Библия
Библия – евр. Танах. Библия, т.е. книга, общее название книг Ветхого и Нового Заветов. По мере того, как ветхозаветные книги присоединяясь одна за другой, составили однако, одну книгу, то, естественно, все собрание получило одно название.
Когда и кем соединены книги Ветхого Завета, неизвестно. По мнению евреев, это исполнил Ездра и его сотрудники (срав. Неем 8.13 ), – так называемая «Великая Синагога». Вне всякого сомнения, «Ветхий Завет», который мы теперь имеем, именно тот самый, который был у иудеев за много столетей до Р. Хр., и тот же, который читал Иисус Христос и на который Он ссылался. Евреями в Александрии эти Писания назывались «хай библой», «библиа», и от этого греческого слова происходит слово «библия», т.е. книга. Ветхозаветные Писания упоминаются в Новом Завете под различными названиями, напр., «Писание» ( Деян 8.32 ), «все Писание» ( Лк 24.27 ), «Священные Писания» ( 2Тим 3.15 ). Название «Ветхий Завет» ( 2Кор 3.14 ) имеет в виду, во-первых, самый завет (на Синае), потом книгу завета (законы Моисея) и, наконец, все священное Писание до Р. Хр.
В противоположность названию «Ветхий Завет», в христианской Церкви начали называть «Новым Заветом» собрание писаний, содержащих свидетельства о новом завете, данном через Христа.
Новозаветные писания, насколько можно установить, были написаны во второй половине 1-го века (между 50 или 60 и 100 гг. по Р. Хр.); но соединение их в одно целое, подобно ветхозаветным писаниям, надо отнести к позднейшему времени. Третий вселенский собор в Карфагене в 397 г. по Р. Хр. дал нам первый законченный перечень новозаветных Писаний в том виде и порядке, каким мы пользуемся сейчас. В 5 веке (если не раньше) Слово Божие уже служило общим названием Писаний Ветхого и Нового Заветов.
Так как воля Божия есть наивысший порядок или правило (греческое – канон, Гал 6.16 ) для веры и жизни, и эта воля открыта в священных Писаниях, то в христианской общине вскоре начали говорить об учении, основанном на Библии, называя его «канон истины» или «канон веры», вследствие чего в 4 веке Библия стала называться каноническим писанием, т.е. писанием, содержащим канон; потому все книги входящие в состав Библии получили название канонических. Следовательно, канонической называется такая книга, которая на основании своего божественного происхождения признана и принята, как правило для познания истины и для жизни. Так говорят о ветхозаветном каноне, т.е. книгах, которые в совокупности составляют ветхозаветное правило для веры и жизни, точно также говорится о новозаветном каноне. В противоположность каноническим писаниям, т.е. действительно относящимся к канону, существуют апокрифические книги (греч. – спрятанный, неизвестный), которые не приняты в состав канонических книг, и на которые нет ссылок в этих последних.
Распределение ветхозаветных книг вкратце указано у Мф 11.13 : «закон и пророки»; подробнее у Лк 24.44 : «Закон Моисеев, пророки и псалмы».
1. «Закон» (евр. Тора), заключающий пятикнижие Моисеево;
2. «пророки» (евр. навним) в еврейской Библии заключают большее число книг, чем в нашей, так как к «старшим пророкам» причислялись книга Иисуса Навина, книга Судей и 4 книги Царств, а к «младшим пророкам» – первые три «великих» пророка: Исайя, Иеремия и Иезекииль, а затем 12 «малых» пророков: Осия, Иoиль и т.д. до Малахии;
3. Третья часть, называемая Ктувим, т.е. Писания, заключала
а) псалмы, притчи Соломона, книгу Иова;
б) Песни Песней, книгу Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Эсфирь;
в) книги Даниила, Ездры, Неемии и две книги Паралипоменон.
В новозаветных книгах первое место было отведено 4 Евангелиям в том порядке, в каком мы их теперь имеем; затем следовала книга Деяния Апостолов и послания. Восточная Церковь поместила апостольские послания в таком порядке: сначала, так называемые, общие послания, потом Павловы. Западная Церковь придерживается обратного порядка. Последней книгой и в западной, и в восточной Церквах является Откровение ап. Иоанна.
«Книга Праведного» ( Нав 10.13 ) служила источником, откуда почерпнуто сведение о неподвижности солнца в течение некоторого времени; во 2Цар 1.18 приводится плачевная песнь Давида о павшем в битве Сауле и Ионафане, со ссылкою на тот же источник.
Книги Библии не были вначале разделены на главы и стихи. Подобно прочим древним рукописям, Библия написана сплошным письмом без промежутков и знаков препинания. Приблизительное представление о том виде, какой имел первоначальный текст Библии, можно составить по прилагаемому образцу, каждый столбец которого можно представить, как страницу, хотя, само собой разумеется, страницы были гораздо длиннее и шире. Этот образец представляет начало Евангелия от Иоанна.
ВНАЧАЛ | ЕГОНАЧАЛ | ИЖИЗНЬБ |
ЕБЫЛОСЛ | ОБЫТЬИБЕ | ЫЛАСВЕТ |
ОВОИСЛО | ЗНЕГОНИЧ | ЧЕЛОВЕК |
ВОБЫЛОБ | ТОНЕНАЧА | ОВИСВЕТ |
ОГОНОБЫ | ЛОБЫТЬЧТ | ВОТЬМЕС |
ЛОВНАЧА | ОНАЧАЛОБ | ВЕТИТИТ |
ЛЕУБОГАВ | ЫТЬВНЕМБ | ЬМАНЕОБ |
СЕЧЕРЕЗН | ЫЛАЖИЗНЬ | ЯЛАЕГО |
Таким образом был написан библейский текст столбцами на длинных пергаментных свитках. При чтении, свиток нужно было развертывать от начала до конца текста. Наш Господь «развернул» книгу пророка Исайи, прочел из нее, «свернул» и отдал служителю ( Лк 4.17, 20 ); в русском переводе слова в кавычках переведены: раскрыл и закрыл.
Значения некоторых библейских слов
Бдение ( Исх. 12:42 ; 2Кор. 6:5 ) — воздержание от сна.
Благостыня ( Иер. 31:12 ) — изобилие, благосостояние.
Благоутробие ( Ис. 63:15 ) — милосердие, сострадание.
Велиал ( Пс. 40:9 ) — ужасный, злой человек ( 1Цар. 25:25 ); нечестивый ( Втор. 13:13 ); потоки беззакония ( Пс. 17:5 ), в других переводах: волны смерти, потоки велиала; дочь велиала — негодная женщина ( 1Цар. 1:16 ); в Новом Завете Велиал цитируется как Велиар ( 2Кор. 6:15 ), что означает сатана.
Выспренний ( Ис. 24:21 ) — высочайший, высокопарный.
Грядый ( Ин. 11:27 ; Лк. 13:35 ) — приходящий, идущий.
Заспать ( 3Цар. 3:19 ) — задавить во сне (младенца).
Заушать ( Мф. 26:67 ) — бить по лицу.
Злострадание ( Иер. 24:9 ; Иак. 5:10 ) — злоключение, страдание.
Кощунник ( Притч. 24:9 ) — насмехающийся над священными предметами, отзывающийся пошло и с презрением об истине, осквернитель святынь, сквернослов, суеслов.
Крестить ( Ин. 1:25 ) — в греческом подлиннике употреблено слово, означающее «окунать, погружать в воду».
Любопрение ( Флп. 1:15 ) — тщеславие, соперничество.
Любостяжание ( 2Петр. 2:14 ) — жадность, страсть к деньгам и богатству.
Наветник ( 2Цар. 19:22 ) — клеветник, доносчик.
Наперсник ( Иов. 19:19 ) — любимец, доверенный человек (дословно — возлежащий на груди).
Наушник ( Притч. 16:28 ) — доносчик, сплетник.
Обесчадить ( Плач. 1:20 ) — лишить детей.
Переметчик ( Иер. 52:15 ) — перебежчик, сдавшийся в плен неприятелю.
Пещись ( 1Тим. 3:5 ) — печься, заботиться.
Прейти ( Дан. 7:14 ; 2Петр. 3:10 ) — буквально «пройти мимо», в переносном смысле — подойти к концу, прекратить существование.
Прещение ( Ис. 50:2; 51:20 ) — возбранение, запрет, устрашение; отвращение, омерзение; претит — противно.
Призреть ( Лев. 26:9 ; Ис. 66:2 ) — приютить, обеспечить пропитанием, благословить.
Проницать ( 1Кор. 2:10 ) — исследовать, постигать.
Прорекать ( Мф. 26:68 ) — говорить, произносить, сказать.
Разрешить ( Дан. 5:16 ; Мф. 18:18 ; 2Петр. 1:20 ) — развязать (отменить).
Совлечься ( 2Кор. 5:4 ) — раздеться, снять (одежду).
Сюрмить ( Иез. 23:40 ) — краситься составом черного цвета.
Домовладыка ( Мф. 13:27 ) — хозяин дома.
Домоправитель ( Лк. 8:3 ) — управляющий домом.
Домостроитель ( Тит. 1:7 ) — управляющий домом, руководитель в церкви.
Достославный ( Неем. 9:5 ) — достойный поклонения, славы.
Кормчий ( Иез. 27:8 ; Деян. 27:11 ) — рулевой на корабле.
Медник ( 2Пар. 24:12 ; 2Тим. 4:14 ) — ремесленник, специалист по меди.
Нефинеи ( 1Пар. 9:2 ) — храмовые работники, прислуживавшие левитам (из гаваонитян и других пленников).
Общники ( Пс. 118:63 ; Рим. 11:17 ) — те, кто имеет между собой что-либо общее, состоящие в общении.
Присносущий ( Дан. 4:31 ) — вечно живой.
Самохвал ( Рим. 1:30 ) — хвастун, хвалящийся самим собою.
Степень ( Ис. 22:19 ) — положение, разряд, звание.
Суеслов ( Деян. 17:18 ) — человек, произносящий вздорные, пустые, безнравственные речи.
Фелефеи ( 3Цар. 1:38 ) — из гвардии Давида: царские оруженосцы и телохранители.
Хищник ( 1Кор. 6:10 ) — похититель, вор.
Человекохищник ( 1Тим. 1:9 ) — похититель людей, работорговец.
Вереи ( Пс. 106:16; 147:2 ; Иез. 43:8 ) — засовы, оковы дверей или ворот, брусья, которыми запирали ворота; петли и крючки дверные, иногда столбы, на которых крепились створки дверей или ворот.
Волна ( Дан. 7:9 ; Откр. 1:14 ) — белая овечья шерсть.
Дресва ( Притч. 20:17 ) — крупный песок, щебенка.
Жниво ( Исх. 5:12 ) — солома, оставшаяся после жатвы на корню в поле.
Бдолах ( Быт. 2:12 ; Чис. 11:7 ) — благовонная прозрачная смола; по другим объяснениям — драгоценный камень, кристалл, схожий со льдом.
Нард ( Песн. 4:14 ; Мк. 14:3 ) — благовонное масло, изготовлявшееся из одноименного растения.
Стакти ( Исх. 30:34 ) — благовонная смола.
Стиракса ( Быт. 37:25 ) — пахучая смола, употреблявшаяся в медицине и косметике.
Халван ( Исх. 30:34 ) — благовонная смола, добывавшаяся из кустарника.
Вежды ( Иов. 16:16 ) — веки глаз, ресницы.
Десница ( Исх. 15:6 ; Откр. 1:16 ) — правая рука.
Длань ( Ис. 49:16 ) — кисть руки, ладонь.
Лядвеи ( Иов. 15:27 ) — бока, бедра, поясница.
Чис. 7:9 ) — плечи, уступ от шеи, часть руки до локтя.
Чресла ( Исх. 12:11 ; Мф. 3:4 ) — бедра, низ живота.
Волчцы ( Быт. 3:18 ; Евр. 6:8 ) — колючее растение.
Гофер ( Быт. 6:14 ) — дерево, из которого был построен Ноев ковчег.
Купина ( Исх. 3:1–4 ; Лк. 20:37 ) — куст (горящий), в котором Бог явился Моисею.
Мандрагоры ( Быт. 30:14 ; Песн. 7:14 ) — низкорослое растение, плоды желтые, схожие с лимоном, ароматные и приятные на вкус. Мандрагоры считались яблоками любви, воздействующими на детородность женщин.
Певг ( Ис. 60:13 ) — вид сосны, кедра или кипариса.
Рожки ( Лк. 15:16 ) — стручки рожкового дерева.
Сикомора ( Ам. 7:14 ) — египетская смоковница, разновидность инжира.
Теревинф ( Ис. 6:13 ; Ос. 4:13 ) — на востоке одно из красивейших деревьев, семейства фисташковых, с очень густой листвой. Живет до тысячи лет. Терпентинный сок дерева идет на изготовление высокого сорта благовонной смолы.
Чернуха ( Ис. 28:25 ) — пряное растение с черными семенами, которые использовались при выпечке хлеба.
Акриды ( Мф. 3:4 ) — одни комментаторы относят акриды к разновидности саранчи, а другие — к корням съедобных растений, которыми питался Иоанн Креститель.
Анака ( Лев. 11:30 ) — род ящерицы.
Аспид ( Пс. 90:13 ) — ядовитая змея.
Василиск ( Втор. 8:15 ) — рогатая змея пустыни, очень ядовитая, ядовиты и ее яйца.
Горлица ( Иер. 8:7 ; Лк. 2:24 ) — дикий голубь.
Дромадер ( Ис. 60:6 ) — одногорбый верблюд.
Ехидна ( Ис. 59:5 ; Деян. 28:3 ) — ядовитая змея.
Камелопард ( Втор. 14:5 ) — жираф; в других переводах — горный баран.
Левиафан ( Ис. 27:1 ; Пс. 103:25, 26 ) — змей, крокодил, дракон ( Иов. 40:20–22,26 ) и зверь в тростнике ( Пс. 67:31 ; Иез. 29:3,4 ; Иов 41 ) — олицетворение дьявола.
Нетопырь ( Втор. 14:18 ) — летучая мышь.
Онагр ( Иов. 39:5,6 ) — дикий степной осел.
Скимеи ( Пс. 16:12 ; Ис. 31:4 ) — молодой лев, львенок.
Солам ( Лев. 11:22 ) — разновидность саранчи.
Тиншемет ( Лев. 11:30 ) — разновидность крота.
Хагаб и харгол ( Лев. 11:22 ) — разновидность саранчи.
Шершень ( Исх. 23:28 ) — крупная оса.
Вертеп ( Мф. 21:13 ) — пещера, оборудованная под жилье.
Гумно ( Лк. 3:17 ) — ток; место, где просеивают зерно.
Давир ( 3Цар. 6:19–23 ) — Святая Святых Иерусалимского храма.
Храмина ( Иов. 4:19 ; 2Петр. 1:13, 14 ) — дом, жилище; в переносном смысле — человеческое тело.
Дольный ( Притч. 30:17 ) — обитающий в долинах.
Папировый ( Ис. 18:2 ) — сделанный из папируса.
Снаряд ( Зах. 11:15 ) — орудие, инструмент, снаряжение (военные и гражданские).
Тесло ( 3Цар. 6:7 ) — инструмент, использовавшийся при обработке камня.
Арфа ( Пс. 136:2 ) — большой струнный музыкальный инструмент.
Гусли ( Быт. 4:21 ) — 10-струнный (и более) инструмент наподобие арфы.
Кимвал ( 1Пар. 16:5 ; 1Кор. 13:1 ) — медный ударный музыкальный инструмент наподобие тарелок.
Лики ( Суд. 11:34 ) — группа поющих, хоровод.
Орган ( Пс. 150:4 ) — в Синодальном переводе это слово означает разновидность флейты.
Псалтирь ( Пс. 32:2 ) — струнный инструмент наподобие арфы.
Симфония ( Дан. 3:5 ) — музыкальный инструмент, по другим толкованиям — оркестр.
Систра ( 2Цар. 6:5 ) — музыкальный инструмент наподобие погремушки.
Тимпан ( 2Цар. 6:5 ) — бубен, литавр, барабан.
Цевница ( Дан. 3:5 ) — вавилонский струнный инструмент наподобие лиры или небольшой арфы.
Цитра ( 2Цар. 6:5 ) — струнный инструмент наподобие лиры у евреев.
Година ( Иез. 30:3 ; Откр. 3:10 ) — время, час. Древле (Пл. Иер. 5:21 ) — прежде. Заднее ( Флп. 3:13 )-— прошлое. Искони ( Притч. 8:22 ) — изначала.
Короста ( Втор. 28:27 ) — кожная болезнь: струпья, лишай.
Мор ( Иер. 28:8 ; Мф. 24:7 ) — чума, эпидемия. Паршивость ( Лев. 13:30 ) — парша, кожное заболевание. Почечуй ( Втор. 28:27 ) — язва на коже.
Воскрилия ( Иез. 16:8 ) — края одежды.
Епанча ( Ис. 3:22 ) — широкий и длинный плащ без рукавов.
Милотъ ( 3Цар. 19:19 ; Евр. 11:37 ) — одежда из овечьих шкур.
Плащаница ( Мф. 27:59 ) — тонкое льняное полотно.
Синдон ( Суд. 14:12 ) — льняная рубашка.
Увясло ( Ис. 3:19 ; Иов. 29:14 ) — головная повязка, головной убор, тюрбан.
Фелонь ( 2Тим. 4:13 ) — плащ, накидка.
Хранилища ( Мф. 23:5 ) — кожаные коробочки с текстами закона. Иудеи надевали их на лоб и на левую руку во время молитвы.
Аминь ( Мф. 6:13 ) — истинно так.
Брение ( 1Цар. 2:8 ; Ин. 9:6 ) — жидкая грязь.
Вёдро ( Мф. 16:2 ) — ясная погода.
Втуне ( Пс. 24:3 ) — бесполезно, напрасно.
Денница ( Иов. 3:9 ; Ис. 14:12 ) — утренняя звезда.
Ересь ( Деян. 5:17 ) — разномыслие, инакомыслие.
Звероядина ( Лев. 22:8 ) — мясо животного, растерзанного хищным зверем.
Иго ( 3Цар. 12:4 ; Мф. 11:29, 30 ) — ярмо, деревянный хомут.
Изгарь ( Иез. 22:18 ) — шлак, перекаленное железо.
Инде ( Ин. 10:1 ) — в другом месте.
Ипостась (лицо) ( Евр. 1:3 ) — одно из лиц Божества, реальность, сущность.
Истаивать ( Пс. 87:16 ) — изнемогать, мучиться.
Кесита ( Иов. 42:11 ) — серебряная монета.
Ковы ( 1Цар. 22:8 ) — заговор, злые умыслы.
Кольми паче ( Мф. 6:30 ) — на сколько больше.
Корван ( Мк. 7:11 ) — вещь, посвященная Богу, приношение.
Кружало ( Иер. 18:3 ) — гончарный круг.
Куща ( Лев. 23:42 ; Мф. 17:4 ) — шалаш из ветвей.
Лифостротон ( Ин. 19:13 ) — каменный помост, мостовая.
Лихва ( Притч. 28:8 ) — проценты от ссуды.
Лихоимец ( Притч. 29:13 ; 1Кор. 6:10 ) — ростовщик; жадный человек.
Ловитва ( Быт. 49:27 ) — охота, добыча.
Ложесна (разверзающий ложесна) ( Исх. 13:2 ; Лк. 2:23 ) — первенец.
Наипаче ( Рим. 3:2 ) — прежде всего, больше всего.
Насущный ( Мф. 6:11 ) — необходимый для существования.
Одесную ( Втор. 31:26 ) — по правую руку, справа.
Оный ( Евр. 10:25 ) — вышеозначенный, тот самый.
Пакибытие ( Мф. 19:28 ) — новая жизнь в царствии, по воцарении Сына Божьего.
Паства ( Иер. 23:1 ) — стадо, община, местная церковь.
Паче ( Еф. 6:16 ) — прежде, больше, сверх.
Подержание ( 4Цар. 6:5 ) — временное пользование.
Поприще ( Мф. 5:41 ) — расстояние, протяженностью около 1,5км.
Праздно ( Мф. 20:3–6 ) — без дела.
Прещение ( Ис. 66:15 ) — гнев, угроза, укор.
Ристалище ( 1Кор. 9:24 ) — поле для атлетических игр.
Рукописание ( Кол. 2:14 ) — долговая расписка.
Сень ( Пс. 90:1 ) — тень, укрытие.
Сикера ( Втор. 14:26 ; Притч. 20:1 ; Лк. 1:15 ) — спиртные напитки из меда, фруктового сока, зерна (кроме виноградного вина).
Сонм ( 1Цар. 10:5 ) — собрание, толпа.
Стезя ( Иов. 30:13 ; Мф. 3:3 ) — путь, тропа, дорога.
Стихии ( 2Петр. 3:10 ) — первоначальное состояние материального мира нашей планеты.
Ступица ( 3Цар. 7:33 ) — центральная часть колеса.
Тварь ( Мк. 16:15 ) — творение Божие.
Тенета ( Иез. 12:13 ; Рим. 11:9 ) — сеть, ловушка на диких животных и птиц.
Течение ( 2Тим. 4:7 ) — бег (странствование).
Тьма ( Пс. 143:13 ; Евр. 12:22 ) — в исчислении: десять тысяч, множество.
Халколиван ( Откр. 1:15 ) — ценный вид бронзы, расплавленная медь.
Целомудрие ( 1Тим. 2:9; 3:2 ) — воздержание, умеренность; благоразумие, здравомыслие.
Червленый ( Исх. 25:4 ; Евр. 9:19 ) — ярко-красный, багровый.
Чреда (череда) ( 1Пар. 25:8 ) — буквально очередь.
Язык ( Дан. 3:7 ; Откр. 5:9 ) — помимо обычного значения употребляется в значении «народ», нация.