Апостол с толкованием 1220 перевод

Апостол с толкованием 1220 перевод

Воскресенский Г.А. Древнеславянский перевод Апостола и его судьбы до XV в. Опыт исследования языка и текста славянского перевода Апостола по рукописям XII-XV вв. Москва, 1879 г.
Сочиненіе подъ заглавіемъ: “Древнiй славянскiй переводъ Апостола и его судьбы до XV вѣка” представляетъ опытъ изслѣдованія языка и, гдавнымъ образомъ, текста славянскаго перевода Апостола въ его древнемь и болѣе или менѣе первоначальномъ видѣ и въ послѣдовательныхъ измѣненіяхъ, по рукописямь XII—XV вв. Вопросъ о редакціяхъ текста славянскаго перевода Апостола для автора былъ на первомъ планѣ. Изслѣдованіе обнимаетъ не весь Апостолъ, а только первыя пять посланій Апостола Павла: къ Римлянамъ, оба къ Коринѳянамъ, кь Галатамъ и Ефесеямъ. Эти пять посланій (до 4 ст. 4 гл. Еф.) содержатся въ рукописи Толковаго Апостола 1220 г., которая положена нами въ основаніе при сравнительномъ разсмотрѣніи и изученіи списковъ.

ВВЕДЕНИЕ

Предварительная работы автора по собиранию материала 3
Замечания о методе и системе исследования текста славянского перевода Апостола. Древний и более или менее первоначальный славянский перевод Апостола. Возможность восстановления его 6
Руководительные критические начала и пособия, коими пользовался при сем автор 15
Характеристика первой, древнейшей (югославянской) редакдии славянскаго перевода Апостола 23
Последующие судьбы его. Исправление его в Болгарии, в Сербии и в древней Руси до XIV в. 25
Вторая, русская редакция славянского перевода Апостола. Ее характеристика 32
Третья, русская же редакция, усвояемая, по преданию, святителю Алексию и ее характеристика 36
Четвертая, русско-болгарская редакция и ее характеристика 39
Замечания о приеме исследования языка рукописей Апостола XII— XV вв. Календарные заметки при Апостолах и важность их для определения века и родины рукописи 41

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Обозрение славянских списков Апостола XII—XV вв. Наличное количество списков Апостола до XV в. и распределение их по веку, правописанию, по составу и по редакции текста. Основные списки для каждой редакции 47
Списки Апостола первой редакции: Толковый Апостол 1220 г. Палеографические, звуковые и грамматические особенности этого списка 50
Замечательнейшие слова и выражения, содержащаяся в толковании на послания An. Павла по списку 1220 г. 66
Взаимное отношение славянского перевода текста апостольского и толкования на оный в Синодальной рукописи 1220 г. 70

Охридский Апостол 94
Слепченский 99
Македонский или Струмицкий 104
Мануйловский 111
Белградский, № 146 112
Хлудовский, № 28 117
Хлудовский, № 31 119
Хлудовский, № 35 123
Синодальный, № 45 (1307 г.) 127
Синодальный, № 46, (1309—12 г.) 131
Типографский, №40 134
Типографский, № 46 137
Шишатовацвий 1324 г. 138
Белградский, № 213 (1353 г.) 145
Белградский, №2 146
Глаголический отрывок Михановича 148
Гильфердинга, № 13 150
Гильфердинга, № 14 155
Гильфердинга, № 15 159
Белградский, № 211 159
Белградский, № 215 160

Списки Апостола второй редакции:

Толстовский Апостол 162
Погодинский 1391 г. 166
Хлудовский, № 33 169
Хлудовский, № 37 174
Типографский, № 59 176
Белградский, № 175 178
Синодальный, № 47 179

Список Апостола третьей редакции:

Новый Завет святителя Алексия 181

Списки Апостола четвертой редакции:

Библия 1499 г. 186
Румянцевский Апостол 1496 г. 187
Греческий текст посланий Ап. Павла 189
Древние переводы 191
Церковные писатели, греческие и латинские 191

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Исследование текста славянского перевода Апостола по рукописям XII—XV вв.

Предварительные замечания 195
Объяснение сокращений 197

Послание к Римлянам.

Толковый Апостол, 1220 г. Первая (древнейшая) редакция славянского перевода сего послания 201
Толстовский Апостол. Вторая редакция 232
Чудовской список. Третья редакция 244
Библия 1499 г. Четвертая редакция 253

Послание к Коринфянам 1-е.

Толковый Апостол. Первая редакция текста сего послания 256
Толстовский: Апостол. Вторая редакция 277
Чудовской список. Третья редакция 284
Библия 1499 г. Четвертая редакция 288

Послание к Коринфянам 2-е.

Толковый Апостол. Первая редакция славянского перевода
сего послания 291
Толстовский Апостол. Вторая редакция 301
Чудовской список. Третья редакция 306
Библия 1499 г. Четвертая редакция 310

Послание к Галатам.

Толковый Апостол. Первая редакция 312
Толстовский Апостол. Вторая редакция 319
Чудовской список. Третья редакция 323
Библия 1499 г. Четвертая редакция 325

Послание к Ефесеям.

Толковый Апостол. Первая редакция 326
Толстовский Апостол. Вторая редакция 335
Чудовский список. Третья редакция 339
Библия 1499 г. Четвертая редакция 342

Источник

Толковый Апостол

Деяния святых апостолов, изъясненные профессором Московской Духовной академии Димитрием Боголеповым Последовательное истолковательное чтение

Содержание

От издателей

Предлагаемое читателю Последовательное истолковательное чтение книги Деяний святых апостолов входит в публикуемое нами собрание книг, составляющих «Толковый Апостол» (Толкование Соборных посланий; Толкование Посланий апостола Павла (в 2-х томах); Толкование на Апокалипсис).

К толкованию Деяний апостолов обращались святой Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт и многие другие. Толкование Димитрия Боголепова, профессора Московской Духовной академии, подготовлено им по книгам святых отцов для учащихся духовных семинарий. В этой книге, по словам автора, в краткой форме дается «изображение полного, последовательного и непрерывного хода апостольской истории». Это открывает читателю и действие благодати Божией, и действия соработников Бога – апостолов, исполняющих Его волю: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Предлагаемая книга печатается по «Руководству к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний апостольских» (издание 5-е, М., 1910). Повествование разделено автором по темам и частям, а развернутое тезисное их содержание дает возможность читателям легко ориентироваться в описываемых событиях. Книга рассчитана на широкий круг читателей, а также может быть рекомендована учащимся семинарий и духовных школ при изучении курса по толкованию Священного Писания Нового Завета.

Введение. Писатель книги

Книга Деяний апостольских начинается следующим предисловием: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся (1, 1–2). Из этого предисловия открывается, что: 1) книга Деяний составляет вторую часть труда одного и того же писателя, что: 2) она первоначально начинается для того же читателя, для которого была назначена и первая часть его труда, именно для некоего Феофила, и что: 3) эта последняя обнимает собою историю Иисуса Христа и именно от начала ее и до вознесения Господа. Таким образом, из указания самой книги Деяний апостольских очевидно, что писатель ее есть писатель третьего канонического Евангелия, то есть апостол и евангелист Лука, спутник и сотрудник апостола Павла, – ибо Евангелие именно от Луки написано для Феофила и именно оно заключает в себе полнейшее изображение, сравнительно с другими евангелистами, Евангельской истории.

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще толкование хорек

Согласно с высказанным в предисловии намерением описывать события по тщательном исследовании всего сначала (1, 3), евангелист Лука один из всех евангелистов начинает повествовать с событий архангельского благовестия о рождении Иоанна Крестителя и Господа (1, 5 и далее) и оканчивает свою книгу кратким сказанием о вознесении Господнем (24, 50–53). Книга Деяний апостольских, после предисловия (1, 1–3) начинаясь более подробным сказанием о вознесении же Господнем (1, 4–11), действительно и представляет собою продолжение повествований Евангелия от Луки – вторую часть его. Дальнейшее содержание книги точно так же указывает на евангелиста Луку как ее писателя: писатель ее часто представляется в ней спутником и сотрудником апостола Павла (16, 10–17; 20, 5–15; 21, 1–17; 27, 1–28, 16), а из спутников Павловых книгу о жизни Христовой писал к Феофилу апостол Лука.

Повод к написанию

Какие исторические обстоятельства подали повод евангелисту Луке написать историю распространения Церкви Христовой чрез апостолов, на это в самой книге никаких указаний нет. Но так как история святых апостолов, по собственному указанию евангелиста Луки, относится к его Евангелию, к истории основания Церкви христианской Иисусом Христом, как ее продолжение, то некоторые толкователи думают, что предисловие к Евангелию Луки относится не к Евангелию только, но и к Деяниям апостольским. А в этом предисловии (1, 1–4) евангелист Лука говорит, что поводом к написанию Евангелия послужило для него появление среди христиан многих повестей о жизни и делах Христа, которые, однако, во многих отношениях были неудовлетворительны. Очень может поэтому быть, что и события распространения Церкви Христовой чрез апостолов многие уже начали во время евангелиста Луки делать предметом письменных повествований, но, подобно многим повествователям о Христе, они не совершали взятого ими на себя труда с тою тщательностию, какой требовала от них важность дела, – составляли, например, только отрывочные записи об отдельных событиях, а не обстоятельную и связную историю, вносили в свои повествования, наряду с несомненно истинными фактами апостольской истории, предания, не тщательно проверенные свидетельствами очевидцев. Эти-то недостатки существовавших уже повествований о деяниях святых апостолов, быть может, и вызвали евангелиста Луку составить свою историю распространения Церкви Христовой чрез апостолов, историю связную и обстоятельную, основанную притом на свидетельстве самих апостолов и их спутников и сотрудников, к числу которых и принадлежал евангелист Лука.

Время и место написания

Книга Деяний апостольских заключается известием о двухлетнем пребывании апостола Павла в узах в Риме (28, 30–31). Отсюда с уверенностью можно выводить заключение, что она не могла быть окончена написанием ранее второго года римских уз апостола Павла, то есть ранее 63–64 года. Но какой позднейший пункт времени, далее которого нельзя полагать написание книги Деяний, на этот вопрос с точностью отвечать нельзя. Некоторые толкователи полагают, что книга Деяний имеет потому указанное окончание, что она написана была не позже и именно во время первых римских уз апостола Павла. В доказательство такого предположения говорят, что в противном случае дееписатель продолжил бы свое повествование и передал бы нам в нем рассказ о последующей судьбе апостола Павла. Однако же это основание для сказанного предположения о времени написания книги Деяний нельзя считать решительным: очень достоверно предположение, что дееписатель потому не продолжил своего повествования об обстоятельствах жизни апостола Павла после первых римских уз, что известием об этих узах он выполнил ту задачу, какую возложил на себя описанием событий апостольской истории. Поэтому сказанное предположение о времени написания книги Деяний апостольских можно считать лишь вероятным. Вообще же время происхождения книги Деяний должно быть ограничено апостольским периодом – временем жизни и деятельности большей части апостолов и их сотрудников.

Так как время написания книги Деяний с точностию определить нельзя, то невозможно с точностию указать и место ее написания. Но если бы несомненно было, что книга Деяний написана во время первых римских уз апостола Павла, то очень достоверно было бы мнение, что местом ее написания был Рим, ибо во время этих уз апостола Павла вместе с ним в Риме был и евангелист Лука ( Деян. 28, 12–16 ; Кол. 4, 14 ; Фил. 1, 24 ).

Цель написания

Что касается, наконец, цели написания книги Деяний, то по отношению к читателям, без сомнения, она должна быть та же, какую имел евангелист Лука при написании своего Евангелия, – именно, чтобы дать в своем писании Феофилу, а вместе с ним и всякому другому читателю, твердое основание христианского учения ( Лк. 1, 4 ) в отношении к апостольской истории. Цель же написания книги Деяний апостольских в отношении к самому предмету повествования, судя по содержанию книги, заключается в том, чтобы изобразить постепенное распространение Церкви христианской трудами апостолов от Иерусалима, главного города иудейского народа, до Рима, главного города мира языческого, и таким образом показать исполнение обетования Спасителя апостолам, что они будут свидетелями Ему в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии, и даже до края земли. Потому-то, можно думать, дееписатель и заключает свои повествования сказанием о том, как христианство, еще ранее распространившееся в Риме, утверждено и увековечено было двухлетнею деятельностию великого апостола языков Павла.

Читайте также:  Богу богово кесарю кесарево толкование
Содержание и разделение книги

Книга Деяний апостольских содержит в себе изображение постепенного распространения основанной Христом Церкви чрез Его святых апостолов, начиная от Иерусалима, столицы народа Божия, и до Рима, столицы мира языческого. Явившись пред вознесением ученикам Своим, Господь сказал им: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ( Деян. 1, 8 ). Церковь Христова распространялась действительно в предуказанном здесь Господом порядке, как это и показывает нам книга Деяний апостольских. Своими повествованиями она именно показывает нам, как малое общество Христово, первоначально состоявшее только из 120 душ, будучи воодушевляемо и укрепляемо Духом Святым, снисшедшим на него в день Пятидесятницы, явилось свидетелем истины о Нем пред миром; как оно постоянно увеличивалось и росло сначала между иудеями в Иерусалиме; как оно потом, при упорном неверии иудеев, стало распространяться за пределами Иерусалима между иудеями, рассеянными в Палестине, а также между раскольниками самарянами; как оно далее, при столь же упорном неверии природных наследников обетований Божиих, мало-помалу стало распространяться и среди язычников, сначала в Сирии и Малой Азии, потом в греческих областях Европы и, наконец, в столице языческого мира – в Риме. Повествованием о том, как утвердилось христианство трудами апостола Павла в Риме, книга Деяний апостольских заканчивается.

Для того чтобы изобразить постепенное распространение Церкви Христовой чрез апостолов, дееписатель не вдается в описание всего множества и разнообразия событий апостольской истории, а выбирает из них только самые главные и существенные, которые яснейшим образом рисуют как внешние судьбы Церкви Христовой, так и внутреннее состояние христианских обществ в апостольское время. Поэтому он повествует о деяниях не всех апостолов, а только главнейших из них. Церковь Христова распространялась сначала в Иерусалиме и Палестине, затем в мире языческом. При распространении ее в Иерусалиме и при первоначальном переходе ее к язычникам особенно много потрудился первоверховный апостол Петр; при распространении ее в мире языческом – первоверховный апостол Павел. Соответственно этому книга Деяний состоит из двух главных частей: в первой (гл. 1–12) повествуется по преимуществу об апостольской деятельности Петра и о Церкви из иудеев; во второй (гл. 13–28) – о деятельности Павла и о Церкви из язычников. В частности, в книге Деяний содержится следующее:

Развернутое содержание и основные тезисы Толкования

ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА ИЗ ИУДЕЕВ (гл. 1–12)

I. Открытие основанной Христом Церкви чрез сошествие Святого Духа на верующих (1, 1–2, 47)

1. Предисловие (1, 1–3).

2. Вознесение Иисуса Христа на небо и Его последние повеления и обетования апостолам (1, 4–11).

3. Жизнь верующих во Христа после вознесения Господня (1, 12–14).

4. Причтение Матфия к лику апостолов (1, 15–26).

5. Сошествие Святого Духа на верующих (2, 1–13).

6. Первая апостольская проповедь и обращение ко Христу около трех тысяч человек (2, 14–41).

7. Внутреннее состояние и внешнее положение Церкви Христовой (2, 42–47).

II. Церковь Христова в Иерусалиме (3, 1–7, 60)

1. Чудесное исцеление апостолами хромого при храме и обращение ко Христу пяти тысяч человек (3, 1–26).

2. Внешняя опасность для Церкви Христовой со стороны синедриона; заключение апостолов Петра и Иоанна в темницу и свидетельство их о Христе пред синедрионом; освобождение их, сопровождавшееся запрещением проповедовать о Христе, и молитва верующих о божественном укреплении их духа и о чудесном содействии им в деле мужественного свидетельства о Христе (4, 1–31).

3. Внутренняя опасность для Церкви Христовой – опасность извращения деятельной любви в лицемерие. Анания и Сапфира (4, 32–5, 11).

4. Внешняя опасность для Церкви Христовой со стороны синедриона усиливается вместе с увеличением числа верующих во Христа: возрастание Церкви Христовой, внутреннее и внешнее, трудами апостолов при Божественном содействии; заключение апостолов в темницу и запрещение им проповедовать о Христе, сопровождавшееся телесным наказанием их (5, 12–42).

5. Новая внутренняя опасность – опасность разделения между верующими: ропот эллинистов на евреев; избрание семи диаконов и умиротворение тем Церкви (6, 1–7).

6. Усиление внешней опасности со стороны иудеев – начало гонения на Церковь Христову со стороны последних и первый христианский мученик архидиакон Стефан (6, 8–7, 60).

III. Церковь Христова во всей Иудее и Самарии и в переходе к язычникам (8, 1–12, 25)

1. Начавшееся убиением Стефана преследование христиан, в котором особенно ревностное участие принимал некто Савл, подает повод к рассеянию верующих из Иерусалима в Иудее и Самарии, а вместе с тем и к распространению Евангелия в этих странах и даже к обращению одного прозелита из отдаленной страны (8, 1–40).

2. Чудесное обращение ко Христу Савла; его апостольская деятельность и положение его в отношении к верующим и к иудеям в первое время по обращении (9, 1–31).

3. Апостольская деятельность Петра вне Иудеи и Самарии. Петр в Лидде и Иоппии (9, 32–43).

4. Апостол Петр чудесным видением призывается перенести Евангелие к язычникам и обращает ко Христу дом язычника Корнилия в Кесарии (10, 1–11, 18).

5. Распространение Церкви Христовой среди язычников в других странах Палестины и Сирии и между прочим в Антиохии, где оно и утверждается трудами Варнавы и Савла. Общение веры и любви между христианами из язычников и иудеев (11, 19–30).

6. Преследование христиан в Иерусалиме усиливается присоединением к церковной иудейской власти в деле гонения на Церковь Христову власти гражданской: Ирод Агриппа умерщвляет Иакова Зеведеева и заключает в темницу апостола Петра. Последний чудесно освобождается из темницы и удаляется из Иерусалима; суд Божий постигает гонителя (12, 1–25).

ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА В СТРАНАХ ЯЗЫЧЕСКИХ (гл. 13–28)

I. Первое путешествие апостола Павла (13, 1–15, 35)

1. В сопровождении Варнавы апостол Павел посещает с евангельскою проповедию Кипр и обращает там проконсула Сергия Павла (13, 1–12).

Читайте также:  Приснилась церковь внутри толкование

2. Из Кипра апостолы Павел и Варнава путешествуют в малоазийские провинции и посещают города Пергию в Памфилии и Антиохию Писидийскую. Речь апостола Павла в антиохийской синагоге производит сильное впечатление на иудеев и на язычников, но ожесточает многих из первых, и они воздвигают гонение на апостолов и заставляют их оставить города и идти в Иконию (13, 13–52).

3. Проповедь апостолов Павла и Варнавы в Иконии, потом в Листре и Дервии. В Листре исцеление апостолами хромого подает повод жителям счесть их за богов и вызывает на попытку принести им жертву. По устранении этой неразумной ревности гонение заставляет апостолов удалиться из Листры в Дервию (14, 1–20). Обратное путешествие апостолов по новоучрежденным христианским обществам в Малой Азии и возвращение в Антиохию Сирийскую (14, 21–28).

4. Апостольский собор в Иерусалиме: смущение христиан из язычников в Антиохии иудействующими; путешествие апостолов Павла и Варнавы в Иерусалим; разрешение недоумения на апостольском соборе; возвращение Павла и Варнавы в Антиохию и пребывание там (15, 1–35).

II. Второе путешествие апостола Павла (15, 36–18, 22)

1. Начало второго путешествия апостола Павла. Вследствие некоторого разногласия с Варнавой это путешествие апостол Павел предпринимает и совершает с апостолом Силою, посещая уже основанные Церкви в Сирии и Киликии (15, 36–41).

2. В Листре апостол Павел избирает себе, кроме Силы, нового сотрудника в деле евангельской проповеди – Тимофея, в сопровождении которого и обходит малоазийские провинции и доходит до Троады (16, 1–8). Чрезвычайным видением мужа македонянина апостол Павел призывается перенести евангельскую проповедь в Европу. Согласно с этим видением, он переправляется в Македонию и в Филиппах основывает первую в Европе христианскую Церковь (16, 9–40).

3. Продолжая путешествие, апостол Павел основывает Церкви в Фессалониках, Верии и потом прибывает в Афины, где в ареопаге проповедует единого Бога, Творца неба и земли, всеобщий суд и воскресение пред образованнейшими из язычников и некоторых из них обращает к вере (17, 1–34).

4. Из Афин апостол Павел прибывает в Коринф, где, основавши Церковь, и пребывает более полутора лет (18, 1–17). Оканчивая свое второе путешествие, апостол Павел приходит чрез Ефес в Иерусалим, а оттуда в Антиохию (18, 18–22).

III. Третье путешествие апостола Павла. Утверждение основанных Церквей в Азии и Европе и основание главной в Малой Азии Церкви – в Ефесе (18, 23–21, 17)

1. Во время третьего путешествия апостол Павел сначала посещает в Малой Азии Церкви, уже основанные им прежде, проходит Галатийскую страну и Фригию, а потом прибывает в Ефес, где дело Евангелия несколько было уже подготовлено частию им самим во время кратковременного посещения этого города во второе путешествие, частию трудами Акилы и Прискиллы, а также Аполлоса и где апостол, основавши Церковь, остается более двух лет (18, 23–19, 40).

2. Вследствие возмущения, произведенного против него некоторым Димитрием среброковачем, принужденный удалиться из Ефеса, апостол Павел переносит свою деятельность в Европу и здесь посещает основанные им Церкви в Македонии и Греции; в последней пребывает он три месяца. Потом снова чрез Македонию апостол возвращается в Сирию и приходит сначала в Троаду, где пребывание его ознаменовалось воскресением Евтиха, а потом в Милит (20, 1–16).

3. Беседа апостола Павла с пресвитерами Ефесской Церкви, прощание с ними (20, 17–38).

4. Продолжая путешествие из Милита, апостол достигает Кесарии, где получает пророчество об ожидающих его в Иерусалиме узах, а потом входит в Иерусалим (21, 1–17).

IV. Заключение апостола Павла в узы и перенесение евангельской проповеди в Рим (21, 18–28, 31)

1. Взятие апостола под стражу. Несмотря на некоторые меры, предпринятые апостолом Павлом по прибытии в Иерусалим по совету Иакова, чтобы благорасположить к себе иудеев, последние произвели против него возмущение и наложили на него руки. От побоев черни апостол освобождается тысяченачальником гарнизонной стражи, который отводит его в крепость. Здесь с лестницы он обращается к сопровождавшему его народу с речью, но эта речь еще более озлобляет против него возмутившихся. Они требуют смерти его, и тысяченачальник хотел было подвергнуть его пытке, но звание римского гражданина спасает его от сего. Тысяченачальник освобождает его от оков и представляет его на суд синедриона (21, 18–22, 30).

3. Апостол Павел пред судом прокуратора Феликса. Первосвященником Ананиею он обвиняется как возбудитель мятежа между иудеями, но защитительная речь его производит впечатление на Феликса, и последний отсрочивает решение о нем. Желая же получить от Павла деньги за освобождение и не получая их, он продерживает его в крепости два года и оставляет его преемнику Фесту (24, 1–27).

4. Апостол Павел пред судом прокуратора Феста. Явившиеся из Иерусалима с обвинениями против апостола Павла иудеи не могли доказать справедливость своих жалоб, но в угоду им прокуратор готов был выдать подсудимого, если бы не требование последнего перенесть дело его в Рим на суд кесаря. Защитительная речь, которую вскоре после того апостол Павел держал в присутствии царя Агриппы, произвела такое впечатление как на царя, так и на прокуратора, что оба они считают справедливым освободить его; но то обстоятельство, что апостол Павел требовал суда кесарева, заставляет Феста отправить его в Рим (25, 1–26, 32).

5. Путешествие апостола Павла в Рим от Кесарии до Мальты (27, 1–28, 10).

6. Прибытие в Рим и успехи проповеди в Риме. Апостол в качестве узника остается здесь в течение двух лет и во все это время проповедует Евангелие о Христе со всяким дерзновением невозбранно (28, 11–31).

«Эта книга, – говорит святой Златоуст о Деяниях апостольских, – может принести нам пользы не меньше самого Евангелия. Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Своих Евангелиях, истину, сияющую в самых событиях».

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector