Ахейцы толкование в мифологическом словаре под редакцией мелетинского

ДИОМЕД

Смотреть что такое ДИОМЕД в других словарях:

ДИОМЕД

Диомед(Diomedes, Διομήδης). Герой, участвовавший при осаде Трои. Он был сын Тидея и Дейфилы и по храбрости был вторым после Ахиллеса. Афина считалась е. смотреть

ДИОМЕД

• Diomēdes, Διομήδης, 1. сын Арея и Кирены, см. Hercules, Геркулес, 9; 2. сын Тидея, один из эпигонов (см. Adrastus, Адраст). По. смотреть

ДИОМЕД

(греч.) 1. Аргосский герой, сын этолийского царя Тидея, внук Адраста, участник Троянской воины и похода эпигонов, захвативших Фивы. Д. был одним из ж. смотреть

ДИОМЕД

ДИОМЕД

Герой из Аргоса, сын Тидея. В «Илиаде» играет лидирующую роль, отчасти его дисциплинированная храбрость противопоставляется капризности Ахилла. Диомед ранит Ареса и Афродиту, что намекает на его божественное происхождение; возглавляет штурм Трои в отсутствие Ахилла; вместе с Одиссеем идет на разведку в лагерь троянцев, В послегомеровских легендах он отправляется вместе с Одиссеем на Лемнос за Филоктетом, обладателем лука и стрел Геракла, без которых, по предсказанию, не могла быть завоевана Троя; участвует в убийстве Паламеда и похищении Палладия, священной статуи Афины, хранящей благополучие Трои. Герой «Диомеда» Чосера и у Шекспира завоевывает Крессиду у троянского царевича Троила, причем оба поэта подчеркивают подлинную мужественность героя. Данте помещает Диомеда вместе с Одиссеем в восьмой круг Ада, испепеляющее пламя которого является накзанием для «лукавых советчиков». Однако на картине Энгра «Венера, раненная Диомедом» он – снова герой. смотреть

ДИОМЕД

Диомед, Diomedes, предположительно, вторая половина IV в. н. э., римский грамматик. Автор Ars gramatica (Искусство правильного чтения и письма) в 3 кн. смотреть

ДИОМЕД

в греч. миф.: 1. Сын калидонск. царя Тидея, уроженец Этолии. Участник т.н. похода эпигонов на Фивы. Один из первых героев в войне ахейце. смотреть

ДИОМЕД

предположительно, вторая половина IV в. н. э., римский грамматик. Автор Ars gramatica (Искусство правильного чтения и письма) в 3 книгах, охватывающего лекции о частях речи, элементах языка, метрики и поэтики. Особого внимания заслуживает раздел, озаглавленный De poematibus в кн. III; повсюду признано, что он является одним из первых удачных попыток создания теории поэтики в древности. Для иллюстрирования описанных случаев Д. подобрал множество цитат из не сохранившихся древних авторов, благодаря чему его произведение становится редким источников отрывков, среди прочего из римских трагедий. смотреть

ДИОМЕД

в греч. миф.: 1) Сын калидонск. царя Тидея, уроженец Этолии. Участник т.н. похода эпигонов на Фивы. Один из первых героев в войне ахейцев с троянцами, дерзавший сражаться с богами. Одним из его замечат. подвигов считался увод из-под Трои коней фракийск. царя Реса, союзника троянцев. На погребальных играх, устроен. Ахиллом в честь Патрокла, Д. вышел первым победителем. 2) Сын бога Арея, царь воинств. фракийск. племени бистонов. Согл. мифу, Д. бросал на съедение диким коням всех попадавших к нему чужеземцев. Геракл одолев Д., отдал на съедение коням его самого (один из 12 подвигов Геракла). смотреть

ДИОМЕД

аргосский царь, легендарный герой, участвовавший в осаде Трои. Он был сыном Тидея и Дейфилы и по храбрости был вторым после Ахилла. Афина считалась его покровительницей. Он вступил в борьбу не только с троянскими героями Гектором и Энеем, но даже ранил Афродиту и Ареса, которые стояли на стороне троянцев. Диомед и Одиссей похитили из Трои изображение Афины Паллады — палладиум, от сохранности которого зависела судьба города. По окончании Троянской войны Диомед вернулся в Аргос, где застал свою жену Эгиалею живущей с Ипполитом, что было наказанием Диомеду от Афродиты. смотреть

ДИОМЕД

малая планета номер 1437, троянец Юпитера. Среднее расстояние до Солнца 5,16 а. е. (771,5 млн км), эксцентриситет орбиты 0,044, наклон к плоскости эклиптики 20,5 градусов. Период обращения вокруг Солнца 11,71 земных лет. Имеет неправильную форму, максимальный поперечник 164,3 км. Была открыта Карлом Вильгельмом Рейнмутом 3 мая 1937 и получила условное обозначение 1937 PB. Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом в честь Диомеда, сына Тидея Астрономический словарь.EdwART.2010. смотреть

ДИОМЕД

(греч. Diomedes), греч. герой, участник Троянской войны, сын Тидея (потому также назывался Тидид), царь Аргоса. Д. прославился подвигами, некот. смотреть

ДИОМЕД

Rzeczownik Диомед Diomedes

ДИОМЕД

1) аргивянский герой и один из греческих вождей в Троянской войне; 2) царь фракийского племени бистонов, кормивший своих коней человеческим мясом

ДИОМЕД В МИФОЛОГИИ

ДИОМЕД (ГРАММАТИК)

лат. грамматик 2 полов. IV ст. после Р. X. Его кн. «Ars Grammatica» ценна своими историко-литературными примечаниями, заимствованными у Светония. Издан. смотреть

ДИОМЕД К.

ДИОМЕД ЛАТИНСКИЙ ГРАММАТИК

— латинский грамматик 2-й половины IV столетия после Р. X. Его книга «Ars Grammatica» ценна своими историко-литературными примечаниями, заимствованными у Светония. Издана у Кейля: «Grammatici latini» (Лпц., 1857).
. смотреть

ДИОМЕД (МИФОЛОГ.)

сын Ареса и Кирены, был царем во Фракии. Его дикие неукротимые кони ели человеческое мясо. Гераклу удалось смирить их в привести к Эврисфею, после того. смотреть

Источник

ОДИССЕЙ

Смотреть что такое ОДИССЕЙ в других словарях:

ОДИССЕЙ

(греч., лат. Улисс) в древнегреческой мифологии царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны (См. Троянская война), главный герой поэ. смотреть

ОДИССЕЙ

ОДИССЕЙ

ОДИССЕЙ (греч., лат. Улисс), в др.-греч. мифологии царь Итаки, прославившийся как участник Троянской войны, главный герой поэмы Одиссея, повествующей. смотреть

ОДИССЕЙ

Одиссей(Odysseus, Οδυσσεύς). Царь острова Итаки, греческий герой, участвовавший в Троянской войне и прославившийся своей хитростью и красноречием. Он б. смотреть

ОДИССЕЙ

• Odysseus, Όδυσσεύς, Ulixes (неправильно Ulysses), царь острова Итаки. Отец его бал Лаерт, сын Аркейсия, а мать Антиклея, дочь мудрого Авто. смотреть

ОДИССЕЙ

ОДИССЕЙ

ОДИССЕЙ

Одиссей (по-латински Улисс) — в мифах древних греков царь острова Итака, один из главных героев Троянской войны. Находясь среди многочисленных женихов Елены, Одиссей предпочёл ей Пенелопу (двоюродную сестру Елены) и женился на ней. Однако после похищения Елены Парисом он тоже должен был принять участие в походе под Трою. Он снарядил под Трою 12 кораблей. Необычайно умный и хитрый, практичный и ловкий, Одиссей пытался найти разные способы быстрого и победного для греков завершения войны. Узнав от троянского прорицателя Гелена, что одним из условий победы в войне является обладание статуей Афины Паллады (палладием), находящейся в её храме в Трое, Одиссей под видом нищего проник в осаждённый город и похитил палладий. По одной из версий мифа, ему принадлежит идея постройки деревянного коня (троянский конь).В течение десятилетних странствий после падения Трои Одиссей вместе со своими спутниками попадает на землю киконов (на фракийском побережье), затем к лотофагам, потом в страну киклопов, где оказывается пленником одноглазого людоеда-великана Полифема. Потеряв здесь шестерых товарищей, он спаивает Полифема фракийским вином и выкалывает ему единственный глаз. Утром слепой великан выпускает из пещеры на пастбище своих баранов, и вцепившиеся в густую шерсть на брюхе баранов Одиссей и его спутники выбираются из плена. На острове бога ветров Эола Одиссей получает в подарок от хозяина мех, в котором завязаны противные ветры, чтобы ускорить его возвращение на родину. Попутные ветры быстро приближают флот Одиссея к Итаке, но тут его спутники из любопытства развязывают мех, и вырвавшиеся на свободу ветры прибивают флот снова к острову Эола. После нападения на флот Одиссея великанов-людоедов лестригонов из 12 кораблей спасается только один корабль Одиссея. На нём он попадает на остров Эя, где царит волшебница Кирка, которая превращает в свиней половину спутников Одиссея, отправленных им на разведку. Одиссей вынуждает Кирку вернуть человеческий облик его товарищам, и они проводят год на острове Эя. Покинув остров, корабль Одиссея проплывает мимо побережья, где сладкоголосые сирены завлекают своим пением мореплавателей на острые прибрежные скалы. Одиссею удаётся избежать опасности, заткнув своим спутникам уши воском, сам он слышит пение сирен, крепко привязанный к мачте. Корабль проходит невредимым между Скиллой и Харибдой, но шестиголовое чудовище Скилла успевает схватить и сожрать шестерых спутников Одиссея. Потом Одиссей попадает на остров Огигия, где нимфа Калипсо удерживает его у себя в течение семи лет. Покровительствующая Одиссею Афина приказывает Калипсо отпустить Одиссея на родину. На искусно сколоченном им самим плоту Одиссей отплывает и через 17 дней уже видит перед собой сушу, как вдруг бог Посейдон обрушивает бурю на его плот. Вплавь Одиссей достигает острова Схерия, где живут феаки. На пиру у царя феаков Одиссей называет себя, не скрывая слёз, рассказывает о пережитом за минувшие годы, и феаки, собрав для него богатые дары, на быстроходном корабле доставляют героя на родину. Здесь Одиссей, преображённый Афиной в старого нищего, приходит в свой дом и, никем не узнанный, становится свидетелем бесчинств женихов, вынуждающих Пенелопу выбрать себе нового мужа. Узнаёт Одиссея старая нянька (по шраму на ноге), но он приказывает ей хранить тайну. В день, когда Пенелопа по внушению Афины устраивает для женихов состязание в стрельбе из лука Одиссея, и никто из них даже не может натянуть тетиву, Одиссей завладевает луком и стрелами и вместе с сыном Телемахом убивает всех своих оскорбителей. Пенелопа и отец Одиссея Лаэрт, потерявшие всякую надежду на его возвращение, узнают Одиссея по только им одним известным приметам.
Синонимы:

Читайте также:  Снятие порчи яйцом и водой толкование и расшифровка результатов таблица

ОДИССЕЙ

Улисс — в греч. миф. царь о-ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи. Генеалогия О. тесно связана с общим х-ром героя — умного и хитрого. по нек-рым вариантам мифа, О. — сын Сисифа, к-рый соблазнил Антиклею еще до ее брака с Лаэртом. Более того, отец Антиклеи Автолик — «великий клятвопреступник и вор» — был сыном Гермеса и помогал ему во всех хитростях, отсюда наследственные, идущие от Гермеса, ум, практицизм, ловкость. О. проявл. себя еще до того, как началась Троянская война. Находясь среди многочисл. женихов царицы Елены, О. предпочитает ее двоюродную сестру Пенелопу — племянницу Тиндарея — и берет ее в жены. Тем не менее после похищения Елены Парисом О. должен принять участие в походе под Трою. Не желая оставлять любимую супругу и только что род. сына Телемаха, О. притворяется безумным, но его изобличает в притворстве Паламед (за это впослед. погубленный О.), испытав О. на его любви к сыну. Под Трою О. отправляется с 12 кораблями. В свою очередь, он помогает грекам установить местонахожд. Ахилла, спрят. Фетидой на о-ве Скирос, и обнаруж. его среди служанок Деидамии, дочери царя Ликомеда. Затем О. поручается доставить в Авлиду обречен. на заклание Артемиде Ифигению. По его же совету греки оставл. на о-ве Лемнос раненого Филоктета (к-рого впослед., на десятом году войны, он привозит вместе с луком под Трою). До нач. воен. действий О. вместе с Менелаем направл. в Трою, безуспешно пытаясь уладить дело миром. Во время осады города О. коварным способом мстит Паламеду, считая его своим врагом. В последний год войны О. вместе с Диомедом берут в плен троян. разведчика Долона и соверш. ноч. вылазку против только что прибывш. на помощь троянцам фракийск. царя Реса. После смерти Ахилла ему присужд. доспехи погибш. героя, на к-рые претендует также Аякс Теламонид. Захватив троян. прориц. Гелена, О. узнает от него, что одним из условий победы явл. облад. статуей Афины Паллады (палладием), наход. в ее храме в Трое. Под видом нищего О. проникает в осажд. город и похищ. палладий. О. поручается доставить с о-ва Скирос Неоптолема; ему же принадлежит, по одной из версий, мысль о постройке дерев. коня. Авантюрно-сказоч. сюжеты биографии О. пронизаны драматич. мотивом страдания О. Он «многострадальный», и это знают боги. При постоянном своем благочестии О. попадает в такие ситуации, когда это благочестие нарушается либо им самим, либо его спутниками, и это приводит к новым страданиям и смертям. О. мирно умер в Этолии или Эпире, где почитался как герой, наделен. даром посмертного прорицания. Возможно, что здесь издавна существовал местный культ О., распростр. затем в Италии. «ОДИССЕЯ» — вторая др.-греч. эпич. поэма, приписы-ваемая Гомеру. Составлена, по-видимому, в 1-й пол. 7 в. до н.э. «О.» отличается от «Илиады» преобладанием фольк-лорных мотивов (возвращ. отсутств. героя, избиение его соперников, странствования в сказочных странах) и в то же время наличием множ. бытовых штрихов и сведений о соц.-экономич. отношениях. Нек-рые элементы описаний царских дворцов (гл. обр. самого Одиссея) отражают обстановку микенск. времени, т.е. до 12 в. до н.э.; в то же время частые упоминания о железе, сведения о финик. и тафийской работорговле, географич. представления о соседних странах напоминают обстановку кануна великой колонизации (сер. 8 в. до н.э.). В «О.», как и в «Илиаде», отсутст-вуют к.-л. данные, позволяющие судить о существ. госуд. смотреть

ОДИССЕЙ

(лат. Odysseus и Ulixes), в греч. мифологии храбрый, «хитроумный» герой троянского цикла мифов, царь Итаки, сын Лаэрта (называемый поэтому Лаэр. смотреть

Источник

Ахейцы толкование в мифологическом словаре под редакцией мелетинского

Эней (греч., рим.) — царь дарданов, сын Анхиса и Афродиты, родственник троянского царя Приама. Э. родился на горе Ида и воспитывался у горных нимф. Он вначале не принимал участия в обороне Трои и выступил на стороне троянцев только после того, как Ахилл напал на земли дарданов. Э. сражался с Ахиллом и Диомедом, но потерпел поражение и спасся только благодаря помощи Афродиты и Аполлона. Покровительствовал Э. и Посейдон, который спас раненого Э. от Ахилла, чтобы сохранить царский род Дар-дана. В ночь взятия Трои Э. пытался сражаться, но получил от богов приказ покинуть город. Он ушел с сыном Асканием (Юлом), женой Креусой, которая погибла вскоре после бегства из Трои, и вынес на плечах престарелого отца Анхиса. С остатками троянцев и священными изображениями троянских богов Э. отплыл на 20 кораблях на поиски нового места жительства. Во время путешествия он посетил Фракию, Македонию, Крит, Пелопоннес и Сицилию, где умер Анхис, а оттуда направился в Италию, но Гера послала страшную бурю, и корабли Э. были отброшены к Карфагену. Здесь в героя влюбилась царица Дидона — основательница Карфагена. Гера и Афродита пытались устроить брак Э. и Дидоны, но Зевс приказал герою покинуть Карфаген. Э. снова направился к берегам Сицилии, а затем прибыл в Кумы и с помощью кумской сивиллы спустился в подземное царство. Там тень Анхиса предсказала его судьбу и будущее его потомков. После этого Э. прибыл в Лаций, где его радушно принял царь Латин, давший герою землю для постройки города. Царь обещал Э. руку своей дочери Лавинии, которая уже была обручена с царем рутулов Турном. Обиженный Турн начал войну и погиб в поединке с Э. Женившись на Лавинии, Э. основал город, названный ее именем, и объединил местных жителей и троянцев в единый народ латинян. В конце жизни Э. был вознесен на небо и стал богом. Потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев.

Смотреть что такое ЭНЕЙ в других словарях:

в античной мифологии один из главных защитников Трои, легендарный родоначальник римлян. Согласно «Илиаде», избежал гибели в Троянской войне (См. смотреть

Читайте также:  Король посохов таро значение и толкование

Эней 1)(Aeneas, Αὶνείας). Герой эпической поэмы Виргилия “Энеиды”. Он был сыном Анхиза и Афродиты и родственником Приама. Он родился на горе Иде и был. смотреть

I. • Aeneas, Αίνείας, 1. сын Анхиса и Афродиты, властитель дарданов у подошвы Иды, родственник Приама (см. Anchises, Анхис). Родив. смотреть

I. • Aeneas, Αίνείας, 1. сын Анхиса и Афродиты, властитель дарданов у подошвы Иды, родственник Приама (см. Anchises, Анхис). Родив. смотреть

ЭНЕЙ герой эпоса П.Вергилия Марона «Энеида», опубликованного посмертно (19 г. до н.э.), сын Венеры и троянского героя Анхиза. По преданию, спасшемуся с. смотреть

(греч. Aineias), в греч. — рим. мифологии сын троянца Анхиса и Афродиты, муж Креусы. После захвата греками Трои Э. с сыном и родственниками пок. смотреть

в греч.-рим. миф. сын троянца Анхиса и Афродиты, муж Креусы. После захвата греками Трои Э. с сыном и родственниками покинул по совету матери г. смотреть

в греч.-рим. миф. сын троянца Анхиса и Афродиты, муж Креусы. После захвата греками Трои Э. с сыном и родственниками покинул по совету матери горящий город и вынес парализов. отца, при этом потерял Креусу. В Делосе он, повинуясь предсказанию оракула, принял решение отправиться в страну своих предков (Италию). Во время путешествия Э. посетил Гелена в Эпире и Акеста в Сицилии, где умер Анхис. Посланная Эолом буря прибила его корабли к берегам Карфагена. Его встретила карфагенская царица Дидона и влюбилась в него. Тщетно пыталась она задержать Э. у себя. Верный своему решению, Э. покинул Карфаген. Дидона не вынесла разлуки и лишила себя жизни, как только корабли возлюбл. отплыли. После прибытия в Италию Э. вместе с кумской Сивиллой спускается в преисподнюю, где Анхис предсказывает ему будущее вплоть до времен имп. Августа. После этого Э. на корабле отправляется в Лаций, знакомиться с царем Латином и просит руки его дочери Лавинии. В тяжелом поединке Э. побеждает жениха Лавинии Турна, царя рутулов, женится, наследует трон и основывает г. Лавиний. В «Илиаде» Гомера, а также в его гимнах Афродите Э. — выходец одной из ветвей троянского рода и самый отважный воин после Гектора — играет второстеп. роль. Миф об Э. был известен римлянам уже ок. 500 до н.э. от этрусков. В 5 в. он упомин. в греч. лит-ре как основатель Рима. Позднее, исходя из хронологии, между деяниями Э. и основанием Рима (Троя была разрушена в 1184 до н.э., а Рим основан в 753 до н.э.) был включен период правл. династии альбанских царей. Э. считался мифич. родонач. римлян (к-рые в связи с этим иногда назывались энеадами), в частн., рода Юлиев, берущего свое назв. от имени сына Э. Юла. Юлий Цезарь, а также его приемный сын и наследник Август использовали свое миф. генеалогич. происхождение от Э. и Венеры в интересах укрепления своей великодержавной власти. смотреть

Эней — в мифах древних греков и римлян сын Анхиса и Афродиты (римской Венеры). Он — участник многих сражений во время Троянской войны, его имя в Илиаде Гомера называется среди славнейших троянских героев. В последнюю ночь Трои Эней получил от богов приказ оставить Трою. Захватив с собой священные изображения троянских богов, Эней с отцом и малолетним сыном Асканием (Юлом) в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. Страшная буря уничтожила большую часть его кораблей, а его самого забросила в Карфаген, потом он достиг италийского города Кумы. Дальнейший путь привёл Энея в Лаций (область Средней Италии), где местный царь Латин согласился отдать Энею в жёны свою дочь Лавинию и предоставить место для основания нового города. В поединке за руку Лавинии Эней победил вождя местного племени рутулов Турна, и троянские божества получили новое пристанище на италийской земле, которая стала преемницей славы троянцев. В таком варианте судьба Энея изложена в Энеиде Вергилия. В Риме последних десятилетий 1 в. до н.э. имя Энея приобрело особую популярность ввиду того, что представители рода Юлиев (в том числе Юлий Цезарь и Август) считали себя потомками сына Энея — Аскания (Юла). Поскольку между традиционными датами падения Трои (1184 г. до н.э.) и основания Рима (754 г. до н.э.) возникал промежуток времени, то основание Рима стали приписывать не Энею, а его далёким потомкам, завершающим список царей города Альба-Лонга, который якобы был заложен Асканием (Юлом).
Синонимы:

1) В античной мифологии один из главных защитников Трои во время Троянской войны; легендарный родоначальник Рима и римлян, которому посвящена «Энеида» Вергилия. 2) Малая планета номер 1172, Троянец Юпитера. Среднее расстояние до Солнца 5,19 а. е. (776,7 млн км), эксцентриситет орбиты 0,103, наклон к плоскости эклиптики 16,7 градусов. Период обращения вокруг Солнца 11,83 земных лет. Имеет неправильную форму, максимальный поперечник 142,8 км. Была открыта Карлом Вильгельмом Рейнмутом 17 июня 1930 и получила условное обозначение 1930 UA. Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом в честь Энея. Астрономический словарь.EdwART.2010. Синонимы: герой, персонаж. смотреть

Читайте также:  Толкование формула души жанны фриске

ЭНЕЙодин из героев Троянской войны, отправившийся после падения Трои искать себе новое отечество в Италии; тут он по преданию основал город и положил о. смотреть

Троянский герой, сын Анхиса и Афродиты. В «Илиаде» его роль незначительна, но позднее, после драматического бегства из горящей Трои и путешествия к берегам Италии, Эней по воле рока становится основателем Рима, и отнюдь не в романтическом смысле. Для Вергилия он всегда «благочестивый Эней», почитающий отца и богов, сознающий свою миссию начинателя великой державы. смотреть

ЭНЕЙ, в античной мифологии один из главных защитников Трои во время Троянской войны; легендарный родоначальник Рима и римлян, которому посвящена «Энеида» Вергилия.

имя собств., сущ. муж. родаЕней

ЭНЕЙ, в греческой мифологии и у римлян один из главных защитников Трои во время Троянской войны; родоначальник Рима и римлян, которому посвящена «Энеида» Вергилия.
. смотреть

ЭНЕЙ, в античной мифологии один из главных защитников Трои во время Троянской войны; легендарный родоначальник Рима и римлян, которому посвящена «Энеида» Вергилия. смотреть

, в греческой мифологии и у римлян один из главных защитников Трои во время Троянской войны; родоначальник Рима и римлян, которому посвящена «Энеида» Вергилия. смотреть

— в античной мифологии один из главных защитников Трои во времяТроянской войны; легендарный родоначальник Рима и римлян, которомупосвящена «»Энеида»» Вергилия. смотреть

Rzeczownik Эней Eneasz

в античной мифологии один из главных защитников Трои, легендарный родоначальник Рима и римлян, которому посвящена «Энеида» Вергилия.

форма обращения к прабабушке и к няне; см. эне.

ЭНЕЙ В МИФОЛОГИИ

ЭНЕЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

— Апостол Петр, посещая в разных местах Палестины общества верующих, пришел в Лидду, там жил Э., который 8 лет лежал в постели в расслаблении. Апостол Петр сказал ему: «Э.! исцеляет тебя Иисус Христос, встань с постели своей», и Э. тотчас получил исцеление. Увидев это, живущие в Лидде и Сароне обратились к Господу (см. Деян. Апост. IX, 32—35).
. смотреть

ЭНЕЙ ГАЗСКИЙ

Эней Газский — христианский философ; после него остались 25 писем и сочинение: «Феофраст или о бессмертии души и воскресении». Э. принадлежал сначала к школе неоплатоников, а потом принял христианство. Время его жизни относят к концу V века. Сочинение Э. «Феофраст» с богословской точки зрения имеет глубокий интерес, потому что в нем, вместе с основательным раскрытием христианских догматов бессмертия души человеческой и будущего воскресения, излагаются автором мнения по этим вопросам древних философов и основательно разбирается весьма распространенная в древнее время теория переселения душ. Поводом к написанию сочинения было для Э. то, что теория переселения душ находила себе последователей среди христиан; её держался даже такой богослов, как Ориген, и только в VI веке пятый вселенский собор своим осуждением положил конец её следам в христианстве. В связи с догматом бессмертия души и воскресения тел автор излагает христианское учение о происхождении мира видимого и невидимого и промышлении Творца, с опровержением некоторых языческих и философских мнений по этим вопросам. Произведение Э. имеет диалогическую форму, любимую у греческих философов и встречавшуюся нередко в святоотеческой литературе. Беседу ведут афинский мудрец Феофраст, именем которого автор назвал свое сочинение, сириянин Аксифей и александриец Египт. Речь носит характер простой, живой беседы, без строго определенного плана: Развитие мыслей идет свободно, сообразно направлению разговора; местами логическая связь как бы теряется, нередко встречаются повторения. Для развития и ясного раскрытия своих положений Э., наряду с диалектической аргументацией, пользуется сравнениями, аллегориями: из явлений природы и обыденной жизни человека он выводит посредством аналогии высшие отвлеченные истины религиозные и философские. Содержание «Феофраста» разнообразится множеством изречений древних философов, мифами и преданиями. Обширное применение мифов и преданий при изложении христианских истин и разборе теории переселения души свидетельствует о том, что Э. хорошо знал мифологию и древнюю философию и многое из них внес в свое сочинение, так как видел и в той, и в другой следы христианского учения. «Феофраст» может быть разделен на две части. В первой половине, по преимуществу полемического характера, разбирается теория предсуществования и переселения душ, исключающая христианский догмат будущего воскресения тел. Во второй, положительной части сочинения излагается христианское учение о происхождении мира, душе человеческой, её бессмертии и будущем воскресении. Разговор трех собеседников происходит на берегу Нила. Феофраст — мудрейший из афинян, как он величается в диалоге, — служит представителем Платоновой философии; представителем христианской философии является сириянин Аксифей. Диалог заканчивается тем, что неоплатоник Феофраст, убежденный доводами Аксифея, склоняется на сторону мнений христианского философа. «Сам Платон, — говорит Феофраст, — советует держаться известного учения до тех пор, пока не найдется лучшее; лучше же христианского богооткровенного учения ничего быть не может». Аксифей воссылает благодарность всесвятой Троице, даровавшей человеку разум, способный постигать Божественные истины, «Феофраст» издан Буассонадом (П., 1836). См. Дм. Введенский, «Э. Газский и его сочинение: «Феофраст или о бессмертии души и воскресении» («Православный Собеседник», 1902, апрель).

ЭНЕЙ ГАЗСКИЙ

христианский философ; после него остались 25 писем и сочинение: «Феофраст или о бессмертии души и воскресении». Э. принадлежал сначала к школе неоплато. смотреть

ЭНЕЙ ИЗ ГАЗЫ

ок. 450- после 518 гг. н. э., христианский греческий писатель. Учился в Александрии, позднее в Газе преподавал риторику, право, философию. Автор диалога Теофраст (Theophrastos), в котором защищает христианское учение о сотворении мира, а также доказывает истинность положений о бессмертии души, вечной жизни и воскресении из мертвых. Труд Э. содержит множество цитат из классических авторов, особенно из Платона. Сохранилось также 25 коротких риторических письма Э. к друзьям и ученикам. В античности он слыл писателем, придерживающимся аттического стиля, но тексты его писаний этого не подтверждают: Э. посредственный стилист, а его язык искажен неаттическими оборотами. смотреть

ЭНЕЙ ИЗ ГАЗЫ

Эней из Газы, Aineias, ок. 450- после 518 гг. н. э., христианский греческий писатель. Учился в Александрии, позднее в Газе преподавал риторику, право. смотреть

ЭНЕЙ СИЛЬВИЙ

Эней Сильвий де Пикколомини, Пий II (1405–1464). Взошел на папский престол в 1458. Блестящий писатель-гуманист, увенчанный в 1442 во Франкфурте. смотреть

ЭНЕЙ ТАКТИК

автор дошедшего до нашего времени трактата «О перенесении осады», написанного около 357 г. до Р.Х. Каких-либо точных биографичесих сведений о нем не осталось. Предположительно Эней Тактик происходил из Аркадии и был профессиональным военным. Его перу принадлежали и другие труды по военному делу, но они не сохранились. смотреть

ЭНЕЙ ТАКТИК

очевидно политич. деятель и полководец Аркадийского союза в 367 до н.э.; один из др.-греч. воен. писателей. Из его книг по теории военного дела сохран. лишь труд об осадном иск-ве. смотреть

ЭНЕЙ ТАКТИК

очевидно политич. деятель и полководец Аркадийского союза в 367 до н.э.; один из др.-греч. воен. писателей. Из его книг по теории военного дел. смотреть

ЭНЕЙ ТАКТИК

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector