Что существенно для современного толкования проблемы правопонимания

Проблемы правопонимания в современной юридической науке

Проблемы правопонимания традиционно относились и относятся к числу наиболее важных в отечественной и зарубежной юридической науке проблем, поскольку вопрос о понятии права – исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все иные правовые явления.

Многообразие подходов к выявлению сущности права объясняется особенностями его познания, приоритетным выделением части его свойств, качеств и недооценкой других черт. Вместе с тем, трудности выработки устойчивого и единого понятия права, охватывающего все стороны правового бытия, прежде всего, заключается в сложности и многогранности, и многоуровневости такого явления как право.

В связи с данным обстоятельством современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех образах:

· общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений;

· особое сложное социальное образование, наряду с государством, моралью, искусством;

· явление мирозданческого порядка.

При рассмотрении различных концепций правопонимания необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, идеологической позиции познающего его субъекта; во-вторых, исторические условия функционирования права; в-третьих, что является основанием, базой той или иной концепции (источник правообразования), что понимается под источником и сущностью права.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования. Право структурируется, как минимум, на трех уровнях – нормы, идеи и отношения. В связи с этим в современной юридической науке сложились три основных типа правопонимания: нормативный, нравственный (философский) и социологический.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Родоначальником данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с конституционной нормой. Данный тип правопонимания основывается на позитивистской теории права, отождествляющей право и закон.

Представителем современного нормативизма является М.И. Байтин. Основное понимание права в рамках этой теории заключается в следующем:

1) право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах;

2) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;

3) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;

4) само право и его реализация обеспечивается в необходимых случаях принудительной силой государства;

5) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Достоинство нормативизма заключается в том, что такой подход фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; указывает на общеобязательность права, его связь с государством; обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; обеспечивает формальную определенности права, четко обозначает права и обязанности субъектов. По мнению Г.В. Мальцева, нормативность – это универсальное и глубинное качество права. Норма есть во всякой форме права – в древнем обычае, так же как и в современном законе.

Недостатками нормативистского правопонимания следует признать то, что она абсолютизирует государственное влияние на правовую систему; игнорирует естественные и нравственные начала в праве и роль правосознания в реализации юридических норм; не раскрывает действие права, его связь с общественными отношениями.

Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права, которая получила свое развитие в политико-правовых учениях XVII – XVIII вв. Естественно-правовые взгляды берут свое начало в Древней Греции и Древнем Риме и отражают попытки выявления нравственных, справедливых основ в праве.

Нравственный подход признает важнейшим началом права его духовное, идейное, нравственное начало. Право трактуется как идеологическое явление (идеи, принципы, идеалы), которое отражает идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Наряду с законодательством (позитивным правом), существует право как идеальное начало, соответствующее естественной природе человека. В этом смысле право есть совокупность нравственных требований к закону и государству. Аристотель отмечал, что, будучи регулирующей нормой политического общения, право должно служить критерием справедливости.

Читайте также:  Укажите правильное толкование слова горелки в следующем предложении

Достоинством философского подхода является: он утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; различает право и закон, в силу чего последний может быть неправовым; концептуально соединяет право и справедливость, право и равенство. Право трактуется как безусловная ценность, как признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы, равенства как выразителя общих принципов и идей нравственности, гуманизма. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека.

Критические замечания в адрес данной теории могут состоять в том, что у участников общественных имеются неодинаковое понимание таких ценностей как справедливость, свобода, равенство. Ввиду субъективизма, оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения. Также следует отметить, что при данном правопонимании возникает сложность в отделении права от морали, нравственности, в результате чего обнаруживается расплывчатое, абстрактное представление о праве как критерии правомерного и неправомерного поведения.

Соединить преимущества нравственного и нормативного подхода к пониманию права предпринял акад. В.С. Нерсесянц. Его либертарно-юридический подход различает понятие права и закона, но в отличие от философской теории под правом понимается не естественное право, а нормативное выражение принципа формального равенства. Последний – сущность и отличительный признак права, который трактуется как единство его трех составляющих: 1) абстрактно-формальная всеобщность и мера равенства всех; 2) свобода; 3) справедливость. Таким образом, право выступает формой отношений равенства свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений.

Социологический подход к пониманию права зародился в середине XIX столетия и был направлен на познание права как социального явления, относительно независимое от государства. При данном подходе основное звено в правовой системе занимают правовые отношения. Право следует искать не в действующих нормах, законодательстве, а в реальной жизни, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права не отрицаются, они представляют собой только часть права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Собственно право составляют правовые отношения и складывающийся на их основе правопорядок. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы. Поэтому при социологическом подходе придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики.

Позитивными в рассматриваемом подходе следует признать следующие положения: общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически к данной теории следует относиться ввиду того, что она отрицает нормативность как важнейшее свойство права; недооценивает в праве нравственно-гуманистические начала; также возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, поскольку любые действия последних будут признаваться правом. Следует признать, что право является не деятельностью субъектов, а ее регулятором.

Каждая из рассмотренных выше концепций имеет свои преимущества и недостатки, служит противовесом иных теорий, не позволяя возобладать крайностями в правопонимании. С практической точки зрения наиболее применим нормативный подход к праву, раскрывающий роль права как властного регулятора общественных отношений. Он отличается простотой, ясностью и доступностью, а главное – ориентирует на соблюдение законности и приоритет законов перед другими нормативными актами. Философский и социологический подходы имеют практическое значение, ориентируя на соблюдение прав человека и на учет действия права, его эффективности.

В отечественной юридической литературе было предложено сформулировать интегративный (синтетический) подход к праву, объединяющий рассмотренные выше концепции. Согласно этому подходу, право понимается как система нормативных установок, выраженных в законодательстве, которые опираются на идеи человеческой справедливости и свободы. Проф. В.И. Гойман-Червонюк под правом признает совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Читайте также:  Натальная карта составить бесплатно с толкованием

Наличие множества определений права, сформулированных под воздействием социальных и иных жизненных обстоятельств, отражающих различные стороны правовой жизни и подходы к ней, следует рассматривать как положительное явление. Плюрализм правопонимания позволяет отразить в праве наиболее важные стороны и черты, исследовать право не только в статике, но и в динамике, а также взглянуть на право как сложное социальное явление, подчеркнуть его необходимость и социальную ценность в жизни людей.

Источник

Проблемы правопонимания в современной юридической науке

Правопонимание является ключевым аспектом всей проблематики современной теории права. От того, какой концепции права придерживается исследователь, на каких методологических позициях он стоит, зависят и его дальнейшие теоретические построения, касаются ли они вопросов источников права или природы прав человека, суверенитета народа или существования гражданского общества, системы права или правовой системы.

Общепринятым является то, что тип правопонимания – это определенный образ права, хар-мый совок-тью наиболее общих теор. признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения.

Основное практическое и теоретическое значение правопонимания и права состоит не в том, что это одна из форм отражения и выражения реально сущ-щих явлений, вещей (этот аспект смело можно назвать второстепенным), а именно в том, что наше сознание – в данном случае в форме правосознания – не только отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его. Правовые явления как продукт сознания – это результат нашей интерпретации, нашего субъективного понимания, и поэтому это всегда нечто неадекватное, нетождественное и в этом смысле нечто новое в сравнении с «освоенными» сознанием реальными.

С точки зрения философского подхода правопонимания, имеет особое значение различие и отождествление права и закона, это и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которое можно назвать соответственно юридическим и легистским.

Для юр. правопонимания вопрос «что такое право?» является подлинным, действительной проблемой. Для лигистского же подхода такого вопроса не сущ-ет, для него право – это уже официально данное, действующие, позитивное право.

Сложилось несколько походов к пониманию права:

1. нормативный (узкое понимание права) – право – система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и контролируемых им – отождествление права и закона;

2. нравственный (философский; широкое понимание права) – право – идеологическое явление (идеи, принципы, идеалы), отражающие концепции справедливости, свободы человека и формального равенства людей (право и закон могут не совпадать). Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат его естест. неотъемлемым правам, тогда они составляют право;

3. социологический (широкое понимание права) – право – не то, что задумано и записано законодателем, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности (право не сводится к закону); право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Законодатель не создает норму права, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике;

4. психологический – право – не реальность, а комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Единственный источник права – индивидуальное сознание.

3 основных типа правопонимания:

нормативный,

нравственный (философский),

социологический.

1. Нормативный подход (этатистский) (Шершеневич, Кельзон): право всегда явл. созданием гос-ва или опосредовано гос-вом. Право – это совок-ть норм (правоповедение), устан-мых или санкц-мых гос-вом в форме закона.

Читайте также:  Мифологический словарь под редакцией мелетинского толкование слова троя

Нормат. правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Гос. власть явл. источником права, чел. Имеет права в силу их закрепления в актах гос-ва, а не в силу своей природы, след-но, только нормы законов выступают истинным правом.

Шершеневич: гос-во – это единствен. источник права, он отождествляет гос-во с законом. Нормы конст. права не могут иметь правового хар-ра, т.к. гос-во не может принуждать себя к их исполнению.

1) он фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;

2) указывает на прямую связь права и гос-ва, его общеобязательность;

3) подчеркивает, что право обладает формальной определенность;

4) право – всегда принудитольно;

5) право – это волевой акт гос-ва.

1) отрицаются естественные, неотъемлемые права человека;

2) создается иллюзия, что принятия закона достаточно для решения соц. проблем;

3) не раскрывается право «в действии»;

4) право отождествляется с формой его выражения – зак-вом.

2. Нравственный (философский) подход – естественно-правовой (в античности – Цицерон; Гроций, Локк, Руссо) – основывается на теории естеств-го права.

Право – идеологическое явление, отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей.

Нравств. подход пирзнает важнейшим началом права его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Если нормы зак-ва соотв-ют ествественной природе чел., не противоречат естеств. Неотъемлемым правам, то тогда они составляют право. Т.е. наряду с зак-вом, сущ-ет высшее, подлинное право как идеал, отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.

Античность: право отождествлялось с разумными законами природы, которым должно подчиняться все живое.

Средние века: ест. право – воля Бога – право получило теологическое обоснование (Фома Аквинский).

17-18 в.: ест. право связывали с правами и свободами чел., как принадлежащими ему от природы (Гроций, Локк, Руссо).

Новейшее время: естественное право – идеал, на который должно равняться позитивное право. Идеал – соответствие совок-ти нравственных требований действующему в гос-ве праву (Чичерин, Соловьев).

1) стремится приблизить право к нравственному идеалу, право трактуется как безусловная ценность;

2) ест. право сущ-ет независимо от гос-ва, общества и сознания чел., т.е. это социальная реальность;

3) ест. право постоянно и неизменно, оно абсол. добро;

4) различает право и закон, не любой закон явл. правовым.

1) расплывчатое представление о праве;

2) негативное отношение к закону;

3) возможность субъективной оценки гражданами, должн. лицами,… законов;

4) невозможность отделить право от морали.

3. Социологический подход– предопределила «школа свободного права» (Эрлих) – живое право народа, основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право – административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество – судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге – фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

(+)данного подхода:

1) придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической прак­тики;

1) есть опасность размывания понятия права, оно становится неопределенным;

2) возможность произвола со стороны судебных и административных органов, так как любые их действия будут признаваться пра­вом;

3) игнорируется тот факт, что право ость не деятельность его субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя дей­ствия наделять свойствами регулятора.

В юридической науке социологический и фило­софский подходы принято именовать широкимпони­манием права, а нормативный — узким.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector