Философия имени булгаков краткое содержание

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ

Предисловие редактора _______ 5

1) Части речи (имя, глагол, местоимение) _______ 45

2) Имя существительное _______ 59

3) Грамматическое предложение: «части речи» и «части предложения» _______ 77

(Грамматика и гносеология, грамматика и логика, Кант и язык)

Об отдельных случаях нарочитого наречения имен в Библии _______ 255

Имя Господа _______ 257

Имя Божие в Ветхом Завете _______ 257

Имя Божие в Новом Завете _______ 260

Слава Божия _______ 261

Имя других богов _______ 261

Именования, данные Богом (или ангелом) _______ 261

Тексты Библии, касающиеся именования _______ 261

Имена Божии в Книгах Ветхого Завета _______ 263

Имена Божии в Евангелии или в Книгах Новозаветного Писания _______ 264

Наименование места _______ 265

Имена Божии в богослужебных молитвах _______ 266

Требник. Имя Божие _______ 267

О крещальном наименовании _______ 267

Учение Филона об Имени Божием _______ 269

Слово-Логос _______ 269

Сличение магометанского учения о Именах Божиих

с христианским о Нем учением _______ 270

Великое Имя Божие у Евреев _______ 271

Имена у диких народов _______ 271

Кратил Платона _______ 272

Платон в Софисте о словах и речи _______ 277

Гумбольдт о языке _______ 278

«Философию Имени» о. Сергий Булгаков считал своей «самой философской книгой». Написана она, однако, была не только, как теоретическое исследование о природе мысли и слова, по и как ответ на конкретную богословскую проблему, которой о. Сергий придавал очень большое значение.

В 1912 г. в русском монастыре Св. Пантелеимона на Афоне разыгралась драма, связанная с так называемым имяславческим движением. Многое в этом событии остается неясным и неисследованным. Однако, бесспорным является то, что в основе имяславческого спора, превращенного в противоправительственный бунт, и подавленного физической силой, лежит некий религиозный опыт и своеобразная доктрина, до сих пор еще не получившая систематического истолкования и изложения. На это о. Сергий (и о. Павел Флоренский) обратили внимание тотчас же после разгрома имяславцев, указав на богословскую проблему почитания имени Божьего и на невозможность отмахнуться от нее, путем простого объявления ее невежеством и непослушанием. Однако, эта защита имяславцев практических результатов не дала, и вопрос остался висящим в воздухе. Он был снова поставлен на Московском Соборе 1917 года, в особой подкомиссии под председательством Еп. Феофана Полтавского. О. Сергий вошел в эту подкомиссию в качестве секретаря и докладчика. Собор, как известно, должен был прекратить свое существование из-за революционных событий; вследствие этого и работа подкомиссии ограничилась распорядительными заседаниями. Но о. Сергий — в качестве докладчика подкомиссии — принял на себя труд всестороннего освещения проблемы почитания Имени Божьего. Эта задача и выполнена им в исследовании «Философия Имени». И если вся книга выдержана в стиле (теоретического философского исследования, то ее последняя глава непосредственно посвящена проблеме имяславия и не обинуясь говорит о ее провозвестнике и жертве — иеромонахе Антонии (Булатовиче).

«Философия Имени», подобно смежной с нею «Трагедии Философии» *) осталась в рукописи. Только первая ее глава под заглавием Was ist da s Wort была напечатана в сборнике в честь Т. Г. Масарика ( Bonn 1930. F. Cohen ). Post scriptum к «Фило-

Читайте также:  Имя означающее камень сканворд 4 буквы

софии Имени», написанный в 1942 г. свидетельствует, однако о том, что проблема эта оставалась для о. Сергия живой до конца его жизни. И издание этой книги было его горячим желанием, каковое, однако, постоянно должно было отсрачиваться исполнением других, еще более важных, задач. Эти задачи не дали о. Сергию возможности придать «Философии Имени» окончательную форму и редактору пришлось иметь дело, не только со связным текстом основной части книги, но и с множеством примечаний и экскурсов, не имевших ни нумерации, ни порядка последовательности, и написанных к тому же, на отдельных листках бумаги. Многое поэтому в процессе редактирования пришлось угадывать. В этой трудной работе мы особенно обязаны помощи E. Н. Осоргиной, благодаря которой множество разрозненных замечаний, страниц и клочков бумаги были приведены в более или менее связное целое.

Источник

Оп.: Сергей Булгаков. Сочинения в двух томах. Том второй. Философия имени. Икона и иконопочитание. – М: Искусство; СПб: Инапресс, 1999. – с. 13-175.

[В данной публикации отсутствуют главы Софиологическое уразумение догмата об имени Иисусовом. Примечания. Экскурсы; пропали примечания; пропали некирилические тексты]

1. Человеческое познание совершается в слове и через слово, мысль неотделима от слова, ее саморефлексия неизбежно требует анализа того, что составляет этот ее первичный элемент или материал, т. е. оно должно начинаться с анализа слова, с исследования его существа. Итак, что же такое слово? Вопрос в такой форме звучит, конечно, слишком невнятно, ибо многозначен, он может быть понят в тысяче разных смыслов, в зависимости от нашей интонации, от направления внимания, от конкретного устремления пытающей мысли. Даже в сравнительно узких пределах науки о языке, где он имеет свою специфическую постановку, оставляется обычно без внимания то, что нас здесь больше всего интересует1)1. Слово изучается в лингвистике со стороны строения, фонетики, истории, морфологии, семасиологии, психологии, в связи со всем богатейшим содержанием, которое имеет современная наука о языке. Однако в этой истории, физиологии, психологии, анатомии, механике слов изучается становление слова и его судьбы, вообще преобладает генетическое исследование, опирающееся на изобилие научно изучаемых фактов, но при этом в большинстве случаев даже не замечается проблема слова как такового: что делает слово словом, в чем его естество, при всяком положении вещей, во всяком языке, во всякую эпоху, при всяком употреблении? Что является тем специфическим признаком, без которого нет слова? Какова его онтологическая характеристика? Это вопрос не о генезисе и не о становлении, но сущности, о слова. Все вопросы о генезисе слова, которые обычно исследуются по этому поводу, как-то: о происхождении языка, о изначальном единстве или множественности наречий и под. – при этой постановке остаются вне рассмотрения. В самом деле, ошибочно думать, чтобы, исследуя генезис, мы тем самым могли установить сущность, напротив, в известном смысле ее надо знать уже ранее этого исследования, иначе и это последнее становится невозможным. Надо взять не условное продиктованное специальными задачами исследование, нужна интуиция слова, узрение его в его непосредственном бытии, в его идее. Нужно выделить и установить относительно слова то, что о нем само собой разумеется, составляет его аксиому. Очевидно, Что эта первая и основная аксиома находится на рубеже лингвистики, которая знает только конкретные, облеченные в плоть и кровь слова, имеет дело со звуками, уже ставшими словами, и эту плоть слова изучает в разных разрезах. Между тем это слово, облеченное в историческую плоть и имеющее свое определенное место в языке и его истории, есть пришлец из другого мира, вернее сказать, оно принадлежит сразу двум мирам. Хотя оно дается в руки лингвисту для всяких его анализов, но с этой своей оболочкой оно не отдается ему всецело и, оставаясь самим собой, не вмещается в его исследование. Вопрос о слове не вмещается в науку о словах как таковую. И если лингвисты считают себя иногда призванными высказываться по вопросу о слове, они довольствуются обычно очевидными отводами, иногда же наивностями, причем самая злейшая из них состоит в том, что свою личную метафизику, а иногда предубеждение, ученый специалист без критики провозглашает за научное разрешение вопроса, не замечая, что он еще требует предварительного разъяснения или расчленения. На самом деле вопрос о слове не есть вопрос филологии, хотя, разумеется, она здесь имеет свое суждение и дает свое заключение в первую очередь. Обычно же филологи его как следует даже не сознают. Но гораздо более удивительно то, что его в такой же степени не сознают и философы. Для них язык остается, по выражению Мюллера (Лекции о науке о языке*, 19), «подобно покрывалу, слишком близко прилегающему к умственному глазу человека, едва приметен». На слово смотрят, обычно, только как на орудие мысли и даже не самой мысли, а только её изложения, как на само собой понятное и само собой разумеющееся средство. В нем видят абсолютно прозрачную и пропускающую свет среду, вроде окна, о котором надо заботиться, чтобы оно было промыто или, в крайнем случае, не обманывало своими цветными стеклами. В этом смысле слова иногда боялись, принимались меры приведения его к порядку, относительно его отпускались ядовитые выходки, вроде мефистофельского

Читайте также:  Дразнилки для имени аня

denn eben wo Begriffe fehlen,

da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein.**

Суждения, подобные тому, которое мы встречаем у мыслителя языка Гумбольдта, что «die Sprache ist das Bildende Organ der Gedanken» и что «es gibt keine Gedanken ohne Sprache, und das menschliche Denken wind erst durch die Sprache»***, оставались непонятными и неуслышанными. Вся новейшая философия, кроме Лейбница, прошла мимо языка, можно сказать, не заметив проблемы слова. Ни Кант, ни Фихте, ни Гегель не заметили языка и потому неоднократно являлись жертвой этого неведения. И это же повторялось и в дальнейшей философии, где одни, представители логики, в языке видели только индифферентное средство, другие же рассматривают вопрос чисто психологически. За вопрос о значении слова для мысли философия и филология цеплялись уже при рассмотрении более сложного вопроса, именно об отношении грамматики и логики, однако здесь этот вопрос оставался либо совсем не рассмотренным, либо сдавался на рассмотрение в психологию.

Источник

“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (Булгаков)

Смотреть что такое «“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (Булгаков)» в других словарях:

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ — течение в рус. философии 10 20 х гг. XX в., связанное с определенной интерпретацией проблем, поставленных имеславием. Вопрос о том, является ли имя носителем сущностной энергии или чистым феноменом, наметившийся в споре между имеславцами и… … Русская философия: словарь

«ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ» — – работа С.Н.Булгакова. Задуманная и написанная в 1919–23 как осмысление теоретических основ имяславческого движения, «Философия имени» (гл. «Что такое слово?»; «Речь и слово», «К философии грамматики», «Язык и мысль», «Собственное имя», «Имя… … Философская энциклопедия

Философия в советской и постсоветской России — 1. Советский период. Развитие философской мысли в России после 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Мн. представители религиозно философских течений, господствовавших в кон. XIX нач. XX в., были высланы или эмигрировали из страны.… … Русская Философия. Энциклопедия

Читайте также:  Энциклопедия мужских русских имен

БУЛГАКОВ — Сергей Николаевич (1871 1944) обществ. деятель, философ, богослов, экономист. Образование получил в Ливенском духовном училище. Орловской духовной семинарии, Елецкой гимназии и на юрид. ф те Моск. ун та, к рый окончил в 1896. В 1901 06… … Энциклопедия культурологии

Булгаков, Сергей Николаевич — известный русский писатель. Род. 16 июля 1871 г. в г. Ливнах, Орловской губ., в семье священника; среднее образование получил в Орловской духовной семинарии и Елецкой классической гимназии, затем прошел курс юридического факультета Москов.… … Большая биографическая энциклопедия

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич — (1871 1944) русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения … Большой Энциклопедический словарь

БУЛГАКОВ — Сергей Николаевич (16. 6. 1871, Лив ны, 13.7.1944, Париж), рус. релит, философ и богослов, экономист. Род. в семье священника. Окончил юридич. факультет Моск. университета (1894). Проф. политэкономии в Киеве (1901 06) н Москве (1906 18).… … Философская энциклопедия

Булгаков, Сергей Николаевич — БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871 1944), философ, теолог и экономист. В 1923 эмигрировал из России. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БУЛГАКОВ — Сергей Николаевич (1871 1944) русский религиозный философ, богослов, экономист. Окончил юридический факультет Московского университета (1896). Профессор политэкономии в Киеве (1901 1906) и Москве (1906 1918). Депутат Второй государственной думы.… … Новейший философский словарь

Булгаков, Сергей Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Булгаков. В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Булгаков, Сергей. Сергей Николаевич Булгаков … Википедия

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий