1 класс как пишутся имена людей и клички животных

Имя собственное. Большая буква в кличках животных. 1-й класс

Класс: 1

Мобилизующий этап

Формулирование учащимися темы и цели урока:

хомяк
корова
кошка
собака

Дружок
Мурка
Фомка
Бурёнка

Уч-ль. Прочитайте слова, записанные в первом столбике.

Уч-к. хомяк, корова, кошка, собака

Уч-ль. Что обозначают эти слова?

Уч-к. Это названия животных.

Уч-ль. Прочитайте слова во втором столбике.

Уч-к. Дружок, Мурка, Фомка, Бурёнка

Уч-ль. Что обозначают слова второго столбика?

Уч-к. Слова второго столбика обозначают клички животных.

Уч-ль. Что общего в написании слов второго столбика?

Уч-к. Клички животных пишутся с большой буквы.

Уч-ль. Ориентируясь на запись и значение слов второго столбика, сформулируйте тему урока.

Тема: … буква в … животных.

Уч-к. Тема: Большая буква в кличках животных.

Уч-ль. В соответствии с темой и записью на доске, назовите цель урока.

Минутка чистописания

Уч-ль. Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, встречается в каждом слове первого и второго столбика.

Уч-ль. Охарактеризуйте, какой звук она обозначает в этих словах.

Уч-к. Буква к обозначает звук [к], он согласный, глухой, парный, твёрдый, парный.

Уч-ль. Определите порядок следования букв в данном ряду.

Уч-к. Первой в буквосочетании пишется заглавная буква К, второй – строчная к, третья буква – гласная, идущая по алфавиту.

Уч-ль. При написании буквосочетаний, обратите внимание на пересечении петли у буквы К с верхней линией рабочей строки.

Дети выполняют задание с комментированием.

Словарная работа

Уч-ль. Словарное слово вы найдёте в словах, обозначающих название животных, которому соответствует кличка Дружок.

Уч-к. Дружок – это кличка собаки, поэтому словарное слово – собака.

Уч-ль. Что обозначает слово собака?

Уч-к. Собака – это домашнее животное, чаще всего используемое человеком для охраны.

Уч-ль. Запишите это слово в тетрадь, выделяя непроверяемую безударную гласную о.

Дети выполняют задание.

Уч-ль. Какое задание можно выполнить со словами этих двух столбиков?

Уч-к. Надо соединить названия животных и соответствующие им клички.

Ученики называют слова парами, учитель на доске переставляет карточки.

хомяк Фомка
корова Бурёнка
кошка Мурка
собака Дружок

Уч-ль. Какой вывод о написании кличек животных вы можете сделать?

Уч-к. Клички животных пишутся с большой буквы.

Уч-ль. Прочитайте правило на странице 23.

Все имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных и др.) пишутся с заглавной буквы.

Расскажите правило друг другу, работая в парах.

Дети выполняют задание, учитель просит одного ученика рассказать правило классу и привести свои примеры.

Физкультминутка

Я буду называть словосочетания. Если слова в нём пишутся с маленькой буквы, вы приседаете. Если хотя бы одно слово в словосочетании пишется с большой буквы – вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх.

кот Пушок
пушистый кот
собака Лайка
корова Ночка
бодливая корова
горная козочка
чиж Пыжик

Закрепление изученного

Уч-ль. На доске записаны столбиком нарицательные имена существительные, которые входили в состав словосочетаний во время словарной работы.

хомяк
корова
кошка
собака

Ориентируясь на слова первого столбика, вспомните и запишите клички животных. Не забывайте об изученной орфограмме.

Ученики выполняют задание самостоятельно. Затем выполняется проверка.

Уч-ль. Прочитайте два текста самостоятельно (страница учебника 22).

Кто там пляшет на волне,
Шлёт привет тебе и мне?
Это наш Дельфин Дельфиныч.

Корабль вышел в море. Вдруг появился дельфин. Он долго плыл за нашим кораблём.

Уч-ль. О ком идёт речь в этих текстах?

Уч-к. Речь идёт о дельфине.

Уч-ль. Почему в первом тексте слово дельфин написано с заглавной буквы, а во втором со строчной?

Уч-к. В первом тексте это имя собственное, а во втором – название животного.

Уч-ль. Что обозначает второе слово, написанное с большой буквы?

Уч-к. Дельфиныч, это отчество дельфина, придуманное поэтом. Он представляет его разумным существом, близким к человеку, поэтому даёт отчество.

Уч-ль. Что ещё относится к именам собственным. Добавьте в правило новую информацию.

Уч-к. К именам собственным относятся имена, фамилии и отчества людей, клички животных.

Уч-ль. Запишите предложение, в двух словах которого встречается звуко-буквенное несоответствие: звуков меньше, чем букв.

Уч-к. Это предложение:

Это наш Дельфин Дельфиныч.

В словах Дельфин Дельфиныч звуков меньше, чем букв, так как мягкий знак звука не обозначает.

Итог урока

Уч-ль. Что относится к именам собственным?

Уч-к. К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных.

Уч-ль. Как пишутся имена собственные?

Уч-к. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Уч-ль. Какое словарное слово вы запомнили?

Уч-к. Это слово собака.

Рефлексия

Уч-ль. Посмотрите на выданные вам рисунки собак. Какой породы эта собака?

Уч-ль. Раскрасьте медаль зелёным цветом, если вам было всё понятно на уроке, синим, – если не все задания вы поняли, красным, если вам было не комфортно на уроке. А медаль поможет запомнить вам в слове собака непроверяемую безударную гласную О.

Источник

Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова.

Тема «Имена собственные. Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока: научить видеть имена собственные и писать их с заглавной буквы.

Задачи:

— Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

— Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

— Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к животным.

Планируемые результаты:

Личностные — формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

— Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) — организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

— Познавательные УУД — умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

— Коммуникативные УУД — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 1 кл./ А.В.Полякова — М.: Просвещение, 2012.,рабочая тетрадь.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

— компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация

— раздаточный материал для парной и индивидуальной работы

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте. Садитесь.

Начнём урок с русской пословицы. Прочитайте её на экране.

Слайд 2

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Как вы её понимаете? Давайте разберём первую часть пословицы.

-Что даёт солнце миру?

(Солнце дает миру тепло, энергию, позволяет всему на свете развиваться, расти, жить. И знания помогают человеку развиваться, идти вперед. Без запаса определенных знаний человек не сможет полноценно существовать и работать. Без знаний человек пропадет. Человек без знаний, как мир без света.)

— Желаю, чтобы урок обогатил вас новыми знаниями, слушайте внимательно, работайте старательно.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

1.Чистописание

Чтобы узнать какую букву мы будем писать на минутке чистописания, вам нужно найти на экране односложное слово, состоящее из трёх букв.

Этой буквой в слове обозначили мягкий согласный звук.

-Кто догадался, о какой букве идёт речь?

Охарактеризуйте звук, который мы обозначили на письме этой буквой.

[м’]- согл., звонк., непарн., мягкий.

-Откройте тетради и запишите дату.

Слайд 4-5

-Обратите внимание на написание букв М,м.

Напишите, чередуя заглавную и строчную буквы М, м.

— Для записи соединений вам нужно найти три буквы.

Условием для поиска букв является игра «Третий лишний»

К М Т Я О У Ю Е И

-Какую закономерность мы можем составить, используя это соединение?

мяи яим имя

-Рассмотрите внимательно соединения. Что вы заметили?

-Найдите среди этих соединений слово. Подчеркните его.

Звукобуквенный разбор слова.

-Что оно обозначает? (Слайд 7)

Имя – личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.

III. Выявление места и причины затруднения.

— Как вы думаете, к кому из вас я обращаюсь, когда говорю слова «мальчик», «девочка», «ученик», «школьник», «обучающийся»… Не понять. Как же быть, чтобы человек понял, что обращаются конкретно к нему, а не к кому- то другому? (Назвать его по имени, а взрослого человека по имени и отчеству, по фамилии.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

— Слов, которыми называют человека много, но имя, отчество и фамилия принадлежат только ему. Кличка животного тоже принадлежит только данному животному.

-Как мы можем назвать слова называющие лично каждого из нас, являющиеся нашими собственными?

« Имена собственные » (Слайд 8)

-Кто догадался, какова тема нашего урока.

Сегодня на уроке мы должны узнать, какие слова относятся к именам собственным, научиться находить их в тексте, правильно записывать, отличать от других слов.

— Отметьте на шкале самооценки уровень своих знаний по этой теме.

(Если вам ничего не известно по теме «Имена собственные», то раскрасьте воздушный шарик синим цветом.

Если вы уже что-то знаете по этой теме – зелёным.

Если вы считаете, что всё знаете – красным.

V. Реализация построения проекта.

1.-Какие слова мы отнесём к именам собственным?

(Слайд 9)

Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные.

2.Сравнение с эталоном

-Откройте учебник на стр.40, прочитайте правило и сверьте его с нашим предположением.

(Слайд 10)

У меня есть шарик. У меня есть Шарик.

Вы поняли, о чем идет речь? Что вам помогло?

Имена, отчества, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы.

-Помогите автору исправить ошибки.

Работа в парах (Слайд 11)

кошка Жучка

собачонка Мурка

корова Сивка.

Проверка. ( Слайд 12)

Уч. Что записано в первом столбике (во втором)?

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

1. Обратимся к страницам истории.

-Вспомните, как наши предки называли своих детей.

Первого ребёнка в семье?

(Перва, Вторак, Третьяк; внешний вид: Черныш, Чернава, Мал;

поведение: Добр, Храбр, Смеяна, Умник)

-Что такое отчество?

Как раньше давали фамилии?

(по месту жительства (Рязанов,Владимирский, Донской),

по ремеслу (Кузнецов, Плотников, Столяров), по названию животных.

2.Словарная работа (Слайд 14-18)

Отгадайте загадки, образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она?

Летом ходим без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Чик – чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Воробья подружка.

-Какое слова среди них «лишнее»? Почему?

Физкультминутка

Дети, встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Я буду называть слова. Если вы услышите, что это имя собственное, то присядьте на корточки, если же это будет какое-то другое слово – поднимите руки вверх. Будьте внимательны.

Мама, Елена Николаевна, собака, Жучка, коза, воробей, Мурка, окунь, Маршак, сорока, Петров, корова, Шарик.

3.Имена собственные и другие слова. Их отличительные особенности.

Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте группы слов. Подумайте, какое задание нужно выполнить.

(выбрать нужные буквы и объяснить свой выбор) (Слайд 20)

(С, с)естрица (А, а)лёнушка, (У,у)ченик (И,и)ванов, (Д,д)октор (Б,б)орис (П,п)етрович, (К,к)ошка (М,м)урка, (Д,д)ядя (И,и)горь, (К,к)орова (Н,н)очка.

-Назовите имена собственные.

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. ( Слайд 24)

Выберите нужную букву в скобках.

Улетел (О,о)рел за город (О,о)рел.

Вася (Р,р)ыбаков был у (Р,р)ыбаков.

Коля (А,а)рбузов купил шесть (А,а)рбузов.

Саша (С,с)кворцов покормил(С,с)кворцов.

— Проверьте правильность выполнения по эталону на экране.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1.Работа по учебнику (стр.42 упражнение 52) (Устно)

-Какие правила употребления большой буквы вы знаете?

2.Упражнение 53.

Выпишите слова, которые можно писать и с маленькой, и с большой буквы.

Лес, билет, книга, лошадь, море, поле.

IХ. Рефлексия.

1) САМООЦЕНКА (относительно теста)

— Отметьте на шкале самооценки уровень своих знаний по этой теме относительно теста.

(Если усвоили тему урока, трудностей не испытываете, то раскрасьте воздушный шарик красным цветом.

Если иногда испытываете трудности – зелёным.

По этой теме нужно ещё поработать – синим.

— Поднимите руку, у кого уровень знаний повысился. Молодцы. Поаплодируйте себе.

2) — Закончите фразы. ( Слайд 26)

Сегодня на уроке я:

узнал… (Имена собственные пишутся с заглавной буквы. К именам собственным относятся: имена, отчества, фамилии, клички.)

смог…(Справились со всеми заданиями, научились писать имена собственные.)

могу похвалить себя и своих одноклассников…(Мы старались, трудились, были активными и внимательными.)

Х. Итог урока

— Спасибо за работу. Урок окончен. (Слайд 27)

Источник

Имя, Названия, Аббревиатуры, Сокращения
Adblock
detector