Иеффай и его дочь толкование

Дочь Иеффая

Дочь Иеффая

Большинство изучающих Библию вспоминают краткую историю Иеффая и его дочери в жертвоприношение Судей 11: 29-40:

Став судьей Израиля, «был на Иеффае Дух Господень» и «пошел к Аммонитянам» (11:29).

И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.
(11: 30-31).

Согласно Священному Писанию, Иеффай победил Аммонитян, и его дочь первой встретила его, когда он вернулся домой (11:32-34), что означало, что она должна была «стать Господней», принесенной «во всесожжение».

Книга Судей 11: 39 говорит: Иеффай «совершил над нею обет свой, который дал».

Иеффай принес свою дочь во всесожжение?

Допустимо ли, что Иеффай буквально принес свою дочь во всесожжение (Судьи 11: 29-40)?

К сожалению, многие дети в древней истории были принесены в жертву руками могущественных вождей, и даже некоторых злых царей Иудеи; 2-я Паралипоменон 28:1-3; 33: 6-9.

Но если Иеффай действительно принес в жертву свою дочь, то он совершил тяжкий грех, так как человеческие всесожжения были осуждены/запрещены Богом (Второзаконие 12:31; 18:10).

Более того, если Иеффай действительно сжег свою дочь в жертву Господу, Он сделал это без Божьего согласия (и такое молчание со стороны Бога не может быть здраво и благоразумно истолковано как одобрение). «Сноска №1»

«Жертва» в переносном смысле.

Гораздо лучшее объяснение вопроса Иеффая сосредоточено вокруг того факта, что иногда «жертва» предлагается в переносном смысле.

Если современный человек часто метафорически говорит о «жертвовании» деньгами, сном, временем, энергией и т. д. во имя благих целей, допустим, что такое образное жертвоприношение также имело место в древнем Израиле.

На самом деле, за сотни лет до дней Иеффая, с тех пор как израильтяне бежали из египетского рабства после десятой казни (смерти первенцев Египта), народ Израиля «приносил» в жертву Богу и людей, и животных.

Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они.
сказал Господь (Исход 13:2).

В определенном смысле «все, разверзающее ложесна, мужеского пола» должны были быть «принесены в жертву Господу» (Исход 13:15). Но как именно все первенцы мужского пола были принесены в жертву Богу особым образом?

Были ли они все буквально принесены в жертве всесожжения? Все первенцы мужского пола среди чистых животных были буквально сожжены, но не среди нечистых.

Нечистые животные, такие как осел, были «искуплены» агнцем (Исход 13:13; Числа 18:15). То есть осел должен был быть освобожден или спасен от жертвенной смерти с заменой. «Сноска №2»

Точно так же «все первенцы человеческие» среди израильтян были искуплены.

Вместо того чтобы буквально приносить в жертву каждого израильского первенца мужского пола (как они делали это со своим скотом — Исход 13:2,12-16; 22:29-30), Бог отделил себе Левитов для религиозного служения «чтобы они могли служить Господу». (Числа 8:11).

12 вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои,
13 ибо все первенцы — Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь.
(Чис.3:12,13)

Левиты — символическая жертва Господу

Интересно, что Числа 8 указывает на то, что посвящение Левитов было своего рода приношением — символической жертвой потрясания. После того как Бог повелел израильтянам «возложить руки на Левитов» (так как они «приносили» их в жертву Господу; ср. Левит 4: 13-15), Он сказал:

10 и приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов;
11 Аарон же пусть совершит над левитами посвящение их пред Господом от сынов Израилевых, чтобы отправляли они служение Господу;
12 а левиты пусть возложат руки свои на голову тельцов, и принеси одного в жертву за грех, а другого во всесожжение Господу, для очищения левитов;
13 и поставь левитов пред Аароном и пред сынами его, и соверши над ними посвящение их Господу;
14 и так отдели левитов от сынов Израилевых, чтобы левиты были Моими.
15 После сего войдут левиты служить скинии собрания, когда ты очистишь их и совершишь над ними посвящение их; ибо они отданы Мне из сынов Израилевых:
16 вместо всех первенцев из сынов Израилевых, разверзающих всякие ложесна, Я беру их Себе;
17 ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе
18 и взял левитов вместо всех первенцев у сынов Израилевых;
(Чис.8:10-18) «Сноска №3»

Подобно левитам, которые были символически принесены в жертву Господу, весьма вероятно, что Иеффай также «принес в жертву» свою дочь.

Она могла быть «принесена в жертву» как «всесожжение» в скинии в том смысле, что она стала одной из «женщин, служащих при входе в шатер собрания» (Исход 38:8; ср. 1 Царств 2: 22).

Возможно, как и Анна столетиями спустя, дочь Иеффая была «принесена в жертву» чтобы служить Богу «постами и молитвами день и ночь», чтобы никогда больше не покидать пределы скинии (ср. Луки 2: 36-38).

Оплакивали не смерть

В чем же была их печаль?

Они «оплакивали ее девственность» (Судьи 11:38).

В самом деле, трижды упоминается ее девственность (11:37-39), последний из которых отмечается сразу после открытия, что Иеффай «совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа» (11:39).

Как заключил Дэйв Миллер, такие заявления «совершенно излишни и бессердечны … если она была предана смерти». «Сноска №5»

Читайте также:  В чем заключается суть профессионального толкования

С другой стороны, если дочь Иеффая должна была быть «принесена в жертву» Богу, чтобы вечно служить в его скинии и прожить остаток своей жизни как одинокая, бездетная служанка Господа, то вполне логично, что она и ее друзья оплакивали бы ее долговременную девственность.

Когда мы позволяем Библии объяснять Библию, символическое приношение дочери Иеффая имеет совершенный смысл.

Источник

Глава 11

1–11. Иеффай, галаадитянин, начальник и вождь израильтян. 12–28. Переговоры Иеффая с царем аммонитским относительно обладания Галаадом. 29–33. Обет Иеффая и поражение аммонитян. 34–40. Исполнение Иеффаем своего обета.

До начала войны с аммонитянами Иеффай жил в местечке Тов, в заиорданской области ( 2Цар.10:6 ; 1Мак. 5:13 ).

Приняв предложение старейшин галаадских быть вождем и начальником народа, Иеффай, как и старейшины, дал клятву пред лицом Господа в Массифе.

Перед началом военных действий Иеффай вел переговоры с аммонитским царем относительно прав израильтян на владение заиорданской областью, часть которой была занята аммонитянами. Во время этих переговоров в общих чертах была воспроизведена история завоевания заиорданской области при Моисее (ср. Чис.20:14, 17, 21:13, 21, 24 ; Втор.2:19 ). Хамос, которого Иеффай называет племенным богом аммонитян (ст. 24), был в то же время племенным богом моавитян, как это ясно из 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:13 и надписи моавитского царя Меши (из IX в.), но почитался одинаково и родственными для моавитян аммонитянами.

После того, как аммонитский царь отказался исполнить требование Иеффая, Иеффай, одушевляемый Духом Божиим, выступил из Массифы (Рамоф) галаадской воевать против аммонитян, дав пред этим страшный обет Богу. Во время этой войны аммонитяне потерпели поражение, причем у них были отняты занятые ими города (числом 20), от Ароера (ср. Втор.3:12 ) до Минита (ср. Иез.27:17 ), (ныне «Мениа», восточнее Хесбона), и Авель-Керамима (местечко в 7 милях от Филадельфии, еще во время Евсевия (Onomast 225, 6) богатое виноградниками, ныне развалины Авилы).

Возвратившись после поражения аммонитян, Иеффай исполнил обет свой, данный Богу. О способе исполнения обета Иеффаева думают различно. Многие древние толкователи утверждали, что Иеффай в самом деле принес свою дочь, вышедшую к нему первой на встречу после победы над аммонитянами, во всесожжение (ср. Св. И. Злат., Обозрение Книги Судей, Твор. св. И, Злат., т. 6, с. 637; Бес. к антиох. нар. (XIV) т. 2, с. 160–161). Другие же, особенно позднейшие (Генгстенберг, Рейнке, Кассель, Келер и др.), полагают, что дочь Иеффая осталась в девстве и была посвящена скинии для некоторого служения, сообразного с ее полом. Св. Ап. Павел видит в Иеффае пример лиц, победивших своей верой ( Евр.11:32 ).

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Первую книгу Царств – Глава 5 – профессор Александр Павлович Лопухин

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Мысли о обете Иеффая (Суд. 11:30–40)

Обет Иеффая в Священной Истории представляет безпримерное явление. Нежно любящий отец изрекает смертный приговор на свою единственную дочь сверх всякого ожидания. Умея ценить святость обетов, он не смеет изменить своему страшному слову; он совершает над нею обет свой, как определение Всевышняго. Искать ли здесь путей Промысла, для высших целей чудно располагающого судьбою человеческою, или подивиться опрометчивости отца? Открывать ли здесь опыты живой веры или пожалеть о слепом суеверии? Винить ли безчеловечность уставов, позволявших проливать человеческую кровь в жертву Бога мира, или оправдывать их, то изветом на их древность, то открытием в них смысла сообразнейшого с их духовным знаменованием? Достоинство лица Иеффая, ознаменованного печатию веры по Апостолу ( Евр. 11, 32 ) а, может быть, и честь Библии требуют, чтобы мы решили эти вопросы, сколько возможно, удовлетворительнее. Для этого разсмотрим обет Иеффая с двух сторон: как действие религиозное и как событие историческое. В первом случае мы обратим на него внимание, прежде как на плод внутренней религии Иеффая, потом как на действие, связанное с положительными законами внешнего богослужения; в другом случае мы покажем, каким образом был исполнен этот обет.

Итак из какого источника, из каких побуждений происходил обет Иеффая?

Св. Писание говорит, что после того, как двукратное посольство Израильское к Аммонитскому царю с мирными предложениями оказалось безуспешным, бысть на Иеффаи Дух Господень, и прейде Галаада и Манассию. и обеща Иеффай обет Господеви. Ежели войти в состояние духа Иеффаева, то по всей вероятности оно было таково. – Видя всю несправедливость Аммонитян, под пустым предлогом искавших одной корысти, новоизбранный вождь воспламенился справедливым негодованием; он прошел за-иорианския области, воззывая всех к ополчению на врагов, и в этом жару ревности, который был управляем Духом Божиим, произнес и свой обет. Значит, обет был плодом святой ревности о законах Божественной правды, к стыду человечества пренебреженных целым народом. И действительно, этот священный энтузиазм, в котором скрывалась и любовь к отечеству, не мог не произвести такого плода. Пылкое сердце Иеффаево говорило Богу: «что станется с племенами земными, когда будут презирать твои вечные уставы? Нет! не попустишь Ты этого. Я чувствую в себе призвание быть орудием Твоего правосудия, – готов последовать ему, и вот, в знак моего самопожертвования, по возвращении моем с миром от Аммонитян, чтобы ни вышло прежде всего из дома моего на встречу мне, будет Твое, и вознесу сие во всесожжение». Таким образом этот обет, исходя из ревности о Божественной правде, направляемый Духом Господним, в существе своем выражал готовность предаться в полное распоряжение промысла Божия.

Что значил этот обет в отношении к обрядовой стороне религии? В этом отношении он был не иное что, как вид богослужения, дозволенного законом Моисеевым, и мог простираться на всю собственность человека от своей души до бездушных вещей ( Лев. 27, 2. 14. 16 ). По этому он сообразен был и с положительною стороною религии.

Читайте также:  Его же царствию не будет конца толкование

Таким образом в обете Иеффая нет ничего безразсудного или суеверного. Обратим теперь внимание на его исполнение. Оно составляет главнейшее затруднение для изследователя Св. истории.

Св. Бытописатель так говорит о нем: «когда Иеффай возвратился победителем в свой дом, его встречает с торжественным ликом единородная дочь его. Пораженный такою внезапностию отец смутился и разодрал одежду свою: но дочь, узнав, чтó было причиною такого смущения, в полноте чувствования Божественных благодеяний, охотно покоряется изреченному на себя приговору, и только просит времени для оплакания своего девства с подругами. После чего отец совершает на ней обет свой, имже обещася».

В чем же теперь состояло исполнение обета? Многие думают, что она принесена была во всесожжение; другие полагают, что она осталась только в девстве и посвящена на служение при скинии.

Мы предпочитаем последнее мнение; и вот тому основание. – Обет Иеффаев, в начале своем, состоял под управлением (как мы заметили) Духа Божия; предмет обета оставлен был на волю Провидения: теперь, неужели совершение его должно зависеть от духа тьмы, как думал и Златоуст? Там, где дело отдано в руки Провидения, это самое Провидение и совершает его, обращая к славе своей. И достойно ли бы было Бога, если бы Он окончил это торжество веры и преданности ужасным и неслыханным примером человеческой жертвы? Ежели не ныне, в век просвещения, когда человек, начавши водиться разсчетами своего разсудка, не хочет, чтобы Промысл вносил свои распоряжения в сферу свободной его деятельности; то по крайней мере в то время, когда водились чувством, детская преданность воле Божией не могла нанести пятна религии. Посмотрите на Авраама, когда он ведет на жертву своего сына. Он уверен, что Промысл, которому он вручил судьбу своего сына, не посрамит его преданности в волю Божию: и Бог не попустил совершиться страшной жертве. Не то же ли самое и здесь? Та же преданность, та же вера, которой свидетельство дает Апостол, руководствовали и здесь духом Иеффая. И так, дочь Иеффаева не могла быть принесена во всесожжфние: к чему же привита догадка, что она посвящена скинии? Св. Бытописатель, упомянув о исполнении обета, прибавляет: и сия не позна мужа. Эти слова конечно не что иное суть, как изъяснение предъидущих слов: и сотвори на ней обет свой, имже обещася: иначе для какой цели они поставлены? Итак она осталась в девстве, и между тем, по силе обета, должна быть Господнею (ст. 31), – что все не иначе могло состояться, как чрез посвящение ея для служения скинии. Пример постницъ, еще во времена Моисея постившихся у дверей скинии свидения ( Исх. 38, 8 ) показывает, что это посвящение не было что нибудь необычайное и новое.

Противное мнение имеет также свои основания. Ему следовали по большей части древние толкователи Св. Писания. Основание следующее: – И сотвори на ней обет свой имже обещася. Сила доказательства в том: Иеффай как сделал обет, так его и исполнил; но обет его был – принести во всесожжение Господу то, что прежде из дома его выдет ему на встречу, – вышла дочь его: значит, он принес ее во всесожжение. Для отражения этого умозаключения некоторые так переводят слова обета: и будет Господне или вознесу сие во всесожжение. Перевод принужденный, хотя с словоупотреблением еврейского языка и сообразный. Впрочем и нет никакой нужды прибегать к такому пособию.

Пусть обет будет состоять в исключительном намерении жертвоприношения; мы спросим только: как бы Иеффай исполнил обет, который он дал, ежели бы из дома его вышло прежде нечистое животное? Скажут: ежели столько безразсуден был обет, то конечно можно бы ожидать столь же безразсудного исполнения. Мы заметили, что обет не мог быть безразсудным, не только в источнике, но и в существе своем, так как все, составляющее собственность человека, от собственной души до бездушных вещей, по закону, могло быть предметом обетов. Что же говорит закон о животных, когда они составляют предмет обетов?

Если то, что обещано Господу, будет скот, который приносят в жертву; то все, что дано Господу, должно быть свято: не должно выменивать его и заменятъ ( Лев 27, 9–10 ).

Значит, на нем должно исполнить обет во всей своей силе.

Если же скот будет нечистый, то должен он, т.-е. кто дал обет, выкупить по оценке священника и приложить к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке священника, а не приносить в жертву ( Лев. 27, 27 ).

Вот уже закон обета, сообразно предмету его, принимает другой вид. Обет может исполнен быть законным образом, хотя бы и не следовали буквальному его смыслу.

Что же говорит закон в подобном случае о людях?

Он повелевает выкупать души по той цене, какую назначит священник ( Лев. 27, 2–8 ). В одном случае выкуп был не дозволен.

Только все заклятое, говорил закон, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня. Все заклятое из человеков, что отдано под заклятием, не выкупается: умертвить должно ( Лев. 27, 28–29 ).

Это место, повидимому, может служить сильнейшею опорою для противного мнения. По закону надлежало бы Иеффаю выкупить свою дочь; но смущение его, еще более оплакивание девства его дочерью, служат ясными указателями, что она не выкуплена: значит, с нею поступлено было по силе этого страшного закона о заклятом? Не следует, и именно вот из чего:

Читайте также:  Наука о числах эволюция чисел в контексте толкования гадальных карт

1) Иеффай произнес пред Богом обет (нэдер), а не заклятие (херем) на то, что прежде всего выдет из дома по его возвращении.

2) Ежели взять в соображение, что закон Моисеев прямо запрещал человеческия жертвы ( Втор. 12, 30–31 ); то если закон заклятия и простирался когда на собственность человека, то без сомнения не на ту собственность, которую всякий имел в домашнем быту своем, но которую назначал каждому жребий при самом занятии земли Ханаанской, когда все от человека до скота надлежало предать мечу (сюда относятся, напр. проклятие Иерихона Нав. 6, 16 . Гая, тамже 8, 26). И в этом отношении закон этот был временный; во всяком же другом случае он касался только нарушителей какой нибудь важной общественной клятвы, и мог также простираться как на людей, (Нав. гл. 7; 1Цар. 14, 24–28. 36. 39 ), так и на скотов ( Исх. 19, 13 ). Здесь ни тот ни другой случай места не имеют.

3) Да хотя бы Иеффай и предпринял, по недоразумению, исполнить буквально свой обет, то жрецы, которые (если даже допустим, что Иеффай решился принесть жертву без их ведома) в продолжение двухмесячного времени, остававшагося до исполнения обета, не могли не узнать о его намерении, никак не попустили бы совершиться безчеловечной жертве. Они изъяснили бы ему силу и образ законного исполнения данного им обета; тем более, что

4) в те времена редко принимались за какое-нибудь важное дело, не вопросив Бога.

Но почему же Иеффай не выкупил своей дочери? Потому что он видел важность своего обета, умел ценить благодеяние Божие и не хотел его унизить до того, чтобы столь высокую благодарственную жертву, которой очевидно Бог требовал от него в знамение его веры, по закону заменить незначительною в его глазах ценою. Очень вероятно также, что была на то особенная воля Божия, которую конечно старались узнать в таком важном деле.

Нам остается теперь решить некоторыя недоумения, которыя отчасти препятствуют согласиться на принятое нами мнение.

1) Для чего Иеффай так сильно возмутился, когда дочь вышла встретить его? Без сомнения он представил здесь, что изрек на нее смертный приговор. Я отверз о тебе уста мои пред Господомъ, говорил он, и не могу возвратить обета (ст. 35).

Смущение его могло происходить совсем от другой причины, именно от представления, что он с своею дочерью невозвратно теряет утешительную надежду видеть когда либо продолжающимся свое потомство: ибо она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. А может быть и в самом деле эта внезапная печаль произошла от представления, что он должен принести ее во всесожжение, доколе наконец священники не изъяснили ему или и сам не сообразил, как должно поступать в этом случае.

2) Для чего бы дочери Иеффаевой оплакивать девство свое, еслибы она не представляла себе близкой смерти? Она имела бы время оплакать его находясь и при скинии.

Неумный совет. В присутствии Бога, когда все мысли и желания должны быть заняты одним Ему служением, будто бы позволительно обращать свои взоры на покинутый мир и сетовать об оставленных утехах супружества. Дочь Иеффая имела великую и благочестивую душу. Конечно ея, глубоко проникнутое чувством религии, сердце подсказывало ей, что никто, взявшийся за соху, и оглядывающийся назад не управит себя в царствие Божие ( Лук. 9, 62 ), что она со всем, что ей любезно в мире, должна проститься прежде, нежели отдаст себя всю Богу. Притом же, что значит оплакать девство? Замечательно, – она оплакивала его с подругами: значит, оплакивание ея не что иное было, как прощание с ними, во время которого она покидала им все мечты и забавы, приготовляясь сама для высокого служения. Значит из этого обстоятельства никак нельзя заключать, что она готовилась к смерти.

3) Для чего бы дщерям Израилевым исходить плакать о дщери Иеффая, еслибы она осталась в живых?

Наконец, могут нам сделать то возражение, что отыскивая источник обета в Иеффае, и указывая на причину, почему дочь его не хотела при скинии оплакивать своего девства, мы судили совсем не по духу того времени, в которое они жили; столь чистых понятий, кажется, они не могли иметь. Могли: Иеффай – потому что он был подвигнут Духом Божиим; дочь его – потому что и в самом деле она была выше своего времени; посмотрите, с какою готовностию она решается подвергнуть себя всему, что изрекли на нее уста ея родителя. Этот дух стóит послушания Исаакова.

Ле-танот см. в той же книге гл. 5, 11.

Источник: Прот. М. Богословский. Мысли о обете Иеффая (Суд. 11, 30-40). / Журнал «Православное обозрение». — М.: В Университетской типографии. — 1875 г. — Томъ III. — С. 621-628.

Вам может быть интересно:

1. Раб Божий: (Ис. 52, 13-53, 12) – профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

2. Богопознание – епископ Вениамин (Платонов)

6. О послании Иеремии – Александр Алексеевич Жданов

7. К вопросу о пасхальной вечери Христовой – профессор Николай Никанорович Глубоковский

8. Курс педагогики – профессор Маркеллин Алексеевич Олесницкий

9. Великий штурм церкви – Иван Георгиевич Айвазов

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector