Беседа христа с самарянкой толкование

Разговор Христа с самарянкой

Пятая Неделя по Пасхе, чаще её называют Неделей о самарянке. В этом году это 17 мая. Церковь вспоминает беседу Господа с самарянкой, о которой повествует в своём Евангелии апостол Иоанн Богослов.

Когда Христос шёл из Иудеи в Галилею, то проходя через Самарию, остановился около горы Гаризим, у колодца Иакова, чтобы отдохнуть и попить воды. Ученики в это время отлучились в город за покупками. К колодцу подошла женщина, жительница Самарии, набрать воды. Поскольку у Спасителя не было кувшина, Он попросил самарянку дать Ему попить. Самарянка удивилась, что Он, будучи иудеем, разговаривает с ней, с жительницей Самарии.

Так иносказательно Господь Иисус Христос имел ввиду Благодать Святого Духа, утоляющую духовную жажду каждого человека. Поняв эти слова буквально, женщина попросила Господа дать ей Его воду. На что Христос совершенно неожиданно для неё сказал: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин.4:16). Самарянка ответила, что у неё нет мужа. Тогда Спаситель произнёс то, что было ведомо лишь ей одной, что, действительно, она сказала правду: у неё в жизни было пять мужей (незаконных), и нынешний её сожитель также не является ей мужем. Самарянка поразилась точности этих слов и воскликнула: «Господи! Вижу, что Ты пророк» (Ин.4:19). Она задала Ему самый главный вопрос, который её беспокоил, вопрос о том, где нужно поклоняться Богу: на горе ли Гаризим или в Иерусалиме? Её интересовало, кто правильнее почитает истинного Бога: самаряне или иудеи? Христос ответил ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:21-24).

Самарянка искренне уверовала во Христа. В её сердце не было ни тени сомнения в том, что с ней говорит Сам Спаситель мира. Она тотчас поспешила в своё селение, чтобы сообщить всем жителям о Мессии. Благодаря её речам, многие люди также уверовали во Христа, а затем приняли Крещение.

По преданию, эту женщину из Самарии звали Фотинией, что в переводе с греческого означает «светлая» и соответствует славянскому имени Светлана.

Искренняя и глубокая вера самарянки, её покаяние и открытость Богу – это пример для каждого человека, ищущего Христа.

Источник

Православная Жизнь

В Евангелии описано множество бесед Христа с самыми разными людьми. Почему Церковь посвятила одно из пасхальных воскресений беседе с самарянкой? Что настолько важное прозвучало в этом разговоре? Размышлял священник Олег Черниченко, настоятель храма вмч. Димитрия Солунского пос. Мироновский.

Кто ближе ко Христу?

Евангелие важно и актуально всегда. Беседа Христа с самарянкой — не исключение. На чём важно сосредоточиться, читая эту главу? Прежде всего обращает на себя внимание место встречи — Самария. Самаряне для иудеев — современников Христа были не просто чужеземцы, но отщепенцы, как в политическом, так и в религиозном плане. Их рассматривали как предателей, которые свою богоизбранность променяли на преференции со стороны языческой Римской империи, как на еретиков, которые извратили Закон, данный Богом, и даже покусились на святая святых: построили свой храм в противовес Иерусалимскому. Отношение было соответствующим: полное презрение.

Самаряне внимательно слушали Христа — Мессию, Который пришёл проповедовать в первую очередь иудеям. На их несвятой земле Он встречает гораздо большее понимание и заинтересованность в Божественном слове, чем у иудеев, которые якобы всё уже знали. Это трагедия не только иудеев — она может стать и нашей. Если христианин открывает Евангелие с мыслью, что всё уже знает, он перестаёт воспринимать то, чему оно учит. Может случиться, что люди, которые не знают Бога, но живут честно и не ослеплены чувством самодостаточности, окажутся более открытыми Божественному учению.

Преодолеть разделение

Христос в начале беседы просит у женщины воды, что вызывает у неё искреннее недоумение, поскольку иудеи и самаряне не общались. «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую, …а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:10, 14). Дар Христа в том, что Он пришёл разрушить все барьеры между людьми, стереть искусственные границы, которые люди сами себе поставили, преодолеть разделение, которое человек вносит в свою жизнь через грех. Думаю, тему разделения сейчас очень болезненно переживает наше общество и страна, и здесь один из главных уроков: во Христе возможно объединение. Господь показывает нам это, но решение — за каждым конкретным человеком.

Через учение о живой воде, которая выступает символом Евангелия, способного утолить любую жажду, Христос переходит к вопросу о личной жизни женщины. Нам открывается не только её личная трагедия — у неё не сложилась семейная жизнь, — но показан уникальный образец смирения самарянки. Она не стала оправдываться, но честно сказала: нет у меня мужа, нет семьи. Мне кажется, что женщине сложно и болезненно признать, что у неё нет своего очага, не только самой себе, но тем более человеку постороннему. Это урок большого мужества и искренности.

Читайте также:  Деньги монеты сонник толкование снов

Духовная революция

Наконец, разговор принимает ещё более доверительный характер, и самарянка говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:19-24). Слова Спасителя — ключевые в этой беседе. Протопресвитер Александр Шмеман в своих беседах на радио «Свобода» говорил, что эти евангельские строки «имеют решающее значение для понимания самой сущности христианства, ибо в них заключена, выражена и навеки возвещена настоящая духовная революция, революция в самом понимании религии; ими действительно начинается христианство». Это действительно главная идееобразующая мысль в беседе Спасителя с самарянкой. Идея о свободе отличает христианство от всех других религий.

Надо понимать, что религиозная жизнь до Христа была полностью основана на Ветхом Завете. Это декалог, записанный Моисеем, различные ритуальные постановления, которые регулировали самые разнообразные стороны человеческой жизни. Что приносить Богу в жертву, в каком количестве и порядке, в какие дни работать, какие совершать поклонения, где и как молиться Богу — это было чётко прописано, установлено раз и, как казалось, навсегда. Это был жёсткий и беспощадный свод правил, который порой не знал компромисса. Человек должен был подстроить себя под этот закон. Вся суть религиозной жизни Ветхого Завета сводилась к буквальному и чёткому исполнению правил. Это была педагогическая, вынужденная мера: Закон не столько должен был приводить человека к Богу, сколько сдерживать его греховные стороны. Конечно же, для полноценной духовной жизни человеку нужно было другое, и именно это «другое» приносит Христос. Это Он объясняет женщине у колодца: отныне дух и истина вместо буквы закона поставлены в центр духовной жизни каждого человека.

Свобода и творчество

Здесь нужно разобраться, что такое дух и истина, о которых говорил Христос. О духе в Евангелии уже было сказано раньше: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). Он не ограничен ни временем, ни пространством, ни культурной или социальной средой — как абсолютная свобода. Истиной же Христос называет Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Истина имеет свойство освобождать человека: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). С момента беседы Христа с самарянкой религия — это уже не слепое следование некоему шаблону, а дар свободы и творческий труд. Когда художник стоит перед чистым холстом, он волен изобразить на нём всё, что угодно. Так и человек: стоит перед своей чистой душой и может сделать с ней что угодно. Если он смотрит на Бога как на художника — «Величайшего Художника», как говорится в одной из молитв Последования святого Крещения, — то на картине своей души будет стараться изображать только прекрасное.

Нужна ли нам подаренная свобода?

Отныне не Иерусалим и не гора Гаризим освящают человека, но его внутренняя жизнь. Уже не кровная принадлежность к конкретному народу делает человека чадом Божьим, а сыновняя любовь, доверие Богу, основанное на свободе. Для ветхозаветного человека это была революционная идея. Представить, что человек пред Богом свободен, было сложно, и вместить эту истину могли далеко не все. Я думаю, что даже спустя два десятка веков человек с трудом усваивает эту истину и применяет её в своей жизни. Свобода — явление интересное: за неё все борются как за самую великую ценность, но её же часто боятся, стараются избавиться, потому что она не только дар, но и огромная ответственность. В романе «Братья Карамазовы», а именно — в «Легенде о Великом инквизиторе», Достоевский гениально показал, что люди бегут свободы, стараются на кого-то её переложить, готовы покориться другому, только чтобы не отвечать за свои поступки.

К сожалению, современный человек тоже боится свободы, в том числе и в духовной жизни. Он всё так же ищет плечи, на которые можно взвалить её вместе со своей ответственностью. Например, может перекладывать их на священника, когда хочет, чтобы тот решил, как ему поступать в тех или иных обстоятельствах, может поехать в монастырь в поисках старца, который выстроит его духовную жизнь. Это совершенно неправильно, не таких поклонников Господь ищет Себе.

Читайте также:  Евангельские чтения на каждый день с толкованием

Служить Богу и жить ради Бога можно только в духе и истине, то есть в свободе. Господь не просто рассказывает о ней, но являет Собой. Вся Его земная жизнь — это жизнь свободного человека. Хотим увидеть абсолютную свободу? — она изображена на страницах Евангелия. Жизнь Христа — это служение, самоумаление ради другого, самоотдача. Его свобода заключается в Его внутренней цельности: Он не зависит от страха, зла, робости перед испытаниями. Он не делит людей на хороших и плохих, правильных и неправильных. В этом Его победа над грехом и смертью, к этому Он призывает и каждого из нас.

Записала Екатерина Щербакова

Источник

Беседа на Евангелие о Самарянке

Беседа Иисуса Христа с самарянкою (О необходимости знать учение своей веры)

Что читалось из Евангелия сегодня?

В Евангелии говорится, что Иисус Христос беседовал с самарянкою около колодезя в шестом часу дня. Кто была эта Самарянка и по нашему ли счету нужно понимать этот 6-й час?

«Самарянами» назывались язычники, которые поселены были на месте евреев, переселенных из Палестины в Ассирию и Вавилон по разрушению царства Еврейского (Израильского), и которые приняли еврейскую веру, но не оставили совсем и своей языческой. Название их «самарянами» произошло от города Самарии в Палестине, где они поселены были.

У евреев время считалось не так, как считается теперь у нас. Счет часов дня начинался у них с наступлением самого дня: их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, второй – восьмому, третий – девятому и т. д., шестой – двенадцатому, девятый – третьему по-полудни.

Беседа Иисуса Христа с Самарянкою началась тем, что Он просил у Самарянки пить. При этом Самарянка удивилась, как это Он, будучи Иудей, просит пить у нее, Самарянки. Что за причина этого удивления? Затем в разговоре Иисус Христос сам вызывается дать Самарянке воду живую. Что это за вода?

Самаряне, как мы уже сказали, были полуеврейской и полуязыческой веры, потому Евреи и презирали Самарян, считали их нечистыми, как язычников, даже не разделяли с ними ни стола, ни беседы, ни богослужения. Самарянка думала, что под живою водою Иисус Христос разумеет свежую ключевую воду. Но Иисус Христос «живою водою» называл свое божественное, новозаветное учение, ведущее человека в жизнь вечную в Царствие Небесном, как Он Сам объяснил ей далее в разговоре.

Затем в беседе с Самарянкою Иисус Христос указал тайну её жизни – её замужество за пятерыми мужьями, из чего она конечно узнала, что Иисус Христос не простой человек, а пророк, и предложила Ему разрешить следующий религиозный вопрос: «Отцы наши, – т. е. Самаряне, – покланялись на этой (находившейся близ колодезя, где происходила беседа) горе, а вы, – т. е. Евреи, – говорите, что. должно поклоняться только в Иерусалиме». Что это за вопрос? И каким образом Самарянка могла быть в замужестве за пятерыми мужьями?

Самарянка могла быть в замужестве за пятью мужьями таким образом, что они все скоро, один за другими, умирали, а у Евреев к тому же был закон, что жену, оставшуюся бездетною, должен брать за себя в замужество брат или ближайший родственник умершего её мужа. (Наш христианский Закон позволяет не более троебрачия). Вопрос же, предложенный Самарянкою Иисус Христу, касался того, чье богослужение лучше и угоднее Богу: самарянское или еврейское, так как у Евреев с Самарянами был спор об этом. Евреи говорили, что Бог принимает молитву только в Иерусалиме, а Самаряне – что на горе (Гаризине), где некогда стоял Ковчег Завета и впоследствии был построен ими и скоро разрушен Евреями самарянский храм. Так как известно, что когда Иудеи возвратились из плена в свое отечество и стали строить в Иеpyсалиме храм, то и Самарянам желалось строить оный, но Евреи не приняли их в свое сообщество потому, что они были и другого происхождения, и потому, что не вполне приняли еврейскую веру. В последствии времени Самаряне построили было свой храм на горе Гаризине, но Иудеи разрушили его.

Как понимать слова, сказанные Иисусом Христом в ответ на вопрос Самарянки: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ?

Здесь Иисус Христос сказал, что истинное богослужение, как и самая вера – у Евреев, а не у Самарян, так как самарянская вера не то, что еврейская, открытая Богом чрез пророков, она есть смешение веры еврейской и языческой, и богослужение в Иерусалимском храме сохраняется то, какое учреждено Моисеем по повелению Самого Бога. Затем присовокупил, что теперь, с наступлением времени нового завета, богослужение не будет привязано к одному какому-нибудь месту, как, например, к Иерусалимскому храму или по учению Самарян к горе Гаризине, а будет совершаться на всяком месте (Иудеи были очень склонны к многобожию, потому Бог для сохранения учения о едином Боге и повелел устроить у них один Иepусалимский храм) и не будет состоять, как по большей части было дотоле у Евреев и Самарян, только в приношении жертв и совершении обрядов, но истинные поклонники поклонятся Богу «духом и истиною», т. е. при внешних обрядах будут поклоняться и умом, и сердцем, верою в Спасителя уже пришедшего и в невидимую благодать Его.

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще лицо девушки толкование

Во время беседы Иисуса Христа с Самарянкою, когда апоcтолы возвратились из города с купленною пищею, то удивились беседе Иисуса Христа с женщиною.

Почему же это они удивились?

Затем, когда апостолы предлагали Иисусу Христу пищу, то Он, отказавшись от пищи из-за великой обязанности проповеди Евангелия, высказал им следующие слова: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их».

Как понимать эти слова Иисуса Христа?

Ученики удивились беседе Иисус Христа с Самарянкою и потому, что Иудеи избегали беседы с Самарянами по вражде своей с ними, и потому, что Иисусу Христу, как великому учителю, не шло по их понятию разговаривать с простою женщиною. В сказанных словах апостолам Иисус Христос сравнивает посев хлеба с проповедыванием Евангелия. Вы, – как бы так говорил Иисус Христос апостолам, – говорите, что жатву хлеба нужно ждать четыре месяца после посева. Не так в духовном посеве и жатве: Я сейчас посеял слово Евангелия, и жатва готова – взгляните, сколько Самарян идет сюда из города, и смотрите, как они скоро созрели для веры. Если бы случилось, что один посеял, а другой пожал хлеб, то они оба вместе не стали бы радоваться: посеявший стал бы жалеть, что трудился не для себя, радовался бы один пожинающий. В духовном посеве и жатве не так: тут радуются и получают награду и те и другие. Вам, – обращается Иисус Христос к апостолам, – предлежит проповедывать о Мне, но уже пророки приготовили народ к принятию сей проповеди. Таким образом, вам приходится не сеять, как это делали пророки, а уже жать – собирать плоды. Таким образом вот и Самарян приготовили к принятию Меня пророки: Я обратил к вере Самарянку, а вам остается продолжать дело обращения других Самарян, как бы собирать готовые плоды. Но не смущайтесь: и сеятели, и жнецы получат награду за свой труд на Небе и все вместе будут радоваться со Мною.

Чему особенно поучает слышанное нами сегодня повествованиe о беседе Иисуса Христа с Самарянкою?

Самарянка – женщина, сердечно занимавшаяся религиозными вопросами, поучает нас, братие, всех и каждого, учиться своей вере, знать ее основательно. Когда не будем знать хорошо своей веры, что мы будем за последователи веры? Учиться вере, знать ее – прямая обязанность, возлагаемая на нас первою заповедью Закона Божия.

Знание веры, как и всякое знание, особенно приобретается изучением, чтением и разговорами.

Как обыкновенно изучается у нас Закон Божий? Правда, Закон Божий считается главным предметом в учебных заведениях у нас, но по большей части изучается так, что не прививается к сердцу, к жизни и очень скоро забывается.

Как идет у нас духовно-религиозное чтение? Им занимаются очень немногие из нас – любители, а большая часть из нас проводит свободное время за чтением светским, часто пустым и даже душевредным.

Часто ли ведутся у нас религиозные разговоры? Ведутся, но очень не часто, а по большей части мы любим разговаривать после необходимого о пустяках, о чем-либо веселом и даже душевредном. А оттого-то и Еврей, и Татарин свою ложную веру знают гораздо лучше, чем мы свою – православно-христианскую. Оттого-то многие из нас и набираются таких мнений и правил, которые совершенно противны нашей православно-христианской вере. Оттого-то ложные учители и толкователи легко и свободно увлекают многих из нас в свое ложное учение. Оттого-то у нас так много и поступков против своей веры и закона, т. е. грехов.

Закончим свою беседу указанием примера на то, что мы могли бы быть лучшими, если бы больше занимались учением своей веры и посредством изучения его, и посредством бесед о нем, и посредством разговоров.

Некто из рабочих людей рассказывал своим товарищам, что однажды, работая в богатом доме, он мог бы легко воспользоваться тут многим. «Что же ты не сделал этого?» – спрашивали его товарищи. «В самый день работы я был в церкви, – отвечал он, – и слышал проповедь священника о том, какой большой грех – воровство. Это только и удержало меня, хотя мне очень желалось воспользоваться таким удобным случаем разживы» (Объясн. лит. Б).

Будемте, братие, как можно лучше изучать свою веру, чаще беседовать о ней и усердно читать духовные книги.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector