4 класс русский язык склонение имен прилагательных

Склонение имен прилагательных

Как правильно просклонять имя прилагательное?

Сделать это легко, если знать падежные вопросы к каждому случаю. Запомнить их поможет таблица склонения имен прилагательных, представленная ниже.

Разобравшись в падежных и родовых вопросах, можно без труда просклонять практически любое прилагательное.

В русском языке склоняются не все формы имени прилагательного. Так, у кратких прилагательных нет парадигмы изменения по падежам, а в форме сравнительной степени эта самостоятельная часть речи не изменяется вообще.

Необходимо помнить о том, что прилагательное ставится в той форме, что и существительное, от которого оно зависит. Это значит, что если поставить его в начальную форму, ее же примет и имя прилагательное, которое после этого легко будет просклонять с помощью падежных вопросов. Если речь идет о прилагательном в словосочетании, обычно оно склоняется вместе с существительным, к которому относится.

Типы склонения имен прилагательных в русском языке

В зависимости от того, к какой категории относится имя прилагательное, различают три типа его склонения.

Первый – это адъективное, по такому типу склоняются качественные и относительные прилагательные в полной форме – зеленый, чистый. По второму типу, который называется местоименным, склоняются притяжательные прилагательные – мамин, лисий.

А к третьему относятся такие прилагательные, которые во всех своих формах такие же, как и в начальной, то есть они не склоняются – хаки, металлик. И такое склонение называют нулевым. Несклоняемые имена прилагательные считаются особой группой слов, которые похожи на существительные. Их очень легко с ними спутать, но важно различать. Обычно это заимствованные слова, такие как индиго, мини, беж.

Каждое из них имеет свои особенности, но падежные вопросы всегда остаются одинаковыми.

Есть прилагательные, такие как больной, командировочные и им подобные, которые перешли в категорию существительных, однако склоняться они при этом продолжают по той же системе, как когда относились к другой части речи.

Что мы узнали?

Несмотря на то, что имена прилагательные стоят в той же форме, что и существительные, к которым они относятся, в отличие от последних, у них не две, а три формы склонения: по падежам, числам, а также родам. Проще всего прослонять эту часть речи, зная падежные вопросы, которые для каждого случая свои. При этом у форм среднего и мужского рода они совпадают, за исключением формы винительного падежа. В русском языке существуют имена прилагательные, которые не изменяются по падежам – это краткая форма, а также есть такие, которые не склоняются вообще – когда они стоят в форме сравнительной степени. Всего существует три типа склонения имен прилагательных – адъективное, местоименное и особенное, нулевое, которые зависят от того, к какой категории относится данная часть речи.

Источник

План-конспект урока «Склонение имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе «Склонение имен прилагательных» с презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе «Склонение имен прилагательных»

Учитель Соколова Т.Н.

1. Организационный этап.

Цель : психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.

— Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Урок русского языка.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.

Читайте также:  Комплименты к имени наташа

Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.)

— Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья.

2. Мобилизирующий этап.

Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку

Задачи: обеспечение высокого уровня вовлеченности школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно действенное мышление, на развитие внимания, наблюдательности.

-Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

(часть речи имя прилагательное)

— А какие прилагательные в загадке вам помогут ее отгадать?

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога. (Зима)

Какие признаки помогли узнать время года?

2. Метод ассоциаций (наша отгадка), какие прилагательные вам приходят на ум, когда вы слышите слово зима, какая она? (картинка на экране)

Какие особенности вы увидели у прилагательных? (они ж. р. с окончаниями ая)

Вот из этих окончаний (ая) составьте цепочку для чистописания, чередуя буквы.

3. Работа со словарными словами.

— Какое слово лишнее и почему?

— Какое задание можно придумать с этими словами?

— Подберите к этим существительным прилагательные, составьте словосочетания и запишите, выделите окончания.

— Почему у прилагательных разные окончания?

— Какой вывод можно сделать? (прилагательные согласуются с именами существительными в роде и числе).

3. Этап формулировки темы и целей урока.

Цели: Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнером учителя.

Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.

— Правильно. Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

-Какую цель можно поставить, глядя на схему?

Итак, повторяем все, что знаем об именах прилагательных, и узнаем тему урока.

Дети: Наша цель : Повторить знания об имени прилагательном. Научиться определять падеж у имен прилагательных, используя памятку. Составить памятку (алгоритм) определения падежа у имен прилагательных.

Учитель: Давайте последовательно идти к достижению наших целей.

4. Актуализация знаний учащихся.

Цель : Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания об имени прилагательном.

— Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. (Каждая пара получает один тест)

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его в тетрадь.

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая,какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову » старательный»?

Читайте также:  Новороссийская академия имени ушакова в новороссийске официальный сайт

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

7) С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное «водный».

а) проводка и) вода е) уводить

9) Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

Какова цель этого задания?

— Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово

— Как будете выполнять задание?(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу).

— Желаю удачи!(дети работают в парах)

— Какое ключевое слово вы получили?

— Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением)

— Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном)

5. Репродуктивно-поисковый этап.

Цели: учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

Познакомить со способом определения падежа имен прилагательных.

Задачи : Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.

Учитель: У вас на партах лежат карточка №1 с несколькими заданиями. Посмотрите на них внимательно и отметьте галочкой то задание, которое вы затрудняетесь выполнить.

Допиши прилагательное, определи его род.

Определи склонение существительного.

3. Найди имена прилагательные и определи, в каком падеже они стоят.

Всю ночь разъяренный ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце.

Я шел по узкой тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому снегу, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.

Я направился по лисьему следу.

— Мы не сможем выполнить третье задание т.к. еще не умеем определять падеж имени прилагательного.

Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными

Источник

Склонение имен прилагательных (4 класс «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок знакомит учащихся со склонением имен прилагательных, повышает уровень знаний по теме «Имя прилагательное». Материал наполнет тестами, индивидуальной работой учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Открытый урок по русскому языку

«СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Морозова Ирина Николаевна

— ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных;

— повышение уровня знаний детей по теме «Имя прилагательное».

— развитие интереса к дальнейшему учебному процессу, умения анализировать собственную деятельность.

— воспитание стремления учеников к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд;

— воспитание коммуникативности и толерантности.

— формировать умение правильно употреблять в письменной речи окончания имен прилагательных, учить определять грамматические категории прилагательного;

— развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи;

— воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки, тесты, тетради, рисунок ёлки, ёлочные игрушки,

I. Организационный момент.

Снег упал нам на ладошку,

На скамейку, на дорожку.

Вьётся, вьётся, ой-ой-ой!

В класс вбежали мы с тобой

Новый год в окно стучится,

Трудно нам сейчас учиться…

Но придется потрудиться,

Чтобы празднику случиться.

— Каким вы хотите видеть наш урок?

— Хорошо, но для этого надо помнить, что работать нужно дружно и продуктивно.

— Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на орфограммы.

Читайте также:  Выберите два три имени и используя справочную литературу

II. Актуализация знаний

1. Самоопределение к деятельности.

— Послушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи говорится в нём?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

(Часть речи имя прилагательное)

— Правильно! А теперь попробуйте отгадать загадку

В Новый год стучится сказочное что-то,

Тихо постучится в наши двери кто-то:

— Зелёная, пушистая, смолистая, душистая…

— Какие прилагательные в загадке вам помогли ее отгадать?

(Зелёная, пушистая, смолистая, душистая)

— А знаете ли вы, откуда пришла к нам эта традиция?

— Устанавливать в российских домах ели появился относительно недавно – не более 150 лет назад. Изначально эта традиция появилась во Франции. Согласно историческим летописям, первые упоминания о наряженных к празднику елях появляются еще в начале 17 века.

— Скажите пожалуйста, а что общего у прилагательных: зелёная, пушистая, смолистая, душистая?

(Прилагательные женского рода с окончанием – ая)

— Молодцы, а какое еще окончание женского рода вы знаете?

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа.

— Вторя игрушка появится на елке, если мы запишем словарные слова, поставить ударения, подчеркнем орфограммы.

Автомобиль, комбайн, машина, жёлтый, автобус, корабль, ракета, самолёт, трактор.

— Внимательно посмотрите на слова. Как вы думаете, какое слово лишнее?

— Составьте с этим словом предложение. Определите род и число прилагательного. Как определить род и число прилагательного? Правило.

III. Определение темы.

1. Работа по карточкам.

— У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте.

— Обратите внимание на выделенные слова. Что общего у этих слов?

(Это прилагательные, общее значение, род и число)

— А какие отличия? Почему?

(Разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах)

— А вот как по-другому называется изменение прилагательных по падежам вы мне скажете, если правильно ответите на вопросы теста.

1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой какая какие?

3. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

5. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6. Какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

7. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

а) проводка и) вода е) уводить

9. Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

— Кто сможет назвать тему урока? «Склонение имен прилагательных».

— А сейчас я попрошу вас прослушать сказку о прилагательных.

3. Тренировка в склонении прилагательных.

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными. Да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector