Что носит название чего примеры
КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА ТЕКСТА
Коммуникативная задача текста (коммуникация – общение) – задача общения, т.е. задача, которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, обычно находится в начале текста. Бывают случаи, когда коммуникативная задача не отражена в конкретном предложении, но подразумевается. В таком случае надо определить предмет описания, выявить особенности его характеристики (строение, форма, состав и т.п.) и только после этого сделать вывод о коммуникативной задаче текста.
Рассмотрим логику определения коммуникативной задачи наиболее часто встречающихся типов научного текста. Так, если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета. В том случае, если в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета. В тексте могут описываться самые различные свойства предмета и соответственно этому будет формулироваться коммуникативная задача текста. Если в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму предмета. В том случае, если в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета. Если в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.
Коммуникативная задача текста соотносится с определенными моделями текстов, представляющими реальные ситуации общения, а также языковые средства, соотнесенные с выражаемыми ими «смыслами» и ситуациями (таблица О.Д.Митрофановой).
Смысло-речевая ситуация (функция)
Языковые средства (форма)
Определение предмета (дефиниция)
Что есть что; Что – это что; Что называется чем; Что называют чем
Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего
Что считают чем (каким); Что считается чем (каким); Что представляет собой что; Что кажется (казалось) чем (каким); Что заключается в чем; Что состоит в чем
Принадлежность предмета к классу
Что относится к чему; Что принадлежит к чему; Что входит в группу (класс, тип) чего; Что является одним из чего
а) Что делят на что; Что разделяют на что; Что подразделяют на что; Различают что
б) Что делится на что; Что разделяют на что; Что подразделяется на что; Что различается
Качественный состав, строение предмета
а) Что входит в состав чего; Что содержится в чем; Что образует что; Что является составной частью чего
б) Что состоит из чего; Что содержит что; Что включает в себя что; Что имеет в своем составе что
Количественный состав предмета
Сколько чего входит в состав чего; Сколько чего содержится в чем; Сколько чего падает на долю чего; Сколько чего приходится на долю чего
Возникновение, происхождение предмета
а) Что(кто) возникает; Что образуется из чего; Что происходит из чего (от кого); Что развивается из чего; Что зарождается
б) Что (кто) появляется; Что получается; Кто получает что; Что получено кем; Что вырабатывает что; Что вырабатывается чем; Что выделяется чем
в) Кто создает что; Что изобретает что; Кто конструирует что; Кто изготовляет что
Означенные типы коммуникативных ситуаций характерны для научной сферы общения, а закрепленные за ними языковые средства являются наиболее типичными, распространенными, частотными.
10 привычных нам вещей, у которых есть своё название, но мы называем их «эта штука»
Есть вещи, которые мы видим и используем каждый день, но понятия не имеем, как они называются.
Возможно, это и не важно, но для обогащения своих знаний и словарного запаса будет не лишним это узнать.
Итак, вот несколько интересных слов, которые являются названиями известных нам вещей:
Что из этого вы уже знали?
Делитесь в комментариях своим мнением!
Эглет
Наконечник шнурка, который может быть из пластика или металла, чтобы шнурок проще проходил, через отверстия в обуви. В древнем Риме эглет был из металла, а сегодня его чаще всего делают из пластика.
Люверс
Колумелла
Ваша колумелла является перегородкой преддверия носа – она разделяет ноздри. У некоторых людей колумелла более длинная и немного висит, так что её исправляют хирургическим путём.
Феррул
Металлическое кольцо на карандаше, которым крепят ластик к карандашу. В стоматологии феруллом называют небольшую канавку в зубе, которою делают для установки коронки (искусственное продолжение зуба).
Кроме этого, феррулом называют верхнюю часть (ручку) трости, а также деталь складного механизма зонтика, которая двигается по металлическому стержню.
Пипсы
Небольшие бугорки на поверхности ракетки для пинг-понга. Они могут быть длинными или короткими.
Трагус
Маленький хрящевой выступ на внешнем ухе человека. Когда вы хотите прикрыть уши от шума, вы нажимаете на него. Его также часто прокалывают в пирсинге.
Вибриссы
Длинные жёсткие усики у кошек и многих млекопитающих. Они выполняют тактильную функцию, улавливая воздушные потоки, которые отражаются от предметов, находящихся по близости.
Эгкорн
Слово или фраза, которую мы неправильно расслышали. Например «скрип колеса» вместо «скрипка-лиса».
Петрикор
Запах, который появляется после дождя. Слово происходит от греческих «petra» – «камень», и ichor — «жидкость». Некоторые учёные считают, что любовь к этому запаху мы унаследовали от дальних предков, для которых дожди были крайне важны для выживания.
Дисания
Ощущения, когда не просто не хочется вставать с кровати после сна, но и очень сложно это сделать. Обычно это встречается у людей, страдающих депрессией – они могут по несколько дней валятся на кровати.
Грифонаж
Рисунки или каракули, которые люди создают, когда думают о чём-то. Обычно они возникают, когда человек говорит по телефону с ручкой или карандашом в руке, или когда ученик замечтался на уроке и начал что-то рисовать в тетради.
V. Методы обучения и преподавания.
Методические рекомендации
Для практических занятий
Речевая тема: Кровь и кровеносные сосуды.
Грамматическая тема:Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.
Курс:1
Дисциплина:Русский язык
Составитель:
д.п.н. профессор Жанпейс У.А.
Речевая тема: Кровь и кровеносные сосуды.
Грамматическая тема:Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.
II. Цель: дать общее представление о коммуникативной задаче и смысло-речевых ситуациях в подъязыке медицины.
III. Задачи:
Практические навыки : выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его коммуникативную задачу, смысло-речевые ситуации.
Основные вопросы темы:
1. Коммуникативная задача текста медицинского профиля.
2.Смысло-речевые ситуации медицинского текста.
4. Введение термина.
V. Методы обучения и преподавания.
⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ различных жанров научного стиля, выполнение речевых и коммуникативных упражнений.
⃰Наглядный: работа с таблицами.
⃰Активный: лингвистическая игра; конструирование синквейна с опорными терминами и ключевыми словами речевой темы.
VI.Задания по теме:
Задание 1.Ознакомьтесь с теоретическими сведениями. Запишите наиболее важные положения. Cоставьте кластер, используя полученную информацию.
Коммуникативная задача научного текста – задача общения, которую ставит автор – объективная передача научной информации в логической последовательности.
Выделяют различные коммуникативные задачи научного текста:
·в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета;
· в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета;
·в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму текста;
· в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего он служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета;
·в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.
Коммуникативная задача текста соотносится с определенными моделями текстов, представляющими реальные ситуации общения, а также языковые средства, соотнесенные с выражаемыми ими «смыслами» и ситуациями.
Задание 2.Ознакомьтесь с таблицей, в которой даны типы коммуникативных ситуаций, характерные для научной сферы общения, и закрепленные за ними наиболее типичные, распространенные языковые средства.
Задание 3.Прочитайте текст. Определите его тему. Используя таблицу, определите смысло-речевые ситуации научного текста, укажите их функции. Выпишите конструкции « что – есть что», «что – это что», «что называется чем», «что носит название чего».
Кровь — это быстро восстанавливающаяся ткань. Она обновляется за счет разложения старых клеток и создания новых. Этим занимается костный мозг. В организме взрослого человека находится в среднем 5 литров крови.
Задание 4.Ознакомьтесь с дефинициями медицинских терминов. Выпишите изученные конструкции и укажите функции смысло-речевые ситуаций. Дайте устно развернутую характеристику каждому термину.
Задание 5.Выпишите из текста «Состав крови» словосочетания с числительными, записав числительные словами.
Задание 6.Прочитайте текст. Какую информацию он содержит? Для кого предназначен текст: для профессионалов, массового читателя или для учебных целей? Обоснуйте свой ответ. Объясните структуру текста: найдите вступление, основную часть и заключение. Выпишите из текста дефиниции.