Будьте совершенны как совершен отец ваш небесный толкование

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

«Просящему у тебя дай, – говорит Господь, – и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Смотри на просящего у тебя как на того, кто дает тебе милость подать Самому Христу. Однако и дела милосердия должны быть растворены рассудительностью. Чтобы не получилось, что мы даем не желающим трудиться и недостойным то, что следовало бы дать нуждающимся. Слова, которые Бог говорит нам: «Просите, и дастся вам», мы должны быть готовы сказать нашим ближним.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Величайший долг христианина – любить своих врагов. Мы должны иметь сострадание к ним, желать им добра и молиться за них. Мы не должны злословить их и отвечать оскорблениями на оскорбления. Если в наших устах закон добра, мы можем найти добрые слова к говорящим нам злые. Мы должны делать им добро, и это будет большим доказательством любви, чем все добрые слова. Мы должны молиться за обижающих нас и гонящих нас. Всякий раз, когда мы оказываемся в подобных обстоятельствах, нам дается возможность засвидетельствовать, что мы христиане не только по имени.

Невозможно жить по-евангельски, оставаясь только на естественном человеческом уровне. Господь требует от нас то, что превосходит естественные человеческие возможности. Если Христос говорит нам любить наших врагов, то это потому, что Бог первым возлюбил нас. Мы должны постоянно перечитывать эти слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 6, 7–8 ). Когда мы предстоим перед трудной, по-человечески невозможной любовью, мы не можем уже оставаться только на плоскости психологии, социологии и даже морали. Мы должны поставить себя перед распятым Христом. Господь наш Иисус Христос, Сын Отца Небесного, восхотел высшего блага для тех, кто соделал Ему зло. Он пострадал и умер за всех людей – за тех, кто предал Его страданиям и смерти. Любовь к врагам может исходить только от Бога! И это то, что Бог не перестает делать, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над полями безбожников и гонителей так же, как над монастырскими садами. Всякий раз, когда мы видим солнечный свет и дождь, будем вспоминать слово Христово, что это Божие благословение всему миру. И пусть дары Божией щедрости к людям, восстающим на Бога, учат нас делать добро ненавидящим нас. Вот ответ на вопрос, как любить тех, кто не любит нас. Для этого надо увидеть, как Бог нас любит. Прощая без конца. Эту невозможную любовь к врагам Господь не смел бы требовать от нас, если бы Он Сам не явил ее: «Отче, прости им, не знают, что творят».

Чтобы стать христианином – Божиим человеком – надо идти до той любви, которая не есть просто взаимная любовь: «я люблю тебя, потому что ты любишь меня». Так поступают и язычники, говорит Христос. Он, Бог наш, перед абсолютным отвержением Его любви будет непоколебимо следовать абсолютной любви. Христианская любовь не может сводиться только к чувствам, влечениям, переживаниям. Господь не говорит ничего плохого об этой любви, в которой мы так нуждаемся. Кто может жить без нее? Господь только говорит, что на этом нельзя останавливаться. Потому что христианство – это больше чем человеческая доброта. Это очень серьезный вопрос, и мы должны часто задавать его себе: делаем ли мы что-нибудь людям больше, чем другие? Бог сделал для нас несравненно больше, чем для не знающих Его людей. Делаем ли мы большее, чем они, по отношению к другим? Любить тех, кто не любит нас, – уподобляться Богу. Творить добро тем, кто делает нам зло, – Божественная черта.

Что значит быть христианином? Это не значит просто ждать, когда осуществится Божий замысел о мире, и все заполнит Христова любовь. Это значит пытаться каждый день устремляться к этой любви. Речь не идет о добреньком морализаторстве для слабых, сентиментально настроенных людей. Мы – чада Отца Небесного, Который содержит в недрах Своей любви весь человеческий род – злых и добрых. Принося на Кресте молитву за всех, Христос воспринял от Отца власть дать нам эту заповедь.

Читайте также:  Гладков толкование нового завета

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

«Просящему у тебя дай, – говорит Господь, – и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Смотри на просящего у тебя как на того, кто дает тебе милость подать Самому Христу. Однако и дела милосердия должны быть растворены рассудительностью. Чтобы не получилось, что мы даем не желающим трудиться и недостойным то, что следовало бы дать нуждающимся. Слова, которые Бог говорит нам: «Просите, и дастся вам», мы должны быть готовы сказать нашим ближним.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Величайший долг христианина – любить своих врагов. Мы должны иметь сострадание к ним, желать им добра и молиться за них. Мы не должны злословить их и отвечать оскорблениями на оскорбления. Если в наших устах закон добра, мы можем найти добрые слова к говорящим нам злые. Мы должны делать им добро, и это будет большим доказательством любви, чем все добрые слова. Мы должны молиться за обижающих нас и гонящих нас. Всякий раз, когда мы оказываемся в подобных обстоятельствах, нам дается возможность засвидетельствовать, что мы христиане не только по имени.

Невозможно жить по-евангельски, оставаясь только на естественном человеческом уровне. Господь требует от нас то, что превосходит естественные человеческие возможности. Если Христос говорит нам любить наших врагов, то это потому, что Бог первым возлюбил нас. Мы должны постоянно перечитывать эти слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 6, 7–8 ). Когда мы предстоим перед трудной, по-человечески невозможной любовью, мы не можем уже оставаться только на плоскости психологии, социологии и даже морали. Мы должны поставить себя перед распятым Христом. Господь наш Иисус Христос, Сын Отца Небесного, восхотел высшего блага для тех, кто соделал Ему зло. Он пострадал и умер за всех людей – за тех, кто предал Его страданиям и смерти. Любовь к врагам может исходить только от Бога! И это то, что Бог не перестает делать, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над полями безбожников и гонителей так же, как над монастырскими садами. Всякий раз, когда мы видим солнечный свет и дождь, будем вспоминать слово Христово, что это Божие благословение всему миру. И пусть дары Божией щедрости к людям, восстающим на Бога, учат нас делать добро ненавидящим нас. Вот ответ на вопрос, как любить тех, кто не любит нас. Для этого надо увидеть, как Бог нас любит. Прощая без конца. Эту невозможную любовь к врагам Господь не смел бы требовать от нас, если бы Он Сам не явил ее: «Отче, прости им, не знают, что творят».

Чтобы стать христианином – Божиим человеком – надо идти до той любви, которая не есть просто взаимная любовь: «я люблю тебя, потому что ты любишь меня». Так поступают и язычники, говорит Христос. Он, Бог наш, перед абсолютным отвержением Его любви будет непоколебимо следовать абсолютной любви. Христианская любовь не может сводиться только к чувствам, влечениям, переживаниям. Господь не говорит ничего плохого об этой любви, в которой мы так нуждаемся. Кто может жить без нее? Господь только говорит, что на этом нельзя останавливаться. Потому что христианство – это больше чем человеческая доброта. Это очень серьезный вопрос, и мы должны часто задавать его себе: делаем ли мы что-нибудь людям больше, чем другие? Бог сделал для нас несравненно больше, чем для не знающих Его людей. Делаем ли мы большее, чем они, по отношению к другим? Любить тех, кто не любит нас, – уподобляться Богу. Творить добро тем, кто делает нам зло, – Божественная черта.

Что значит быть христианином? Это не значит просто ждать, когда осуществится Божий замысел о мире, и все заполнит Христова любовь. Это значит пытаться каждый день устремляться к этой любви. Речь не идет о добреньком морализаторстве для слабых, сентиментально настроенных людей. Мы – чада Отца Небесного, Который содержит в недрах Своей любви весь человеческий род – злых и добрых. Принося на Кресте молитву за всех, Христос воспринял от Отца власть дать нам эту заповедь.

Читайте также:  Казуальное толкование правовых норм это

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 20-я по Пятидесятнице

Сказал Господь: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Сегодня Христос говорит нам в Евангелии о любви к врагам — о том, что это является главным и единственным признаком, что мы Христовы. Мы понимаем, как велика эта заповедь, как опасно ее исказить.

Две опасности существуют в мире. Одна опасность — нелюбви, не только к врагам, но и к близким своим — из-за умножения беззаконий в мире все более охладевает любовь. И другая опасность — ложное понимание заповеди Христовой о любви. Святые отцы говорят, что в мире существует столько лжеучений об истине Христовой, сколько ложных учений о любви. Потому что любовь и истина нераздельны.

Мы часто повторяем в наши дни, и не без причины, слова святителя Филарета Московского о том, что мы должны любить личных своих врагов, гнушаться врагами Божиими и поражать врагов Отечества. И здесь тоже есть для нас опасность. Делая немножко преувеличенный акцент на том, о чем говорит святитель Филарет по отношению к врагам нашей Православной Церкви и к врагам Отечества нашего, — как бы нам не забыть заповедь о любви к личным врагам. В то время как и то, и другое совершенно нераздельно. Господь в конце концов говорит именно о любви к врагам и этим определяет то, что мы не напрасно носим на своей шее крестик, что мы знаем тайну Креста Христова.

Когда великая княгиня преподобномученица Елисавета была сброшена озверевшими палачами в алапаевскую шахту, она повторила не одними устами высшую молитву Самого Спасителя, когда Он был на Кресте: «Боже, прости им, не знают, что творят». Мы все помним слова святого Царя Николая Александровича, незадолго до его мученической кончины переданные через его дочь великую княжну Ольгу, о том, что зло, которое сейчас в мире, то есть разгул коммунистической революции, будет еще сильнее — пророчество о том, что мы наблюдаем сегодня, когда грех все более утверждается как норма жизни. И далее Государь говорит, призывая всех, на кого он может иметь влияние, чтобы не мстили за него, что не зло победит в конце концов, а любовь.

Пусть эти слова, которые мы часто теперь слышим, глубоко запечатлеются не только в нашей памяти, но и в наших душах, во всей нашей жизни. Пока мы не устремляемся к этому, мы с вами еще не христиане, мы еще язычники. Не надо каких-то особенных даров, чтобы понимать: «Как вы хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними». Нет такого человека на свете, если он умственно развит и психически нормален, который не понимает, что это безусловная справедливость. Никто не может отвергнуть эти слова Господни. Все мудрецы мира и без Христа утверждали этот принцип жизни: и Сократ, и Платон, и Конфуций. Справедливость требует, чтобы мы не делали другому того, чего себе не желаем. Но Христос, утверждая как будто тот же самый принцип, идет гораздо дальше, потому что одно дело не делать другому плохое, а другое — делать ему хорошее. И это «хорошее» — способность человека устремляться к истинному совершенству.

Господь говорит: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен. И будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». Что это значит? Это значит: любите тех, кто ненавидит вас, и делайте добро тем, кто творит вам зло. И давайте другим людям, не надеясь получить от них ничего. Мы знаем, что таким всегда был наш Господь. На Кресте Он явил эту любовь до конца, чтобы все увидели, в чем заключается совершенство человека, и начали учиться быть совершенными людьми, христианами.

Пока человек не отвергает естественный закон совести и разума, всегда остается надежда, что он может придти ко Христу Богу. Но пока он не придет к Нему, он никогда не исполнит по-настоящему то, что должен исполнить по своему человеческому естеству. Наоборот, он будет все более терять свое человеческое достоинство. И мы видим сегодня, что ненависть, вражда становятся такими же не вызывающими ни у кого удивления грехами, как разврат и растление. Человек все чаще делается скотом, по слову псалма (Пс. 48, 21), и по вражде своей, по ненависти — уже почти «духом злобы поднебесным». Есть только один путь, который может спасти нас от полного разрушения, — это следование недостижимой и непостижимой заповеди о любви к врагам.

Читайте также:  Переставлять мебель во сне толкование

Святые отцы говорят, что этот путь мы должны принять твердо, как истину Христову, как тайну Креста Господня. Когда мы осеняем себя крестным знамением, мы должны запечатлевать и в сознании, и в сердце своем эту истину. Ум наш должен быть твердым, а сердце — мягким по отношению к другим людям. В то время как чаще бывает наоборот: ум — размягченный, а сердце — твердокаменное. Бывает, что ум твердый, но и сердце, увы, остается таким же твердым, как у всех не знающих благодати людей. Но чаще всего — как бы отстраненность от жизни: и ум размягченный, и сердце размягченное.

Постараемся сегодня задуматься о том, сколь многие из нас пренебрегают самым существом веры христианской. Мы призваны учиться этому в течение всей жизни и изо дня в день. Как приблизиться нам к тому, чего достигла преподобномученица великая княгиня Елисавета? В течение всей жизни она, так же как ее духовник преподобноисповедник Сергий и другие сестры Марфо-Мариинской обители, такие, как монахиня Любовь, учились этой единственной заповеди. О монахине Любови, о ее удивительном подвиге любви, известно, что она обладала таким удивительным свойством: когда кто-нибудь начинал к ней плохо относиться, когда она чувствовала неприязнь, вражду со стороны кого-нибудь, она прилагала все усилия, чтобы лучше всего относиться именно к этому человеку. Она окружала его особенной нежностью и вниманием. Это было искренне, и за этим стоял Христос, потому в ее общении с людьми была сила и подлинность. И так постепенно восходила она, и так восходили все святые — то есть те, кто научился этой заповеди Христовой, — от силы в силу.

Прежде чем наступят времена последнего нашего испытания, нам дается время для подготовки к ним. Святой апостол любви Иоанн Богослов говорит: «Если ты видишь брата своего в нужде и затворяешь от него сердце, как может в тебе пребывать любовь Божия?» (1 Ин. 3, 17) А святой Иоанн Предтеча, больший из всех, рожденных женами, говорит: «Если кто из вас имеет две одежды, и видит не имеющего ни одной, тот пусть даст ему то, что имеет лишнее» (Лк. 3, 11). Святитель Григорий Двоеслов рассуждает по этому поводу: «Если во времена благополучия ты не можешь отдать свою лишнюю одежду, как ты отдашь свою жизнь за другого человека, когда придут времена испытаний?»

Вот что такое постепенное возрастание. Потому и дается нам не один год, а много лет жизни, чтобы мы через усилия этому научиться, через многие наши поражения увидели, что нет в нас любви. Не то что к врагам, а порой и к тем, кто любит нас. Чтобы, восходя к этой не исполнимой никакими нашими усилиями заповеди, мы понимали, почему блаженный Августин говорит: «Да, это для нас невозможно. Но любить наших врагов это значит молиться за них от всего сердца». Только любовью Христовой, только Его благодатью, которая дается нам в молитве, можем мы обрести эту способность.

Святые отцы дают нам такой совет. Когда мы находимся с кем-то во вражде, когда душа наша пребывает в унынии, говорят они, прежде всех наших молитв надо помолиться о наших личных врагах. Включи в свое каждодневное правило такую молитву: «Молитвами вот этой Анны, которая ненавидит меня, или к которой я испытываю неприязнь, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную». И так повторять эту молитву, пока даром Христовой любви ко всем — и к тебе, и к этой Анне, и ко всем людям — ты не узнаешь перемену в своем сердце.

Христос — первый на земле, кто провозгласил заповедь о любви к врагам. До Него никто даже близко не мог об этом подумать. В чем была высшая мудрость, высшая святость Ветхого Завета? «Возлюби ближних твоих, друзей твоих, и возненавидь врагов твоих. Око за око и зуб за зуб». Выставили тебе зуб — значит, надо и обидчику твоему выставить зуб, по справедливости. Глаз тебе выставили — и ему тоже глаз. Нет, говорит новый таинственный закон жизни, для которой создан человек. Ты должен поступать по-другому, ты должен врага твоего, когда он злословит тебя, защитить от всякой клеветы. Ты должен, когда он голоден, накормить его. И когда он замерзает, одеть его. Ты должен относиться к нему как к самому лучшему другу и брату. Все в тебе протестует против этого. Невозможно с этим никак согласиться, но Господь говорит нам с Креста: любите врагов ваших. И дает крестную, пасхальную силу новой жизни, чтобы мы жили так. И так поступали по отношению к нашим врагам, как Он поступил по отношению к Своим.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector