Блажен иже скоты милует толкование

«Блажен, иже и скоты милует»

про­то­и­е­рей Сергий Мура­тов

Чело­веку свой­ственно забо­титься о бра­тьях своих мень­ших. Но нет-нет да и спро­сит кто-нибудь: есть ли спе­ци­аль­ные часовни, где можно молиться о наших верных дру­зьях — живот­ных? Они, мол, всю свою жизнь посвя­тили, служа нам своей вер­но­стью и доб­ро­той. Тут можно бы отве­тить кратко, дескать, таких часо­вен, где можно «помя­нуть» живот­ных, нет. Но сама поста­новка вопроса застав­ляет заду­маться: а что стоит за столь невер­ным пони­ма­нием пред­на­зна­че­ния живот­ных для чело­века?

Вина и долг вла­дыки твари^

Библия сооб­щает, что Бог обра­зо­вал из земли всех живот­ных поле­вых и всех птиц небес­ных и привел к чело­веку ( Быт. 2:19 ). Да, особое место в при­роде зани­мает живот­ный мир. Живот­ные, по Свя­щен­ному Писа­нию, имеют, как и чело­век, душу, хотя и отлич­ную от чело­ве­че­ской ( Быт. 1:30 ). И Бог забо­тится о них: «Не пять ли малых птиц про­да­ются за два асса­рия? и ни одна из них не забыта у Бога» ( Лк. 12:6 ), — гово­рил Хри­стос.

В статье «Живот­ный мир» бого­слов и исто­рик Нико­лай Пестов пишет, что в живот­ных вло­жена своя доля разума. А у высших живот­ных, как, напри­мер, у собаки, име­ются и такие свой­ства души, как само­от­вер­жен­ная любовь и такая пре­дан­ность чело­веку, кото­рая не оста­нав­ли­ва­ется перед тем, чтобы отдать жизнь за чело­века. Живот­ные были созданы как близ­кие друзья чело­века. В раю Гос­подь «привел к чело­веку (всех живот­ных), чтобы видеть, как он назо­вет их» ( Быт. 2:19 ). Чело­век постав­лен был «вла­ды­кою» ( Быт. 1:26 ) над живот­ными, но вла­ды­кою добрым, кото­рый не истреб­лял их и не упо­треб­лял в пищу ( Быт. 1:29 ). Также не было тогда на земле и вза­им­ного истреб­ле­ния живот­ных, и пищей их была лишь «зелень трав­ная» ( Быт. 1:30 ). У чело­века и живот­ных тогда был общий язык и пол­нота вза­им­ного пони­ма­ния.

Гре­хо­па­де­ние Адама не могло не отра­зиться и на под­чи­нен­ном ему живот­ном цар­стве. Нача­лось и упо­треб­ле­ние в пищу одних живот­ных дру­гими, чего не было до гре­хо­па­де­ния ( Быт. 1:30 и 9:3). Апо­стол Павел пишет: «Тварь с надеж­дою ожи­дает откро­ве­ния сынов Божиих, потому что тварь поко­ри­лась суете не доб­ро­вольно, но по воле поко­рив­шего ее, в надежде, что и сама тварь осво­бож­дена будет от раб­ства тлению в сво­боду славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь сово­купно сте­нает и мучится доныне» ( Рим. 8:19–22 ).

Мы вино­ваты в рас­тле­нии твари. Вместе с тем, наше паде­ние несрав­нимо глубже паде­ния твари. У твари нет вза­им­ной злобы и нена­ви­сти: убий­ство или воров­ство там суще­ствуют лишь для удо­вле­тво­ре­ния голода и под­дер­жа­ния своей жизни. На при­мере святых мы видим новые вза­и­мо­от­но­ше­ния с тварью. В их лице чело­век вновь ста­но­вится другом твари и изли­вает на нее свою любовь. «У милу­ю­щего, — пишет пре­по­доб­ный Исаак Сирин, — горит сердце обо всем тво­ре­нии — о чело­ве­ках, о птицах, о живот­ных… и о всякой твари… он еже­часно со сле­зами при­но­сит о них молитву, чтобы сохра­ни­лись и очи­сти­лись, а также и о есте­стве пре­смы­ка­ю­щихся молится с вели­кою жало­стью, какая без меры воз­буж­да­ется в сердце его по упо­доб­ле­нии в сем Богу».

Живот­ные пре­по­ру­чены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые долж­ники. И они ждут от нас избав­ле­ния, ждут про­по­веди любви. Ока­зы­вать ее мы им должны по запо­веди Христа. Не будем же пре­не­бре­гать и этой запо­ве­дью Гос­пода — этим мы при­об­ре­тем верных нам и любя­щих друзей, кото­рых, кто знает, может быть, мы встре­тим потом и в том мире?

Молясь о здра­вии Мур­зика^

Часто наблю­да­е­мую при­вя­зан­ность людей к живот­ным, дохо­дя­щую иногда до дружбы с ними, старец Силуан Афон­ский, напри­мер, считал извра­ще­нием уста­нов­лен­ного Богом порядка и про­тив­ною нор­маль­ному состо­я­нию чело­века ( Быт 2:20 ). Во всем Новом Завете мы не нахо­дим ни еди­ного места, кото­рое гово­рило бы о том, что Гос­подь оста­но­вил Свое вни­ма­ние на живот­ных, а ведь Он, конечно, любил всю тварь. Дости­же­ние этого совер­шен­ного чело­ве­че­ства по образу Чело­века Христа есть зада­ние нам, соот­вет­ству­ю­щее нашей при­роде, создан­ной по образу Божию, и поэтому душев­ную при­вя­зан­ность и при­стра­стие к живот­ным старец Силуан считал сни­же­нием чело­ве­че­ского образа бытия: «К живот­ным не должно иметь при­стра­стия, но должно только иметь сердце, милу­ю­щее всякую тварь».

Из крат­ких изре­че­ний святых отцов можно сде­лать вывод, что забо­титься о живот­ных — прямая обя­зан­ность чело­века, но не сле­дует при этом пере­сту­пать гра­ницы разум­ного. Один духов­ник так вра­зум­лял свое духов­ное чадо по поводу пере­жи­ва­ний, свя­зан­ных со смер­тью люби­мого живот­ного: «Да, — гово­рил старец, — у них нет рая, но у них, в отли­чие от тебя, нет и ада». Име­лось в виду, что душа живот­ного не имеет загроб­ного бытия, как чело­ве­че­ская душа. Со смер­тью живот­ного и душа его пере­стает быть.

В связи с этим спро­сим себя, а что мы имеем в виду, когда гово­рим о том, чтобы «помя­нуть» живот­ное? Ведь если мы поми­наем усоп­шего чело­века, то при этом пред­по­ла­га­ется молитва о его упо­ко­е­нии и просьба о про­ще­нии его грехов. При­ме­нимо ли это по отно­ше­нию к живот­ным? Конечно же, нет. Какие тут могут быть грехи? Гре­шить спо­со­бен только чело­век. И при­рав­ни­ва­ние чело­века и живот­ного в поми­наль­ных риту­а­лах не выгля­дит ли кощун­ственно?

Да, мы можем пом­нить наших чет­ве­ро­но­гих любим­цев. Но пом­нить и поми­нать — это разные поня­тия и дей­ствия. Давайте все-таки их раз­гра­ни­чи­вать. Если же наши питомцы болеют, то мы можем помо­литься святым, кото­рые покро­ви­тель­ствуют живот­ным. Но просим мы их помочь нам, людям, ста­ра­ю­щимся выле­чить с Божией помо­щью забо­лев­шего питомца. В суще­ству­ю­щем молит­вен­ном чине «во время губи­тель­ного мора скотов» свя­щен­ник, прося защиты для живот­ных, гово­рит: «даруй им живот и здра­вия вра­че­ство… ради верных же людей твоих, нами к Тебе вопи­ю­щих, и милость от Твоея бла­го­сти про­ся­щих». Обра­тим вни­ма­ние на то, что, прося о живот­ных, молимся мы все же изна­чально о чело­веке.

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще толкование танцующая девушка

Поэтому пра­вильно будет, если в записке на моле­бен, напри­мер, святым Флору и Лавру, Власию или Моде­сту, мы не будем писать: «О здра­вии Мур­зика или Бобика», а напи­шем свои имена, чело­ве­че­ские. Это значит, что мы просим за себя, чтобы Гос­подь, по молит­вам святых, помог нам. И, помо­гая нам, Он помо­жет нашим забо­лев­шим живот­ным.

Источник

Православная Жизнь

«Блажен, иже скоты милует» (Притч. 12:10).

Может, не вовремя и некстати писать вдруг о животных, о наших четвероногих друзьях.

В день Благовещения выпускали птиц из клеток на волю. Этот старинный обряд символизирует в день Благовещения Архангелом Гавриилом Девы Марии начало нашего спасения, освобождение от греха и вечной смерти.

И вспомнился ослик, на котором в день Вербного Воскресения Господь въезжал в Иерусалим, и слова Христа о птицах, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; о Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26), и та заблудшая овца, которую потерял пастух и радовался более чем о 99 уцелевших (Мф. 18:12, 13), и снова-таки – осел, упавший в ров в субботу – из притчи евангельской (Лк. 14:5).

А потом мысль побежала по библейским историям: голодные львы в темнице, кротко лежащие у ног святого Даниила, и житийные медведи, которых кормил из рук прп. Серафим и прп. Сергий. И умилительный рассказ о прп. Ниле, которому до смерти служил лев в пустыне, носил воду в монастырь и умер на могиле любимого хозяина. И снова-таки – лев, вырывший могилу прп. Марии Египетской и кротко ушедший восвояси на глазах удивленного старца Зосимы…

Во всех этих эпизодах – любовь к твари Божией, которая, по слову апостола, поныне за грехи человеческие «стенает и мучится»… И служит людям, и платит верностью и любовью.
О собаках в Священном Писании почти не упоминается, разве что в притче о страдающем Лазаре у врат богача, которому псы лизали раны, очевидно, сострадая несчастному праведнику, да о том, что и «псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27).

Человек любит животных, часто даже слишком, подменяя «любовь» к обожаемым питомцам элементарной заботой о ближнем, когда покупает дорогостоящий корм или тратит доллары за собачью стрижку, а голодного соседа не замечает…

Выгуливая своего нового дворового песика, я увидел надпись у спортплощадки: «Собак не выгуливать! Иначе будут задействованы догхантеры!»

Кто такие эти догхантеры?

Как поясняет «Википедия», «“охотники на собак” – от англ. dog + hunters, также догкиллеры – название лиц, которые по собственной инициативе занимаются умерщвлением безнадзорных собак в населенных пунктах». Оказывается, эти борцы за антисанитарию имеют свой сайт, где размещают видео с убийством бездомных животных разными способами, в том числе и разбрасыванием отравленных кусочков мяса.

Мой верный фоксик, проживший десять лет в семье, любимец детей и внуков, погиб недавно как раз от отравления таким вот кусочком. Нас не было дома, посещали храм, а он кричал и звал на помощь, перевернул вазоны на подоконнике и умер посреди комнаты. Внуки плакали, и я тоже прослезился, когда соседи рассказали, как уходил наш дружок…

Бездомные животные – проблема в городе. Но вот девушка Вита, приютившая дворняжку Эльзу, живущая по соседству, тоже волонтер (догхантеры именуют себя таковыми), только она спасает животных, возит их в питомник, дает заявки и платит деньги за их стерилизацию. Эту работу должны выполнять государство, мэрия, но где тут до собак и кошек! Не до жиру, быть бы живу.

Старец Серафим

Схиархимандрит отец Серафим (Соболев +2000) лет сорок жил и служил на Троещине, когда здесь была деревня и еще не шагнул сюда небоскребами жилой киевский массив. Старец незадолго до смерти выстроил огромный Троицкий собор, а сам продолжал служить в маленьком деревянном храме, увитом виноградом, садовыми деревьями.

Блаженный батюшка пользовался огромным авторитетом у верующих, слыл за прозорливого, опытного духовника и молитвенника. Помнится, как ходил он по Лавре вначале 90-х и приговаривал, показывая на два священнических креста на груди: «Кто купит, православные, на строительство храма?!»

Он продал квартиру в советское время и деньги перевел в Фонд мира. Потомственный дворянин, киевлянин, родившийся на древней улочке Трехсвятительской, недалеко от Софии Киевской, добровольцем ушел на фронт и был тяжело ранен в спину и голову при обороне столицы Украины. Умирая в госпитале, дал обет: «Выживу – стану священником». Выжил и стал священником. В советское время построил два храма, писал иконы и церковную музыку, окормлял тайно киевскую интеллигенцию и простых людей.

Но еще старец всю жизнь спасал животных. На церковном подворье стояли будочки, в его домике благоденствовали бесчисленные коты. Люди, знающие о «добром старце», то и дело подбрасывали щенков и котят. И часто можно было видеть, как за отцом Серафимом (до схимы – Пименом) шествовала вереница любвеобильных дворняжек.

Кое-кто нарекал: «Тут храм и собаки! Прямо зверинец какой-то». А старец кротко отвечал: «Ну да, меня ругают. И даже архиерей замечание делал. Да куда их подевать?» И взял на руки пушистого котенка: «Ну, куда я его выкину?» «Батюшка, они ж нечистые», – заметил кто-то из присутствующих.

«Кто знает, кто из нас чистый и нечистый? – ответствовал старец. – А Бог заповедовал любить тварь Его, жалеть, ибо они из-за нас вот так страдают, грешных… Откройте Библию, там написано: “Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною” (Пс. 49). А премудрый Соломон сказал: “Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко” (Притч. 12:10)…»

Уже 17 лет нет старца, похоронен он рядом со своим храмом. У могилки всегда народ Божий. И четвероногие питомцы.

Источник

Вопрос архиерею. Новые ответы

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Фото: Патриархия.Ru

1. Я очень люблю, и всегда любила больше животных, чем людей. Они беззащитные, не способны мстить, у них нет злого умысла, при этом они любят нас… Скажите, что происходит после смерти животного? Есть ли у них рай или ад? Почему нельзя прийти в храм и помолиться за них? Почему такая дискриминация? Почему у нас в стране такое отношение к животным? Почему дети бывают к ним жестоки? Когда я где-нибудь слышу, что пострадало животное, у меня сердце кровью обливается, я начинаю переживать, и наоборот, мне все равно, если это происходит с людьми. Человек грешен, значит, должен быть наказан, но за что и почему страдают животные?

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще стакан толкование

Для человека нормально и хорошо ― относиться к животным по-доброму. Но совершенно недопустимо и греховно ― любить животных больше, чем людей.

Однозначно ответить на вопрос, что происходит с животными после их смерти, мы не можем. Дело в том, что в Православной Церкви этот вопрос доктринально не разработан. В Священном Писании нет каких-то конкретных сведений о посмертной участи животных. Почему? ― Потому что Господь Сам, через Священное Писание и Предание, открывает людям то, что необходимо для их спасения. Мы можем быть уверены в том, что человек, сотворенный по образу и подобию Божию, обладает бессмертной душой, что мир во всем его многообразии и красоте был создан Богом ради человека, что человек призван к Богообщению и в жизни земной, временной, и в жизни вечной.

Мы знаем из Священного Писания и о том, что животные существовали в первозданном Эдеме, что праотец Адам нарицал им имена: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19). В этом наречении имен ― и главенство человека над животными, и глубинное понимание человеком всей твари, и ее добровольное подчинение ему. В этом ― и полная гармония между ними, утраченная после грехопадения человека.

Действительно, с грехопадением вошли в мир страдания и смерть: тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 20, 22). Однако я не советовал бы Вам идеализировать животных (на самом деле большинство видов вовсе не расположены любить человека, и если говорить о дикой природе, в своей среде они достаточно беспощадны друг к другу) и так резко, даже безжалостно относиться к людям, желая им наказания.

Взаимосвязь человека и живой природы так глубока, что только человек может избавить тварь от страдания, исполнив заповеди Божии: И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21),― говорит Апостол. В глобальном смысле это произойдет тогда, когда исполнятся пророчества Апокалипсиса, в новом мире, преображенном Богом. Пророку Исаие было открыто, что на новой земле будут и животные, но тоже в ином, преображенном состоянии, когда они никому не смогут причинить зла: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис. 65, 25).

Однако примеры восстановленной гармонии между человеком и животными можно видеть и сейчас: и в житиях святых, и даже в жизни наших современников. Вспомните, например, житие преподобного Герасима Иорданского: ему до конца дней служил лев, из лапы которого святой вынул занозу… Особо почитаемые в России преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский даже на многих иконах изображаются с дикими животными ― с медведями, которые с доверием приближались к ним и брали пищу из рук святых. Удивительно много подобных случаев встречается в воспоминаниях очевидцев о старце Паисии Святогорце, который относился с горячей любовью и к людям, и к твари, и она отвечала ему взаимностью (среди «близких друзей» старца были и птицы, и ящерицы, и змеи, и лягушки).

Однако, повторяю, восстановление утраченной гармонии происходит тогда, когда человек исполняет заповеди Божии. А главные из них, как говорит нам Сам Спаситель: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 37-39). Обретение полноты любви к Богу и людям ― вот к чему нам следует стремиться, чему следует посвятить все силы души. Опыт показывает, что всей жизни человека может не хватить на это…

Значит ли из этих высказываний, что существует, как Вы пишете, «дискриминация» животных? Во-первых, я думаю, что это понятие в данном случае неприменимо. Во-вторых, такое отношение к животным, которое высказывают святые и подвижники Православной Церкви, призвано восстановить правильную иерархию ценностей для человека во благо самого человека.

Да, люди сейчас действительно бывают жестоки к животным. Но не менее жестоки они бывают друг к другу, к детям. Все это ― следствие утраты духовных ориентиров, порождение той атмосферы, которая нас окружает, того отчуждения людей друг от друга, которое сегодня господствует в обществе. Это результат и такого (популярного ныне) отношения к собственной жизни, когда люди предпочитают не связывать себя серьезными семейными отношениями, не рожать детей. И вот неправильное устройство человеческой жизни в самом ее основании приводит к крайностям: либо к неоправданной жестокости, либо к неумеренной любви ― к животным, вещам, самому себе…

Если оглянуться вокруг, заметно, что очень многие, скажем так, чрезвычайно активные любители животных сегодня — это люди, которые не имеют семьи. Человек расходует на это нерастраченные силы своей души. Ведь Господь вложил в нас много любви, с «запасом», благословив семейную жизнь, и поэтому семья должна быть большая. Животные в доме тоже могут быть, но им следует отвести определенное место. Если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели или занимать две трети городской квартиры.

Поэтому главное, о чем должен в своей жизни заботиться человек ― о своем спасении, о восстановлении разрушенных грехом взаимоотношений с Богом, молиться о даровании любви ― к Богу и людям. Надо постараться построить свою жизнь на этом фундаменте, и тогда все в ней встанет на свои места.

Читайте также:  Гадание на кофе сердце толкование

2. Считаете ли Вы количество и доступность епископов для мирян нормой на текущий момент времени?

Нет, не считаю. Полагаю, что и епархий, и правящих архиереев в Церкви должно быть гораздо больше. Могу привести такой пример: в Греции, все население которой меньше населения города Москвы, около 70 епархий и 70 епископов. Так сложилось исторически. И у нас, в нашей огромной стране ― тоже 70 епархий, 87 архиереев (из них 70 епархиальных и 17 викарных). Думаю, что в этом ― источник многих проблем Русской Церкви организационно-управленческого характера: у нас слишком большие епархии и слишком мало архиереев.

Однако нельзя не заметить и того, что сегодня в нашей Церкви епархий гораздо больше, чем было 10–15 лет назад. В советские годы вся Сибирь, все пространство за Уралом представляло собой одну епархию… Саратовская кафедра была объединена с Волгоградской, а некоторое время, в послевоенные годы,― еще и с Астраханской. Сегодня все это ― отдельные епархии.

Дело в том, что церковную организацию нельзя увеличить одномоментно до невообразимых размеров. Всему свое время, этот процесс идет и он будет продолжаться. Открываются новые храмы, новые приходы, в духовных школах воспитывается новое поколение духовенства. Могут и должны учреждаться новые епархии, будут рукополагаться викарные епископы в уже существующих больших епархиях. Поэтому со временем, полагаю, проблема будет решена.

3. Проводит ли Православная Церковь какую-либо работу с так называемыми «пасторами» различных сект? Ведь не секрет, что в секты в период безвременья в России попали лучшие люди, идущие по пути духовных исканий и сделавшие в свое время роковую ошибку. Они искренне убеждены, что приносят людям пользу своей деятельностью. Читала о так называемом «Альфа-курсе» сектантов, есть ли что-нибудь подобное у нас?

Действительно, к сожалению, так сложилось, что в 1990-е годы, когда Церковь, еще лежащая в руинах, только начала выходить из «поднадзорного» и безгласного состояния, на которое ее обрекла советская власть, в нашу страну хлынуло огромное количество проповедников с Запада, хорошо вооруженных и достаточно состоятельных, которые, действуя разными способами, не брезгуя в том числе и прямым подкупом, смогли привлечь к себе достаточное количество сторонников. И вы абсолютно правы в том, что в это время в протестантские церкви и секты попали люди, которые искали Бога, но не получили должного ответа в православном храме или не встретили в нем такого человека, который мог бы показать им дорогу к Богу.

Сегодня Церковь считает просветительскую деятельность одной из главных своих задач (не случайно ведь существует и этот портал, посредством которого мы общаемся). Мы «ведем работу» с каждым человеком, который приходит в храм. И я думаю, что чем больше будет православных храмов и образованного, просвещенного и ревностного духовенства, тем больше людей, в свое время попавших сектантские сети, будет возвращаться в Церковь Православную.

Насколько я знаю, попытки перенести «Альфа-курс» в современную миссионерскую практику Православной Церкви были предприняты, но они получили очень неблагоприятные отзывы. Во-первых, потому, что в «Альфа-курсе» используются методы нейролингвистического программирования и эриксоновского гипноза, которые могут нанести вред душе человека. Во-вторых, потому, что такой курс может дать самое «внешнее», обедненное, отстраненное знание о христианстве, но не может помочь человеку войти в жизнь Церкви, начать участвовать в Таинствах, полюбить богослужение. Сейчас на многих приходах действуют воскресные школы для взрослых и детей, молодежные объединения. Они могут дать первоначальные знания и то человеческое общение, которое людям необходимо. Но войти в Церковь вне Церкви невозможно.

4. Я очень люблю своего жениха, мы хотим пожениться вскоре. Но он мусульманин (турок). Его семья не радикальная и вопрос о смене религии для меня не стоит. Он Православие тоже принимать не собирается. Но какие ограничения в Церкви ожидают меня при заключении нашего с ним брака в ЗАГСе? Спасибо. Ксения.

Видимо, Ксения, вы считаете себя крещенным, но не совсем воцерковленным человеком. Если бы Вы ходили в храм, участвовали в Таинствах Церкви, то знали бы, какие ограничения Вас ожидают в браке с мусульманином. Вы не сможете соблюдать многие установления Православной Церкви, и прежде всего ― вступить в церковный брак, венчаться, то есть получить Божие благословение на будущую семейную жизнь. Но самое главное ― ваши дети будут воспитываться в исламе. По мусульманским обычаям, дети от смешанного брака обязательно воспитываются в вере отца. И я думаю, что как бы ни была толерантна семья Вашего будущего мужа, они сделают все, чтобы это было исполнено.

5. Моей дочери снится один и тот же навязчивый сон, что ее покойная бабушка к ней приходит и зовет ее к себе. Моя дочь очень беспокоится, ведь такие сны к плохому. Что Вы посоветуете?

Я советую Вам не обращать никакого внимания на этот сон, вообще не пытаться запоминать и исследовать сны, забывать о них сразу же по пробуждении.

В Добротолюбии, сборнике святоотеческих наставлений для православных христиан, говорится о добродетели «неверования никаким снам», о правиле «отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как ″идолы помыслов, игра воображения″» (блаженный Диадох, «Подвижническое слово», 3 том Добротолюбия). А преподобный Иоанн Лествичник учит: тот, «кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее» («Лествица», слово 3).

Поэтому не стоит обращать внимания на этот сон, ничего страшного здесь нет.

6. Владыка! Меня смущает, что в нашем городе часто перед исповедью не читаются положенные молитвы. Считается ли действительным таинство покаяния, если священник прочитал разрешительную молитву, однако не читал молитв перед исповедью?

Назовите мне, пожалуйста, храмы, где не читаются молитвы пред исповедью. Я исправлю это положение. Хотя таинство считается совершившимся после того, как священник прочитал разрешительную молитву над кающимся, но молитву перед исповедью читать тоже необходимо.

[1] Скаженный (просторечн.) ― бешеный, сумасшедший.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector