Библия исход 20 глава толкование

Исход 20 глава

Б. Десять Заповедей (Гл. 20)

Господь Иисус разделил Десять Заповедей на две части: первая о любви к Богу, вторая – о любви к ближнему (Мф. 22:37-40). Некоторые считают, что любить Бога учат первые четыре заповеди. Другие добавляют к ним и пятую. Выражение «Господь Бог твой» встречается в первых пяти заповедях.

20:1-3 Да не будет у тебя других богов. Запрещается поклонение множеству богов (политеизм) и поклонение любому другому богу, кроме Иеговы.

20:4-6 Не делай себе никакого изображения. Запрещается не только поклоняться идолам, но и делать их. Это касается картин, изображений и статуй, используемых для поклонения. Но запрет распространяется не на все картины и статуи, так как в скинии были чеканные изображения херувимов. В другом месте Бог повелевает Моисею сделать медного змея (Числа 21: 8). Нет сомнения в том, что заповедь запрещает использовать картины и изображения именно божества.

«Бог ревнитель» – так говорит Библия о Господе. Бог способен ревновать, когда речь идет о поклонении и любви Его народа. Он наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода. Наказание может проявляться во врожденных дефектах, нищете, болезнях и короткой продолжительности жизни. Но Божья милость – до тысячи родов (поколений) любящим Его и соблюдающим Его заповеди.

20:7 Запрещено произносить имя Господа напрасно. Это означает запрет на использование имени Бога для ложных клятв. Запрет распространяется также на сквернословие, богохульство, клятвы по мелочам, а также невыполнение данного ранее обещания, подкрепленного клятвой.

20:8-11 Помни день субботний. Впервые о дне субботнем упоминается в книге Бытия 2:1-3. В Книге Исход (16 глава) субботний день упоминается в связи со сбором манны. Теперь же израильтянам повелевается строго соблюдать день субботний. Это было прообразом того покоя, который теперь имеют верующие во Христе. Искупленное творение будет пребывать в этом покое после наступления Тысячелетнего Царства. Субботний день – это седьмой день недели, который длится от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Нигде в Новом Завете не говорится о том, что христиане должны соблюдать субботу.

20:12 Почитай отца твоего и мать твою. Почитать в данном контексте означает слушаться. Этот стих учит нас, что те, кто послушны родителям, в целом обеспечивают себе длинную жизнь. И напротив, непослушание и грех часто приводят к преждевременной смерти. Это первая заповедь с обетованием (Еф. 6:2). Она учит уважать старших и вышестоящих.

20:13 Не убивай. Речь идет именно о предумышленном убийстве. Данная заповедь не имеет отношения к смертной казни и не распространяется на непредумышленное убийство. Бог учит нас уважать человеческую жизнь.

20:14 Не прелюбодействуй. Запрещая прелюбодеяние, Библия учит нас уважительно относиться к браку и предупреждает, что нельзя эксплуатировать тело другого человека. Заповедь может распространяться на все незаконные виды сексуального поведения.

20:15 Не кради. Эта заповедь относится ко всем незаконным способам лишения человека его имущества. Она учит уважению к частной собственности.

20:16 Не произноси ложного свидетельства. Эта заповедь запрещает говорить ложь, которая может повредить репутации человека, привести к его наказанию или даже казни. Заповедь учит уважать репутацию человека.

20:17 Не желай чужого. Десятая заповедь переходит от поступков к мыслям и указывает на то, что желать чего-то, что Бог никогда не собирался нам дать, это грех. Апостол Павел свидетельствует о том, что эта заповедь привела его к глубочайшему осознанию своей греховности (Рим. 7:7).

20:18-21 После того, как были даны Десять Заповедей, люди ужаснулись от проявления Божьего присутствия. Они боялись, что умрут, если Бог будет говорить с ними напрямую, и поэтому Моисей стал их посредником.

20:20-26 Закон Моисея был дан для того, чтобы показать греховность народа. Но затем Господь, по милости Своей, повелел людям соорудить жертвенник, напоминая тем самым, что грешники не могут приблизиться к Богу без пролития крови. Жертвенник указывает на Христа, через Которого мы приходим к Богу. Человеку нечего добавить к совершенству Христа – все человеческие усилия, ступени развития и достижения не помогут. Длинные развевающиеся одежды священников, поднимающихся по ступеням, могли случайно распахнуться, что в такой торжественной ситуации было бы совершенно неприемлемо.

Источник

Толкование Библии, Книга Исход 20 глава

Ветхий Завет

Книга Исход

2. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ (ДЕСЯТИСЛОВИЕ) (20:1-21)

Одним из величайших событий в истории Израиля и, может быть, всего человечества было получение закона. Закон не был дан израильтянам с той целью, чтобы, соблюдая его, они могли достичь праведности (Рим. 3:20а; Гал. 3:11). Праведность (оправдание) перед Богом всегда давалась лишь по вере в Него (доверию к Нему; Быт. 15:6; 4:3,22; 5:1; Гал. 2:16; 3:6,21). Целью введения закона было показать израильтянам их греховность (Рим. 3:19-20б; 7:7), в противопоставление святости и праведности Бога и, таким образом, обосновать осуждение человечества.

а. Введение к Десяти заповедям (20:1-2)

Прежде чем дать эти десять заповедей Бог в преамбуле заявил о Своих совершенно особых отношениях с избранным Им народом (Я Господь, Бог твой, 20:2а), и далее, в историческом прологе. Он вкратце повторил, что сделал для Израиля) вывел тебя из земли Египетской… дома рабства, стих 26; сравните 13:3,14: Втор. 5:6; 6:12; 7:8; 8:14; 13:5,10). За века до этого Бог вывел Авраама из земли Ур (Быт. 15:7), теперь же Он вывел потомков Авраама из Египта.

Десять заповедей представляют собой превосходные правила человеческого поведения и общежития, изложенные Богом в сжатом виде. Их можно назвать правилами 1) религиозной жизни; 2) поклонения Богу; 3) почитания Его; 4) распределения (соблюдения) времени труда и отдыха; 5) почитания родительского авторитета; 6) охраны жизни; 7) соблюдения себя в чистоте; 8) охраны собственности; 9) обуздания языка; 10) благополучной жизни.

Читайте также:  Шестоднев толкование василия великого

б. Первая заповедь (20:3)

в. Вторая заповедь (20:4-6)

г. Третья заповедь (20:7)

Исх. 20:7. Имя Бога должно быть почитаемо и охраняемо. Израильтянам не следовало пользоваться Его именем ради совершения пустых и несерьезных дел, в неискренних целях (к примеру, произносить имя Его, давая клятву, исполнять которую не собираются Лев. 19:12). Людям нельзя прибегать к Его имени ради осуществления эгоистических или злых целей (сравните Пс, 138:20, а также ком на Втор. 5:11), незаконно посягая таким образом на Его авторитет.

д. Четвертая заповедь (20:8-11)

Исх. 20:8-11. День торжественного Богопочитания следует соблюдать еженедельно. Помнить день субботний, чтобы святить его означало выделить его, т. е. седьмый день, из других как особый день, посвященный Господу. Шесть дней люди должны работать, а в седьмой день поклоняться Богу. Это было сделано и по принципу противопоставления тому, что происходило с израильтянами в египетском рабстве, где они, по всей видимости, работали день за днем, без всякого перерыва.

Основанием четвертой заповеди является то, что Бог создал мир в шесть дней, а на седьмой отдыхал (Быт. 2:2-3; Исх. 16:23). Однако день этот был днем духовного служения, днем исполнения религиозных обрядов и установлений, а не праздного «ничего неделанья». За нарушение этой заповеди Бог ввел смертную казнь (Исх. 31:15; Чис. 15:32-36).

е. Пятая заповедь (20:12)

Исх. 20:12. Заповеди 5-10 соответствующие второй части закона (стихи 12-17), трактуют взаимоотношения людей друг с другом. Во всех заповедях присутствует отрицание «не», за исключением четвертой (последней в первой группе) и пятой (первой во второй группе) заповедей. Пятая заповедь предписывает уважение (почитание) к родителям. Она подразумевает послушание и подчинение им (сравните Еф. 6:1-2).

Обещание долголетия, сопутствующее этой заповеди (чтобы продлились дни твои), скорее относится к длительности существования народа в целом (на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе), который связан с Богом узами завета, чем к продолжительности жизни каждого послушного родителям человека в отдельности. Проклинать (оскорблять) родителей равносильно тому, что отвергать их авторитет; это было преступление, караемое смертью (Исх. 21:17; Лев. 20:9; Прит. 20:13).

ж. Шестая заповедь (20:13)

Исх. 20:13. Ради сохранения общества и по той причине, что люди сотворены по образу Божиему (Быт. 9:6), израильтянам было заповедано не отнимать жизнь у другого посредством убийства.

з. Седьмая заповедь (20:14)

и. Восьмая заповедь (20:15)

Исх. 20:15. Эта заповедь дана с целью поддерживать в людях уважение к чужой собственности. В этом тоже важное условие стабильного существования общества. Она тесно связана с 10-ой заповедью.

к. Девятая заповедь (20:16)

Исх. 20:16. Девятая заповедь касается дачи ложного свидетельства против кого бы то нн было, кому может быть нанесен этим неоправданный вред. Держаться этого закона, охраняя репутацию каждого члена общества, значит способствовать поддержанию стабильности общества в целом.

л. Десятая заповедь (20:17)

Исх. 20:17. Она соответствует мерам предосторожности (общего характера) против множества других грехов, в особенности, тех, против которых направлены заповеди 6-9. Израильтянам предписывалось не желать ничего того, что законно принадлежало другим, не стремиться овладеть этим.

Каждая из Десяти заповедей соответствует истинам и принципам, на которых зиждется здоровое общество, каким повелевает ему быть святой и праведный Бог.

Хотя сегодня верующие не находятся под законом (Рим. 6:15), они обязаны держаться тех святых норм и правил, которые изложены в Десяти заповедях. Девять из десяти повторены и в Новом Завете, с добавлением ряда условий и положений, которые в духовном и нравственном отношении даже выше тех, что представлены в Исходе 20:3-17.

м. Реакция народа (20:18-21)

а. Установления, касающиеся Богослужения (20:22-26)

На жертвеннике люди должны были приносить всесожжения… мирные жертвы, воздавая честь имени Его и ради получения благословения для себя. Упоминание о единственном жертвеннике свидетельствует, что Богу угодно было такое служение Ему, которое сосредоточивалось бы в одном месте. Жертвенник не следовало украшать изделиями человеческих рук; он должен был быть из земли (т. е. из натуральных камней; сравните Втор. 27:5-7) и без всяких ступенек, чтобы священники, подымаясь по ним, не открыли невзначай наготу свою. Жертвенники, изукрашенные тонкой ручной работой, на высоких постаментах, были характерным атрибутом языческих богослужений.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Источник

Исход 20 глава

Исх.20:1. И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

Судя по 19 ст. данной главы (Исх.20:19), равно Втор 4.36:5.4, «все слова сии», т. е. десятословия (Втор 4.13:10.4), были изречены Господом непосредственно самому народу. В виду этого свидетельство Втор 5.5, должно быть понимаемо в том смысле, что посредником между Богом и народом в деле передачи Его велений Моисей явился позднее (Исх.20:19). В данное время он, сойдя с горы (Исх 19.25), находится вместе со всем народом у ее подошвы, не восходит на вершину (Исх.20:21-22). Служение Ангелов, о котором говорит архидиакон Стефан (Деян 7.53), возвещение слова (т. е. закона) через Ангелов, о котором упоминает Апостол Павел (Евр 2.2), и преподание закона через Ангелов (Гал 3.19) указывают не на то, что Бог изрекал заповеди через Ангелов, но или на то, что Господь-законодатель сошел на Синай с сонмом Ангелов (Втор 33.2), присутствовавших при изречении заповедей, или на то, что закон ветхозаветный, взятый во всей совокупности его предписаний, а не в смысле одного десятословия, был дан народу еврейскому через многих провозвестников («Ангелов») божественного откровения.

Исх.20:2. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

Исх.20:3. да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Я Господь, Бог откровения, завета, проявивший Себя истинным Богом в целом ряде казней, и факт изведения народа из Египта (Втор 4.32-35) должен быть твоим «Всевышним» – предметом твоего почитания. «Господь. есть Бог. нет другого, кроме Его» (Втор 4.4:35, 6.4). Поэтому с верою в Него несовместимо почитание других богов, – оно исключается ею; «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», при Мне, вместе со Мною (Втор 5.7, 4Цар 17.35).

Читайте также:  Икона апокалипсис успенского собора московского кремля толкование

Исх.20:4. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

Исх.20:5. не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

Исх.20:6. и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный – без внешних форм, идолов они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом (Втор 4.15) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних – идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел» (Втор 4.16) и под другими формами, образами. Запрещение делать изображения Господа основано на том, что Он невидим (Втор 4.15), запрещение же поклоняться и служить им (Исх.20:5) мотивируется тем, что Сущий есть Бог-ревнитель (Втор 4.24:6.15, Нав 24.19), т. е. ревностно оберегающий Ему одному принадлежащие права на поклонение со стороны людей и не допускающий, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались идолам (Ис 42.8, Ис 48.11). Побуждением для евреев избегать поклонения идолам является вытекающая из свойств Бога-«ревнителя» неизбежность наказания ослушников Его воли и милости к верным Ему (Исх 34.7, Чис 14.18, Ис 14.21). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор 24.16, Иер 31.30, Иез 18.1-32, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов.

Исх.20:7. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха (Быт 31.42), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование – бесцельное, напрасное употребление божественного имени («напрасно» – евр. «шаве», – см. Иер 2.30:4.30, 6.29).

Исх.20:8. Помни день субботний, чтобы святить его;

Исх.20:9. шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,

Исх.20:10. а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

Исх.20:11. ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Исх. 20:8–11 Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому (Быт 2.3, Исх 16.23 и др.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона.

Израиль должен помнить об освящении субботы (Исх 31.13-14, Лев.19.3:30, 26.2, Втор 5.12), т. е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода (Исх 31.15:34.21, Лев.19.3), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела (Лев.23.3), – собирания манны (Исх 16.26), приготовления пищи в вареном и печеном виде (Исх 16.23), сеяния и жатвы (Исх 34.21), возжигания огня (Исх 35.3), собирания дров (Чис 15.32), ношения тяжестей (Иер 17.21), торговли (Ам 8.5), работы в точилах, перевозки снопов и товаров (Неем 13.15). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т. е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном.

Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом (Исх.20:11): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода (Исх 31.16-17). По указанию Втор 5.15, суббота празднуется также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.

Исх.20:12. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Почитание отца и матери, повиновение им детей является источником благоденствия и долгоденствия отдельных лиц (Притч 20.20), целых поколений (Иер 35.18-19, Притч 1.8, Сир 3.6-9) и всего народа.

Крепкие своей нравственной связью, верностью заветам отцов, отдельные семьи не распадутся и сами (Еккл 4.9-12) и создадут прочное, долговечное общество; расстройство; распадение семьи – признак близкой гибели целого народа (Мих 7.6 и др.). В виду подобного значения семьи, как основы всей гражданской жизни, Моисей и начинает определение, урегулирование взаимных, общественных отношений пятой заповедью: прочная семья – залог прочного общества.

Читайте также:  Определите официальным или неофициальным является толкование правовых норм

Выражение: «да благо ти будет», отсутствующее в еврейском чтении Исх.20:12, но встречающееся при повторении данной заповеди во Второзаконии (Втор.5:16), имеется налицо в том и другом месте по тексту LXX.

Шестая заповедь охраняет право человека на жизнь. Виновником жизни каждого человека является Бог (Иов 10.10-12), а потому и отнять ее может только Он один.

Исх.20:14. Не прелюбодействуй.

Восьмая заповедь охраняет собственность ближнего. Собственность добывается посредством труда, труда тяжелого (Быт 3.19), который в силу этого ценится и уважается самим трудящимся. Но всякий ценящий свой труд должен ценить и труд ближнего (см. толкование 22 гл.

Исх.20:16. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Требование восьмой заповеди расширяется в девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т. п. ближнего, как ложным показанием перед судьей (Втор 19.18), так и клеветой (Пс 14.2-3:49.20, Сир 7.12-13).

Исх.20:17. Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

От запрещения худых дел и слов закон переходит в десятой заповеди к запрещению худых желаний и помышлений, составляющих источник худых дел. В порядке перечисления предметов, на которые воспрещено обращать худые желания и помышления, есть разница между еврейским текстом кн. Исхода и Второзакония (Втор.5:21). В первой редакции заповедь начинается так: «не желай до́ма ближнего твоего», а во второй: «не желай жены искреннего твоего», а потом: «не желай дома ближнего». Какая редакция вернее, сказать трудно. Перенесение слов из одной заповеди в другую немыслимо, а перестановка в одной и той же возможна. Под «домом», пожелание которого запрещается, всего естественнее разуметь дом не только в смысле жилища, но в смысле семьи и всех стяжаний домохозяина, которые затем и перечисляются отдельно, в разъяснение общего понятия «дом».

Исх.20:18. Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали.

Исх.20:19. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

Боязнь быть сожженными огнем (Втор 5.22, Втор 18.16) заставляет евреев отступить от Синая. При возникшей вследствие этого невозможности лично слышать голос Всевышнего народ просит Моисея быть посредником между ним и Богом. Ущерба от этого, как бы говорят евреи, не произойдет никакого: выслушивая повеления Иеговы из уст Моисея, они исполнят их (Втор 5.24), как будто слышали непосредственно от самого Бога.

Исх.20:20. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог [к вам] пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.

Исх.20:21. И стоял [весь] народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.

Так как не было побуждений ослаблять чувство страха повелением подойти к горе, то народ и остался вдали от нее.

Исх.20:22. И сказал Господь Моисею: так скажи [дому Иаковлеву и возвести] сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам;

Исх.20:23. не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе:

Исх.20:24. сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя;

Исх.20:25. если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их;

Исх.20:26. и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя.

С данного стиха начинается изложение законов, возвещенных на Синае одному Моисею и им переданных впоследствии всему народу. К этим законам и относятся слова Втор 5.5. Первым из таких постановлений является постановление о месте совершения богослужения – жертвеннике. Так как жертвенник назначается для Бога (Исх.20:24-25), то он должен быть сооружен в духе истинного богопочитания, не должен носить и следов язычества. И прежде всего на нем или при нем не могут находиться статуи, – золотые и серебренные идолы, несогласные с верой в единого истинного Бога. Ввиду этого и повторяется вторая заповедь, с указанием основания для запрещения делать кумира: невидимость Бога – «говорил. с неба» (Втор 4.36, Неем 9.13).

Так как далее евреи подражая язычникам, могли делать на камнях жертвенника изображения и кланяться им (Лев.26.1), то во избежание этого закон требует, чтобы жертвенник был сделан из земли, а если из камней, то непременно из не тесанных (Втор 27.5 и др., Нав 8.31, 1Мак 4.47), так как на них труднее вырезать то или другое изображение. В виду временного отсутствия одного определенного места для совершения богослужения (Втор 12.5:11, 21, 14.23, 16.6, 11) жертвенник может быть сооружаем там, где «Господь положит память имени Своего» (Исх.20:24), т. е. там, где Он проявит Свое присутствие. Только тогда будет угодна Богу приносимая на жертвеннике жертва. И, наконец, как жертва покрывает грехи человека, так должна быть скрываема и нагота, напоминающая о грехе: при жертвеннике не должно быть ступеней, восхождение по которым способствует открытию наготы.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector