Bash имя переменной в переменной

Имена

Блог о системном администрировании. Статьи о Linux, Windows, СХД NetApp и виртуализации.

Привет, читателям моего блога. Недавно узнал многое о переменных в интерпретаторе bash. Сегодня хочу вам об этом рассказать.

Переменные в bash очень интенсивно используются при написании скриптов, как впрочем, и в любом языке программирования для написания программ. Типы переменных в bash отсутствуют. Переменная в bash может представлять собой число, символ или строку символов. Имя переменной может начинаться с буквы или с символа подчеркивания и не может содержать дефис.Физически, переменные представляют собой именованные участки памяти, в которые может быть записана какая-либо информация. Необходимо понимать различия между именем переменной и ее значением. Если var1 — это имя переменной, то $var1 — это ссылка на ее значение.

Переменные средЫ

Давайте поговорим о переменных среды. Данные переменные, заданы в файлах /etc/.profile,

$BASH

В переменной $BASH содержится полный путь до исполняемого файла командной оболочки Bash.

$BASH_VERSION

В переменную $BASH_VERSION записывается версия Bash.

$CDPATH

Переменная, которая хранит пути поиска каталога. (используется при вводе команды cd имя_каталога без слэша)

$CLASSPATH

содержит список каталогов для поиска файлов классов Java и архивов Java.

$HOME

домашний каталог текущего пользователя.

$HOSTNAME

В переменной $HOSTNAME хранится имя компьютера.

$HISTSIZE

количество событий, хранимых в истории за 1 сеанс

$HISTFILE

Расположение файла истории событий

$HISTFILESIZE

количество событий, хранимых в истории между сеансами

$LANG

текущая установка локализации, которая позволяет настроить командную оболочку для использования в различных странах и на различных языках.

$MAIL

Место, где храниться почта

$OSTYPE

В переменной $OSTYPE содержится описание операционной системы.

$PATH

список каталогов для поиска команд и приложений, когда полный путь к файлу не задан.

PS1 используется как основная строка приглашения. (то самое [root@proxy

PS2 используется как вторичная строка приглашения.

$PROMPT_COMMAND

Эта команда должна быть выполнена до отображения строки приглашения Bash.

полный путь к текущему рабочему каталогу.

$SHELL

полный путь к текущей командной оболочке.

$USER

Переменные пользователя

Присвоение значения переменной

Пользовательские переменные появляются, как только пользователь «объявит» данную переменную, то есть присвоит переменной какое-то значение:

Действия над переменными

Как уже указывалось, переменной можно присвоить значение. Кроме данного действия, возможно производить следующие действия:

Особые переменные (Позиционные переменные)

При вызове команды или сценария с аргументами, имя команды и ее аргументы являются позиционными переменными. Позиционными они называются, потому что внутри сценария обращение к ним происходит по позиции в командной строке. Давайте рассмотрим их на практике:

Из приведенного скрипта видно, что:

хранит имя команды, запустившей сценарий

переменные хранят 1, 2, 3. n позицию аргументов команды

хранит количество аргументов команды

хранит значение всех аргументов командной строки через пробел

хранит значение всех аргументов командной строки в виде списка

хранит PID запущенного сценария (процесса)

хранит значение PID последнего процесса, запущенного в фоне

Статус выхода запущенной последней программы. Он так же называется кодом условия, кодом возврата. По соглашению, ненулевое значение статусы завершения соответствует значению false и обозначает неудачное завершение процесса. Код выхода равный 0 соответствует true и обозначает успешное завершение программы. (в нашем примере ls display_ завершилось с ошибкой и кодом выхода 2, т.к. файла или каталога display_ не существует)

Действия над переменными 2

Хочу дополнить возможные действия над переменным: сдвиг и инициализация переменных. Опять же, проще будет понять данные действия на практике:

Как видно, команда shift «сдвигает» позиционные параметры, в результате чего параметры «сдвигаются» на одну позицию влево.

Источник

Переменные в Bash скриптах

Существование сценариев, состоящих из отдельных команд, считается нормальным явлением. Но иногда возникают ситуации, когда этого становится недостаточно. Например, часто необходимо использовать данные от команды к команде, чтобы обработать информацию. С этой задачей помогают справиться переменные в скриптах.

В этой статье будут рассмотрены переменные в Bash скриптах с точки зрения области видимости, а также некоторые особенности при работе с ними.

Переменные среды Bash

Командный интерпретатор Bash поддерживает переменные среды, которые отслеживают различную системную информацию:

Для ознакомления с полным списком локальных переменных среды используется команда set.

Значения этих переменных Bash можно использовать в сценариях, для чего необходимо указать имя переменной с предшествующим ей знаком доллара ($).

Пример работы скрипта:

Переменные окружения Bash $USER, $UID и $HOME использовались для отображения запрашиваемой информации о текущем зарегистрированном пользователе.

Обратите внимание: переменные среды в командах echo заменяются их текущими значениями при выполнении программы. Кроме того, переменные, заключённые в кавычках, и вне их интерпретируются правильно.

Однако в таком методе есть некоторый недостаток: при попытке отобразить какое-то денежное значение в долларовом эквиваленте необходимо добавить перед знаком доллара обратный слэш для его экранирования, чтобы интерпретатор не посчитал следующую за ним цифру именем переменной, принимающей параметр скрипта по указанному номеру.

Результат работы скрипта:

В первой строке, где отображается неправильная цена, интерпретатор воспринял $ как знак начала переменной 1, которая считала первый параметр запущенной программы. Поскольку параметр ничего не содержал, то ничего и не было отображено вместо $1.

На заметку: частым случаем является использование фигурных скобок вокруг имени переменной после знака доллара (например $ ). Этот приём позволяет просто определить имя переменной, а на её функциональность это никак не влияет.

Пользовательские переменные Bash

В сценариях командного интерпретатора Bash можно не только использовать переменные среды, но также создавать и включать собственные. Задание переменных позволяет сохранять данные и использовать их во время работы скрипта, что делает его более интерактивным.

Пользовательские переменные Bash Linux могут быть названы любой текстовой строкой длиной до 20 символов, состоящей из букв, цифр и символа подчёркивания. В названии учитывается регистр букв, поэтому переменная Var1 не является переменной var1. Новички в области написания сценариев часто забывают об этой особенности, отчего и допускают трудно диагностируемые ошибки.

Присвоение значения переменной Bash выполняется с помощью знака равенства (=). Слева и справа от знака не должно быть разделяющих символов по типу пробела. Это правило также часто забывается неофитами. Вот пример присваивания значений переменным:

var1=50
var2=-120
var3=test
var4=»текстовая строка»

Ключевой особенностью интерпретатора Bash является автоматическое определение типа данных, используемого для представления значения переменных. После их определения сценарий сохраняет значения этих переменных на протяжении всего времени работы программы и уничтожает после её завершения.

На заметку: обращение к пользовательским переменным осуществляется так же, как и к системным, — с помощью знака доллара ($). Он не используется, когда переменной присваивается значение.

Выводы

Для обработки информации в сценариях командного интерпретатора используются переменные среды Bash и пользовательские переменные. Последние имеют жизнеспособность по умолчанию до тех пор, пока работает программа. При обращении к пользовательским переменным применяется знак доллара, а при записывании в них данных — нет.

Источник

Глава 9. К вопросу о переменных

Правильное использование переменных может придать сценариям дополнительную мощь и гибкость, а для этого необходимо изучить все тонкости и нюансы.

9.1. Внутренние переменные

путь к исполняемому файлу Bash

версия Bash, установленного в системе

содержимое вершины стека каталогов (который управляется командами pushd и popd)

Эта переменная соответствует команде dirs, за исключением того, что dirs показывает полное содержимое всего стека каталогов.

заданный по-умолчанию редактор, вызываемый скриптом, обычно vi или emacs.

«эффективный» идентификационный номер пользователя (Effective User ID)

Идентификационный номер пользователя, права которого были получены, возможно с помощью команды su.

имя текущей функции

группы, к которым принадлежит текущий пользователь

Это список групп (массив) идентификационных номеров групп для текущего пользователя, как эо записано в /etc/passwd.

домашний каталог пользователя, как правило это /home/username (см. Пример 9-13)

(Спасибо S. C., за разъяснения и примеры.)

Начиная с версии 2.05, Bash, в операциях подстановки имен файлов, не делает различий между символами верхнего и нижнего регистров, в диапазонах символов в квадратных скобках. Например,, ls [A-M]* выведет как File1.txt, так и file1.txt. Возврат к общепринятому стандарту поведения шаблонов в квадратных скобках выполняется установкой переменной LC_COLLATE в значение C командой export LC_COLLATE=C в файле /etc/profile и/или

Эта внутренняя переменная определяет кодировку символов. Используется в операциях подстановки и поиске по шаблону.

Номер строки исполняемого сценария. Эта переменная имеет смысл только внутри исполняемого сценария и чаще всего применяется в отладочных целях.

Идентификатор аппаратной архитектуры.

прежний рабочий каталог ( «OLD-Print-Working-Directory» )

тип операционной системы

путь поиска, как правило включает в себя каталоги /usr/bin/, /usr/X11R6/bin/, /usr/local/bin, и т.д.

Инструкция PATH=$:/opt/bin добавляет каталог /opt/bin в конец текущего пути поиска. Иногда может оказаться целесообразным, внутри сценария, временно добавить какой-либо каталог к пути поиска. По завершении работы скрипта, эти изменения будут утеряны (вспомните о том, что невозможно изменить переменные окружения вызывающего процесса).

Код возврата канала (конвейера). Интересно, что это не то же самое, что код возврата последней исполненной команды.

Если поместить эти строки в сценарий и исполнить его, то будут выведены верные значения 0 1 0.

Спасибо Wayne Pollock за замечания и предоставленный пример.

Сравните с командой pidof.

prompt, приглашение командной строки.

Третичное приглашение (prompt), выводится тогда, когда пользователь должен сделать выбор в операторе select (см. Пример 10-29).

рабочий (текущий) каталог

Аналог встроенной команды pwd.

переменная по-умолчанию, куда записывается ввод пользователя, выполненный с помощью команды read если явно не задана другая переменная. Так же может использоваться в операторе select, для построения меню выбора.

Время паботы сценария в секундах.

список допустимых опций интерпретатора shell. Переменная доступна только для чтения.

Уровень вложенности shell. Если в командной строке

дает 1, то в сценарии значение этой переменной будет больше на 1, т.е. 2.

Если переменная окружения $TMOUT содержит ненулевое значение, то интерпретатор будет ожидать ввод не более чем заданное число секунд, что, в первичном приглашении (см. описание PS1 выше), может привести к автоматическому завершению сеанса работы.

К сожалению это возможно только во время ожидания ввода с консоли или в окне терминала. А как было бы здорово, если бы можно было использовать эту внутреннюю переменную, скажем в комбинации с командой read! Но в данном контексте эта переменная абсолютно не применима и потому фактически бесполезна в сценариях. (Есть сведения о том, что в ksh время ожидания ввода командой read можно ограничить.)

Организация ограничения времени ожидания ввода от пользователя в сценариях возможна, но это требут довольно сложных махинаций. Как один из вариантов, можно предложить организовать прерывание цикла ожидания по сигналу. Но это потребует написание функции обработки сигналов командой trap (см. Пример 29-5).

Пример 9-2. Ограничения времени ожидания ввода

В качестве альтернативы можно использовать stty.

Пример 9-3. Еще один пример ограничения времени ожидания ввода от пользователя

Пример 9-4. Ограничение времени ожидания команды read

UID (идентификатор) текущего пользователя, в соответствии с /etc/passwd

Позиционные параметры (аргументы)

аргументы передаются. из командной строки в сценарий, функциям или команде set (см. Пример 4-5 и Пример 11-13)

Все аргументы в виде одной строки (слова)

Прочие специальные переменные

Список флагов, переданных сценарию (командой set). См. Пример 11-13.

PID последнего, запущенного в фоне, процесса

Специальная переменная, содержит последний аргумент предыдущей команды.

Пример 9-9. Переменная «подчеркивание»

Примечания

Слова «аргумент» и «параметр» очень часто используются как синонимы. В тексте данного документа, они применяются для обозначения одного и того же понятия, будь то аргумент, передаваемый скрипту из командной строки или входной параметр функции.

Источник

Читайте также:  Гоар что означает это имя
Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Добавить комментарий

Adblock
detector