Что значит слова названия действий

Урок русского языка по теме «Слова, называющие действие предмета» (УМК «Школа России»). 2-й класс

Класс: 2

Ход урока

1. Организационный момент.

Начнем урок. Сядьте правильно, откройте тетради, не забывайте про наклон, расстояние от глаз до тетради. Постарайтесь быть активными и внимательными.

2. Подготовка руки к письму.

Чтобы писать красиво, подготовим руки к письму (гимнастика).

— Подпишите число, классная работа, положили ручки.

3. Работа над новой темой.

1.) Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.

— Прочитайте слова на доске и подумайте, какое слово лишнее.

— Почему? (Это слово называет предмет, а остальные слова называют действия предмета)

— Над какими словами будем работать на уроке? (Ответы детей)

— Прочитайте тему урока.

Тема. Слова, называющие действия предметов.

Сформулируйте учебную задачу урока, чему мы будем учиться? (Ответы детей)

Учебная задача. Учиться распознавать, различать слова, называющие действия предметов, сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение.

Чтобы справиться, с этой задачей, нужно активно работать и помогать друг другу и мне на уроке.

Для того чтобы уметь распознавать слова называющие действия предметов, вспомним, что вы знаете о словах называющих предмет.

Слова, называющие предмет- это… (имена существительные).

— На какие вопросы отвечает имя существительное?

— На какой вопрос отвечают имена существительные, которые называют людей и животных?

— На какой вопрос отвечают все остальные имена существительные?

— Как вы думаете, а слова, называющие действия предметов, отвечают на один или несколько разных вопросов? (Ответы детей)

В ходе урока мы попытаемся ответить и на этот вопрос.

2.) Упражнение в распознавании слов, называющих действия предметов.

Учебник стр.26 упр.40.

— Какое задание приготовили для вас авторы учебника? Что надо сделать? (Отгадать загадки)

Прочитайте первую загадку.

— Кто догадался, о чем речь в загадке? (Гусь.) Показать рисунок.

— Читаем вторую загадку.

— Кто догадался, о чём речь в этой загадке? (Сосулька) Показать рисунок.

— Прочитайте задание самостоятельно.

— Что надо сделать? (Найти слова, называющие действия предметов и выписать их с вопросами.)

Запись на доске и в тетради. Ученики называют по одному слову.

Что делает? – бродит, выходит, носит, дарит, уходит, льёт.

— Что называет эти слова? (Слова, называют действия предметов).

— На какой вопрос отвечают? (Что делает?)

Слова называющие действия предметов, отвечают на вопрос: “Что делает?”

Открываю вопрос на доске. (Что делает?)

Игра “Летает, не летает”

4.) Подбор слов, называющих действия предметов.

Сейчас зима, а на дворе самый лютый месяц зимы – февраль. На доске записано стихотворение С. Маршака.

— Можно ли сразу прочитать стихотворение? (Нет)

— Почему? (Не хватает слов)

_______ ветры в феврале,
_______ в трубах громко.
Змейкой _________ по земле
Лёгкая позёмка.

Слова для справок: мчится, воют, дуют.

Какое незнакомое слово встретилось? (Позёмка)

Значение этого слова можно узнать из словаря русского языка С.И. Ожегова.

Позёмка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

(Значение слова зачитываю и показываю словарь).

— Вставьте подходящие по смыслу слова так, чтобы получилось стихотворение.

Обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, надо вставить.

— Кто готов отвечать? (Заслушиваю ответы)

Запись стихотворения с комментированием.

— Что называют слова, которые мы с вами вставили? (Действия предметов)

— Выпишем слова – названия действий предметов с вопросами.

На доске и в тетради.

Что делают? – дуют, воют.

Что делает? – мчится.

Чем отличаются слова, записанные в первой сточке, от слов, записанных во второй строчке? (Слова в первой строчке называют действия многих предметов, а слова во второй строчке называют действия одного предмета)

— На какой ещё вопрос могут отвечать слова, называющие действия предметов?

Сделайте вывод. (Что делают?)

Слова называющие действия предметов отвечают на вопрос: “Что делают?”

Открываю вопрос на доске

Мы с вами хорошо поработали, много нового узнали. Давайте немного отдохнём и отправимся на прогулку в лес. Встаньте.

Звучит фонограмма пения птиц. (Дети выполняют движения вместе с учителем.).

6.) Работа над предложением.

— Что услышали во время прогулки? (Пение птиц)

Читайте также:  Как правильно распланировать грядки на огороде фото и названия

Ребята чтобы мы с вами весной смогли слушать пение птиц, надо сейчас зимой их подкармливать, потому что им очень холодно и нечего кушать птицам.

Чем можно подкармливать птиц?

Составьте предложения. Расскажите, что вы делали.

Мы слушали пение птиц.

Давайте подберём другие слова, которыми можно заменить слово мы. (Ученики, дети, ребята, школьники)

Запиши предложение с одним из этих слов. (Один ученик у доски, остальные в тетрадях)

Грамматический разбор предложения.

— Найдите в предложении слово – название действия предмета.

— На какой вопрос оно отвечает? (Что делали?)

Слова называющие действия предметов отвечают на вопрос: “Что делали?”

Открываю вопрос на доске.

И так сделайте вывод, на какие вопросы отвечают слова называющие действие предмета?

— Как вы думаете, вы научились распознавать слова, называющие действия предметов и ставить вопросы к ним.

4. Закрепление.

1.) Самостоятельная работа.

Чтобы проверить, на сколько вы справились с учебной задачей урока, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по карточкам.

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке трещит лёд.

Работать будем по вариантам.

Задание. Выписать предложения, в которых слова- названия предметов отвечают на вопрос 1в. – Что делает?

Можно советоваться с соседом по парте, кому нужна моя помощь, поднимите руку.

Поднимите руку, кто самостоятельно справился с этим заданием? Кому была нужна помощь?

2.) Работа в группах.

Ребята, к нам на урок прибежал Незнайка(рисунок). Он решил стать спортсменом и принёс вам интересное задание для работы в группах.

Задание. Вам надо в группе обсудить, какими действиями можно показать движения данных спортсменов, а мы потом попытаемся угадать, какой вид спорта вы представляли и какие действия выполняли.

1 группа. Пловцы. (рисунок)

2 группа. Боксёры. (рисунок)

3 группа. Штангисты. (рисунок)

После обсуждения дети угадывают вид спорта и говорят слова, называющие действия предметов.

3) Рассказ о спортивном празднике “Лыжня России”.

Ребята, в феврале 40 городах России проходит спортивном праздник “Лыжня России”, в том числе и в нашем городе. Вы с родителя можете принять участие и как настоящие спортсмены пройти дистанцию на лыжах

5. Итог.

— Какая тема изучалась на уроке?

— На какие вопросы они отвечают?

— Научились ли вы распознавать слова называющие действия предметов и ставить вопросы к ним?

— Какое задание было наиболее интересным?

— Как вы думаете, чем будем заниматься на следующем уроке?

Источник

Слова — названия действий предметов в русском языке

Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Зелёный, интересный, маленький, забавный.

В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.

Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.

Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.

Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают? Если действие одного – то на вопрос: что делает?

Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?

Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.

Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?

Читайте также:  Памятники московского кремля фото с названиями

Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло. И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было. О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.

Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок. Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать. К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ?

Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные. Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить». Если действие прошло, то скажем – говорил, действие происходит сейчас – говорит, произойдёт – будет говорить.

Продолжите сами по аналогии:

Молчать – молчал, молчит, будет молчать.

Читать – читал, читает, будет читать.

Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия – слабая, посильнее или самая сильная.

Понаблюдайте за словами.

Дождь моросит, идёт, хлещет.

Мальчик плетётся, идёт, бежит.

Мама шепчет, говорит, кричит.

Малыш улыбается, смеётся, хохочет.

Назовите сами более сильную степень действия.

Источник

Урок русского языка «Слова-предметы и слова-действия». 1-й класс

Класс: 1

Программа: “Перспективная начальная школа”.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

Планируемые результаты образования:

предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении;

метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку; ставят цели.

познавательные – анализируют и соотносят различные языковые явления, подводят языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);

коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:

вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.

Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов.

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

I. Организационное начало урока

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

II. Мотивация. Целеполагание

Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой) так и не хочет, чтобы в волшебном лесу был гомон и шум и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.

— Чтобы помочь ребятам спасти деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).

— Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.

— Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.

— Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.

Читайте также:  Цветы для городских клумб названия и фото

III. Изучение нового материала

1. Получение новых знаний

— А теперь разделите слова-предметы на две группы.

— Что вы можете сказать об этих словах-предметах?

Справка Летучей мыши:

— Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка и раскрасьте его в нужный цвет.

(Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).

Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.

Самопроверка: фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.

— Поднимите руку, у кого замок получился открытым.

— Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.

(Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)

Физминутка. Игра “Хлопни-изобрази”:

Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.

заяц – кто? прыгает – что делает?

медведь – кто? бродит – что делает?

дерево – что? выросло – что сделало?

комар – кто? летал – что делал?

— Асырк и Торк никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?

(- Это модель предложения, т.к. первый прямоугольник обозначает правило “Начало предложения пишется с большой буквы и в конце стоит точка”.

— Проверим правильно ли догадались.

Справка Летучей мыши:

Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.

— Образуйте из слов этих двух групп смысловые пары.

— Составьте из данных слов 2 предложения:

1-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,

2-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,

— Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?

(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)

— Давайте запишем первое получившееся предложение и нарисуем модель.

— Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 6

Прочитаем 1 задание.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.

Поставьте вопрос к слову ЛИСА.

Как обозначим на схеме?

Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?

— Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.

— Прочитайте задание № 2.

— Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу – зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)

— Выполните это задание самостоятельно.

Взаимопроверка в парах. (Меняются тетрадями. 1 ученик у доски, остальные проверяют.

— Прочитаем задание 3 (дополните предложение к рисунку по схеме).

— Запишем это предложение с комментированием.

— И вот, наконец, последнее испытание. Давайте при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули пелену и вновь могли расти и раскачиваться от ветра и радовать всех. А для этого каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять, что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом, мы поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.

Слова на дереве: куст, играть, игра, смотрит, думать, дерево, дети, слушали, пройдут, волшебница, лес, окно, крыса, дождь, заколдовала, крот, придумать, слово, песня, петь, Маша, Миша, выучили, школа, учить.

VI. Итог урока. Рефлексия

— А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?

— Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?

— Молодцы! Вы замечательно справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит-Йокоп и дружно помогали Мише и Маше.

(Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector