Библейское толкование доколе не будет взят удерживающий

Глава II

Разъяснения и наставления Апостола о втором пришествии Христовом по случаю напрасных смущений о сем (1–2). Признаки этого пришествия в предварении его отступлением и явлением антихриста (3–12). Избрание Фессалоникийцев на спасение, увещание их к устойчивой твердости в Апостольских преданиях и призывание им благодатного утешения от Бога в религиозно-нравственном возрастании (13–17).

Ап. касается здесь самого больного места в жизни Ф. церкви – волнений и колебаний, возникших по поводу вопроса о парусии. Он просит их не смущаться, и не колебаться умом касательно времени пришествия Христа. День Его б. м. близок но Он не придет, пока не произойдет ряд событий, которые подготовят откровение вечного царства славы.

Здесь описывается дальнейшая судьба « погибающих ». Они сначала восстанут против « любви истины » ( 2Сол.2:10 ). За это Бог пошлет им « действие заблуждения » – когда они не только будут пассивно внимать лжи, но станут и ее активными сторонниками и апостолами. Они поверят « лжи » – ложь здесь все, что отрицает истину Евангелия, истину par excellence. Ложь станет истиною для погибающих; но эта аберрация будет допущена для того, чтобы они могли быть осуждены за то, что отвергли сознательно слово истины, и нашли услаждение в неправде.

Покончив с судьбою погибающих, Апостол обращается к судьбе « избра нных» ф., и говорит что он и его сотрудники должны всегда благодарить Бога за то, что ф. были от начала избраны Богом к получению славы Г. И. Христа. – « Возлюбленные Господом » – т. е. Иисусом Христом, так как у Ап. П. название Κύριος почти исключительно прилагается к Г. И. Христу. – « От начала » απ᾿ αρχής – лучшее чтение, ибо рельефнее оттеняет мысль Ап. о различии между вечным планом Божиим о спасении, и его исполнением в известный исторический момент (ср. 1Кор 2:7 ; Еф 1:4 ; 2Тим 1:9 ). с другой стороны Codex Vaticanus (B) читает άπαρχήν – начаток (ср. 1Кор 16:15 ; Рим 16:5 ) – в таком случае мысль Ап. обращается к ф., как начатку, первому плоду его евангельского служения в Македонии ( Флп 4:15 ). Но первое чтение нужно предпочесть по всем соображениям. Здесь тогда будут указаны три ступени в развитии плана спасения – вечное избрание, призвание, и получение вечной славы. – » Чрез освящение Духа « – т. е. Св. Духа (сравни 1Петра 1по греч. тексту). – » Веру истине « – по слав.: т. е. веру в истину. – » Призвал « – указание на исторический момент осуществления вечного плана Божия о спасении. Орудием призвания было » Евангелие «, которое Ап. П. называет » нашим « (ср. Рим 2:16 ; 2Кор 4:3 ; 2Тим 2:8 ). » В получение « – по слав.; по греч.: εις περιποίησιν δόξης – «это может означать или 1) чтобы мы могли получить славу, или 2) чтобы Он мог восприять нас в славу, или же облечь нас славою» (Lightfoot, op. cit. 121). Слово περιποίησις может оттенять, или наше собственное усилие к получению славы, или же указывать на действие со стороны Бога, приемлющего нас в Свою славу.

Источник

УЧЕНИЕ ОБ АНТИХРИСТЕ В ПОСЛАНИЯХ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

Упоминание о последних временах встречается почти в каждой книге Священного Писания. Собственно же учение о конце света и «человеке погибели» наиболее ясно и подробно развито у апостола Павла во Втором Послании к Фессалоникийцам. Поводом к сему послужило распространившееся среди фессалоникийских христиан убеждение, «будто уже наступает день Христов» ( 2Фес. 2, 2 ). Их смятение побудило апостола открыть то, что возвестил ему Господь. Не надеясь исчерпать всю глубину и высоту, до каких простерлась мысль божественного Павла, остановимся лишь на Втором Пришествии и предваряющем его явлении «беззаконника, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих» ( 2Фес. 2, 8 ).

Поскольку какое-то из устных наставлений или неизвестных нам посланий апостола было воспринято фессалоникийцами в том смысле, что Второе Пришествие не сегодня-завтра наступит, апостол извещает их о событиях, которые, по замыслу Божию, должны этому предшествовать:

«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак, ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не попускает ему открыться в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес. 2, 1–12 ).

Итак, апостол призывает своих учеников хранить трезвение, откуда бы ни исходили вести о наступающем конце света и Втором Пришествии. Но к нам, достигшим последних времен, могут быть прямо отнесены слова Иоанна Богослова: «то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам» ( Откр. 1, 11 ) – и: «не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» ( Откр. 22, 10 ). В самом деле, все, что мы ныне видим и слышим, убеждает в одном: «время близко» и стремительно сокращается. Предостерегая фессалоникийцев от легковерия, Павел говорит о знамениях, указывающих на приближение сроков.

Истолкование этих знамений особенно важно для нынешних христиан, ибо на их горизонте они обозначились вполне отчетливо.

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» ( 2Тим. 3, 1–5, 8 );

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» ( 1Тим. 4, 1–2 );

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» ( 2Тим. 3, 13 ).

Вспомним и то, как Господь наш, предсказав безмерное умножение зла, нечестия и лжи в человеках, с горечью вопросил: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк. 18, 8 ).

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24, 12 ). Неразлучные с окаянным себялюбием самоугодие и корыстолюбие проистекают из внутреннего противления всему, что создано послушанием как вышестоящим властям, так и Самому Богу (Которого не стесняются объявлять мертвым!). Понимаемое так, «отступление» дошло до того, что не только узы родства и крови с их дотоле непреложным законом послушания младших старшим, но и простые требования житейской безопасности не могут склонить человека к признанию какой бы то ни было власти над собой. Не видно послушания ни в делах общественных, требующих солидарности и самоотвержения, ни в самом воспитании, которое издревле было добродетелью и долгом. Даже малые дети, и те с эгоистическим упорством противятся всем – родителям, воспитателям, учителям. Можно без преувеличения сказать, что отличительная особенность человечества наших дней – сатанинское своеволие и противление всех всему.

Определение «человек греха» ( 2Фес. 2, 3 ) подразумевает, без сомнения, не абстрактное зло, не воплощение его в тиранах прошлого (мы уже видели, что эти последние были для апостола всего лишь предтечами антихриста), а вполне конкретную личность, которой еще предстоит явиться. «Человека греха» нельзя отождествлять и с диаволом, ибо здесь же сказано,

Продолжая свое горестное повествование об антихристе, апостол прилагает к нему и определение «сын погибели» ( 2Фес. 2, 3 ). И если имя «человек греха» объемлет все, в чем выказало себя растленное состояние человеческого рода, то имя «сын погибели» предвосхищает конечную участь антихриста и его приверженцев. Будучи порождением того, кто сам начаток погибели, и носителем всех признаков такого происхождения, он повергнет всю землю в ужас, который еще более умножится по достижении им (разумеется, попущением всеблагого Бога) абсолютной власти. Вместилище всех свойств и злоухищрений диавольских, прямое орудие первого человеконенавистника, каких только бед не причинит он людям последних дней и более всего – Церкви Христовой и ее чадам, на которых обратит всю свою злобу и ярость! Сделав свое сердце престолом сатаны, он истребит в нем всякий след добра и благородства и, сохраняя людской образ, окажется в остальном точным подобием того, кому добровольно последовал. Злодеяниям антихриста положит предел лишь Бог, пекущийся о сохранении человеческого рода. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф. 24, 22 ).

Читайте также:  Новорожденная девочка толкование сна

В дни антихристовы та же похоть равнобожия явится в самом неприкрытом обличий, и последнее богоборческое усилие по итогу своему ни в чем не уступит древнейшей попытке. В этом усилии «сына погибели» восхитить славу Божию злоба и развращенность сатаны превзойдут все прежние их проявления до степени, непостижимой человеческому уму. Сокрушающие сердце слова «в храме Божием сядет. выдавая себя за Бога» открывают нам, как и с какой изощренностью проявятся в антихристе все приемы и уловки главного врага, усвоенные им в полном объеме. Чтобы прельстить умы не только бесхитростных, но и мудрых, новый лжец будет выказывать «божеские» свойства, а для этого – имитировать с помощью сатаны чудеса, ожидаемые от божества (см. 2Фес. 2, 9 ).

Напомнив фессалоникийцам, что день Христов, как он и ранее говорил, не наступит до всеобщего отступления и прихода антихриста, апостол указывает и другое условие, известное им, но доселе загадочное для нас (несмотря на все усилия толкователей): «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Фес. 2, 6–7 ). Кто или какая сила препятствовала тогда пришествию антихриста, ученики Павла знали, вероятно, из устного его наставления, на которое он и сослался прикровенно, из опасения властей предержащих.

Что же может противопоставить этому человек и как распознает он истину, дабы не прельститься? По слову Писания, торжество зла будет подготовлено столь искусно, что прельщения не избегнут и мудрые. Предупреждая, что явление антихриста будет «со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Фес. 2, 10 ), апостол показывает, кто падет жертвой обмана. Но означают ли его слова, что все «погибающие» предопределены к погибели? Разумеется, нет: это противоречило бы замыслу Божию и любви Зиждителя к Своему созданию. Слово «погибающие» соединено у Павла с указанием на духовную поврежденность людей как причину их удобопреклонности к антихристовому соблазну. В этом не оставляют сомнения следующие два стиха: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес. 2, 11–12 ). В другом послании апостол язычников говорит, что духовное повреждение человечества начало совершаться при попущении Божием задолго до последних времен: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» ( Рим. 1, 28 ). И выше: «познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» ( Рим. 1, 21–22 ). Но если, по Павлову же речению, «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них» ( Рим. 1, 18–19 ), то вывод напрашивается сам собой: недоступность, как и удобопреклонность человека к прельщению, зависит от его духовного устроения и предшествующей жизни.

Полагаем, что, остановившись на этой стороне дела, мы не слишком уклонились от главной темы, поскольку при разработке ее тут же встает вопрос о соотношении Промысла Божия и свободного произволения человека, как и о том, велико ли собственное могущество и притягательность зла. Ведь и антихрист, при всех чудовищных его свойствах, сам по себе не имеет никакой силы и власти. Да и не только антихрист, но и его отец и наставник – сам диавол. Ибо тот, обладай он собственной силой и властью, давно осуществил бы свои смертоносные замыслы, не дожидаясь ни времен и сроков, ни послушных орудий. Но приход антихриста совершится лишь при попущении Божием, а в определении как его времени и места, так и продолжительности вызванных им бед Бог сообразуется с тем, к чему предрасположены люди. Ибо сказано: «Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит» ( Пс. 19, 5 ).

Из всего усмотренного нами в Павловых посланиях явствует, что нравственный закон невозможен вне Бога, как нечто нейтральное по отношению к Нему. Но у Бога – воля и замысел, а у разумных Его созданий – чувство долга и благое расположение. Итак, человек, пожелай он отступить от норм нравственного закона, может преуспеть в своем намерении, как свободный избрать то, что сам предпочтет. Но, замкнувшись в границах автономной от Бога жизни, человек теряет себя как духовное существо, ибо лишь через отношение бого-причастности имеет в себе, помимо биологического бытия, и то высшее, чем определяется конечное его предназначение. Последнее не зависит от человеческой изобретательности и энергии, но заложено в благоустрояющем и зиждительном Промысле Божием, который предполагает соработничество человека Творцу делом и внутренним расположением, сообразными его природе. В некоем «всеобъемлющем» смысле нравственный закон – это верность разумных созданий своему естественному чину и связи с Творцом, когда они избирают правый образ действия и исполняют свое высшее предназначение, установленное превечным Божиим замыслом.

Возвращаясь к основному нашему рассуждению, вспомним о бесславном конце наглого узурпатора, которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2, 8 ). Выдающий себя с помощью ложных знамений за Бога не устоит перед новым Пришествием и явлением Господа. Всемогущее Слово Бога и Отца одним дыханием Своим сокрушит и уничтожит все созданное верховным лжецом вкупе с его подмастерьями и служителями. О последнем Пришествии Спасителя и упразднении диавола с его помощниками ясно говорится и в Ветхом Завете, особенно устами пророков Даниила и Исайи.

Источник

Толкование на видения пророка Даниила (отрывок) — блаженный Феодорит Кирский

[7:7] После сего видел в виде­нии ноч­ном: и вот, зверь чет­вер­тый, страш­ный и ужас­ный весьма, зубы его желез­ные и боль­шие и когти его мед­ные; пожи­рает и сокру­шает, и остатки попи­рает ногами сво­ими, и он отли­чен был от всех преж­них зве­рей. Чет­вер­тым зве­рем назы­вает про­рок Рим­ское цар­ство. Не дал же ему имени, потому что Рим­ское госу­дар­ство, состав­лен­ное из мно­гих наро­дов, воз­об­ла­дало во все­лен­ной. Сперва управ­ля­лось царями, потом — ино­гда наро­дом, а ино­гда вель­мо­жами, напо­сле­док же воз­вра­ти­лось под преж­нюю, цар­скую власть.

Про­рок гово­рит, что зверь страш­ный и ужас­ный весьма, потому что цар­ство это сде­ла­лось могу­ще­ствен­нее всех преж­них царств. И, об исту­кане говоря, про­рок чет­вер­тым веще­ством поста­вил железо и доба­вил: как железо сокру­шает и раз­дроб­ляет все, так все сокру­шит и раз­дро­бит ( Дан.2:40 ). Но здесь гово­рит: зубы у зверя желез­ные; из чего явствует, что и здесь под­ра­зу­ме­ва­ется то же цар­ство. Ска­зано: пожи­рает и сокру­шает. И дей­стви­тельно вели­кие подати воз­ла­га­емы были на под­дан­ных Рим­ля­нами. И остатки, ска­зало, попи­рает ногами сво­ими. Под ногами про­рок разу­меет воин­ство цар­ства сего; немало вреда при­чи­ня­ется им жите­лям горо­дов и сел. И он отли­чен был от всех преж­них зве­рей, потому что Рим­ское цар­ство сде­ла­лось могу­ще­ствен­нее и зна­ме­ни­тее царств, быв­ших прежде него. И десять рогов дано было ему, гово­рит про­рок. Это зна­чит, что к концу цар­ства в одно и то же время вос­ста­нут десять царей, из кото­рых одни будут сильны, а дру­гие слабы. Это пока­зал про­рок и в исту­кане, виден­ном во сне [Наву­хо­до­но­сора]. Ибо и там пер­стов на ногах десять, и из них неко­то­рая часть желез­ная и неко­то­рая часть гли­ня­ная ( Дан.2:42 ); тол­куя же сие, бла­жен­ный Даниил ска­зал, что неко­то­рая часть цар­ства будет крепка, а часть — бес­сильна. А из этого явствует, что тот и дру­гой сон озна­чают одно и то же.[7:8] [Я] рас­смат­ри­вал эти рога, про­дол­жает про­рок, и вот, дру­гой рог малый вышел видимо между ними, и три из преж­них рогов исторг­нуты были от лица его; и вот глаза, как глаза чело­ве­че­ские, в роге том, и уста, гово­ря­щие вели­кое, и брань тво­рил со свя­тыми. Здесь Даниил разу­меет Анти­хри­ста, появ­ля­ю­ще­гося между десяти рогов. Говоря же, что рог сей исторг три рога, быв­шие прежде него, дает понять, что он сокру­шит трех царей из десяти цар­ству­ю­щих в одно и то же время. Назы­вает рог сей малым как про­ис­хо­дя­щий от малого Иудей­ского колена, но види­мым, потому что после этого сде­ла­ется зна­чи­тель­ным. А под очами про­рок разу­меет смыш­ле­ность и хит­рость, упо­тре­бив кото­рые, [он] обо­льстит мно­гих. Но и уста, ска­зано, гово­ря­щие вели­кое, то есть гово­ря­щие высо­ко­мерно и над­менно. Ясно же учит нас сему бла­жен­ный Павел, говоря: да не обо­льстит вас никто никак: [ибо день тот не при­дет], доколе не при­дет прежде отступ­ле­ние и не откро­ется чело­век без­за­ко­ния, сын поги­бели, про­ти­вя­щийся и пре­воз­но­ся­щийся выше всего, назы­ва­е­мого Богом или свя­ты­нею, так что в храме Божием сядет он, выда­вая себя за Бога ( 2Фес.2:3—4 ). Это-то разу­мея, и бла­жен­ный Даниил ска­зал: и уста, гово­ря­щие вели­кое, и тво­рил брань со свя­тыми, то есть упо­тре­бит все меры, желая всех людей завлечь в сообщ­ники сво­его лукав­ства и под­верг­нуть всех одному с собой нака­за­нию. Но, посту­пая так, гово­рит про­рок, весьма скоро и сокрушится.[7:9—10] Видел я, про­дол­жает Даниил, нако­нец, постав­лены были пре­столы, и вос­сел Вет­хий днями; одежда Его была бела, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; пре­стол [Его] — пла­мень огнен­ный, колеса его — огонь пла­ме­не­ю­щий. Река огнен­ная текла пред Ним; тысячи тысяч слу­жили Ему и тьмы тем пред­сто­яли Ему. Суди­лище село, и рас­кры­лись книги.

Про­рок гово­рит, что рог, гово­рив­ший вели­кое, высо­ко­мер­ное и над­мен­ное и брань тво­рив­ший со свя­тыми, на все это отва­жи­вался, пока не село суди­лище. Над­ле­жит знать, что Бог, Кото­рый бес­пло­тен, прост, не имеет образа, не при­ем­лет ника­кого очер­та­ния, имеет же есте­ство неопи­сан­ное; мно­го­кратно, как угодно Его воле, для пользы тва­рей, обра­зует виде­ния; и можно видеть, что иначе являлся Он Авра­аму, иначе Мои­сею, в ином образе Исаии, а также в дру­гом виде явился Иезе­ки­илю. Посему, когда видишь раз­ли­чие откро­ве­ний, не пред­по­ла­гай Бога мно­го­об­раз­ным, но слу­шай, что Сам Бог гово­рит устами про­рока Осии: Я виде­ния умно­жил и в руках про­ро­че­ских упо­до­бился (2:10) Упо­до­бился, ска­зал, а не видим был, потому что, как угодно Ему, обра­зует виде­ния. Так, конечно, и бла­жен­ный Иезе­ки­иль, уви­дев, что Явив­шийся состав­лен был из элек­тра и огня, когда писал откро­ве­ние, при­со­во­ку­пил: сие подо­бие славы Гос­под­ней (2:1). Посему и здесь бла­жен­ный Даниил виде­нием Вет­хого днями науча­ется веч­но­сти. Пони­мая так, и неко­то­рые из пере­вод­чи­ков вме­сто слов Вет­хий днями поста­вили: вет­хими Тво­ря­щий дни. Видит же про­рок чистоту волос и белизну одежды, науча­е­мый всем этим непо­роч­но­сти и свя­то­сти не только есте­ства Божия, но и пред­став­ле­ния о Нем, то есть правды, помыш­ле­ния, попе­че­ния, суда.Поскольку про­рок видел рог, гово­ря­щий высо­ко­мер­ные слова и замыш­ля­ю­щий тысячи коз­ней про­тив рабов Божиих, то [бла­го­даря] мол­ние­носно сия­ю­щей во всем чистоте пони­мает, что эти дер­зо­сти совер­ша­ются не по небре­же­нию, но по неиз­ре­чен­ному домо­стро­и­тель­ству попус­ка­ю­щего Бога. И чтобы не поду­мал кто, будто Бог, как бла­гий, хочет ока­зать помощи свя­тым и не может, [Даниил] видит и пре­стол, сде­лан­ный из огня, и колеса огнен­ного есте­ства, и огнен­ную реку, омы­ва­ю­щую пре­стол, и тысячи тысяч слу­жа­щих и тьмы тем пред­сто­я­щих. И одним из этого пости­гает он Божие все­мо­гу­ще­ство, а дру­гим Божию чистоту и непо­роч­ность, вет­хо­стью же — веч­ность, пре­муд­рость, кро­тость. К этому про­рок при­бав­ляет: суди­лище село; и рас­кры­лись книги, то есть суди­лище решило, что время быть суду, и рас­крыло памят­ные записи о том, что сде­лано каж­дым; ибо сии записи назы­вает про­рок кни­гами. Если же думает кто, что это озна­чает обе­то­ва­ние Гос­пода, кото­рое дал Он апо­сто­лам, ска­зав: постав­лено будет две­на­дцать пре­сто­лов, и сядете судить две­на­дцать колен Изра­и­ле­вых ( Мф.19:28 ), то в этом нет ничего неве­ро­ят­ного, потому что обе­то­ва­ние Истины не ложно.[7:11] Видел тогда, гово­рит про­рок, что за изре­че­ние высо­ко­мер­ных слов, какие гово­рил этот рог, зверь был сокру­шен и погиб, и тело его пре­дано на сожже­ние огню. Когда по при­чине неистов­ства этого рога был совер­шен суд, раз­ру­ши­лось тогда, гово­рят Даниил, и чет­вер­тое цар­ство, и тело зверя пре­дано на сожже­ние огню. Нужно заме­тить, что не ска­зал про­сто: пре­дан зверь, но тело его пре­дано на сожже­ние огню. Поскольку под зве­рем под­ра­зу­ме­ва­ется все цар­ство, и в цар­стве одни пятомцы бла­го­че­стия, а дру­гие дела­тели греха, и, сле­дуя боже­ствен­ному Писа­нию, мы обык­но­венно назы­ваем пер­вых духов­ными, а послед­них — плот­скими, то спра­вед­ливо ска­зал про­рок, что на сожже­ние огнен­ное пре­да­ется не зверь, но тело зверя, то есть люди огру­бев­шие, плот­ские, не помыш­ля­ю­щие ни о чем духовном.[7:12] И у про­чих [зве­рей] отнята власть, и про­дол­же­ние жизни дано им до вре­мени. Власть дру­гих зве­рей пре­кра­ти­лась уже, гово­рит про­рок, хотя и мно­го­лет­ний круг вре­мени про­вели они в обла­да­нии, ибо каж­дому опре­де­лено извест­ное время для цар­ство­ва­ния. Когда же совер­ши­лось это и дру­гие цар­ства пре­кра­ти­лись уже прежде сего, а заслу­жив­шие нака­за­ние в чет­вер­том цар­стве пре­даны были огню, тогда, гово­рит пророк,[7:13—14] Видел я во сне ноч­ном: вот, на обла­ках небес­ных шел как бы Сын чело­ве­че­ский, дошел до Вет­хого днями и под­ве­ден был к Нему. И Ему дана власть, и честь, и цар­ство, и всё люди, пле­мена и языки слу­жили Ему; власть Его — власть веч­ная, кото­рая не прейдет, и цар­ство Его не разрушится.Подлинно сей­час может ска­зать иной Иудеям, что когда-то ска­зал им про­рок: у тебя было лицо блуд­ницы, не посты­ди­лась во всем (Нер 3:3). Ибо что яснее этих слов? Дей­стви­тельно, более еван­гель­ски и апо­столь­ски, нежели про­ро­че­ски и гада­тельно, про­по­ве­дал про­рок. О чем Гос­подь ска­зал в Еван­ге­лии: узрите Сына чело­ве­че­ского, гря­ду­щего на обла­ках небес­ных с анге­лами Его ( Мф.24:30; 26:64 ), и [о чем] бла­жен­ный Павел гово­рит: Гос­подь при воз­ве­ще­нии, при гласе архан­гела и трубе Божией, сой­дет с неба, и мерт­вые вос­ста­нут нетлен­ными, и мы, остав­ши­еся в живых, вме­сте с ними вос­хи­щены будем на обла­ках в сре­те­ние Гос­поду на воз­духе, и так все­гда с Гос­по­дом будем ( 1Фес.4:16—17 ), тому ясно научил нас бла­жен­ный Даниил, пред­воз­ве­щая вто­рое при­ше­ствие Спа­си­теля. Как ясно назы­вает Его Сыном чело­ве­че­ским по вос­при­ня­тому Им есте­ству, так гово­рит, что гря­дет на обла­ках, по соб­ствен­ному Сво­ему обе­то­ва­нию, чтобы пока­зать власть и при­нять честь, власть и цар­ство от Вет­хого днями, как чело­век. Это и во вто­ром псалме от лица Самого Гос­пода гово­рит бла­жен­ный Давид: Гос­подь ска­зал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в насле­дие Тебе и пре­делы земли во вла­де­ние Тебе (2:7—8). Это же гово­рит и бла­жен­ный Даниил, ибо ска­зано: и все люди, пле­мена и языки слу­жили Ему. И, пока­зы­вая нескон­ча­е­мость цар­ства, про­рок про­дол­жает: власть Его — власть веч­ная, кото­рая не прейдет, и цар­ство Его не раз­ру­шится. Так опи­сав откро­ве­ние, про­рок прибавил:[7:15] Востре­пе­тал дух мой в теле моем, Дани­иле, и виде­ния головы моей сму­тили меня. Ибо виде­ние это, гово­рит, было весьма страшно, и неве­де­ние зна­че­ния таин­ствен­ных явле­ний сму­щало ум и напол­няло смятением.[7:16] И при­шел к одному из сто­я­щих, и про­сил его объ­яс­нить все сие. Сто­я­щими назы­вает про­рок те тысячи тысяч и тьмы тем, кото­рыми не число опре­де­лен­ное пока­зал он, но выра­зил мно­же­ство, пре­вос­хо­дя­щее вся­кое число, и слу­жа­щих, и пред­сто­я­щих; потому что почет­ней­шие не только пред­сто­яли, но и при­ни­мали пове­ле­ния; про­чие же тем, что стою со стра­хом, изъ­яв­ляли готов­ность слу­жить. И как в чело­ве­че­ских суди­ли­щах одни из под­чи­нен­ных стоят, пока­зы­вая этим, что суди­лище страшно, а дру­гие исхо­дят и вхо­дят, при­нося судье ответы: так и в этом наи­бо­лее страш­ном суди­лище Даниил видел, что тьмы тем пред­стоят, а тыся­чам тысяч вве­рено слу­же­ние. Посему, подойдя и прося объ­яс­нить откро­ве­ние у одного из сто­я­щих, гово­рит про­рок, познал я истину. Ибо ска­зал он мне: [7:17—18] Эти четыре боль­ших зверя — четыре цар­ства вос­ста­нут на земле, а когда прейдут, при­мут цар­ство свя­тые Все­выш­него и будут вла­деть им во веки и во веки веков. Нужно обра­тить вни­ма­ние на то, что и здесь назвал четыре цар­ства, как и в виде­нии исту­кана гово­рил о четы­рех же, и не думать, что цар­ство, озна­чен­ное гли­ной, отлич­ное от цар­ства, озна­чен­ного желе­зом. Ибо там ска­зал, что конец желез­ного цар­ства сла­бее, и здесь также изрек, что из десяти рогов три исторг­нуты, оче­видно, как более сла­бые, чем дру­гие. Посему, гово­рит, цар­ства эти раз­ру­шатся, а истин­ное и нескон­ча­е­мое цар­ство дано будет свя­тым Все­выш­него. И потому, про­дол­жает, воз­лю­бив это цар­ство, ни во что не ставь цар­ства насто­я­щего века, кото­рые в непро­дол­жи­тель­ном вре­мени при­мут конец.[7:19] И спро­сил [я] подроб­нее о звере чет­вер­том, кото­рый был отли­чен от всех зве­рей, страш­ном весьма, с зубами желез­ными и ког­тями мед­ными, [кото­рый] пожи­рал и сокру­шал, и остатки попи­рал ногами сво­ими. Должно заме­тить, что зубы назы­вает желез­ными, а когти мед­ными. Поскольку Рим­ское цар­ство со всех берет дань, то зубы про­рок назвал желез­ными. А поскольку мно­гие из цар­ства Маке­дон­ского посту­пают на воен­ную службу — и что у зверя когти, то у царя воины, — то спра­вед­ливо назвал когти мед­ными и тре­тье цар­ство нарек мед­ным. Вопро­сил, гово­рит про­рок, [7:20] И о десяти рогах его, кото­рые на голове его, и о чет­вер­том, вышед­шем и исторг­нув­шем пер­вые три, и у рога того глаза его и уста, гово­ря­щие вели­кое, и вид его более про­чих. Не должно удив­ляться, что выше про­рок назвал сей рог малым, а здесь гово­рит: и вид его более про­чих. Над­ле­жит тща­тельно вник­нуть в эти слова. Ибо, когда видел рог сей появ­ля­ю­щимся, назвал его малым, как воз­ни­ка­ю­щий в малом народе Иудей­ском и обла­да­ю­щий пока незнат­ным цар­ством. Но по истор­же­нии им трех пред­ше­ство­вав­ших ему рогов, согласно виде­нию сво­ему, назы­вает его более про­чих. Посему про­дол­жает спра­ши­вать: почему[7:21] Рог тот вел брань со свя­тыми и укреп­лялся про­тив них, то есть уни­чи­жил их,[7:22] Доколе не при­шел Вет­хий днями, и суд дал свя­тым Все­выш­него, и время при­шло, и цар­ство при­няли свя­тые. Попро­сил я, гово­рит про­рок, объ­яс­нить мне, что зна­чит сей рог, посту­па­ю­щий кич­ливо, про­из­но­ся­щий высо­ко­мер­ные слова, уни­что­жа­ю­щий обще­ство свя­тых, пока Вет­хий днями не про­из­но­сит над ним спра­вед­ли­вый при­го­вор, не отдает цар­ство свя­тым и не сокру­шает его державы.[7:23] И ска­зал мне, гово­рит про­рок, так: зверь чет­вер­тый — чет­вер­тое цар­ство будет на земле, кото­рое пре­взой­дет все цар­ства и будет пожи­рать всю землю, попи­рать ее и сокру­шать ее. Древ­ние позна­вали это из таин­ствен­ных виде­ний, а мы знаем это из опыта. Ибо видим испол­не­ние про­ро­че­ства, видим, как взыс­ки­ва­ются подати, мно­гих угне­тает нищета и еже­дневно совер­ша­ется все прочее.[7:24] И десять рогов его, ска­зано, десять царей вос­ста­нут. Надобно заме­тить, что не ска­зал: вос­ста­нут один за дру­гим пре­ем­ственно, но: вос­ста­нут в одно и то же время. А что это дей­стви­тельно так, сви­де­тель­ствует при­бав­ля­е­мое: И после них вос­ста­нет, гово­рит, иной царь, кото­рый пре­взой­дет зло­де­я­ни­ями всех преж­них, и трех царей сми­рит. Если цар­ство­вали не в одно и то же время, но пре­ем­ственно один после дру­гого, то как же сми­рит он в одно время? Посему ясно, что, по пред­ска­за­нию, десять царей вос­ста­нут при конце в одно время. Анти­христ же, вос­став и при­няв цар­ство послед­ний, будет вое­вать с ними и сокру­шит трех из них. Но, не доволь­ству­ясь побе­дой над людьми, сказано,[7:25] И сло­веса на Все­выш­него воз­гла­го­лет, и свя­тых Все­выш­него при­ве­дет в вет­хость, или, как чита­ется в неко­то­рых спис­ках, сми­рит и помыс­лит отме­нить вре­мена и закон. Будет посту­пать с таким бешен­ством и неистов­ством, что на Бога все­выш­него изрыг­нет слова высо­ко­мер­ные и хуль­ные, а тех, кото­рые усердно Ему слу­жат и при­частны свя­тыни, под­верг­нет всем родам каз­ней, даже вооб­ра­зит воз­мож­ным совер­шенно истре­бить гос­под­ству­ю­щее бла­го­че­стие и отме­нить пред­пи­сы­ва­е­мый им доб­лест­ный образ жизни. Ибо это дает понять, говоря: помыс­лит отме­нить вре­мена и закон, то есть образ жизни, соблю­да­е­мый в то время. Потом прибавляет:И пре­даны будут в руку его, то есть попу­стят Божий про­мы­сел. И, пока­зы­вая про­дол­же­ние бед­ствий в заклю­чи­тель­ное время, ибо не до конца забыт будет нищий, надежда бед­ных не погиб­нет навек ( Пс 9:19 ), после слов: пре­даны будут в руки его, прибавил:До вре­мени и вре­мен и полу­вре­мени. Яснее пере­дал нам это про­рок в конце про­ро­че­ства. Ибо гово­рит: от вре­мени пре­кра­ще­ния все­гдаш­ней жертвы дастся мер­зость запу­сте­ния на тысячу две­сти девя­но­сто дней ( Дан 12:11 ).Посему вре­ме­нем, вре­ме­нами и полу­вре­ме­нем назы­вает три с поло­ви­ной года, когда этот рог будет иметь власть гово­рить великое.[7:26] И вос­ся­дет суди­лище, гово­рит про­рок, и отни­мет у него власть губить и истреб­лять до конца. Это ясно пре­по­дал нам и бла­жен­ный Павел, ибо, ска­зав пере­дан­ное нами прежде, при­ба­вил и сле­ду­ю­щее: пока удер­жи­ва­ю­щий ныне не будет [взят] от среды. И тогда откро­ется без­за­кон­ник, кото­рого Гос­подь Иисус убьет духом уст Своих и истре­бит явле­нием при­ше­ствия Сво­его. Его же при­ше­ствие будет по дей­ствию Сатаны, со вся­кою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными, и со вся­ким непра­вед­ным обо­льще­нием поги­ба­ю­щих ( 2Фес.2:7—10 ). А смысл этих слов такой: удер­жи­ва­ю­щему ныне должно быть устра­нен­ным; ибо истре­бится суще­ству­ю­щее заблуж­де­ние и пре­кра­тится идоль­ская пре­лесть, и тогда явится без­за­кон­ник. Это и Гос­подь изрек в свя­щен­ном Еван­ге­лия: про­по­ве­дано будет Еван­ге­лие во всех краях земли; и тогда при­дет конец ( Мф.24:14 ). Отсюда, научив­шись, бла­жен­ный Павел вну­шает Фес­са­ло­ни­кий­цам, а через них и всем люби­те­лям бла­го­че­стия: не думайте, что враг истины явится ныне, ибо прежде истре­бится удер­жи­ва­ю­щее идоль­ское заблуж­де­ние и утвер­дится про­по­ведь Еван­ге­лия, а уже потом появится без­за­кон­ник. Затем пока­зы­вает и поги­бель его: кото­рого Гос­подь Иисус убьет духом уст Своих и истре­бит явле­нием при­ше­ствия Сво­его. После сего объ­яс­няет, каким обра­зом явится он (без­за­кон­ник): его же при­ше­ствие будет по дей­ствию Сатаны, ибо диа­вол будет под­ра­жать воче­ло­ве­че­нию Бога и Спа­си­теля нашего. И как Гос­подь, явив­шись в есте­стве чело­ве­че­ском, сотво­рил наше спа­се­ние, так и диа­вол, вос­при­няв достой­ное сво­его лукав­ства ору­дие, посред­ством его пока­жет свою дея­тель­ность, обо­льщая бес­печ­ных людей лож­ными зна­ме­ни­ями, чуде­сами и при­зра­ками чудес. И апо­стол, объ­яс­няя, почему Бог вся­че­ских попу­стит совер­шится этому, при­со­во­куп­лял: за то, что они не при­няли любви истины для сво­его спа­се­ния. И за сие пошлет им Бог дей­ствие заблуж­де­ния, так что они будут верить лжи, да будут осуж­дены все, не веро­вав­шие истине, но бла­го­во­лив­шие неправде ( 2Фес.2:10—12 ). То же самое и Гос­подь изрек Иудеям: Я при­шел во имя Отца Моего, и не при­ни­ма­ете Меня; а если иной при­дет во имя свое, его при­мете ( Ин.5:43 ). Это же и ангел гово­рит, откры­вая Дани­илу: и сло­веса на Все­выш­него воз­гла­го­лет, и свя­тых Все­выш­него при­ве­дет в вет­хость, и помыс­лит отме­нить вре­мена и закон, и пре­даны будут в руку его до вре­мени и вре­мен и полу­вре­мени. И вос­ся­дет суди­лище и отни­мет у него власть губить и истреб­лять до конца. Видите, как ска­зан­ное анге­лом зага­дочно Павел изло­жил ясно?Господь, пред­ска­зы­вая вос­ста­ние на свя­тых, ска­зал: ибо тогда будёт вели­кая скорбь, какой не было от начала мира доныне. и не будет. И если бы не сокра­ти­лись те дни, то не спас­лась бы ника­кая плоть; но ради избран­ных сокра­тятся те дни ( Мф.24:21—22 ). Потом, дав совет свя­тым Своим уче­ни­кам, а через них и всем людям не обо­льщаться сло­вами тех, кото­рые будут гово­рить: вот, здесь Хри­стос, или там ( Мф.24:23 ), потому что Он не скрыто и не тайно, но явно со сла­вою явится, доба­вил: тогда уви­дят Сына чело­ве­че­ского, гря­ду­щего на обла­ках небес­ных с силою и сла­вою вели­кою; и пошлет анге­лов Своих с тру­бою гро­мо­глас­ною, и собе­рут избран­ных Его от четы­рех вет­ров, от края небес до края их ( Мф.24:30—31 ). Это же пред­ска­зы­вая Дани­илу, ангел доба­вил к сказанному:[7:27—28] Цар­ство же и власть и вели­чие цар­ствен­ное во всей под­не­бес­ной дано будет свя­тым Все­выш­него, и цар­ство Его — цар­ство веч­ное, и все вла­сти­тели будут слу­жить и пови­но­ваться Ему. Здесь конец слова. Это зна­чит: таков конец всего в жизни сей: все цар­ства зем­ные при­мут конец, веч­ное же цар­ство будет дано свя­тым Все­выш­него, и они, цар­ствуя, будут усердно Ему пови­но­ваться и слу­жить, ибо цар­ство Его веч­ное и не име­ю­щее конца. Про­рок, выслу­шав сие, гово­рит: я, Даниил, испол­нился вели­кого страха, и потому не успо­ко­и­лись во мне помыслы мои, но сму­ща­лись и непре­рывно при­хо­дили в смя­те­ние, отчего и в лице моем про­изо­шла боль­шая пере­мена. Однако не раз­гла­шал явлен­ных мне тайн, но хра­нил их в сердце.Сему научил нас бла­жен­ный Даниил, а я, оста­вив теперь обви­нять Иудеев, весьма див­люсь неко­то­рым учи­те­лям бла­го­че­стия, кото­рые чет­вер­того зверя назвали Маке­дон­ским цар­ством. Им нужно, во-пер­вых, при­нять во вни­ма­ние, что тре­тий зверь имел четыре главы, из чего ясно видно про­ис­шед­шее по смерти Алек­сандра раз­де­ле­ние цар­ства на четыре части. А потом не должно упус­кать из виду, что чет­вер­тый зверь в одно и то же время имел десять рогов и малый рог исторг три быв­шие перед ним рога. Но цар­ство Алек­сандра при­няли четыре, а не десять царей. И если, оста­вив все про­чее, обра­щусь к концу, то нужно понять ска­зан­ное, что по истреб­ле­нии чет­вер­того зверя цар­ство будет дано свя­тым Все­выш­него; потому и суди­лище село. Но свя­тые Все­выш­него не при­няли цар­ство после Антиоха Эпи­фана. Если бла­жен­ные Мак­ка­веи при­об­рели неко­то­рую силу, то не надолго. Иуда вое­на­чаль­ство­вал три года, Иона­фан девят­на­дцать годов, Симон восемь; и про­чие — опа­са­юсь, чтобы, говоря о каж­дом, не про­длить речи, — после крат­ко­вре­мен­ной вла­сти или уми­рали, или по неко­то­рым обсто­я­тель­ствам лиша­лись вое­на­чаль­ства. При­том же, не все они свя­тые, но неко­то­рые из них вда­ва­лись в пороки. А если, поло­жим, все они святы, то Ирод, истре­бив их, объ­яв­лен был царем всей Иудеи. Поэтому будет ли истинно ска­зан­ное анге­лом, что, по сокру­ше­нии этого рога, цар­ство же и власть и вели­чие цар­ствен­ное во всей под­не­бес­ной дано будет свя­тым Все­выш­него, и цар­ство Его — цар­ство веч­ное? Ибо все это непри­ме­нимо к Мак­ка­веям; ими цар­ская власть не была вве­ря­ема, но как вое­на­чаль­ники побеж­дали они и вскоре вос­при­няли конец. Посему под чет­вер­тым цар­ством оста­ется разу­меть цар­ство Рим­ское, потому что при конце его вос­ста­нут в одно время десять царей, тво­рец же вся­кого лукав­ства и настав­ник [в нем] явится послед­ним, все то делая и пре­тер­пе­вая, что открыто нам о нем в про­ро­че­стве. По низ­ло­же­нии же его откро­ется при­ше­ствие Бога и Спа­си­теля нашего, насту­пят суд всех людей и открыты будут книги — эти памят­ники того, что сде­лано в жизни каж­дым. Будет пре­дано огню тело зверя, то есть те, кото­рые отняли вла­ды­че­ство у души, предо­ста­вили власть телу и были водимы в жизни плот­ским умом. Даст же пра­вед­ный Судия цар­ство свя­тым, взы­вая: при­дите, бла­го­сло­вен­ные Отца Моего, насле­дуйте Цар­ство, уго­то­ван­ное вам от сло­же­ния мира ( Мф.25:34 ). Да даст же Он полу­чить оное всем нам по бла­го­дати и чело­ве­ко­лю­бию Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, с Кото­рым слава Отцу со Свя­тым духом во веки веков! Аминь.

Читайте также:  Золотые серьги толкование сна

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector