэффектов — на то время абсолютный рекорд. Космические корабли, разнообразные механизмы, знаменитые лазерные мечи, даже вступительные титры — все это было воплощено самым впечатляющим и новаторским образом. До сих пор подобных спецэффектов в фильмах зритель еще не видел. Они были созданы в Калифорнии, на студии, основанной Лукасом специально для «Звездных войн», и объединены с кадрами, отснятыми в Англии.

Если не считать «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, в которой эффекты были лишь бледным дополнением к художественному замыслу, «Новая надежда» стала первым фильмом с таким уровнем зрелищности. Сравнимый со «Звездными войнами» фильм Спилберга «Близкие контакты третьего вида» вышел с ними одновременно, и уже не воспринимался столь революционно.

Для съемок космических кораблей, движущихся в пространстве, Лукас применил революционную технологию — вместо того, чтобы пытаться двигать корабли относительно камеры, как делалось до сих пор, он двигал камеру относительно неподвижных кораблей. Итог получился впечатляющим: максимально естественное и плавное движение создавало полную иллюзию.

Эскадра кадр: LucasFilm Модель корабля фотографировалась с помощью камеры, укрепленной на специальном механизме, управляемом с помощью компьютера. Положение камеры при каждом кадре сохранялось в памяти, и создатели получили возможность добавить на стадии монтажа любой фон в полном соответствии с ракурсом съемки. Грамотное использование освещения и движущихся теней позволило добиться просто поразительного эффекта. Никакой компьютерной графики в семидесятых еще и в помине не было.

Технологическим достижением было и создание тридцати трех движущихся роботов. А главными среди них, конечно же, были знаменитые друзья R2D2 и C3PO.

«С самого начала я задумал развернуть повествование вокруг двух роботов, сделать их своеобразным стержнем всей истории, добавить комическую нотку. Я полностью осознавал, что это будет трудно сделать. Но не подозревал, что настолько… Трудностей было множество — они постоянно ломались, делали в кадре совершенно не то, что нужно, и вообще страшно теряли наше время. Мы справились с колоссальным количеством проблем — иногда мне казалось, что я этого не выдержу. Но все равно было чертовски весело!»

Результат стоил усилий — забавная пара роботов стала неотъемлемой частью всей истории, а персонажи сыграли важнейшую, а порой и решающую роль в судьбе главных героев.

При создании C3PO художник вдохновлялся образом робота из старого фильма-антиутопии Фрица Ланга «Метрополис» ( 1927). Для этой роли подобрали худощавого актера Энтони Дэниелса, которого облачили в золотистый металлический костюм. Всего было создано полдесятка вариантов дизайна ( даже с ушами и антеннами).

При ходьбе C3PO громко хрустел суставами костюма, и, кстати, совершенно ничего не видел в шлеме, передвигаясь по съемочной площадке практически вслепую, и постоянно врезаясь в декорации, что потребовало множества дублей для создания всех сцен с ним.

Энтони Дэниелс и его костюм кадр: LucasFilm Комбинированные съемки тоже были революционными — так, авторы применили задние планы, вручную нарисованные на стекле, которые совмещали с реальными съемками, получая удивительно реалистичную иллюзию пространства.

В сцене, где Оби-Ван отключает подачу энергии на Звезде Смерти, согласно эскизу Лукаса, нужно было создать шахту огромной глубины. О том, чтобы строить декорацию высотой десятки метров ради единственного плана, не могло быть и речи.

Тогда сделали декорацию центральной части, вместе со стенами шахты, окружающими ее, а в тысячах миль от Англии, в США, вручную нарисовали на стекле задник в виде глубокой шахты, уходящей вниз на головокружительную глубину, а потом отсняли его на пленку.

Совмещение реальной съемки с нарисованным задником дало удивительно реалистичный эффект. Эта технология была успешно использована и во многих других сценах, в том числе в следующих сериях.

Знаменитые лазерные мечи — еще один безупречно сделанный спецэффект. При съемках использовали деревянные палки, покрытые светоотражающим составом, таким же, как на дорожных знаках.

Потом на реальные кадры наложили нарисованное вручную свечение и вспышки при столкновении «клинков», а звуковые эффекты довершили иллюзию. Лучи лазеров тоже рисовались вручную, по линейке.

Штурмовики кадр: LucasFilm Кульминация фильма — когда повстанцы с помощью истребителей атакуют имперскую Звезду Смерти — стала самой дорогостоящей и технически продвинутой частью фильма. Зрелищность и безупречная постановка сделали эту атаку одной из самых впечатляющих сцен мирового кино. Но за вдохновенными кадрами скрывались месяцы напряженного труда сотен профессионалов — вся финальная битва представляла собой, по существу, один большой спецэффект.

При постановке боев между истребителями Лукас вдохновлялся голливудскими фильмами про Вторую Мировую с воздушными боями между самолетами, а также кинохроникой тех событий — виражи истребителей и их маневры были скопированы с реальных маневров боевых самолетов.

Модели космических кораблей снимались на фоне синего экрана камерой с компьютерным управлением. Потом эти кадры совместили с движущимся задним планом, снятым в другой студии при помощи миниатюрных камер, которые двигались над огромным макетом поверхности Звезды Смерти.

Все общие планы Звезды Смерти в фильме нарисованы вручную на огромных поверхностях. Но при съемках атаки истребителей одними рисунками было не обойтись. Было построено несколько «миниатюр» ( многометровых размеров), изображавших поверхность Звезды Смерти и коридор, в котором неслись истребители.

Бой над «Звездой Смерти» кадр: LucasFilm Это были огромные макеты ( до десяти метров в длину), содержавшие тысячи мелких деталей. Потребовалась масса труда, чтобы сделать их, а впоследствии еще и восстанавливать после того, как в них многократно врезались движущиеся камеры в процессе съемок, на их поверхности срабатывали сотни пиропатронов, изображающих взрывы…

Создатели картины вспоминают, что эта сцена заняла наибольшее количество времени и сил — вполне ожидаемо, учитывая, что для Лукаса именно финал был особенно важен, и он не жалел средств, чтобы воплотить задуманное должным образом. Дело осложнялось тем, что многие спецэффекты делались впервые в истории кино, создатели были вынуждены действовать методом проб и ошибок, и это привело к внушительным расходам. На спецэффекты к первым «Звездным войнам» ушло почти четыре миллиона долларов, что по меркам семидесятых сумма небывалая.

Да, «Звездные Войны» были невероятно амбициозным и новаторским проектом. Тем более удивительно, что в день премьеры картина вышла всего в тридцати кинотеатрах по всей Америке — на большее у продюсеров просто не было средств, кроме того, в успех «Войн» никто не верил. После первых же показов волшебного зрелища слава о «невероятном фильме» распространилась со скоростью лесного пожара, после чего киностудия спешно выпустила сотни копий, разосланных во все кинотеатры страны. Следующий месяц сделал «Войны» легендой, Лукаса — мультимиллионером, а всю историю — культом. Заодно спас студию «XX Century Fox» от банкротства.

С тех пор это один из величайших успехов кинематографа, и не только кассовый. Семь «Оскаров» — за декорации, костюмы, спецэффекты, монтаж, звук, голоса персонажей и гениальный саундтрек Джона Вильямса — дополнили картину колоссального триумфа. Участь саги была решена — Лукас получил все возможности воплотить свой суперсценарий в жизнь в полном объеме. Что он и сделал — к искренней радости фанатов «Звездных Войн».

Джордж Лукас и его вселенная кадр: LucasFilm

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий