Береги нос в большой мороз это пословица толкование

Два мороза стр. 202

1. Какую забаву придумали Морозы? Найди и прочитай эти строки.

Два брата Морозы – Синий нос и Красный нос гуляли в лесу.

Им стал скучно одним гулять, и они решили развлечься.

Один из братьев Красный нос предложил найти в лесу людей и поморозить их.

Они нашли двух людей – купца и дровосека.

Одному из братьев достался купец, а второму – дровосек.

Но ошибочно брат Красный нос решил, что дровосек легко поддастся холоду.

Так как на нём лёгкая одежда.

Однако, как выяснилось позже, не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Братец Мороз – Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?

2. Кто и почему выиграл спор?

Старший брат – Синий нос должен был заморозить купца.

На нём были тёплые вещи, шуба и валенки.

А младший решил схитрить и выбрал дровосека.

Он решил, что дровосек очень легко одет, поэтому заморозить его будет очень просто.

Однако он не учёл, что дровосек делал много работы: рубил дрова, бегал.

А купец только и делал, что сидел в санях.

А если не двигаться, то замёрзнуть можно намного быстрее.

Поэтому спор выиграл старший брат, который с лёгкостью заморозил глупого купца.

3. Сравни, как два Мороза пытались заморозить купца и дровосека.

Как купец и дровосек спасались от холода?

Два Мороза пытались заморозить двух людей – купца и дровосека.

Синий нос залезал купцу в шапке, под шубу и в валенки.

А купец даже не шелохнулся.

Ему нужно было встать, подвигаться, похлопать руками и потопать ногами.

Младший брат не смог заморозить дровосека.

Потому что тот даже на санях не сидел, а бежал рядом с лошадью.

После этого взялся рубить дрова.

Ему даже жарко стало, и полушубок свой он снял.

Поэтому в этой ситуации дровосек был смышлёнее купца и сразу согрелся.

4. Вспомни содержание сказки и докажи, что слова «топор лучше шубы греет», выражают основную мысль сказки.

Это выражение как нельзя точно отражает главную поучительную мысль сказки.

На примере купца и дровосека мы увидели как нужно действовать в ситуации сильного мороза.

И даже если у тебя есть тёплые вещи, это не значит что нужно неподвижно сидеть.

Ведь даже без полушубка дровосеку было жарко, потому что он выполнял физическую работу.

Читайте также:  Книга пророка амоса толкование

Это и согревало его. Купцу в своей тёплой шубе не нужно было рубить дрова.

Ему достаточно было просто встать, немного потопать и похлопать, а не сидеть неподвижно.

А он и этого не сообразил.

5. Соотнеси пословицы со смыслом сказки.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Смысл этой пословицы в том, что даже если ты тепло одет и на улице не сильно холодно, всё равно не нужно стоять.

Следует двигаться, и тогда не будет холодно.

То есть при движении кровь разгоняется по организму и человек согревается.

Где тепло, тут и добро.

Дровосек в сказке пожалел лошадь и слёз с саней.

Он сделал два дела одновременно, и лошадь пожалел и сам согрелся.

А также когда рубил дрова он и согревался, и делал полезное дело.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Если ничего не делать, то можно так и просидеть как купец.

Мало того, что замёрзнешь, так и дров нет.

А этими дровами дровосек может растопить печь и приготовить еду.

То есть дровосек будет добрым, потому что в тепле и сыт.

А купец замёрзнет и проголодается.

У работающего в реках дело огнём горит.

Вся физическая работа согревает организм.

То есть действует как огонь.

Дровосек в сказке даже снял свою верхнюю одежду.

То есть он, будто возле огня сидел и согрелся.

А это так действует физический труд.

Береги нос в большой мороз.

Помимо того, что нужно двигаться и разгонять кровь по организму, нельзя забывать о голове.

Она всегда должна быть накрыта, так как она без движения.

Источник

Береги нос в большой мороз.

Присутствует в категории:
Земледелие

Толкование пословицы «Береги нос в большой мороз.» по словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

1. Не тратить, не расходовать что-н. напрасно. Б. народное добро. Б. своё время. Б. здоровье.

1. Значительный по размерам, по величине, силе. Б. дом. Большая радость. Большая земля (материк). Большая буква (прописная).

2. Значительный, выдающийся; обладающий в высокой степени тем качеством, к-рое заключено в значении определяемого существительного. Большая победа. Б. поэт. Б. плут.

3. Взрослый (с точки зрения ребёнка), а также (о ребёнке) вышедший из младенческого возраста, подросший ( разг. ). Когда вырасту б. (т.е. когда стану взрослым). Слушаться больших ( сущ. ). Сын уже б., в школу пойдёт.

4. То же, что многочисленный (в 1 знач. ). Большая родня.

5. Появляющийся, находимый или производимый в большом количестве. Большая вода (в половодье). Большая нефть.

• Большей частью или по большей части преимущественно.

От большого ума ( разг. ирон. ) по глупости.

Самое большее не больше чем. Опоздаю самое большее на час.

Сам большой ( устар. и прост. ) сам себе голова, хозяин.

1. употр. при обозначении места, направления куда-н. или нахождения гден. Положить бумаги в стол. Бумаги лежат в столе. Уехать в Сибирь. Жить в Сибири. Подать заявление в университет. Учиться в университете.

2. употр. при обозначении явлений, представляющих собой область деятельности, состояние кого-н. Вовлечь в работу. Весь день в работе. Впасть в сомнение. Погрузиться в глубокое раздумье.

3. употр. при обозначении состояния, формы, вида чего-н. Растереть в порошок. Лекарство в порошках. Сахар в кусках. Разорвать в клочки. Все пальцы в чернилах.

Читайте также:  Искушение христа в пустыне толкование феофилакта болгарского

5. употр. для указания количества какихн. единиц, из к-рых что-н. состоит. Комната в двадцать метров. Комедия в трёх актах. Отряд в сто человек.

6. употр. при обозначении момента времени. В ночь на четверг. В один день. В прошлом году. В третьем часу.

1. употр. при обозначении соотношений чисел. В три раза меньше.

2. Ради, для, в качестве чего-н. Сделать что-н. в насмешку. Не в обиду будь сказано.

3. употр. для указания на семейное сходство с кем-н. Весь в мать.

1. употр. при обозначении расстояния от чего-н., временного отрезка. В двух шагах от дома. В пяти минутах езды от города.

2. употр. при обозначении предметов, лиц, явлений, по отношению к к-рым что-н. происходит, наблюдается. Недостатки в воспитании. Знаток в литературе. Разбираться в людях. Разница в годах.

3. употр. при обозначении субъекта носителя состояния. В юноше зреет пианист. В человеке живёт уверенность. В душе радость.

1. То же, что холод (в 1 знач. ). Продрогнуть на морозе. Пятнадцать градусов мороза. М. по коже (по спине) подирает или пошёл (о чувстве сильного холода или внезапного ужаса; разг. ).

2. обычно мн. Очень холодная погода. Ударили морозы. Стоят морозы. М. крепчает.

• Мороз Красный нос в сказках: старик, олицетворяющий зимний мороз, стужу.

2. Передняя часть судна, летательного аппарата (а также нек-рых транспортных и боевых средств). Н. лодки, корабля, самолёта. Н. танка.

3. Клюв птицы. Дятел стучит носом.

4. То же, что носок (во 2 знач. ). Туфли с острым носом.

• Под носом ( разг. неодобр. ) рядом, совсем близко. Не видит, что творится у него под носом.

Из-под носа у кого (взять, утащить, увести) ( разг. ) незаметно или неожиданно, вдруг (о том, что было совсем близко, рядом).

На носу ( разг. ) очень скоро наступит. Экзамены на носу.

С носом оставить кого ( разг. ) провести, обмануть.

С носом остаться ( разг. ) обмануться в расчётах.

Не по носу кому ( разг. неодобр. ) не по вкусу, не по нраву.

Нос натянуть кому ( прост. ) одурачить, обмануть.

Нос показать кому ( разг. ) сделать жест несогласия, поддразнивания, приставив к носу большой палец и оттопырив мизинец.

Нос не дорос у кого ( разг. шутл. ) молод или недостаточно опытен для чего-н.

С носа (взять, получить) ( прост. ) с каждого из участников, с головы, с брата.

На нос (пришлось, досталось) ( прост. ) на одного из участников, на брата. По рублю на нос.

Толкование пословицы «Береги нос в большой мороз.» по словарю Даля В.И.

Источник

«Береги нос в большой мороз». Занятие в средней группе по программе «Рифмы юные друзья»

Татьяна Лопатченко
«Береги нос в большой мороз». Занятие в средней группе по программе «Рифмы юные друзья»

Задачи

: продолжать развивать интерес к стихотворной речи. Развивать слуховую память, чёткость произношения, темп речи, силу голоса. Упражнять в нахождении, подборе нужной рифмы. Прививать уважение к народному творчеству: м. ф. ф. Развивать мимику, пантомимику, координацию движений, двигательную активность детей. Формировать юмор детей, радостное отношение к жизни.

Ход занятия.

1. Воспитатель приглашает детей подойти к окну.

— Погляди в своё окно:

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

И в снегу белы дома.

Значит, к нам пришла.

— Много в зиме хорошего, а есть что-то, что вам не нравится? (ответы детей)

Читайте также:  Значение имени энрике и его толкование

Есть даже такая поговорка: «Береги нос в большой мороз!»

Игра «Одеваемся, на прогулку собираемся»:

Шубку плотно застегну,

Шарфик длинный завяжу,

Ох, и толстый я теперь,

Не пролезу даже в дверь.

Выхожу я на крыльцо,

По дорожке я пойду,

Ох, какой большой мороз!

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос.

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой!

А мы саночки возьмём,

Да на горочку пойдём,

Сядем в саночки-самокаточки.

В снег пушистый бух!

Закличка «Ты, мороз, мороз, мороз» повторяется громко:

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос.

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой!

— Зайка совсем замёрз! Нужно с ним поиграть, чтобы он согрелся.

Игра «Зайка беленький сидит»

Ещё зайка не совсем согрелся, давайте с ним побегаем.

Игра «Ловишки»

Считалкой выбирают «ловишку»:

«Собрались мы поиграть,

Но кому же догонять?

(«Ловишка» берёт игрушку-зайца и догоняет детей)

Игра «Ловишки» повторяется, «ловишку» выбирают новой считалкой

«В лес дремучий я пойду,

Зайца белого найду,

Этот зайчик будет мой!»

-Ребята, вы мороза боитесь? (ответ: нет)

-Давайте об этом скажем стихами:

Я с ним крепко … (подружусь)

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет щёку, тронет. (нос)

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и. (играть)

(Воспитатель «превращается» в Мороза)

Нам уже домой пора!

Большие ноги шли по дороге:

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Прибежали мы домой,

Мы голодные с тобой.

Надо печку растопить,

Надо кашку нам сварить.

Игра «Кашка-малашка» :

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить чуть-чуть молочка.

Сахар и соль ты щепоткой клади,

Кашку мы маленьким гномам дадим.

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить ведро молока.

Сахар и соль ты горстями клади,

Кашку большим великанам дадим!

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить стакан молока.

Сахар и соль, и изюмчик клади,

Кашку-малашку мы сами съедим!

«Книжки попали в беду». Занятие в средней группе по программе «Рифмы юные друзья» Цель : Упражнять в подборе рифм в загадках, стихах (знакомых, но не заученных) Развивать мышление, смекалку: пытаться узнавать в прозе.

«Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!» Занятие в старшей группе по программе «Рифмы юные друзья» Задачи: пробуждать интерес к стихотворной речи: стихам, м. ф. ф. Учить понимать переносное значение фразеологизмов. Развивать слуховую память,.

«Друзья Ёжика». Интегрированное занятие в средней группе Воспитатель: В лес осенний, на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти Друг за другом становитесь Крепко.

Коммуникативный танец «Дед Мороз — красный нос» Коммуникативный танец «Дед Мороз – красный нос» Вступление: Дети стоят парами, лицом друг к другу, взявшись за руки, и выполняют движения.

Конспект занятия в средней группе «Чудо-нос» Конспект занятия в средней группе «Чудо нос» Цель: Улучшить функции внешнего дыхания. Программные задачи: знать, что дыхание – основа жизни;.

Открытое занятие по ФЭМП в средней группе «Юные звездочеты» Конспект открытого занятия по математике в средней группе № 3 по ФГОС Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете,.

Фотоотчет о проекте во второй младшей группе «Береги природу. Наши маленькие друзья — муравьи» Во 2 младшей группе приняли участие в проекте «Береги природу. Наши маленькие друзья — муравьи».Деткам,понравился этот проект,поэтому он.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector