Как была открыта земля иосифа франца

Земля Франца-Иосифа – северный форпост России

Именно здесь расположена база 71-й тактической группы Северного флота «Арктический трилистник».

Заводя речь о Земле Франца-Иосифа, о многом, что там находится, можно смело говорить с приставкой «самый северный». Самые северные архипелаг и часовня России, самые северные воинская часть и аэродром страны. Этот список можно продолжать и продолжать. Несмотря на все сложности и трудности, здесь служат настоящие мужчины, которые даже за тысячу вёрст от Большой земли не чувствуют себя оторванными от цивилизации. Наоборот, здесь достаточно тех, кто думает о том, как продлить контракт, чтобы задержаться на «трилистнике».

Суровый край
Земля Франца-Иосифа — это архипелаг в Северном Ледовитом океане, состоящий из двух сотен островов. Большая часть архипелага располагается севернее 80-й параллели. Зимой температура опускается до минус 50 градусов, а пронизывающий ветер достигает 40 метров в секунду.
Лето короткое. Воздух прогревается максимум до плюс 10, но, как шутят местные военнослужащие, в этот день они на дежурстве. Растительность на архипелаге примитивная – мхи, лишайники, полярная ива. А вот животный мир разнообразнее. Увидеть тут белого медведя или песца такая же обыденность, как на Большой земле наблюдать за пролетающим в небе самолётом.
Тем не менее здесь все прекрасно понимают, что подобных встреч с хозяином Земли Франца-Иосифа – белым медведем лучше избегать, поэтому все передвижения вне помещений – только на транспорте. Даже если и нужно пройти всего 100–200 метров.
Учитывая это обстоятельство, а также особенности местного климата, проектировщики, занимавшиеся строительством базы, получившей название «Арктический трилистник», минимизировали необходимость покидания зданий. Все основные здания комплекса, общая площадь которого составляет 14 тысяч квадратных метров, соединены друг с другом при помощи крытых отапливаемых переходов. Личный состав может попасть почти в любую точку базы, считающейся самым северным капитальным зданием в мире, не выходя на открытые пространства. В большинстве случаев путь военнослужащих лежит через административно-жилой комплекс, расположенный в центре «трилистника». Это его основной элемент.
Личный состав «трилистника» располагает тренажёрным и актовым залами, бильярдной, сауной, столовой с кухней и складом продовольствия, медицинским пунктом, кабинетами, учебными классами и комнатами для проживания.

А начиналось всё с рисунка
Юрий Водопьянов – один из тех специалистов, кто контролировал и проектирование, и возведение объектов базы. «Нам сказали не ограничиваться в фантазии – построить что-то такое… Удобное, красивое, практически космическое, – вспоминает он. – Мы провели конкурс среди наших проектировщиков. Было создано десять разных рисунков. Причём они все как один были необычнее и сложнее предыдущего. Всё-таки, когда наши специалисты делали рисунки, они были практически на сто процентов уверены, что это всё лишь рисунками и обойдётся». Однако в Минобороны России, куда проектировщики представили свои наработки, неожиданно для них выбрали самый сложный по исполнению проект. Собеседник признаётся, что он и его коллеги буквально схватились за голову – задача-то хоть и амбициозная, но архитрудная.

Погода здесь меняется если не каждые полчаса, то каждый час точно: то яркое солнце, то пасмурно, то пурга

Важной особенностью строительства, соответствующим образом сказавшейся на его сложности и продолжительности, стало отсутствие возможности использования строительных материалов, добываемых вблизи строительных площадок. Все необходимые ресурсы требовалось доставлять с материка. Кроме того, все сооружения и здания получили свайный фундамент, использование которого обусловлено вечной мерзлотой. Таким образом, все объекты базы, в том числе и крупный административно-жилищный комплекс, фактически висят над грунтом. Примечательно, что все корпуса комплекса окрашены в цвета российского флага.
– Бывают дни, когда личный состав по максимуму находится в помещении и без лишней надобности не покидает пределы административно-жилого комплекса, – рассказывает заместитель командира базы 71-й тактической группы по военно-политической работе подполковник Владимир Остапчук. – В основном это когда во время полярной ночи на острове портится погода. Сильный мороз, ветер, метель… Тогда смысла находиться на улице нет – ничего же не видно. Но мы не чувствуем себя какими-то узниками замка Иф (этот замок расположен на одноимённом французском острове в Средиземном море. – Ред.). У нас здесь есть всё, что необходимо как для работы, так и для отдыха. Если появилось желание поиграть в настольный теннис или бильярд – пожалуйста. Нужны компьютеры – также приходите и занимайтесь. Для любителей литературы мы располагаем библиотекой, насчитывающей более 1000 книг, причём этот книжный фонд регулярно пополняется. Для тех, кто хочет позаниматься спортом, у нас также созданы все условия. Наша гордость – тренажёрный зал, где для военнослужащих базы установлены десятки современных тренажёров, на которых приятно заниматься даже далёкому от спорта человеку. Хотя у нас таких нет. Практически все военнослужащие по итогам прошлого года имеют либо высший, либо первый квалификационный уровень физической подготовленности. Я в армии давно, уже больше 30 лет, но честно говоря, таких условий для занятий спортом ещё нигде не видел. Кстати, регулярно проходят соревнования между нашими подразделениями – гири, перетягивание каната, настольный теннис, бильярд и другие. Периодически в рамках спортивных праздников проводим товарищеские матчи по футболу с нашими коллегам с погранзаставы, а также с представителями строительного корпуса. Матчи проходят на улице, прямо на снегу. Тем не менее у нас всё по-настоящему. И болельщики, и судья, и самое главное – эмоции.
Действительно, пройдя по «трилистнику», понимаешь, что здесь есть чем заняться в личное время. Во многих ли воинских частях на материке есть свой кинотеатр на более чем 100 посадочных мест? Большой экран, на который можно выводить как кинофильмы, так и прямые трансляции спортивных мероприятий. Вот в этом году здесь ждали чемпионат Европы по футболу и Олимпиаду, но, как известно, из-за пандемии эти спортивные форумы перенесли на следующий год.

Телефония высоких широт
В связи с тем, что здесь служат только военнослужащие по контракту, расселены они по кубрикам, точнее по «каютам», всё-таки база входит в состав Северного флота. Внутри очень уютно. Контрактники проживают по три человека, а офицерский состав размещается по двое. Помимо кроватей, в «каюте» имеется большой телевизор, транслирующий порядка ста каналов, холодильник, а также персональный шкаф для каждого военнослужащего. Плюс санузел и душевая кабина.
Но есть в здешнем расквартировании и минусы. Главный из них – это невозможность совместного проживания с военнослужащими их семей, а также отсутствие интернета и мобильной связи. Это всё компенсируется повышенным денежным содержанием, а также льготной выслугой – год за два. При этом в «Арктическом трилистнике» установлен стационарный телефон.
– С него может позвонить любой военнослужащий, – говорит командир базы 71-й тактической группы подполковник Балабег Эминов. – Обычно это происходит вечером, в свободное от службы время. Сколько времени выделяется на каждый звонок? Никто с секундомером не стоит. Всё по совести – за тобой же в очереди стоят твои товарищи. Мне лично хватает пяти минут, чтобы позвонить своим близким и сказать, что у меня всё хорошо, и спросить, как у них дела. Бывает, что и нам звонят и просят вызвать к телефону конкретного военнослужащего. Хотя, родные и близкие прекрасно понимают, что у нас служба, и поэтому такие «входящие» звонки поступают только в экстренных случаях.
А как же быть, если нужно срочно найти военнослужащего? На материке это звонок на мобильный телефон. Неужели его нужно искать «вживую»? Конечно же, нет. Для общения по служебным вопросам здесь используются радиотелефоны. Помимо этого, по всей территории «Арктического трилистника» установлены динамики. Благодаря им дежурный по части может оповещать личный состав. Например: «Капитан Петров, прибыть к командиру базы» или «Личный состав, убывающий в отпуск на самолёте в 16.00. Построение в 14.00 в блоке «Г» с вещами».
Кстати, о самолётах. До недавнего времени они прилетали сюда время от времени. Это было связано с тем, что аэродром на острове Земля Александры, где дислоцируется база 71-й тактической группы Северного флота, был сезонным и функционировал с середины осени до первых оттепелей, когда взлётно-посадочная полоса, построенная из снега, начинала давать течь. В это время основным способом транспортировки грузов и личного состава на остров становился морской путь. Стоит ли говорить, что порой такая дорога от материка до архипелага занимала неделю. Сейчас же проблема сезонности аэродрома отпала сама собой – в марте была сдана в эксплуатацию полноценная бетонная взлётно-посадочная полоса. Её длина – 2,5 километра, ширина – 46 метров. Теперь эта ВПП может принимать круглогодично и круглосуточно все типы воздушных судов. При этом в ближайшие годы она станет ещё на километр длиннее.
– Безусловно, хорошо, что теперь авиация может прилетать к нам круглогодично, – признаётся лейтенант Михаил Иванчак. – Для меня, как начальника продовольственной и вещевой служб, это важно. Да, у нас имеется запас продуктов для автономного проживания на период до 18 месяцев, но вы сами понимаете, что те же овощи или фрукты, которые так необходимы нашим военнослужащим, должны завозиться свежими. Сейчас же с открытием ВПП эти проблемы ушли в прошлое. Кстати, в 2019 году я сам после выпуска из Вольского филиала Военной академии МТО от Североморска до места службы добирался четверо суток морским путём, так как самолёты летом на архипелаг не летали.

С открытием в марте полноценной взлётно-посадочной полосы проблема сезонности аэродрома отпала сама по себе

От столовой до медпункта
На питание здесь грех жаловаться. Продовольственное обеспечение военнослужащих на островах Арктической зоны осуществляется по нормам, утверждённым приказом министра обороны Российской Федерации. Общевойсковой паёк здесь усилен дополнительными продуктами – рыбными консервами, маслом, печеньем, фруктами, чесноком, сгущённым молоком с сахаром и так далее, выдаваемыми в районах Крайнего Севера. Вашему автору больше всего понравилась ядрёная горчица, секрет приготовления которой местные повара так и не рассказали, варенье и, конечно же, вкуснейший хлеб, который пекут здесь же.
– Хлеб как хлеб, – явно скромничает пекарь старшина 1-й статьи Игорь Мылкин. – Мука, вода, дрожжи, сахар и соль. Потом всё хорошо размешиваем и даём подняться тесту. Ежедневно выпекаем 35 буханок. По праздникам балуем личный состав свежевыпеченными булочками с изюмом или повидлом. На Пасху делали куличи. Как я оказался на архипелаге? Десять лет назад после учёбы в Смоленском кулинарном техникуме по специальности «пекарь» был призван на Северный флот. Когда узнал, что на Землю Франца-Иосифа требуются пекари, сам попросился, чтобы меня перевели сюда. Считаю, что пока холостой, можно год-другой послужить вблизи Северного полюса. Главное, теплее одеваться, когда выходишь на улицу.
Погода здесь меняется если не каждые полчаса, то каждый час точно. Особенно это заметно, когда просматриваешь фотографии. То яркое солнце, то пасмурно, то пурга, а если учесть, что не за горами полярный день, когда 24 часа в сутки светло, то вообще запутаться можно. В общем, для того чтобы военнослужащие не замерзали, для них разработан специальный вариант зимней формы. В такой одежде человек здесь сможет провести длительное время на свежем воздухе без последствий для своего организма. Такая форма предназначена для обеспечения военнослужащих, проходящих службу в регионах с экстремально холодными климатическими условиями. Тем не менее как же быть, если вдруг кто-то заболеет? Всё-таки это не материк с военными госпиталями и гражданскими больницами.
– Наш медицинский пункт оснащён по высшему уровню, – рассказывает временно исполняющий обязанности начальника медицинского пункта старший лейтенант медицинской службы Никита Большаков. – Он состоит из хорошей операционной, палаты-изолятора с отдельным водоснабжением и канализацией, а также палат интенсивной терапии и реабилитации. На вооружении у нас два аппарата искусственной вентиляции лёгких, магнитно-резонансный томограф, несколько стерилизаторов и ещё много чего, о чём могут мечтать многие медицинские пункты на Большой земле. Часто ли личный состав обращается за медицинской помощью? Я бы сказал, что нет. Возможно, дело в том, что сюда отбирают физически здоровых военнослужащих, прошедших перед отправкой на остров углублённый медицинский осмотр для выявления хронических заболеваний. Знаете, какое у нас сейчас самое распространённое заболевание? Бессонница и повышенная утомляемость. А связано это с тем, что полярная ночь сменилась полярным днём и организму сложно резко перестроиться. Но все мы через это проходили, и в ближайшее время бессонница пройдёт.

Читайте также:  Как будет булгур по английски

Архипелаг Земля Франца-Иосифа

Источник

Как была открыта Земля Франца Иосифа

12-11-2009, 18:13 | Стихии и погода / Статьи о природных явлениях | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (5 776)

Летом 1872 г. на деревянном пароходе «Тегетгоф» в северную часть Баренцева моря отправилась австро-венгерская экспедиция под руководством Карла Вайпрехта и Юлиуса Пайера. Однако, уже на широте 74 с.ш. был встречен сплоченный лед, вдоль кромки которого судно проследовало на восток до островов Новая Земля, где было зажато тяжелыми льдами. Дрейф увлек судно на север. 30 августа 1873 года на 375 день дрейфа, в разрыве окружавшего судно густого тумана в сиянии солнечных лучей блеснула горная страна.

Так был открыт полярный архипелаг, получивший название Земля Кайзера Франца-Иосифа.

Судно «АдмиралаТегетгоф» к тому времени превратилось в корабль без руля и без ветрил, скорее, в плавучий дом для членов полярной экспедиции. Оно было затерто льдами несколько месяцев, и судьба командира и матросов менее всего зависела от них самих.

Этот дом был очень тесный. Офицерские каюты были похожи по площади на совмещенные санузлы в хрущевках (узкая шконка, да небольшая тумбочка, разве что у капитана лишний пятачок для стола, за которым можно работать). Матросы, образно говоря, спали друг у друга на головах. К счастью, высшая степень раздражения к тому моменту еще не достигла своего апогея. А все потому, что большая часть матросов была завербована в южной Италии, это были веселые жизнерадостные парни, правда, в первой половине экспедиции. Они и представить себе не могли, что она продлится так долго…

Зато надо отдать должное Карлу Вайпрехту, руководителю экспедиции, и его правой руке Юлиусу Пайеру. Они, отправляясь в столь рискованное путешествие, прекрасно понимали, что поиски Северо-Восточного прохода из Атлантического океана в Тихий океан могут слегка затянуться. А потому немалую часть груза, который разместился в трюмах 32-метрового «Адмирала» составляли съестные припасы, с этой целью они закупили только одних мясных консервов из расчета на тысячу дней.

Читайте также:  Если кажется что это уже было как называется

Рассчитывали австрийцы встретить архипелаг в Северном Ледовитом океане? И да, и нет. Да, потому что о его предположительном существовании за век до этой полярной экспедиции высказывался выдающийся российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Нет, из-за того, что за предыдущий век все попытки открыть архипелаг (состоящий, между прочим, из 191 острова общей площадью 16 134 кв. километра) завершились неудачно, и он постепенно превратился в fata morgana (сложное оптическое явление, состоящее из нескольких форм миражей). А тут еще, совсем некстати, дрейф…

Но они не могли не встретиться: архипелаг и «Адмирал Тегетхоф». Скорее всего, кто-то свыше отдавал дань уважения одному из самых знаменитых австрийских адмиралов В. Тегетхофу, который 20 июля 1866 года с помощью 7 броненосцев и нескольких устаревших деревянных кораблей разгромил итальянский флот под командованием адмирала Персано, состоявший из 10 пароходов, обшитых броневыми листами.

С другой стороны, еще за год до начала австрийского похода за Полярный круг, с аналогичной просьбой снарядить экспедицию, к российскому императору обратился князь Петр Кропоткин.

Есть смысл рассказать обо всех действующих лицах этого исторического треугольника.

Итак, руководитель австрийской экспедиции лейтенант военно-морского флота Карл Вайпхерт родился 8 сентября 1838 года в Михельштадте (Великое герцогство Гессен-Дармштадт), в состоятельной бюргерской семье. Морем грезил с детства, хотя и появился на свет в горах Оденвальд. В 18-летнем возрасте зачислен временным кадетом в австрийский ВМФ, а спустя четыре года стал офицером на судне, которым командовал будущий адмирал Вильгельм фон Тегетхоф. Участвовал в приснопамятном сражении при Лиссе, о котором говорилось выше. К тому времени, когда ему исполнился возраст Христа, совершил ряд экспедиций в Азию и Америку.

Карл был настоящим полиглотом: превосходно владел несколькими европейскими языками – итальянским, венгерским, сербохорватским, французским, английским и норвежским. За год до начала экспедиции по поиску Северо-Восточного прохода на фрегате «Исбьерн» («Белый медведь») вместе с Юлиусом Пайером предпринял разведочную экспедицию на Шпицберген и Новую Землю с целью выяснения метеорологической и ледовой обстановки в северной акватории Баренцева моря. В общем, несмотря на молодость, был настоящим морским волком.

Юлиус Пайер был тремя годами моложе Карла, но ни в чем не уступал в своей целеустремленности и одаренности старшему товарищу. Он родился в семье уланского ротмистра под Теплице (Богемия), пошел по стопам отца, окончив кадетский институт и военную академию. За храбрость и мужество во время сражений австро-прусской войны награжден военным Крестом, но позднее увлекся военной географией и начал организовывать различные экспедиции. В основном в горы, причем, всегда старался «открыть» такие места, где раньше почти не ступала нога человека. В Южно-Тирольских Альпах у него только за несколько лет состоялось порядка 30 восхождений, причем в большинстве случаев он был первым, кто покорил эти вершины. Чуть позже он переключается на тригонометрическую съемку массива Ортлер, здесь за год с небольшим у него набралось порядка 60 восхождений.

Не случайно Карл Вайпхерт выбрал его в свои помощники при изучении Шпицбергена и Новой Земли. Роли у них сложились еще в ту, первую экспедицию: Карл отвечал за морские дела, Юлиус за научное изучение открытых земель. Плюс ко всему, Пайер был не жадный, именно он решил нанять старшего друга во время похода на «Адмирале», пожаловав ему 1000 гульденов ассигнациями в качестве задатка…

Итак, 30 августа 1873 года австрийское исследовательское судно прибило к архипелагу, и экипаж задумался над тем, как его назвать. Но на их месте еще раньше должен был находиться никто иной как князь Петр Кропоткин. Несколько слов и о нем.

Петр родился 27 ноября 1842 года в одной из старейших аристократических семей России. Поговаривали, что если бы в XV веке царем избрали не Михаила Романова, то им бы мог стать кто-то из многочисленной и знатной семьи Кропоткиных. Во всяком случае, этот род вполне заслуживал подобного отношения.

С самого детства Петр был человеком, который решил идти наперекор наставлениям старших. Он прекрасно учился, его интересовали многие «материи», вот только характеру был вспыльчивого и не терпел над собой никакой власти. И когда в 1862 году Кропоткин-младший окончил Пажеский корпус и ему прочили блестящее будущее, Петр удивил всех, попросившись, чтобы его отпустили в Восточную Сибирь.

Поначалу отец (мама Петра умерла, когда мальчику было 3,5 года) и многочисленная семья была против, и только один трагический случай переубедил их в обратном. Однажды в Москве вспыхнул сильнейший пожар. Бороться с ним было практически невозможно, но нашлась одна группа храбрецов, которая, невзирая на опасность, бросалась в самое пекло. Некоторые из этой группы задохнулись в дыму. Петр Кропоткин, оказавшись на месте происшествия, был в огне одним из первых. И не покинул «поля боя» до тех пор, пока огонь не был погашен.

Когда генерал-майору Алексею Кропоткину, отцу юноши, доложили, как Петр вел себя на пожаре, он только за голову схватился. А когда «герой» появился дома, только и сказал ему: «Ты хотел на берега Амура? Езжай! Все одно тебя не удержишь. А голову потерять можно одинаково: что здесь, что там…».

Удостоился высокородный выпускник Пажеского корпуса аудиенции и у российского императора Александра II. Монарх улыбнулся настойчивости юноши и сказал: «Полезным везде можно быть».

Конечно, местным властям были даны указания следить за молодым человеком, чтобы он без нужды не рисковал собой. Да где там, спустя полгода он принял участие в сплаве по Амуру и Уссури, а спустя год предложил губернатору Амурской области отпустить его в практически неизведанные не только русскими, но и японцами «закрытый» район Маньчжурии. И как его не отговаривали (его предшественник русский топограф Ваганов незадолго до этого был убит), Кропоткин под видом торговца пробрался в Маньчжурию.

Читайте также:  Как будет спасибо на зоне

Это была самая настоящая промышленная и географическая разведка, с риском для жизни. Разведотряд гнал на продажу табун в 40 лошадей и имел две повозки, одна из которых принадлежала князю. В ней он вез свой товар: сукно, позументы, плис. А под ними он прятал свои записи, буссоль и другие необходимые инструменты. Члены отряда были тщательно отобраны: казаки говорили по-монгольски, а тунгусы – по-маньчжурски. Петр Алексеевич забирался в такие глухие уголки, что о нем неделями не было ни слуху, ни духу. Но то, что он привез по возвращении, заставило ахнуть! Это была подробнейшая карта местности, да еще с полным анализом ситуации. И хотя во времена СССР эту сторону жизни Кропоткина старательно скрывали, но он является одним из вдохновителей постройки КВЖД!

А дальше Петр увлекся проблемой ледниковых отложений. Летом 1865 года он организовал экспедицию в Иркутскую губернию, потом была крайне трудная, но очень результативная в плане научной и практической значимости Олекминско-Витимская экспедиция, за которую Русское географическое общество присудило 23-летнему исследователю золотую медаль. А один из хребтов Восточной Сибири был назван его именем.

А дальше случился приснопамятный бунт ссыльных поляков в Сибири в 1866 году (после Польского восстания 1863 года туда было сослано свыше 18 тысяч человек), который был подавлен достаточно жестко. План обезоружить конвой и бежать через Монголию в Китай, где они надеялись найти английские корабли, и через Америку вернуться в Европу, был изначально обречен на провал. Но кровь пролилась, и это показало Кропоткину, что мир далеко не идеален, что царская власть не страдает справедливостью. Он подал в отставку и вернулся в Санкт-Петербург, где «ледниковый период» стал доминантным в работе Кропоткина.

Особенно тщательно изучал князь материалы о течениях и перемещениях льдов в Баренцевом море и прилегающих частях Северного Ледовитого океана. В 1871 году он предположил, что в океане севернее Новой Земли есть как минимум большой участок суши, который влияет на движение льдов. Если исходить из того, что льды переносят морские течения, они в этом месте что-то омывают. Кропоткин предложил организовать экспедицию, чтобы открыть эту землю.

Но, во-первых, денег в казне не было, их съедали многочисленные реформы, а, во-вторых, после отставки Кропоткина император более не вспоминал о Петре Алексеевиче. Словом, князю предложили самому финансировать морскую экспедицию. Он отказался.

…А архипелаг был найден. Незадолго до этого, 18 августа, Вайпрехт и Пайер вместе с экипажем торжественно отметили день рождение Его Величества императора Франца Иосифа I. Поэтому они долго не раздумывали над тем, как назвать эту территорию – Землей Франца Иосифа.

К сожалению, сам Карл не дожил несколько месяцев до проведения первого международного полярного года. Он скончался 28 марта 1881 года.

Юлиус Пайер подробно рассказал о работе экспедиции в книге «725 дней во льдах Арктики», выпущенной в 1876 году. Он прожил долгую жизнь и умер в Югославии в самый разгар Первой мировой войны, 30 августа 1915 года. По иронии судьбы ровно через 90 лет после его смерти в Австрии выпущена коллекционная серебряная монета достоинством в 20 евро. На аверсе изображено судно «Адмирал Тегетгоф» в северном море среди льдин. На реверсе – руководители экспедиции Карл Вейпрехт и Юлиус Пайер в полярной экипировке.

Князь Петр Алексеевич Кропоткин в 1876 году в своем обстоятельном трактате «Исследование о ледниковом периоде» блистательно открыл новое исследовательское направление в классической геологии. В том же году он уехал за границу, приобщился к идеям анархизма и стал родоначальником этого направления в России.

Исследования Земли Франца-Иосифа.

Впоследствии, шотландец Бенджамин Ли Смит посетил на яхте « Эйра» недавно открытый архипелаг. Но его экспедиция, скорее всего, преследовала иные цели, нежели изучение и описание Земли Франца-Иосифа.

Через пять лет, в 1879 г. к берегам архипелага пришло голландское исследовательское судно «Виллим Баренц» под командованием Де Брюйне. Уже несколько летних сезонов это судно вело гидрологические работы в Баренцевом море. При посещении архипелага Де Брюйне открыл остров, которого не было на карте Пайера, и назвал его именем Гукера — известного ботаника.

Дополнения и исправления карты архипелага появились позднее. В 1895-97гг. Фредерик Джексон, англичанин, обследовав юго-западную, среднюю и южную территории Земли Франца-Иосифа, выявил несоответствия своих исследований с картой Пайера. Он привнес изменения, исходя из которых, оказалось, что эти части архипелага состоят из островов, площадь которых меньше, чем предполагалось ранее, но количество их превышает число, указанных австрийскими путешественниками.

Знаменитое санное путешествие позволило Нансену значительно дополнить данные об архипелаге Франца-Иосифа. В августе 1895 года путешественник и исследователь Фритьоф Нансен остановился на зимовку на берегу острова Джексона — северный остров архипелага, названный так в честь исследователя – англичанина. Нансен пришел к выводу, что архипелаг не располагается к северо-востоку, в той части находятся лишь небольшие острова. Через год, в июне, Нансен нашел зимовку Джексона и объединил свои исследования с открытиями англичанина.

Целью американца Уэлмана была попытка достичь Северного полюса. Для этого он, по льду, в 1898году отправился на Землю Франца-Иосифа. Но добрался он лишь до 82° северной широты весной 1899 года, в то место, где был Пайер, а именно — до восточной части острова Земли Рудольфа. Другая экспедиция, которой руководил Бальдвин, летом, посетила средние участки архипелага, выяснив ранее, что на юго-востоке архипелаг не имеет такую большую протяженность, как предполагалось. Итальянская экспедиция на судне, под руководством герцога Абруццкого, в конце июля 198 года, с легкостью проделала путь до северного участка острова Рудольфа. Обнаружилось, что остров меньше, чем об этом сообщил Пайер. Экспедиция герцога Абруццкого встретилась с экспедицией Бальдвина, которая возвращалась обратно.

Недалеко от стоянки Пайера, в 1874году, после зимовки, была принята попытка добраться до севера на собаках по льду. Экспедиция под начальством капитана Каньи дошла до 86°33′ с.ш.. Результатом этой поездки на санях было открытие того, что указанные на карте Пайера земля Петермана северней острова Рудольфа, а так же земля Короля Оскара северо-западней отсутствуют, и вообще, ближе к полюсу в этом направлении нет земель вообще.

В начале ХХ века, в 1901 году, русский вице- адмирал С.О. Макаров, обследовав архипелаг Франца-Иосифа, установил его истинные размеры. Впервые на Земле Франца-Иосифа был установлен русский флаг.

В то же год, и позже, в 1902 году, на архипелаге зимовала экспедиция Болдуина, который поставил своей целью добраться до полюса по льдам.

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий