Азбука веры толкование притчи соломона

Глава 1

1–6. Введение в книгу: писатель ее; цель, общее содержание и основной характер книги. 7. Основное начало мудрости благочестия. 8–9. Об авторитете родителей в научении благочестию – мудрости. 10–19. Предостережение от соблазнов со стороны нечестивцев. 20–23. Увещательная и обличительная проповедь премудрости

Стих первый и последующие, по 6-й ст. включительно, образуют надписание книги Притчей. Имя Соломона, стоящее в ст. 1, обозначает ближе всего составителя первых девяти глав книги, но, как уже говорили мы, метонимически и вся книга может быть названа произведением Соломона. Мидраш jalkut к Притч (§929) обращает внимание на прописное начертание первой буквы стиха (мем), и, основываясь на числовом значении этой буквы – 40, видит здесь указание на то, что Соломон, испрашивая у Бога мудрости ( 3Цар 3.9 ), постился, подобно Моисею на горе законодательства ( Исх 34.28 ), сорок дней (Midrasch Mischle ubertr v. A. Wunsche. S. 1); здесь выражается взгляд иудейской традиции на мудрость и вообще все содержание книги Притчей как на истолкование Торы или Закона Моисеева. – Касательно словопроизводства и значения славяно-русского названия «Притча» нужно заметить, что оно обычно производится от корня течь (идти) или ткнуть (встретиться) в том и другом случае оно, по выражению Св. Василия Великого, означает припутное (соотв. греч. παροιμὶα ­ παρά οῖμος ) изречение, т. е. такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям. Подобным образом объясняют смысл названия «Притча» Свв. Афанасий Великий и Иоанн: название «Притчи» ( παρᾶμοι ) произошло от того, что подобные изречения писались на всяком пути для вразумления и назидания проходящих по пути, писались же при пути для того, чтобы люди, не могущие заниматься словом истины, по крайней мере, мимоходом, замечали написанное, вникали в него, получали наставления. Посему некоторые и определяют их так: Притчи есть придорожное ( παρόδιον ) изречение, переносящее мысль от чего-нибудь одного ко многому. В последних словах указана одна из основных особенностей притчи: приложимость высказываемой в притче мысли ко многим (аналогичным) случаям, типичность этой мысли. По другому мнению, русско-славянское «притча» происходит от гл. «притыкать», «притачивать» (напр., при тканье – на конце полосы разными по цвету нитями), – в таком случае название это будет указывать на украшающий, образный внешний способ выражения мысли в притчах. Внутренний и внешний характер притчей, составляющих содержание книги этого имени, уясняется в следующих стихах, ст. 2–6, уясняющих смысл и значение притчей, а вместе и цель и назначение самой книги.

Первые слова ст. 7 имеют значение эпиграфа или темы всей книги, преимущественно первой ее части ( Притч 1–9 ). Страх Божий, благоговейный трепет пред Богом неразлучен с самым понятием Богопочтения и благочестия; именно страх Божий положен был в основание Завета Иеговы с Израилем ( Втор 4.10 ). Страх Божий есть, вместе с тем, и начало истинного ведения и истинной премудрости – в том смысле, что в цепи знаний, нужных для приобретения премудрости, Богопочтение должно занимать первое начальное место, что оно должно быть главным и преимущественным предметом знания, равно как и в том отношении, что благочестие – постоянное благоговейное настроение в отношении к Богу – должно быть господствующим духовным настроением в искателе мудрости. В своем стремлении к приобретению мудрости он должен быть проникнут убеждением, что премудрость в строгом смысле принадлежит единому Богу, что Он есть источник премудрости ( Притч 2.6 сн. Иак 1.5 сл.), что без света Его откровения ум человеческий вечно блуждал бы во мраке невежества и заблуждений относительно главнейших истин (ср. 1Кор 1.20 ). Из этого убеждения проистекает для искателя мудрости обязанность искать благословения Божия на труды свои для приобретения знаний, служить этими трудами славе Божией и пользе ближних, совершать это служение с благоговейным опасением прогневать Господа ложной мудростью, и благодарить за успехи в мудрости (еп. Виссариона. Толкование на Паримии II, с. 9–10). И мудрость и благочестие отвергают, к своей погибели, нечестивые люди у которых нечестие помрачает здравый смысл (ср. Иер 4.22 ). Книга Притчей предназначена отнюдь не для них, и если о нечестии – безумии таких людей в ней весьма часто говорится, то это делается с целью вразумления разумных и благочестивых, так как страх Божий (и премудрость) с обратной своей стороны есть ненависть к неправде и греху (ср. Притч 8.13 ).

Читайте также:  Мусульманский сонник толкование снов по священному корану и сунне волосы

Первую половину ст. 22 LXX и слав. (« елико убо время незлобивии держатся правды, не постыдятся» ) передают не в обличительном смысле, как в евр. Вульг. русск., а в положительном – в смысле похвалы « незлобив ым». Но с контекстом речи ст. 22 более согласуется обличительный смысл (подобно как в Пс 4.3 ): обличаются люди трех категорий: 1) невежды (простаки, евр. петаим ), 2) буйные осмеятели кощунники, презрители всего святого (евр. лецим ) и 3) глупцы – люди чуждые ведения тупые и всегда готовые духовно пасть (евр. кесилим ), словом, все, с намерением или по неведению противящиеся истине. И в ст. 23 Премудрость от полноты своего духовного богатства желает пролить духа мудрости (ср. Притч 18.4 ) всем без различия, нуждающимся в ней; мудрость и благочестие, по взгляду Премудрого, как и по учению всей Библии, не есть достояние лишь избранных натур, но обильно изливаются во всякий ум, душу и сердце, раз они открыты для воздействия свыше (ср. Ин 7.37–39 ).

Но так как столь внушительные, трогательные и многократные вещания Премудрости успеха не имели, то речь ее меняет тон и характер: после продолжительных, но бесплодных, призывов к покаянию Божественная Премудрость грозно возвещает гибель всем упорно коснеющим во зле.

Со всею наглядностью и полнотой изображается жалкое, отчаянное состояние людей, упорно презиравших веление Премудрости: внезапность гибели (ст. 27, сн. 1Фес 5.7 ), отсутствие сочувствия со стороны (ст. 26), бесплодность раскаяния (ст. 28) во всем этом нечестивые лишь пожнут естественные и неизбежные плоды своего нечестия (ст. 31, сн. Гал 6.7 ).

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу пророка Исаии – Глава 1 – профессор Александр Павлович Лопухин

5. Толкование на Книгу Бытия – святитель Филарет Московский (Дроздов)

6. Книга Притчей Соломоновых – Глава 1 – профессор Павел Александрович Юнгеров

8. О книге Бытия буквально – блаженный Аврелий Августин

10. Из Бесед на Евангелие от Матфея – святитель Афанасий Великий

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Притчи Соломоновы

Божьи установления, касающиеся обыденной жизни, изложены в Законе Моисея в виде заповедей. Толкование этих заповедей в применении к конкретным случаям в народе Израиля было уделом мудрецов и нашло свое отражение в П.С.

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) евр. название книги – Мишлей (мн.ч. от машал), что означает «притчи», «сравнения», «уподобления», «метафорич. речь», т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Это название уже само по себе указывает на то, что в притчах содержится множество изречений, каждое из которых выражает определенную мысль и, будучи по смыслу самостоятельным, не нуждается в сопоставлении и соединении с предыдущими или последующими сентенциями. Впрочем, в Книге Притчей имеются и отдельные фрагменты, излагающие мировоззренческие основы библ. учения и состоящие из взаимосвязанных стихов (напр., Притч. 8 и Притч. 9:1–6 ); кроме того, одна и та же мысль может быть выражена в нескольких стихах ( Притч. 3:5.6 и др.). Вопрос об источнике Притчей относится к происхождению как отдельных изречений, так и всей книги, всего их собрания;

3) время, когда были собраны притчи и составлена книга, неизвестно. Подобно Книге Екклезиаста (ср. Екк. 12:8–10 ), она, по-видимому, не была полностью составлена самим Соломоном. Первые 24 главы уже существовали ко времени Езекии, который распорядился присоединить к ним второе собрание притчей Соломона ( Притч. 25:1 ). Приложение к книге, возможно, содержит речи двух древних ближневост. царей ⇒ Агура ( Притч. 30 ) и ⇒ Лемуила ( Притч. 31 ); впрочем, согласно иуд. традиции, имена «Агур» и «Лемуил» были прозвищами самого царя Соломона;

5) принадлежность П.С. к канону в древние времена никогда не подвергалась сомнению. В НЗ она цитируется как Свящ. Писание ( Рим. 12:20 ; 1Петр. 4:18 ; 2Петр. 2:22 ).

II. СОДЕРЖАНИЕ

Проследить основное идейное содержание П.С., следуя тексту, невозможно – для этого необходимо сопоставить рассеянные по всей книге изречения, касающиеся одного и того же предмета. Поскольку книга сообщает читателю основы мудрости, прежде всего следует задать вопрос о существе этой мудрости. Ее исток – в Боге, сотворившем мир ( Притч. 3:19 ) и упорядочившем его ( Притч. 3:20 ). Поэтому мудрость может быть только даром Бога ( Притч. 2:6 ), Который наставляет человека на пути, угодные Ему ( Притч. 4:14 ). Мудрость – это не всезнание, а только то, что способствует праведной жизни ( Притч. 4:11 ). Мудрый подчиняется установлениям Бога и ходит по Его стезям. Поэтому он благословен во всех делах ( Притч. 13:1–10 ). Поскольку мудрость всегда пребывает в Боге, исходит от Него и ведет к Нему, она никому не может способствовать в противлении Богу ( Притч. 21:1.30 ). При этом мудрость не является природным свойством человека, ее надо снискать ( Притч. 3:13 ) и научиться ей ( Притч. 24:14 ; Притч. 30:3 ); мудрость даже следует «покупать», ибо она стоит того ( Притч. 17:16 ; Притч. 23:23 ).

Читайте также:  Карты таро значение и толкование пятерка мечей

Мудрость надо искать у людей разумных ( Притч. 10:13 ; Притч. 14:33 ), у праведных ( Притч. 10:31 ), которые сами живут по мудрости, и у смиренных ( Притч. 11:2 ). Знание об установленном Богом предназначении и о пределах собств. возможностей делает человека скромным и смиренным. Для восприятия мудрости необходима определ. готовность ( Притч. 2:2 ; Притч. 5:1 ), с которой следует принимать полезные советы ( Притч. 13:10 ). Кто хочет услышать мудрость только из любопытства, а затем поступает так, как ему нравится, тот остается закрытым для мудрости, она не может проникнуть в сердце такого человека ( Притч. 2:10 ). Кощунствующий (в Синод. пер. – «распутный»), в силу самой своей сути, никогда не достигнет мудрости, даже если очень стремится к ней ( Притч. 14:6 ). Из этого следует, что мудрость совершенно непостижима для глупцов ( Притч. 24:7 ). Поэтому мудрость не следует внушать глупому ( Притч. 23:9 ). Глуп же тот, кто надеется на себя ( Притч. 28:26 ): подчиняясь своим изменчивым желаниям, он никогда не последует прямым путем Господа. Царица Савская приезжала к Соломону, чтобы поучиться мудрости, а слушатели Иисуса не желали воспринимать Его мудрость, хотя Он больше, чем Соломон ( Мф. 12:42 ).

Устами Иисуса говорит Божья мудрость ( Лк. 11:49 ). Выслушав притчи, противники Иисуса задаются вопросом, откуда у Него такая премудрость ( Мф. 13:54 ). Но апостолы знают, что Христос является премудростью ( 1Кор. 1:30 ) и что слово мудрости дается Духом ( 1Кор. 12:8 ). Основание всякой праведной мудрости – страх Господень. Он – начало познания, внутр. стержень в жизни, в то время как воспитание и наставление – только внешняя опора ( Притч. 1:7 ). Старательно ищущий мудрости познает страх Господень, который только и способен дать мудрость, познание и разум ( Притч. 2:5.6 ).

Страх Господень дает уверенность в жизни, являясь ее источником и способствуя ее продлению ( Притч. 10:27 ; Притч. 14:26 ; Притч. 19:23 ), ибо он удерживает от зла ( Притч. 3:7 ; Притч. 8:13 ; Притч. 14:2 ; Притч. 16:6 ). Попавший в беду из-за отсутствия страха Божьего напрасно станет взывать к Богу, Бог не ответит такому человеку ( Притч. 1:24–31 ). Поэтому следует ежедневно и беспрестанно пребывать в страхе Господнем ( Притч. 23:17 ). Исходя из этого, следует понимать отдельные наставления, касающиеся всех областей жизни. Изречения касаются и отношений между полами, они в метких зарисовках изображают, как распущенность женщины проявляется в нечистоте ( Притч. 11:22 ) и в стремлении к власти ( Притч. 19:13 ; Притч. 21:9 ; Притч. 27:15 ). Такое падение нравов выделяется на фоне благонравия и трудолюбия тех жен, которым вновь и вновь воздаются честь и хвала ( Притч. 11:16 ; Притч. 12:4 ; Притч. 14:1 ; Притч. 19:14 ).

В книге указаны и нормы поведения мужчины: ему необходимо сохранять верность жене своей юности ( Притч. 5:18 ), он не должен заглядываться на других женщин ( Притч. 2:16 ; Притч. 6:26 ; Притч. 23:33 ). Красноречив и образ мужчины, вообразившего, что ему удалось одержать победу, в то время как его ведут, как вола, на убой ( Притч. 7:6–23 ). И во всех других областях жизни П.С. стремятся направить человека к мудрости. Здесь вскрываются причины нищеты, возникающей по вине самого человека ( Притч. 10:4 ; Притч. 20:13 ), указаны ее последствия ( Притч. 10:15 ). Но и богатому П.С. напоминают о его долге ( Притч. 14:31 ; Притч. 22:22 ).

Истинное богатство заключается не в накопленных сокровищах ( Притч. 13:7 ; Притч. 19:1.22 ). Мудрость научает праведной молитве и умеренной жизни ( Притч. 30:7–9 ). Таково установление Бога, что существуют бедные и богатые ( Притч. 22:2 ; Притч. 29:13 ). Из прочих, часто затрагиваемых в П.С. проблемах, можно выделить проблемы преступности, нравственные проблемы – стяжательство, зависть, жадность ( Притч. 1:19 ; Притч. 15:27 ; Притч. 17:8 ; Притч. 23:6–8 ; Притч. 28:8.22 ), ложь ( Притч. 6:17 ; Притч. 8:13 ; Притч. 12:19–22 ; Притч. 13:5 ; Притч. 21:6 ; Притч. 29:12 ), лень ( Притч. 6:6–11 ; Притч. 10:4.26 ; Притч. 12:11.24.27 ; Притч. 13:4 ; Притч. 21:25 ; Притч. 24:30 ; Притч. 26:14 ). Притчи не только бичуют нравств. язвы, но и восхваляют добродетели, напр. благотворительность (милосердие) ( Притч. 3:9 ; Притч. 11:17.24 ; Притч. 14:21.31 ; Притч. 21:3 ) и многое др.

Читайте также:  Гадания таро карта 6 пентаклей значение и толкование

Источник

Глава 16

1–3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4–9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10–15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16–26. Правда Божия – в отношении к мудрым и к глупым. 27–33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных.

Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23 ), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9, 36.5 ).

Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).

В связи с этим замечается, что и все общественные отношения (напр., купля и продажа, должны быть проникнуты духом честности и справедливости (ст. 11, сн. Притч 11.1 ). В ст. 12–13 – в первом с отрицательной стороны, а во втором с положительной – высказывается мысль о том, что царь есть непогрешимое мерило нравственной правоты, почему для него отвратительно всякое беззаконие, и он благоволит лишь к делающим правду и говорящим истину. Соответственно с тем, в ст. 14–15 характеризуется противоположное, то грозно карающее, то благоволительно-милующее отношение царя к явлениям зла и добра. Выражение «царский гнев – вестник смерти» (ст. 14) ближе всего объясняется из обычаев деспотических властителей Востока (ср. Есф 7.7 ).

Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26).

В ст. 27–30 дается характеристика трех типов злобы: человека, злоумышляющего против ближнего (ст. 27), клеветника, возмутителя и раздорника (ст. 28), и притеснителя, насильника (ст. 29), причем отмечается свойственная им мимика (ст. 30, сн. Притч 6.12–13 ). В противоположность ожидающей всех таких гибели, удел праведных и благочестивых – честная старость и долголетие (ст. 31); высшее благонравственное самообладание, научиться владеть собой труднее, чем отличаться храбростью в битве и брать крепости (ст. 32). В Мишне (тр. Авот, гл. IV, §1) на вопрос: кто силен? дается ответ: тот кто осиливает свой йецер (т. е. побуждение ко злу), ибо сказано: «долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собою лучше завоевателя» ( Притч 16.32 ).

Заключительный стих (ст. 33), особенно вторая его половина, выражает главную мысль всей (16) главы.

Мидраш (5, 50) здесь справедливо видит указание на мудрость мудрейшего из царей – Соломона.

Вам может быть интересно:

3. Книга Притчей Соломоновых – Глава 16 – профессор Павел Александрович Юнгеров

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector