Акты официального толкования разъясняющие смысл и значение финансово правовой нормы

Акты толкования права: понятие и виды. Юридическое значение актов официального толкования

Все правовые акты, издаваемые в РФ, подразделяются на: а) нормативные акты, включая договоры нормативного содержания; б) правоприменительные акты; в) правотолкующие (интерпретационные) акты; г) прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).

Основные особенности актов толкования заключаются в следующем:

1) они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;

2) не являются источником и формой права;

3) адресуются, как правило, к должностным лицам;

4) носят подзаконный, но обязательный характер;

По отраслям права акты толкования: 1) конституционно-правовые; 2) уголовно-правовые; 3) административно-правовые.

В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта: 1) аутентичные (акт принимает и толкует один и тот же субъект); 2) легальные (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).

В зависимости от внешней формы: 1) письменные, имеют опред.реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие; 2) устные.

По юридической значимости:1) акты нормативного толкования- имеют общеобязательный характер, т.к распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение; 2) казуальные, которые относятся к конкретному случаю.

В зависимости от органов, дающих толкование, акты: 1) органов гос.власти; 2) органов управления; 3) судебных, прокурорских органов и т. д.

В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть: 1) материальные; 2) процессуальные.

По своей юридической природе: 1) акты правотворчества; 2) акты правоприменения.

По структурным элементам: 1) акты толкования гипотезы; 2) акты толкования диспозиции; 3) акты толкования санкции; 4) комплексные акты толкования.

Правомерное поведение: понятие и виды

По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения):

По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2 Правомерное поведение в политической сфере. 3 Правомерное поведение в культурной сфере и т.д.

По субъекту, осуществляющему правомерное поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 Правомерное поведение организаций. 3 Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.

По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2 Уголовное правомерное поведение. 3 Гражданское правомерное поведение и т.д.

С позиции юридических фактов (в зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации) это могут быть юридические поступки и действия, создающие объективированный результат и юридические акты.

В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия: правомерное индивидуальное и групповое поведение. Групповое – объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1101 ;

Источник

Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты официального толкования – интерпретационные акты.

Акты официального толкования (интерпретационные акты) (АОТ) – это особая разновидность юридических актов, которые издаются государственными органами с целью установления единства в понимании и применении правовых норм, обобщения практики регулирования общественных отношений.

Целостность системы актов официального толкования основана на единстве их юридического содержания, и подтверждается следующими признаками:

1. АОТ обладают государственной обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности компетентных органов. Эта обязательность подтверждается конкретно-надзорными полномочиями вышестоящих органов. Игнорирование официальных разъяснений в процессе реализации правовых норм влечёт отмену правоприменительных актов.

2. АОТ имеют форму аналогичную другим правовым актами. Они бывают в виде постановлений, указов президиума Верховного Совета РФ и автономных республик, приказы, распоряжения, письма, постановления, инструкции органов отраслевого управления, акты надзора органов суда, прокуратуры и др.

3. Иерархичность АОТ. Для них характерен признак соподчиненности. Во главе системы Конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е. та же последовательность, что и у НПА. Поэтому во главе мы имеем разъяснения конституционных законов и далее разъяснения законов и подзаконных актов.

6. АОТ не самостоятельны, они имеют пределы, так как не могут подменять собой правовую норму. АОТ действуют до срока действия толкуемых норм права.

Классификация видов Актов официального толкования:

По степени обязательности Акты толкования органов государственной власти;
Акты толкования органов государственного управления;
Акты толкования органов суда, прокуратуры, МВД, арбитража;
Акты толкования общественных организаций.
По уровню системы актов официального толкования, разъясняющих смысл правовых норм уровень руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;
разъяснения судебных коллегий Верховного Суда РФ;
разъяснения президиумов Верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских и районных судов;
По форме, в которую облекаются акты официального толкования постановления, указы президиума Верховного Совета РФ, автономных республик
приказы, распоряжения, письма, постановления, инструкции органов отраслевого управления,
акты надзора органов суда, прокуратуры и пр.
По субъектам актов официального толкования Интерпретационные акты правотворчества – нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования (см.выше)
Интерпретационные акты правоприменения – специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности (казульное толкование – см.выше). Они имеют обязательное значение только для данного случая, те имеют разовое значение.
Читайте также:  Гадание на кофе толкование девушка

Отличительные черты Актов официального толкования от НПА

Акты официального толкования НПА
1) По наличию нормоустановительного характера
содержит в себе правотолковательные положения, представляющие собой правила, предписания, но это лишь правило (предписание) надлежащего понимания толкуемой нормы права, данный акт не вносит и не может вносить поправок и изменений в действующие нормы, он призван лишь объяснять и уточнять то, что сформулировано в норме, раскрывать юридическую волю законодателя содержит в себе правовые нормы, НПА направлен на установление, изменение и отмену норм права
2) по характеру обязательности
обязательность правотолковательного положения является производной от обязательности разъясняемой нормы права Носит общеобязательный характер
3) По наличию внутренней логической структуры
+
4) По характеру самостоятельности
Носит вспомогательный характер Относительно самостоятельный вид
5) По характеру юридической силы
юридическая сила интерпретационного акта опре­деляется компетенцией субъекта, издавшего НПА; может иметь свою иерархию только при сравнении по юридической силе интерпретационных актов между собой Имеет иерархическую систему только при сравнении по юридической силе НПА между собой
6) По сфере действия (пределам действия)
обладает ретроак­тивным эффектом (обратной силой), поскольку распространяет свое действие на факты, события, которые имели место до принятия соответствующего акта и не создает новых предписаний, а разъясняет смысл уже действующих обратной силы не имеют
7) По правотворческой конкретизации
конкретизация норм права посредством официального нормативного толкования связана с разъяснением уже имеющейся нормы и состоит в объяснении и уточнении ее смысла, детализации ее содержания строго в рамках самого правового предписания в результате правотворческой конкретизации создаются новые самостоятельные правовые нормы, которые, не выходя за рамки законов, развивают и детализируют его положения

Сходство АОТ и НПА:

1) формы закрепления АОТ и НПА совпадают, к их оформлению предъявляются одинаковые требования (наличие реквизитов).

2) Совпадают сферы действия АОТ и НПА в пространстве и по кругу лиц.

Случаи и условия необходимости АОТ:

1) недостаточная чёткость выражения мысли законодателя;

2) несовершенство правовых норм из-за несовершенства законодательной техники;

3) специфика юридической терминологии.

Как пример, можно выделить следующие виды актов судебного толкования:

Таким образом, акты судебного правоприменительного толкования несут на себе большую функциональную нагрузку, призваны играть в праворазъяснительном процессе особую роль, способствуя эффективной реализации права и совершенствованию системы законодательства.

Анализ юридической практики показывает, что большинство ошибок в правоприменительной деятельности связано с непониманием или неверным пониманием смысла правовых норм толкующими субъектами. Именно необходимость устранения этих ошибок вызывает появление актов толкования. Обратившись к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, несложно заметить, что в каждом из них, как правило, содержится цель даваемых разъяснений: «Ввиду того, что в практике судебных органов имеют место случаи неправильного применения…», «В целях правильного и единообразного применения закона и устранения недостатков в судебной практике…» и т.д.

Источник

ГЛАВА 4. АКТЫ ОФИЦИАЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ

Считается само собой разумеющимся, что деятельность по толкованию норм права объективируется вовне в виде определенных актов. Такие акты и называются актами толкования. Естественно, что наибольший интерес для исследователей представляет официальное толкование и его акты. Так как данный вид толкования непосредственно влияет на процессы правоприменения, его результаты обязательно должны быть представлены в письменном виде и иметь четко регламентированную структуру и форму.

Большинство исследователей в этой области сходится во мнении, что взаимоотношения между актом толкования и процессами уяснения и разъяснения нормы права намного сложнее, чем это представляется на первый взгляд. Так, например, Вопленко Н.Н. пишет, что «…акт толкования является формой, в рамках которой осуществляется познание и объяснения смысла правовых норм» и «Форма не представляет собой нечто поверхностное, внешне определенное. Она внутренне присуща содержанию и определяет его структуру». Все это требует подробнейшего изучения связи акта, как результата, с самим процессом.

Чтобы наиболее полно представить себе понятие об акте официального толкования необходимо ближе познакомится с праворазъяснительным процессом, результатом которого собственно и является сам акт толкования. Праворазъяснительная деятельность представляет собой интеллектуально-волевую деятельность по истолкованию, изложению и доведению до сведения других субъектов познанной процессе уяснения государственной воли, содержащейся в норме права. Это представляется тем более важным, если взглянуть на правоприменительный процесс с точки зрения Осяпина Б.А., который считает, что «…прямое действие происходит не через саму норму, а через идею, заложенную в этой норме…»[19]. Невозможно с этим не согласится, так как способы выражения идей, заложенных в правовых нормах могут быть подобраны не совсем корректно, и иметь либо более широкий смысл, либо быть уже, чем их словесная форма. Итак, в самом праворазъяснительном процессе можно выделить несколько стадий, которые он проходит, прежде чем достигается намеченная цель, а именно появление акта толкования.

Первой стадией является праворазъяснительная инициатива, служащая поводом к началу праворазъяснительного процесса. Граждане, должностные лица, органы государства и общественные организации в связи с возникшей неясностью в процессе реализации правовых норм обращаются в компетентные органы (если речь идет об официальном толковании) с ходатайством о даче разъяснения по возникшему правовому казусу. Так же орган, в компетенцию которого входит толкование законов, вправе положить начало разъяснительного процесса по собственной инициативе.

Читайте также:  Как с гуся вода толкование пословицы

На второй стадии происходит обобщение юридической практики проверка необходимости в даче разъяснения законодательства. Можно сказать, что на данной стадии происходит обоснование акта официального толкования. В случае необходимости в даче такого разъяснения на данном этапе так же определяют конкретный круг вопросов, объем и характер будущего разъяснения.

Третьей стадией является выработка и обсуждения текста разъяснения. Это центральный этап праворазъяснительного процесса. Данную стадию можно разделить на две части: в первой уясняется подлинная воля законодателя, во второй отмечаются моменты неверного понимания и неверной реализации правовых норм.

На четвертой стадии после того как текст выработан и обсужден, он (текст) принимается и утверждается. Чаще всего принятие текста происходит простым большинством голосов, т.е. имеет место коллективный порядок принятия. Но возможет так же и единоличный процесс утверждения.

Пятая стадия – опубликование акта толкования – заканчивает праворазъяснительный процесс. Опубликование может проводиться в разнообразных юридических сборниках, газетах, журналах и т.п.

Таким образом, процесс создания праворазъяснительного акта проходит в несколько этапов, на каждом из которых (за исключением возможно этапа праворазъяснительной инициативы) происходит формирование акта толкования. Так же рассмотренный выше процесс относиться только к официальному толкованию.

Так как органов, имеющих право на официальное толкование довольно много (это и органы государственной власти, и органы государственного управления, суд, прокуратура, общественные организации), то все существующие акты толкования образуют сложную, но однородную подсистему актов официального толкования в системе правовых актов. Таким образом, среди всего их многообразия можно выделить ряд общих признаков.

Во-первых, акты официального толкования, являясь формой выражения юридической деятельности компетентных органов, обладают государственной обязательностью. Непосредственным результатом такой обязательности является установление определенного порядка в правоотношениях. Во-вторых, акты официального толкования имеют форму, аналогичную другим правовым актам. Являясь актами толкования, они не перестают быть правовыми актами. В-третьих, акты официального толкования обладают иерархичностью. Это означает, что различные по юридической силе акты находятся в определенном соподчинении между собой. Это объясняется системностью нормативных актов, т.е. одни юридические акты имеют больше юридической силы, чем другие. Акты официального толкования имеют аналогичную структуру.

Акты официального толкования, как и все правовые акты: а) являются продуктом волевой, сознательной деятельности, б) имеют целевой характер, в) служат юридической основой и гарантией осуществления законности. Так же интерпретационные акты могут быть как нормативными, т.е. применимыми к широкому кругу правоотношений, так и индивидуальными, т.е. применимыми только к отдельному, конкретному делу. Данной точки зрения придерживаются многие ведущие специалисты, такие как Шебанов А.Ф., Самощенко И.С.. Однако, не соглашаясь с ними, Недбайло П.Е. выделяет интерпретационные акты в качестве отдельной группы, не относя их ни к нормативным, ни к индивидуальным. Такое разделение вызывает много споров. Но ведь существование актов толкования напрямую сопряжено с существование системы толкуемых правовых актов. Таким образом, целесообразнее не производить деления всей правовой системы на нормативные, индивидуальные и интерпретационные акты, а отнести акт толкования к той группе, к которой относится норма, толкованию которой он посвящен.

Еще одним важным аспектом, требующим упоминания о себе, является внешняя форма актов официального толкования, представляющая собой способ выражения в определенных письменных документах. Выражается она в совокупности внешних признаков правового акта. Обычно в качестве существенных признаков подразумевают реквизиты акта толкования: наименование органа, его издавшего, и наименование акта, число, порядковый номер, дату и содержание самого разъяснения, а так же подпись руководителя органа.

Таким образом, существование актов официального толкования является важным и неотъемлемым элементом системы правовых норм. С их помощью и на их основе происходит реализация и применение правовых норм. Их существование способствует совершенствованию деятельности правоприменительных органов. Существование актов официального толкования способствует формированию правильного понимания воли законодателя у правоприменительных органов. Формирование актов официального толкования сложный процесс, проходящий в несколько этапов и требующий значительной интеллектуально-волевой деятельности. Акты официального толкования обладают всеми основными свойствами правовых актов и занимают обособленное, но вместе с тем органично вписанное, место в системе правовых актов. Акты официального толкования, являясь результатами проявления воли государства, носят вспомогательный характер и не являются актами правотворчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном исследовании были выявлены основные составляющие процесса толкования норм права – уяснение, как толкование «для себя», и разъяснение, как толкование «для других». Сформулировано определение, наиболее полно отражающее сущность и цель процесса толкования. Изучены причины, обусловившие необходимость толкования норм права. Основой необходимости толкования всегда является неясность смысла нормы права и воли законодателя, заключенной в нее. Толкование призвано разъяснить смысл и устранить неясности, в некоторой степени конкретизируя положения правовой нормы. Целью толкование никогда не может являться изменение или дополнение смысла, содержащегося в правовой норме. Толкование направлено только на поиск подлинного содержания правовой нормы.

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще толкование женщина с букетом

Проведено описание основных существующих способов толкования норм права. Все существующие приемы можно разделить на грамматические, логические, систематические, политико-исторические и функциональные. Выявлены характерные критерии, служащие основой для классификации приемов, используемых при толковании. Объяснены основы методологии толкования, опирающиеся на использовании совокупности способов, для более полного и правильного уяснения и разъяснения смысла и содержания нормы права. Проведена сравнительная характеристика авторских мнений на существующие классификации.

В процессе исследования определены основные критерии для разделения толкования по видам. Это, прежде всего, такие критерии как субъекты толкования, юридическая сила, функция, реализуемая толкованием, пределы толкования. Проведено разделение на виды и описание каждого вида по выбранному критерию. По юридической силе: официальное и неофициальное; по субъекту толкования: аутентичное, легальное и обыденное, профессиональное, доктринальное; по функции: нормативное и казуальное; по пределам толкования: буквальное, ограничительное, расширительное. Выявлена значимость того или иного разделения для юридической практики. Знание всех существующих классификаций необходимо для правильного применения норм права в том или ином юридическом казусе.

Проведено исследование актов официального толкования как наиболее значимых в юридической практики результатов праворазъяснительного процесса. Обосновано значение актов официального толкования в системе правовых актов. Выявлены основные существенные качества актов официального толкования, присущие и другим нормативно-правовым актам. А так же выделены специфические свойства интерпретационных актов, основным из которых является вспомогательная функция, осуществляемая такими актами. Приведены и описаны основные этапы, на которых происходит формирование актов официального толкования. Это праворазъяснительная инициатива, обобщение юридической практики и обоснование необходимости, обсуждение и выработка текста толкования, принятие и утверждение текста и в конце опубликование акта толкования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Издательство Омега-Л, 2008. – 63 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации» (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).

3. «Уголовоно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001).

4. Алексеев С.С. Теория государства и права [Текст]/ М.: Норма, 2005. – 281.

5. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. [Текст] – М.: Издательство «Юридическая литература», 1976. – 118 с.

6. О юридической природе постановлений конституционного суда РФ о толковании Конституции РФ [Текст] / В.А. Петрушев// Конституционное право. – 2007. – № 11. – С. 27 – 30.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. [Текст]/ – М.: Оникс, 2010.

8. Пиголкин А.С. Теория государства и права. [Текст]/ – М.: Городец, 2003. – 544 с.

9. Проблемы толкования конституционных положений [Текст]/ Б.А. Осипян / / Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №7. – С.26 – 30.

10. Проблемы толкования права в судебной практике [Текст]/ Д. Архипов// Хозяйство и право. – 2008. – № 9. – С. 113 – 118.

12. Теория государства и права: Курс лекций [Текст]/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.–776с.

[1] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010. – С. 238.

[2] Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. – М.: Издательство «Юридическая литература», 1976. – С. 5

[3] Пиголкин А.С. Теория государства и права. – М.: Городец, 2003. – С. 464.

[5] Проблемы толкования права в судебной практике/ Д. Архипов// Хозяйство и право. – 2008. – № 9. – С. 113 – 118.

[6] О юридической природе постановлений конституционного суда РФ о толковании Конституции РФ / В.А. Петрушев // Конституционное право. – 2007. – № 11. – С. 27 – 30.

[7] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М. – «Оникс», 2010. – С. 14.

[8] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М. – «Оникс», 2010. – С. 209.

[9] Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. – С. 186.

[10] «Уголовоно-процессуальный кодек Российской Федерации» (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001).

[11] Уголовный кодекс Российской Федерации» (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

[12] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.– С. – 567.

[13] Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – С. 14.

[14] Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – С. 15.

[16] Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – С. 16.

[17] Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – С. 4.

[18] Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – С. 17.

[19] Проблемы толкования конституционных положений / Б.А. Осипян / / Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №7. – С.26 – 30.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector