Как была изготовлена первая лира

Как была изготовлена первая лира

Музыкальный инструмент: Лира

Любовь… Удивительное волшебное чувство, дарующее людям неимоверное наслаждение, надежду на счастье и блаженство. Человечество знает много прекрасных преданий о любви, трепетно относится к ним и хранит в своей памяти. Красивые легенды о беззаветном чувстве Тристана и Изольды, Джотхи и Акбара, Ромео и Джульетты бережно передаются из поколения в поколение. Историй о любви много, но есть ещё одна, которая заслуживает особого внимания. Она дошла до нас со времен глубокой древности, из античной Греции. Это предание о знаменитом певце Эллады Орфее и его любимой жене – нимфе Эвридике. Легенда гласит, что Орфей, потерявший свою возлюбленную, умершую от укуса змеи, решился на отчаянный поступок: он спустился в подземное царство, чтобы просить бога мертвых Аида вернуть ему Эвридику. Верной спутницей и помощницей Орфея в этом трудном путешествии была его лира, волшебные звуки которой могли останавливать реки, завораживать природу, животных и птиц. Что же это за инструмент, обладающий такими магическими свойствами? Согласно древнегреческому мифу лиру в младенческом возрасте из черепашьего панциря, бычьих рогов и трех жильных струн создал, обладающий многими талантами, бог Гермес. Затем он обменял её на стадо божественных коров, принадлежащих богу высшей духовности и искусств Апполону, очарованному звучанием инструмента, который в свою очередь подарил, но уже семиструнный инструмент, легендарному Орфею, принесшему лиру в мир людей.

Звук

Фото:

Интересные факты

Конструкция

Разновидности лиры

Семейство лиры включает в себя инструменты различных видов и размеров, но наиболее востребованными яаляются хелис, форминга и кифара.

История

Лира – инструмент, прежде всего ассоциирующийся с культурой Древних Греции и Рима, настолько давно появился в жизни людей, что сегодня ни один историк не может точно назвать время и место его возникновения. По некоторым предположениям родиной лиры является Фракия, а по другим Ближний Восток. Именно в Месопотамии, одной из древнейших цивилизаций, на территории шумерского Ура, во время археологических раскопок были найдены подобные струнные музыкальные инструменты, изготовление которых датируется серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Искусствоведы впоследствии дали им название урских лир. Найденные инструменты были довольно больших размеров, с количеством струн от восьми до двенадцати и резонатором, в форме бычьей головы. В Ассирии бык являлся символом плодородия и пользовался особым почитанием у жителей страны. В библейских сказаниях мы находим неоднократное упоминание, что примерно в те же самые времена лира была весьма востребована в Древнем Египте, а также любимым инструментом у еврейского народа. На нем с удовольствием музицировал царь Давид, являвшийся яркой личностью не только в ветхозаветной, но и в мировой истории.

Самое раннее дошедшее до нас изображение лиры относится ко времени минойской цивилизации (1400 г. до н. э) и находится оно в знаменитом саркофаге Агия Триады, который изначально располагался в южной части острова Крит. Существует гипотеза, что именно с Крита лира начала свое распространение по Греции и Римской империи, где получила оригинальную конфигурацию в виде подковы, а также в иерархии используемых в то время музыкальных инструментов заняла весьма высокое место. Лира, игравшая важную роль в культуре этих стран, считалась апполоническим, благородным инструментом, обучение на котором являлось обязательным в образовании «свободного» гражданина. Она была востребованным инструментом не только у знаменитых в то время музыкантов, но и у«древних бардов», в круг которых входили рассказчики, харизматики и поэты. А так как звучание лиры сопровождало не только пение, но и декламацию, отсюда определенный вид античной поэзии впоследствии получил название «лирической». Кроме этого инструмент активно использовался в домашнем музицировании: он считался пристойным для порядочных женщин. Поскольку лира пользовалась большой популярностью, мастера постоянно модифицировали её, изготавливали разных видов и размеров. Количество струн на инструменте варьировалось и доходило до восемнадцати, но самой востребованной все же считалась семиструнная лира.

К большому сожалению, лира, являющаяся прародительницей многих музыкальных инструментов, в нынешнее время не получает должного внимания, но люди помнят о ней и подтверждением тому является эмблема музыкального искусства в виде этого изящного старинного инструмента.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Как была изготовлена первая лира


Лира — струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.

Происхождение, исторические заметки

Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром.

С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как правило, отличалась по конструкции от античной: стойки, перекладина и резонаторный корпус часто вырезались из одного куска дерева.

После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре, а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, пасомое Аполлоном, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. Этот миф пересказывается даже в «Скрипичной школе» Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!

Читайте также:  Как быть похожей на маринетт

Позднее на лире было, как правило, семь струн.

На Крите лира была известна уже около 1400 года до н.э., но сам инструмент, по-видимому, еще древнее. Согласно преданиям, на лире играли легендарные греческие музыканты божественного или полубожественного происхождения: Орфей (которому, якобы, лиру вручил сам Аполлон) и Амфион, созидавший стены Фив под звуки лиры. Те же предания, отозвавшиеся в древних музыкальных трактатах, донесли до нас даже строй так называемой орфеевой лиры — в современных понятиях это ноты «ми, си, ля, ми», взятые от первой октавы вниз.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном «домашним» инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих.

На Украине и в Белоруссии лира является старинным струнным народным инструментом (XVII вв.) с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым «рыле». Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Видео: Лира на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Источник

Как была изготовлена первая лира

Есть популярные слова, которыми пользуются, не задумываясь об их происхождении. Лирическими бывают стихи, комедии, песни, беседы – но что на самом деле означает этот эпитет? И откуда взялось в разных языках всем понятное слово «лирика»?

Что такое лира

Появлению душевного эпитета и термина человечество обязано древним грекам. Лира – это музыкальный инструмент, игра на котором входила в базовую программу обучения граждан Древней Греции. Количество струн на классической лире равнялось семи, в соответствии с числом планет и символизировало мировую гармонию.

Под аккомпанемент лиры зачитывали хором и сольно эпические сочинения на публике и произведения малых поэтических форм в избранном кругу, отсюда произошло название жанра поэзии – лирики. Впервые слово lyra встречается у поэта Архилоха – находка датируется серединой VII века до нашей эры. Греки обозначали этим термином все инструменты семейства лир, самые известные из них – форминга, которая упоминается в «Илиаде», барбит, кифара и хелис (что значит черепаха на греческом языке).

Старинный струнный щипковый инструмент, по популярности в древней литературе сравнимый с арфой, в современное время известен как эмблема музыкального искусства, международный символ поэтов и военных оркестров.

Устройство инструмента

Округлую форму струнная лира унаследовала от первых изделий, изготовленных из панциря черепахи. Плоский корпус обтягивали мембраной из воловьей кожи, снабжали двумя рогами антилопы или изогнутыми деревянными стойками по бокам. К верхней части рогов крепили штангу-перекладину.

На готовую конструкцию, по виду напоминающую хомут, натягивали одинаковые по длине струны из овечьих кишок или конопли, льна, числом от 3 до 11. Они крепились к штанге и корпусу. Для выступлений греки предпочитали 7-струнные инструменты. Встречались также 11-12-струнные и отдельные 18-струнные экспериментальные экземпляры.

В отличие от греков и римлян в других древнейших средиземноморских и ближневосточных культурах часто использовали резонатор четырехугольной формы.

У более поздних северных европейских аналогов тоже были свои отличия. Самая древняя найденная германская лира относится к V веку, а скандинавская ротта к 1300 году. Средневековая немецкая ротта сделана по тем же принципам, что и эллинские образцы, но корпус, стойки и перекладина выточены из цельного дерева.

История

На картинах и античных скульптурах изображается с лирой Аполлон, музы, Парис, Эрос, Орфей, и, конечно, бог Гермес. Этому обитателю Олимпа греки приписали изобретение первого инструмента. По легенде античный бог-младенец скинул пеленки и отправился красть священных коров у другого бога – Аполлона. По пути вундеркинд сделал из черепахи и палок лиру. Когда кража открылась, Гермес игрой на своей поделке настолько поразил Аполлона, что тот оставил ему коров и забрал себе музыкальную игрушку. Поэтому греки культовый инструмент называют аполлоническим в отличие от дионисийского духового авлоса.

Музыкальный инструмент в виде хомута изображен на артефактах народов Ближнего Востока, Шумера, Рима, Греции, Египта, появляется под названием «киннор» в Торе. В шумерском государстве Уре в гробницах сохранились древнейшие лиры, одна из них со следами 11 колков. В Шотландии найден элемент 2300-летнего подобного инструмента, который выглядит как струнодержатель. Лира считается общей прародительницей целого ряда современных струнных инструментов.

Использование

Благодаря поэмам Гомера, сохранились детали, как музыкальные инструменты участвовали в жизни микенского общества конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Струнную музыку использовали при совместном выполнении работ, в чествованиях богов, общегреческих праздниках, симпосиях и религиозных процессиях.

Поэты и хоры исполняли под аккомпанемент лиры произведения на парадах в честь военных побед, спортивных состязаниях, Пифийских играх. Без сопровождения поэтов не обходились свадебные торжества, пиры, уборка винограда, погребальные церемонии, бытовые ритуалы и театральное действие. Музыканты участвовали в важнейшей части духовной жизни древних народов – праздниках в честь богов. Под перебор струн зачитывались дифирамбы и другие хвалебные гимны.

Обучение игре на лире использовали в воспитании гармоничного нового поколения. На необходимости музыки в формировании личности настаивали Аристотель и Платон. Игра на музыкальном инструменте входила, как обязательный элемент, в образование греков.

Как играть на лире

Держать инструмент было принято вертикально, или с наклоном от себя, примерно под углом 45°. Декламаторы выступали стоя или сидя. Играли большим костяным плектром, свободной рукой приглушая другие, ненужные струны. К плектру присоединяли шнурок.

Читайте также:  Ввп может быть подсчитан как сумма

Настройка античного инструмента проводилась по 5-ступенчатому звукоряду. Техника игры на разновидностях лир универсальна – овладев одним струнным щипковым инструментом, музыкант мог играть на всех подобных. Тем более, что поддерживался эталон из 7 струн во всем семействе лир.

Многоструние осуждалось, как излишество, приводящее к многозвучию. От музыканта в античности требовали сдержанности в исполнении и строгого благородства. Игра на лире была доступна мужчинам и женщинам. Единственный гендерный запрет касался кифары с массивным деревянным корпусом – к обучению допускались только мальчики. Певцы с кифарами (кифароды) распевали стихи Гомера и другие гекзаметрические стихи на специально разработанные мелодические композиции – номы.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Согласно «гомеровскому» гимну «Гермесу» и в трактовке Аполлодора («Мифологическая библиотека»), дело происходило так.
Старшая из дочерей Атланта, сына титана Иапета, которую звали Майя, родила от Зевса маленького Гермеса. Это случилось в пещере горы Киллены, находящейся на северо-восточной границе Аркадии. Как полагается даже среди богов, новорожденного завернули в пеленки и положили в той же пещере в колыбель. Своими поступками он сразу же заявил о себе как бог, ибо то, что сделал Гермес, недоступно ни одному из смертных.

Муза! Гермеса восславим, рожденного Майей от Зевса!
Благостный вестник богов, над Аркадией многоовечной
И над Килленою царствует он. Родила его Майя,
Нимфа, достойная чести великой, в любви сочетавшись
С Зевсом-Кронионом. Сонма блаженных богов избегая,
В густотенистой пещере жила пышнокудрая нимфа.
Там-то на ложе всходил к ней Кронион глубокою ночью,
В пору, как сон многосладкий владел белолокотной Герой.
Втайне равно от богов и людей заключен был союз их.
Время пришло, — и свершилось решенье великого Зевса:
Сын родился у богини, — ловкач изворотливый, дока,
Хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатай, разбойник,
В двери подглядчик, ночной соглядатай, которому вскоре
Много преславных деяний явить меж богов предстояло.

По легенде, на этой горе родился Гермес.

Маленький бог сбросил с себя пеленки, вылез из колыбели и в конце концов перешагнул через порог пещеры. Он отправился в ту самую Пиерию, где жили музы-пиериды. Однако его интересовали не они. Там он украл стадо коров, которое пас Аполлон. Но чтобы самого похитителя и коров нельзя было отыскать по следам, Гермес надел на их копыта сандалии и пригнал всех в Пилос, там ему удалось спрятать стадо в пещере. Двух же коров малолетний похититель зарезал и ловко освежевал: их мясо он частично сварил и съел, а частично — сжег; шкуры же растянул на скале для просушки. После этого он поспешил возвратиться к себе на родину, в Киллену.

После того как из недр материнских он вышел бессмертных,
В люльке священной своей лишь недолго Гермес оставался:
Вылез и в путь припустился на розыск коров Аполлона,
Через порог перешедши пещеры со сводом высоким.

Гермес угоняет коров Аполлона. Lorrain Claude

Здесь перед своей пещерой он нашел пасущуюся черепаху. Гермес полностью очистил весь панцирь. Затем он срезал несколько стеблей тростника и разделил их на небольшие столбики. Воткнув эти тростниковые столбики в крепкий панцирь черепахи и натянув на них кишки коров, он завершил изготовление первой лиры (тот же миф говорит, что Гермес изобрел и плектр).
Впоследствии кто-то из безымянных греческих поэтов сложит о лире удивительную эпиграмму-загадку, в которой, в отличие от мифа, корова заменена на барана:
«Мой родитель — баран, а мать моя — черепаха; Рождение мое было смертью и ей, и ему».

Как через грудь человека, которого злые заботы
Мучают, быстрые мысли несутся одна за другою,
Как за миганием глаза другое миганье приходит,
Так у Гермеса за словом немедленно делалось дело.
Точно по сделанной мерке нарезав стеблей тростниковых,
Их укрепил он над камнеподобной спиной черепахи,
Шкурой воловьей вокруг обтянул, догадавшись разумно,
Пару локтей прикрепил, перекладину сделал меж ними
И из овечьих кишок семь струн приладил созвучных.
Милую эту утеху своими сготовив руками,
Плектром одну за другою он струны испробовал. Лира
Звук испустила гудящий. А бог подпевал ей прекрасно.

Утром, едва рассвело, на священные главы Киллены
Снова вернулся Гермес. И на длинном пути никого он
Ни из бессмертных богов, ни из смертнорожденных не встретил.
Даже собаки молчали. И Зевсов Гермес-благодавец,
Съежившись, в дом сквозь замочную скважину тихо пробрался.
Ветру осеннему или седому подобный туману.
Там в колыбельку поспешно улегся Гермес многославный.
Плечи окутав пеленкой, лежал он, как глупый младенец,
В руки простынку схватил и ею играл вкруг коленок.
Лиру же милую слева под мышкой прижал.

Тогда Аполлон взял своего сводного братца Гермеса, отнес его к самому Зевсу, их отцу, взывая к справедливости. Зевс потребовал от Гермеса возврата коров, но тот все отрицал. Однако долго скрывать истину было невозможно, и Гермес вынужден был привести Аполлона в Пилос, где находилось украденное стадо, и возвратить его хозяину. После того как правда восторжествовала, расстроенный Гермес сел и стал играть на изобретенной им лире. Как видно, он вложил в эту импровизацию всю свою горечь и тоску. Гермес молчал, но лира его пела и разливающиеся вокруг звуки говорили о многом, передавая уныние и скорбь самого музыканта.

Читайте также:  Как будет на английском языке имя наталья

Плектром испробовал струны одну за другою. Кифара
Звук под рукою гудящий дала. Аполлон засмеялся,
Радуясь; в душу владыки с божественной силой проникли
Эти прелестные звуки. И всею душою он слушал,
Сладким объятый желаньем. На лире приятно играя,
Смело сын Майи по левую руку стоял Аполлона.
Вскоре, прервавши молчанье, под звонкие струнные звуки
Начал он петь, и прелестный за лирою следовал голос.
Вечноживущих богов воспевал он и темную землю,
Как и когда родились и какой кому жребий достался.

И тогда произошло чудо, на сотворение которого способна лишь музыка. Только что добившийся своей цели, радостный и удовлетворенный Аполлон стоял как завороженный возле музицирующего Гермеса и с восхищением смотрел на инструмент, издававший прекрасную мелодию. Он забыл о своих коровах и вообще обо всем на свете. Единственное, что его сейчас притягивало, — инструмент и исполняемая на нем музыка. Когда затихли божественные звуки, Аполлон попросил Гермеса отдать ему лиру в обмен на коров. Подумав, Гермес согласился, но с одним условием: Аполлон должен научить его искусству прорицания. Аполлон принял это условие, однако выдвинул встречное требование: обучение должно быть обоюдным, Гермесу придется обучить его игре на лире. В конце концов сделка состоялась, и в результате Гермес приобщился к великим тайнам мантики, а Аполлон в совершенстве овладел искусством игры на лире.

Неукротимой любовью душа разгорелася Феба,
И, обратившись к Гермесу, слова он крылатые молвил:
«О скоторез, трудолюбец, искусник, товарищ пирушки,
Всех пятьдесят бы коров подарить тебе можно за это!
Мирно отныне с тобою, я думаю, мы разойдемся.
Вот что, однако, скажи мне, о Майи сын многохитрый:
Дивные эти деянья тебе от рожденья ль присущи,
Либо же кто из бессмертных иль смертных блистательным этим
Даром тебя одарил, обучив богогласному пенью?
Слушаю я этот дивный, доселе неслыханный голос,
Нет, никогда не владел тем искусством никто ни из смертных,
Ни из бессмертных богов, в Олимпийских чертогах живущих,
Кроме тебя одного, сын Зевса и Майи, воришка!
Что за искусство? Откуда забвенье забот с ним приходит?
Как научиться ему? Три вещи дает оно сразу:
Светлую радостность духа, любовь и сон благодатный.
Сопровождаю и сам я божественных Муз олимпийских,
Дело же их — хороводы и песенный строй знаменитый,
Пышно цветущие песни и страстные флейт переливы.
Но никогда ни к чему еще сердце мое не лежало
Больше, чем к этим деяньям искусным, явленным тобою.

Тема конфликта между двумя богами была достаточно популярна в античности. Так, Павсаний сообщает, что на горе Геликон стояла медная скульптурная группа, изображающая Аполлона и Гермеса, борющихся за лиру. Лукиан в «Разговорах богов» посвятил специальный раздел этому мифологическому эпизоду. Правда, здесь создателем лиры выступает не Гермес, а другой олимпийский умелец — Гефест, бог огня и кузнечного ремесла, но смысл повествования тот же: Аполлон завидует Гефесту, так как тот умело играет на изобретенной им лире, а сам Аполлон, несмотря на свои продолжительные упражнения, не может сравниться в мастерстве с Гефестом. Лукиан использует этот эпизод для реализации своей основной художественной задачи — снабдить образы великих олимпийцев характерами его современников. Аполлон низводится им до уровня обыкновенного музыканта-ремесленника, озабоченного профессиональной завистью. Поэтому в таких «опеваниях» известного мифа не следует искать большого глубинного смысла, ибо их важнейшей задачей являлась модернизация древнего предания.

Звонкую будешь иметь на руках ты певицу-подругу,
Сможет она говорить обо всем хорошо и разумно.
С нею ты будешь желанным везде, — и на пире цветущем,
И в хороводе прелестном, и в шествии буйно веселом.
Радость дает она ночью и днем. Кто искусно и мудро
Лиру заставит звучать, все приемы игры изучивши,
Много приятных для духа вещей он узнает чрез звуки.

Перевод В.В. Вересаева

Сам же миф отражает реальные черты музыкальной жизни архаичного периода. История не сохранила, да и не могла сохранить, сведения той древнейшей дописьменной эпохи о взаимоотношениях между музыкантом-исполнителем и мастером, создающим музыкальный инструмент. Поэтому сейчас нельзя однозначно ответить на вопрос, совмещались ли они в одном лице в той доисторической древности? Хотя такое совмещение и было вполне возможным, но миф об Аполлоне и Гермесе отражает стремление к дифференциации дела музыканта и дела мастера и находится в согласии с представлениями о разделении ремесел, изложенными в труде писателя III в. Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»: кроме «добывающего ремесла» (например, дровосека, добывающего натуральный материал), существуют «перерабатывающие» и «использующие»- ремесла. Примером перерабатывающего ремесла является производство авлосов и лир, так как эти инструменты возникают словно из «переработки» таких натуральных материалов, как дерево и тростник. Использующим же ремеслом является профессия музыканта, ибо она только «использует» инструменты, сделанные другими мастерами. Такая же дифференциация ремесел присутствует у Платона («Эвтидем»), когда он различает «λυροποιική» (ремесло изготовления лир) и «κιθαριστική» (искусство игры на лире). Такова была логика античной «специализации» в классический и послеклассический периоды.

Как мы видим, в мифе об Аполлоне и Гермесе проводится та же мысль. Несмотря на то, что первый обучается игре на лире у второго, основная смысловая направленность легенды заключается в том, что мастер-Гермес дал в руки музыканта-Аполлона изобретенный им инструмент.

Процитировано 10 раз
Понравилось: 11 пользователям

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий