Что носило название пенни фартинг

Тест-драйв пенни-фартинга

Основная сложность в вождении пенни-фартинга — отсутствие свободного хода педалей и тот факт, что руль, педали и колесо составляют жесткую конструкцию. На обычном велосипеде с цепным приводом вращение педалей не влияет на руление, в пенни-фартинге же нажмешь на левую педаль — управляемое колесо поведет влево, на правую — вправо. Нужно научиться придерживать руль, постоянно контролируя машину, не позволяя ей вилять. И это более чем на полутораметровой высоте над землей, при том что центр тяжести седока находится практически на оси переднего колеса — чуть зазеваешься, перетормозишь и кувыркнешься вперед. Страшно!

Тем не менее у нас получилось поехать на пенни-фартинге почти сразу. Сначала как на самокате — стоя на подножке, вцепившись в руль и отталкиваясь от земли ногой. Потом уже с педалями, немножко повиливая, но в целом вполне сносно. «Вы третий человек на моей памяти, у кого получилось с первого раза», — сказал Андрей Мятиев нашему главному редактору. Повод для гордости, не иначе!

Очень большие колеса

Термин «пенни-фартинг» связан с размерами колес. Разница между ними примерно такая же, как между этими двумя английскими монетами. Что интересно, в период популярности таких велосипедов их называли ordinary bicycle, то есть «обычный велосипед», в то время как едва появившиеся велосипеды современной конфигурации получили название safety («безопасный»). Пенни-фартингами викторианских гигантов прозвал какой-то ушлый журналист в начале 1890-х — когда их век уже прошел.

В России же подобные велосипеды стали популярны под названием «пауки»; за рубежом этот термин всплывал в начале 1870-х, но распространения не получил. Прямым предком пенни-фартинга был так называемый boneshaker — «костотряс». Его конструкция определялась патентом французского изобретателя Пьера Мишо, который придумал прямой педальный привод на переднем колесе. Костотрясы были невероятно тяжелыми, переднее их колесо чуть-чуть превышало по размерам заднее.

Последний факт был обусловлен необходимостью обеспечить удобную посадку: расстояние между сиденьем и осью переднего колеса диктовалось длиной человеческих ног. В коллекции Андрея Мятиева есть три костотряса 1860-х годов (из всего четырех или пяти сохранившихся в России); мы протестировали экземпляр 1868 года — он весит, наверное, килограммов пятьдесят. Литая рама, тяжеленные деревянные колеса, крайняя сложность при поворотах.

Конец эпохи костотрясов наступил в 1869—1870 годах, когда французский инженер Эжен Мейер придумал новую конструкцию. Перед велопроизводителями стояло несколько задач: во-первых, организовать нормальное серийное производство, во-вторых — максимально облегчить машину, в-третьих — увеличить скорость ее движения. Решение последней проблемы возникло само собой: чем больше колесо, тем выше скорость при схожих усилиях ездока.

Кроме того, при увеличении диаметра снижалась и тряска. Одновременно с Мейером к тому же выводу пришел британский инженер Джеймс Старли. Костотрясы его компания начала производить еще в 1868 году, а с 1870 года перешла на «пауки». Что главное, Старли внес в конструкцию велосипеда множество изменений, позволивших серьезно облегчить и удешевить машину. Снизить массу удалось не сразу — сначала тяжелые деревянные колеса заменили на тонкие металлические с радиальной спицовкой (это придумал еще Мейер), затем упростили раму, превратив ее в тонкостенную трубу переменного сечения (это уже разработка Старли). В принципе, Старли заложил технологические основы современного велостроения.

Первые пенни-фартинги, появившиеся в 1870 году, несли в себе множественные «атавизмы» костотрясов. Например, перед рулем сохранялись подставки для ног, которые использовались, когда велосипедист ехал с горки и вынужден был снимать ноги с педалей. Но если на костотрясах это было в порядке вещей, то подобный эквилибр на пенни-фартинге мог привести разве что к аварии.

Читайте также:  Виды домашних цветущих цветов фото с названиями

15 лет превосходства

Велоэволюция шла быстро. Первые пенни-фартинги были еще достаточно тяжелы, но уже к началу 1880-х гоночные велосипеды снизили вес до 9−11 кг (!) — и это при высоте до 1,5 м. С учетом того, что первая в истории велогонка прошла незадолго до появления пенни-фартингов — 31 мая 1868 года в Париже, — именно «пауки» стали первыми массовыми гоночными велосипедами, царившими на скоростных заездах 1870−1880-х годов.

Что интересно, «убил» пенни-фартинги тот же человек, который одним из первых начал производить их серийно, — Джеймс Старли. Именно он в 1884 году запатентовал велосипед типа safety с колесами равного размера и цепным приводом на заднее. А с появлением пневматических шин «безопасные» велосипеды окончательно заняли рынок — и занимают его по сей день.

Но за 15-летнюю историю развития пенни-фартинги претерпели ряд интересных технологических изменений. С каждым годом переднее колесо все увеличивалось, а заднее — уменьшалось, превращаясь просто в подпорку. Рама теряла элемент за элементом, пока не превратилась в трубку переменного сечения, на одном конце которой крепилась сцепка «переднее колесо — руль», а на другом — заднее колесо. Педаль для посадки из вполне удобной для ноги эволюционировала в крошечный приваренный к раме штырек. Радиальная спицовка уступила место тангентной, использующейся на велосипедных колесах и сегодня (ее, кстати, тоже изобрел Джеймс Старли).

Интересные технические решения применялись для тормозов и сиденья пенни-фартинга. Ввиду того что у его педалей нет свободного хода, тормозить можно, просто прокручивая педали с меньшей скоростью. Но еще на костотрясах существовала страховочная система: рукояти руля можно было прокрутить на себя, потянув таким образом за тросик, ведущий к обыкновенному механическому тормозу. Эта система используется и сегодня — только современные тормоза прижимаются к ободу, а в те времена тормоз терся о шину (все равно она была сплошной, твердой и почти не боялась истирания).

Сиденье пенни-фартинга обычно крепилось на рессоре, чтобы смягчить посадку. Но такая конструкция не позволяла подогнать велосипед по росту — регулировки руля тоже не было. Единственной возможностью подправить расстояние между седлом и педалями была, собственно, перестановка педалей. Шатуны имели не одно отверстие, а несколько — чем ближе к оси располагалось отверстие, в которое устанавливалась педаль, тем более низкорослый человек мог управлять велосипедом. Интересно, что эта система по инерции, в виде атавизма, перекочевала и на safety-велосипеды, хотя там уже была регулировка седла и руля по высоте.

Как мы катались

Источник

Пенни фартинг

Своё название Пенни-фартинг этот велосипед приобрёл от двух мелких британских монет: пенни и фартинга. У них был разный размер и при расположении их рядом с друг другом они очень сильно напоминали силуэт велосипеда о котором идёт речь.

Сейчас вид этого велосипеда вызывает улыбку, но в девятнадцатом веке он на протяжении двух с половиной десятилетий с успехом использовался любителями велосипедов. Толчком к появлению Пенни-фартинга стало изобретение француза Юджина Мейера, который в 1869 году запатентовал право на производство спиц из железной проволоки.

В те времена на велосипедах не применяли какой – либо привод на ведущее колесо с целью изменить передаточное число, кроме прямого привода на ось с помощью педалей. Маленький размер колеса ограничивал скорость велосипеда – человек попросту не мог так быстро работать ногами. Поэтому пришлось увеличивать диаметр ведущего колеса.

Тут изобретение Юджина Мейера пришлось кстати – спицы обеспечивали небольшой вес при достаточной прочности. Джеймс Старлей из Ковентри в Англии добавил к конструкции шариковые подшипники скольжения, литые резиновые шины и полые сечения труб рамы.

Читайте также:  Хищные птицы свердловской области фото с названиями

Какой он – пенни фартинг

При отсутствии пневматической покрышки, которую тогда ещё не придумали, большое колесо обеспечивало более комфортную поездку по неровностям дороги. Недостатками были высокая вероятность опрокидывания вперёд через руль и затруднительная посадка на велосипед.

Первые соревнования проводились именно на таких велосипедах. На велосипеде Пенни-фартинг Томас Стивенс в 1885 году совершил первое кругосветное путешествие, проехав в общей сложности 20 000 километров. Эпоха использования этого велосипеда закончилась тогда, когда начали использовать цепную передачу, которая позволяла за счёт подбора звёздочек применять колёса меньшего диаметра.

К 1893 году выпуск Пенни-фартингов прекратили, хотя ещё много лет спустя в сельских районах можно было встретить человека на таком велосипеде. При не очень долгом использовался он ассоциируется с концом викторианской эпохи. Также его популярность совпала с зарождением велосипедного спорта.

В настоящее время отдельные производители выпускают Пенни – фартинг в современной комплектации не меняя основ конструкции. Люди, увлекающиеся коллекционированием велосипедов считают за честь его иметь у себя.

Источник

История монет Великобритании. Четвёрка пенни из четырёх фартингов

В этом обзоре мы отследим судьбу денежных единиц, составлявших основные ступени пирамиды монетной системы Англии, а впоследствии и Великобритании. Исключение составит крона, о которой мы рассказали в статье, собравшей сведения о разных странах, где имела хождение крона, и прочей экзотике, которую мы также выделили в отдельную статью.

Выше мы представляем соотношения денежных единиц, имевших хождение до перехода на десятичную систему, которая произошла в 1971 году. Запомнив её, вы перестанете путать фартинг с шиллингом и поймёте, насколько выгоднее получить гинею, а не соверен.

Фартинг

Так как в качестве платёжного средства в Англии принимались монеты только из золота и серебра, неудивительно, что даже такой мелочи, как фартинг, было суждено родиться в благородном металле. Прообраз фартинга схож с русскими резанами и рублями, ведь для получения мелких номиналов во времена Этельреда Второго монеты рубили на две или четыре части по кресту, отчеканеному на одной из сторон. Отсюда и произошли фартинги (четвертинка) и полупенни (половинка). В различных источниках можно отметить несовпадающие периоды появления фартинга на свет. Ранее считалось, что первые серебряные фартинги выпущены при Эдуарде Первом, но вдруг нашли монеты этого достоинства, отчеканенные ещё Генрихом Восьмым.

По таблице видно, что четвёрка фартингов составляла пенни. Поэтому и размером фартинг в четыре раза скромнее, чем такой же серебряный пенни. Начав жизнь почти что с полуграмма (0,44 грамма) фартинг неуклонно худел, достигнув к концу своего существования вдвое меньшей величины (0,21 грамма). Последние фартинги выпускались в период правления Эдуарда Шестого. В настоящее время они числятся в категории «Редкие и ценные монеты». Серебряные фартинги возродились всего один раз, когда королевой Елизаветой был осуществлён выпуск необычного номинала в три фартинга.

Наступила эпоха медных фартингов. Для Англии это было абсолютно новое явление, так как её денежный оборот ранее исключал медные монеты. Однако за дело взялся Яков Первый, уже имевший опыт запуска в оборот меди на территории Шотландии. Впрочем, идти наперекор английским традициям Яков решил обходными путями. Появившиеся в 1613 году фартинги из меди чеканит не королевский монетный двор, а лорд Харрингтон. Фартинги прижились, поэтому к эмиссии подключается лорд Леннокс. А монетный двор короля выпустил медный фартинг только в 1672 году, когда уже правил Карл Второй.

Редкой и ценной монетой мы можем назвать и первый фартинг из бронзы, датированный 1860 годом. Эти фартинги были диаметром два сантиметра и весили 2,83 грамма. Габариты получились столь удачными, что оставались неизменными до 1956 года, когда эту денежную единицу чеканить перестали. При переходе на десятичную единицу места фартингу в новом монетном ряду не нашлось.

Читайте также:  Растровая графика редакторы название

Можно ли представить более мелкую величину, чем фартинг? Оказывается, можно. Для отдалённых территорий, подвластных Англии, даже фартинг был крупной величиной. Поэтому в колонии завозили монетки в полфартинга, треть фартинга и четверть фартинга. Из колоний эта мелочь порой возвращалась в метрополии. Их порой принимали, но чаще в портовых городах, так как по законам эти монеты в самой Великобритании платёжным средством не являлись.

Пенни и полупенни

До появления фартинга пенни был единственной денежной единицей. Лишь в тринадцатом веке потребность в более мелких (фартинг и полпенни) и крупных номиналов (гроут) была полноценно реализована. Пенни тоже пришлось худеть от эпохи к эпохе. Ниже мы размещаем таблицу, демонстрирующую динамику снижения веса серебряного пенни при разных английских монархах.

Первый медный пенни появился в 1797 году под патронажем промышленника Мэтью Болтона. Относительно монеты аналогичного достоинства из серебра получился Голиаф в сравнении с Давидом. Ровно унция меди (28,3 грамма) с диаметром в тридцать шесть миллиметров. Аверс, как и прежде, отдан королю (на то время Георгу Третьему). Реверс же украсила сидящая Британия.

Полупенни в виде монеты явился на свет в 1672 году. Уже Яков Второй по разобранному нами образцу фартингов сделал полупенни биметаллическим, что заметно убавило популярность данной монеты. Вильгельм III Оранский вернул полупенни в виде чистой меди. Георг Первый уменьшил до двух с половиной сантиметров размер данной монеты, которую сразу нехорошо прозвали «dump halfpenny» и старались избавиться от неё, предпочитая привычные большие полупенни. И нельзя сказать, что король обесценил полупенни, так как вес монеты не изменился. Учитывая нелюбовь к «dump halfpenny», монетному двору пришлось возобновить чеканку монет прежнего вида. Как и пенни, полупенни добрался до бронзового века, а в 1969 году «половинку» вывели из оборота. Однако уже через два года в десятичном монетном ряду полупенни вновь пригодился и чеканился ещё десять лет. Вновь покинула оборот эта монета 31 декабря 1984 года, уступив звание самого мелкого номинала одному пенни.

Гроут и полугроут

Четыре фартинга равняются одному пенни. А из четырёх пенни набирается один гроут. Какие же однокоренные монетные слова имеет гроут? Как ни покажется странным, это «грош», на то время имевший хождение во Франции. Породил английские гроуты Эдуард Первый. Первый выпуск пришёлся на 1279 год. Стоит отменить, что монета это с хитростью, поскольку нарушает весовое соотношение. Вроде бы в одном гроуте серебра должно быть на четыре пенса. Однако нет, реально набиралось приблизительно 93 процента от необходимой массы благородного металла. Возможно, по этой причине гроуты вызывали подозрение и не пользовались спросом.

Регулярный чекан гроутов пришёлся на правление Эдуарда Третьего, начавшись с 1351 года. Тогда же в оборот запущен и полугроут или два пенса. Чеканка гроута продолжалась для Великобритании вплоть до 1855 года. В колониях гроут подзадержался. Последняя регулярная эмиссия этой монеты состоялась в Британской Гвиане. На гроуте значится 1888 год, а с аверса взирает королева Виктория. Впоследствии монета с четвёркой на реверсе ежегодно выпускалась лишь малым тиражом (менее полутора тысяч экземпляров) в коллекционных целях.

Полугроут трансформировался в двухпенсовую монету. Ей повезло больше. Два пенса есть и в современном монетном ряде Великобритании. Выпуск данного номинала обуславливался удобством при обмене. Дореформенную полукрону меняли на двенадцать с половиной новых пенсов, которые образовывались тремя монетами: десять пенсов, два пенса и полупенни. Слово «су» в современном французском синонимично понятию «мелочь». В английском «мелочь» может быть заменена словом «гроут», но это, скорее, выдаст деревенский диалект, чем придаст искорку живой разговорной речи.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector