Как был устроен ветхозаветный храм как он назывался

Ветхозаветный храм

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

В Евангелии говорится о том, как отрок Иисус 12-ти лет остался в храме во время паломничества, которое регулярно совершали его родители из Галилеи в Иерусалим. И в дальнейшем мы знаем, что Господь неоднократно приходил в ветхозаветный храм, для того чтобы помолиться, быть в Доме Отца Своего. Давайте посмотрим на историю этого храма, которая обнимает около тысячи лет до Рождества Христова.

Первый храм был построен в середине – второй половине X века царем Соломоном. Разумеется, за образец этого храма была взята скиния Моисея, но он имел ряд особенностей. У скинии, как мы помним, было довольно простое устройство: это шатер со сборно-разборными стенами, задняя часть у которого была Давир, или Святое Святых, Святое и, собственно говоря, площадь, на которой народ собирался вокруг этой скинии.

При построении храма Соломоном, нужно было строить уже нечто устойчивое, постоянное. Мы помним, как об этом говорит в Книге Царств царь Давид, переживая, что скиния обветшала. Он захватил новую столицу – Иерусалим, построил себе дворец, а построить Дом Господу не может, и Давид чувствует этот диссонанс. Поскольку он много воевал, пролил много крови, Господь не дает ему построить храм. И Давид только запасает материалы, а непосредственно построить должен Соломон.

Строительство храма Соломоном – событие, конечно же, выдающееся для всей истории. Причем, как видно из самого текста Священного Писания, Соломон активно привлекал финикийских строителей и использовал финикийские приемы архитектуры. При исследовании археологического контекста, действительно, видно, что в общем и целом храм Соломона соответствует по своему устройству обычной трехчастной схеме храмов Леванта. То есть Святое Святых – некоторый Давир, Святое и некоторый притвор – площадь около нее. Но говорить при этом о заимствовании не приходится. Дело в том, что слишком очевидна и проста схема этого храма: нечто священное и важное поместить на задний план и еще на возвышенность – это, по-моему, свойственно общим для всех людей представлениям о Святом. Скорее, здесь надо говорить о другом: как идея Бога Невидимого, Который является Царем над Израилем и Царем собственно в Иерусалиме, была выражена с помощью человеческих средств, человеческой культуры того времени. Соломон в этом смысле мог довольно спокойно прибегать к этим человеческим средствам, если сохранялась главная идея.

Размеры храма указаны в локтях. Измерялись, скорее всего, царским локтем. Царский локоть – 52,5 сантиметра. Хотя существовал и короткий локоть – 44,5 сантиметра. Мера не такая обычная: предполагается, что у царя руки длиннее, соответственно, царский локоть длинней. Если переложить на современные размеры, то это примерно так: ширина – 25 метров, длина – 50 и высота около 16 метров. Очень большое для того времени здание: его фасад размером с пятиэтажный дом. Очень крупный храм. В Палестине и во всем Леванте аналогов ему нет. Любой из крупных храмов, которые мне приходилось видеть или о которых я читал в источниках, заведомо меньше. Крупный храм мы находим в Египте, но там совершенно иное устройство и совершенно иная идея.

Храм был украшен орнаментальными решетками, пальметками. Интересно, что, несмотря на категорический запрет изображать идолов, в храме присутствует изображение херувимов. То есть они не противоречили идее поклонения Единому Богу. Этот вопрос о херувимах надо рассмотреть отдельно.

Во-первых, каким образом, мы можем предполагать, были изображены херувимы в ветхозаветном храме. Как правило, когда мы говорим о херувимах, все вспоминают ренессансные изображения пухленьких детей, скорее напоминающих римских языческих божков любви, как на фресках из Помпеи, или что-то еще в это роде. Надо сказать, что ангельские существа керубы на Ближнем Востоке воспринимались совершенно иначе. Как правило, их изображали либо в виде львов с человеческой головой, либо полулюдей-полубыков. Интересны ассирийские изображения, копии которых мы можем увидеть в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Интересно, что смысл употребления существ, которые должны были выглядеть каким-то образом подобно финикийским или египетским изображениям, иногда даже похожи на сфинксов, по всей видимости, был следующим: часто находят царские троны, подножие которых представляют собой каких-то херувимоподобные существа. Посмотрите на изображение саркофага царя Библа Ахирама, который ему воздвиг сын. На стенке саркофага изображен Ахирам, восседающий на троне: он сидит на подобии каких-то таких существ.

По всей видимости, в Святом Святых ветхозаветного храма была выражена следующая идея: Невидимый Бог восседает на Престоле, троне, между этими самыми херувимами славы. То есть, собственно, царем Израиля является Господь, а Святая Святых, в таком случае, видимо, Его подножием. Как мы видим на изображении царя Ахирама, у трона есть какое-то подножие, и им является Ковчег Завета, собственно, его крышка, капорет, которая в Священном Писании еще названа как очистилище. В Судный день на крышку должна была кропиться кровь жертвенных животных. Это означало, что Господь принимает жертву умилостивления как некое ходатайство от народа в знак грядущей Жертвы. Здесь очевиден символизм и указание на Новый Завет.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»

Источник

Храм Иерусалимский

Храм Иерусалимский. Скиния, походный храм иудеев до времен Соломона, была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синае ( Исх. XXV:9, 10 ), поэтому и храм Иерусалимский, в главных частях своих, походил на скинию. Опуская устройство скинии и ее принадлежностей, мы опишем устройство храма Иерусалимского, с теми изменениями, каким он подвергался во времена Зоровавеля и Ирода.

I) Здание храма Соломонова, со всеми пристройками, может быть представлено следующим образом. Главнейшие части храма, подобно как в скинии, были: Святилище (26 аршин и 4 верст длины, 13 аршин и 2 верст ширины, и 20 аршин 5 верст высоты) и Святое святых (кубическое пространство в 13 аршин и 2 версты). Святая святых было 7 аршинами ниже Святилища; эти семь аршин заключали в себе комнату, которая находилась в задней части храма над Св. святых и служила для хранения священных вещей ( II Пар. III, 9 ). Ближе к востоку, у передней части здания, был притвор, длиною 13 аршин 2 версты, шириною 6 аршин 9 верст, а высотою равный пятидесяти аршинам. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а Святое святых было совершенно темное. Впрочем, при богослужении то и другое освещалось в отверстые двери. Кедровые стены Святилища и Святая святых и кипарисовый пол были украшены разными изображениями херувимов, цветов и плодов. Все эти изображения были обложены золотом ( III Цар. VI, 35 ). Между Святилищем и Святая святых была завеса, висевшая на золотых цепях (ст. 22–25), и дверь из масличного дерева (ст. 31). Другая дверь, также с завесой, отделяла притвор от Святилища. Между притвором и двором были только двери без завесы. Пред спуском на площадь двора, по сторонам дверей, стояли два медных, обложенных золотом столба, в 4 сажени высотою, с разными вызолоченными венцами. Правый назывался Иахин (стоящий прямо), а левый Боаз (легкий).

Читайте также:  Как будет по английски поминки

Во Святой святых находился Кивот завета, тот самый, который был в скинии Моисеевой, только крылья херувимов были большие (около 4 аршин) и утверждались не на Кивоте, а на стенах и потолке ( III Цар. VI, 23–28 ). Ковчег длинной своей стороной поставлен был от востока к западу, и рукояти его были так длинны, что восточные оконечности их обозначались возвышениями на завесе ( III Цар. VIII, 8 ).

В Ковчеге завета находились только скрижали Закона ( III Цар. VIII, 9 ). Остального же, т. е. жезла Ааронова и чаши с манною, уже не было, вероятно, с того времени, как Ковчег был в плену у филистимлян. Кроме Ковчега, в этом же отделении хранились книги Закона.

В Святилище находились: а) золотой алтарь кадильный, стоящий на середине, ближе к завесе; б) десять седмисвещных светильников и десять трапез предложения. По пяти светильников и по пяти трапез стояло на обеих сторонах.

К зданию храма с северной, западной и южной стороны прилегало 3-этажное каменное здание, имевшее множество комнат. Стены здания кверху суживались, а комнаты расширялись. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все 3 этажа. В каждой комнате было по одному окну, снаружи широкому, а внутрь узкому. Стекол в окнах не было. Это здание было еще окружено невысокой крытой галереей почти в сажень ширины ( III Цар. VI, 10 ).

Дворов, окружающих здание храма, было три:

а) ближайший к храму Двор священников, окруженный оградой, настолько низкой, чтобы чрез нее народ мог видеть священнодействие. Северная, западная и южная стороны этой ограды были каменные, а восточная кедровая ( III Цар. VII, 12 ). На этом дворе находились: а) жертвенник из медных досок, наполненный внутри землей и камнями. Длина и ширина его была 13 аршин и верст, высота 6 аршин 9 верст; б) ближе к храму стояло медное море, большой водоем (2 сажени и 9 верст в диаметре, в сажень и 4 версты высота), имевший вид распустившейся шестилиственной лилии и утвержденный на двенадцати медных волах, которые четырьмя группами смотрели на все четыре стороны; в) по сторонам стояло десять умывальниц, украшенных изображениями херувимов, львов, волов и венков и поставленных на колесах. Эти умывальницы назначены были для омовения жертв. В медном же море совершали свои омовения священные лица.

г) за оградой, окружающей Двор священников, был Двор народа, с востока, севера и юга окруженный зданиями для священных лиц и предметов. В этот двор, кроме главного входа с востока, вели еще входы с севера и юга, на каждой стороне по четыре. У внутренней, обращенной к храму стороны зданий были портики в один ряд колонн. д) наконец, за Двором народа был Двор язычников, окруженный каменной стеной и имевший четыре входа. На этом дворе полагают царское место.

II). О втором храме Иерусалимском, воздвигнутом Зоровавелем чрез 52 года по разрушении первого храма, мы имеем весьма мало сведений. Знаем мы, что этот храм хотя был построен на том же месте и, может быть, на тех же основаниях, но не был так великолепен, как первый храм, и уже не имел в себе ни одной из тех священных вещей, которые украшали храм Соломонов. Нам понятна скорбь старцев при построении второго храма ( I Езд. II ). Сличая некоторые места Священных книг с показаниями Иосифа Флавия, мы можем о втором храме сделать несколько кратких замечаний.

Широта и высота храма, согласно указу Кира ( I Езд. VI, 3 ), была в 60 локтей, т. е. около 13 саженей и 6 вершков. Он был сделан из гладких камней и из дерев. В окружности здания было множество комнат и притворов, с дверями, при которых стояли дворники из левитов. Ограда храма, т. е. Двор народа, была недоступна не только иноземцам, но и самим евреям, если они не были очищены по закону. Святилище отделялось от Святого святых и от притвора так же, как и в храме Соломоновом, т. е. дверями и завесами.

Священных вещей прежнего храма здесь не было вовсе. На месте Ковчега завета лежала мраморная плита; в Святилище, кроме алтаря кадильного, был один светильник и один стол для хлебов предложения. По сказанию Иосифа Флавия, Птоломей Филадельф, желая возблагодарить палестинских евреев за совершенный ими перевод Свящ. книг, послал в Иерусалим множество подарков и, между прочим, трапезу, похожую на иерусалимскую. Она была почти 2 аршина (2 1/2 локтя) длины, 1 аршин ширины и почти 3 аршина высоты. Что же касается прочих священных принадлежностей храма, то известно, что их было достаточно, так как некоторые сосуды были возвращены персидскими царями из Вавилона, а некоторые устроены были на добровольные пожертвования евреев. Богатство второго храма было известно угнетателям еврейского народа – сирийцам, и часто жажда добычи привлекала их в храм. Второй Иерусалимский храм испытывал различные перемены судьбы, смотря по тому, одолевали ли евреев враги, особенно сирийцы, или усиливались ревнители Закона и отечественной свободы. Особенному поруганию подвергся храм при Антиохе Епифане; но вскоре же был обновлен Иудой Маккавеем. Память об этом обновлении долго сохранялась у евреев под именем Праздника обновления ( Ин. X, 22 ).

III). В царствование Ирода Великого второй храм подвергся большим перестройкам, так что от прежнего храма не осталось почти ничего.

Храм, перестроенный Иродом, может быть представлен в следующем виде. Здание храма стояло на цоколе из белых мраморных плит с лестницей пред главным входом. Высота и длина храма с портиком были 22 сажени, ширина 4 сажени.

Притвор имел выступы по 4 сажени на обе стороны, так что длина его не равнялась ширине Святилища, как было в храме Соломоновом, а была около 10 сажен; ширина его была 2 сажени.

Святилище имело около 8 сажен длины, 4 сажени ширины, 13 сажен и 6 вершков высоты; от притвора оно отделялось великолепной Вавилонской завесой и двустворчатыми, всегда открытыми вратами, над которыми утверждена была огромная, в рост человека, золотая виноградная кисть.

Читайте также:  Как будет по немецки везде

В Святилище находились: светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник. Святая святых было кубическое, как и в храме Соломоновом; каждая сторона его была в 1 сажень и 1 аршин.

Кровля храма была плоская с золотыми спицами, которые служили для отогнания птиц. Храм с западной, северной и южной стороны был также обстроен боковыми зданиями в 3 этажа, имевшими 38 комнат, соединявшихся витыми лестницами.

Дворов, окружающих здание храма, было три:

А) Двор священников, ближайший к храму. В нем находились большой жертвенник, подобный Соломонову, но меньший его в размерах, именно трех сажен и четырех вершков высоты. Вход на него был с южной стороны. Пред жертвенником ближе к югу находился большой водоем. Двор священников был окружен невысокой стеной и стоял несколько выше Двора народа.

Б) Двор народа был 14 ступенями выше Двора язычников. Он был окружен с севера, востока и юга множеством зданий, с галереями внутрь двора и с греческими и латинскими надписями, запрещавшими язычникам входить сюда. Двор народа имел два отделения, одно для жен, другое для мужей. Отделение жен, узкое, шло от севера к югу и было пятью ступенями ниже отделения мужей, от которого отделялось невысокой стеной. В этой стене был вход к храму от главных, восточных, или Никаноровых, дверей, которые, по богатству материала и изяществу украшений, назывались Красными вратами ( Деян. III, 2 ). А те врата, которые находились в ограде, отделяющей Двор мужей от Двора жен, были обиты золотыми и серебряными листами. Отделением мужей окружался Двор священников с севера, востока и юга. Вокруг Двора народа с трех сторон было множество зданий в два и три этажа, для разных лиц и вещей, нужных для храма и его священнодействий. При этих зданиях пребывал народ иудейский во дни праздников; здесь же, конечно, находился и Господь наш, когда учил во храме.

Источник: Иллюстрированная Библейская энциклопедия / архимандрит Никифор (Бажанов). – Москва: Эксмо, 2016. – 640 с. ISBN 978-5-699-87789-8

Источник

Иерусалимский храм

Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ.

Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля.

Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину.

Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога.

Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

Существенной принадлежностью двора было Медное море и десять передвижных подстав с умывальницами. Справа и слева вход украшали два медных столпа по восемь локтей высоты, которые в 3-й книге Царств и 2-й Паралипоменон названы Воаз и Иахин. Возможно, это были гигантские светильники, увенчанные чашечками для елея.

В святом стоял жертвенник, на котором возжигался фимиам, десять золотых семисвечников и десять столов. На одном из них находилось двенадцать хлебов предложения. В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день очищения. Здесь находился ковчег завета. О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой.

Освящение храма состоялось в седьмой месяц (афаним) еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней. Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму). Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (3 Цар 8, 23, 52).

По словам преподобного Ефрема Сирина, многочисленные жертвы (двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого), которые принес царь Соломон в день освящения храма, указывают на всемирную жертву Спасителя, которою Он освятил Свою Святую Церковь.

О мудрости Соломона стало известно далеко за пределами Израиля. Его посетила царица Савская. Иисус Христос указывает на это событие: Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф 12, 42).

Слава Соломона стала для него великим нравственным испытанием, которое он не смог выдержать. Постепенно Соломон становится обладателем колоссальных богатств. Все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме, построенном из ливанского дерева, были также из золота. Самое печальное было в том, что Соломон стал делать то, что запретил Господь через пророка Моисея, говоря о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно (Втор 17, 17). У Соломона было тысяча четыреста колесниц. Но самое неугодное Богу было в другом. У него было множество жен и наложниц, которые развратили его сердце. Господь определяет ему наказание — разделение царства.

Читайте также:  Как будет по английски обеспокоенный

Гнев Божий на Соломона был тем сильнее, чем больше были прежние милости Господа к нему, выразившиеся в двукратном явлении Божьем ему (см.: 3 Цар 3, 5; 9, 2–3).

Источник

Храм и его устройство

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий