Как был устроен парламент во франции

Парламент Франции

Председатель Национального собрания Франции Бернар Аккуайе — из партии Союз за народное движение — избран 26 июля 2007 Депутатов 925
348 сенаторов
577 депутатов Политические группы (фракции) Сенат:
Союз за народное движение
Социалистическая партия
Центристский союз
Коммунистическая партия, Республиканское и гражданское движение и сенаторы из левой партии
Европейское демократическое и социальное собрание Последние выборы 25 сентября 2011 Адрес зала заседаний Люксембургский дворец (Сенат)
Бурбонский дворец (Национальное собрание) Веб-сайт Официальный сайт парламента Франции

Содержание

Состав

Современный французский парламент состоит из двух палат:

Каждая из палат заседает в различных местах:

Однако иногда для обсуждения конституционного устройства созывается объединенный Конгресс парламента (Congrès du Parlement français).

История

Год Конституция Верхняя палата Нижняя палата Иная палата Объединение палат Одна палата
1791 Конституция Франции 1791 года Национальное собрание (1789—1791),
Законодательное собрание Франции (1791—1792)
1793 Конституция Франции 1793 года Национальный конвент
1795—1799 Конституция Франции 1795 года Совет старейшин Франции Совет пятисот
1799—1802 Конституция VIII года Сенат Франции Законодательный корпус Франции Трибунат
1802—1804 Конституция X года Сенат Франции Законодательный корпус Франции Трибунат
1804—1814 Конституция XII года Сенат Франции Законодательный корпус Франции
1814—1815 Хартия 1814 года Палата пэров Франции Палата представителей Франции
1815 Хартия 1815 года Палата пэров Франции Палата представителей Франции
1830—1848 Хартия 1830 года Палата пэров Франции Палата представителей Франции
1848—1852 Конституция Франции 1848 года Национальное собрание (1848—1849),
Законодательное собрание Франции (1849—1851)
1852—1870 Конституция Франции 1852 года Сенат Франции Законодательный корпус (Вторая империя)
1871—1875 Национальное собрание (1871—1875)
1875—1940 Конституционные законы Франции 1875 года Сенат Франции Палата представителей Франции Национальное собрание Франции
1940—1944 Конституция Франции 1940 года
1944—1946 Временное правительство Французской республики Национальное собрание Франции
1946—1958 Конституция Франции 1946 года Совет Республики Франция Национальное собрание Франции Парламент Франции
c 1958 Конституция Франции 1958 года Сенат Франции Национальное собрание Франции Конгресс Франции

См.также

Ссылки

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Смотреть что такое «Парламент Франции» в других словарях:

Парламент — высший выборный представительный орган государственной власти. Парламенты бывают одно и двухпалатные. К однопалатным, например, относятся Бундестаг, Фолькетинг, Риксдаг, Стортинг, Кнессет. К двухпалатным британский П., состоящий из Палаты… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ПАРЛАМЕНТ — (фр., от ср. в. лат. parlare говорить). В конституционных государствах, собрание народных депутатов, для обсуждения законодательных вопросов и разных других государственных дел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

Парламент Бретани — Парламент Бретани. Парламент Бретани (фр. Parlement de Bretagne … Википедия

парламент — а, м. parlement m., англ. parliament. 1. Первоначально законодательный орган в Англии. Довольно странно впрочем, что Король Английский изъясняется по Французски в своем Парламенте; этот остаток от завоевания сохранен, так как почти все касающееся … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Парламент (значения) — Парламент название следующих понятий: Государственный орган Парламент общее название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Двухпалатный парламент форма организации законодательного… … Википедия

Парламент — (лат. parlamentum; англ. Parliament; фр. Parlement; нем. Parlament) первоначально (в Зап. Европе в XII XIII вв.) торжественные собрания, имевшие разные составы и значение (напр., совещательные собрания знатных людей); затем термин «П.» постепенно … Энциклопедия права

ПАРЛАМЕНТ — (англ. parliament от фр. раr1ег говорить) родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Собственно П. этот орган именуется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и… … Юридический словарь

Парламент, Верховный суд Французского ко-ролевства — (Parlement), высший судебный орган Франции, находящийся в Париже. Учрежден в 12 в., выполнял функции аппеляционного суда и последней судебной инстанции. Существовали и местные П. в Тулузе, Бордо, Руане, Эксе, Гренобле, Дижоне и Рене. Их влияние… … Всемирная история

Парламент — У этого термина существуют и другие значения, см. Парламент (значения) … Википедия

парламент — а; м. [англ. parliament, франц. parlement] 1. Высшее государственное законодательное представительное собрание, построенное целиком или частично на выборных началах. Войти в состав парламента. Депутат парламента. Выборы в парламент. // Шутл. О… … Энциклопедический словарь

Источник

Парламент Франции

FI (17)
и прочие

Парламент Франции
Parlement français
Тип
Тип двухпалатный парламент
Палаты Сенат и Национальное собрание
Руководство
Председатель (президент) Сената Жерар Ларше, Республиканцы
с 1 октября 2014
Председатель (Президент) Национального собрания Франсуа де Рюжи, Вперёд, Республика!
с 27 июня 2017
Структура
Членов 925
348 сенаторов
577 депутатов
Сенат Фракции PCF (20)
PS (128)
Европа Экология Зелёные (12)
RDSE (18)
UC (32)
Республиканцы (131)
Беспартийные (7)
Национальное собрание Фракции
Выборы
Сенат Система голосования непрямые выборы
Национальное собрание Система голосования прямые выборы в два тура
Сенат Последние выборы 28 сентября 2014
Национальное собрание Последние выборы 11 и 18 июня 2017
Зал заседаний
Люксембургский дворец (Сенат)
Бурбонский дворец (Национальное собрание)
Сайт
Официальный сайт парламента Франции

Содержание

Состав

Современный французский парламент состоит из двух палат:

Каждая из палат заседает в различных местах:

Однако иногда для обсуждения конституционного устройства созывается объединенный Конгресс парламента (Congrès du Parlement français).

История

Год Конституция Верхняя палата Нижняя палата Иная палата Объединение палат Одна палата
1791 Конституция Франции 1791 года Учредительное собрание (1789—1791),
Законодательное собрание Франции (1791—1792)
1793 Конституция Франции 1793 года Национальный конвент
1795—1799 Конституция Франции 1795 года Совет старейшин Франции Совет пятисот
1799—1802 Конституция VIII года Сенат Франции Законодательный корпус Франции Трибунат
1802—1804 Конституция X года Сенат Франции Законодательный корпус Франции Трибунат
1804—1814 Конституция XII года Сенат Франции Законодательный корпус Франции
1814—1815 Хартия 1814 года Палата пэров Франции Палата представителей Франции [fr]
1815 Хартия 1815 года Палата пэров Франции Палата депутатов Франции [fr]
1830—1848 Хартия 1830 года Палата пэров Франции Палата депутатов Франции [fr]
1848—1852 Конституция Франции 1848 года Национальное собрание (1848—1849),
Законодательное собрание Франции (1849—1851)
1852—1870 Конституция Франции 1852 года Сенат Законодательный корпус (Вторая империя)
1871—1875 Национальное собрание (1871—1875)
1875—1940 Конституционные законы Франции 1875 года Сенат Франции Палата депутатов Франции [fr] Национальное собрание Франции
1940—1944 Конституционный закон 10 июля 1940 года
1944—1946 Временное правительство Французской республики Национальное собрание Франции
1946—1958 Конституция Франции 1946 года Совет Республики Франция [fr] Национальное собрание Франции Парламент Франции
c 1958 Конституция Франции 1958 года Сенат Франции Национальное собрание Франции Конгресс Франции

См.также

Ссылки

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник

Парламент Франции

Парламент Франции: структура и полномочия

Высшим законодательным и представительным органом во Франции является бикамеральный парламент. Такая двухпалатность имеет свои длительные традиции. Начиная с 1799 года Великой французской революции, однопалатный парламент просуществовал только два периода: с 1790 по 1795 г. и с 1848 по 1851 г. Двухпалатность получила общественную поддержку на двух референдумах в 1946 и 1969 гг.

Национальное собрание является нижней палатой и рассматривается как орган общенационального представительства. Палата включает в себя 577 депутатов, которые избираются сроком на пять лет на основе прямого и всеобщего голосования.

Сенат – это верхняя палата. Она представляет интересы различных территориальных коллективов. Путем косвенных выборов, создаваемыми в департаментах коллегиями, которые включают депутатов всех уровней, кроме коммуны, избранных на территории департамента, и представителей муниципальных советов коммун, находящихся на территории департамента, сроком на девять лет избираются члены сената. Таким образом, члены сената представляют интересы территориальных коллективов. Но сенат, каждые три года обновляет свой состав на одну треть.

Палаты обладают сходной компетенцией, различия касаются лишь сферы парламентского контроля и законодательного процесса. Правомочиями по роспуску только нижней палаты обладает глава государства. При этом сенат не может быть распущен. На срок полномочий палаты избирается Председатель Национального собрания. После каждого обновления состава палаты избирается новый Председатель сената. В должностной иерархии государства, он занимает третье место после премьер-министра и президента. Председатель сената становится временным президентом страны, если пост президента объявляется вакантным.

Органические законы подробно регулируют организацию деятельности палат парламента. Внутреннее устройство Национального собрания и сената, процедуры их деятельности устанавливаются самими палатами в собственных регламентах на основе конституционных положений и норм органических законов. Конституционным советом контролируются регламенты палат призванным осуществлять конституционный надзор и обеспечивать соблюдение Конституции.

Специальные комиссии, по закону, должны быть созданы для рассмотрения конкретного законопроекта, но в парламенте сложилась другая практика: в постоянных комиссиях рассматриваются законопроекты.

Если существуют разногласия, то могут создаваться паритетные и смешанные комиссии.

Парламент принимает три вида законов:

Правительство и парламентарии обладают правом законодательной инициативы. Законы проходят три чтения, а комиссия палаты осуществляет их подготовку.

В случае одобрения обеими палатами, закон будет принят в идентичном виде. Если проект не будет одобрен, то он подлежит рассмотрению до тех пор, пока не будет выработан единый текст.

В течение 15 дней, законы, которые были приняты парламентом, должны быть подписаны Президентом. Если Президент не согласен с определенным положением в законе, то он имеет право потребовать повторного его обсуждения. Если же закон будет принят абсолютным большинством голосов в прежней редакции (без изменений), то в этом случае, президент обязан его подписать. Для того чтобы проверить законопроект на соответствие его Конституции Франции, президент имеет право обратиться в Конституционный совет.

Во Франции парламентский контроль ограничен, но парламент имеет право выражать недоверие правительству, путем принятия соответствующей резолюции порицания.

Источник

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПАРЛАМЕНТАРИЗМА ВО ФРАНЦИИ

Достаточно интересным представляется осмысление теории и практики парламентаризма Франции, страны с богатейшими, устойчивыми и своеобразными парламентскими традициями, детально проработанной системой конституционного права.

Французский парламентаризм – явление фундаментальное, представляющее интерес во многих отношениях. Развитие парламентаризма во Франции оказало, не малую роль на становление данного института во многих франкоязычных странах Африки. Поэтому, по-нашему мнению, очень актуально рассматривать данную тему, проанализировать развитие данного института, соотнести его место и роль в период становления и его положение на сегодняшний день[1,с. 235].

Исторические этапы становления французского парламента отражают эволюцию парламентаризма во Франции. Так в частности, первый этап охватывает середину XIII века и представляет собой зарождение парламента при короле Людовике IX. Тогда парламент выполнял лишь совещательные функции, но уже 1278 году он стал отвечать за определенные сферы государственной деятельности, и был впервые разделен на Большую палату, палату расследований, палату приема жалоб и палату, ведавшую уголовными делами. При короле Филиппе Красивом парламент стал называться Генеральными штатами, основной функцией которых было квотирование налогов.

Второй этап приходиться на период Столетней войны и на время народных восстаний, когда Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной. В данный период, охватывающий XIV и XV века, французский парламент получил право одобрять указы короля и законы, а также обсуждать целесообразность их принятия. Таким образом, прослеживается усиление влияния и авторитета парламента. Тем не менее, можно отметить, что уже к концу XV века Генеральные штаты созываются все реже, парламент теряет свои позиции. С 1614 по 1789 года парламент вовсе не созывался.

Третий этап становления парламента приходится на времена Великой Французской революции, тогда же Генеральные штаты были переименованы Национальное учредительное собрание, которое просуществовало до 1791 г. После принятие Конституции 1791 года было сформировано Законодательное собрание, которое просуществовав год, уступило свое место Национальному конвенту. Данный орган был первой французской ассамблеей, выбранной на основе всеобщего избирательного права. Новая конституция 1793 года предусматривала создание первого двухпалатного парламента, состоящего из Совета пятисот и Совет Старейшин, которые были разогнаны после переворота 18 брюмера и прихода к власти Наполеона. Конституции, принятые при Бонапарте де-юре предусматривали деятельность парламента: верхняя палата – Сенат, нижняя – Законодательный корпус Франции. Однако де-факто они практически не функционировали, так как вся власть сосредотачивалась в руках императора.

Четвертый этап – это период реставрации монархии, когда принимаются хартии 1814 и 1830 годов, на основании которых создаются Палата пэров и Палата представителей Франции. Однако и эти государственные органы долго не просуществовали, так как после принятия Конституции 1852 г. парламент Франции вновь подразделяется на Сенат и Законодательный корпус, а после принятия конституционного закона в 1875 года нижняя палата стала именоваться Палатой представителей Франции. Такое деление сохранилось вплоть до принятия новой конституции в 1946 году, которая закрепила деление законодательного органа на Сенат и Национальное собрание, Конституция 1958 подтвердила это разделение[2,с.1].

Таким образом, становление французского парламента было длительным и весьма сложным процессом, чему способствовали различные условия и обстоятельства, прежде всего, это Великая Французская революция. Ведь именно революция поднимает проблему французского парламентаризма, которая обусловлена социальной и политической борьбой классов. Роль парламента была ничтожна, он не созывался более века, все основные общегосударственные задачи решал король, он же был источником законодательной инициативы. Очевидно, что революции способствовали безуспешные попытки реформаторства Людовика XVI, да и на торжественном открытии Генеральных штатов, король дал понять, что видит задачу парламента, лишь в том, чтобы изыскать финансовые средства и не более, это и вызвало основной конфликт между сословиями, ставший основой революционного движения. Следовательно, революция стала толчком к признанию парламента, который, по мнению революционеров, должен представлять интересы всей нации.

Основным фактором, который повлиял на формирование парламента во Франции, является смена формы правления. Форма правления также существенно влияет на объем полномочий парламента. При парламентской форме правления, парламент имеет более широкие полномочия, чем в президентских республиках.

Франция претерпела в XVIII – XIX самые разные формы правления. Наконец в середине XX века, совершив решительный переход от парламентской к полупрезидентской форме правления, сегодня является одной из ведущих стран в мире, которую отличает конституционная стабильность, отсутствие глобальных конституционных кризисов и сильная внешняя политика.

Опыт Франции конца XIX – начала XX века представляет большой интерес. Он показывает, что парламентское превосходство не формирует необходимых условий для стабильного и прогрессивного развития государства. Большинство современных ученых полагают, что парламентаризм имеет ограниченные политические ресурсы в решении актуальных вопросов и не способен к разрешению серьезных кризисов.

В этом его отличие от смешанной формы правления, которая, во-первых, чутко реагирует на изменения политического климата в стране, внимательно учитывает изменения во мнениях избирателей в ходе парламентских или президентских выборов, во-вторых, гарантирует стабильность.
Система власти смешанной формы правления доказала возможность соединения сильной президентской власти и демократических институтов, что оказывает позитивное влияние на функционирование всей общественно-политической системы Франции, обеспечивая политическую, экономическую и социальную стабильность в государстве и сегодня. По этой причине события, происходившие во Франции в середине двадцатого столетия, ставшие причиной изменения формы правления, представляют большой интерес[2,с.1].

Как уже было сказано выше, Франция в середине XX века становится полупрезидентской республикой. Этому способствовали различные обстоятельства.

В 1958г. во Франции разразился очередной политический кризис, грозивший обернуться гражданской войной. Парламентская форма правления, показав все свои слабые стороны, была неспособна адекватно реагировать на события, происходящие в государстве. Это было связано с тем, что парламентская система во Франции на протяжении всего времени своего существования страдала такими пороками, как министерская нестабильность, отсутствие парламентского большинства и неорганизованность политических партий, что и обусловило ее слабость, неэффективность, и, в конечном счете, крушение.

Переходу от парламентаризма к полупрезидентской форме правления во Франции отчасти способствовал политический кризис 1958 года, при этом основной причиной являлись те проблемы, которые сопровождали французский парламентаризм на протяжении прошлых лет, они же предопределили в этой стране его несостоятельность[6].

Интересным оказывается тот факт, что парламентская форма правления, будучи довольно гибкой и практичной, пройдя достаточно сложный путь становления, так и не приживается во Франции.

Можно отметить, что Франция была одной из первых стран, где была учреждена парламентская республика и были зафиксированы в Конституции основные принципы парламентской формы правления. Однако реализован парламентаризм был только в своих крайних формах: министериальное правление в Третьей республике и абсолютный парламентаризм в Четвертой республике. Эти крайние формы, во-первых, были нежизнеспособны, поскольку они не в силах справиться с правительственной нестабильностью, а во-вторых малоэффективны, поскольку парламентское превосходство не сумело обеспечить Франции политическую устойчивость.

Парламентская практика во Франции наглядно продемонстрировала слабые стороны этой формы правления, ее необоснованность во французских условиях: многопартийность, разногласия в системе политических партий, особенность политической культуры[2,с.1].

«Слабость» главы государства, выражавшаяся в отсутствии у него реальных полномочий, отсутствие реального контроля Парламента, министериализм – это характерные черты Третьей республики. «Слабость» Кабинета Министров неспособного, в условиях межпартийной борьбы, справиться с правительственной нестабильностью, компенсировалась рядом объемных и действительных полномочий, в том числе финансовых. В итоге во Франции сформировался нестабильный Кабинет Министров, компенсируемый рядом объемных полномочий министерства, что обеспечило фактическое преобладание исполнительной власти в системе. В свою очередь бурное развитие многопартийной системы во Франции и наличие большого количества фракций в парламенте, стало основой для того, чтобы окончательно перейти к министериализму.

При формировании Четвертой республики ее создатели, учитывая негативный опыт Третьей республики и стремясь уйти от преобладающей власти Правительства, наделили дополнительными полномочиями нижнюю палату парламента – Национальное собрание. Наличие широких юридических полномочий стимулировало возникновение фактического превосходства парламента, что привело в дальнейшем к парламентскому абсолютизму, при котором серьезно ограничены полномочия исполнительной власти[7]. Тем не менее обе крайности парламентаризма доказали свою малоэффективность и нежизнеспособность, что и способствовало фактически переходу к полупрезидентской форме правления.

Французский парламент хоть и является высшим законодательным учреждением Франции, однако он занимает далеко не ведущие позиции. На данный факт, прежде всего, повлияла смена формы правления в сторону сильной президентской власти. Более того, можно сказать, что он, фактически лишен возможности воздействовать решающим образом на национальную политику государства. Парламент не избирает Президента, не участвует в формировании Правительства, и даже его законодательные полномочия ограничены. Таким образом, роль парламента при полупрезидентской республике не так значительна[4,с.202].

Рассматривая компетенцию французского парламента, можно выделить ее абсолютно ограниченный характер, то есть он может решать только те вопросы, которые прописаны в Конституции. На сегодняшний день, по-нашему мнению, компетенция парламента в полной мере не соответствует с реальными потребностями французского общества. В частности, есть не малое количество проблем сегодня во Франции сфере трудового законодательства, которые можно решить путем принятие нормативно-правовых актов. Так как компетенция парламента ограничена, эту и ряд других проблем решает Правительство с согласованием президента, что по-нашему мнению не совсем целесообразно.

Список литературы:

2. Фальшина Н. А. Парламентаризм или смешанная (полупрезидентская) форма правления. (Опыт Французской Республики) // Юристъ – Правовед

4. Мишин А.А.Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов / А.А. Мишин. – 17-е изд., испр. и доп. – М.: Статут, 2013. – 520 с.

5. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов / М.Б. Смоленский, С.В. Рыбак. – М.:КНОРУС, 2014. – 384 с.

6. Конституция Французской республики от 4.10.1958 г. (ред. от 4.08.1995) // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2007

Кривицкая Я.С.
Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
2 курс, Юридический факультет

Научный руководитель: ст.пр. Паршичева И.Е..

Источник

Читайте также:  Как будет на английском языке идиот
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий