59 псалом толкование максима исповедника

59 псалом толкование максима исповедника

Прп. Максим Исповедник

ТОЛКОВАНИЕ НА 59 ПСАЛОМ

В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение, внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей, 12 тысящ.

поведи, духовную мощь нашей природы, поработив человека времени и естеству. Ибо без этого, то есть без подвластного времени и естеству, он совершенно не в силах вести брань с людьми.

И возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей, 12 тысящ. Ибо всякий воевода духовного Царя Давида, то есть Господа нашего Иисуса, ведет войну против супротивных сил и поражает 12 тысящ в долине Солей. Долина же Солей есть плоть, которая вследствие непослушания стала презренной страной страстей. В ней, словно в долине, всякий благочестивый и боголюбивый человек поражает посредством разума и созерцания естество и время. Или [иначе]: в подобных людях, вследствие возвышенности их добродетелей и ведения, неразумное предвосхищение души никоим образом не находится во власти законов естества и времени. А число двенадцать означает эти естество и время, поскольку естество пятирично вследствие чувств \ а время седмирично, как это всем очевидно. А пять в сочетании с семью составляют число двенадцать.

Настоящий псалом надписывается изменитися хотящим, то есть нам, в научение тем благам, которые даруются духовным Давидом. В столпописание Давиду, то есть в провозглашение божественных и спасительных дел Его ради нас. Ибо, согласно сведующим толкователям подобных слов, столпописание означает «провозглашение добрых дел».

Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас.

Бог отринул нас, когда мы, изначала не блюдя заповедь [Его], показали себя недостойными общения с Ним лицом к лицу». Низложил же нас, когда вследствие нашей порочности изгнал с высоты райской славы.

Разгневался, когда в отмщение и наказание за нашу порочность предал каре смерти. А ущедрил нас, когда через Единородного Сына Своего, воплотившегося Бога Слова, принявшего на Себя все наши долги, искупил нас от смерти и вновь возвел к славе Своей.

Стряся еси землю и смутил еси ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся.

[Бог] стрясл и смутил нашу землю, то есть [наше] се, ще, даровав нам духовный меч (Евр. 4:12), который мудро отделяет лучшее от худшего, воздвигает закон духа против закона плоти, созидает в нас достохвальную брань против страстей, сотрясает их плотную массу и, по предвосхищению, возмущает совесть против неподобающих воспоминаний. А исцеляет посредством духовного возрождения в благодати то сокрушение сердца, которое оно претерпело, изначала пав и поколебавшись через непослушание и нарушение [заповеди, данной] в раю.

Показал еси людем Твоим жестокая, напоил еси нас вином умиления. Дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленный Твои.

Бог показывает жестокое боящимся Его через заповеди, предлагая им, в соответствии с деятельным любомудрием, способы умерщвления тела. Или же наоборот: человеколюбиво воспитывая нас для нашей пользы посредством многообразного Промысла и Суда, Он показывает жестокое тем, кто не желает добровольно нести божественное иго закона заповедей [Его]. А напояет Он нас вином умиления, когда дарует нам, в соответствии с духовным созерцанием, ведение, которое следует за очищением посредством делания. Ибо всякое духовное ведение умиляет сердце и вызывает чувство [смирения перед] величием Божественных благодеяний, оказанных нам.

А дает знамение боящимся Его, чтобы убежать от лица лука, научая их носить в теле мертвость Иисуса (2 Кор. 4:10), благодаря которой Он показал полную бездеятельность греха. Ибо истинное знамение есть та сила, которая посредством Креста умерщвляет плотское помышление. Еже убежати от лица лука [означает бегство] от обманчивого явления сущих [вещей]. Ведь лицо лука, то есть бесовские страсти каждого [человека], есть телесное явление [зримых вещей], которое возбуждает чувство, ранит его подобно стреле и неподобающим образом волнует его. Поэтому Писание и говорит, что боящиеся Господа должны бежать от лица лука, а не от «лука». Ибо «лук» греха, будучи без своего «лица», ничего не сможет сделать против боящихся Господа.

Спаси десницею Твоею и услыши мя. Бог возглагола во святем своем: воз-радуюся и разделю Сикиму и юдоль жилищ размерю.

Радуется праведный, когда, достигнув совершенства через благодать Единородного, он становится достаточно сильным для того, чтобы разделить Сикиму, то есть чтобы предложить другим, соразмерно достоверному опыту и исходя из него, мужественные образы добродетелей в [духовном] делании. Ибо Сикима толкуется как «плечо», что означает навык воздержания от всяких страстей и навык осуществления добродетелей. Ведь, как говорят, плечо есть символ делания.

И [Бог] размеряет юдоль жилищ, то есть уделяет, соответственно естественному созерцанию, каждому из сущих подобающие [ему] логосы. Ибо юдоль жилищ есть нынешний мир, в котором вследствие различия душевных предрасположений и умонастроений каждого отсутствует незыблемость всего, и здешняя жизнь наша подобна жизни в шатрах, разбиваемых на краткое время.

Или: юдоль жилищ суть образы добродетелей, которые [Бог] премудро разделяет между научаемыми, даруя воспитание, соответствующее душевным свойствам каждого и ограждая [приобретенные ими духовные] сокровища. Ибо [Бог] ведает, как посредством доброго научения уделить каждому путь, ведущий ко спасению.

Читайте также:  Купать ребенка во сне толкование

Или: юдоль жилищ суть церкви верующих народов, которые были учреждены по всей вселенной Христом Спасителем и Богом нашим. Такое [объяснение], как я думаю, более очевидно, чем другие.

Наконец, юдоль жилищ размеряет тот, кто объемлет [своим духовным] ведением телесный мир, словно юдоль жилищ. Ибо в Писании тело часто называется «жилищем».

Под Моавом может также пониматься и Воплощение Господа. Ради нас Он стал Сыном Человеческим и истинной Купелью упования нашего, то есть Тем, Кто очищает нас от грязи и скверны, возникающих вследствие греховности нашей.

На Идумею простру сапог Мой.

Идумея толкуется как «кроваво-красная глина»; под ней можно понимать и плоть Господа, в которой, словно в обуви, Он пришел к людям. Ибо иначе невозможно для твари постичь Творца, поскольку по природе Он беспределен и непостижим.

Когда Господь во плоти явился в местах нашего обитания, Он подчинил силой Своего могущества не только побежденных [Им] духов злобы, но покорил также и все народы, откликнувшиеся на зов Евангельской проповеди. Иноплеменники покоряются и всякому праведному [человеку], когда он наступает, словно сапогом на землю, своим воздержанием на плотский закон греха и уничтожает не только нечистые страсти, свившие себе гнездо во плоти, но [истребляет] и побуждающих их к действию злых бесов. Кто введет мя во град ограждения?

Град ограждения есть мудрость, образующаяся из многих божественных и таинственных умозрений, которая, как сказал один толкователь, окружена и ограждена твердынями добродетелей.

Или иначе: град ограждения есть то душевное состояние, пребывая в котором, подлинно благочестивый и боголюбивый муж становится неприступным и неуязвимым для недругов, благодаря стене святых Сил, охраняющей его.

Кроме того, град ограждения есть душа, защищенная стеной [праведной] жизни и разума, а также преисполненная дарами всяческих добродетелей.

Наконец, град ограждения есть навык в истинном и твердом ведении, окруженный стеной всех нравственных, естественных и богословских умозрений. В этот град приводится всякий праведный [человек], и Проводником ему служит один только Бог, привлекающий к Себе всех [людей] невыразимым величием Своей Благости. Или кто наставит мя до Идумеи?

Идумея, как показало предшествующее рассуждение, есть тварное мироздание, доступное [нашему] восприятию. В пределах этого мироздания и вращается естественное созерцание, [осуществляемое] в духе. А соответственно подобному созерцанию, от величия красоты созданий сравнительно познаётся Виновник [бытия их] (Прем. 13:5). И он познаётся теми, кто благочестиво предаётся познанию сущих.

Или еще: [Идумея есть] деятельное любомудрие, [осуществляемое] через плоть ради добродетелей. Благодаря такому любомудрию наше тело становится храмом Святого Духа, созидаясь вместе [с исполнением] прекрасных заповедей. И к этому любомудрию [нас] приводит опять же Сам Господь, даруя любящим Его знание зримых [вещей] и научая их умерщвлению членов сей земной и тленной плоти.

То есть Ты, Боже, изначала отринувший нас вследствие греха [нашего, теперь] из сострадания сжалившись над нами, ведешь нас во град ограждения и приводишь вплоть до Идумеи, как [это видно] из предшествующего толкования.

И не изыдеши, Боже, в силах наших.

Ибо Бог не изыдет на того, кто надеется [только] на самого себя, кто уповает на лук свой и начертывает на мече спасение свое. Но, разумеется, Бог изыдет на брань против невидимых врагов и [придет на помощь] тем, кто вместе с Самим Богом избодает рогами врагов и во имя Его уничтожает восстающих на них (Пс. 43:6-7).

О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам. О Бозе сотворяют силу те, которые не приписывают самим себе преуспеяние в добродетели и не относят за счет собственной мудрости постижение Божественных тайн. В них целиком обитает Сам Единственнейший Бог, Который созидает всякую добродетель и дарует ведение, уничижая злых бесов, противостоящих добродетели и ведению и стремящихся, через порок и неведение, придавить гнетом боящихся Бога. Ибо Он, являясь творцом всяческих, есть и Спаситель всех. Ему же подобает слава во веки. Аминь.

Т ворения преподобного Максима Исповедника. Кн. I. М.: «Мартис», 1993. С. 208-214. Перевод А. Сидорова

Источник

Толкование значение молитвы псалом 59 царя Давида

Тексту православного псалма 59 предшествует надписание, которое поясняет, что этот псалом написан Давидом, и имеет поучительное значение. Кроме того, в славянской Псалтири присутствует указание, что эта песнь должна исполняться на музыкальном инструменте Шушан-Эдуф (Лилия Завета), однако исследователи до сих пор спорят о том, существовал ли в древнем Израиле такой музыкальный инструмент, или же Давид имел в виду песню, на мотив которой следовало исполнять псалом. Христианское толкование 59 псалма поясняет, что написан он был во время войны Израиля с Сирией на севере страны: воспользовавшись этим, идумеи напали на еврейские земли с юга.

Помощь от 59 псалма: в каких случаях читается песнь Давида?

Из православного текста 59 псалма понятно, и исторические исследования это подтверждают, что идумеи во главе с полководцем Иоавом нанесли Израилю серьезный урон. Это событие вызвало скорбь в сердце Давида, потерявшего в один момент огромное количество своих подданных. Он просит Бога даровать еврейскому народу силы, что он смог подняться на борьбу против идумеев и отвоевать свои земли. В конце 59 псалма автор выражает уверенность в том, что Господь не оставит боящихся Его (то есть тех, кто со страхом выполняет Его заповеди), и дарует им новые победы. Читать, слушать онлайн и смотреть видео с текстом 59 псалма следует тем, кто был оклеветан, ради восстановления своего доброго имени.

Читайте также:  Кража автомобиля толкование снов

Слушать на видео православную молитву псалом 59 на русском языке

Читать текст христианского псалма 59 на русском языке

Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,

когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной. Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам. Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется. Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления. Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня. Бог сказал во святилище Своем: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю: Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой, Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!» Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома? Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими? Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.

Церковный Псалтырь, текст псалом 59 на церковно славянском языке

Боже, отринул ны eси и низложил eси нас, разгневался eси и ущедрил eси нас. Стрясл eси землю и смутил eси ю; исцели сокрушенiе eя, яко подвижеся. Показал eси людем твоим жестокая; напоил eси нас вiном умиленiя. Дал eси боящымся тебe знаменiе, eже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленнiи твои, спаси десницею твоею и услыши мя. Бог возгла во святем своем; возрадуюся, и разделю сiкиму, и юдоль жилищ размерю. Мой eсть галаад, и мой eсть манассiй, eфрем крепость главы моея, iуда царь мой. Моав коноб упованiя моего; на iдумею простру сапог мой; мне иноплемeнницы покоришася. Кто введет мя во град огражденiя? или кто наставит мя до iдумеи? Не ты ли, Боже, отринувый нас? и не изыдеши, Боже, в силах наших? Даждь нам помощь от скорби; и суетно спасенiе человеческо. О Бозе сотворим силу; и той уничижит стужающыя нам.

Источник

Псалом 59

В этом псалме Давид изображает сначала бедственные приключения иудейского народа, каким он подвергался в прошедшее царствование Саула (ст. 3–7), затем описывает знаменитые дела свои и громкие победы, одержанные над врагами своего царства (ст. 8–10), и далее выражает надежду и уверенность в том, что Бог поможет ему покорить и другие народы с такою же легкостью, с какою побеждаемы были все враги его, – но только один Бог, а не кто другой: о Бозе сотворим силу (ст. 11–14).

Пс.59:3–4 Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси и ущедрил еси нас. Стрясл еси землю и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся.

Изречениями этих стихов Давид указывает на политическое состояние царства и народа своего в предшествовавшее царствование Саула, которого отринул Бог и низложил лишив, его права престолонаследия в его потомстве. За непослушание Саула гнев Божий чрез него простерся и на весь народ его, который, подвергаясь частым нападениям иноплеменников (филистимлян и других) принужден был от страха укрываться от них бегством за Иордан и в другие безопасные места ( 1Цар.13:6–7 ). Земля Иудейская предана была такому опустошению и так была разорена, что уподоблялась местности, пострадавшей от землетрясения (стрясл еси землю), и никто не мог спокойно оставаться в своем доме, все находились тогда в величайшем страхе и трепете (и смутил еси ю). Изобразив столь бедственное состояние народа еврейского, Давид с горестным чувством, от лица всего народа своего, обращается к Богу с молитвой о помиловании и исцелении, о восстановлении расстроенного царства (исцели сокрушение ея), о успокоении и избавлении народа от постигших его бедствий (яко подвижеся). Слова ущедрил еси нас в переводе с еврейского читаются так: «обратись к нам». Таким образом, вся эта речь псалмопевца может быть выражена в таких словах: Боже, Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался на царя Саула и на весь народ наш: обратись же Своею милостью к нам. Ты потряс землю нашу и разбил ее: исцели же повреждения ее, ибо она поколебалась.

Пс.59:5 Показал еси людем Твоим жестокая: напоил еси нас вином умиления.

Первая половина стиха в переводе с еврейского читается так: «Ты дал испытать народу Твоему жестокое» – это значит: иудеев постигли тогда жестокие страдания и тягостные бедствия. Вином умиления псалмопевец называет постигшие весь народ скорби и бедствия, потому что они производят умиление и раскаяние в сердцах тех, которые согрешили пред Богом. Такое выражение употребил он с намерением живее представить пред мысленными очами людей гнев Божий и проклятие Его, которые они навлекли на себя за грехи Саула, дабы усерднее каялись и покаянною молитвой привлекли к себе милость Божию, и таким образом получили бы «исцеление сокрушенной земли» их ( 2Пар.7:14 ).

Пс.59:6–7 Дал еси боящимся тебе знамение, еже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя.

Пс.59:8–9 Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю. Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем крепость главы Моея, Иуда царь Мой.

Читайте также:  Проблемы толкования международных договоров

Псалмопевец молился Господу Богу о спасении и избавлении от бед, как себя, так и своего народа (ст. 7), и Господь, услышав его молитву, дал ему и ответ на нее. Доселе он изображал бедственные приключения иудейского народа, а отсюда начинает говорить о счастливых и удачных делах своих, о которых предварительно открыл ему Сам Господь ( 2Цар.5:19 ). Бог возглагола во святем Своем, т.е. Бог высказал во «святилище Своем» (как читаем в пер. с евр. и греч.), или иначе: «Бог открыл волю Свою мне (Давиду) чрез Святого Духа, во Святем Своем Духе». Давид, хотя и многие одержал победы над врагами, которые, несомненно, утешали его, однако же свидетельствует, что больше всего он радуется этому глаголу Божию, этому словесному удостоверению. Выслушав его, Давид в восторге говорит о предстоящих ему победах и обещанных успехах в делах. Возрадуюся и разделю Сикиму (так назван здесь Сихем, город в колене Ефремовом, впоследствии главный город Самарийский), и юдоль жилищ (так названа долина палаток в юго-восточной части Иудеи, по-еврейски – Сокхоф, что значит: «скинии, палатки пастухов») размерю, т.е. «я буду рад, когда сделаю свободными Сихем и Сокхоф и всю занимаемую ими местность от завладевших ими врагов и разделю все это между моим возлюбленным народом, всю эту землю я размерю и никого не оставлю без надела». Изречения этих и следующих за ними стихов некоторые из св. отцов относят к Самому Господу, с тем различием, что одни (блж. Феодорит) относят ко временам после вавилонского плена, когда Господь Бог снова разделил земли между возвратившимися евреями [6, с. 276], другие (св. Василий Великий) относят ко временам христианским, когда юдоль жилищ, т.е. вся вселенная, как бы по жребиям разделена будет для селений на всяком месте [4, с. 250–253], или когда (по св. Афанасию Александрийскому) «вся земля преисполнится скиниями Божиими: т.е. Церквами» [3, с. 200]. Галаад – это название страны в Заиорданской области, Манассий – наименование одного из 12 колен народа еврейского, которое владело Галаадскою страной. Именами Ефрема и Иуды также названы два колена еврейского народа. И вот Сам Господь говорит о них: Галаадская земля – Моя, и населяющее сию землю Манассиино колено принадлежит Мне же. Ефремово колено – самое сильное и многочисленное из всех колен, а потому оно считается во главе всего народа Моего: Ефрем крепость главы Моея. Из колена Иуды, еще по предсказанию патриарха Иакова ( Быт.49:10 ), до самого пришествия Мессии должны происходить цари народа Моего, что и исполнилось на Давиде и его потомках: Иуда царь Мой (ср. Пс.67:28 ).

Пс.59:10 Моав коноб упования Моего: на Идумею простру сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася.

Моавом назван здесь моавитский народ, происшедший от Моава, сына старшей дочери Лота, племянника Авраамова. Моавитяне жили на юго-восточной стороне Иудеи. Коноб значит: «котел, чаша для умывания ног». Идумеей называлась лежавшая на юг от Иудеи земля, населенная идумейским народом, происходившим от Исава, прозванного Эдомом, который был брат патриарху Иакову, или Израилю. Так как оба эти народа – и моавитяне и идумеяне – были язычники и очень часто находились во враждебных отношениях с народом Божиим, израильтянами, то слово Господне или слово псалмопевца выражается о них иначе, нежели о единоплеменниках: говорит о них как о рабах, не заслуживающих милости Божией. На востоке был обычай умывать ноги в сосуде, который по тому самому не пользовался уважением. А потому словами Моав есть сосуд (коноб) для умовения Моего – выражается пренебрежение к целому народу. То есть, моавитяне будут унижены, послужат Мне как рабы в низших должностях, будут как бы сосудом для умовения, что и случилось еще при Давиде ( 1Пар.18:2 ). На Идумею простру сапог Мой – эти слова выражают также унижение идумейского народа. Унижу, говорит Господь Бог; буду попирать ногами (в сапогах) идумеев, как попирали побежденных. Словами: Мне иноплеменницы покоришася – св. Давид говорит о филистимлянах, которых он неоднократно побеждал и наконец совершенно покорил своей власти.

Пс.59:11–12 Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших?

Пс.59:13–14 Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу: и Той уничижит стужающыя нам.

Выразив столь твердую надежду на помощь Божию и крепкую уверенность в успехе воинских предприятий, св. Давид заключает свою речь молитвою к Богу, в которой поясняет, что если мы (все вообще верные), в случае бедственных обстоятельств (от скорби), не будем иметь помощи от Бога, то и не должны ниоткуда ожидать этой помощи, потому что в едином Боге заключается наше спасение. А то спасение, которого мы стали бы ожидать от людей, суетно, тщетно. Будучи сами по себе слабы и бессильны, мы только при помощи Божией приобретем силу; и Он, Господь Бог наш, уничтожит силу врагов наших, угнетающих нас.

«Уповай же, христианская душа, всем сердцем своим на Господа, и удобно избежишь злодейских козней, ибо Господь не оставит без призрения работающих Ему» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector