Акт толкования правительства список

Содержание
  1. Акты официального толкования: понятие и виды
  2. Акты толкования норма права: понятие и виды
  3. Виды толкования норма права по субъектам и объему.
  4. Толкование норм права по субъектам:
  5. Виды официального толкования:
  6. Виды неофициального толкования:
  7. Виды толкования норм права по объему:
  8. Акты толкования делят:
  9. Так, по отраслям права можно выделить акты толкования:
  10. В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть:
  11. В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть:
  12. По юридической значимости можно выделить акты:
  13. В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:
  14. В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:
  15. По своей юридической природе различаются интерпретационные акты:
  16. По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты:
  17. Акты официального толкования в Российской Федерации

Акты официального толкования: понятие и виды

Толкование права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.

Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.

Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:

1) он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;

2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;

3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;

4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;

5) акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

Акты толкования делят:

1) по отраслям права;

2) в зависимости от субъекта издания;

3) в зависимости от внешней формы;

4) по юридической значимости;

5) в зависимости от органов, дающих толкование;

6) в зависимости от характера толкуемых правовых норм;

7) по своей юридической природе;

8) по структурным элементам.

Так, по отраслям права можно выделить акты толкования: 1) конституционно-правовые; 2) уголовно-правовые; 3) административно-правовые.

В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть: 1) аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект); 2) легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).

В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть: 1) письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие; 2) устными.

По юридической значимости можно выделить акты:

1) нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение; 2) казуальные, которые относятся к конкретному случаю.

В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:

1) органов государственной власти;

2) органов управления;

3) судебных, прокурорских органов и т. д.

В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:

По своей юридической природе различаются интерпретационные акты: 1) акты правотворчества; 2) акты правоприменения.

По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты: 1) на акты толкования гипотезы; 2) акты толкования диспозиции; 3) акты толкования санкции; 4) комплексные акты толкования.

Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.

Источник

Акты толкования норма права: понятие и виды

Толкование это сложный и многогранный процесс, как с технической, так и с социальной точек зрения. Существуют разные виды, способы, приемы, объемы толкования. Наука делит их по разным основаниям. В данном случае речь пойдет о видах толкования по субъектам, которые подразделяются прежде всего на официальное и неофициальное. В качестве субъекта толкования может выступать любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будут неодинаковы. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права.

Виды толкования норма права по субъектам и объему.

Толкование норм права по субъектам:

1) Официальное толкование – дается органами, уполномоченными на то государством, закрепляется в специальном акте и имеет общеобязательное значение;

Читайте также:  Гадание на кофейной гуще толкование мальчик

2) Неофициальное толкование – осуществляется субъектами, деятельность которых в этой области не является официальной.

Виды официального толкования:

1) Аутентическое – дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт;

2) Легальное (делегированное) – закон наделяет тот или иной орган правом толковать акты, изданные другими органами;

3) Казуальное – дается применительно к отдельному случаю (казусу);

4) Нормативное – дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм.

Виды неофициального толкования:

1) Доктринальное – осуществляется специалистами в области права и имеет научный характер;

2) Профессиональное – разъяснения исходит от компетентных в области права лиц;

3) Обыденное – уяснение и разъяснение права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.

Виды толкования норм права по объему:

1) Буквальное – понимание смысла толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права;

2) Расширенное – смысл, который вложил законодатель в норму права шире смысла, вытекающего из текста нормы права;

3) Ограничительное – смысл, который вложил законодатель в норму права уже смысла, вытекающего из текста нормы права.

В ТГП различаются два вида актов толкования:

1. Интерпретационные акты правотворчества (нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования. Являются источником П, т.к. содержат конкретизирующие нормы.);

2. Интерпретационные акты правоприменения (специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности). Виды актов толкования норм права зависят от объема нормативного материала.

Казуальное разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права.

Толкование права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.

Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.

Акт толкования (интерпретационный акт)это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:

1. Он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;

2. Интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;

3. Акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;

4. Он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;

5. Акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

Акты толкования делят:

1. По отраслям права;

2. В зависимости от субъекта издания;

3. В зависимости от внешней формы;

4. По юридической значимости;

5. В зависимости от органов, дающих толкование;

6. В зависимости от характера толкуемых правовых норм;

7. По своей юридической природе;

8. По структурным элементам.

Так, по отраслям права можно выделить акты толкования:

В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть:

1. Аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект);

2. Легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).

В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть:

1. Письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие;

По юридической значимости можно выделить акты:

1. Нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение;

2. Казуальные, которые относятся к конкретному случаю.

В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:

1. Органов государственной власти;

2. Органов управления;

3. Судебных, прокурорских органов и т. д.

В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:

По своей юридической природе различаются интерпретационные акты:

1. Акты правотворчества;

2. Акты правоприменения.

По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты:

1. На акты толкования гипотезы;

2. Акты толкования диспозиции;

Читайте также:  Звездное небо толкование сна

3. Акты толкования санкции;

4. Комплексные акты толкования.

Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.

Источник

Акты официального толкования в Российской Федерации

Акты административного толкования издаются административными органами в процессе применения норм права к конкретным случаям и распространяют свое обязательное действие на данный случай. Особенность этого вида актов толкования в том, что они могут существовать не только в форме решений по конкретному делу, но и в форме указаний нижестоящим органам (по их запросам или заявлениям заинтересованных лиц), как эти органы должны решать то или иное конкретное дело. Акты казуального толкования имеют огромное значение для юридической практики. Имея формально-обязательное значение только для лиц, участвующих в данном деле, фактически они оказывают влияние на всю деятельность судебной системы, т.к. служат неофициальным образцом того, как должны решаться дела подобного рода. Особое значение приобретают решения, опубликованные в официальных печатных изданиях правоприменительных органов. В такого рода решениях содержатся образцы понимания законов. В связи с этим вполне закономерны выводы ряда авторов о существовании в актах казуального толкования прецедента правовой нормы. Следует отметить, что прецедент в данном случае рассматривается не как источник права, а понимается в обыденном смысле этого слова как случай, имевший место ранее и служащий примером при разрешении сходного дела.

Так, А.Б.Венгеров, анализируя судебную практику, указывает, что в ней усматривается прецедент толкования нормы». Являясь образчиком правильного применения нормы права, прецедент толкования в силу своего информационного характера, неоднократного применения получает общеизвестность, устойчивость и учитывается в судебной деятельности при применении нормы права, способствует правильному разрешению уголовных и гражданских дел». По мнению А.А.Пионтковского, решения, вынесенные по конкретным делам, приобретают общее значение в силу их внутренней убедительности и выступают как примеры правильного понимания и применения закона. Говоря о значении прецедентов толкования, А.Ф. Черданцев отмечает: «Общеобязательность прецедентов толкования основывается на imperio rаtiouis (силе, власти разума). Поэтому авторитетом обладают те прецеденты, которые имеют в своем основании убедительную аргументацию. Неопровержимость аргументации ведет к неопровержимости выводов о содержании толкуемых законов. Неопровержимость, доказанность выводов из общеобязательных законов делает общеобязательными и сами выводы из законов».

Таким образом, значение актов казуального толкования состоит в том, что они способствуют правильному разрешению конкретных случаев, являются образцами при рассмотрении аналогичных дел, чем существенно влияют на юридическую практику, и, кроме того, служат прообразом будущих нормативных предписаний.

Подводя итог анализу вышеизложенных признаков актов официального толкования, следует отметить, что по своей юридической природе данные акты не являются источником (формой права), их содержание характеризуется организационно-вспомогательным и правообосновывающим значением, а их предназначение заключается в уточнении и конкретизации действующего законодательства. Характерная особенность этих актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными юридическими актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от них и разделяют их судьбу. В то же время правовая природа актов толкования неодинакова. Большей степенью обязательности, а иногда и общеобязательностью, обладают акты нормативного толкования, в то время как акты казуального толкования распространяют свое действие на ограниченный круг лиц. Различна и функциональная нагрузка этих актов (о чем будет сказано ниже).

Разнообразие форм деятельности по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, множество субъектов, осуществляющих процесс толкования, различная юридическая сила актов официального толкования предопределяют множественность этих актов.

Многообразие существующих актов официального толкования можно классифицировать по различным основаниям: по форме, по наименованию, по субъектам толкования, по юридической силе, по сфере действия, по объему толкования, по структурным элементам разъясняемых норм и т.д.

В зависимости от формы актов официального толкования различаются письменные акты (акты-документы) и устные акты.

Акты-документы представляют собой источники, содержащие результат процесса толкования, объективированный вовне в форме письменного документа. Это юридический документ, который издается специально уполномоченным на это органом и влечет за собой юридические последствия. Что касается таких письменных документов, как мемуары, частные письма, научная литература, то, несмотря на наличие в их содержании элементов толкования, они не являются юридическими документами, а, следовательно, не могут быть отнесены к категории актов официального толкования.

Читайте также:  Два кольца сонник толкование снов

Устные акты толкования выражается обычно в форме устных рекомендаций, ответов на вопросы представителями органов государственной власти, суда, прокуратуры, общественных объединений и т.д. К числу актов официального толкования относятся только те устные акты, которые исходят от уполномоченных на дачу официального толкования должностных лиц и влекущие за собой определенные юридические последствия для лиц, к которым обращено разъяснение смысла правовых норм.

Многообразие письменных актов-документов влечет за собой необходимость их классификации по наименованию.

В настоящий момент в практике представительных и исполнительных органов государственной власти имеют место такие акты официального толкования, как указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, письма; в судебной практике актами толкования являются приговоры, решения, постановления, определения и т.д.

Классификация актов официального толкования по юридической силе может быть рассмотрена, по нашему мнению, в нескольких аспектах.

Во-первых, правовая система Российской Федерации характеризуется иерархичностью, соподчиненностью и внутренней согласованностью правовых актов. В соответствии с Конституцией РФ ее составляют следующие виды правовых актов:

— федеральные конституционные законы;

— подзаконные нормативные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные подзаконные акты);

— законы и подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ;

— международные договоры Российской Федерации и иные акты, содержащие нормы международного права.

Конституция Российской Федерации признает в правовой системе верховенство Конституции РФ и ее высшую юридическую силу (ст. 15 Конституции РФ), а также устанавливает верховенство законов над всеми подзаконными актами.

Будучи вспомогательными правовыми актами, акты официального толкования разделяют судьбу толкуемых норм и располагаются в той же иерархической последовательности, что и нормативные акты, образуя систему актов официального толкования. Эту систему возглавляют акты толкования Конституции РФ (решения Конституционного Суда РФ), затем следуют акты толкования федеральных конституционных законов, за ними акты толкования текущих федеральных законов и затем подзаконных нормативных правовых актов. Что касается актов толкования международных договоров РФ и иных актов, содержащих нормы международного права, то им отводится особое положение в связи с тем, что Конституция РФ закрепляет приоритет норм международного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Во-вторых, с учетом структуры правовой системы РФ, а она характеризуется наличием трех подсистем: федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации и правовая подсистема местного самоуправления с присущими ему элементами саморегулирования, нормативные правовые акты, составляющие каждую из подсистем, различаются по своей юридической силе. Так, нормативные правовые акты федеральных органов обладают большей юридической силой по сравнению с нормативными правовыми актами органов субъектов Федерации и местного самоуправления. Аналогичная иерархичность характеризует соответствующие им акты официального толкования, среди которых наибольшей юридической силой обладают акты официального толкования нормативных правовых актов федеральных органов, за ними следуют акты толкования нормативных правовых актов органов субъектов Федерации и акты толкования нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В-третьих, классификация актов официального толкования в соответствии с их юридической силой совпадает с делением официальных разъяснений в зависимости от субъектов толкования. Наибольшей юридической силой обладают акты нормативного толкования представительных органов власти, затем органов исполнительной власти, суда, прокуратуры, МВД и т.д. Степень нормативности этих актов различна. Что касается актов казуального толкования, то они не должны противоречить разъяснениям общего характера, содержащимся в актах нормативного толкования.

По сфере действия акты официального толкования делятся на: а) разъяснения федерального значения, действие которых распространяется на всю территорию государства; б) акты толкования регионального характера, действующие в пределах территории того или иного субъекта РФ; в) акты толкования локального (местного) применения. К числу первых относятся акты толкования центральных федеральных органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Акты толкования органов субъектов Федерации распространяют свое действие только на территории данных субъектов, акты толкования органов местного самоуправления имеют локальную сферу применения.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector