Блажен кто смолоду был молод толкование

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Статистика

Блажен, кто смолоду был молод,

Александр Сергеевич Пушкин
(26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург)

Русский поэт, драматург и прозаик.

Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта.

• Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

• Болезнь любви неизлечима!

• Брак холостит душу.

• Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)

• В жару сердечных вдохновений,
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.
(*То Dawe Esqr*, *Зачем твой дивный карандаш. *, 1828)

• В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
(*В крови горит огонь желанья. *, 1825)

• В миг, когда любовь исчезает, наше сердце ещё лелеет её воспоминание.

• В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
[. ]
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(*Стансы*, *В надежде славы и добра. *, 1826)

• В некотором азиатском народе мужчины каждый день, восстав от сна, благодарят Бога, создавшего их не женщинами.

• В прохладе сладостной фонтанов
И стен, обрызганных кругом,
Поэт, бывало, тешил ханов
Стихов гремучим жемчугом.
На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелья
И четки мудрости златой.
Любили Крым сыны Саади,
Порой восточный краснобай
Здесь развивал свои тетради
И удивлял Бахчисарай.
Его рассказы расстилались,
Как эриванские ковры,
И ими ярко украшались
Гиреев ханские пиры.
(*В прохладе сладостной фонтанов. *, 1828)

Рубрики: Александр Сергеевич Пушкин
Мудрые мысли

Метки: Александр Сергеевич Пушкин Мудрые мысли

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

Какими мы были. или «блажен, кто смолоду был молод».

. Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел.
( А.С.Пушкин, Евгений Онегин )

Недавно повторяли «Легенду 17» с Данилой Козловским и я, помню, в который уже раз подумала, что он мне кого-то напоминает. Что-то неуловимое, из детства.

Да, это и естественно, что может быть прекрасней юности, ее свободы и красоты. Вот о таком-то фильме, из нашей юности, я сегодня и хочу вам напомнить. Именно в нем в главной роли снялся юноша, которого мне напоминает Козловский, это Сергей Нагорный, а фильм называется «Смятение чувств».

Кстати, пыталась разыскать информацию о том, что стало с актером, но так и не нашла, только обрывочные сведения. Фотографии совсем не похожи на юношеские и честно сказать, я даже сомневаюсь тот ли это самый человек, поэтому не стала их здесь приводить.

Лучше расскажу о фильме, благо он наравне с другими, снятыми для юношества на киностудии им. М. Горького, по праву вошел в наш «золотой кинофонд».

Смятение чувств (1977)

«Смятение чувств» — советский художественный фильм кинорежиссёра Павла Арсенова, снятый в 1977 году по сценарию Александра Володина, драматурга, автора пьес: «Пять вечеров», по мотивам которой снят одноименный фильм, и «Моя старшая сестра» ( в кинематографе постановка Георгия Натансона «Старшая сестра»), «С любимыми не расставайтесь» и «Дульсинея Тобосская». Автор сценариев к фильмам: «Звонят, откройте дверь» и «Осенний марафон»

Музыку к фильму написал Евгений Крылатов ( автор музыки к фильмам : «Достояние республики», «Чародеи», «Гостья из будущего», «О любви» и другим )

В ролях:

Когда я вижу эту кадр, то всегда думаю, где снималась эта сцена, возможно где-то в районе Речного вокзала (?) Десятиклассники купаются и загорают. Май выдался жарким, скоро выпускные экзамены, а потом и вступительные. Кто знает, соберутся ли они еще вот так, все вместе, дружной компанией.

Одна из одноклассниц, Маша, которую играет 17-летняя Татьяна Друбич, всегда неподалеку от Володи, мальчика который ей нравится.

Володя идет к Наде домой, чтобы узнать что происходит, но та уходит от ответа.

Володя не просто вхож в дом этой семьи, мама Нади ( героиня Ии Савиной)считает Владимира чуть ли не своим сыном, он ей очень нравится, хотя по характеру мать героини и перфекционистка и придирчива к другим людям, и к домашним в том числе.

. особенно к мужу, которого совершенно некстати ( имхо), играет Александр Калягин, такое ощущение, что артист просто мимо проходил ( но его роль в общей сложности занимает не более 10 минут экранного времени, так что фильм это не портит).

а вообще, в Союзе люди часто ходили в гости друг к другу, даже не ходили, а заходили, особенно соседи, смотрели вместе какое-нибудь кино, пили чай, разговаривали.

но Наде, как говорится, будто вожжа под хвост попала, она отталкивает от себя молодого человека, хотя всего 10 месяцев назад они были неразлучны.

А дома. одноклассница Маша, зашедшая узнать, как идет подготовка к экзаменам. про которую Надя говорит — . маленькая, маленькая, а большая.

А Владимир о выпускных и не помышляет, он никак не поймет что же случилось, почему Надя изменилась к нему. стала такой взрослой. и чужой. это не дает ему покоя.

Хотя и мама его твердит, что сейчас главное поступить в институт. на что Володя ей честно отвечает, что для него это сейчас НЕ главное.

. главное для него Надя Нестерова. и он раз за разом подступается к ней.

а Надя, как выясняется, уехав учиться, влюбилась в женатого мужчину, который и не собирается разводиться ради нее, то есть она тоже переживает драму, но от этого только ожесточается.

. после очередной ссоры Владимир уходит. а Надя сближается с матерью, которая серьезно заболевает.

но вот, выпускные позади, экзамены сданы. аттестаты получены.

торжественная церемония сожигания дневников и тетрадей тщательно отснята на видеопленку.

и на квартире одного из одноклассников ребята смотрят отснятый материал, Володя сидит в сторонке, он весь в своих мыслях. он переживает.

. но вот приходит Надя, ее тоже пригласили. снимок на память.

. и все обиды забыты. и вроде бы они снова вместе, как прежде.

. но. Надя опять отталкивает молодого человека. и на кривой козе к ней не подъедешь и на прямой. Володя перестает приходить к Нестеровым.

. мир для него как будто останавливается. было чувство гармонии мира, — говорит он потом Маше, — а теперь его нет.

. и вот проходит два месяца, последние дни лета, где-то в городе Володя встречает Машу, которая рассказывает ему кто куда поступил и сообщает, что решила ждать Володю. ведь он никуда не поступил, а значит идет осенним призывом в армию.

Володя улыбается и шутит в ответ ( на этом кадре видно, что актер совсем молодой мальчик, может и правда 17)

. но в этот же самый момент он замечает в толпе Надю и как заколдованный снова идет к ней.

на нее он смотрит совсем не так как на одноклассницу..

а Маша. что Маша. здесь все без слов.

Amor vincit omnia — говорили древние латиняне — Любовь побеждает все. в аннотациях к фильму пишут, что героиня отвечает в конце концов взаимностью герою. но зная творчество автора сценария, Александра Володина, точнее было бы сказать, что у фильма открытый финал. почти такой же как и в «Осеннем марафоне».

..но с поправкой на юный возраст героев. Потому что юность это то время, «когда все еще впереди, когда все еще возможно» ( как говорит в своем «Зеркале» Тарковский).

Источник

Словарь крылатых выражений

БЛАЖЕН, КТО ВЕРУЕТ, ТЕПЛО ЕМУ НА СВЕТЕ! (ироническое). О тех, кто наивно верит во что-либо.

Истоки: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (д. 1, явл. 7), монолог Чацкого.

БЛАЖЕН, КТО СМОЛОДУ БЫЛ МОЛОД, БЛАЖЕН, КТО ВОВРЕМЯ СОЗРЕЛ. О рациональном поведении, способности следовать общепринятым традициям.

Истоки: роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (гл. 8, строфа X):

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. – прекрасный человек.

БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ. О роли тех, кто предотвращает или решает какой-либо конфликт, несет людям мир.

Истоки: Евангелие от Матфея (5:9), слова Иисуса Христа.

БЛУДНЫЙ СЫН. О человеке, презревшем отеческую заботу, но вернувшемся под родной кров после перенесенных испытаний; раскаявшийся грешник.

Истоки: Евангелие от Луки (15:11–32). Младший сын почтенного отца, разделившего имение между двумя сыновьями, отправился на чужбину и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его и поцеловал; и сын сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим». Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

БОГ ВЕСТЬ. Неизвестное для человека, знает только Бог.

Истоки: слово «весть» в старославянском являлось формой третьего лица единственного числа настоящего времени от глагола «ведати» («знать»). Буквально: «Бог ведает, знает».

БОГАТЫРСКИЙ СОН. Крепкий, непробудный сон.

Истоки: русские народные сказки о богатыре, испившем «мертвой» воды и пробудившемся после окропления «живой» водой.

БОДЛИВОЙ КОРОВЕ БОГ РОГОВ НЕ ДАЕТ. О человеке, чьим дурным намерениям не дано осуществиться; иногда применимо к человеку, не способному реализовать свой талант.

Истоки: старинная русская пословица, основанная на крестьянских наблюдениях: корова, которая любит бодаться (толкать, колоть рогами), часто не имеет рогов.

БОЖЕ МОЙ! Восклицание, передающее различные человеческие эмоции.

Истоки: слово «Боже» является формой звательного падежа от существительного «Бог». Так призывался Бог, чтобы разделить чьи-либо чувства.

БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ (литературное). О тех, кто имеет какой-либо природный дар, в совершенстве владеет чем-либо.

Истоки: Библия. Первое послание апостола Павла к коринфянам (3:10): «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем». В латинском тексте «Послания» употреблено выражение Dei gratia – «милостью Бога». В 592 г. лангобардская королева Теодолинда после своего брака с Агилульфом построила собор в Монце (Италия) и пожертвовала в его сокровищницу золотой венец с надписью: «Агилульф, Божиею милостию король Италии…» Впоследствии высшие духовные и светские власти употребляли выражение «Божьей милостью» в своих титулах.

БОЙЦЫ ВСПОМИНАЮТ МИНУВШИЕ ДНИ И БИТВЫ, ГДЕ ВМЕСТЕ РУБИЛИСЬ ОНИ. О людях, вместе переживших какие-либо испытания.

Истоки: стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (1824):

Ковшы круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

БОЛЬШАЯ ШИШКА. Начальник, важная персона.

Истоки: арго бурлаков, у которых шишкой назывался самый опытный, выносливый бурлак, идущий первым в лямке.

БОРЗЫМИ ЩЕНКАМИ БРАТЬ. Взятки не денежными купюрами, а натурой.

Исток: комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» (д. 1, явл. 1). Ляпкин-Тяпкин: «Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ. Выживание в тяжелых условиях.

Истоки: приписывают ботанику Аза Грею, философу Г.В. Лейбницу и Ч. Дарвину, который закончил этой фразой свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за существование» (1859).

БОЛЬШОЙ БРАТ (СЛЕДИТ ЗА ТОБОЙ). Тотальный контроль за мыслями, всеобщая слежка. Употреблялось в тоталитарном государстве на производстве, в крупной фирме.

Истоки: роман-утопия английского писателя Джорджа Оруэлла.

БОЧКА ДАНАИД. Бесполезный, пустой труд, а также сосуд, который никогда не будет наполнен.

Истоки: греческая мифология. Данаиды – пятьдесят дочерей царя Ливии Даная, который враждовал со своим братом – царем Египта. После очередной крупной ссоры Данай бежал из Ливии, но беглеца нагнал брат и вынудили отдать в жены его сыновьям пятьдесят дочерей Даная. В первую же брачную ночь Данаиды по настоянию отца убили своих мужей, но одна из них ослушалась отца. За совершенное преступление сорок девять Данаид должны были после своей смерти по велению богов вечно наполнять водой тонную бочку в подземном царстве царя Аида.

БРАЗДЫ ПРАВЛЕНИЯ. Административная или государственная власть.

Истоки: прежнее выражение – «вожжи для управления лошадью».

БРАТЦЫ-КРОЛИКИ. Ироничное обращение к знакомым или друзьям.

Истоки: негритянские и американские народные сказки о Братце Кролике – ловком пройдохе и наглеце.

БРАТЬ НА ПУШКУ. Запугать, ввести в заблуждение, запутать.

Истоки: воровской жаргон. «Брать на пушку» – «брать на испуг». В значении «запугивать» его употребил В.В. Маяковский:

У рабкоров
Не робкий норов;
И взять на пушку
Нельзя рабкоров.

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ. Животные.

Истоки: стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…»

БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ. Пустые, глупые, высказывания.

Истоки: в народе сивая кобыла считалась дурной, глупой. Существовала даже примета: сивая лошадь сниться ко лжи.

БРИТАНСКИЙ ЛЕВ. Символ Великобритании.

Истоки: лев с короной – эмблема Великобритании.

БРОДЯТ КАК КУРЫ. Бестолковое хождение, не приносящее никакой пользы.

Истоки: курица – символ трусости и глупости, не летает, хотя имеет крылья, не вьет гнезда, боится воды, не видит в темноте.

БРОНИРОВАННЫЙ КУЛАК. Характеристика милитаризма.

БРОСАТЬ КАМЕНЬ. Винить, упрекать кого-либо.

Истоки: Евангелие от Иоанна (8:7). В Древней Иудее существовал такой вид казни, как избиение каменьями.

БУДЕТ БУРЯ, МЫ ПОСПОРИМ, И ПОБОРЕМСЯ МЫ С НЕЙ. Желание достичь цели любым путем.

Истоки: стихотворение Н.М. Языкова «Пловец».

БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК. Вера в то, что скоро пройдет череда несчастий и неудач и наступит прекрасное время.

Истоки: во времена феодальной Руси люди селились в городах, объединяясь по роду занятий: были улицы гончаров, торговцев, мясников и т.д. Иногда между различными социальными группами возникали раздоры, и тогда жители одной улицы выходили на кулачный бой с жителями другой улицы. Каждая улица имела свои особые праздники, сопровождающиеся веселыми играми, плясками и угощением. На такие праздники приглашались жители других улиц, и веселье становилось общим. Каждый приглашенный знал, что придет время, когда праздник будет и на его улице.

БУДЬ ЗДОРОВ! Пожелание человеку, который чихнул.

Истоки: в Библии говорится, что человек создан «вдуновением» дыхания жизни, а при его смерти дыхание исходит из него, это же может случиться и при чихании. После грехопадения Адама потомки его чихали только раз в жизни, испуская дух. И лишь Иакову удалось вымолить у Господа прощение, и он, чихнув, остался жив. С тех пор не перестают молиться о здравии чихающего, предотвращая тем самым опасность кончины.

БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМИИ, И ПРОСТЫ, КАК ГОЛУБИ. Пожелание кому-либо следить за своими действиями и не терять при этом душевной чистоты.

Истоки: Евангелие от Матфея (10:16). Иисус, давая наказ апостолам руководствоваться в своих поступках разумом, не теряя при этом душевной чистоты, обратился к ним: «Вот я посылаю вас, как овец среди волков и так, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

БУМАГА НЕ КРАСНЕЕТ. БУМАГА ВСЕ ТЕРПИТ. Так говорят, если в каких-либо документах, письмах излагают такие мысли, которые стесняются высказать устно.

Истоки: приписывают Цицерону. В его письмах «К друзьям» встречается выражение epistolanon erubescit – «письмо не краснеет».

БУРЕВЕСТНИК РЕВОЛЮЦИИ. Борец за революционные идеалы.

Истоки: буревестник – крупная морская птица, которая любит летать в сильный ветер, непогоду. Этот образ использовал Максим Горький в своем произведении «Песнь о Буревестнике».

БУРИДАНОВ ОСЕЛ. Человек, который колеблется между двумя равноценными предметами или решениями.

Истоки: парадокс абсолютного детерминизма в учении о воле: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет выбрать ту или иную связку.

БУРНЫЕ ОВАЦИИ. Продолжительные, громкие аплодисменты.

Истоки: в Древнем Риме овациями назывались праздники в честь выдающихся побед.

БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ. Сильные переживания по незначительному поводу.

Истоки: приписывают греческому писателю Афинею, философу Цицерону и французскому просветителю и философу Ш.Л. Монтескье.

БУЦЕФАЛ. Ироничное название лошади.

Истоки: Буцефал – имя коня Александра Македонского, которого только он один сумел укротить.

БЫВШИЕ ЛЮДИ. Босяки, люмпены – пролетариат. После Октябрьской революции 1917 г. дворяне, капиталисты, богатые чиновнике, лишенные своего привилегированного положения.

Истоки: название рассказа М. Горького.

БЫЛА ИГРА! Какое-либо загадочное происшествие или драка.

Истоки: комедия Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».

БЫЛИ КОГДА-ТО И ВЫ РЫСАКАМИ. Так говорят о людях, у которых все в прошлом.

Истоки: выражение из стихотворения А.Н. Апухтина «Пара гнедых», переделанного им из цыганского романса.

БЫЛО ГЛАДКО НА БУМАГЕ, ДА ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ, А ПО НИМ ХОДИТЬ! О трудностях, которые забыли предусмотреть, но которые были заранее очевидны.

Истоки: выражение из сатирической «солдатской» песни Л.Н. Толстого.

БЫЛО ДЕЛО ПОД ПОЛТАВОЙ. Происшествие с большим количеством людей.

Истоки: битва под Полтавой – сражение 27 июня (8 июля) 1709 г. в период Северной войны 1700–1721 гг., в котором русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию короля Карла XII. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России. Выражение вошло в обиход после выхода в свет стихотворения поэта И.Е. Молчанова.

БЫЛЬЕМ ПОРОСЛО. Всё, что уже прошло и стерлось в памяти.

Истоки: былье – трава, былинка. Это выражение использует в своем произведении «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС. Употребляется в качестве вопроса, требующего разрешения перед новым серьезным шагом, каким-либо действием.

Истоки: начало монолога Гамлета в одноименной трагедии У. Шекспира в переводе Н.А. Полевого.

БЫТЬ НА ВЫ. Находится с кем-либо в официальных, формальных, не дружеских отношениях.

Истоки: в России обращение на Вы к лицу высокого положения распространилось в эпоху Петра I (до этого встречалось лишь в дипломатической переписке). Но предположительно выражение возникло в Римской империи, когда она была разделена на две части и в ней правили два императора – в Риме и Константинополе. Подданные, обращаясь к императору, говорили: «Вы решили, Вы можете сделать», имея в виду двух императоров. Позднее такое обращение было переосмыслено, как особая честь, и распространилось на ближайших сановников императора (в качестве лести), а затем и на всех, кому хотели польстить. Постепенно важные лица стали требовать, чтобы к ним обращались на Вы.

БЫТЬ НАЧЕКУ. Остерегаться, находиться настороже, стараться не быть застигнутым врасплох в ожидании чего-либо.

Истоки: в словаре В.И. Даля приведена поговорка: «Волка стеречь, на чику сидеть», т.е. находиться на перепутье лесных троп в ожидании зверя. В русских диалектах «чик» – «бой, толкотня» или «езда, суета», а устаревшее выражение «на чику» – «быть, находиться». «Жить на чику» – значило «быть на большой, торной дороге, на бойком месте». Обычно так говорилось о постоялых дворах на перепутье дорог, когда отовсюду можно было ждать гостей.

БЫТЬ ПОД БАХУСОМ. Находится в состоянии алкогольного опьянения.

Истоки: у древних римлян и греков бог вина – Бахус, или Вакх.

БЫТЬ ПОД БАШМАКОМ. Находиться в подчинении кого-либо.

Истоки: в древние времена на Востоке побежденный монарх покорно ложился на землю, а монарх-победитель ставил на него ногу в знак полной своей власти.

БЫТЬ ПОД КОЛПАКОМ. Находиться под постоянным надзором.

Истоки: излюбленное выражение героя романа Ю.С. Семенова «Семнадцать мгновений весны» шефа гестапо Мюллера.

Источник

Читайте также:  Гадание на кофе толкование символов жираф
Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector