Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень толкование

Толкование на Псалтирь 136:8

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Поделиться в соц.сетях.

Толкование на Псалтирь 136:8 | Пс 136:8

Афанасий Великий (

Дщи Вавилоня, окаянная. Это – пророческое слово, и оно изображает падение Вавилона. Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, то есть, блажен кто и тебя сделает пленником.

Источник: Толкование на Псалмы.

Иоанн Златоуст (

Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам

Другой: опустошенная (προνενομευμένη). Третий: которая будет расхищена (διαρπασθησομένη). Здесь он показывает силу Божию не в избавлении от бедствий, но и в ниспослании бедствий на самих победителей, предсказывает несчастья, которые постигнут Вавилон, и по причине имеющих постигнуть его бедствий называет его несчастным. Этим он также научает иудеев, внушая, что сила Божия распростерта по всей земле. Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Другой: которое прежде ты сделала нам (προεποιησας).

Источник: Беседы на псалмы. На псалом 136.

Авва Дорофей

Ст. 8-9 Дщи вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

Проследим сказанное по порядку. Вавилоном называет он смешение или смущение, ибо так изъясняют сие (слово), производя оное от слова вавель; тоже значит и Сихем. Дщерию же Вавилона называет вражду; ибо душа сперва возмущается, а потом рождает грех. Окаянною он ее называет потому, что, как я прежде сказал вам, злоба не имеет ни какой существенности, ни состава, но получает бытие от нашего нерадения и опять истребляется и уничтожается нашим тщанием (о добродетели). Потом Святый Давид говорит как бы к ней: блажен, иже воздаст тебе, воздаяние твое, еже воздала еси нам. Посмотрим же, что мы дали, что восприняли, и что хотим воздать? Мы дали волю нашу и восприняли грех: изречение же это называет блаженными воздавших ей, а воздавать здесь значит: более не творить греха. Потом прибавляет: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень; блажен, кто с самого начала вовсе не принимает порождаемого тобою, т.е. лукавых помышлений, и не дает им места возрастать в себе и приводить зло в действие; но вскоре, пока они еще малы, и прежде чем они укрепятся и восстанут на него, возьмет и сокрушит их о камень, Иже есть Христос (1Кор. 10:4), и истребит их, прибегнув ко Христу. (из поучения 11-го. О том, что должно стараться скорее отсекать страсти, прежде, нежели они обратятся в злой навык луши)

Феодорит Кирский (386/93–

«Дщи вавилоня окаянная». Так суд Иудеев предоставив Богу, Пророк и Вавилону предсказывает будущую погибель. Называет же его «окаянным», потому что будет бедствовать. Акила вместо «окаянная» сказал: разграбленная.

«Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам». Что это значит?

Евфимий Зигабен (

Дщи вавилоня, окаянная.

Как есть обыкновение у евреев называть человека сыном человека; так и дщерью Вавилона называют тот же Вавилон. Дщерь, говорит, Вавилона, неправедная! Вавилон несчастный, по причине имеющих, как говорит Златоуст, постигнуть тебя бедствий! А такими словами Давид пророчествует об истреблении, которому имел подвергнуться от царя Кира.

Дщерью Вавилона называется столица Вавилона по сравнению со всею страною вавилонскою, которая представляется в виде матери, а город ее в виде дщери, как мы сказали и в 44-м псалме, изъясняя слова: дщерь Тира с дарами, и в 72-м псалме при изъяснении слов: во вратах дщери Сионовой.

Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала ecи нам!

Сии слова произносит весь еврейский народ, сильно желая истребления города врагов его. А воздаянием, которое (по выражению) ты воздала нам, называют причинение зла т. е. опустошение и притеснение, которое ты, Вавилон, причинил нам–евреям; где предлог: воз (αντι) излишен, как мы заметили и в 7-м псалме, изъясняя слова: если я воздал (злом) воздающим мне зло.

Феодорита: Господь почитается блаженным, как наказавший их и освободивший их не за то, что он был питомец истинного благочестия, но что удостоил благочестивый народ свободы, и повелел построить божественный храм. Далее Бог принимает и малые плоды и вознаграждает великими воздаяниями. Так Он прославил вдовицу за две лепты. Златоуста: Это выражения страсти пленников! Ибо если хочешь знать расположенность Давида, то послушай, что он говорит: если я воздал (т. е. я не воздал) воздающим мне зло, и как он становится выше позволяемой законом соразмерности. А когда передает страсти других, то изображает ярость и печаль, что и теперь сделал, выставив сильное желание Иудеев. Но не таков новый завет; в нем повелевается нам поить и кормить врагов и молиться за творящих нам напасть.

Лопухин А.П. (1852–1904)

Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам:блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

У пророка Исаии (XIII:16-18) предсказана тяжелая судьба Вавилона именно теми чертами, которые указаны в этом псалме. Тяжесть этого приговора – непреложная воля Господа, которая непреложно же осуществится и найдет своего исполнителя. Последний называется писателем псалма блаженным, так как им осуществляется одно из предначертаний Божественных, а потому справедливых и благодетельных, хотя бы они казались в глазах человека жестокими и тяжкими.

Весь псалом прекрасно передает то грустно-покаянное настроение, каким жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о своем национальном возрождении.

Источник

Псалом 136

В еврейской Библии псалом не имеет надписания имени автора, в латинской же и греческой стоит имя Давида. Последнее указание нельзя считать правильным: содержание псалма (Пс.136_1–3) – представляет воспоминание о плене вавилонском уже по его окончании и возвращении евреев на родину, свидетелем каковых событий Давид не мог быть. Самый характер изложения есть живой и трогательный рассказ автора о пережитом им, что тоже не могло быть испытано Давидом. Более точное определение времени написания псалма можно найти в указании Пс.136_8 и Пс.136_9 ст., где Вавилон представляется грозным и еще не опустошенным. Из сопоставления содержания первых трех стихов псалма и последних двух можно заключить, что псалом написан вскоре по возвращении евреев из плена при Кире Персидском до опустошения Вавилона в 517 г. в 6 год Дария Гистаспа, значит прежде окончания и освящения второго храма.

В плену вавилонском замолкли наши песни и арфы висели на деревьях (1–2). Притеснители наши просили нас пропеть из Сионских песней. Да иссохнет мой язык и рука, если буду петь и играть в чужой стране и если я забуду тебя, Иерусалим (3–6)! Господи, отмсти Едому за его злобу к Иерусалиму. Блажен тот, кто разобьет о камень и твоих детей, дочь Вавилона, опустошительница (7–9).

«При реках Вавилона» – разумеются реки Тигр и Евфрат, с их притоками и искусственными каналами, проведенными вавилонянами для орошения своих полей.

Еврейский народ был одним из самых музыкальных народов древнего Востока. Евреи славились как обилием поэтических произведений, так и развитием инструментальной музыки. Но музыка и поэзия еврейского народа носила религиозный характер: она касалась воспевания Бога и Сиона и имела молитвенное содержание. Она тесно была привязана к Палестине, храму и разнообразным проявлениям водительства Богом еврейского народа. Пение этих песней имело, поэтому, священное значение и национальное. Просьба вавилонян, чтобы евреи пропели им из священных Сионских песен, была лишь простым любопытством, развлечением, и исполнение этой просьбы плененными евреями являлось в глазах последних профанацией, оскорблением святости содержания своей поэзии и своего религиозного чувства, почему она с негодованием отвергалась.

«Забудь меня десница» – перестань действовать, т. е. высохни. – «Прилипни язык» – тоже высохни. «Постав ить Иерусалим. во главе веселия» – радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах. Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью.

Едом или идумеяне, родственный народ евреям, всегда был враждебно настроен к своему собрату, и во всех печальных событиях его жизни принимал деятельное и злое участие. Так было и при разрушении Иерусалима вавилонянами, когда идумеи радовались этому национальному бедствию ( Ам. 1:11 ; Авд. 1:10–15 ).

У пророка Исаии ( Ис. 13:16–18 ) предсказана тяжелая судьба Вавилона именно теми чертами, которые указаны в этом псалме. Тяжесть этого приговора – непреложная воля Господа, которая непреложно же осуществится и найдет своего исполнителя. Последний называется писателем псалма блаженным, так как им осуществляется одно из предначертаний Божественных, а потому справедливых и благодетельных, хотя бы они казались в глазах человека жестокими и тяжкими.

Весь псалом прекрасно передает то грустно-покаянное настроение, каким жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о своем национальном возрождении.

Вам может быть интересно:

4. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий

Источник

Псалом 136

1. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом. Св. Афанасий принимает сии слова, как предсказание о плене и скорбях его, а св. Злат. и бл. Феод., – как воспоминание о прошедшем. На реках. Вавилон лежал на обоих берегах реки Евфрата, который разветвлялся на множество каналов, как и другая река Вавилонии – Тигр. По св. Златоусту, «Евреи, как пленники, жили вне стен и городов»; в скорби естественно удалялись в места уединенные и, сидя на берегах рек или каналов, горько, горько плакали, воспоминая о Сионе, о храме, о родине.

2. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. С Евр.: «На вербах посреди его (Вавилона или Вавил. народа) повесили наши арфы». Музыкальные инструменты, коими не могли и не хотели пользоваться Евреи, взяты были с собою последними, по устроению Божию, «для того, – говорит св. Злат., – чтобы и в чужой стране они имели памятники своего прежнего общественного устройства и тем более сокрушались, видя знаки тогдашнего богослужения».

3. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. С Евр.: «Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселия: пропойте нам из песней Сионских». О словесех песней – о содержании песней; песни Сионския – те, которые пелись на Сионе, в храме, песни Господни (ст. 4), священные, которых не могли и недостойны были слышать нечестивые язычники. Притом Вавилоняне требовали петь Сионские песни «не для того, – говорит бл. Феод., – чтобы получить им от сего какую-либо пользу, но чтобы посмеяться над Евреями».

4. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Т.е. нам не позволительно петь; хотя мы и лишились отечества, однако продолжаем хранить закон и соблюдать его в точности» (Злат.) А закон повелевал петь свящ. песни только во храме, в Иудее.

5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. «Пусть, говорит пророк, крепость моя, сила моя забудет меня, и пусть я буду безгласен от множества бедствий» (Злат.). Пленные Иудеи дают знать Вавилонянам, что для них невозможно забыть Иерусалим и его священные уставы, как невозможно забыть правую руку, всегда нужную. Но св. Афанасий и бл. Феодорит под десницею разумеют помощь свыше. Т.е., а если я забуду Иерусалим, то да не улучу помощи свыше. «Сию то помощь, – говорит бл. Феод., – пророк называет десницею».

6. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. С Евр.: «Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего». Прильпни язык; «ибо что пользы, – говорит св. Афан., – иметь такое орудие слова, которое, по-видимому, здорово, но не издает должных звуков. Аще не предложу, т.е. если память о тебе, Иерусалим, предпочту всякому веселию. Ибо в таком только случае может быть, что и всякое другое веселие обратится мне во благо». «Слово: предложу, – говорит св. Злат., – значит: поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или лучше любовь и пламенное стремление к городу (Иерусалиму)». Т.е. «верх веселия для меня – зрение на тебя, Иерусалим, обновление твое, торжество среди тебя; потому что в них нахожу истинное наслаждение» (Бл. Феодорит).

9. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень. «Поелику Вавилоняне, – говорит бл. Феод., – жестоко поступали с младенцами Иудейскими, то пророк предсказывает им равное наказание». Св. пророк Исаия предсказывал, что дети Вавилонян будут убиты пред глазами их, что враги не пощадят младенцев их ( Ис. 13:16–18 ); следовательно слова псалмопевца выражают не зложелание, но предсказывают, что случится при раззорении Вавнлона Киром и Дарием, Мидянами и Персами, по определению Божию: в нюже меру мерите, возмерится и вам ( Мф. 7:2 ). По мнению св. Златоуста, приведенные слова псалмопевца «суть слова страсти пленных, которые требуют великого наказания, простирали гнев свой даже на младенческий возраст. Пророки, – замечает сей святитель, – многое говорили не от себя, но изображая и выставляя на вид страсти других. Сам же пророк стоял выше даже той меры возмездия, которая была дозволена ему законом ( Пс. 7:5 ».

О сем надписании смотри в статье «о писателях псалмов».

Истощайте εκκενουτε – (от κενοω – опоражниваю, опустошаю) – опустошайте, – «чтобы не оставалось и самых оснований города». Злат.

Гл. XII, 9. 1. Иоанн Гиркан (128 – 126 до Р. X.), сын Симона, возвратив все города, отнятые Сирійцами и Греками, подчинил и Идумеев, и, под страхом изгнания, заставлял их принять Еврейскую веру. См. Истор. Евр. народа – Гехта, гл. 2, стр. 28.

Окаянная ταλαιπωρος – сугубо несчастная, – из ταλας – терпяший, несчастный и πωρος тоже – несчастный, слепой. Акила, Феодотіон перевели: разграбленная, опустошенная, или: которая будет разграблена. У св. Злат.

Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Вам может быть интересно:

3. Толкование на Псалтирь – Псалом 136 – профессор Александр Павлович Лопухин

5. Толкование на 59 псалом – преподобный Максим Исповедник

6. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий

Источник

Читайте также:  Туз мечей таро значение и толкование
Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector