Имя собственное. Большая буква в кличках животных. 1-й класс
Класс: 1
Мобилизующий этап
Формулирование учащимися темы и цели урока:
хомяк
корова
кошка
собака
Дружок
Мурка
Фомка
Бурёнка
Уч-ль. Прочитайте слова, записанные в первом столбике.
Уч-к. хомяк, корова, кошка, собака
Уч-ль. Что обозначают эти слова?
Уч-к. Это названия животных.
Уч-ль. Прочитайте слова во втором столбике.
Уч-к. Дружок, Мурка, Фомка, Бурёнка
Уч-ль. Что обозначают слова второго столбика?
Уч-к. Слова второго столбика обозначают клички животных.
Уч-ль. Что общего в написании слов второго столбика?
Уч-к. Клички животных пишутся с большой буквы.
Уч-ль. Ориентируясь на запись и значение слов второго столбика, сформулируйте тему урока.
Тема: … буква в … животных.
Уч-к. Тема: Большая буква в кличках животных.
Уч-ль. В соответствии с темой и записью на доске, назовите цель урока.
Минутка чистописания
Уч-ль. Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, встречается в каждом слове первого и второго столбика.
Уч-ль. Охарактеризуйте, какой звук она обозначает в этих словах.
Уч-к. Буква к обозначает звук [к], он согласный, глухой, парный, твёрдый, парный.
Уч-ль. Определите порядок следования букв в данном ряду.
Уч-к. Первой в буквосочетании пишется заглавная буква К, второй – строчная к, третья буква – гласная, идущая по алфавиту.
Уч-ль. При написании буквосочетаний, обратите внимание на пересечении петли у буквы К с верхней линией рабочей строки.
Дети выполняют задание с комментированием.
Словарная работа
Уч-ль. Словарное слово вы найдёте в словах, обозначающих название животных, которому соответствует кличка Дружок.
Уч-к. Дружок – это кличка собаки, поэтому словарное слово – собака.
Уч-ль. Что обозначает слово собака?
Уч-к. Собака – это домашнее животное, чаще всего используемое человеком для охраны.
Уч-ль. Запишите это слово в тетрадь, выделяя непроверяемую безударную гласную о.
Дети выполняют задание.
Уч-ль. Какое задание можно выполнить со словами этих двух столбиков?
Уч-к. Надо соединить названия животных и соответствующие им клички.
Ученики называют слова парами, учитель на доске переставляет карточки.
хомяк Фомка
корова Бурёнка
кошка Мурка
собака Дружок
Уч-ль. Какой вывод о написании кличек животных вы можете сделать?
Уч-к. Клички животных пишутся с большой буквы.
Уч-ль. Прочитайте правило на странице 23.
Все имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных и др.) пишутся с заглавной буквы.
Расскажите правило друг другу, работая в парах.
Дети выполняют задание, учитель просит одного ученика рассказать правило классу и привести свои примеры.
Физкультминутка
Я буду называть словосочетания. Если слова в нём пишутся с маленькой буквы, вы приседаете. Если хотя бы одно слово в словосочетании пишется с большой буквы – вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх.
кот Пушок
пушистый кот
собака Лайка
корова Ночка
бодливая корова
горная козочка
чиж Пыжик
Закрепление изученного
Уч-ль. На доске записаны столбиком нарицательные имена существительные, которые входили в состав словосочетаний во время словарной работы.
хомяк
корова
кошка
собака
Ориентируясь на слова первого столбика, вспомните и запишите клички животных. Не забывайте об изученной орфограмме.
Ученики выполняют задание самостоятельно. Затем выполняется проверка.
Уч-ль. Прочитайте два текста самостоятельно (страница учебника 22).
Кто там пляшет на волне,
Шлёт привет тебе и мне?
Это наш Дельфин Дельфиныч.
Корабль вышел в море. Вдруг появился дельфин. Он долго плыл за нашим кораблём.
Уч-ль. О ком идёт речь в этих текстах?
Уч-к. Речь идёт о дельфине.
Уч-ль. Почему в первом тексте слово дельфин написано с заглавной буквы, а во втором со строчной?
Уч-к. В первом тексте это имя собственное, а во втором – название животного.
Уч-ль. Что обозначает второе слово, написанное с большой буквы?
Уч-к. Дельфиныч, это отчество дельфина, придуманное поэтом. Он представляет его разумным существом, близким к человеку, поэтому даёт отчество.
Уч-ль. Что ещё относится к именам собственным. Добавьте в правило новую информацию.
Уч-к. К именам собственным относятся имена, фамилии и отчества людей, клички животных.
Уч-ль. Запишите предложение, в двух словах которого встречается звуко-буквенное несоответствие: звуков меньше, чем букв.
Уч-к. Это предложение:
Это наш Дельфин Дельфиныч.
В словах Дельфин Дельфиныч звуков меньше, чем букв, так как мягкий знак звука не обозначает.
Итог урока
Уч-ль. Что относится к именам собственным?
Уч-к. К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных.
Уч-ль. Как пишутся имена собственные?
Уч-к. Имена собственные пишутся с большой буквы.
Уч-ль. Какое словарное слово вы запомнили?
Уч-к. Это слово собака.
Рефлексия
Уч-ль. Посмотрите на выданные вам рисунки собак. Какой породы эта собака?
Уч-ль. Раскрасьте медаль зелёным цветом, если вам было всё понятно на уроке, синим, – если не все задания вы поняли, красным, если вам было не комфортно на уроке. А медаль поможет запомнить вам в слове собака непроверяемую безударную гласную О.
Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова.
Тема «Имена собственные. Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель урока: научить видеть имена собственные и писать их с заглавной буквы.
Задачи:
— Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
— Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
— Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к животным.
Планируемые результаты:
Личностные — формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
— Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) — организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
— Познавательные УУД — умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
— Коммуникативные УУД — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные — уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 1 кл./ А.В.Полякова — М.: Просвещение, 2012.,рабочая тетрадь.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
— компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация
— раздаточный материал для парной и индивидуальной работы
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
— Здравствуйте. Садитесь.
Начнём урок с русской пословицы. Прочитайте её на экране.
Слайд 2
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
— Как вы её понимаете? Давайте разберём первую часть пословицы.
-Что даёт солнце миру?
(Солнце дает миру тепло, энергию, позволяет всему на свете развиваться, расти, жить. И знания помогают человеку развиваться, идти вперед. Без запаса определенных знаний человек не сможет полноценно существовать и работать. Без знаний человек пропадет. Человек без знаний, как мир без света.)
— Желаю, чтобы урок обогатил вас новыми знаниями, слушайте внимательно, работайте старательно.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1.Чистописание
Чтобы узнать какую букву мы будем писать на минутке чистописания, вам нужно найти на экране односложное слово, состоящее из трёх букв.
Этой буквой в слове обозначили мягкий согласный звук.
-Кто догадался, о какой букве идёт речь?
Охарактеризуйте звук, который мы обозначили на письме этой буквой.
[м’]- согл., звонк., непарн., мягкий.
-Откройте тетради и запишите дату.
Слайд 4-5
-Обратите внимание на написание букв М,м.
Напишите, чередуя заглавную и строчную буквы М, м.
— Для записи соединений вам нужно найти три буквы.
Условием для поиска букв является игра «Третий лишний»
К М Т Я О У Ю Е И
-Какую закономерность мы можем составить, используя это соединение?
мяи яим имя
-Рассмотрите внимательно соединения. Что вы заметили?
-Найдите среди этих соединений слово. Подчеркните его.
Звукобуквенный разбор слова.
-Что оно обозначает? (Слайд 7)
Имя – личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.
III. Выявление места и причины затруднения.
— Как вы думаете, к кому из вас я обращаюсь, когда говорю слова «мальчик», «девочка», «ученик», «школьник», «обучающийся»… Не понять. Как же быть, чтобы человек понял, что обращаются конкретно к нему, а не к кому- то другому? (Назвать его по имени, а взрослого человека по имени и отчеству, по фамилии.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
— Слов, которыми называют человека много, но имя, отчество и фамилия принадлежат только ему. Кличка животного тоже принадлежит только данному животному.
-Как мы можем назвать слова называющие лично каждого из нас, являющиеся нашими собственными?
« Имена собственные » (Слайд 8)
-Кто догадался, какова тема нашего урока.
Сегодня на уроке мы должны узнать, какие слова относятся к именам собственным, научиться находить их в тексте, правильно записывать, отличать от других слов.
— Отметьте на шкале самооценки уровень своих знаний по этой теме.
(Если вам ничего не известно по теме «Имена собственные», то раскрасьте воздушный шарик синим цветом.
Если вы уже что-то знаете по этой теме – зелёным.
Если вы считаете, что всё знаете – красным.
V. Реализация построения проекта.
1.-Какие слова мы отнесём к именам собственным?
(Слайд 9)
Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные.
2.Сравнение с эталоном
-Откройте учебник на стр.40, прочитайте правило и сверьте его с нашим предположением.
(Слайд 10)
У меня есть шарик. У меня есть Шарик.
— Вы поняли, о чем идет речь? Что вам помогло?
Имена, отчества, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы.
-Помогите автору исправить ошибки.
Работа в парах (Слайд 11)
кошка Жучка
собачонка Мурка
корова Сивка.
Проверка. ( Слайд 12)
Уч. Что записано в первом столбике (во втором)?
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
1. Обратимся к страницам истории.
-Вспомните, как наши предки называли своих детей.
Первого ребёнка в семье?
(Перва, Вторак, Третьяк; внешний вид: Черныш, Чернава, Мал;
поведение: Добр, Храбр, Смеяна, Умник)
-Что такое отчество?
Как раньше давали фамилии?
(по месту жительства (Рязанов,Владимирский, Донской),
по ремеслу (Кузнецов, Плотников, Столяров), по названию животных.
2.Словарная работа (Слайд 14-18)
Отгадайте загадки, образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она?
Летом ходим без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Чик – чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Воробья подружка.
-Какое слова среди них «лишнее»? Почему?
Физкультминутка
Дети, встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Сейчас мы поиграем с вами в интересную игру. Я буду называть слова. Если вы услышите, что это имя собственное, то присядьте на корточки, если же это будет какое-то другое слово – поднимите руки вверх. Будьте внимательны.
Мама, Елена Николаевна, собака, Жучка, коза, воробей, Мурка, окунь, Маршак, сорока, Петров, корова, Шарик.
3.Имена собственные и другие слова. Их отличительные особенности.
Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте группы слов. Подумайте, какое задание нужно выполнить.
(выбрать нужные буквы и объяснить свой выбор) (Слайд 20)
(С, с)естрица (А, а)лёнушка, (У,у)ченик (И,и)ванов, (Д,д)октор (Б,б)орис (П,п)етрович, (К,к)ошка (М,м)урка, (Д,д)ядя (И,и)горь, (К,к)орова (Н,н)очка.
-Назовите имена собственные.
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. ( Слайд 24)
— Выберите нужную букву в скобках.
Улетел (О,о)рел за город (О,о)рел.
Вася (Р,р)ыбаков был у (Р,р)ыбаков.
Коля (А,а)рбузов купил шесть (А,а)рбузов.
Саша (С,с)кворцов покормил(С,с)кворцов.
— Проверьте правильность выполнения по эталону на экране.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
1.Работа по учебнику (стр.42 упражнение 52) (Устно)
-Какие правила употребления большой буквы вы знаете?
2.Упражнение 53.
Выпишите слова, которые можно писать и с маленькой, и с большой буквы.
Лес, билет, книга, лошадь, море, поле.
IХ. Рефлексия.
1) САМООЦЕНКА (относительно теста)
— Отметьте на шкале самооценки уровень своих знаний по этой теме относительно теста.
(Если усвоили тему урока, трудностей не испытываете, то раскрасьте воздушный шарик красным цветом.
Если иногда испытываете трудности – зелёным.
По этой теме нужно ещё поработать – синим.
— Поднимите руку, у кого уровень знаний повысился. Молодцы. Поаплодируйте себе.
2) — Закончите фразы. ( Слайд 26)
Сегодня на уроке я:
— узнал… (Имена собственные пишутся с заглавной буквы. К именам собственным относятся: имена, отчества, фамилии, клички.)
— смог…(Справились со всеми заданиями, научились писать имена собственные.)
— могу похвалить себя и своих одноклассников…(Мы старались, трудились, были активными и внимательными.)
Х. Итог урока
— Спасибо за работу. Урок окончен. (Слайд 27)