Абдурахман ассади толкование корана

Абдурахман ассади толкование корана

Перевод: Толкование ас-Саади

Книга шейха Абд ар-Рахмана бин Насира ас-Саади (да помилует его Аллах) «Облегчение от Великодушного и Милосердного» является одним из глубоко научных, широко распространенных и признанных исламской уммой толкований Священного Корана. Этот труд написан простым языком и потому доступен для самого широкого круга читателей. Истолковывая аяты, автор опирался в первую очередь на сам Священный Коран, затем на достоверные хадисы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и, наконец, на высказывания его сподвижников.

Перевод: Эльмир Кулиев
Абу Абдуллах Абдуррахман бин Насир бин Абдуллах бин Насир ас-Саади был выходцем из рода Тамим. Он родился в г. Унайза (область Эль-Касим) 12 мухаррама 1307 г.х. Когда ему было всего четыре года, скончалась его мать, а спустя еще три года скончался его отец. Ребенок вырос сиротой, но получил хорошее воспитание. Его прозорливый ум и сильное желание постичь знания привлекали внимание окружающих. После смерти отца он начал изучать Коран и заучивать его наизусть. Когда ему было одиннадцать лет, он прекрасно знал наизусть Коран целиком. Он начал изучать шариатские науки у богословов родного города и посещал лекции тех, кто приезжали в Унайзу. Благодаря своему усердию он сумел хорошо усвоить каждую из шариатских наук, а когда ему исполнилось двадцать три года, он стал преподавать шариат другим. Несмотря на это, он не перестал углублять свои познания и не терял времени даром. К 1350 г.х. ему удалось стать одним из крупнейших богословов своего города, а молодые студенты стремились попасть в число его учеников.
Некоторые из его учителей

Первым, кто обучил его Священному Корану, был шейх Ибрахим бин Хамад бин Джасир. Абу Абдуллах всегда восхищался тем, насколько прекрасно его учитель знал хадисы Пророка Мухаммада, cалля Ллаhу ‘аляйхи уа саллям, и часто рассказывал о его богобоязненности, а также любви и сострадательности к беднякам. Он вспоминал о том, как холодным зимним днем к шейху пришел бедняк. На нем в тот день было две рубашки, и он снял одну из них и подарил тому бедняку, хотя был небогатым человеком и сам нуждался в ней. Да смилостивится над ним Аллах!
Его другим учителем был шейх Мухаммад бин Абд аль-Карим аш-Шибал, обучивший его мусульманскому праву, арабскому языку и другим наукам. Шейх Салих бин Усман, бывший судья г. Унайза, преподавал ему единобожие, толкование Корана, основы и законоположения мусульманского права, а также арабский язык. Большую часть своих знаний он приобрел именно у него и повсюду сопровождал его вплоть до его смерти.
Вместе с тем он обучался у шейхов Абдуллаха бин Айида, Сааба аль-Кувейджири, Али ас-Санани и Али ан-Насира Абу Вадая. Последний обучил его науке о хадисах, шести основным сборникам хадисов и многим другим преданиям, вознаградив его соответствующим свидетельством.
Среди его учителей был известный ученый Мухаммад бин Абд аль-Азиз аль-Мухаммад аль-Мани, который также преподавал ему в Унайзе. Когда же его родной город посетил шейх Мухаммад аш-Шанкыти, он присутствовал на его лекциях, посвященных толкованию Корана, науке о хадисах и терминологии, а также грамматике и морфологии арабского языка.

Абу Абдуллах обладал множеством замечательных качеств и был удивительно скромным человеком. Он был прост в общении с детьми и стариками, богачами и бедняками. Часть своего времени он всегда уделял тем, кто хотел побеседовать с ним, и такие беседы всегда носили религиозный характер. Он любил обсуждать религиозные и общественные проблемы, и гости извлекали много полезного из его рассказов и проповедей. Даже простые беседы с ним зачастую превращались в религиозные собрания. Он умел находить общий язык с разными людьми и всегда подбирал такие темы для разговоров, которые могли принести пользу собеседникам как при жизни на земле, так и после смерти. Когда люди просили его разрешить какой-либо спор, он умел принять справедливое решение, удовлетворявшее обе стороны.
Шейх сочувствовал бедным, нуждающимся и неимущим странникам и, по мере своих возможностей,протягивал им руку помощи. При каждом удобном случае он призывал людей, любящих делать добро, помогать нуждающимся. Он был поистине добропорядочным,целомудренным и честным человеком, добросовестно выполнявшим любое начатое дело. Его по праву считали одним из самых образованных и благоразумных людей. Он часто устраивал дискуссии между своими преуспевающими учениками, чтобы сделать их мышление острым, и даже назначал премии для тех, кто заучивал религиозные тексты наизусть.
Он часто советовался со своими учениками при выборе наиболее полезной книги для последующего обучения. При этом он склонялся на сторону большинства, а когда голоса разделялись поровну, он принимал решение самостоятельно. Его занятия никогда не приедались ученикам, даже если они занимали много времени, потому что каждый присутствующий получал от них удовольствие. Да поможет Аллах нам и всем остальным верующим наилучшим образом использовать свое время и запастись нетленными благодеяниями!

Читайте также:  Номер телефона толкование сна

О его глубоких знаниях

1. Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого». Работа над этой книгой была завершена в 1344 г.х.
2. «Комментарии к мусульманскому праву, дополняющие все книги, используемые ханбалитской школой». Этот труд не был опубликован.
3. «Наставление разумных и здравомыслящих людей для изучения мусульманского права самым коротким и легким путем». Эта книга, составленная в форме вопросов и ответов, была опубликована издательством «Матбаат ат-Таракки» в Дамаске в 1365 г.х. на пожертвование автора и раздавалась бесплатно.
4. «Жемчужина с кратким изложением преимуществ ислама». Эта книга была опубликована в издательстве «Матбаат Ансар ас-Сунна» в 1366 г.х.
5. «Полезные проповеди, соответствующие эпохе». После того как к шейху перешло право читать проповеди в его городе, он старался каждую пятницу и каждый праздник выступать с проповедями, соответствующими его эпохе и затрагивающими важные темы, в осмыслении которых нуждались люди. Впоследствии он собрал свои выступления и опубликовал их на собственные средства вместе с предыдущей книгой в издательстве «Матбаат Ансар ас-Сунна». Эта книга тоже раздавалась бесплатно.
6. «Замечательные принципы толкования Корана». Эта книга была опубликована в издательстве «Матбаат Ансар ас-Сунна» в 1366 г.х. и роздана бесплатно.
7. «Оберегание религии, ее носителей и последователей от измышлений аль-Кусейми». Эта книга была опубликована в издательстве «Дар аль-Кутуб аль-Арабийя» на пожертвования известного в Хиджазе шейха Мухаммада Эфенди Нусейфа в 1366 г.х.
8. «Ясная и очевидная истина, или комментарии к единобожию пророков и посланников».
9. «Убедительное и удовлетворительное разъяснение». Эта книга является комментарием к касыде «ан-Нунийя» шейха Ибн аль-Каййима.
10. «Необходимость взаимопомощи между мусульманами и вопрос о религиозной борьбе». Три последние книги были изданы в Каире в издательстве «аль-Матбаа ас-Салафийя» на средства автора и распространены бесплатно.
11. «Здравое слово о целях единобожия». Эта книга была издана в Египте в издательстве «Матбаат аль-Имам» на пожертвование шейха Абд аль-Мухсина Абу Баттына в 1367 г.х.
12. «Краткое изложение принципов мусульманского права». Этот труд не был опубликован.
13. «Облегчение от Проницательного о сущности толкования Корана». Эта книга была издана в издательстве «Матбаат аль-Имам» на пожертвования автора и группы благотворителей и роздана бесплатно.
14. «Цветущие сады». Эта книга впервые была издана в издательстве «Матбаат аль-Имам».
Сохранились многочисленные письменные заметки шейха и его ответы на вопросы, которые ему задавали жители Унайзы и других областей. Помимо этого, сохранились примечания на полях разных книг, попадавших ему в руки. Писать для него не составляло никакого труда, и поэтому его фетвы и сочинения представляют собой большое собрание. Он переписал известное поэтическое произведение Ибн Абд аль-Кави и собрался написать к нему комментарий, но решил, что этот труд окажется для него тяжелым. Тогда он объединил это произведение с книгой «аль-Инсаф» и переписал их своей рукой, чтобы люди могли легче понять его. Эту работу можно было назвать комментарием к вышеупомянутым стихам, но мы не причислили ее к его произведениям.

Посвятив свою жизнь целиком науке, Абу Абдуллах Абдуррахман бин Насир ас-Саади скончался в возрасте 69 лет. Это произошло в его родном городе в 1376 г.х. Да смилостивится над ним Аллах!
В конце жизни Абдуррахман ас-Саади заболевает атеросклерозом и начинает страдает от повышенного кровяного давления. Ливанские врачи прописывают ему отдых и советуют уменьшить нагрузку на здоровье, но он продолжает заниматься преподавательской деятельностью и в скором времени болезнь вновь обостряется. Ночью в среду 22 числа месяца джумада аль-ахира 1376 года хиджры состояние Абдуррахмана ибн Насира ухудшается и он теряет сознание. Эр-Риядские врачи, которых вызвали его родственники, не смогли вовремя оказать медицинскую помощь из-за нелётной погоды и невозможности приземлиться в аэропорту Унайзы. Шейх скончался на следующий день (24 января 1957 года) до наступения рассвета. Погребальная молитва над ним была совершена тем же днём после совершения молитвы зухр. Намазом руководил один из его близких учеников, Абдуль-Азиз ибн Мухаммад ибн Сулейман аль-Бассам.
Абдуррахман ас-Саади похоронен на кладбище аш-Шахавания (араб. الشهوانية) к северу от города Унайза.

Источник

Шейх Абдуррахман ас-Саади: Диспут об оправданиях в такфире

Для более эффективного донесения информации шейх изложил эту тему в виде диспута между двумя учеными, приводя доводы против своей позиции и отвечая на них. Огромное значение статьи не ограничивается лишь ее научностью. Шейх не только преподносит знания, раскрывая суть самых сложных вопросов и облегчая их понимание, но и воспитывает своих читателей, обучает культуре диалога, нравственности, сдержанности и взаимоуважению при разногласиях среди приверженцев сунны. Ни один из ученых, которых в качестве примера изобразил шейх в своей статье, никоим образом не оскорбил, не унизил и не задел своего оппонента. Это — урок, в котором в наше время нуждаются многие мусульмане.

Читайте также:  Много больших змей во сне толкование

Диспут об обвинении в неверии (такфире) определенной личности, которая совершила нечто, являющееся причиной для обвинения в неверии.

Сказал один из спорящих: Коран, сунна и единогласное мнение (иджма’) указывают на то, что обратившийся с мольбой (ду’а) не к Всевышнему Аллаху, а к ангелу, пророку, праведнику, идолу или к кому-либо другому, является неверующим (кафир) в Аллаха, многобожником (мушрик), навечно ввергаемым в адский огонь. И это положение из тех, которые невозможно не знать о религии (ма’люм мин ад-дин бид-дарура), которое невозможно отрицать. Как только совершит это кто-либо из людей, тот сразу же считается многобожником, неверным. И нет разницы, совершил он это из упрямства, или по причине невежества (джахль), или по причине ошибочного истолкования (та-уиль), или следуя без знания доводов за каким-то авторитетом (таклид). Поэтому Аллах в Своем Писании всех неверных назвал неверными, не различая между последователем и тем, за кем следуют, между упрямцем и невеждой. Наоборот, Он сообщил, что (все) они говорят: «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам». (Сура «Украшение», аят 22) И нет сомнения в том, что многие из них думают, что они на истине, как сказал Всевышний: «Это — те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо. Те, которые не уверовали в знамения своего Господа…» (Сура «Пещера», аяты 104-105) Не стала преградой для обвинения их в неверии (такфира) их убежденность в том, что они поступали хорошо. И так же с тем, кто обратился с мольбой не к Аллаху, или же обратился (не к Аллаху) с зовом о спасении (истигаса) от того, от чего способен спасти только Аллах. Такой является многобожником, неверным, будь он упорствующим или нет, независимо от того, знал ли он довод, ознакомили ли его с доводом, или же он не знал его.
И какая разница между обвинением в неверии невежественных иудеев, христиан и других (кафиров в основе) и обвинением в неверии тех невежд, которые совершают многобожие, даже если и относят себя к Исламу?
И какая разница между обвинением в неверии того, кто отрицает воскрешение, даже если по причине невежества, и тем, кто взывает с мольбой к кому-то помимо Аллаха и прибегает к нему, и просит от него удовлетворения своих нужд, удовлетворить которые не способен никто кроме Аллаха? Все они – неверные. Посланник все ясно донес, и до кого дошел Коран, тому предоставлен довод, независимо от того, понял он или не понял.

Сказал первый: Что касается слов Всевышнего: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» (Сура «Корова, аят 286), — и избавления Законодателем этой общины от наказания за ошибки, то это касается только вопросов в ответвлениях и основанных на иджтихаде. А что касается основ религии и тем более ее абсолютной основы – единобожия – то и ошибка и намеренное действие в этой сфере одинаковы по положению, как мы уже говорили, упоминая об обвинении в неверии слепых последователей (т.е. невежественных) неверных (в основе).
Так же, относительно ваших слов о том, что он подтверждает то, с чем пришел посланник, и придерживается подчинения ему, то это невозможно. Как он может подтверждать, если он не считает правдой обязанность уединения (таухида) Аллаха (в поклонении), обязанность уединения Аллаха в обращении с мольбой, просьбами о спасении и в других видах поклонения?! Как может придерживаться подчинения посланнику тот, кто ослушался его в основе всех видов подчинения, в основе религии, в единобожии? Стал обращаться с мольбой к кому-либо помимо Аллаха, иного просить о спасении, забыв своего Господа, обратив свое сердце к созданным и отвернувшись от Господа миров. Где же его подчинение и где подтверждение? Простое заявление об этом не принимается, если нет на это довода и доказательства.
А что касается вашего сравнения этого случая с нововведениями хариджитов, му’тазилитов и других сект, которые вы упомянули, то что может быть больше, чем разница между этими двумя положениями? Между единобожием, которое является основой религии посланников и основой их призыва, так что почти весь Коран от начала до конца посвящен разъяснению этого, расставляя основы, указывая на подробности, поясняя и утверждая постановления, и между нововведениями, приверженцы которых заблудились и впали в ошибки в убеждениях и делах при их приверженности единобожию и вере в Аллаха и Его посланника. Разница между этими двумя положениями очевидна, а кто не разделяет между ними, тот ошибся и сделал неверный вывод.

Сказал второй: Слова о том, что упомянутый аят и иные шариатские тексты относятся только к ошибке в ответвлениях, не в основах – это слова без доказательства. Ни Аллах, ни Его посланник не разделили между основами и ответвлениями в том, что касается прощения этой общине. И относительно упомянутого нами о том, что праведные предшественники не обвиняли в неверии приверженцев нововведений, поскольку те были ошибочно истолковывающими вопросы не из основ религии – в особенности нужно обратить внимание на тех, кто обессмысливал качества Создателя, из числа му’тазилитов и других (нововведенцев) – то ведь единобожие строится на (1) утверждении совершенных качеств Аллаха и (2) посвящении поклонения только Ему одному, у Которого нет сотоварища. И как мы воздержались от обвинения в неверии конкретного лица, до которого не дошел довод в первом разделе (единобожия), если он стал отрицать некоторые из качеств по невежеству (джахль), ошибочному истолкованию (та-уиль), или следуя за словами авторитета (таклид), так же мы воздерживаемся от обвинения в неверии того, кто посвятил созданным некоторые из видов поклонения, поступая так по невежеству, из-за ошибочного истолкования, или следуя за словами авторитета. Препятствие во втором случае такое же, как и в первом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел с обоими положениями и донес их своей общине. Однако, некоторые люди из его общины заблудились в этих двух разделах или в одном из них и пошли по пути, о котором невозможно не знать в религии (ма’люм мин ад-дин бид-дарура), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришел с порицанием его, запретом на него и предостережением своей общины от него. И кто познал то, с чем он пришел в этих двух разделах, но проявил упорство и воспротивился посланнику после того, как стала ясна ему истина [2], тот действительно неверный (кафир). А кто являлся верующим в него явно и скрыто, однако заблудился в этом и не знал истину, то мы не утверждаем о его неверии в таком положении, когда есть это препятствие, пока не будет предоставлено ему доказательство, после которого упорствующий становится неверным. В таком роде, по упомянутой причине, и мы, и вы уже воздержались от обвинения в неверии тех, от кого исходило что-то из этого, как, например, ас-Сарсари [3] и подобных ему, в чьих словах были просьбы о спасении, обращенные к посланнику, мольбы к нему и обращения к нему с просьбами об исполнении своих нужд. И к нему (ас-Сарсари) и к подобным ему относятся упомянутые ранее слова шейх уль-Ислама (Ибн Таймии).
А что касается твоих слов: «Вы ведь не воздерживаетесь от обвинения в неверии того, кто отрицает воскрешение — так же, как обвинил такого в неверии Аллах и Его посланник — не разделяя между упорствующим и не упорствующим». — То мы скажем: это все из одного раздела, однако в вопросах качеств и единобожия (в поклонении) случилось ошибочное истолкование, и оно получило распространение среди многих из тех, кто подтверждает правдивость посланника во всем. В отличие от вопроса отрицания воскрешения. Ведь такое (ошибочное истолкование в данном вопросе) может и не бывает вовсе. Но при всем этом, если предположить, что есть некто, кто вырос в далекой (от мусульманского общества) земле, или же недавно принял Ислам, то такого следует ознакомить с положением, а уже после этого (если он будет упорствовать на своем) выносится решение о его неверии.
Таким образом, относительно каждого, кто верует в Аллаха и Его посланника, подтверждает, что все, что пришло от них – истина, придерживается подчинения им, но, по невежеству, из-за отсутствия знаний о том, с чем пришел посланник, отказался от чего-то из того, с чем он пришел, то даже если это считается неверием (куфр), и, говорится: кто совершил это, тот неверный, но невежество о том, с чем пришел посланник, препятствует частному обвинению в неверии такого человека. И нет разницы в этом между вопросами из основ или ответвлений. Потому что неверие – это отрицание [4] того, с чем пришел посланник, или же отрицание части этого при знании об этом.
Теперь, посредством такого разъяснения ты познал разницу между невежественными последователями неверующих в посланника и человеком верующим, который не на основании знания и упрямства, а из-за невежества и заблудившись, отверг что-то из того, с чем пришел посланник.

Читайте также:  Магические коды жизни толкования 64 карты фото

См.: «Аль-Фатауа ас-са’дия», глава «Правовое положение вероотступника», с. 578 – 584.

[2] Согласно смыслу аята: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» Сура «Женщины», аят 115.

[3] Джамалюддин Абу Закария Яхья ибн Юсуф ибн Яхья ибн Мансур ас-Сарсари аль-Ханбали, 588-656 гг. (1192 – 1258 г.р.) – искусный поэт, ученый-правовед ханбалитской школы, языковед, аскет.

[4] Шейх не ограничил неверие лишь отрицанием, а указал на саму его основу и на самый явный его вид, который влечет за собой остальные.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector