3 и 8 имена сыновей крамского

Иван Крамской — гениальный художник-портретист и вдохновитель передвижников: биография, творчество, лучшие картины

Иван Николаевич Крамской (Ivan Nikolaevich Kramskoi; родился 8 июня 1837 г. — умер 5 апреля 1887 г.) был знаменитый русский живописец-портретист второй половины XIX века и один из главных организаторов товарищества передвижников. Он оставил нам обширную портретную галерею современников: от императорской семьи до лиц простых крестьян. Иван Крамской всегда помнил о высокой роли художника в обществе и призывал коллег не забывать о моральной стороне искусства. Он стал одним и основоположников реализма в русской живописи, а его ученики продолжили развивать это направление.

Биография Ивана Крамского

Иван Крамской родился 27 мая, а по новому стилю 8 июня 1837 года в провинциальном городке Воронежской губернии. В 12 лет он закончил учебу в местном училище и тогда же потерял отца. Начальное художественное образование было обрывочным: год обучения в мастерской иконописца, работа ретушером фотографий, самостоятельные зарисовки акварелью. Но этого оказалось достаточно, чтобы в двадцатилетнем возрасте сдать экзамены в Петербургскую Академию художеств.

Иван Крамской вписал свое имя в историю русского искусства еще до создания главных шедевров. Проучившись в Академии шесть лет и уже получив малую золотую медаль, он отказался писать последнюю конкурсную работу. Тем самым он добровольно лишил себя возможности поехать учиться за границу за счет Академии. Также поступили и другие 13 учеников, отказавшиеся писать картины на оторванную от реальности тему скандинавской мифологии.

Именно Крамской от лица товарищей сообщил совету Академии об этом решении. Он же стал старостой «Петербургской артели художников», организованной сразу после этого бунта и просуществовавшей с 1863 по 1871 год. Поначалу молодым живописцам было нелегко, но известность пришла к ним довольно быстро. Однако первоначальные идеи, сформировавшиеся под влиянием Чернышевского, быстро были забыты. Иван Крамской разочаровался в Артели и покинул ее.

Художник по-прежнему стремился создать передовое объединение, которое изменит русское классическое искусство. И преуспел в этом: им стало Товарищество передвижных художественных выставок, возникшее в 1870 году. Работы Крамского выставлялись с картинами других передвижников начиная с первой их выставки и до самой смерти портретиста.

В начале 1870-х Иван Крамской подружился с Павлом Третьяковым, по заказу которого написал много картин. Он часто встречался и работал вместе с Иваном Шишкиным. Примерно в тот же период произошла встреча с еще одним другом и учеником — пейзажистом Федором Васильевым, рано умершим от чахотки. В начале 1880-х отношения Крамского с другими передвижниками стали напряженными. Он призывал коллег не закостеневать, следуя выбранным однажды правилам, а меняться вслед за переменами в обществе. Его же упрекали за портреты царской семьи и приверженность панславизму.

Читайте также:  Имя лунтик красивыми буквами

Художник действительно ставил цель развивать национальное искусство и самосознание, создавая портреты лучших представителей эпохи. Он писал Льва Толстого, Сергея Аксакова, Ивана Шишкина, Василия Перова, Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, Павла Третьякова, Дмитрия Менделеева и многих других выдающихся деятелей того времени. Также он изображал крестьян, считая важным запечатлеть представителей простого народа.

Умер Иван Крамской за мольбертом от болезни сердца. Это произошло 24 марта (по новому стилю 5 апреля) 1887 года. У него осталось четверо детей, рожденных в счастливом браке с Софьей Прохоровой. Старший сын Николай стал архитектором, а дочь Софья — востребованной художницей. Илья Репин неоднократно отзывался о Крамском как о своем главном наставнике.

Самые известные картины Ивана Крамского

Картины Ивана Крамского почти всегда сосредоточены на лице портретируемого, где отражаются тонкие душевные переживания. Художник писал, что через выражение лица на холсте можно передать то, для чего не найти слов. Автор обычно мало внимания уделял фону, чтобы ничто не отвлекало от главного. Вот несколько лучших работ Крамского, которые демонстрируют этот принцип.

Если вам нравится живопись и графика старых мастеров, не пропускайте аукционы искусства, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot! Еще одна возможность пополнить коллекцию произведением искусства — недорого купить картину одного из современных художников, с которыми мы сотрудничаем.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Иван Николаевич Крамской. Портреты сыновей

Софья Николаевна Крамская (в девичестве Прохорова). И это еще один «чернышевский» сюжет жизни великого художника! Родственники и знакомые отговаривали Крамского от этого брака. Они утверждали, что он очернит себя такой связью. Но Иван был непреклонен. В 1862 году они с Софьей повенчались, и для них начались тихие дни счастья…

Добрейшая Софья Николаевна, как называли её друзья Крамского, не только обустраивала быт артельщиков, но и улаживала их споры. Иван не раз признавал, что без неё он бы никогда не справился, а его знакомые с улыбкой вспоминали «артельный» самовар, который всегда кипел благодаря Софье. Чувствуя, как среди вспыльчивых мужчин нарастает напряжение, она сразу приглашала их выпить чаю, и внезапно оказывалось, что во время мирной беседы решить проблему намного легче, чем во время ссоры.

Жена стала для Крамского не только помощницей, но и советчицей в его творческих делах. «Молись за меня», – просил Иван, прежде чем приступить к ответственному заказу. «Если она говорит мне что-нибудь относительно моих работ, я беспрекословно подчиняюсь», – писал он друзьям.

Брак оказался счастливым, Крамские прожили вместе 25 лет — Софья Николаевна родила художнику шестерых прекрасных детей (два младших сына, правда, умерли в детстве) и всегда была его ангелом-хранителем.

Любящий муж и заботливый отец, Крамской часто писал свою семью.

Портрет Сергея Крамского, младшего сына Художника. 1883.

Портрет Сергея Крамского, сына художника 2. 1883.

Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника.

В 1880 году вместе с младшим братом Анатолием был принят в 7-й класс гимназии при Санкт-Петербургском Историко-филологическом институте; в июне 1882 года успешно окончили её[. Поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, но в следующем году перешёл в Академию художеств. 27 октября 1892 года — звание классного художника 1-й степени.

Был ли Крамской счастлив? Безусловно, да, хотя и признавался, что «личное счастье не наполняет жизни».
Если бы Крамской не стоял у истоков Артели художников и Товарищества передвижных выставок, если бы не были известны его демократические взгляды, если бы не его скандальная женитьба на «падшей женщине», имела бы шанс эта картина оказаться на передвижной выставке? Впрочем, несмотря на «благонадежность» Крамского, картина вызвала бурю негодования у его товарищей. «Кокотка в карете», — сказал, как отрезал, критик Владимир Стасов. Самая большая загадка Крамского, раскрыть которую до конца не удастся, — об этом и название говорит. Но глядя на нее — а от «Неизвестной» не хочется отводить глаз — нет-нет, да и подумаешь: а что бы писал Крамской, если бы не необходимость зарабатывать на хлеб насущный и не идеология, в рамки которой он стремился втиснуть свою жизнь?

Чем более популярным становился Крамской, тем громче слышалась хула товарищей. А уж когда ему заказали портреты членов царской семьи… Крамского называли отступником, запродавшимся Академии (он предлагал рассмотреть варианты сотрудничества «академиков» и передвижников), ренегатом, предателем идеалов, погрязшим в роскоши. Даже любимые им красные чулки в упрек ставили! Выполнение портретов царских особ действительно позволило его семье выйти на более высокий уровень жизни. Но позволило ли самому художнику хоть на мгновение расслабиться? Отнюдь. Казалось, он очутился в беличьем колесе, и всё, что может, — это бежать еще быстрее. Деньги уходят, потребности семьи растут, возможности оставить необходимое и заняться желанным Крамской не видит.

В отчаянье он пишет Павлу Третьякову: «Дело у меня дошло до боли, и я готов кричать „помогите“. Дайте мне год жизни на пробу. Я хочу год художественной жизни, чтобы не быть вынужденным бегать за хлебом. Подумайте, дело терпит, хотя я уже изнемог». Но желанный «год жизни» ему никто не предоставил.
Он не дожил два месяца до 50 лет, но выглядел под конец жизни немощным стариком, с горечью признавался, что от него все отвернулись, а сделать то, ради чего он был рожден, ему не удалось. Он страдал от сердечной болезни, в старости (это под 50 лет, «старость»!) в больших количествах принимал морфий, продолжал портретные сеансы, работая по 5−6 часов без передышки.

Григорий Мясоедов безжалостно описывает происходящее таким образом: семья привыкла к роскоши, деньги шли без счета, детям требовалось все больше, и в итоге Крамскому «нужны деньги и деньги, нужно работать, нужно вспрыскивать морфий, нужно умирать…». Умер он, не дописав последний портрет в своей жизни. По иронии судьбы, позировал ему известный врач Карл Раухфус. На пятом часу работы Крамской зашатался. Вскоре всё было кончено, и даже близость доктора ничем не могла помочь.

Ушел он из жизни за работой, у мольберта. В последний свой день, 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 года, Работая вдруг побледнел и, бездыханный, рухнул на мольберт.

«Не стало одно из крупнейших художественных деятелей нашего с вами русского искусства. Даже если бы Иван Николаевич оставил после себя только свои картины, он уже был бы увековечен в нашей культуре. Но, пожалуй, главным его созданием является общество передвижных художников, которое он организовал и возглавлял столько лет. Заслуга его в родном отечестве никогда не будет забыта» (Стасов В.В.).

«Он был слишком одинок в своих душевных взглядах, а в жизни его окружали люди, стоявшие гораздо ниже его по умственному развитию. Поэтому-то ему и было так трудно вырваться на волю и высказаться.
Все, что было сделано им в смысле рисунка и даже живописи, было неизмеримо выше (за исключением одних картин Репина) того, что делалось вокруг него в русской живописи, все это носило следы строгого изучения и серьезного отношения к делу. Здесь и там прорывались светлая мысль, глубокое сочувствие к людям или понимание поэзии. »

Крамской, пишущий портрет своей дочери, С.И. Крамской. 1884.

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector