Как была устроена власть в новгороде

Новгородская земля (Республика)

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Самым большим княжеством эпохи удельной раздробленности Руси была новгородская земля, которая управлялась в форме боярской республики. Княжество процветало за счет развития торговли и ремесел, ведь Новгород, центр земли, был расположен на важнейших торговых путях. Новгород долгое время сохранял независимость от Киева и сумел сохранить свою самостоятельность и самобытность.

Географическое положение

Карта Новгородской земли в 12-13 веках.

Специфика географического положения заключалась в практически полном отсутствии земледелия, поскольку почва была непригодной для сельского хозяйства, а также удаленность от степей, благодаря чему Новгород практически не видел монгольского нашествия. При этом княжество постоянно подвергалось военным нашествиям со стороны шведов, литовцев и немецких рыцарей. Тем самым именно новгородские земли были щитом Руси, который охранял ее с Севера и Запада.

Географические соседи Новгородской республики:

Экономические особенности

Отсутствие хороших пашенных земель привело к тому, что в Новгородской республике активно развивались ремесла и торговля. Среди промыслов выделялись: производство железа, рыболовство, охота, солеварение и другие ремесла, характерные для северных регионов. Торговля же в основном осуществлялась с соседними регионами: Прибалтика, немецкие города, Волжская Булгария, Скандинавия.

Политическое устройство

Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевернутого треугольника.

Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначило князя, и оно же могло его изгнать. Кроме того на общегородском вече, которое функционировало в рамках боярского совета (300 золотых поясов) назначались:

Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за 12-13 века князья в Новгороде менялись 58 раз! Поэтому можно смело говорить, что реальная власть в этом княжестве принадлежала боярству и купечеству.

Политическая самостоятельность Новгородской республики была оформлена в 1132-1136 годах после изгнания князя Всеволода Мстиславича. После этого Новгородская земля ликвидировала власть Киева и стала фактически независимым государством с республиканской формой правления. Поэтому и принято говорить, что Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления.

Новгород Великий

Новгород был один из самых крупных и красивых городов не только Руси, но и Европы. Население города было довольно образованным по сравнению с другими городами. Во многом это было связано с тем, что в городе развивались ремесла и торговля, которые требовали специфических знаний.

Культура

В Новгородской земле создавались летописи, сказки и былины. Большое внимание уделялось иконописи. Ярчайшим полотном той эпохи является “Ангел златые власы”, которое сегодня можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.

Источник

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Фактической датой основания Новгородской республики можно считать 1136 год, когда новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с семейством и затем изгнали его из города. Тогда же вече решило приглашать князей только как наёмных военачальников, оставив за ними высшую судебную власть (вместе с посадником) и сбор дани с покоренных земель.

Верховным органом власти Господина Великого Новгорода, то есть всей земли, простиравшейся от Балтики до Урала и от Белого моря до озера Селигер, было объявлено народное собрание, или вече. Оно собиралось на Торговой стороне Волхова, на площади, называемой новгородцами «Ярославово дворище». Летописи не оставили нам подробного описания порядка создания, структуры и правил деятельности высшего законодательного органа Новгородской республики, но, судя по размерам Ярославова дворища, вече состояло из 300-400 человек (Поскольку Новгород выставлял в XIII веке 3-5 тысяч воинов, его население равнялось 20-30 тысячам человек). При этом главную роль в политическом процессе играли новгородские бояре – наследственные аристократы, владевшие большой земельной собственностью – вотчинами, включавшие деревни с крестьянами и лесные промыслы и имевшие в городе усадьбы – защищённые забором участки с теремом и надворными постройками, то есть то, что в европейских городах называлось «замками».

Новгородские бояре, как и их европейские собратья, объединялись в родовые кланы, ведущую роль среди которых играли Онциферовичи, Мишиничи, Мирошкиничи и некоторые другие. Всего в Новгородской республике насчитывалось 40-50 боярских родов (кланов). Именно бояре чаще всего оказывались во главе соперничавших за власть группировок.

Кроме того, Новгород, расположенный в северной и болотистой зоне, всегда нуждался в поставках зерна. Особенно эта нужда обострялась, учитывая высокую долю городского населения, в неурожайные годы. В таких случаях проблемой подвоза и обеспечения горожан хлебом (как правило, из южной Руси) занимались купцы, а регулированием его стоимости, недопущением «взлёта цен», – бояре и князь.

Другой значимой социальной и влиятельной политической группой новгородского общества были ремесленники. С другой стороны, в экономическом плане ремесленники зависели от купцов, диктовавших им цены и условия продажи продуктов труда. Часто ремесленники принимали приглашения бояр – для обеспечения безопасности и регулярного снабжения сырьём перенести свои мастерские в боярские усадьбы.

Важной социальной группой, снабжавшей новгородский экспорт пушниной, были ушкуйники. Ушкуйные дружины, как правило, формировались из избыточного населения, чаще из молодёжи, не нашедшей своего места в устоявшейся социальной и политической структуре республики. Каждый новгородский купец и ремесленник заранее определял сына-наследника своего дела. Остальные сыновья создавали вооружённые отряды, приобретали специальные, довольно вместительные суда – ушкуи, и направлялись по рекам и волокам на Север, в Пермскую землю, Северный Урал, а то и в Зауралье для сбора пушной дани с покорённых племён.

Исполнительную власть представляло правительство, которое возглавлял избираемый на один год посадник. Он занимался внутренними и международными делами и вместе с князем командовал войском и вершил суд. Второе по значению место в правительстве занимал также избираемый на вече тысяцкий. Он был ответственен за сбор налогов, разбирал тяжбы русских и иностранных купцов, участвовал в посольствах.

Важную роль в системе политических институтов Новгорода играл архиепископ. Он не присылался митрополитом, как это делалось в отношении других русских земель, а избирался самими новгородцами. Сначала вече отбирало трёх кандидатов, а затем жребием, который вытаскивал слепец или ребенок, избирался новый архиепископ. Он обладал большим духовно-нравственным авторитетом, распоряжался огромными богатствами, накопленными поступлениями церковной десятины, и мог оказать помощь республике и гражданам в трудное время. Архиепископ вёл контроль эталонов мер и весов, вместе с посадником и тысяцким готовил и подписывал международные договоры.

Важную роль в демократизации политического процесса Новгородской республики играли политические группировки, прообразы современных партий.

Если князь не находил опоры у народного собрания, новгородцы изгоняли его. Первым изгнанным князем, не «вписавшимся» в новгородский политический процесс, не сумевшим создать свою стабильную группировку поддерживающих его новгородцев, был Глеб Святославович.

Читайте также:  Как будет жираф на украинском

С «партией» князя соперничала «партия» посадника, который тоже искал поддержки у избиравшего его народного собрания, а также у ополчения, ведь его глава – тысяцкий – был подчинённым посадника. В этом смысле, то есть в поиске «силовой» опоры и народной поддержки, группировка князя с одной стороны и группировка посадника и тысяцкого с другой, выступали как политические соперники. Между группировками посадника и тысяцкого не было полного взаимопонимания. Посадник, как правило, избирался из представителей местной аристократии или местной купеческой знати. За избрание или переизбрание того или иного кандидата на должность посадника соперничали местные боярские и купеческие клики.

Тысяцкий чаще всего избирался из простолюдинов, из «людей». Если группировка посадника представляла в правительстве республики боярско-купеческую знать, то группировка тысяцкого – «чёрных людей», средние и нижние слои новгородского общества.

Группировка архиепископа опиралась на мощную церковную организацию, объединяющую все общины прихожан Новгорода и новгородской земли. Кроме того, поддержку группировке архиепископа всегда готов был оказать глава монашествующего, чёрного духовенства – новгородский архимандрит, который имел резиденцию близ города, в Юрьевом монастыре, и распространял свое влияние на все 17 монастырей новгородчины.

Систематическая работа веча, избрание основных государственных институтов, достаточно широкая система участия граждан создали иные, более легитимные и легальные возможности, чем в других землях Руси, для функционирования политических группировок. Несмотря на соперничество главных должностных лиц и «партий», их поддерживающих, центр политической жизни, как это и бывает в республиках, находился в народном собрании. Новгородское вече было организовано по территориальному признаку, поэтому вечевые группировки также получили территориальный характер.

Во-первых, этому способствовало разделение Новгорода на две стороны: Софийскую и Торговую, что естественным образом образовало в городской черте две «партии». «Партия» Софийской стороны выражала интересы аристократии, административной власти (чиновничества) и служилых людей. «Партия» Торговой стороны выступала от имени ремесленников, розничных торговцев, зажиточных купцов.

Кстати, сам термин «партия» не был известен в средневековой Руси, и то, что по латинской традиции в Европе понималось как часть (part) и имело смысл борющихся группировок (в собрании, суде или в уличной драке), в Новгородской республике называлось «сторона». Интересы Софийской и Торговой сторон часто сталкивались на вечевом собрании. Порой, если их не удавалось согласовать, группировки разделялись: жители Софийской стороны и их сторонники из пригородов собирались на площади перед Софийским собором, а жители Торговой стороны со своими сторонниками – на Ярославом дворище. Если не удавалось прийти к согласию, обе группировки сходились на границе между контролируемыми территориями, на своеобразной нейтральной полосе – на мосту через Волхов, для решения конфликта силовым путём. Здесь обычно вступала в действие третья сила: «партия» архимандрита, увещевавшая противостоящие группировки и предотвращавшая или не предотвращавшая кровопролитие.

Во-вторых, Новгородская земля делилась на пять пятин (административно-территориальных единиц), каждая из которых начиналась на одной из главных пяти улиц города – «концов». Политические группировки, состоявшие из жителей всех пяти концов, представлявших собой как бы уменьшенную копию всей территории государства, и представляли на вече интересы жителей всех пяти территориальных единиц республики.

Эти «пятинные партии» были постоянным фактором вечевой дифференциации. «Пятинные партии» состояли из «кончанских партий», представлявших интересы населения концов – новгородских улиц-тупиков, бравших начало от площадей и упиравшихся в городскую стену. Порой «партийная борьба» принимала даже вооружённый характер. Так, в 1207 году, после введения новых налогов правительством посадника Дмитра Мирошкинича, представлявшего бояр и купцов Неревского конца, население города восстало, разграбило усадьбы бояр «неревской кончанской партии» и избрало правительство из представителей Людина конца.

Примерно в таком состоянии политическая система Новгорода продержалась почти четыре века

Источник

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Сегодня пропаганда говорит, что русские органически неспособны к демократии и европейским ценностям. Между тем, на протяжении почти четырех веков Новгородская республика доказывала обратное. В Новгороде была сложная, но демократическая система «сдержек и противовесов», в которой учитывался даже голос простолюдинов.

Фактической датой основания Новгородской республики можно считать 1136 год, когда новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с семейством и затем изгнали его из города. Тогда же вече решило приглашать князей только как наёмных военачальников, оставив за ними высшую судебную власть (вместе с посадником) и сбор дани с покоренных земель.

Верховным органом власти Господина Великого Новгорода, то есть всей земли, простиравшейся от Балтики до Урала и от Белого моря до озера Селигер, было объявлено народное собрание, или вече. Оно собиралось на Торговой стороне Волхова, на площади, называемой новгородцами «Ярославово дворище». Летописи не оставили нам подробного описания порядка создания, структуры и правил деятельности высшего законодательного органа Новгородской республики, но, судя по размерам Ярославова дворища, вече состояло из 300-400 человек (Поскольку Новгород выставлял в XIII веке 3-5 тысяч воинов, его население равнялось 20-30 тысячам человек). При этом главную роль в политическом процессе играли новгородские бояре – наследственные аристократы, владевшие большой земельной собственностью – вотчинами, включавшие деревни с крестьянами и лесные промыслы и имевшие в городе усадьбы – защищённые забором участки с теремом и надворными постройками, то есть то, что в европейских городах называлось «замками».

Новгородские бояре, как и их европейские собратья, объединялись в родовые кланы, ведущую роль среди которых играли Онциферовичи, Мишиничи, Мирошкиничи и некоторые другие. Всего в Новгородской республике насчитывалось 40-50 боярских родов (кланов). Именно бояре чаще всего оказывались во главе соперничавших за власть группировок.

Кроме того, Новгород, расположенный в северной и болотистой зоне, всегда нуждался в поставках зерна. Особенно эта нужда обострялась, учитывая высокую долю городского населения, в неурожайные годы. В таких случаях проблемой подвоза и обеспечения горожан хлебом (как правило, из южной Руси) занимались купцы, а регулированием его стоимости, недопущением «взлёта цен», – бояре и князь.

Другой значимой социальной и влиятельной политической группой новгородского общества были ремесленники. С другой стороны, в экономическом плане ремесленники зависели от купцов, диктовавших им цены и условия продажи продуктов труда. Часто ремесленники принимали приглашения бояр – для обеспечения безопасности и регулярного снабжения сырьём перенести свои мастерские в боярские усадьбы.

Важной социальной группой, снабжавшей новгородский экспорт пушниной, были ушкуйники. Ушкуйные дружины, как правило, формировались из избыточного населения, чаще из молодёжи, не нашедшей своего места в устоявшейся социальной и политической структуре республики. Каждый новгородский купец и ремесленник заранее определял сына-наследника своего дела. Остальные сыновья создавали вооружённые отряды, приобретали специальные, довольно вместительные суда – ушкуи, и направлялись по рекам и волокам на Север, в Пермскую землю, Северный Урал, а то и в Зауралье для сбора пушной дани с покорённых племён.

Исполнительную власть представляло правительство, которое возглавлял избираемый на один год посадник. Он занимался внутренними и международными делами и вместе с князем командовал войском и вершил суд. Второе по значению место в правительстве занимал также избираемый на вече тысяцкий. Он был ответственен за сбор налогов, разбирал тяжбы русских и иностранных купцов, участвовал в посольствах.

Важную роль в системе политических институтов Новгорода играл архиепископ. Он не присылался митрополитом, как это делалось в отношении других русских земель, а избирался самими новгородцами. Сначала вече отбирало трёх кандидатов, а затем жребием, который вытаскивал слепец или ребенок, избирался новый архиепископ. Он обладал большим духовно-нравственным авторитетом, распоряжался огромными богатствами, накопленными поступлениями церковной десятины, и мог оказать помощь республике и гражданам в трудное время. Архиепископ вёл контроль эталонов мер и весов, вместе с посадником и тысяцким готовил и подписывал международные договоры.

Читайте также:  Как будет свинья на кабардинском

Важную роль в демократизации политического процесса Новгородской республики играли политические группировки, прообразы современных партий.

Если князь не находил опоры у народного собрания, новгородцы изгоняли его. Первым изгнанным князем, не «вписавшимся» в новгородский политический процесс, не сумевшим создать свою стабильную группировку поддерживающих его новгородцев, был Глеб Святославович.

С «партией» князя соперничала «партия» посадника, который тоже искал поддержки у избиравшего его народного собрания, а также у ополчения, ведь его глава – тысяцкий – был подчинённым посадника. В этом смысле, то есть в поиске «силовой» опоры и народной поддержки, группировка князя с одной стороны и группировка посадника и тысяцкого с другой, выступали как политические соперники. Между группировками посадника и тысяцкого не было полного взаимопонимания. Посадник, как правило, избирался из представителей местной аристократии или местной купеческой знати. За избрание или переизбрание того или иного кандидата на должность посадника соперничали местные боярские и купеческие клики.

Тысяцкий чаще всего избирался из простолюдинов, из «людей». Если группировка посадника представляла в правительстве республики боярско-купеческую знать, то группировка тысяцкого – «чёрных людей», средние и нижние слои новгородского общества.

Группировка архиепископа опиралась на мощную церковную организацию, объединяющую все общины прихожан Новгорода и новгородской земли. Кроме того, поддержку группировке архиепископа всегда готов был оказать глава монашествующего, чёрного духовенства – новгородский архимандрит, который имел резиденцию близ города, в Юрьевом монастыре, и распространял свое влияние на все 17 монастырей новгородчины.

Систематическая работа веча, избрание основных государственных институтов, достаточно широкая система участия граждан создали иные, более легитимные и легальные возможности, чем в других землях Руси, для функционирования политических группировок. Несмотря на соперничество главных должностных лиц и «партий», их поддерживающих, центр политической жизни, как это и бывает в республиках, находился в народном собрании. Новгородское вече было организовано по территориальному признаку, поэтому вечевые группировки также получили территориальный характер.

Во-первых, этому способствовало разделение Новгорода на две стороны: Софийскую и Торговую, что естественным образом образовало в городской черте две «партии». «Партия» Софийской стороны выражала интересы аристократии, административной власти (чиновничества) и служилых людей. «Партия» Торговой стороны выступала от имени ремесленников, розничных торговцев, зажиточных купцов.

Кстати, сам термин «партия» не был известен в средневековой Руси, и то, что по латинской традиции в Европе понималось как часть (part) и имело смысл борющихся группировок (в собрании, суде или в уличной драке), в Новгородской республике называлось «сторона». Интересы Софийской и Торговой сторон часто сталкивались на вечевом собрании. Порой, если их не удавалось согласовать, группировки разделялись: жители Софийской стороны и их сторонники из пригородов собирались на площади перед Софийским собором, а жители Торговой стороны со своими сторонниками – на Ярославом дворище. Если не удавалось прийти к согласию, обе группировки сходились на границе между контролируемыми территориями, на своеобразной нейтральной полосе – на мосту через Волхов, для решения конфликта силовым путём. Здесь обычно вступала в действие третья сила: «партия» архимандрита, увещевавшая противостоящие группировки и предотвращавшая или не предотвращавшая кровопролитие.

Во-вторых, Новгородская земля делилась на пять пятин (административно-территориальных единиц), каждая из которых начиналась на одной из главных пяти улиц города – «концов». Политические группировки, состоявшие из жителей всех пяти концов, представлявших собой как бы уменьшенную копию всей территории государства, и представляли на вече интересы жителей всех пяти территориальных единиц республики.

Эти «пятинные партии» были постоянным фактором вечевой дифференциации. «Пятинные партии» состояли из «кончанских партий», представлявших интересы населения концов – новгородских улиц-тупиков, бравших начало от площадей и упиравшихся в городскую стену. Порой «партийная борьба» принимала даже вооружённый характер. Так, в 1207 году, после введения новых налогов правительством посадника Дмитра Мирошкинича, представлявшего бояр и купцов Неревского конца, население города восстало, разграбило усадьбы бояр «неревской кончанской партии» и избрало правительство из представителей Людина конца.

Примерно в таком состоянии политическая система Новгорода продержалась почти четыре века

Источник

Новгородская республика: ее история и государственное устройство

Содержание:

Новгородская республика представляет собой крайне интересный феномен древнерусской демократии. Образованная в 1136 году, Новгородская республика просуществовала до 1478 года, когда была завоевана набирающим силу Московским царством (заметим, что название Россия появилось гораздо позднее, при Петре I, а до этого она именовалась именно Московией или Московским царством). И за время своей независимости Новгородская республика ментально была гораздо ближе к Западной Европе, чем таки к Московии, пребывающей тогда под сильным культурным и политическим влиянием Золотой орды. Своим государственным устройством это средневековое государство было схоже с итальянскими демократическими городами-государствами: Венецианской республикой, Флорентийской республикой, а также с немецкими торговыми городами Ганзейского союза (или Ганзы) с которыми у Новгородской республики были оживленные торговые отношения. Какой была история Новгородской республики и ее государственное устройство, об этом читайте далее.

История Новгородской республики

Основанный в VIII веке (точная дата, увы, не известна) Великий Новгород впоследствии стал важным политическим, культурным, а также торговым центром Киевской Руси. Расцвету этого северного города способствовал тот факт, что через него проходил важный торговый путь «из варяг в греки», поэтому здесь процветала торговля, а значит и ремесла, на городских рынках бойко торговались купцы, как местные, так и приезжие из этих самых варяг (как на Руси называли викингов). Город рос и укреплялся.

Вместе с тем Новгород всегда был весьма своенравен, и чтобы держать его в относительном повиновении киевские князья отправляли сюда на княжение своих старших сыновей. В свое время здесь правили такие великие киевские князья как Владимир Великий и Ярослав Мудрый. Каждый них, прежде чем стать великим киевским князем, был князем новгородским. Однако и во времена расцвета Киевской Руси власть князя в Новгороде была более ограниченной, чем в других городах. Основным органом управления в городе было вече – общее собрание всех мужчин, которое созывалось вечевым колоколом. Именно на вече обсуждались все самые важные аспекты жизни города. (К слову заметьте, что участие женщин в вече не допускалось, такая она средневековая демократия, намного старше, чем феминизм).

Также интересно, что именно Новгород дольше всех сопротивлялся принятию христианства, оставаясь верным старой языческой вере. Так что князю Владимиру даже пришлось отправить одного из своих лучших военачальников, Добрыню Никитича (да того самого, чей исторический образ стал прототипом для создания образа былинного богатыря) на усмирение упрямых новгородцев. «Путята крести мечом, а Добрыня огнём», – напишет позднее летописец об этом походе. Так или иначе, Добрыне удалось обратить непокорный город в христианство – острый меч оказался весьма действенным богословским аргументом.

Вот только на отношениях с Киевом подобные акции имели не очень хорошие последствия. Противоречия между двумя центрами Киевской Руси накапливались все больше, а новгородцев все больше тяготила власть князей, бывших киевскими наместниками. И вот 28 мая 1136 года новгородское вече решило окончательно порвать с Киевом, правивший тогда Новгородом князь Всеволод Мстиславич (бывший также по традиции старшим сыном киевского князя Мстислава Владимировича) был изгнан из города, а Новгород заявил о своей политической самостоятельности. Так появилась Новгородская боярская республика, новое независимое средневековое государство.

Читайте также:  Есть сумма с ндс как посчитать без ндс формула

Стоит заметить, что помимо самого Новгорода в Новгородскую республику вошли и другие более мелкие соседние города: Ладога, Псков, Торжок, Руса, Вятка, Вологда и некоторые другие.

Территория Новгородской республики на карте.

После объявления независимости новгородцы стали сами приглашать себе князя на княжение, но со многими важными оговорками – князю строго запрещалось:

Что же в таком случае вообще делал князь в Новгородской республике? Там он был исключительно наемным военачальником, и не более того. И в случае плохого исполнения своих обязанностей князь мог быть изгнан, а на освободившееся вакантное место приглашался другой «соискатель» на должность князя. Как видите, своим устройством Новгородская республика была классическим примером демократии, подобной древнегреческой, где вместо князя был стратег, который также был, по сути, наемным военачальником, а все важные решения принимались народным собранием.

Вече в Новгородской республике.

Во время татаро-монгольского нашествия Новгородскую республику спасло ее географическое положение. Пришедшие с Востока ордынцы разрушили многие города Киевской Руси, включая с Киевом, но обошли стороной новгородские земли, находившиеся гораздо севернее пути их завоевания. Но с другой стороны новгородцам стали угрожать с запада тевтонские рыцари, ведущие тогда активную захватническую политику. К счастью княживший тогда новгородский князь Александр Невский оказался действительно талантливым военачальником, он смог одержать блестящую победу над войском тевтонских рыцарей в так званном ледовом побоище, проходящем на чудском озере, когда множество рыцарей в тяжелых доспехах провалилось под лед.

Тем не менее, чтобы выжить в сложных геополитических обстоятельствах, сложившихся после монгольского вторжения Новгородской республике необходимо было искать союзников. Таким союзником стала Литва. Во второй половине XV века новгородцы пригласили на княжение из Литвы сына киевского князя Михаила Ольковича.

Ликвидация Новгородской республики

В то же время новая угроза новгородцам пришла с востока, со стороны набирающего силу московского княжества, желающего подмять под себя Великий Новгород. Поводом для конфликта стало то, что новгородское духовенство наотрез отказалось подчиняться московскому митрополиту. После чего московский князь Иван III призвал своих бояр и ратников покарать правителей Новгорода за «измену Руси и православной веры».

И вот в 1471 году Иван III уже организовывает военный поход на Новгород. Новгородцы собирают ополчение, но их войско терпит поражение, победоносное московское войско входит в город, начинается страшное усмирение Новгорода, усмирение, которое сопровождалось жуткими репрессиями, совершенными с поистине ордынской жестокостью. У рядовых пленных отрезали носы, губы и уши, и в таком виде отпускали по домам, чтобы все видели, что будет с теми, кто осмелится восстать против московской власти. Пленных новгородских воевод вывели на площадь, и перед тем, как отрубить им головы, у каждого выдернули язык и бросили на съедение голодным псам.

Иван III снял вечевой колокол – символ новгородской вольности, впоследствии он был перевезен в Москву и повешен на колокольне Успенского собора. Так погибла Новгородская республика, ее самоуправление было ликвидировано, а город теперь стал управляться наместниками из Москвы. Многие влиятельные новгородские бояре и купцы были или убиты или высланы из города, а их поместья были заняты московитами. Закрыты были и новгородские рынки, а иноземным купцами было предложено приезжать со своими товарами вместо Новгорода в Москву.

Тем не менее, несмотря на все репрессии и жестокость завоевателей, свободолюбивые новгородцы несколько раз восставали против московского владычества, первое восстание новгородцев произошло через 6 лет после падения Новгородской республики, в 1477 году. Для его усмирения Иван III отправил в Новгород второй карательный поход, в результате восстание новгородцев было утоплено в крови.

Последнее, же окончательное усмирение Новгорода было сделано уже при московском царе Иване Грозном, в 1569-1570 годах, известное как Новгородский погром. Причиной для погрома стало подозрение царя о том, что новгородцы затеяли измену и хотят перейти на сторону польско-литовского княжества, бывшего в состоянии войны с Московией. Тогда опричники Грозного устроили в городе жуткую резню, в которой погибли последние потомки знатных новгородских боярских родов еще помнящих вольное время Новгородской республики.

Устройство Новгородской республики

Система управления Новгородской республики имела такой вид: главным законодательным органом было вече – аналог народного собрания в Афинской демократии, на котором большой вес имели знатные новгородские бояре и богатые купцы. Вече выбирало князя, функции которого сводились исключительно к управлению новгородским войском и контролем общественным порядком, а также ведение суда. То есть князь в Новгородской республике был, по сути, главным полицейским (министром МВД), главным судьей и главным военачальником.

Помимо князя на вече избирались и другие важные должностные лица Новгородской республики: посадник, тысяцкий и архиепископ.

Посадник избирался на ограниченный срок в 1-2 года, и руководил деятельностью всех государственных служб и должностных лиц. Именно он председательствовал на вече и руководил вечевыми собраниями, занимался вопросами суда и управления, помогал князю в управлении войском и с судовыми делами, а также был представителем республики во всех внешнеполитических отношениях. То есть посадник, если говорить в современных терминах – это спикер парламента, министр юстиции, министр иностранных дел и премьер-министр в одном лице. В целом как вы видите сами, новгородский посадник имел больше полномочий, нежели князь. Без одобрительной санкции посадника князь не мог выносить окончательное решение. Возможно, поэтому должность посадника (по сути, это высшая должность в Новгородской республике) имела такой короткий срок, если посадник плохо справлялся со своими задачами, то на очередном вече его просто не переизбирали – «демократия as it is».

Тысяцкий ведал всеми вопросами торговли, а также торгового суда, именно в его компетенции было разрешение всех споров между купцами, коих в торговом Новгороде всегда было множество. В современных терминах это министр торговли и экономики.

Что же касается архиепископа, то в Новгородской республики это не только глава церкви, но еще и хранитель государственной казны, контролер торговых мер и весов. Также архиепископ был посредником между князем и посадником. Помимо всего этого архиепископ ведал вопросами так званого епископского суда (в его ведении было население, проживающее на землях принадлежавших церковным институтам).

Так суд в Новгородской республике был не один, а целых три суда: торговый, связанный с купеческими спорами, если например заезжий византийский купец продал испорченное вино, то с этим обращались в купеческий суд, бывший в ведении тысяцкого, если случался какой-то криминал, тогда этим делам занимался обычный суд во ведении князя и посадника, за исключением людей, проживавших на монастырских землях (или землях во владении церкви), тогда ими занимался епископский суд, находившийся во введении архиепископа.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий