Программирование в 1С для всех
В этой статье мы разберемся с тем, как в платформе 1С 8.3 работать с различными символами. Узнаем, как добавить нужный символ в строку, обратившись к нему по коду, а также познакомимся с системным набором значений Символы.
Функции Символ и КодСимвола
У примитивного типа строка в 1С есть метод, который называется Символ. Этот метод является функцией и имеет единственный параметр, в котором необходимо указывать код символа согласно кодировке Unicode. А возвращать эта функция будет сам символ, который соответствует этому коду.
Как узнать код символа? Есть разные сайты с таблицами кодов, которые ищутся в поиске по запросу «коды unicode». Возьмем, для примера, вот этот сайт: http://foxtools.ru/Unicode
На этом сайте можно найти коды Unicode практически любых символов, включая самые экзотические.
Мы можем выбрать нужный диапазон символов.
В указанном диапазоне необходимо навести мышкой на нужный символ, и в выпадающем сообщении нас интересует значение DEC.
Если мы значение DEC этого символа поставим в качестве параметра в метод Символ:
То этот метод вернёт строковое представление символа:
Замечу, что переменная Символ_1 имеет тип Строка, т.е. с ней можно совершать любые операции, которые присущи строкам. Например, операцию конкатенации:
Рассмотрим обратный метод, который возвращает код символа, метод так и называется КодСимвола. Данный метод — функция, которая имеет следующий синтаксис:
Строка — Строка, из которой берется нужный символ;
НомерСимвола — номер символа в строке (этот параметр не обязательный, если он не указан, то берется первый символ строки).
Метод возвращает десятичное представление кода символа в кодировке Unicode.
Выполним учебный пример. В этом примере, можно будет в поле на управляемой форме вводить произвольный символ, и после окончания ввода, выйдет сообщение с кодом этого символа.
На произвольной управляемой форме создадим реквизит с типом строка (длинна 1), который разместим на форме в виде поля ввода:
У этого поля ввода создадим событие ОкончаниеВводаТекста:
В обработчике этого события будем получать код единственного символа строки-реквизита и выводить полученный код в сообщении.
Так можно узнать код любого символа, который можно ввести с вашей клавиатуры.
Замечу, что для строчных и заглавных букв коды разные. Это разные символы.
Системный набор значений Символы
Некоторые самые распространенные символы собраны в системный набор значений, который так и называется Символы. Этот набор имеет всего шесть значений:
Рассмотрим пример, в котором будем использовать некоторые символы из набора значений.
И результат этого примера:
Замечу, что значение системного набора Символы суть строка, и к этим значениям, также можно применять все правила и методы работы со строками.
Статьи о примитивных типах в 1С:
Более подробно и основательно начальные вопросы программирования в 1С есть вы можете изучить в
Книга «Программировать в 1С за 11 шагов»
Изучайте программирование в 1С в месте с моей книгой «Программировать в 1С за 11 шагов»
Книга написана понятным и простым языком — для новичка.
О том как разрабатывать под управляемым приложением 1С, читайте в книге Книга «Основы разработки в 1С: Такси»
Отличное пособие по разработке в управляемом приложении 1С, как для начинающих разработчиков, так и для опытных программистов.
Промо-код на скидку в 15% — 48PVXHeYu
Эти книги, плюс книга по программированию оперативного учета имеются в едином комплекте: комплект книг по разработке в 1С.
Только для читателей моего блога,
промо-код на скидку в 300 рублей на весь комплект: blog
Если Вам понравился этот урок, был полезен или помог решить какую-нибудь проблему, то Вы можете поддержать мой проект, перечислив любую сумму.
можно оплатить вручную:
Яндекс.Деньги — 410012882996301
Web Money — R955262494655
1с конфигуратор вывести первый символ имени
Войдите как ученик, чтобы получить доступ к материалам школы
Внутренний язык программирования 1С 8.3 для начинающих программистов: работа со строками в 1С
Автор уроков и преподаватель школы: Владимир Милькин
Друзья, сегодня будет интереснейший урок. Мы научимся выполнять операции со строками (мы проходили их здесь).
Наверное, не найдётся ни одного языка программирования, который не давал бы возможностей для обработки строк. Настолько это фундаментальный и необходимый тип данных.
И 1с в этом смысле не исключение. Я, как обычно, прошу вас повторять и проверять у себя весь код, который мы будем писать в этом уроке.
Откуда в программе появляются строки
. и далее использовать его по своему усмотрению:
Бывает и так, что значение строки должен ввести сам пользователь. Это делается при помощи команды ВвестиСтроку:
Из чего состоит строка
Любая строка состоит из символов.
К примеру, строка «привет» состоит из символов ‘п’, ‘р’, ‘и’, ‘в’, ‘е’, ‘т’.
К этим символам можно обращаться по их порядковому номеру. При этом нумерация символов в строке (в отличие от коллекций) начинается не с 0, а с 1.
Узнать общее количество символов в строке можно при помощи функции СтрДлина. Она принимает на вход строку и возвращает нам число символов в этой строке.
Таким образом, цикл обхода строки будет таким:
Если мы запустим эту программу на компьютере, то увидим такой результат:
Мы научились получать номера символов в строке, но как получать сами символы?
За получение нужного символа (или даже группы символов) из строки отвечает функция Сред (сокращение от слов «средина», «средний»).
Она принимает три параметра:
В нашем случае мы будем получать по одному символу, поэтому третий параметр у нас всегда будет равен 1.
Итак, перепишем наш код вот так:
Теперь вывод будет совсем другим:
Что представляет из себя символ
И это на самом деле так, ведь каждому значению символа соответствует определенное число, его код.
Зачем вообще может понадобиться переводить символ в числовой код и обратно? Например, если мы захотим написать программу для шифрования и дешифрования текстов. А мы захотим и сделаем это в следующем модуле школы.
За перевод символа в числовой код отвечает функция КодСимвола. Она принимает строку и порядковый номер символа в ней, а возвращает числовой код этого символа.
Давайте выведем числовой код каждого символа нашей строки:
Запустим эту программу, вывод будет таким:
Получается, что, к примеру, символу ‘п’ соответствует числовой код 1087? Да, это действительно так. Проверим это.
Для этого я сообщу вам способ для обратного перевода: из числового кода в символ. За такой перевод отвечает функция Символ. Она принимает на вход числовой код, а возвращает символ.
Объединение строк
. и мы хотим сложить (ещё говорят «склеить», «объединить») эти строки вместе, чтобы за значением первой строки сразу следовало значение второй.
Это делается при помощи оператора плюс (+), вот так:
Выведем эту строку пользователю:
Выглядит не очень, правда?
Поиск в строке
Давайте рассмотрим такую интересную задачу. Попросим пользователя ввести любой текст, но чтобы в нём встречалось (или нет) слово «счастье».
А в ответ мы будем говорить пользователю в какой позиции в строке находится это слово.
Будем писать программу по частям.
Сначала напишем ввод строки от пользователя:
За поиск в строке отвечает функция СтрНайти.
На вход она принимает 2 параметра (на самом деле параметров больше, но мы рассмотрим только первые два):
Функция возвращает 0, если вхождение не найдено и позицию в строке, если вхождение найдено. Функция ищет только первое вхождение подстроки в строку.
С учётом этого продолжим написание программы вот так:
Замена в строке
Пусть он введёт строку со словом «счастье», а мы выведем его же строку, в которой заменим слово «счастье», например, на «удовольствие».
За замену одной части строки на другую отвечает функция СтрЗаменить.
На вход она принимает 3 параметра:
Функция возвращает строку, полученную в результате замены. При этом функция заменяет все вхождения.
Верхний и нижний регистры
И для компьютера это разные буквы. Мы можем легко в этом убедиться, если выведем числовые коды этих букв:
Именно поэтому для компьютера, к примеру, строка «привет» будет не равна строке «Привет»:
Но у нас есть замечательная возможность менять регистр строк: из верхнего в нижний и наоборот. За это отвечают функции НРег (сокращение от «нижний регистр») и ВРег (сокращение от «верхний регистр»).
Когда это может быть полезно? Вспомните задачу, когда мы заменяли слово «счастье» на «удовольствие».
Функция СтрЗаменить (как и Найти) ищет подстроку с учётом регистра. То есть если пользователь введет вместо «счастье», например, «Счастье», то программа не найдёт этого вхождения.
И чтобы поиск и замена не зависели от того в каком регистре ввёл строку пользователь, мы напишем вот так:
Подведём итоги
Мы рассмотрели основные операции над строками, но на самом деле их больше.
Некоторые из них вы можете изучить вместе с примерами в справочнике по языку 1с.
Но наиболее полный перечень представлен в синтакс-помощнике:
Редактор текста и модуля
Редактор текста и модуля — это один из инструментов разработки. Он используется для редактирования текстовых документов и для редактирования программных модулей конфигурации.
Редактирование текстовых документов
В процессе редактирования текста можно переходить к конкретной строке документа, сдвигать блоки текста на позицию табуляции, выполнять поиск и замену и использовать закладки. Закладки могут быть размещены на любой строке текста:
В дальнейшем быстрый переход по закладкам возможен по сочетанию клавиш или команде меню:
Редактирование текстов модулей
Редактирование текстов модулей может выполняться в процессе создания формы объекта прикладного решения, непосредственно при разработке модулей объектов или всего приложения, и при редактировании внешнего текстового файла, содержащего текст модуля.
Помимо стандартных действий, присущих любому текстовому редактору, редактор текстов и модулей имеет ряд специфических особенностей:
Выделение цветом синтаксических конструкций
Для удобства редактирования текстов модулей редактор выделяет цветом элементы встроенного языка: ключевые слова, языковые константы, операторы, комментарии и пр.:
Разработчик может использовать цвета выделения, установленные по умолчанию, или настроить их самостоятельно. В общем случае система сама отслеживает необходимость включения режима выделения цветом. Однако в ситуации, когда система «не знает» о том, что редактируется текст модуля (например, если редактируется внешний текстовый файл, содержащий текст модуля), разработчик может включить режим выделения цветом вручную, используя меню конфигуратора:
Группировка
При просмотре модулей редактор позволяет объединять некоторые синтаксические конструкции языка в группы, сворачивать и разворачивать их. Использование группировки синтаксических конструкций позволяет лучше воспринимать различные части текста, а также переносить и копировать группы целиком:
Свернутый текст замещается специальным маркером, который позволяет просмотреть содержимое свернутой группы в виде подсказки:
Разработчику предоставляется возможность настраивать режим группировки, указывая, какие синтаксические конструкции могут группироваться, и каким должно быть исходное состояние группировки (свернутая или развернутая) при открытии документа. Таким образом, он может настроить, например, использование группировок «по максимуму»:
Области
Разработчик может выделять произвольные области текста, группировать и сворачивать их подобно тому, как сворачиваются инструкции циклов, условий, процедур и функций.
Каждой области текста, которую выделяет разработчик, он может дать собственное имя. Это позволяет простым и понятным образом выделять части модуля, имеющие сходный смысл.
Области выделяются с помощью двух инструкций препроцессора: #Область и #КонецОбласти. Единственное назначение этих инструкций — обозначить группируемые и сворачиваемые строки модуля.
Области могут быть вложены друг в друга или в другие группируемые конструкции языка.
Операции с блоками
Редактор позволяет выполнять ряд операций над выделенными блоками текста модуля: автоматическое форматирование, изменение отступа, добавление/удаление комментариев и переносов строк.
Форматирование модуля
Хорошим стилем написания модулей считается использование синтаксического отступа для выделения управляющих конструкций встроенного языка. Редактор позволяет автоматически форматировать текст при его вводе, и кроме этого, выполнять автоматическое форматирование уже введенного текста.
Результат автоматического форматирования:
Увеличение/уменьшение отступа
Наряду с автоматическим форматированием всего выделенного текста, редактор поддерживает также операции сдвига выделенного блока вправо или влево на шаг табуляции.
Это облегчает ручное форматирование больших фрагментов кода.
Добавление/удаление комментариев
Также редактор содержит очень удобную для разработчика функцию автоматической (одним нажатием мыши) установки и снятия комментариев на выделенный текст. Такая возможность часто используется при отладке модулей:
Добавление/удаление переноса строки
Использование добавления и удаления переноса строки часто применяется при переносе текстов запроса между модулем и, например, консолью запросов.
Таким образом, отладив запрос в консоли запросов, разработчик может просто скопировать текст запроса из консоли, вставить его в модуль и одним движением добавить перенос строки ко всем строкам текста запроса:
Переход по процедурам и функциям
В ситуации, когда модуль содержит большое количество процедур и функций, удобно использовать режим поиска процедур, который поддерживается редактором. Процедуры и функции отображаются в отдельном окне в порядке их расположения в модуле, однако разработчик может отсортировать их по алфавиту. Пиктограммы слева от названия обозначают имеющиеся процедуры и функции, а имена в угловых скобках соответствуют предопределенным процедурам, которые в настоящий момент отсутствуют, но могут быть размещены в данном модуле.
Если установить курсор на той процедуре, которая еще отсутствует в модуле, и нажать Перейти, конструктор автоматически вставит в текст модуля заголовок предопределенной процедуры.
Переход к определению процедур и функций
Редактор позволяет автоматически переходить к определению процедуры или функции, использованной в тексте модуля. Для этого достаточно установить курсор на имени нужной функции в теле модуля и выполнить команду контекстного меню или нажать «горячую» клавишу. В окне редактора будет открыт текст искомой процедуры или функции:
Контекстная подсказка
Редактор предоставляет средство контекстного ввода выражений с использованием системных объектов, их свойств, методов и пр. В процессе ввода текста или при нажатии комбинации клавиш редактор выводит контекстный список, позволяющий выбрать нужное свойство, метод, функцию и т. д., что позволяет быстро и правильно набирать тексты модулей:
Контекстная подсказка также работает и для параметров некоторых методов, если эти параметры задаются строковыми литералами.
Копирование имен объектов и реквизитов
При написании текста модуля разработчик может просто перетаскивать мышью имена объектов или их реквизитов из дерева метаданных в нужное место модуля:
Проверка модуля
Редактируемый модуль может быть проверен на правильность использования синтаксических конструкций встроенного языка, корректность обращений к методам и свойствам объектов «через точку», а также на корректность некоторых параметров, имеющих тип «Строка»:
При наличии ошибок в модуле, их список выдается в окне состояния. Щелкнув мышью на сообщении об ошибке, можно перейти к строке модуля, вызвавшей ошибку. При желании разработчик может включить автоматическое выполнение синтаксического контроля модуля при его закрытии или сохранении всей конфигурации.
Кроме этого конфигуратор поддерживает выполнение полной проверки всех модулей, содержащихся в прикладном решении.
В процессе работы с модулем разработчик имеет возможность получать контекстную подсказку по встроенному языку, используя синтакс-помощник. Для этого достаточно установить курсор на интересующий элемент языка и нажатием комбинации клавиш (или по контекстному меню) перейти к описанию этого элемента языка в синтакс-помощнике.
Ограничение доступа к модулю
Для большинства модулей прикладного решения можно установить пароль доступа, защищающий авторские права разработчика конфигурации. При попытке открыть защищенный модуль выводится диалог ввода пароля:
Использование шаблонов
При редактировании текстовых документов и модулей конфигуратор предоставляет разработчику возможность использовать механизм шаблонов для автоматической подстановки часто используемых фрагментов текста.