Беликов чехов полное имя

Беликов чехов полное имя

Главный герой рассказа Антона Чехова «Человек в футляре». Учитель греческого языка, одинокий человек пожилых лет, закрытый от внешнего мира, трусливый и робкий.

История создания

Антон Чехов написал рассказ «Человек в футляре» в 1898 году, и в том же году текст опубликовали в литературно-политическом журнале «Русская мысль». Рассказ стал первой частью серии «Маленькая трилогия», куда вошли еще тексты Чехова «Крыжовник» и «О любви».

Автор задумал серию весной-летом 1898 года, когда жил в селе Мелихово Московской области. Первый рассказ Чехов написал за месяц, и в начале июня тот уже готовился к печати. Чехов не собирался закрывать серию рассказом «О любви», однако заболел туберкулезом, творческая активность писателя упала, и серия так и не была продолжена.

Иллюстрация к рассказу «Человек в футляре»

Неизвестно, был ли у Беликова прототип, но некоторые современники Чехова считали, что прообразом героя стал некий Александр Дьяконов, инспектор одной таганрогской гимназии. По другой версии, в образе Беликова Чехов описал знаменитого в то время консервативного публициста Михаила Меньшикова. Однако исследователи отмечают, что сходство между Беликовым и Меньшиковым обнаруживается исключительно внешнее. Скорее всего, Беликов — собирательный образ.

В 1939 году на студии «Беларусьфильм» вышел фильм «Человек в футляре» режиссера Исидора Анненского. Роль Беликова там исполнил актер Николай Хмелев.

Рассказ «Человек в футляре»

Беликов — пожилой учитель греческого языка, чье полное имя неизвестно. Герою давно за сорок, у него бледное маленькое лицо, похожее на морду хорька. Беликов носит темные очки и прячет лицо за поднятым воротником, а уши затыкает ватой. На лице героя временами появляется слабая кривая улыбочка, а фигура Беликова выглядит скрюченной и маленькой, будто того «вытащили клещами» откуда-то. Даже в теплую и ясную погоду герой носит пальто на вате, калоши и зонтик и стремится одеться потеплее даже летом.

Человек в футляре

Герой предпочитает одиночество и стремится отгородиться от окружающего мира, создать вокруг себя защитную оболочку, некий «футляр», внутри которого герой будет защищен от внешних влияний. Мысли Беликова писатель тоже называет «футлярными» — узкими. На окружающих «футлярные соображения» героя производят угнетающее впечатление.

Беликов – арт

По мнению Беликова, «что-нибудь выйти» может из всякой невинной затеи. Герой огорчается, когда в городе открывается новый драматический кружок или чайная, потому что любое нововведение может закончиться дурно. Беликова повергало в уныние отступление от правил, даже если происходящее не имело к нему прямого отношения. Герой начинал беспокоиться, когда слышал о проказе гимназистов или любовных похождениях посторонней классной дамы.

В гимназии Беликов проработал пятнадцать лет, и все это время угнетал окружающих собственным присутствием. Герой создает атмосферу повышенной тревожности на педсоветах, беспокоясь, как бы не дошли до начальства сведения о том, например, что ученики шумят в классах. К самому начальству Беликов относится с великим почтением и того же требует от окружающих. Беликова боятся и слушают коллеги и даже директор гимназии. Вокруг героя формируется удушающая атмосфера, «как в полицейской будке». Некоторые коллеги считают Беликова доносчиком.

Кадр из экранизации «Человек в футляре»

Вне работы Беликов ведет себя не лучше. Герой выходит в общество и посещает знакомых, но эти визиты даются ему тяжело и совершает их Беликов только приличия ради. В городе Беликова опасаются, дамы боятся устраивать по субботам домашние спектакли, люди боятся даже отправлять письма или повышать голос. А сам герой боится общественного мнения и поэтому не держит дома женской прислуги и даже в еде ориентируется не на собственные вкусы, а на то, что подумают люди, если увидят его за трапезой.

Беликов постоянно всего боится и даже в собственной квартире не может спокойно спать: опасается за собственную судьбу, потому что думает, что или слуга во сне его зарежет, или в дом заберутся воры. Сама квартира героя похожа на ящик. Маленькая спальня, кровать с пологом, всюду задвижки и ставни. Герой боится людей до такой степени, что ему тяжело идти рядом с кем-то, и многолюдная гимназия, где Беликов работает, тоже вызывает у того страх.

Беликов и Варя

Однажды Беликову случилось влюбиться. Произошло это после знакомства с Варей, сестрой одного из молодых коллег Беликова. Однако эти отношения заканчиваются ничем. Герой боится жениться, потому что «как бы чего не вышло», а брат девушки однажды выгоняет Беликова из квартиры и спускает того с лестницы. Эта унизительная сцена происходит на глазах у Вари. Униженный Беликов возвращается домой, ложится в постель и больше не встает, а через месяц умирает, завершив таким образом свою печальную биографию. По мнению современных специалистов, чеховский Беликов — классический психастеник.

Читайте также:  Признак множественного числа имени существительного в английском языке

Цитаты

«Хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие».

«Все это прекрасно, да как бы чего не вышло».

«Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю».

«Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий».

Источник

А. П. Чехов «Человек в футляре»: герои, краткое содержание

Краткое содержание:

Характеристики героев

Беликов

Главный герой рассказа Чехова «Человек в футляре», учитель греческого языка в гимназии. О нём нам рассказал его коллега Буркин, который хорошо его знал. Беликов был очень странный человек, он всегда и от всего старался оградиться оболочкой, футляром. В любую погоду он носил галоши, зонтик, тёплое пальто и даже лицо закрывал воротником. Дома он мог спать, только укрывшись с головой одеялом.

Беликов очень боялся нововведений, открытости, громких звуков и многого другого. Он постоянно осуждал любые начинания, как в гимназии, так и в городе, если его не слушали, начинал жаловаться в вышестоящие инстанции. Из-за этого его все боялись и в городе перестали проводить много различных мероприятий, дел и занятий, лишь бы не стать предметом осуждения Беликова.

Однажды, ему понравилось пение Вареньки, сестры нового учителя в гимназии, и все дружно решили женить его на ней. Она была не против, ему тоже эта мысль понравилась. Беликов поставил её портрет у себя дома, начал за ней, по своему, ухаживать. Все помогали им, приглашали их вместе в театр, в гости. Время шло, но он всё тянул с предложением, сомневался в надобности этого действия. Он часто заходил к Буркину, говорил тому про ответственность, боялся, как бы чего не вышло после свадьбы.

На первое мая все учителя, включая Беликова, пошли в рощу. Вдруг их обогнали на велосипедах Коваленки. Увидев Вареньку, крутящую педали, он потерял дар речи и мгновенно вернулся домой. На следующий день он пошёл им выговаривать, как неприлично учителям и женщинам ездить на велосипедах. Михаил Саввич вспылив от его речей, спихнул Беликова с лестницы. Тот, упав, к своему ужасу, увидел Вареньку, которая, не поняв в чём дело, начала хохотать. В шоке он пошёл домой, убрал её фотографию и слёг. А через месяц Беликов умер. В гробу он лежал, вроде даже как счастливый, ведь он получил такой шикарный футляр.

Буркин

Второстепенный персонаж, учитель гимназии, рассказчик истории про Беликова. Он был его коллегой, да ещё жил в одном с ним доме, поэтому хорошо его знал. Вместе с другим охотником Иваном Иванычем, он заночевал в сарае, где и поведал эту историю.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский

Второстепенный персонаж, ветеринарный врач, слушатель истории про Беликова. Вместе с другим охотником Буркиным, он заночевал в сарае, где и услышал эту историю. После рассказа Буркина он начал приводить примеры, что они сами часто ведут себя как Беликовы и хотел рассказать свою историю про это, но Буркин отказался, сославшись, что поздно, и они заснули.

Варенька

Второстепенный персонаж, возлюбленная Беликова, сестра Коваленко. Ей было около тридцати лет, она была высокая и стройная девушка. Варенька была родом из украинского хутора, где у неё осталась мать. Любила петь песни, именно этим она и привлекла Беликова. Она была не против, хотя он был не очень хороший вариант, но лет ей было много, да и с братом она постоянно ссорилась. Варенька стала принимать ухаживания Беликова и всё ждала, когда он сделает ей предложение, но однажды его спустил с лестницы её брат, она рассмеялась и нанесла такой моральный ущерб Беликову, что он слёг и через месяц умер.

Коваленко, Михаил Саввич

Второстепенный персонаж, учитель истории и географии, брат Вареньки. Он был молодой, высокого роста, говорил басом, носил вышитую сорочку, что не нравилось Беликову. Михаилу Саввичу было неприятно, что такой тип, как Беликов хочет выйти замуж за его сестру, и когда подвернулся случай, он спустил того с лестницы.

Директорша

Второстепенный персонаж, директор гимназии. Именно она предложила женить Беликова на Вареньке, а также рассказала Михаилу Саввичу, что неплохо бы было выдать его сестру за Беликова.

Прокофий

Эпизодический персонаж, староста, в сарае у которого ночевали охотники Иван Иваныч и Буркин. Имел странную жену Мавру.

Читайте также:  Этимологический словарь имен и фамилий

Мавра

Эпизодический персонаж, жена старосты Прокофия. Была нормальной, но странной женщиной, так как боялась выходить на люди и сидела за печкой последние 10 лет. Выходила на улицу только ночью. Нигде не была, кроме своей деревни.

Краткое содержание

Однажды двое охотников, ветеринарный врач Иван Иванович и учитель гимназии Буркин, заночевали в одиноком сарае местного старосты Прокофия. Ночью им не спалось, и Буркин рассказал Ивану Ивановичу историю про своего странного коллегу, учителя греческого языка, Беликова.

Беликов на следующий день пошёл к Михаилу Саввичу и начал его отчитывать за езду на велосипедах. Тот сначала не понимал, что в этом плохого, а потом нагрубил Беликову, после чего тот заявил, что доложит директору об этом. Михаил Саввич, недолго думая, схватил его за шиворот и спустил с лестницы. Когда Беликов поднялся, то увидел хохочущую Вареньку с двумя другими дамами.

Источник

А. П. Чехов «Человек в футляре»: анализ рассказа

Краткое содержание:

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

История создания

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Смысл названия

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.

Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.

Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.

Читайте также:  Два ворона одина имена

Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.

Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.

Основные проблемы

Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.

Проблемабессмысленности жизни. Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.

Перед читателем вырисовывается проблема счастья, точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.

Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.

Проблема социопатии. Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

Главная мысль

Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.

Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.

Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

Чему учит автор?

Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.

Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector