Как была рождена афина

Содержание

Афина

Олимпиец Богиня искусств и ремесел Богиня мудрости и стратегии Богиня справедливой войны Оружие

Эгида
Стратегия и хитрость
Копье

Аннабет Чейз
Малкольм Пэйс
Дедал
Джордж Вашингтон
Фредерик Бартольди
Полукровки из домика Афины

Афина — в греческой мифологии богиня справедливой войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Дочь Зевса и Метис, ее символы — сова, Эгида, оливковое дерево и змея. Ее Римским аналогом является Минерва, которая, кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, изобретательности. Одна из богинь-девственниц, ее дети рождаются из ее мыслей. Все время соперничает с Посейдоном. Мать Аннабет.

Содержание

История [ править | править код ]

Конфликт с Посейдоном [ править | править код ]

Суд за Аттику [ править | править код ]

Афина и Посейдон боролись за должность покровителя города Афины (называемый Аттикой в то время). Люди попросили богов даровать подарок для вновь построенного города. Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды. За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Судьи решили, что оливковое дерево будет полезней, чем соленая вода, и Афина была признана победительницей. В честь нее построили храм, известный как Парфенон, а также город назвали её именем. Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.

Конфликт с Медузой [ править | править код ]

Медуза была красивой девушкой, и даже хотела состязаться с Афиной в красоте. Но однажды, Афина поймала Медузу с Посейдоном в своем храме. Разозлившись на них за непристойное поведение (есть версия, что Медуза служила Афине), Афина превратила Медузу в отвратительное существо, наслав на девушку проклятие, превращавшее любого заглянувшего в глаза Медузы в камень. Две её сестры тоже были превращены в монстров, так как они помогли ей пробраться в храм. Хотя есть версия, что они пошли на это добровольно.

Афина и Посейдон сотрудничали всего раз, во время создания колесницы. Афина построила саму колесницу, Посейдон создал лошадей. Также они с Посейдоном были на одной стороне в Троянской войне, поддерживая греков.

Соперничество Афины с Посейдоном объясняет ее нелюбовь к Перси Джексону, сыну Посейдона. Но то, что их родители враждуют, кажется, не влияет на отношения Перси и Аннабет Чейз. Афина, однако, говорит Перси, что не одобряет их отношения, и советует ему держаться подальше от ее дочери несколько раз. В конце серии, она кажется равнодушной к Перси, хотя ему не поздоровиться, если он причинит боль Аннабет.

Конфликт с Арахной [ править | править код ]

По этой причине, каждый ребенок Афины обладает огромным страхом перед пауками. Им кажется, что каждый паук настроен против них враждебно и приползает, чтобы отомстить за Арахну.

Перси Джексон и Олимпийцы [ править | править код ]

Море Чудовищ [ править | править код ]

Она появляется впервые, когда Аннабет поддается соблазну Сирен. Афина описывается одетой в походные ботинки, джинсы и повседневную одежду. Она сидела с Лукой и Фредериком Чейзом, отцом Аннабет, в новом Манхэттене, якобы разработанным Аннабет.

Проклятие Титана [ править | править код ]

Афина появляется замаскированной под смотрителя парка на дамбе Гувера и советует Перси как сбежать, несмотря на ее опасения. Ее желание увидеть Аннабет спасенной перевешивает ее ненависть к Перси, поэтому она помогает ему.

В день зимнего солнцестояния, когда Зевс просит богов голосовать за сохранение Перси в живых, Афина вместе с Аресом и Дионисом (без энтузиазма) не поднимают руки, но они оказываются меньшинством. Афина просит Перси не судить ее строго, потому что Перси для нее большой риск. Она сообщает ему о его роковой точке: преданности друзьям. Перси не понимает в чем здесь недостаток, но Афина говорит ему что самые опасные недостатки те, которые хороши при определенных обстоятельствах, и что его недостаток может послужить причиной гибели мира. Перси отмечает, что Афина «чертовски умна» и что она является,пожалуй, худшим врагом. Богиня оставляет его, отметив что она не одобряет его отношения с Аннабет.

Последнее пророчество [ править | править код ]

Афина знает, что Тифон послан для отвлечения внимания богов от Олимпа. Она убеждает Зевса послать Гермеса к ребятам, чтобы сказать им что это ловушка, а также она дает им дополнительную информацию. Афина говорит Аннабет «Попробуйте план 23» и Перси «Помни о реках», а также советует ему держаться подальше от ее дочери.

Герои Олимпа [ править | править код ]

Метка Афины [ править | править код ]

Аннабет летит в Лагерь Юпитера на Арго II, нервничая и жалея, что она не может помолиться Афине. Она вспоминает встречу с матерью около месяца назад, когда ей дали худший подарок в жизни. Римляне, после завоевания греков, решили унизить своих соперников, украв статую Афины Парфенос, нарушая дух Афин. Римская форма Афины изменила богиню к богине ремесел и матерства, забирая титул богини войны, и заменяя ее другими богами, такими как Беллона.

Статуя Афины Парфенос в Парфеноне

Афина очень сердита за это на римлян. Когда Аннабет увидела свою мать, рассматрившую карту и желавшую, чтобы Одиссей был там, Аннабет пыталась поговорить с ней. Но богиня была в виде Минервы и у нее не было воспоминаний об Аннабет, как о дочери. Минерва утверждала, что римляне снижают ее важность, но Аннабет напоминала, что она не богиня мести. Минерва, однако, жаждет мести потому как римляне опозорили ее. Когда Аннабет просит помощи для Перси, богиня говорит, что, поскольку Перси в союзе с римлянами, он должен погибнуть вместе с ними, а затем она вручает Аннабет монету и просит дочь отомстить за нее.

В Чарльстоне Афродита говорит, что Афина в борьбе римлян и греков была затронута больше всех богов. Позже, в логове Арахны, Аннабет видит гобелены паучихи и считает их лучше чем у ее матери, поэтому она начинает сомневаться в способностях богини.

Дом Аида [ править | править код ]

Афина появляется Аннабет во снах, когда они с Перси находятся в Тартаре. Она хвалит Аннабет и сообщает ей, что она все сделала хорошо, однако они должны вернуть статую в Лагерь Полукровок, чтобы остановить войну между лагерями.

Кровь Олимпа [ править | править код ]

Помогает Рейне в сражении с Орионом, дарит ей свой плащ Эгиду. После участвует в битве с гигантами. Богиня вместе с Аннабет сражается с Энкеладом и убивают монстра.

Внешность [ править | править код ]

У Афины пронзительные серые глаза и длинные тёмные волосы (по другим версиям, светлые). Ее также называли «совоокой» подчеркивая ее большие глаза. Она легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные. Афина считается одной из самых красивых богинь, и многие мужчины ухаживают за ней, но она делает с ними ужасные вещи, если они не оставляют с первого раза. Многие считают, что Аннабет очень похожа на свою мать и имеет тот же холодный взгляд.

Характер [ править | править код ]

Источник

Мифы и Легенды * Афина

Мифы и Легенды * Афина

Афина Парфенос
(Реконструкция статуи Афины Парфенос из
золота и слоновой кости работы Фидия

Миф об изобретении богиней флейты (авлоса) упомянут многими авторами. (В Беотии Афина-изобретательница флейты, даже почиталась под особым именем Бомбилея, то есть Афина «пчелиная», «жужжащая»). Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая — Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки. Согласно Коринне, богиня научила игре на флейте Аполлона. Эпихарм упоминает, что она играла перед Диоскурами на авлосе.
По более подробному рассказу, Афина сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её, и она, посмотрев на свое отражение в воде, увидела, как некрасиво при игре раздуваются её щеки, и бросила флейту в Идейском лесу, либо выбросила флейту в воды Меандра. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий. (Павсаний также упоминает статую Афины, бьющей силена Марсия, который поднял флейту). Миф продолжается рассказом, что в игре на «Палладиной флейте» сатир был побежден Аполлоном, и с него содрали кожу. Аристотель дает мифу свое истолкование. По его мнению, настоящая причина действий Афины в том, что игра на флейте не связана с умственным развитием.

Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели
(Басин Петр Васильевич)

Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Участие Афины в гигантомахии — популярный сюжет. Эту битву локализуют на Флегрейских полях. Хотя в битве с гигантами Афина призвала на помощь богам Геракла, но сама также отличилась. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой.

Гигантомахия. Пергамонский алтарь

Другие подробности битвы с гигантами изображались на щите статуи Афины Парфенос. В трагедии Еврипида «Ион» афинские женщины обсуждают это изображение: Афина, держащая щит с Горгоной на нём, выступает против Энкелада. Также Афина гнала колесницу с парой коней против Энкелада, а когда тот обратился в бегство, обрушила на него остров Сицилию. С Палланта Афина содрала кожу и покрывала ею свое тело. Каллимах подчёркивает заботу Афины о своих конях после битвы

Суд париса (яблоко раздора) Гера, Афродита, Афина и Парис

Согласно мифам, Афина участвует в Суде Париса, где она безуспешно соблазняла Париса карьерой успешного полководца и в дальнейших событиях троянской войны, где она выступала на стороне греков и особенным покровительством одаривала Одиссея и Диомеда (см. ниже).

Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. При этом она в восторженных выражениях описала ему Елену Прекрасную, дочь громовержца Зевса и Леды, и жену Менелая, царя Спарты. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.

Афина и троянский конь

Читайте также:  А как хороши были белянки и чернушки и те и другие

Связь Афины с троянским конём, положившим конец войне, крайне тесна. Во-первых, ей принадлежит замысел коня, во-вторых, коня называют приношением ей, в-третьих, она на каждом шагу способствует взятию Трои с его помощью. Еврипид отмечает, что Илион разрушен «злобою Паллады» и её силой.

Так, Эпей построил троянского коня по её замыслу и с её помощью. Квинт Смирнский в поэме «После Гомера» подробно излагает, что Эпей научился своему ремеслу от Афины (XII 85), Афина является во сне Эпею (XII 109—121). За три дня, благодаря Афине, конь был завершен (XII 154), и Эпей просит Афину благословить его работу (XII 159—163). Позже Эпей посвятил свои инструменты в храм Афины Миндии. (Жители Метапонта показывали в храме Афины эти железные орудия, которыми Эпей соорудил коня).
Кроме того, Афина приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода.
Когда план приводят в действие, перебежчик Синон говорит троянцам, что этот дар Афине всегда будет охранять их город вместо палладия. Посвящение коня Афине (и даже соответствующую надпись на нём) упоминают многие авторы.

Афина cчиталась основательницей

* государства,
* колесницы,
* корабля
* флейты и трубы,
* изобрела войны.
* керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей.
* научила ткачеству, прядению и кулинарии
* учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).

Афина, материнство и супружество

Тем не менее Афина покровительствует и замужним женщинам. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть.
Афина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы. В «Одиссее» Афина одарила Пенелопу разумом (II 116), даёт ей сладкий сон (I 360, XVI 451, XIX 604, XXI 358). Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея (IV 762—767), богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадежить (IV 796—838). Афина внушает Пенелопе желание показаться женихам (XVIII 158), на некоторое время усыпляет Пенелопу и дарует ей красоту (XVIII 188—196).
Афина внушает Пенелопе мысль устроить состязание (XXI 1).
Авга была жрицей Афины Алеи из Тегеи, которую соблазнил Геракл, и она подкинула ребёнка в священном участке храма Афины (либо спрятала в храме), из-за этого либо земля перестала плодоносить, либо началась чума, и оракулы возвестили, что в храме содержится нечестивое.
Когда отец решает изгнать Авгу, та обращается к Афине за помощью, и богиня вспоминает о Геракле. Попечением Афины ящик с Авгой и Телефом был перенесен через море.

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины. Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса (согласно Коллуфу, богиня не одобрила его работу).
По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской. На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо.
Данай по совету Афины построил 50-весельный корабль с двумя носами, на котором бежал с дочерьми.
Афина посылает попутный ветер Телемаху, Тесею, ахейцам, возвращавшимся с Лемноса. Изображение лика Паллады было на афинских кораблях

Искусство работ отмечает Гомер, называя её наставницей мастера по металлу. Дедал научился своему искусству у Афины. Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты — работа самой Афины.
Гесиод указывает на её связь с ремесленниками-плотниками. Афина отполировала копье Пелея. Она помогает гончарам. Ремесленника Солон называет знающим «дело Афины». Эпиграммы говорят о посвящении Афине орудий ремесла плотника и орудий труда земледельца.
Афина обучает дочерей Пандарея искусствам, также она обучает мастерству Евриному, дочь Ниса и, вероятно, дочерей Левкона, а также вообще девушек ремеслам.
Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам, а её и Гефеста, в свою очередь, обучили киклопы.
В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств, ради которых почитается.
Арат отмечает, что для изготовления простейшего небесного глобуса нужно «ремесло Афины».

Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду и одежду Геры и обучила феакиянок ткацкому искусству. Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры. Аполлоний Родосский подробно описывает изображения на плаще, который Ясону подарила Афина Итонида, не упоминая, ткала ли его богиня сама.
Согласно Коринне, Афина научила ткачеству Метиоху и Мениппу, дочерей Ориона. У Овидия ткачихи Миниады «задержаны Палладой» и её трудом, не желая поклоняться Дионису. Сенека упоминает «Палладину работу» служанок, изготавливавших одежду Геракла, а также Федру, забросившую «ремесло Паллады».
Афина покровительствует ткацкому искусству, однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот. Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке.
Прялка — дар Афины. Ткацкий станок называют занятием Афины, а ткачих — служащими «делу Афины». Популярный сюжет эпиграмм — посвящение Афине орудий ткацкого ремесла; посвящение ткачих в храм Афины Прядущей. Проперций упоминает «еврипильскую ткань косской Афины».
Поэтесса Мойро из Византия (III век до н. э.) изложила легенду о том, как некая Алкиноя из Коринфа наняла ткачиху Никандру, но не заплатила ей за работу, та взмолилась Афине, и Алкиноя влюбилась в самосца Ксанфа, оставила семью, после чего бросилась в море
Марциан Капелла толкует рассказ Гесиода, объясняя, что Афина-Тритония одарила Душу одеждами, то есть телом. Философ Прокл отмечает, что «попечительницей ткацкого промысла оказывается одна из демониц из рода Афины, причем сама Афина воспевается как та, кто ткёт устроение умных видов в каком-то другом, демиургическом смысле»

Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых. По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний — Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая).
Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра. Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны.
Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины. Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи. К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия (III 809-850; VI 647-710). На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Источник

Богиня Афина

Среди жителей Олимпа древнегреческий бог Афина, называемая также Афина Паллада, была одной из самых почитаемых. Её отец, Зевс, породил её самостоятельно, из своей головы. Афина родилась уже в доспехах, блистающая и вооружённая. Война стала её любимой стезёй, но и в мирное время богиня покровительствовала многим сферам, начиная от рождения детей и заканчивая ткачеством.

Как и другие боги Олимпа, Афина почиталась в богатых храмах, ей возводили прекрасные статуи. Богиня Афина в римской мифологии именовалась Минерва. Главный храм Парфенон находился в Афинах, его украшали величественные статуи и колонны.

Праздники Афины:

Национальный археологический музей Неаполя, Италия. Паллада с копьём.

Истоки культа Афины

Образ Афины, который теперь общеизвестен из мифологии, возник далеко не сразу, он претерпел множество изменений, причём начиналось всё, судя по всему, с зооморфной богини. На это указывают группа священных животных, связанных с Афиной. Это змеи и совы, также связанные с мудростью, покровителем которой также была Паллада.

Многие учёные обращались к образу этой богини и исследовали его истоки и развитие. Так, шведский исследователь классической мифологии Мартин Нилльсон смог, по видимому, обнаружить богиню-предшественницу Афины. Ею было божество со щитом на разных памятниках, причём тогда щит был выполнен в виде восьмёрки.

Ещё один источник, откуда греческий бог Афина, по-видимому, получил свои силы и функции – это так называемые богини-женщины со змеями. Относятся они к крито-микенскому периоду бронзового века, а дотируются чаще всего 1600 веком до н.э. Все они имеют следующие особенности:

Сама Афина тоже зачастую изображалась со змеями на руках. По мнению исследователей, именно от богинь со змеями сама Афина унаследовала хтоническую мудрость – мудрость первозданной, дикой природы, что подвластная только истинно достойному. Поэтому, возможно, богиня объединяет в какой-то мере олицетворяет соединение женщины и мужчины, ведь она одновременно целомудренная дева и при этом сильная воительница. К тому же, Афина часто является к героям в мужском облике.

Развитие образа Афины, её рождение

Историк И. М. Дьяконов выдвинул теорию, что сначала существовала одна дева-воительница, которая объединяла в себе множество черт. Но постепенно греческая мифология обрела три божественные женщины на основе этого образа:

Также очень интересно развитие богини в контексте смены матриархата патриархатом и рождении Зевсом Афины:

Но у исследователей есть и ещё две теории относительно рождения Афины:

Версальский дворец, Версаль, Франция. Рождение Афины.

В любом случае даже с приходом патриархата Афина не потеряла свою значимость в пантеоне богинь и богов. Она почиталась наравне с Зевсом, а в некоторых местах даже превосходила его по славе и почёту. И даже будучи помощницей отца, Афина всё равно сохраняла некоторую матриархальную самостоятельность. Это повлияло на то, богиня чего в греческой мифологии Афина была. В ней сплелись испостаси девы и защитницы невинности, а также отсутствие мужа, полной автономности от других богов. Она – больше дева, чем женщина.

Особенности почитания богини

Вся Греция без исключения почитала богиню Афину. Она считалась защитницей, дарительницей победы. Говорили, что божественная женщина властвует над головами людей и домами.

Главный храм богини Афины на Акрополе Парфенон располагался в Афинах, однако это был не единственный акрополь, посвящённый богине. Можно назвать ещё минимум четыре акрополя:

В Аттике (юго-восточной области Греции) Афину считали верховной греческой богиней, а главное – божеством-покровителем города Афин. Также ей посвящали несколько дней в каждом месяце – третий, тринадцатый и двадцать третий.

Бронзовая статуя Афины, оригинал. Пирейский музей, г. Пирей, Греция.

Богиня Афина в Греции получала богатые и разнообразные жертвы, о которых можно узнать из мифов. Среди жертв упоминаются следующие:

Молодых коров (телиц) и быков жертвовали чаще всего, особенно перед сражениями. Некоторые цари, ища покровительство божественной женщины, приносили ей животных в жертву сотнями и даже тысячами. Иногда эти ритуалы сопровождались горящим огнём, иногда без него. Но не всегда Афина принимала то, что ей преподносили. Так, в «Илиаде» троянские женщины хотели пожертвовать богатые одежды, но богиня Афина Паллада отвергла дары. Иногда сама женщина-богиня спускалась в храм, богине Афине посвящённый, и незримо там присутствовала.

Парфенон – главный храм богини

Среди множества храмов, особняком стоит Парфенон, расположенный на вершине Акрополя в Афинах. Храм посвящён богине Афине и построен примерно в 5 в. до н.э. Сначала название Парфенона было просто «Великий храм», но позже приобрёл своё окончательное название, которое происходило от эпитета Афины «Парфенос» (дева).

Римская копия Афины Парфенос из Варвакиона (автор – Фидий). Привезена из Парфенона.

Хотя бытует мнение, что храмы были белоснежные, на самом деле здание расписывалось яркими цветами. Так, храм, посвященный богине Афины, и статуи Парфенона были оформлены в золотом, красном и жёлтом. Создавая Парфенон, античные мастера проявили всё мастерство и изобретательность, чтобы Парфенон выглядел совершенным. Использовались в архитектуре храма даже оптические иллюзии.

Храм богини Афины Парфенон состоял из нескольких помещений. «Сердцем» Парфенона была восточная комната с гигантской статуей Афины работы Фидия. Эта скульптура не сохранилась, остались лишь её копии и описания. Известно, что 20-метровая деревянная основа была облицована слоновой костью и золотом. Она до сих пор остаётся одним из величайших творений античных скульпторов.

Читайте также:  Все у нас будет хорошо а у них как заслужили картинки

Строился Парфенон под руководством Фидия, позже претерпел много изменений. Здание получило парадный вход с рядами колонн – Пропилеи. Эти колонны и остальное сооружение были выстроены в 437-432 до н. э.

Разрушали стены храма и пожары. В какой-то момент здание Парфенона служил и христианской церковью.

Сейчас Парфенон находится в полуразрушенном состоянии. Остались в основном его колонны. Однако величие храма Афины по-прежнему поражает воображение. Ведётся также реконструкция храма Парфенона.

Лео фон Кленце. Реконструкция Парфенона.

Жрицы Афины

Женщины-прислужницы Афины имели немало обязанностей, которые могли отличаться от храма к храму. Среди них упоминаются к примеру следующие:

В мифах и поэмах можно найти немало историй о жрицах Афины, но не все они оканчиваются счастливо. Часто богиня-женщина карала тех, кто нарушал какие-либо запреты.

Например, Герса и Аглавра, дочери царя Аттики Кекропоса, лишились по воле богини рассудка. Женщины открыли ящик, куда Афина положила Эрихтония, родившегося из семени Гефеста при преследовании Афины. Женщина отдала Герсе, Аглавре и их сестре Пандросе мальчика на воспитание, но запретила смотреть на него, ведь Эрихтоний был получеловеком-полузмеёй.

Священные рощи и растения богини

Вокруг храмов богов греки часто высаживали рощи, которые тоже считались священными. По легендам, деревья там обладали священной силой, могли даже разговаривать, предсказывать будущее (например, таким даром обладал дуб в роще у храма Юпитера в древнегреческом городе Додона). Однако о рощах Афины упоминают не так часто. Среди них рощи в Афинах и на острове Лемнос в Эгейском море.

Иногда рощи состояли из тополей, но чаще всего – из масличных деревьев. Маслина как символ богини Афины повсеместно упоминается в легендах и событиях, связанных с греческой богиней. Даже считалось, что именно Паллада и одомашнила это растение, даровав его людям.

С маслиной было связано множество верований, ритуалов:

Маслина настолько почиталась, что срубившего её объявляли преступником, отдавали под суд и даже могли казнить.

Праздники в честь богини

В честь Афины устраивалось множество праздников, посвящённых как всем её ипостасям и функциям, так и каким-то конкретным событиям и сферам, которым покровительствовала женщина-богиня. Самые пышные проходили, конечно же, в Афинах, городе бога. Ведь там стояло здание Парфенона, главного храма богини.

В первую очередь каждый год в августе проводили Панафинеи. Они как раз посвящались Афине во всех её проявлениях. Считалось, что праздник утвердил мифический царь Эрихтоний, признанный в какой-то мере сыном богини.

Множеством ритуалов и игр сопровождался праздник Великие Панафинеи. Он проходил следующим образом:

Богиню чествовали и во время многочисленных праздников урожая, которые посвящались разным этапам – от всходов хлеба до созревания плодов. Существовали праздники омовения и торжества, когда статую Афины закутывали в покрывала и объявляли траур на определённый срок. В разных городах были свои отдельные праздники, игры, состязания. Даже в Ливии в Северной Африке был праздник Афины, где сражались в честь неё женщины-воительницы.

Облик и атрибуты

Среди всех обительниц Олимпа римская богиня Афина – одна из самых выделяющихся. В основном божественные девы отличались изящностью, женственностью, античные авторы подчёркивали их красоту. В том, как выглядит богиня Афина, в первую очередь стоит выделить черты и женщины, и мужчины. Она была прекрасной девой с русыми волосами и серыми глазами, но при этом описывалась воинственной, сильной богиней, не уступавшей богам-воинам.

Афина Албани или Фарнезе, римская копия с греческого оригинала круга Фидия. Национальный археологический музей Неаполя, Италия.

Неудивительно, что все предметы богини так или иначе относились к мужским и были связаны с войной. Если говорить кратко о богини Афина и её атрибутах, то стоит упомянуть следующие

Также постоянной спутницей Афины выступает крылатая богиня победы Ника. Часто она стояла на вершине колонн у основной статуи. Такой была статуя, украшающая Парфенон. Скульптуры Афины часто изображаются с маленькой фигуркой на ладони, а сама Ника в легендах возлагает венок на воинов или на саму Афину-победительницу.

Священные животные богини

Так как Афина – богиня войны и мудрости, у неё было два священных животных, каждое из которых соответствующим символическим значением:

Национальный музей Палаццо Альтемпс, Рим. Афина со змеёй.

Согласно «Метаморфозам» Овидия Афина превращает в змей волосы Медузы за осквернение храма, а позже голову самой Медузы использует на своей накидке эгиде. Упоминалось, что одежда богини также просто была украшена узорами в виде змей.

Совы как священные птицы Афины сами имели необычные эпитеты, например, «когтистые птицы Миневры» в Риме. Даже существовала поговорка «таскать сов в Афины», аналог которой – «в Тулу со своим самоваром». Сов также часто изображали рядом с богиней, а сама Афина часто превращалась в этих птиц или превращала в них героев древних мифов.

Связь Афины с птицами

Хотя Афина – богиня мудрости, в легендах фигурирует не только сова. Дева-женщина также связана со многими другими птицами, что проявляется по-разному:

Интересным свойством обладает Акрополь в Афинах – на его территорию не залетают вороны. Поэты античности утверждали, что это гнев богини, направленный на проступок женщины, дочери царя Коронея. Сначала Афина изменила облик женщины на вороний, чтобы спасти от Пасейдона, но когда дева в виде птицы принесла весть о Герсе и Аглавре, нарушивших запрет богини, Афина забрала голос женщины. Но позже исследователи выяснили, что всё дело в особенностях местности.

Афина как изобретательница и ремесленница

Богиня Афина почиталась как изобретательница и основательница многих вещей и даже институтов в Греции. Так, к её изобретениям причисляли следующие предметы:

Согласно мифам, Афина активно участвовала в самом становлении греческого государства. Поэтому она почиталась едва ли не превыше своего отца Зевса, ведь дала людям очень многое. Богиня-женщина учредила высший суд в Афинах, а также установила законы. Но она же также является изобретательницей войны и военного искусства.

Иоахим фон Зандрарт I, Музей истории искусства в Вене, Австрия. Афина и Кронос защищают искусство иауку.

Также Афина была важной учительницей и наставницей греков. Под её руководством женщины учились прясть, ткать, а также готовить еду.

Флейта или авлос были изобретены Афиной довольно странным образом. По легендам, богиня решила создать музыкальный инструмент, чтобы воспроизвести стоны, которые издавали гибнущие горгоны. Для этого она использовала оленью кость.

После этого Афина пришла на праздник богов, где решила сыграть, но в ответ сидящие там женщины рассмеялись. Взглянув на своё отражение в воде, Афина и правда пристыдилась того, как раздуваются во время игры её щёки. По ещё одной версии, ей как богини мудрости не понравилось, что флейта никак не связана с умственным развитием (так трактует миф Аристотель).

Разочарованная, Афина оставила флейту в лесу или выбросила в воды реки. Там её позже подобрал сатир Марсий. Несмотря на такой отказ богини от своего изобретения, в древних мифах упоминается, как она играет на флейте Аполлону и братьям-близнецам Диоскурам. Также как изобретательница флейты Афина называлась Бомбилея – «пчелиная», «издающая жужжание».

Покровительница девушек, супружества и материнства

Несмотря на воинственный облик и покровительство сражениям, Афина всё же оставалась девой, причём целомудренной. Сама она также покровительствовала невинности. Даже её жрицами в некоторых местах Греции были только женщины-девственницы.

Несмотря на целомудренность Афины, есть легенды, в которых её едва не выдают замуж. Происходит это по воле чудовищного великана Тифона, с которым сражались боги Олимпа. Сначала Тифон пытается отдать её Эфиальту, одному из сыновей-близнецов Посейдона, обладающих невероятной силой и буйным нравом, а затем основателю Фив Кадму. Но оба раза великан терпит поражение.

Несмотря на все эти особенности, Афина всё равно остаётся покровительницей разных людей. Её благосклонность получали и женщины, и девушки. Все они приносили ей жертвы и молились:

Хотя Афина никогда не беременела, в мифах встречаются персонажи, которых в какой-то мере можно назвать её сыновьями:

Парис Бордоне. Афина отвергает Гефеста.

Также богиня помогала Пенелопе оттянуть свадьбу в ожидании Одиссея. Она также советовала женщине, как противостоять ухаживаниям женихов.

Боевые танцы и музыкальные инструменты

Хотя Афина не была непосредственно богиней музыки, с танцами и музыкальными инструментами её связывают многие мифы. Так, сама богиня изобрела флейту и трубу. Во время сражения Прокла и Темена за Спарту они приносили жертву Афине, а также использовали в битве флейтистов. С тех пор флейтисты часто сопровождали разные войска. Также Афину называли Сальпинга – «труба».

Также дважды в мифах упоминается боевой танец Афины с копьём и в доспехах – сразу после рождения и победы богов над титанами.

Богиня кораблей и мореплавателей

По легендам, Афина была не только изобретательницей кораблей, но также покровительствовала всем, кто строил их и плавал по морям. В разных мифах она помогала создавать легендарные суда для войны или же путешествий, побегов. Также в ведении богини находились попутные ветра, которыми она одаривала героев. Чтобы Афина покровительствовала в плаваниях, древние греки вырезали на носу корабля её лик. Такая скульптурная богиня-женщина охраняла их от беды в море.

Именно по воле Афины зодчий Арг построил корабль, который позже получил и его имя – Арго. На нём аргонавты отправились к побережью Колхиды за знаменитым Золотым руном. На носу корабля Афина укрепила кусок додонского дуба из рощи Юпитера, чтобы тот прорицал для героев.

Ткацкое искусство и ремёсла

Афина считалась покровительницей ремёсел и искусства, а также наставницей людей в этих сферах. Можно найти много мифов, где она обучает героев тому или иному делу. Однако по поводу того, где она сама училась, существуют разные версии:

Версальский дворец, Франция. Афина учит людей созданию скульптур.

В ткачестве Афина проявляла себя не только покровительницей ткачества, но и сама постоянно изготавливала одежду для себя, других богов и героев:

В мифах можно заметить двоякое отношение богини к самим ткачихам. С одной стороны, она может встать на сторону ткачих, если такая женщина не получила плату за работу. Тем самым Афина заставляет уважать ткацкий труд. С другой стороны, Афина превращает в паука ткачиху по имени Арахна за то, что та посмела с ней соревноваться. Хотя женщина и правда выткала прекрасное вышитое полотно, всё же Арахна оскорбила своей работой богов. Богиня прокляла её и всех её потомков ткать всю жизнь. Арахна превратилась в паука.

Версальский дворец, Франция. Афина и Арахна.

Целительство

Афине была доступна не только война с её жертвами, но также и спасение жизней. Она не раз подсказывала героям мифов способ исцелиться или даже оживить мёртвых.

В первую очередь целительные силы богини были связаны с кровью Медузы Горгоны, которая также обладала свойством как убивать, так и воскрешать. С помощью этой крови бог врачевания Асклепий смог поднимать мёртвых. Царю Афин Эрихтонию богиня дала две капли этой крови, одна из который всё же была смертоносной.

Афина была тесно связана и с другими богами врачевания, в частности, с богиней Гигиеей. Сама Гигиея покровительствовала чистоте, профилактике болезней, источникам, от её имени произошла наука «гигиена. Она была одной из самых почитаемых детей бога-целителя Асклепия.

Объединение Афины и Гигиеи произошло при Перикле — деятеле и стратеги, который очень много сделал для Афин. Он был полководцем, оратором, одним из отцов афинской демократии. Одно из его достижений – реконструкция и украшение афинского Акрополя. Именно при Перикле были возведены Пропилеи – великолепный вход в Акрополь, украшенный рядами колонн.

Однако во время строительства с крыши сорвался один из рабов. Перикл долго искал средство для его лечения, пока однажды Афина не явилась ему во сне и не подсказала лекарственную траву. С тех бор растение носило название парфений.

Читайте также:  Как в chrome открыть все закрытые вкладки которые были ранее открыты

По приказу Перикла мастера изготовили статуи и скульптуры богини Афины Гигиеи, которая стояла в Акрополе. Были у богини, объединившей Афину и Гигиею, жертвенники и в других местах. Более того, в некоторых источниках указывается, что Гигиея – дочь Асклепия и Афины Гигиеи.

Это был не единственный раз, когда Афина и Асклепий чествовались вместе. Александр Македонский после выздоровления тоже устроил празднества, на которых возносились хвалы этим богам.

Помощница героев

Немало мифов посвящено тому, как героям помогают те или иные боги. Однако Афина одна из тех, кто может сопровождать отважных греков на протяжении всех их жизни. Фотографии богини Афины с её статуями показывают, что часто её изображали именно с героями мифов.

Берлинская картинная галерея. Афина даёт Персею зеркальный щит.

Позже она оказывала Гераклу и иную помощь, например:

Даже во время своей смерти Геракл вспоминает богиню, просит о спасении, либо о быстрой избавлении от мук, т.к. он был отравлен кровью мстительного кентавра Несса, пытавшегося похитить Деяниру. Эта женщина была супругой героя. Судя по изображениям в храмах, Афина после отвела Геракла на небеса.

Также многое связывало богиню и с великим участником Троянской войны, сыном Пелея и нереиды Фетиды Ахиллом. Легенды упоминают, что Афина вместе с Артемидой неоднократно восхищалась этим героем и удивлялась его храбрости и силе.

Много раз Афина приходит на помощь Ахиллу во время Троянской войны:

П. П. Рубенс. Победа Ахиллеса над Гектором. Художественный музей Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

В свою очередь Ахилл тоже чествует богиню после побед в начале войны, жертвует ей молодую корову. После смерти Афина оплакивала его, а копьё Ахилла хранилось в одном из храмов Паллады.

Что интересно, в «Одиссее» богиня на время покидает героя, о чём печалится даже сам итакийский царь. Ему помогают другие боги, либо Одиссей справляется сам. Позже Афина снова говорит с Зевсом, прося защиты Одиссея, а затем сама помогает ему в кораблекрушении.

Афина также при необходимости изменяла облик героя. Если было нужно, она украшала Одиссея, но когда тому нужно было скрыться, превращала в дряхлого старика. Перед возвращением к Пенелопе она делает его особенно красивым и статным, а после вместе с Одиссеем планирует расправу над женихами и отражает после их удары.

Помогала Афина и следующим героям:

Владычество над Аттикой

Один из известных мифологических сюжетов про Афину, который значим для всей Греции и Афин в частности – это суд за Аттику, юго-восточную область центральной Греции со столицей Афинами, также названной в честь богини. В этом суде столкнулись Афина и Посейдон.

По легенде, боги стали соревноваться в том, какую пользу они могут принести людям Аттики, а значит, и насколько их покровительство будет необходимым. Первым на Акрополь пришёл Посейдон и ударил в землю трезубцем. Из трещины забил источник солёной морской воды (по другой версии, из земли появилась лошадь). Следом свои способности показала Афина. Она воткнула в почву копьё, и то проросло, став оливковым деревом.

Версальский дворец, Версаль, Франция. Соревнование Афины и Посейдона за Аттику.

Их судьёй был либо Кекроп, основатель и первый царь Аттики с двумя змеиными туловищами, либо сами боги Олимпа под наблюдением Кекропа. Все единогласно решили, что дар Афины более полезен грекам, и Аттику передали ей. Посейдон в отместку хотел было затопить земли, но на защиту людей встал сам Зевс.

По другой версии, вода и олива появились сами по себе. Царь Аттики Кекоп отправил посыльного в Дельфы к оракулу, и тот повелел провести голосование относительно названия города и бога-покровителя. Тогда мужчины и женщины разделились – первые голосовали за Посейдона, вторые – за Афину. Получилось так, что и тех, и других было почти поровну, и лишь одна женщина смогла перевесить чашу весов на сторону Афины. Тогда Посейдон наслал на земли опустошительное наводнение.

Возможно, такой вариант легенды появился позже других из-за устанавливающегося патриархата, потому что одна женщина привела к тому, что все в результате подверглись тройному наказанию:

Сражения с титанами и гигантами

Об участии Афины в войнах с гигантами и титанами сложено немало легенд. Сцены из этой борьбы изображались даже на щите самой Паллады, на алтарях, других предметах искусства. С одной стороны, титаномахия (битва с титанами) должна была произойти ещё до рождения Афины и даже появления человеческого рода. С другой стороны, часто титаномахию смешивают с гигантомахией, сражением с гигантами, мифы о которой описывают подвиги Афины.

«Битва Афины с Алкионеем во время гигантомахии», рельеф на Пергамском алтаре, Пергамский музей в Берлине.

Именно тогда Афина выполнила свою главную роль. Паллада привела в помощь богам смертного – Геракла, сына Зевса от человеческой женщины, но при этом обладающего нечеловеческой силой.

На этом помощь богини в гигантомахии не закончилось:

Участие в Троянской войне

Фактически Афина стала одной из богинь, по чьей вине разразилась Троянская война. Именно эта женщина-богиня была на пире в честь свадьбы Пелея и Фетиды, где богиня распри Эрида бросила на стол знаменитое яблоко раздора. Гера, Афина и Афродита вступили в спор. Не желая упускать звание «прекраснейшей», Афина сулила Парису путь великого полководца, Гера – власть, Афродита – любовь прекраснейшей женщины.

Позже во время самой Троянской войны она покровительствовала грекам и особенно защищала Одиссея и Диомеда, царя Аргоса. Последний с её помощью смог во время войны даже ранить некоторых богов – например, Афродиту и Ареса.

Создание Троянского коня

Авторы в трудах о троянской войне писали, что Троя была разрушена «злобой Паллады» и её силой. Это было неспроста – именно Афина придумала Троянского коня и передала свой замысел грекам, она же всё время сопровождала его строительство и ввоз в Трою. Коня даже называли подношением Палладе.

Всё началось с её помощи герою Эпею:

Достроив коня, Эпей посвятил все железные орудия богини, отдав их в храм богини Афины.

Афина приходила к грекам даже в образе вестника или собственном зримом облике. В первом случае она советовала Одиссею, каких героев стоит посадить внутрь готово коня. Она же передала и пищу богов, спасавшую героев от голода. А чтобы троянцы приняли коня, греки рассказали, что это бесценный дар Афине, который навсегда оградит город от врагов и иных напастей.

Затем Афина постоянно была с греками во время ввоза коня в Трою:

Ночь падения Трои Афина встречала, восседая на акрополе в сияющей эгиде. Победу греков она приветствовала криками.

Орфический гимн и молитвы

Орфические гимны посвящались различным богам. Их авторство приписывается легендарному Орфею, певцу и стихотворцу. Орфический гимн богине Афине взывает к ней, как защитнице, целительнице, дарительнице благ.

Орфический гимн XXXII «Афине» (первод О. Смыки)

Единородное чадо великого Зевса, Паллада,

Ты, о богиня блаженная, славная, мощная духом,

К бою зовущая, ты изречима и неизреченна,

Дивная, любишь пещеры и грозные держишь вершины

Гор, отдающихся эхом, и любишь лесные ущелья,

Ты, брачелюбица, в души людей исступленье вдыхаешь,

Дева, обвыкшая в битвах, чудовищно страшная духом.

Горгоубийца, о дева-боец, твой гнев ужасает,

Мать многосчастная всяких искусств, ненавистница ложа,

Бурная — бич негодяев, порядочным — мысль и решенье,

Ты и жена, и мужчина, о мысль, о родящая войны,

Переливаешься ты, о змея, в исступлении божьем,

Славная, гонишь коней, истребитель флегрейских гигантов,

О Тритогения, демон победный, от зол избавитель,

О совоокая, изобретатель ремесел, царица,

Молят тебя днем и ночью, всегда, до последнего часа.

Ныне услышь и меня, подари же мне мир многосчастный,

Дай мне счастливые дни и добрую меру здоровья!

Гомеровы гимны – произведения различных авторов, приписываемые Гомеру. Посвящены они богам Олимпа. Среди них два описывают Афину.

Гимн XI. К АФИНЕ (в переводе В.В. Вересаева)

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,

Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,

Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.

Ею хранится народ, на сраженье ль идет, из сраженья ль.

Славься, богиня! Пошли благоденствие нам и удачу!

Гимн XXVIII. К АФИНЕ (перевод В.В. Вересаева)

Славную петь начинаю богиню, Палладу-Афину,

С хитро искусным умом, светлоокую, с сердцем немягким,

Деву достойную, градов защитницу, полную мощи,

Тритогенею. Родил ее сам многомудрый Кронион.

Из головы он священной родил ее, в полных доспехах,

Золотом ярко сверкавших. При виде ее изумленье

Всех охватило бессмертных. Пред Зевсом эгидодержавным

Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,

Острым копьем потрясая. Под тяжким прыжком Светлоокой

Заколебался великий Олимп, застонали ужасно

Окрест лежащие земли, широкое дрогнуло море

И закипело волнами багровыми; хлынули воды

На берега. Задержал Гиперионов сын лучезарный

Надолго быстрых коней, и стоял он, доколе доспехов

Богоподобных своих не сложила с бессмертного тела

Дева Паллада-Афина. И радость объяла Кронида.

Радуйся много, о дочерь эгидодержавного Зевса!

Ныне ж, тебя помянув, я к песне другой приступаю.

Стихотворение Владислава Ходасевича «Афине»

Тебе, богине светлоокой,

Мой стих нетвердый отдаю.

Тебе, богине светлоокой,

Вверяю утлую ладью.

Тебя, рожденную без крови,

Молю о ясной тишине!

Напеву робких славословий

Внемли, склонив чело ко мне.

И я, в благочестивом страхе,

Боясь, надеясь и любя,

Рожденный в сумраке и прахе, —

Подъемлю очи на тебя.

Другие стихи богине можно прочитать здесь

Статуи богини в музеях России

В основном статуи Афины хранятся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Там можно найти следующие скульптуры.

Реконструкция Афины Лемнии работы Фидия.

Римская копия Афины Парфенос авторства Фидия в уменьшенном варианте.

Копия Афины Джустиниани.

Афина Медичи, копия со скульптуры, сделанной по Афине Парфенос Фидия.

Скульптуры в музеях других городов России

Афина. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Строгановский музей, Санкт-Петербург. Афина и гений искусств.

Статуи в музеях разных стран

Афина Варвакион, Национальный Археологический музей в Афинах, Греция. Самая точная копия Афины Парфенос.

Афина Ленорман, Национальный музей Афин, Греция.

Афина Лемния, голова, копия. Археологический музей Болоньи, Италия.

Ватиканские музеи, Ватикан. Афина Джустиниани, копия Афины Парфенос.

Музей Кьярамонти в Ватикане. Бюст-копия Афина Промахос Фидия.

Лувр, Париж. Афина Маттеи.

Отделе греческих, римских и этрусских ценностей, Лувр, Париж. Афина Веллетри.

Мюнхенская глипотека, Мюнхен, Бавария, Германия. Бюст Афины, копия с римской Афины Веллетри.

Музей изобразительного искусства Альбертинум, Дрезден, Германия. Реконструкция Афины Лемнии.

Берлинское античное собрание, Берлин, Германия. Статуя Афины. Оригинал, голова утеряна, её заменяет слепок из гипса.

Картины с изображением богини

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Третьяковская галерея. Парфенон.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Миневра и Геркулес прогоняют Марса.

Эрмитаж, Санкт-Петербург. Царь Петр I и Минерва.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. Императрица Екатерина II в образе и облачении Минервы.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия. Афина и кентавр, склоняющийся перед ней.

Галерея Уффици во Флоренции, Италия. Афина навещает Гефеста в его кузнице.

Галерея Боргезе, Рим. Одевающаяся Афина.

Лувр, Париж, Франция. Афина побеждает бога войны Ареса.

Лейденская коллекция в Нью-Йорке, Америка. Афина.

Скульптурные изображения по всему миру и храмы

Рельеф на государственном музее им. А. С. Пушкина, Москва.

Государственный музей им. А.С. Пушкина, Москва. Ограждение водоёма (путеал), украшенный сценами с Афиной.

Петергоф. Копия Афины Джустиниани.

Санкт-Петербург, Летний сад.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге.

Академия художеств, Санкт-Петербург.

Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург.

Александровская колонна в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

Елагинский дворец, Санкт-Петербург.

Этнографический музей, Санкт-Петербург.

Храм Парфенон, Афины, Греция.

Скульптуры на Дворцовом мосту, Берлин, Германия.

Парк Сан-Суси, Потсдам, Германия.

Скульптурная композиция с Афиной у здания парламента в Вене, Австрия.

Арка Победы, Мадрид, Испания.

Парижская Триумфальная арка, Франция.

Стихия: огня, земли

Обьекты: неба, света

Деятельность: войны, музыки, искусства, разум, победы, ремесла, науки, поэзии, брака, семья, мудрости, правосудия, медицины

Тэги: порядка, ума, добра, силы, защиты, мира, учения, воинов, изобилия, врачевания, здоровья, справедливости, гармонии, арены

Место жительства: подземного мира

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий