А что есть чтение как не разгадывание толкование извлечение тайного

Урок-мастерская «Тайна слова». Русский язык, 8 класс

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА: над доской плакат со словами А. Твардовского: “Самое сладкое и самое трудное– думать. Думать самому…”; на доске записана тема “Умолчание…или тайна многоточия” и эпиграф, слова М.Цветаевой: “А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов…”.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, размноженные тексты, чистые листы, карандаши, “Русская речь 8-9класс” Е. И.Никитиной, “Литература: Учебная хрестоматия для 8 класса.”/Авт.-сост. Г.И.Беленький/.

1. Организация процесса познания, как приобщения ребенка к радости творчества, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
2. Реализация принципов проблемного обучения; равенство всех участников, включая мастера на пути к открытию; ненасильственное привлечение к процессу деятельности на основе внутри предметной уровневой дифференциации, самооценки, самокоррекции, самовоспитания; чередование индивидуальной и коллективной работы, повышение уровня коммуникативной культуры, диалогического способа восхождения к истине; самостоятельный выбор материала и видов работы; нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (опережающее): Из словаря В.Даля выписать значение слов: таить, молчать, умалчивать.

I. Вступительное слово учителя:

-Урок развития речи. Мы много говорили с вами о выразительных языковых средствах связи предложений в тексте. Фонетических, лексических, морфологических, синтаксических, которые помогают нам раскрыть содержание художественного произведения, постигнуть его красоту, особенности языка того или иного автора, что делает его неповторимым, запоминающимся.
-Перечислите, какие из них вы знаете. Ответы детей: (Аллитерация, ассонанс, антонимы, синонимы и т.д.)

II. Объявление темы и цели урока.

На доске записана тема: “Умолчание… или тайна многоточия”.

“А что есть чтение – как не разгадывание,
извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов…”.

— Чтение – прежде всего сотворчество. Мы познакомимся с еще одним средством средством выразительности речи. Но прежде вглядитесь в тему, найдите в ее записи уже знакомые вам лексические средства связи (синонимы): умолчание= тайна
Умолчание – умное молчание.
-Попробуйте доказать с помощью словаря, что это синонимы. Дома некоторые из вас работали со словарем В.Даля.

III. Проверка опережающего домашнего задания.

Чтение учащимися статей из словаря В.Даля.

Итак, мы убедились, что это слова синонимы, их объединяет смысл – скрывать, пропустить, скрыто хранить, недосказать.

Цель нашего урока: научиться разгадывать тайны, оставленные автором за строкой, стать соавторами, погрузиться в мир сотворчества.

IV. Работа с текстом.

Однажды Марина Цветаева, чьи слова мы взяли эпиграфом к уроку, написала о своем дне рождения, пришедшемся на 8 октября в праздник Апостола Иоанна Богослова – одного из ближайшего последователя (ученика) Христа:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

VI. Объяснение темы урока.

— М.И.Цветаева, оказавшись в эмиграции, тоскуя о Родине, одно из стихотворений заканчивает так:

Читайте также:  Фразеологизм на рыбьем меху толкование

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно рябина…

2. Работа с учебником “Русская речь 8-9класс” Е. И.Никитиной.

— Прочитайте стихотворение про себя, затем вслух. Обратите внимание на многоточие. (Это только три точки. Но в них – мощное, бесконечно продолжающееся во времени, немое признание в такой сильной любви, на какую не способны тысячи вместе взятых стихотворцев, пишущих не этими великими точками, каждая из которых как капля крови, По словам Евг. Евтушенко, самый высокий патриотизм всегда именно таков: точками, а не пустыми словами.)

— Что же такое умолчание? (Умолчание – выразительное средство речи.)
— В чем его суть? (Суть его состоит в том, что начатая речь внезапно обрывается или прерывается автором.)

— О чем думает автор, заканчивая текст многоточием? (Автор полагает: никакие слова здесь не нужны, читатель и так поймет его – его волнение, его чувства и думы.)
— Как на письме обозначается умолчание? (Многоточием.)
— Сформулируйте еще раз, что такое умолчание.

3. Возвращение к теме и цели урока.

— А раз автор полагает, что читатель поймет его мысли, чувства, то он приглашает читателя к сотворчеству. Приглашает стать соавтором. Этим мы и займемся на уроке.

Попробуем погрузиться в мир военной лирики, понять, что не досказали нам авторы этих произведений.

VII. Работа над текстом.

1. Восприятие текста. (На партах лежат листочки с текстом стихотворения А.Твардовского.)

— У Альберта Лиханова есть повесть “Мой генерал”, один из героев которой – старый генерал – часто вспоминает приведенные выше стихотворные строки и с с особым чувством произносит их.

4) Отыщем ключевые слова: мог – не сумел.
5) Расшифруйте умолчание: о чем оно вам говорит? (Генерал чувствует вину, что не сумел сберечь подопечных, они не вернулись с войны, чувство ответственности…)

3. Самостоятельная работа.

— Напишите кратко свое мнение о мыслях лирического героя стихотворения.(оценка)

4. Чтение детских раздумий.(Момент социализации.)

VIII. Работа в группах с текстом поэмы А. Твардовского “Василий Теркин” (“Литература: Учебная хрестоматия для 8 класса.”/Авт.-сост. Г.И.Беленький/.) Класс делится на группы, идет чтение и обсуждение заданных отрывков текста.

— Прочитайте главу “Переправа” из поэмы А. Твардовского “Василий Теркин”.
— Слова в художественном тексте живут по своим законам. Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили эти законы, литературоведческие термины и, поработав в группах, создали бы свои идеи относительно того, какие выразительные средства речи используются автором и помогают нам создать целостную картину произведения. Особенно обратите внимание на те строфы, в которых встречаются умолчания, “расшифруйте” их: что не досказал автор, какие чувства он испытывал.

Выступления учащихся о литературоведческих понятиях на основе текстового материала главы “Переправа”. Высказывания о том, что таят в себе умолчания, введенные автором в канву текста.

Х. Итог работы. Создание текста.

1.- Напишите миниатюру на волнующую вас тему, используя в ней умолчание.
2. – Прочитайте свои тексты. (Читают все!)
— Какое умолчание? (О чем нас просят задуматься авторы миниатюр?)

Читайте также:  Фразеологизм толкование водить за нос

ХI. Домашнее задание.

Вспомните и напишите название произведений о войне, в которых многоточие обозначает умолчание. Расшифруйте одно из них. / “Шёл солдат…” К.Симонов, “А зори здесь тихие…” Б.Васильев и т.д./

— На этом и мы поставим точку, вернее, не точку, а многоточие.

Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока…

Но пора передохнуть, собраться, по совету поэта, с мыслями и …изучать новые материалы, искать новые формы и методы в овладении выразительными средствами языка.

Источник

Лингвострановедческий анализ художественного текста на уроках литературы
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Лингвострановедческий анализ художественного текста на уроках литературы.

М.А. Булгаков «Псалом»

-показать текст как основу национально-культурного, социально-исторического явления

-содействовать приобщению читателя к истории и культуре народа;

-помочь старшеклассникам соотнести авторскую и реальную картину мира;

-связать биографию писателя, его мировоззрение, эстетические взгляды с изображаемыми событиями и их оценкой

-комплексный анализ текста

Форма организации учебной деятельности: коллективная

Возрастная категория: 10-11 класс

Лингв о стран о вед ческий анализ включает в себя:

Порядок анализа художественного текста :

Словарная работа : псалом.

-Перед анализом рассказа определите время и место действия (опираясь на лексические приметы времени, определите, какой исторический период запечатлён в рассказе)

Эпоха : декрет, Туркестан, аэроплан, синдетикон, Петербург

Декрет-закон, это первые постановления советской власти.

Туркестан-область, появившаяся в 1924 году (новое название Туркмении).

Петербург-с 1914 года Петроград.

«Папа придёт-тебя застрелит», керосинка на полу – Гражданская война 1918-1922гг

Мать Славки- из состоятельных кругов. Отец – в армии, вероятно, в Белой.

Вывод: кризис белогвардейского движения, отступление, эвакуация, 1920-1921гг. Дата публикации – 1923г.

Вывод: это произведение на стыке двух жанров- драматургии и прозы.

Ключевые слова в тексте.

Дверь, чайник, петли, конус, пуговицы, псалом, как-нибудь проживём.

Дверь-место, куда прикован взгляд героя, он ждёт появления любимой.

Дверные петли-они поют приятно и радостно, когда она входит в комнату, и неприятно, когда выходит.

Чайник, конусы света – это маленький очаг любви, тепла посреди холодной Москвы.

Пуговица (мир вещей), псалом (мир духовности, внутренний мир героя).

Как-нибудь проживём- утешение, попытка противиться тоске, печали, злу; твёрдость, решимость, уверенность).

Ключевые образы, используемые в рассказе.

Велосипед, мгла, свет, огонь

Велосипед – любимое развлечение Булгакова, Коровьев на арене цирка появится на велосипеде.

Мгла – укрывает возлюбленных, мгла поглотит Воланда.

Свет – в комнате героя, это отблески света, который не получил Мастер.

Огонь – маленький радостный ад, очистительный огонь, сжигающий подвал.

Переплетение реального и фантастического.

Вывод: в маленьком произведении писателя отразились особенности его творчества – точность в описании места и времени, деталей предметов и событий, драматургичность прозы, верность излюбленным мотивам, переплетение реального и фантастического, тонкого юмора, иронии с глубоким мировоззрением.

Источник

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемКирилл Философов

Похожие презентации

Презентация на тему: » «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов» М.Цветаева «Возьмите…стихи – это и есть моя жизнь…»» — Транскрипт:

1 «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов» М.Цветаева «Возьмите…стихи – это и есть моя жизнь…» (М. Цветаева). Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» А.С. Пушкин

Читайте также:  Толкование снов человеческие кости

3 Рябину Рубили Зорькою. Рябина- Судьбина Горькая. Рябина- Седыми Спусками… Рябина! Судьбина Русская.

4 В церковном календаре на этот день приходится память Иоанна Богослова одного из Двенадцати апостола, автора Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий Нового Завета. Согласно преданию, Иоанн был младшим братом апостола Иакова и вместе с ним был призван Иисусом Христом в число своих учеников. Братья, как и апостол Петр, входили в число самых приближенных Христу апостолов. Втроем они стали свидетелями воскрешения дочери Иаира, и только им Спаситель позволил видеть свое Преображение. Будучи распятым на кресте, Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери Деве Марии. Свое прозвище Богослов Иоанн получил благодаря тому, что в своем Евангелии именовал Иисуса Христа Словом Божьим.память Иоанна Богослова

5 На Руси в этот день судили о предстоящей погоде. Если на Богослова выпадал снег, то зиму ждали на Михайлов день, 21 ноября.Михайлов день 21 ноября Говорили, что если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, то зима придет скоро. По листьям же гадали о зиме: если они опадают с деревьев не чисто, то нужно ждать морозов. Много поговорок и примет существовало непосредственно о самом первом снеге. « Не то снег, что метет, а то, что сверху идет », говорили люди. Считалось, что снег, выпавший днем, долго не продержится, а настоящий, зимний, снег ложится непременно ночью. Если на Ивана Богослова шел дождь со снегом, это предвещало три сильных оттепели в январе, а если день выдавался теплым и солнечным, ждали дождливого и холодного июня следующим летом. По легенде, однажды Иоанн Богослов чудом обратил в искусного живописца простого пастуха гусей. Поэтому в народе этого святого почитали как покровителя художников и иконописцев. В этот день они молились своему небесному защитнику и просили о помощи в делах и о вдохновении.

12 Мимо Иоанна Богослова ходила на Тверской бульвар гулять маленькая Марина Цветаева со своего Трехпрудного переулка.

18 Двадцать четыре слова, двенадцать строчек Пред нами живо пронеслись. Судьба России и Марины В рябины красный куст слились. И для меня, как наважденье, Как символ святости земной, Звучат цветаевские строки: «Мне нравится, что вы больны не мной…»

19 Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое – ах, нельзя! – Имя твое – поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим – сон глубок.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector