1 петра 3 глава 1 стих толкование

Толкование Библии, 1-е Послание Петра 3 глава

Новый Завет

1 Послание Петра

Б. Новое поведение в семье (3:1-7)

1. ПОВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕН (3:1-6)

Жены должны повиноваться своим мужьям даже и в тех случаях, когда мужья не верят в Бога, потому что поведение жен может привести неверующих мужей на путь спасения. Одной своей духовной чистотой, без лишних слов, истинно верующая женщина способна размягчить и самое твердокаменное мужское сердце (сравните Тит. 2:5).

1-Пет. 3:5-6. В подтверждение своих мыслей апостол ссылается на примеры из Ветхого Завета. Чистое житие (стих 2) и кроткий дух (стих 5) всегда были источником красоты и привлекательности богобоязненных жен. В качестве особого примера покорной жены апостол приводит Сарру. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Она таким образом признавала его главенствующую роль в семье (Быт. 18:12). Как и другие святые женщины, Сарра возлагала свою надежду на Господа.

2. ПОВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ МУЖЕЙ (3:7)

Апостол призывает верующих мужей относиться к своим женам с пониманием и уважением, ибо это свойства любви.

1-Пет. 3:7. Греческое выражение ката гносин, переведенное словом «благоразумно», буквально значит: «согласно знанию» или «с пониманием», и указывает на то, что мужьям следует понимать своих жен и уважительно, внимательно относиться к их духовным, эмоциональным и материальным нуждам. Павел тоже развивает мысль о том, что мужья обязаны заботиться о своих женах и оберегать их, как Христос поступает в отношении Церкви (Еф. 5:28-30).

Но если увещание его было обращено к верующим мужьям, чьи жены не были верующими (ведь адресует он сказанное в стихах 3:1-2 к верующим женам неверующих мужей), то под «благодатной жизнью», возможно, понимался дар совместной физической жизни. Затем апостол добавляет, что мужья, которые неуважительно относятся к своим женам (здесь тимэн честь, 2:17), не могут рассчитывать на то, что Бог будет отвечать на их молитвы.

В первых двух главах апостол Петр говорит о «различных искушениях» (1:6), о злословии, которому подвергаются христиане (2:12), «о невежестве безумных людей» (2:15), жертвой которого они становятся, о несправедливых страданиях (2:19). Все эти беды вызывались, по-видимому, стихийной реакцией языческого общества на жизнь христиан, верно служивших своему Господу Иисусу Христу. Теперь же Петр говорит о том, что приближается время более жестоких гонений и страданий. Он предупреждает верующих, чтобы хранили добрую совесть перед лицом надвигающегося зла и встретили неизбежные страдания с мужеством, достойным христиан.

А. Противостояние несправедливости (3:8-22)

Апостол Петр приводит в пример Христа и Ноя; чтобы показать, что во времена нарастающего зла правильное отношение к несправедливости приносит благословение.

I. ИМЕЙТЕ ЖАЛОСТЬ И СОСТРАДАНИЕ (3:8-12)

1-Пет. 3:8-12. Слово наконец не предыдущий раздел завершает, а скорее предваряет новый (сравните Фил. 3:1; 1-Фес. 4:1). Теперь апостол обращается ко всем своим читателям, как бы подчеркивая слово «все», и дает практические советы, как им мирно жить во враждебном языческом окружении. Свое поучение апостол основывает на Пс. 33:13-17. Именно ему соответствуют стихи 8-9 этой главы. А далее Петр прямо цитирует стихи из Псалма (3:10-12). Мысли апостола сосредоточены на трех поучениях, изложенных в упомянутом Псалме.

Ибо кто любит жизнь… тот удерживай язык свой от зла (3:10). В стихе 8 апостол перечисляет те черты христианского характера, которые помогают удерживать язык от зла. Верующие должны быть единомысленны, сострадательны (симпатеис), братолюбивы (филаделфон), милосердны (эуспланчнои), сравните спланчна в Фил. 2:2, дружелюбны и смиренномудры (тареинофронес).

Второй совет взят из Пс. 33:14 и повторен в 1-Пет. 3:9: не воздавайте злом за зло (Рим. 12:17). «Уклонение от зла» (1-Пет. 3:11) подразумевает, что обиженный не воздает за причиненное ему зло. Иисус говорил то же самое: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф. 5:39).

2. ИМЕЙТЕ ЧИСТУЮ СОВЕСТЬ (3:13-22)

Несмотря на то, что верующие стремятся к миру и искренне стремятся к добру, гонений им не избежать. Своих читателей Петр ободряет тем, что смиренное приятие незаслуженных страданий будет увенчано благословением. В стихах с 13 по 17 он излагает принципы, а с 18 по 22 приводит примеры, подтверждающие его мысли.

Читайте также:  Выражение коту под хвост толкование

М. И. Росс писал по поводу 18 стиха: «В этом стихе дано самое короткое и самое простое, ио в то же время одно из самых убедительных в Новом Завете объяснений того, что произошло на кресте». Христос… пострадал за грехи наши. Выражение «за грехи наши» (пери гамартион; сравните 2:21,24) в греческом переводе Ветхого Завета относилось к тем грехам, за которые нужно было приносить жертву искупления.

Но, в отличие от ветхозаветного времени, когда жертвы следовало приносить ежегодно, в День искупления, Христос пострадал «однажды», т. е. раз и навсегда (сравните Рим. 6:10; Евр. 9:26,28; 10:10), и это свидетельствует о совершенстве Его жертвы. На заместительный характер смерти Иисуса Христа указывают слова праведник за неправедных (дикаиос гупер адикон).

1-Пет. 3:19-20. …Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал… На этот стих есть много толкований. Некоторые понимают его так, что Дух Христа сошел в преисподнюю, в период между Его смертью и воскресением, с тем, чтобы там предложить людям, жившим до потопа, вторую возможность спастись. Однако, Писание не подтверждает такого толкования.

Другие полагают, что Христос сошел в ад после Своей смерти с тем, чтобы провозгласить о Своей победе падшим ангелам, при этом они ссылаются на 2-Пет. 2:4-5 приравнивая ангелов к «Сынам Божиим», о которых говорит Моисей (Быт. 6:1-2). Однако, несмотря на то, что многое говорит в пользу такого толкования, все же речь здесь идет, по-видимому, не об ангелах, а о людях.

Словом «духи» (пневмазин) обычно называют сверхъестественных существ, но, по крайней мере, один раз им названы в Новом Завете человеческие духи (Евр. 12:23). Однако, и в 1-Пет. 3:20 под ними скорее всего понимаются те, кто оставались непокорными Богу, пока Он терпеливо ожидал, чтобы Ной окончил постройку ковчега. На протяжении 120 лет, пока строился ковчег, не хотели они слушать слов, исходивших от Бога. Между тем, Бог сказал, что не будет вечно терпеть человеческое нечестие, но что терпение Его продлится только эти 120 лет (Быт. 6:3).

Остается решить вопрос, когда Христос, «сошед» (не в преисподнюю, а на землю) проповедывал этим «духам». Объясняя воскресение Иисуса Христа тем, что «Он ожил духом» (3:18), Петр наводит нас на мысль, что до Своего воплощения Христос жил в Ное и Духом Святым служил и свидетельствовал через него. В 1-Пет. 1:11 сказано, что Дух Христов говорил через ветхозаветных пророков. Затем Петр называет Ноя «проповедником правды» (2-Пет. 2:5). Таким образом представляется вероятным, что Дух Христа проповедовал через Ноя безбожным людям, души которых во времена Петра «находились в темнице», ожидая последнего суда.

1-Пет. 3:21. Так и нас ныне подобное сему образу крещение… Вода символизирует крещение, смысл которого в полном разрыве с прошлой жизнью. Подобно тому, как потоп уничтожил старый греховный мир, крещение водой знаменует «отделение» человека от его прежней греховной жизни и приобщение его к новой жизни во Христе Иисусе.

Далее Петр прилагает к своим читателям принципы, изложенные им в стихах 13-17 и подтвержденные примерами в стихах 18-20. Он увещевает их набраться мужества и, приняв водное крещение в знак обещания Богу доброй совести, посвятить себя великому делу служения Христу. Публичный акт крещения «спасет» их от искушения пойти на сделку с совестью и такой ценой избежать страданий. Не следует забывать, что для христианина, жившего в первом столетии, принятие крещения означало, что он готов следовать за Христом, не взирая на последствия. Крещение спасает не от грехов, а от нечистой совести.

1-Пет. 3:22. Упоминание о воскресении Иисуса Христа возвращает мысль апостола к Господу, Которого он привел христианам в пример, и он говорит о награде и благословении, которых удостоился Христос. Быв свидетелем вознесения Христа в теле (Мар. 16:19; Лук. 24:51; Деян. 1:6-11), апостол Петр пишет, что Он «восшел на небо». Наградою Христа за верность Его Отцу было возвышение Его над всем сущим. Он воссел на трон по правую руку Отца (Пс. 109:1; Евр. 1:13; 8:1; 10:12; 12:2), т. е. занял исключительно почетное место и управляет теперь всем творением (Кол. 1:15-16; 2:14-15).

Читайте также:  Почему христос проклял смоковницу толкование

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Источник

Глава третья

Апостол изложил нравственное учение для всех: для царей, правителей, господ и рабов. Для подначальных поставил законом, чтобы они повиновались царям и правителям, которым должно и в чем должно, и тем показал, что сами правители имеют некоторое предначертание и побуждение к правде в законах, и за все, что ни делают по законам, не будут осуждены, а за все, что учинят вопреки им, беззаконно, несправедливо и самовольно, погибнут. Ибо закон дан им на пользу народов, как говорит апостол Павел ( Рим. 13, 4 ). Подобно законам, и правители даны на некоторую пользу, а не так, как некоторые худо рассуждают, будто существующая на земле власть – от диавола, соглашаясь в этом деле с диаволом, который сказал Господу: «все это предан о мне, и я, кому хочу, даю сие» ( Лк. 4, 6 ); не по воле диавола поставляются цари; ибо они даны для исправления зол, а диавол не заботится ничего такого вводить между людьми. Власти же и правители даны от Бога, с одной стороны, для того, чтобы охранять правого и устроять пользу подчиненных, с другой – для того, чтобы погрешающих удерживать страхом наказания и обличением, наконец – для того, чтобы производить должное наказание причинившим неправду. Показав это, именно, что повиновение властям – добро, а неповиновение – зло, и предписав подобные отношения рабам и господам, апостол обращает теперь речь свою к женщинам. Жены, говорит он, должны быть заняты двумя делами: повиноваться своим мужьям, и удаляться всякого украшения и убранства, подражая святым женам. Ибо они, говорит, знали одно только украшение, то, что повиновались своим мужьям. Какая же польза от этого? Та, что язычники получают доброе понятие о вере и ревность по ней, что производит и наша покорность властям, и ради нас благодарят Христа, а для христиан великая похвала, когда ради нас и ради нашего доброго поведения и язычники благословляют имя Божие. Слова «без слова приобретаемы» значат или то, что приобретаемы бывают без всякого рассуждения и противоречия, или то, что доказательство от дел сильнее слова и искусности, как и святый муж сказал: «Дело, не сопровождаемое словом, лучше слова, не сопровождаемого делом».

Ибо: «Вся слава дочери Царя внутри; одежды ее убраны золотом; испещре́нные» ( Пс. 44, 14 ). То есть сокровенное наше расположение и внешнее положение должны в точности соответствовать одно другому. Убранство золотом означает собой внешнюю деятельность. Называет же одежды убранными золотом и испещренными потому, что и обнаруживаемое изнутри является не как случится, но честно и важно.

Из приведенных им слов пророка делает заключение. Там сказано: «очи Господни на праведных, а лице Господне против делающих зло» ( 1Петр 3, 12 ), апостол прибавляет к сему: если будете так жить, то к вам Бог будет благосклонен и милостив. А при таком положении, кто вам нанесет зло? Ибо все в руке Его, «жизнь и смерт ь» ( Прем. 16, 13 ). Но как некоторые почитали злом страдания за веру, то апостол Петр, для исправления такого мнения, говорит: не почитайте этого злом, напротив, почитайте это залогом блаженства. Ибо страх от людей не стоит никакого внимания, но однодневен. Ибо если очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но против делающих зло лице Господне, угрожающее злым погибелью, то, если бы это было зло, Податель благ, без сомнения, за любовь нашу к Нему не воздал бы злом. Ибо зло Он наводит на злых: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Рим. 2, 9 ), посему скорби за благочестие не суть зло. Вместе с Исаией ( Ис. 8, 13 ) заповедует святить Господа в сердцах, то есть не превозноситься видимыми делами, но в тайной клети сердца совершать освящение Господа, которое состоит в удалении от скверн, то есть от злых нравов языческих. Так Его святите. А святится Он чрез ваше доброе поведение, когда прочие люди прославляют Его, как и Сам Богочеловек повелевает: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» ( Мф. 5, 16 ).

Читайте также:  Определение хитрости в толковании святых отцов

Слова «готовы. дать ответ» и проч. должно соединить с словами: «являть добрую деятельность» ( «име ть добрую совесть» ). Ибо когда будете делать это с кротостью и приличием, тогда и сами уверитесь, что вы имеете добрую совесть, и имеющих дурное понятие о вас постыдите. Апостол повелевает верному человеку всегда быть готовым к отчету в вере, чтобы, когда бы ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать, и делать это с кротостью, как и все вообще, как бы в присутствии Самого Бога. Ибо в присутствии своего господина ни один благоразумный раб не бывает дерзок. Польза от сего та, что неверные узнают, каковы мы, и будут справедливы к нам. Нужно заметить, что эти слова апостола не противоречат изречению Господа. Когда Господь говорит, чтобы мы, когда поведут нас к начальникам и властям, не заботились о том, «что нам отвечать» ( Лк. 21, 14 ), а Петр заповедует теперь готовиться к ответу, то Господь, говорит о свидетельстве, а апостол Петр – об учении. Ибо кто думает, что знает что-нибудь без разумения и исследования, тот вызывает на себя хулу. Ибо знание неразумных – неисследимые слова. Иначе. Поскольку обвиняли нас во многих беззакониях и выставляли надежды наши напрасными, то апостол заповедует готовить обдуманные ответы и иметь жизнь достохвальную, которую и называет совестью.

Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

Это положил в разрешение возражения. Иной мог сказать: «кто же другой проповедовал прежде Христа, и кому непокорившиеся осуждены»? Подобно апостолу Павлу ( Рим. 2, 15 ), он мог бы указать на врожденные нам разумные силы: ибо те, которые созданы способными различать добро и зло и, несмотря на это, не творили добра, достойны осуждения. Но он не указывает на это. Почему? Потому, что это понятно для ума высшего и рассуждения более любомудрого, чем ум иудеев, привязанный к земле. Апостол подтверждает непокорность из Писания, и не со времен пророков, но почти от самого сотворения мира. Отсюда он представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он кстати относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов, и спасает с верой приходящих в ковчег, то есть в Церковь, и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, а при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом.

Связь такая: так и нас спасает ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но вопрошение или выпрашивание доброй совести пред Богом. Ибо сознающие за собой доброе, то есть привязанные к жизни непорочной, они-то и прибегают ко святому крещению. Что же делает крещение спасительным? Воскресение Христово. Ибо прежде страданий и воскресения Своего Христос объявил: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ), а по воскресении заповедал крестить все приходящие народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ),

пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

См. св. Григорий Богослов, Слово 45 Творения, ч. 4, стр. 179. М. 1844. – В тексте в нашей библиотеке эта фраза вопросительная. – Редакция «Азбуки Веры»

Источник

Оцените статью
Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector