Азбука веры толкование откровения

Толкование на Апокалипсис Иоанна Богослова — священник Даниил Сысоев

Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис Иоанна Бого­слова свя­щен­ника Дани­ила Сысо­ева.

Самая зага­доч­ная и вол­ну­ю­щая души книга Биб­лии: “Откро­ве­ние Иоанна Бого­слова”. Книга, напи­сан­ная язы­ком сим­во­лов и мета­фор, содер­жит про­ро­че­ства о судь­бах мира от Вос­кре­се­ния Хри­ста до конца вре­мен и Суд­ном дне. Согласно отцам Церкви, тол­ку­ется пра­виль­ное пони­ма­ние и смысл всего грядущего.

Все беседы ведутся строго по Свя­щен­ному Писа­нию, согласно уче­ниям и тол­ко­ва­ниям свя­тых отцов Церкви, Васи­лия Вели­кого, Гри­го­рия Бого­слова, Иоанна Зла­то­уста, Фео­фана Затвор­ника и др. Беседы частично постро­ены по прин­ципу алле­го­рий и подоб­ных при­ме­ров мир­ской и духов­ной жизни нашего времени.

Извест­ный мос­ков­ский свя­щен­ник Даниил Алек­се­е­вич Сысоев родился 12 января 1974 года в городе Москве в семье свя­щен­ника Алек­сея Сысо­ева, кли­рика храма свв. апп. Петра и Павла в Ясенево.

По окон­ча­нии семи­на­рии отец Даниил был назна­чен Пат­ри­ар­шим Ука­зом штат­ным кли­ри­ком храма Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы в Гон­ча­рах — Бол­гар­ского Подво­рья. Позже закон­чил Мос­ков­скую Духов­ную Академию.

Изве­стен актив­ной мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­стью. С 1996 года вел циклы мис­си­о­нер­ских биб­лей­ских бесед с людьми, постра­дав­шими от дея­тель­но­сти сект и оккуль­ти­стов. После созда­ния Душе­по­пе­чи­тель­ского цен­тра имени св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского под руко­вод­ством иеро­мо­наха Ана­то­лия (Бере­стова) стал его сотруд­ни­ком. Автор книги “Лето­пись начала”, посвя­щен­ной защите свя­то­оте­че­ского уче­ния о сотво­ре­нии мира.

Был сек­ре­та­рем Мис­си­о­нер­ско-про­све­ти­тель­ского цен­тра “Шестод­невъ”, сотруд­ни­ком цен­тра реа­би­ли­та­ции жертв тота­ли­тар­ных куль­тов и псев­до­ре­ли­ги­оз­ных дви­же­ний во имя св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского. Автор книги “Лето­пись начала” (1999), редак­тор сбор­ника “Шестод­нев про­тив эво­лю­ции” (2000) и аль­ма­наха “Боже­ствен­ное Откро­ве­ние и совре­мен­ная наука”. Опуб­ли­ко­вал более десятка ста­тей кре­а­ци­он­ной и про­ти­во­сек­тант­ской направленности.

Отец Даниил был застре­лен 19 ноября 2009 года прямо в храме. Наи­бо­лее веро­ят­ная при­чина убий­ства — актив­ная мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность свя­щен­ника в мусуль­ман­ской среде. Цере­мо­ния отпе­ва­ния про­ис­хо­дила в Храме Петра и Павла в Ясе­нево. Отпе­вал отца Дани­ила его отец — свя­щен­ник Алек­сий Сысоев.

Автор: Свя­щен­ник Даниил Сысоев
Изда­тель­ство: Мис­си­о­нер­ский центр им. иерея Дани­ила Сысоева
Год выпуска: 2007

Источник

Толкование на Апокалипсис

Содержание

При слове «апокалипсис» чаще всего представляют страшные картины конца света. Его приметы ищут во всем, нагнетая порой немалые страсти, опираясь, как правило, на таинственную последнюю книгу Священного Писания – Откровение святого Иоанна Богослова. И как-то стерлось из сознания людей, вступивших в XXI век, то, что Откровение Самого Христа, данное апостолу Иоанну 2000 лет тому назад, – это ведение, данное человечеству Господом о неминуемом торжестве правды, добра и любви, которым завершится нынешняя земная цивилизация. Да, будет три с половиной года антихристова царства, и мир сгорит в огне. Да, будет Страшный суд, и кто-то пойдет в геенну огненную. Всё это будет, но будет и всеобщее воскресение всех живущих на земле, будет новое бытие человечества, где венец творения Божьего – человек, не отрекшийся от Бога, будет снова вместе со своим Создателем. В книге известного богослова протоиерея Геннадия Фаста «Толкование на Апокалипсис», основанной на толкованиях святых отцов, есть грозное предостережение нам, живущим, чтобы не уловлены были князем мира сего, но есть и великая радость о Господе, о грядущей встрече с Ним и Небесном Иерусалиме. Написанная 22 года назад в годы воинствующего безбожия, ныне, в эпоху вседозволенности, книга стала ещё более злободневной. И остается только порадоваться тому, что она наконец-то увидела свет. Издание рассчитано на всех желающих познать истины Откровения св. Иоанна Богослова, а также на учащихся духовных православных учебных заведений в качестве учебного пособия.

«Христос-Вседержитель». Художник – В. М. Васнецов.

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.» ( Откр.1:1 )

От автора

Когда слышатся слова «апокалипсис», «апокалиптический», то ужас, ожидание чего-то жуткого и неотвратимого охватывает человека. Кто-то, взявший в руки том нашей книги, невольно поморщившись, может быть, скажет: «Ну вот, опять пугать начнут, жуть нагонять». В жизни ведь и без того нерадостно. Кто-то припадет к толкованию на Апокалипсис, как к гадалке: «Так, что нас там ждет? Скажите скорее!».

А взору апостола на острове в Эгейском море открывается Христос. Апокалипсис – это Откровение Иисуса Христа. Его образ открывается Церкви. Трепетно, с волнением и радостью бьется сердце приступающего к великому Откровению. Ожидаемый, Возлюбленный, Таинственный открывается. В душе всё тихо. Треволнения мира далеко позади. Волны бьются о каменистый берег острова на Эгейском море. Происходит Встреча. Прошло 22 года с тех пор, как была написана последняя страница этого «Толкования» без всякой надежды на публикацию. Минуло время. Изменилось общество, изменились и мы. И сейчас мне многое хотелось бы изменить, подправить, переписать и усовершенствовать в этой книге. Но все оставлено так, как было.

Читайте также:  Нагорная проповедь толкование феофилакта болгарского

Предлагаемая книга – из тех времен. Написал ее молодой диакон по благословению своего духовного наставника, Игнатия Лапкина, обратившего его в православие, наставлявшего его в святоотеческом разумении Писания, а также по благословению духовного отца своего и аввы протоиерея Александра Пивоварова. Написал ее в Кызыле, в центре Азии, в 1979–1982 годах. В те годы она была начитана на магнитофонные ленты и распространялась по многим городам бывшего теперь уже Советского Союза. Эти кассеты тайно прослушивались жаждущими разумения Слова Божия, изымались при обысках.

С 1994 года рукопись принята к подготовке красноярским издательством «Енисейский благовест». Впервые увидела свет в 1998 году в журнале издательства «Енисейский благовест» – «Новое и старое». Напечатана в журнальном варианте в четырех номерах «НиС» (№ 3–6, 1998–2001). А сегодня это «Толкование» предлагается читателям в виде книги, которая более 20 лет ждала своего часа. И если через неё кому-то откроется Христос, если кому-то еще более полюбится Откровение Того – Кто возлюбил нас, Того – Кто есть и был и грядет, и не хочет остаться сокрытым, то главное произошло.

Геннадий Фаст, протоиерей, настоятель Свято Успенского собора г. Енисейск

Вступление

На Апокалипсис Иоанна Богослова существует много совершенно разноречивых толкований. Ее толкованием занимаются даже атеисты. Особое внимание уделяют сегодня ему сектанты различных течений, строя зачастую на Откровении само основание вероучения. Причина противоречивости различных толкований Апокалипсиса состоит в том, что человек пытается своим рассудком постичь богооткровенную истину. А Откровение было открыто Духом Божиим, поэтому Им же только и может быть истолковано. Святой Ириней Лионский писал: «Ибо где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина». Откровение дано Церкви Духом и Духом же Церковь дает толкование. Только толкование Церкви может быть истинным.

В этой работе преследовались три цели.

Первая – изложить толкования на Апокалипсис святых отцов православной Церкви, просвещенных Духом Святым. Изложение это основывается на творениях святых: Папия Иерапольского (I-II вв.), Иустина Философа (167 г.), Иринея Лионского (202 г.), Ипполита Римского (III в.), Мефодия Патарского (312 г.), Кирилла Иерусалимского (380 г.), Ефрема Сирина (373 г.), Григория Богослова (389 г.), Иоанна Златоуста (407 г.), Андрея Кесарийского (V в.), Иоанна Дамаскина (776 г.) и других.

Лучшим основанием является толкование святого Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Оно сравнительно кратко, но раскрывает самые ключевые моменты. Все остальные толкования можно фактически рассматривать как расширения и углубления работы св. Андрея Кесарийского. Его книга и была взята мною за основу. Из позднейших толкований использована книга священника Н. Орлова «Апокалипсис св. Иоанна Богослова, опыт толкования», М., 1904 г.

Мысли святых отцов иногда непосредственно цитируются, большей же частью просто излагаются без приведения конкретных цитат. Иногда излагаются и собственные рассуждения, которые, однако, не касаются ключевых моментов и являются только расшифровкой святоотеческих толкований отдельных текстов.

Вторая цель – показать ложность некоторых толкований и учений, широко распространенных в сектантстве среди баптистов, меннонитов, пятидесятников, адвентистов, свидетелей Иеговы. В основном это их ложные учения: о семи периодах истории Церкви, о восхищении Церкви перед великой скорбью, о великой блуднице, под которой они дерзко понимают то саму святую апостольскую православную Церковь, то римский святительский престол, то экуменическое движение, также учения об антихристе, о тысячелетнем царстве (хилиазм), о Страшном суде, о вечных муках.

Третья цель – изложить некоторые мысли, вскрывающие смысл и причины исторических событий, различных религиозных и других явлений в свете Откровения, а также духовно-нравственные назидания. Помоги нам всем Бог!

Источник

Глава 1

Статья первая

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего Ангела и именем учащихся «рабов» указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему «работна всяческая» ( Пс. 118:91 ).

Читайте также:  Буквальное толкование применяется в тех случаях когда

Выражение «быти вскоре» обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, «ибо у Господа тысяча лет, яко день вчерашний, иже мимо иде» ( Пс. 89:5 ; 2Пет. 3:8 ).

И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,

Христос, как Владыка, явил мне это чрез Ангела, мне, Своему рабу, свидетельствовавшему в него исповедание, чтобы чрез виденное я засвидетельствовал и проповедал для обращения слушающих как о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, так и о том, что имеет быть. Ибо тайновидец пророчески видел то и другое; это же ясно и из слов «яже суть» и «имже подобает быти», указывают на настоящее и будущее время.

Прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко. «Делайте, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати», – говорит Господь ( Ин. 9:4 ). Иначе: по сравнению этой кратковременной жизни с будущею, вечною, близко время воздаяния «коемуждо по делом его» ( Откр. 22:12 ).

Хотя много было местных церквей, но он послал только «седмим церквам». Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи Ангелах и семи церквах, которым шлет свое приветствие: благодать вам и мир от Триипостасного Божества. Словом «Сый» означается Отец, сказавший Моисею: «Аз есмь Сый» ( Исх. 3:14 ); выражением «иже бе» – Слово, которое «в начале бе к Богу» ( Ин. 1:1 ); словом грядый – Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке ( Деян. 2 ). Под семью духами можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: «Засвидетельствую пред Богом, и Господом Иисусом Христом, и избранными [его] Ангелы» ( 1Тим. 5:21 ). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сый, в «иже бе, и иже есть грядый » – разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под «семью духами» – дары Животворящего Духа; под имеющим следовать затем – Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшегося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит «и от Иисуса Христа» и т. д.

Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею,

Подобает, говорит, слава Ему, разрешившему нас по любви Своей от уз смертных и омывшему нас излиянием Своей Животворящей Крови и воды от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу живую жертву – словесную службу вместо жертв бессловесных животных.

Здесь Он, закланный как агнец, приидет во славе Отчей как Судия, на облаках, или силах бесплотных, или подобных тому облаку, которое на горе Фавор осенило Его с апостолами. «Грядущаго со славою» Его увидит всякое око; распинатели же Его и неверующие в Него племена земные «восплачутся» ( Мф. 24:29, 30 ). «Ей, аминь» значит: совершенно, так. Этими словами обозначается одно и то же как на греческом, так и на еврейском языке. Аминь – да будет.

Словами «Альфа и Омега» означается Христос, как Бог, все содержащий, безначальный и бесконечный: «Сый», и прежде сый, и конца не имый, соприсносущный Отцу, и потому имеющий «воздать каждому по делам его» ( Откр. 22:12 ).

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще толкование волосы

Я же, как брат ваш и соучастник в скорбях Христа ради, вполне заслужил ваше доверие, ибо, осужденный за исповедание Христа на остров Патмос, возвещаю о тайнах, которые я на нем видел.

Статья вторая

Видение, в котором видел Одеянного в подир посреди семи златых светильников

Объятый Святым Духом и получив духовный слух, я услышал в чтимый более других воскресный день голос Господа, подобный трубе по своей звучности, ибо «во всю землю изыде вещание их» ( Пс. 18:5 ). Указав словами «Альфа и Омега» на Божию безначальность и бесконечность, Он мне повелел поведать о виденном «семи церквам», обозначая числом семь, оканчивающимся в субботу, субботствование, то есть покой века будущего. Потому же, пишет великий Ириней, созданы Богом семь небес и семь Ангелов, которые начальствуют над другими.

Голос, слышанный апостолом, не был чувственный; на это он указывает словом «обратихся», то есть оборотился не за тем, чтобы слышать, но «видети» его, потому что слышание духовное и видение означают одно и то же. А обратившись, говорит он затем, увидел семь златых светильников (ниже они называются у него церквами) и среди них Христа, «подобна Сыну человечу» (не простой человек, но вместе и Бог!) и облеченного в подир, как вышнего Архиерея, «по чину Мелхиседекову» ( Пс. 109:4 ). Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но «при сосцу» – по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются человеколюбием и что заветы, эти сосцы Владычнии, которыми питаются верные, препоясует истина. «Златым» пояс назван для обозначения высшего превосходства, чистоты и нескверности.

Хотя для нас Он и новый, но Он же и древний, или вернее – предвечный; об этом свидетельствуют Его «власи белы». Очи Его, как пламень огненный, просвещают святых и опаляют нечестивых.

Григорий Назианин разумеет под ногами домостроительство Божие, ибо ноги Его плоть суть, которою явившееся на землю Божество соделало наше спасение. Но под ногами можно разуметь и апостолов, как утверждение Церкви. Халколиваном врачи считают особый благовонный фимиам, который они называют сильным и мужеским. Иначе: халк (халкос – медь) означает человеческое естество, ливан (ливанос – ладан) – Божеское, а соединенные вместе в одно слово «халколиван» – благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще халк означает благоухание Христова учения, а ливан – обращение язычников к Нему, поэтому и повелевается прийти Невесте ( Песн. 4:8 ). Ноги Христа – апостолы, в пещи искушений разжженные для подражания Христу.

и голос Его, как шум вод многих.

Совершенно правильно говорит, что голос Его как глас вод многих, ибо он один и тот же у Него и у Духа, чрез Которого из чрева верующих истекают реки воды живы ( Ин. 7:38 ) и проповедуют вслух всей земли. «Семь звезд» ниже называются Ангелами церквей. Обоюдоострым мечем указывает или на отлучение нечестивых, острейше всякого меча обоюду остра ( Евр. 4:12 ), или на меч духовный, поражающий внутреннего человека. Лицо Его сияет, «якоже солнце», светом духовным, а не чувственным: как Солнце правды, собственною силою и властию сияет Он, а не как чувственное солнце, сотворенное и светящее лишь по Божию велению и Богодарованною силою.

А когда апостол «падох к ногами Его яко мертв», по свойственной человеческому естеству немощи, подобно Иисусу Навину ( Нав. 5:14 ) и Даниилу ( Дан. 10:9, 10 ), Христос укрепил его словами: Не бойся, потому что Я, безначальный и бесконечный, пришел не умертвить тебя, но Сам был мертв ради вас и имею ключи ада и смерти, то есть смерти телесной и душевной.

Истинный свет есть Христос ( Ин. 1:9 ), и обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни. Но собственно светильниками здесь называются церкви, ибо они обладают светилами, содержащими «слово животно», по апостолу ( Флп. 2:15, 16 ). Название светильников и Свешников золотыми указывает на честность и непорочность их веры. У каждой из церквей, говорит Господь, предстоит Ангел-хранитель. По Григорию Богослову, в данной главе церкви названы звездами образно, за их чистоту и светлость.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу Апокалипсис – профессор Александр Павлович Лопухин

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector