Что такое гармония толкование

Что такое гармония толкование

Понятие гармонии применяется для характеристики высотной системы: типа лада (модальная гармония, тональная гармония), музыкального стиля (например, «гармония барокко»), индивидуально специфического воплощения звуковысотности («гармония Прокофьева»), характерной аккордики (гармония как синоним слов «аккорд», «созвучие» [1] ).

Понятие гармонии, однако, не следует смешивать с понятиями «сопровождение», гомофония (например, в выражении «мелодия и гармония» вместо «мелодия и аккомпанемент» или вместо «мелодия и аккордика»; «полифония и гармония» вместо «полифония и гомофония»).

Сущность музыкальной гармонии — проекция общеэстетического понятия гармонии на область звуковых явлений, объединяющая наиболее специфические для музыкального искусства художественные элементы и отношения: созвучия, ладовые функции и т. д. (тогда как, например, метр и ритм свойственны также поэзии). Осознание благозвучности гармонически упорядоченных отношений звуков явилось величайшим завоеванием художественного мышления.

При этом восприятие того или иного аккорда как «гармонии» (то есть созвучия) или как набора несвязанных звуков зависит от музыкального опыта слушателя и его эстетических предпочтений. Так, неподготовленному слушателю гармония музыки XX — XXI веков (особенно в произведениях композиторов-авангардистов) может показаться хаотичным набором звуков, взятых в одновременности.

Объекты и категории гармонии

Первичный объект гармонии — музыкальные интервалы, художественное освоение которых составляет основной стержень исторического развития музыкального искусства. «Согласное» звучание звуков даёт первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу. Другой важнейшей категорией гармонии является звукоряд определённого интервального рода, материальная основа всякой музыки. Форма, в которой воплощается (реализуется, разворачивается во времени и высотном «пространстве») звукоряд и сонансы, определяет центральную категорию гармонии — лад.

Отношения между звуками (частотами звуковых колебаний) различных созвучий отвечают ряду числовых отношений, представляющих интервалы:

Эти интервалы реализуются в последовании (во времени) и в одновременности (образуя созвучия — аккорды и конкорды). Соответственно в музыкальной гармонии обосабливаются одноголосные и многоголосные звуковысотные системы. В русском музыкознании термин «гармония» традиционно относят лишь к многоголосию (прежде всего, к многоголосной музыке Нового времени), а одноголосные звуковысотные системы объявляют «ладовыми». Это различение условно, поскольку лад может быть и одноголосным и многоголосным, а равно и гармония (например, мажорно-минорная тональная) может проявить себя в одноголосии.

Становление, развитие и история гармонии

Становление многоголосной гармонии (IX—XI века) — важнейший этап эволюции музыкального мышления. Связанность всех звуков отношением к тону-устою выражается категорией лада, а дифференциация их значений — системой ладовых функций. Первичная форма многоголосия — бурдон — представляет собой гармонию в рамках монодического принципа музыкального мышления. В условиях развитого многоголосия гармония становится системой созвучий, важнейшие из неустоев монодии — неаккордовыми звуками. Многоголосная гармония в процессе развития включает как эстетически оптимальные и поэтому самостоятельные всё более сложные созвучия — от кварто-квинтовых до большесептово-тритоновых и полигармонических (в XX—XXI веках).

Одновременно с эволюцией гармонии внутренне реорганизуется ладовая система (также и звуковая система музыки) как совокупность и средоточие музыкально-смысловых значений тонов и созвучий; одним из вершинных достижений этого процесса стала классическая тональность с её тональными гармоническими функциями (тоникой, субдоминантой и доминантой).

Гармоническая (ладовая) структура в европейской музыке является одним из основополагающих средств формообразования.

Начальная история гармонии

Начальная история гармонии в музыке — развёртывание свойств консонанса—диссонанса и форм лада в монодико-ладовых системах (Древнего Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Древней Греции и Рима и др. культур). Предформы гармонии (сонорно окрашенная гетерофония и др.) закрепляют в слуховом восприятии человека сам феномен вертикального созвучия, которое, однако, ещё не становится осознанным фактором музыкального мышления.

Гармония в Средние века и в эпоху Возрождения

В ранних формах многоголосия (органум IX—XI вв.) выдвигается новый элемент музыки — автономное созвучие; роль сонантных опор в Средневековье (например, в многоголосной музыке школы Нотр-Дам) и во времена раннего Возрождения (например, в музыке периода Арс нова) выполняют квинта и квинтоктава. С XIII века гармония обогащается терцовыми созвучиями, трактуемыми, как правило, как несовершенные (и требующие разрешения) диссонансы; позже, в эпоху Возрождения (XV-XVI века) терцовые созвучия начали употребляться свободно и, наконец, стали господствующими.

Читайте также:  Кровь сонник ванги толкование снов бесплатно

До начала XVII века господствовала модальность (старомодальная гармония). Церковная музыка (одноголосие и многоголосие) основана на восьми (с середины XVI века — двенадцати) церковных тонах с добавлением внутриладового хроматизма. Светскую музыку эпохи Возрождения зачастую также объясняют через церковные тоны, к которым, однако, она полностью не сводима (напр., категориями церковных тонов невозможно объяснить гармонию Вичентино и позднего Джезуальдо). Образец модальной гармонии эпохи Ренессанса — шансон Лассо «Се faux amour d’are» (G-миксолидийский).

Гармония Нового Времени

Гармония Нового времени (XVII—XIX вв.) основана на тональности как системе музыкального мышления особого типа, окончательно оформившейся в русле идей эпохи Просвещения и характеризующейся функциональной централизованностью, строгой рациональной выверенностью и иерархией, разветвлённостью, динамизмом тональных функций, оптимальным единообразием всех структур — от строения и расположения аккордов до монументальных тональных планов в крупных формах. Хотя еще у И. С. Баха заметны следы старинной модальности (фригийский лад во 2-й части 1-го Бранденбургского концерта), в эпоху барокко уже утверждаются мажор и минор как два господствующих лада. Господствующими они являются и в наше время (особенно в массовой культуре), несмотря на чрезвычайное усложнение гармонии в XX веке и появление атональной музыки.

Гармония в русской музыке

Предысторию гармонии в русской музыке составляют ладовые системы древних церковных распевов. С XVII века известны многоголосные записи «троестрочного пения». С XVII века в русской музыке утверждается тональная система гармонии (партесное пение), типологически родственная западноевропейской. Если в русской гармонии XVIII века (М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский) национальный характер был несколько нивелирован, то в XIX веке выступает мощная тенденция к национальному своеобразию гармонии (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский и др.). В целом использующая общеевропейскую гармоническую систему, гармония русской музыки имеет характерные черты. Среди них — широкое использование плагальности (оборотов с субдоминантой), частое применение гармоний побочных ступеней, тенденция к свободе гармонической структуры. Эти и другие свойства русской гармонии в сочетании с оригинальной мелодикой и ритмикой во многом обусловливают своеобразный облик русской музыкальной культуры. Русская музыка в поисках нового в гармонии XX века характерна разнообразием гармонических стилей, сосредоточенных в сочинениях отдельных композиторов. Таковыми стали, например, гармонические стили, созданные Скрябиным, Рахманиновым, Стравинским, Прокофьевым, Шостаковичем и др.

Гармония XX—XXI веков

Общие законы гармонии XX—XXI веков:

Развитие музыкально-научного понятия гармонии

Античные учебники гармоники (Клеонид, Бакхий, Гауденций, Боэций) и музыкально-теоретические исследования гармонии (наиболее значительны труды греков Аристоксена, Птолемея, Аристида Квинтилиана) содержали в обязательном порядке изложение и толкование вопросов гармонии: учение о музыкальном (высотно определённом) звуке, об интервалах (в пифагорейской традиции — обязательно в «математическом» ключе), об интервально-звуковой (в том числе о Полной двухоктавной) системе с присущими ей звукорядными («модальными») функциями, о ладовых звукорядах («тонах», «ладах»), о метаболе и др.

Впоследствии понятие гармонии сохраняло свою смысловую основу («логос»), однако конкретные представления о гармонии как звуковысотной слаженности диктовались актуальными для данной исторической эпохи музыки оценочными критериями. По мере развития многоголосной музыки гармония разделилась на «простую» (одноголосную) и «составную» (многоголосную; в трактате английского теоретика Уолтера Одингтона «Сумма теории музыки», нач. XIV века). Дж. Царлино дал спекулятивно-математическое обоснование (которое сам считал «природным») большого и малого трезвучий (которые по традиции описывал как конкорды); поделил все лады (одноголосные) на большетерцовые и малотерцовые. Ему же принадлежит знаменитая характеристика (ныне оценивающаяся как чрезмерно упрощённая) мажорного трезвучия как «веселого» (harmonia allegra), а минорного как «грустного» (harmonia mesta). М. Мерсенн определил роль баса как фундамента гармонии, описал явление обертонов в составе музыкального звука. Иоганн Липпий впервые трактовал оба трезвучия как аккорды, описав «гармоническую триаду» (trias harmonica) как «истинный и триединый звучащий корень самой совершенной и полнейшей гармонии»; также впервые засвидетельствовал обращения аккордов.

Читайте также:  Кошачьи какашки толкование снов

Некоторые выдающиеся труды о гармонии

Гуго Риман (1893) обосновал функциональную теорию классической гармонии, дал глубокий анализ модуляции и других специфических явлений тональной гармонии.

Генрих Шенкер (1906) выдвинул теорию структурных уровней гармонической ткани в тональной музыке.

Б. Л. Яворский (1908), С. В. Протопопов (1930) осуществили научное описание ряда ладов, помимо мажора и минора.

Ю. Н. Тюлин (1937) выдвинул теорию переменности тональных функций.

Пауль Хиндемит (1937) разработал эволюционное учение о гармонии, положив в его основу «природные основания», в том числе и главным образом, физико-акустическое понятие основного тона (Grundton) интервала, аккорда, любого созвучия.

Карл Дальхауз (1968) исследовал формирование классической мажорно-минорной тональности, «гармонической тональности» (harmonische Tonalität), продемонстрировал её становление на образцах многоголосной музыки Средних веков, особенно же Ренессанса и барокко.

Ю. Н. Холопов (1988) разработал всеобщую теорию гармонии, в основу которой положил представление о двух принципах лада, модальности (главенствует опора на звукоряд, тяготение может и отсутствовать) и тональности (обязательно присутствие центра и соотнесенной с ним периферии, признак звукоряда может быть выражен слабо), некоррелятивных друг другу.

Источник

Значение слова гармония

Гармония в словаре кроссвордиста

гармония

Большой современный толковый словарь русского языка

1.Взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо: явлений, предметов, качеств и т.п. Ant:дисгармония

2.Согласованность, стройность звучания; благозвучие.

3.Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий. отт. Созвучия, аккорды, а также их последовательность, характерные для какого-либо произведении, для определенного композитора, для какой-либо композиторской школы или какого-либо направления.

Большой современный толковый словарь русского языка

Новый словарь иностранных слов

ж.
1) Взаимное соответствие (явлений, предметов, качеств и т.п.).
2) Стройность звучания; благозвучие.
3) а) Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий. б) Созвучия, аккорды, а также их последовательность в каком-л. произведении или характерные для того или иного композитора, композиторской школы, направления. в) Область изучения способов и правил построения, взаимосвязи аккордов (в теории музыки).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

жен. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. Гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить; быть под одно, подстать, подмасть, под лад. Гармонист муж. о сочинителе музыки: искусный в составлении и расположении созвучий. Мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий. Гармоника жен. музыкальное орудие различного устройства, со стеклянными или деревянными клавишами, по которым бьют палочками; со стеклянными кругами, чашками, по которым водят пальцами; также мех, со вставлеными пищиками и затворками.

1. согласованность, стройность в сочетании чего-л.;

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

Словарь русского языка Лопатина

Словарь русского языка Ожегова

Современный толковый словарь, БСЭ

гармония ж.
1) Взаимное соответствие (явлений, предметов, качеств и т.п.).
2) Стройность звучания; благозвучие.
3) а) Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий. б) Созвучия, аккорды, а также их последовательность в каком-л. произведении или характерные для того или иного композитора, композиторской школы, направления. в) Область изучения способов и правил построения, взаимосвязи аккордов (в теории музыки).

Толковый словарь Ефремовой

гармонии, ж. (греч. harmonia).

1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию. Пушкин.

2. Благозвучие, Стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма.

3. Согласованность, взаимное соответствие (книжн.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок. || Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-н. целого, внутренняя цельность, полнота, согласие (книжн.). Мировая гармония. Душевная гармония. Лицо его выражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания. Гончаров. || Стройность, пластичность, мерность, полнота и законченность внешнего выражения (книжн.). Каждый жест актрисы исполнен гармонии. всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей. Пушкин.

Читайте также:  Креститься во сне толкование снов

4. То же, что гармоника в 1 знач. (обл., простореч.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

Полный орфографический словарь русского языка

взаимное соответствие, согласованность в сочетании чего-либо согласованность, стройность звучания; благозвучие раздел теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов в ряде языковуподобление по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм клавишно-пневматический музыкальный инструмент с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук

гармония; стройность звучания; благозвучие

гармония; стройность звучания; благозвучие

гармония; стройность звучания; благозвучие

Действительно, как и сложный звук природы изображен одним определенным тоном, ключевой нотой, звучащей в вечности; как сложный звук природы имеет неоспоримое существование сам по себе и даже обладает определенной высотой, уловимой лишь людьми с очень тонким слухом[2] точно также и определенная гармония или дисгармония внешней натуры человека видится наблюдателю целиком зависящей от ключевой ноты, посредством которой внутренний человек влияет на внешнего.

Его объединяют общие силы действия – гармония и дисгармония, противоборствующие начала, стихии неба, воды, огня и земли, время и пространство.

Но мы искали и в этих текстах в первую очередь не отголоски старого, а черты нового; нас занимала не столько отработанная за века гармония инерции, сколько плодотворная дисгармония сдвига— и в этом смысле действительно не поэтика «позднеантичной» литературы, а именно поэтика «ранневизантийской» литературы.

Риск профессии художника в его раздвоенности, в личностях, которые сосуществуют в нем, в его андрогинности (Платон) и исконной бисексуальности (Бердяев), в стремлении «залезть в шкуру» каждого из своих персонажей, прожить его жизнь, прочувствовать его мысли. Это такая амбивалентная структура, луч света, распадающийся на составляющие его цвета, гармония и дисгармония, вместе взятые, хаос и порядок…

У меня дед улей держал в деревне. Так вот, я каждое лето к нему приезжала. Меня пчёлы кусали, а его нет. И я всё время спрашивала : «Дед, а почему?» А потому, что говорит, он каждую пчёлку в лицо знал, подход к ней имел. И всегда был мир, гармония и мёд. Так вот и я хочу, чтобы у меня в отделе был мир, гармония и мёд.

Ирина Александровна Антонова

Очень важно, чтобы на площадке была гармония и творческая атмосфера

Анастасия Юрьевна Заворотнюк

Нет ни тёмной, ни светлой живописи, есть только отношения тонов, когда они, верно, взяты, гармония устанавливается сама собой, чем тона разнообразнее и многочисленнее, тем сильнее эффект и тем приятнее для глаза. (Поль Сезанн)

Скрытая гармония лучше, чем очевидная.

Самая яркая звезда в Сердце Льва — брат родной Юпитеру, Марсу — родственник дальний. И судьба стран и народов, которым светит Лев, благодатна. И счастье их не обходит. Однако, вот беда: голова, шея Льва и Сатурн одного сукна епанча. И жди напастей, — но гармония красоты все шероховатости сгладит.

Ни травы, ни гармония с природой не дают желаемого эффекта, если человек не стремится поддерживать на высоте свое душевное здоровье.

Все болезни от суеты сует. Чаще всматривайтесь в звездное небо, и гармония космоса поможет становлению гармонии в душе.

Каждая часть картины играет свою роль, главную или второстепенную. Всё то, что не нужно в картине, вредит ей. В произведении должна быть гармония всех частей; лишняя подробность может занять в уме зрителя место чего-либо существенного.

Революция это гармония формы и цвета, все движется и остаётся на месте, повинуясь одному закону: имя ему жизнь.

Транслитерация: garmoniya
Задом наперед читается как: яиномраг
Гармония состоит из 8 букв

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector