Босх сад земных наслаждений толкование

Философский смысл «Сада земных наслаждений» И. Босха

Среди художников, творчество которых полно загадочных символов и несет в себе явный философский смысл, Иероним Босх, на мой взгляд, самый интересный. Перед каждым его полотном можно стоять часами, разглядывая мельчайшие детали и картину в целом. Здесь нет фактически ни одного квадратного сантиметра, который не имел бы своего тайного смысла.

В этой короткой статье я покажу некоторые символы шедевра И. Босха «Сад земных наслаждений» и попытаюсь пояснить философский смысл картины. И я надеюсь, мои читатели понимают, что в маленькой статье на Дзене невозможно рассмотреть это также глубоко и подробно, как в монографии или большой статье в научном журнале.

Если закрыть створки, то виден прозрачный шар, внутри которого только что сотворенная Земля, но без людей и животных. Это показаны первые три дня сотворения мира. Все вместе образует впечатляющую картину рождения, жизни и смерти.

Левая створка предварена словами: «Он сказал, и сделалось» (Псалтирь 32:9). Здесь мы видим состояние человечества ( в лице двоих людей) до грехопадения. Бог в образе Христа знакомит Адама с Евой. Притом Адам простодушно смотрит на нее, а она смущенно потупила взор. То есть она уже знает о своей будущей роли соблазнительницы?! Вот она, женщина, как бы говорит Босх, сосуд греха!

На втором плане в центре левой створки стоит Фонтан жизни, напоминающий мне то ли скелет членистоногого, то ли в миллион раз увеличенную смертоносную бациллу. В любом случае фонтан выглядит подозрительно. Напряжение нарастает, когда в черном круге в фонтане замечаешь черную же сову. Что это за таинственная черная дыра в раю (!), да еще и с выглядывающей из нее зловещей ночной птицей?

Вероятно, Босх вложил в эту деталь какой-то символический смысл (можно только гадать о нем), а может, просто, по своему обыкновению, даже в безмятежную картину рая внес толику мрачности. Ведь этот рай будет скоро потерян, раз Ева уже тут, да еще и с таким предвкушающим видом.

Центральная часть триптиха, собственно, и дала название всему произведению. Тут изображено большое количество обнаженных людей, резвящихся на природе в компании огромных птиц и ягод, притом их развлечения выглядят довольно странно и предосудительно. Благопристойностью тут и не пахнет. Каждая деталь говорит о бурной эротической фантазии Босха.

Художник жил в такие времена, когда радости тела однозначно осуждались как церковью, так и общественным мнением, хотя все с удовольствием им предавались, но более-менее скрытно. А тут, демонстрируя голых людей в самых двусмысленных ситуациях, Босх рисует картину освобожденного желания. Это как бы рай, но такой, который прямиком ведет в ад.

В верхней части центральной картины изображен бассейн, вокруг которого кружатся странные животные и всадники, сидящие на экзотических существах. Этакий круговорот жизни. При этом движение идет против часовой стрелки, как у знаков Зодиака.

Правая створка прокомментирована словами: «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 148:5). Это картина ада, где мрачная фантазия Босха проявила себя во всю мощь. Как мы видели, даже в изображении благостных сцен рая художник вносил нотку тревожности и дискомфорта, ожидания беды. А вот тут беда уже пришла.

То, что Босх, как и положено человеку Возрождения, насытил свое произведение не только христианскими идеями, но и отсылками к античным образам, совершенно нормально. К тому же буйство его фантазии не знало границ, он просто черпал из своего сознания и подсознания все, что там находил, и соединял причудливым образом.

Так что пессимистичный такой триптих.

Распространите эти знания. Давайте ссылки на мой канал. Читайте еще:

Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:

Читайте также:  Книга перемен ассоциативное толкование гексаграммы 10

Источник

«Сад земных наслаждений» Босха: разбор картины

Недавно я рассказывала о распространённых символах в живописи Босха, а сегодня я предлагаю вам обратиться к его знаменитому «Саду земных наслаждений». Что же здесь зашифровал художник?

На закрытых створках
Триптихи Босха, как и любые другие, необходимо рассматривать его целиком, начиная с закрытых створок. Прежде всего мы видим изображение Земли на третий день творения: есть диск, изображающий Землю, на нем – реки и растительность, но ещё нет ни людей, ни животных.

При этом обратите внимание на то, что Земля ещё видится художником на как плоское основание. Рядом с этой конструкцией парит маленькая фигурка – Бог. Ему и принадлежат слова «Он сказал – и сделалось», начертанные в верхней части створок.

Соответственно, первым было Слово и Слово было у Бога.

Обнаженные люди
Теперь можем открывать створки и рассматривать внутреннюю поверхность.

Часто в шутку данный триптих называют «Апокалипсис 18+» из-за обилия обнажённых персонажей. Однако нам не стоит расценивать данный фактор превратно. Изображенные Босхом люди обнажены, поскольку они равны перед Богом. То есть перед Богом все предстают без регалий, париков, социального статуса и пр.

Существует версия, по которой данный триптих был подарком на бракосочетание Генриха Нассау Бреда и Луизы Франсуазы Савойской от ее отца. Зачем же ему дарить дочери такую «развратную работу»?

Функция триптихов Иеронима Босха – быть назиданием, напоминанием о бренности всего земного, соответственно, учить, как быть благочестивым, пусть и в не совсем стандартном ключе.

Триптихи Босха всегда имеют трехчастную структуру: Рай, Земля и Ад. Начнём с Рая и проследуем в Ад.

Рай
Если мы посмотрим на левую створку, то увидим сцену, в которой Бог Отец благословляет Адама и Еву. Перед нами, с одной стороны, библейский сюжет, а с другой – символическое соединение Генриха и Луизы.

Однако не всё так благополучно, как кажется на первый взгляд. Если мы разделим эту створку на две части, то увидим, что на стороне Евы – отрицательные символы (животные пожирают друг друга), а на стороне Адама – исключительно положительные.

И это не случайно. Средневековье полагает, что корнем всех бед человеческих и причиной, по которой люди были изгнаны из Рая, была Ева. Ведь именно она совершает первородный грех.

Когда люди были выдворены из Рая, они пытались создать подобие священного сада у себя на Земле. Поэтому мы видим, что в верхней части центральной панели, как и в центральной части Рая, изображены странные розовые конструкции – фонтан (источник). На Земле этот Источник выглядит деформированным, как будто люди пытались воссоздать райскую гармонию, и не раз потерпели неудачу.

Предостережение
Спускаемся ниже и видим языческий ритуал: обнаженные дамы стоят посередине озера, пытаясь удержать на голове яблоко – символ искушения, а вокруг них на различных животных перемещаются мужчины. Под этой же композицией располагаются девушки и молодые люди, что повествует о всех запретных удовольствиях, которые могут ждать супружескую чету, если те не соблюдут брачных обетов перед Богом. Фигуры так увлечены своим делом, что не замечают, как из их тел выпадают жемчужинки – символ чистой и непорочной души.

Всё, что мы встречаем на Земле, в центральной части полотна – результат неблагочестивого поведения Евы и Адама и вариации на тему греха.

Ад
Если люди грешат, они всегда получают по заслугам. И вот в Аду мы видим композицию, которая иначе называется «Музыкальный Ад». Почему музыка ассоциируется с грехом, я объясняла в прошлый раз. Зафиксируем, что она звучит в Аду, предвосхищая и сопровождая кары грешников.

Главным монстром и одновременно главным грешником в Аду является т.н. «Инопланетянин». У него протухшее яйцо вместо туловища, в котором расположился бар, что говорит о его внутренней нечистоте.

Читайте также:  Простой расклад на игральных картах с толкованием шесть карт

Источник

Сад земных наслаждений. Босх

Познакомимся более подробно с одной из самых известных картин Босха, «САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ»1500-1510гг. Ещё триптих называют «САДОМ РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ».

Я думаю на протяжении веков многие поняли,что сладострастие не такой уже и большой грех,скорее всего удовольствие.Но каждому времени свои каноны.Картина очень интересная,многое на первый взгляд,совсем непонятно,но мы попытаемся присмотреться получше и разобраться,что же хотел выразить этот загадочный художник.

Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде,я долго не могла разобраться,что же на ней изображено.Что именно хотел сказать нам средневековый художник?Даже внимательно слушая экскурсовода,очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей.

Босх родился в семье художников.,жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах.Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи.

Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы.

Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название.Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков.
«Сад земных наслаждений «-состоит из 3-х частей.

С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.
Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:
на первом плане показаны «различные радости». Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах — не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений.

Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь;птицы становятся олицетворением похоти и разврата.
Рыба — символом беспокойного вожделения,раковина является женским началом.
Третий (самый дальний) — венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.

Для того,чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты.Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре.Сбоку молодой человек обнимает огромную сову.Девушки срывают с дерева экзотические плоды.Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар.
Сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений:
вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви.

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.

Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Читайте также:  Фрейд толкование сновидений статья

Она олицетворяет последние три дня сотворения мира.Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой.

Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

Исследователи обращали внимание на то, что Бог держит Еву за руку, как на церемонии заключения брака. Идея «парности» всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников.
У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей.

Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей.
Теперь подробнее рассмотрим животных,которые появились на земле.

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».

Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.

Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьез верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал.

Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector